Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше — Абдулова Г.Ф. cкачать в PDF

10 классных игр, которые научат ребёнка читать быстро и без ошибок22 марта 2021

Как научить ребенка читать уверенно, бегло, правильно? Заинтересовать и увлечь! Предлагаем подборку игр от педагога, инструктора по скорочтению и развитию памяти Гюзель Абдуловой.

image image Гюзель Абдулова, нейропсихолог, педагог, тренер по скорочтению и развитию памяти, руководитель центра интеллектуальных технологий «Эйдос»

Эти увлекательные игры не только вызовут интерес к чтению, но и помогут развить память, внимание и уровень понимания текстов. Играйте — читая, читайте — играя!

«Гонки»

Что надо делать? Предложите ребёнку прочитать его любимое стихотворение несколько раз, каждый раз увеличивая скорость и силу голоса. Цель. Упражнение значительно повышает скорость чтения, совершенствует технику чтения и способствует развитию речи.

«Иностранец»

Что надо делать? Читаем слова, выделяя последний слог, как будто с «иностранным» акцентом. Читаем текст или столбики слов. Например: В здоровОМ телЕ — здоровЫЙ дух. Не тот прАВ, кто сильнЫЙ, а тот, кто честнЫЙ. ДеревО держитсЯ корнямИ, а человЕК — друзьямИ. А ВаськА слушаЕТ да ест. БлизОК локОТЬ, да не укусИшь КукушкКА хвалИТ петухА за то, что хвалИТ он кукушКУ. Один в поЛЕ не воИН.

Цель. Упражнение помогает избавить детей от привычки глотать окончания. Оно довольно утомительное, поэтому выполняем его в течение 30 секунд.

«Голоса»

Что надо делать? Задача — чтение текста в образе человека или животного, мультяшного или литературного героя. Обсудите с ребёнком, как бы этот текст прочитала Баба-яга или мышка-норушка, заяц или волк. Цель. Упражнение совершенствует технику чтения, помогает увлечь малыша чтением, показать, что это весело и интересно.

«Весёлые картинки»

Что надо делать? Для этого упражнения нужно подобрать текст с большим количеством картинок. Разрежьте картинки и перемешайте. Задача ребёнка — разложить картинки по порядку, чтобы восстановить последовательность событий. Вариант 1. Прочитать текст и разложить картинки по порядку. Вариант 2. Рассказать сказку по картинкам. Затем прочитать текст и сравнить свой вариант с предложенным. Цель. Упражнение способствует развитию смыслового чтения и более глубокому пониманию прочитанного.

«Волшебные пазлы»

Что надо делать? Текст нарезаем на отрывки-пазлы и перемешиваем. Предлагаем ребёнку собрать их и прочитать восстановленный текст. Цель. Упражнение довольно трудное, задействуется и память, и внимание, и мышление. Совершенствуется навык смыслового чтения. Поначалу нужно выбирать знакомые тексты, лучше — сказки.

«Слово потерялось»

Что надо делать? Читаем вслух текст, пропуская слова. Ребёнок должен понять, какое слово пропустили. Цель. Упражнение способствует развитию внимания, формированию навыка смысловой догадки и более глубокому пониманию прочитанного.

«Первый и последний»

Что надо делать? Ребёнок читает текст, произнося вслух только первую и последнюю буквы в слове. Затем должен рассказать, о чём прочитал. Цель. Упражнение тренирует концентрацию и быстрое переключение внимания, учит выполнять несколько действий одновременно: читать, понимать, запоминать.

«Голова-хвост»

Что надо делать? Вариант 1. Взрослый читает начало слова, а ребёнок должен найти «хвост», то есть окончание этого слова. Для этого нужно максимально быстро просмотреть весь текст, найти слово и прочитать окончание. Вариант 2. Взрослый читает начало предложения, а ребёнок должен найти его окончание. Цель. Это хорошая тренировка навыков «сканирования» текста глазами, концентрации внимания и смыслового чтения.

«Читай и считай»

Что делать? Ребёнок должен не только прочитать и понять текст, но и посчитать слова. Естественно, для начала нужны небольшие тексты — от 10−20 до 40−50 слов. Цель. Это упражнение помогает развивать внимание и лучше понимать текст.

«Снимаем кино»

Что делать? Предлагаем ребёнку представить в уме фильм на основе текста. Помогаем наводящими вопросами, выясняем, что он видит и чувствует, когда читает. Задача не только понять, о чём идёт речь в тексте, но и услышать звуки, почувствовать запахи, вкусы, испытать эмоции героев. Ребёнок должен ответить на ваши вопросы и пересказать текст. Цель. Развиваем образную память, речь, навык пересказа. Благодаря применению метода соощущений, дети легко вспоминают и рассказывают текст со всеми деталями, даже придумывают подробности.

Г. Абдулова «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение»

Издательство АСТ

Важно научить ребёнка читать правильно. В книге опытного нейропсихолога, тренера по скорочтению и руководителя школы интеллектуального развития «Супермозг» Гюзель Абдуловой собраны интересные и веселые упражнения, которые помогут ребёнку научиться бегло читать, обходясь без ошибок и запинок. И хотя книга эта рассчитана на детей младшего школьного возраста, позаниматься наверняка будет интересно и родителям: попробуйте-ка сами быстро прочитать текст вверх ногами или найти несколько слов в целом море разбросанных букв.

Читайте также:

5 игр для развития памяти

Как научить ребёнка уверенно читать: 5 советов родителям

«Секретики» и еще четыре детские игры для улицы

Фото: Prostock-studio, Alexxndr, ra2studio, Luis Molinero/Shutterstock

Чтобы научиться читать быстро, необязательно покупать специальные курсы.

Мы говорим «я проглотил ее в один присест», когда рассказываем про интересную книгу, которую быстро прочитали. А вот нудные, но необходимые материалы приходится изучать часами.

Такие тексты мы просматриваем снова и снова, перебирая строки в поисках смысла. Но что, если не получается вникнуть в очень важный доклад, научную работу или учебник? Для таких случаев используют скорочтение. Делюсь, как освоить этот навык.

Что мешает быстро читать

В среднем человек читает со скоростью около 200 слов в минуту. Владеющий скорочтением — до 600 слов, а в некоторых случаях и до 1000. Чтобы достичь таких результатов, для начала нужно устранить основные причины медленного чтения, а потом освоить техники, которые помогут читать быстро.

Вот что нам мешает увеличить скорость чтения.

Ограниченное периферическое зрение. Когда мы смотрим в одну точку, то соседние объекты видим в пределах 2—5 градусов, все остальное — результат «дорисовки» картинки мозгом. Из-за этого мы не можем прочитать страницу целиком и вынуждены переходить от слова к слову.

Ограниченность полем зрения

Регрессия. Если у человека не выработана система чтения, скорее всего, его глаза двигаются по тексту хаотично, постоянно возвращаются на несколько слов или строк назад. Это касается любых текстов — не только юридических документов, которые мы внимательно перечитываем, но и художественной литературы: мы возвращаемся, чтобы уловить детали и воссоздать картину событий.

Пример того, как работает регрессия

Субвокализация — это мысленное проговаривание текста. Она помогает лучше усваивать информацию, но и требует много времени. Другое дело — быстрое считывание смысла слова по его визуальному образу.

Низкая концентрация внимания. Когда мы отвлекаемся на посторонние раздражители, то читать быстро не можем. На пути к «проглатыванию» смыслов потребуется навык поверхностного чтения: когда мы быстро находим ключевые слова, чтобы уловить суть, но в то же время концентрируем внимание только на этом и не отвлекаемся.

Вот какие упражениния научат читать эффективно и ловко.

KUDA30″,»range»:[0,1],»title»:»Есть куда стремиться»,»bgColor»:»»,»textColor»:»»,»btnBgColor»:»#046E3C»,»btnTextColor»:»#fff»,»btnBorderColor»:»none»},{«img»:»https://mediastore.tjournal.tech/4124155.8pew9x.png»,»desc»:»Почитайте еще статей журнала о личных финансах или приходите учиться на наш курс про «Эксель» и «Гугл-таблицы»! Кстати, у вас и промокод на скидку 30% теперь есть: NEPLOHO30«,»range»:[2,2],»title»:»Неплохо, но можно лучше»,»bgColor»:»»,»textColor»:»»,»btnBgColor»:»#046E3C»,»btnTextColor»:»#fff»,»btnBorderColor»:»none»},{«img»:»https://mediastore.tjournal.tech/4124155.8pew9x.png»,»desc»:[«Вы так уверены в своих силах, что вам, возможно, уже и не нужен наш курс про «Эксель» и «Гугл-таблицы» для управления жизнью и финансами.»,»Но промокод на скидку 30% все равно оставим — вдруг вы прогнозируете, считаете и анализируете без удобных табличек: SNIMAEM30«],»range»:[2,3],»title»:»Снимаем шляпу»,»bgColor»:»»,»textColor»:»»,»btnBgColor»:»#046E3C»,»btnTextColor»:»#fff»,»btnBorderColor»:»none»}]}],»itemsSource»:{«source»:»config»}}],»showInNav»:false,»label»:»bannerlink-level»,»showTitleAsLink»:false,»focusedStyle»:{«bgColor»:»»,»bgTone»:»light»},»totalCardsCount»:1}]}’>

ТЕСТ · ⅓

Можете спрогнозировать, сколько денег у вас будет через год?

Упражнение 1

Подавить субвокализацию

В школе нас учили читать строчки вслух, тем самым закладывая определенную модель чтения. В итоге мы усваиваем информацию с той же скоростью, с которой читаем вслух. Избавиться от такой привычки непросто.

Задача во время чтения — заблокировать участок мозга, который отвечает за произношение. Несмотря на то, что текст видят глаза, обрабатывает слова именно мозг, и от него зависит скорость усвоения информации.

Есть несколько способов избавиться от субвокализации.

Ритм Жинкина. Метод разработал советский лингвист и психолог Николай Иванович Жинкин. Суть заключается в выстукивании во время чтения определенного ритма, который не соответствует ритму внутренней речи. Таким образом в коре головного мозга образуется зона индуктивного торможения — рефлекс не срабатывает, и вы учитесь воспринимать текст без субвокализации. Можно использовать для выстукивания карандаш, метроном или другое подручное средство.

Включайте это видео, чтобы попробовать прочесть текст по методу Жинкина

Проговаривание вслух. Попробуйте проговаривать вслух частушки, стихотворения или скороговорки во время чтения. Это займет речевой аппарат, и озвучивать слова из книги не получится. Первое время воспринимать информацию на бумаге будет сложно. Может сложиться впечатление, что вы вроде и читаете, но ничего не понимаете. Это пройдет с практикой: с помощью тренировок удастся ускорить чтение вдвое.

Упражнение 2 Читать наоборот

Упражнение развивает способность концентрировать внимание на тексте. Работает так: вы выбираете любой текст и начинаете читать его с конца.

Например:

Это предложение повысит вашу концентрацию.

Превращается в:

Юицартнецнок ушав тисывоп еинежолдерп отэ.

Это похоже на древнее заклинание, но работает тут не магия. Когда вы читаете наоборот, то полностью концентрируетесь на тексте — и если отвлечетесь, это будет заметно сразу. Еще одним плюсом метода является его доступность: читать задом наперед можно в транспорте, за обедом и в любую свободную минуту. Читайте текст в обычном формате, а затем наоборот. Следите, как меняется ваша скорость чтения, концентрация и восприятие слов. Главное, чему учит этот метод, — не отвлекаться и понимать прочитанное.

Упражнение 3 Тренироваться по таблице Шульте

Немецкий психиатр Вальтер Шульте использовал эту таблицу для исследования свойств понимания. Она нужна в скорочтении, чтобы расширять границы периферийного зрения и захватывать больше информации с каждой страницы текста.

Таблица Шульте позволяет расширить границы периферийного зрения. В таблицу можно вписать цифры, буквы и даже символы

Для тренировки посмотрите на число, находящиеся в центре таблицы. Не отрывая от него глаз, старайтесь увидеть цифры справа, сбоку, сверху и снизу. Главное — не искать символы, а учиться видеть их с помощью периферийного зрения.

Такой способ позволит расширить границы внимания и научит воспринимать символы параллельно друг другу в противовес последовательному, сканирующему чтению.

Когда мы смотрим на страницу, зрение концентрируется в зоне ясного видения — центральной зоне сетчатки глаза. Работа с таблицей развивает параллельное, объемное восприятие. В обычном режиме мы читаем последовательно, слово за словом. Параллельное усвоение помогает фиксировать строки целиком.

Так выглядит последовательное чтение

Упражнение 4 Освоить фоточтение

Задача скорочтения — не научить вас быстро читать, а легко вычленять суть, понимать и усваивать информацию. Фоточтение похоже на сканирование: такой метод учит воспринимать тексты поверхностно и обращать внимание на ключевые детали.

Метод не подходит для изучения научной литературы, где важны цифры и детали. Но с его помощью можно ознакомиться с содержанием пресс-релиза или статьи.

Процесс фоточтения проходит в несколько этапов.

Концентрация на процессе. Необходимо выбросить из головы все лишние мысли, абстрагироваться от посторонних шумов, расслабиться и приготовиться усваивать текст.

Предварительный просмотр. Нужно выяснить структуру текста: изучить содержание книги, чтобы понимать, о чем пойдет речь. Просмотреть подзаголовки и заключение. Составить условный план текста.

Фоточтение. Быстро просмотрите небольшие массивы текста. Каждой странице уделите несколько секунд — буквально сканируйте написанное. Решите для себя, какие части материала наиболее важны для изучения, и составьте общее представление о тексте.

Быстрое чтение. Вернитесь к наиболее важным частям текста и перечитайте их. На этом этапе важно осмыслить материал, сформировать свое мнение о тексте и авторе.

Упражнение 5 Читать по диагонали

Многие слышали про диагональное чтение еще со школы. Этот метод считается вершиной мастерства в скорочтении: читая «наискосок», вы одновременно отказываетесь от регрессии и субвокализации, максимально концентрируетесь на тексте и быстро усваиваете информацию. Здесь же пригодится периферийное зрение.

Читающий по диагонали видит в тексте не набор слов, а смысловые блоки, по которым скользит взгляд. Проскакивая по этим образам, он возвращается к строкам, бегло сканируя их в поисках ключевых слов.

Вот основные правила:

  1. Концентрируйте внимание на всем тексте. Фокусируйтесь на всем тексте, а не на отдельных объектах. Высокий уровень концентрации — наше все на пути к скорочтению.
  2. Двигайте глазами по диагонали. Позвольте глазам двигаться с комфортной для вас скоростью. Единственное условие — взгляд должен двигаться от верхнего левого угла к правому нижнему. Старайтесь охватить взглядом как можно больше информации.
  3. Игнорируйте воду в тексте. Вычленяйте ключевую информацию, игнорируя словесный мусор и воду. Зацепившись взглядом за что-то важное, прочитайте фрагмент внимательнее в обычном режиме, но не возвращайтесь к тому, что уже прочитано.
Схема диагонального чтения. При классическом «медленном» чтении взгляд человека переходит от одной строки к другой. Но тот, кто освоил чтение по диагонали, буквально «скользит» глазами по центру страницы, захватывая остальную информацию при помощи периферийного зрения

Упражнение 6 RSVP

Еще один способ тренировки скорости чтения называется rapid serial visual presentation — «быстрое последовательное визуальное предъявление». Специальные приложения размещают текст быстро и ритмично, с правильным выравниванием, что помогает читать быстрее и лучше усваивать информацию.

Так выглядит метод чтения RSVP

Благодаря этому вы концентрируетесь на каждом слове отдельно, не перечитываете текст, не можете отмотать его назад и не успеваете проговорить про себя. Остается только усваивать информацию. Даже если вы не разовьете в себе скорочтение, то сможете при необходимости быстро «проглотить» порцию текста.

Фото: qvilon.ru

Человечество зарождало культуру, не для того, чтобы современники целый день листали новостную ленту в социальных сетях. Чтение книг делает человека умнее, грамотнее и осведомленнее остальных. Начитанный собеседник с лёгкостью поддерживает разговор и обладает прекрасной памятью.

Если для чего нужно чтение понятно без слов, то со скорочтением могут возникнуть вопросы. Большинство склонно думать, что этот вид поглощения информации, нецелесообразен и плохо запоминается. Но понятие наспех, не подходит к быстрому чтению. Это возможность узнавать ту же информацию за более сжатый срок. Многим по долгу службы приходится сталкиваться с длительным изучением документации, скорочтение выручит и тут.

Для чего нужно уметь быстро читать

Обычный человек читает приблизительно 200 слов в минуту, но натренировав периферийное зрение можно увеличить это количество до 600. Развитие такой способности тормозят два главных отвлекающих момента:

  • Проговаривание содержания у себя в голове.
  • Концентрация внимания на знаках препинания.

Когда вы сможете игнорировать отвлекающие моменты, то начнете охватывать взглядом, целую строку текста. Освоив эти умения можно втрое сократить потраченное на работу и самообразование время.

Многие известные личности владели этим навыком, и он помогал им в их творческой деятельности. Максим Горький охватывал взглядом и запоминал газетную страницу за одну минуту, а американский президент Джон Кеннеди развил способность до прочтения 1 тыс. слов в минуту и за завтраком успевал прочитать целую кипу газет. Одним из известнейших и образованных людей своего времени был Франклин Рузвельт, читавший абзац всего за одно мгновение. Не исключено, что именно этот навык помог этим людям достигнуть таких высот.

Скорочтение поможет тем, кому тяжело даётся чтение скучных информационных пособий, например, студентам. Людям, которые не могут сосредоточиться на информации и постоянно отвлекаются тоже стоит потренировать эту способность.

Лайфхак: Как научиться быстро читать

Лайфхак от Оксаны Чистовской, нарративного гейм-дизайнера PecPoc Games, игрового сценариста, член Международной гильдии писателей.

В ходе работы я просматриваю много текстов: художественную литературу, гайды, статьи про нарративный дизайн и, в конце концов, тонны игровых текстов. Поэтому умение быстро читать играет для меня не последнюю роль. Самое главное для этого избавиться от привычки проговаривать в голове текст. Мы часто не замечаем, но при чтении проговариваем все слова про себя. Это значительно замедляет процесс. Наш мозг обрабатывает прочитанную информацию на самом деле очень быстро, а потом просто ждет, когда другие системы закончат свою работу. Поэтому надо стараться, чтобы на тексте были сфокусированы только глаза и мозг.

Есть также разные способы для тренировки скорочтения. Например, читать книги, включив в приложении автопрокрутку. Сначала выставить низкую скорость, потом постепенно увеличивать. Этот способ помог мне когда-то быстро натренировать скорочтение. Но пользоваться им лучше всего после того, как избавитесь от привычки проговаривать текст.

Основы скорочтения

При фиксации на тексте работают сразу несколько видов зрения:

  • фовеальное воспринимает детали, расположенные по центру видимости;
  • периферийное довольно расплывчатое, но охватывает больший диапазон.

Фовеальное зрение должно захватывать главное и иметь самую большую степень фиксации. Помимо обработки зрительных навыков мозг тратит время и на обработку когнитивных данных, чтобы понять смысл увиденного текста. Главное правило — это подавление внутреннего проговаривания текста. Учитесь распознавать слова визуально, и избегать звукового восприятия.

Ускорение возвратных движений глаз при чтении называется регрессией и развивает память. Разработаны упражнения для улучшения периферийного зрения, ведь чем меньше читатель переводит взгляд по строке, тем более высокий показатель скорости чтения он демонстрирует. Ещё одним плюсом станет уменьшение нагрузки на глаза, что уберет излишнюю усталость.

Подавление внешних и внутренних раздражителей. Изолируйте лишние звуки и шумы вокруг себя и в собственной голове. Существует также понятие просматривания, подразумевающее собою быстро находить важные слова и смысл текста. Развивайте параллельные навыки, каждый может делать несколько дел одновременно, также и с чтением. Чтобы повысить мотивацию, можно устроить дружеские соревнования и последующую викторину о знании текста.

Методика скорочтения

Иванова Елена Александровна – руководитель сети детских языковых центров Полиглотики, автор программы Скорочтение расскажет об уникальной методике.

Как развить навык скорочтения?

Родителям следует задуматься о развитии навыка скорочтения, как только ребенок научился читать, либо он уже посещает школу, и там у него имеются проблемы с усвоением учебного материала. Прежде чем понять, как помочь ребенку научиться читать бегло, необходимо разобраться с самим термином «скорочтение».

Скорочтение – это умение человека воспринимать текст с большой скоростью. Здесь важно слово воспринимать, а не просто механически прочитывать. Даже если удастся научить ребенка проглатывать слова с огромной скоростью, но при этом он не будет понимать прочитанное, то скорочтение окажется бесполезным навыком.

Чтение – довольно сложный психический процесс, в котором задействованы и память, и внимание, и воображение, и мышление. Требуется координированная работа многих участков головного мозга. Однако, когда ребенок справится с этой задачей, ему будет гораздо проще решать многие другие — учебные и жизненные вопросы.

Прежде всего, родителю необходимо понять, в чем основная причина невнимательного или медленного чтения. Если ваш ребенок только учится читать, то обратите внимание на следующие особенности и постарайтесь не допустить их развития:

  • Родители неправильно обучали чтению, т.е., например, учили с ребенком алфавит, а не звуки (учили запоминать, что «л» – это «эль», а «м» – это «эм»). Теперь ребенку сложно составлять слоги и слова.
  • У ребенка диагностируется дислалия, неспособность узнавать и понимать звуки речи, или в целом наблюдается неразвитость фонематического слуха. В этих случаях педагог скорочтения один не справится, необходима помощь узких специалистов.
  • У ребенка плохо развит артикуляционный аппарат. На занятиях мы делаем языковую и дыхательную гимнастику, которая позволяет «разговорить» ребенка, раскрыть легкие и свободно говорить и читать.
  • Школьник часто возвращается к уже прочитанному, это называется регрессией глаз при чтении. Есть специальные техники, которые позволяют устранить этот эффект.
  • Ребенок не видит слова целиком и придумывает окончания.
  • У ребенка низкий уровень концентрации внимания, восприятия и памяти.
  • Узкое поле зрения или малый объем оперативного зрения.
  • Когда родители заставляют малыша читать книги только вслух, у него формируется привычка узнавать слова только после прочтения вслух.

Со всеми этими проблемами помогают справиться специальные техники и приемы скорочтения. Если момент, как говорится, упущен, то это не страшно: в домашних условиях вам помогут специальные тренировки.

Упражнения для скорочтения

Поделюсь несколькими рекомендациями по работе с текстами.

Частая проблема детей – возврат к уже прочитанному. Существует несколько приемов борьбы с регрессией глаз, приведу самый простой.

Закладка

Ребенок читает первую строчку в тексте, кладет на нее закладку или линейку, закрывая прочитанный текст. Продолжает читать, передвигая закладку по странице. Вернуться на прочитанный текст невозможно. Привычка читать только вперед со временем выработается автоматически.

Приемы на подавление артикуляции

Чтение вслух, даже бормотание губами, мешает увеличению скорости чтения. Читать должны одни глаза. Убрать проговаривание помогут такие упражнения:

Чтение под музыку

Включайте ребенку сначала музыку без слов, потом в сопровождении песни. Шум мешает проговариванию.

Бормотун

Дети должны бормотать или жужжать, или напевать мотив во время чтения. Данное упражнение сложное, однако развивает сразу оба полушария мозга, так как ребенок выполняет два действия одновременно.

Карандаш

Губы не слушаются и все равно бубнят на автомате, тогда нужно их зажать с помощью карандаша или трубочки.

Барабанная дробь

Любой произвольный ритм может отстукивать сам ребенок или взрослый, а можно барабанить без всякого ритма или наигрывать любимую мелодию.

Данные тренировочные упражнения выполнять дошкольникам и школьникам младших классов сложно. Дополнительные шумы, задания мешают восприятию информации, поэтому необходимо регулярно контролировать понимание прочитанного текста.

Скорочтение для детей

Учеными доказано, что если ребенок читает медленно, то ему сложнее учиться, так как наш мозг работает гораздо быстрее наших глаз, а при медленном чтении голова ребенка не успевает обрабатывать поступающую информацию.

Приведу несколько аргументов в пользу скорочтения для детей:

  • школьнику становится проще работать с учебными материалами;
  • ребенок не просто быстрее читает, но и быстрее понимает смысл прочитанного, а значит справляется с учебными задачами быстрее;
  • параллельно с отработкой навыка скорочтения развиваются память, внимание и мышление;
  • у ребенка развивается терпение, усидчивость и умение концентрироваться;
  • школьник учится отсеивать неважную информацию и воспринимать полезную – крайне важное умение в современном информационном пространстве;
  • ребенок расширяет свое поле зрения, учится видеть не только текст целиком, но и внимательнее относится к окружающей его реальности. Как говорится, внимательным людям интереснее живется!

Существует ли эффективная методика скорочтения?

Конечно, существует, только для каждого ребенка, да и взрослого, она своя. У всех разные цели, но все хотят научиться быстро читать и с ходу понимать прочитанное. Скорочтение можно рассматривать как гибкий подход к работе с текстом, поэтому у каждого своя индивидуальная программа обучения, которая решает проблемы конкретного ребенка (корректирует навык чтения).

Родителям стоит провести комплексную диагностику причин медленного чтения и работать над их устранением.

Какому-то ребёнку достаточно будет увеличить угол зрения, и он станет в 3 раза быстрее читать, другому необходима речевая гимнастика, которая помогает развить артикуляционный аппарат и усовершенствовать «произносительные» способности, третьему будут полезны дыхательные упражнения. Задания на развитие памяти, внимания, мышления также очень важны при обучении детей скорочтению.

Важно, чтобы занятия были регулярными, а упражнения решали проблемы именно вашего ребенка. Только тогда методика скорочтения будет по-настоящему эффективной.

Вывод

Подводя итоги, выделим главные достоинства скорочтения:

  • быстрое восприятие новой информации;
  • улучшение памяти;
  • развитие зрительных навыков;
  • выделение ключевой информации и отбрасывание ненужного текста.

Улучшив свою память, натренировав зрение и научившись обходить лишнюю текстовую информацию, вы научитесь поглощать знания быстро и качественно. Скорочтение улучшает концентрацию мозга и помогает лучше воспринимать новую информацию.

Скорочтение для детей, Как читать быстрее, запоминать и понимать больше, Абдулова Г.Ф., 2017. Эффективное чтение — именно такая компетенция необходима вашему малышу для быстрого и успешного старта в жизни! Увеличить скорость чтения минимум в 2–3 раза, а также лучше понимать прочитанное поможет система упражнений, которая более 25 лет с успехом применяется в центре интеллектуальных технологий «ЭЙДОС». В этой книге руководитель центра, опытный методист Гюзель Абдулова делится своим богатым опытом решения многих проблем, которые стоят перед ребёнком на пути к вершинам скорочтения. Уникальная авторская комплексная методика, более 60 простых и увлекательных развивающих заданий, которые с удовольствием будет выполнять ваш ребёнок, индивидуальная система занятий, дневник успеха для мотивации и мониторинга — всё это сделает процесс формирования навыка чтения лёгким и максимально результативным.

  • Рубрика: Русский языкЛитературное чтение
  • Автор: Абдулова Г.Ф.
  • Год: 2017
  • Язык учебника: Русский
  • Формат: PDF
  • Страниц: 122

Читать онлайн Пожаловаться Тренажер по чистописанию: работаем с текстом. 3 класс — Тихомирова Е.М. Тренажер по чтению. 1 класс. Послебукварный период — Турусова А.Р. Тетрадь по литературному чтению. 2 класс — Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Как научить Вашего ребенка писать без ошибок — Шклярова Т.В. Комментариев (0)

Совершенно нормально, когда родителей волнует ответ на вопрос, как научить ребёнка быстро читать ещё в дошкольном возрасте. Мамы и папы справедливо считают, что подобные навыки существенно облегчат жизнь школьнику в первые годы обучения, помогут ему достичь определённых успехов.

И действительно, imageдети, обучению которых взрослые уделяли время в дошкольном возрасте, поступая в первый класс, лучше справляются с заданиями, радуют педагогов умением читать не только быстро, но и грамотно. Правильная техника чтения осваивается малышами в раннем возрасте, в результате по мере роста и взросления их результаты в чтении только улучшаются.

Неправильная техника чтения в дошкольном и младшем школьном возрасте без участия в процессе взрослых в итоге приводит к проблемам в обучении в старших классах из-за неспособности детей справляться с внушительными объёмами информации.

Когда пора учиться читать

Естественно, что не все родители точно знают, когда пора начинать заниматься с ребёнком чтением, поэтому стараются включить в его жизнь занятия такого рода как можно раньше. Слишком ответственные мамы и папы начинают учить с детьми буквы чуть ли не с года, считая, что чем раньше малыши научатся их узнавать и соединять, тем больших успехов смогут добиться в будущем.

На самом деле раннее обучение малыша чтению не даст результатов, на которые рассчитывают взрослые. Специалисты уверяют, что самый подходящий возраст для начала занятий по чтению — это 5-6 лет. Дело в том, что только в этом возрасте отдельные участки мозга и нервная система ребёнкаimage достаточно сформированы для того, чтобы усвоить основные правила грамматики и чтения.

Слишком раннее обучению быстрому и правильному чтению часто даёт противоположный эффект: вместо вундеркинда и отличника родители получают ребёнка с заниженной самооценкой и плохой успеваемостью.

Важно, чтобы ребёнок действительно проявлял интерес к чтению и получал удовольствие от процесса изучения букв. Постоянная мотивация послужит доказательством того, что мозговые структуры малыша созрели для обучения.

Определённая роль также отводится умению ребёнка воспринимать звуки. Необходимо, чтобы малыш на слух справлялся с выделением звуков в речи, поэтому родители даже на начальном этапе обучения должны обратить его внимание на различие между буквами и звуками, обучить кроху разделять слово на звуки.

Для чего уметь читать быстро

Огромные объёмы информации в наше время подразумевают собой определенную подготовку человека в отношении чтения. Чем лучше развит навык скорочтения, тем больше информации получится усвоить за определенный промежуток времени. В среднем человек способен читать до 300 знаков в минуту. Это немного, поэтому были разработаны imageспециальные методики, способствующие усовершенствованию навыка и ускорению чтения.

Если начать работать с малышом по обучению чтению по этим методикам с раннего детства, можно повлиять на улучшение внимания и памяти, на будущую учебу не только в школе, но и в ВУЗе.

Правильно, когда техника чтения по мере взросления ребёнка улучшается. В реальности же выходит так, что дошкольник запоминает буквы и постепенно учится соединять их в слоги и слова без дальнейшего совершенствования.

Особенности методики скорочтения

Быстрое чтение напрямую связано с вниманием и памятью, а также мышлением и эмоциональным состоянием. Ребёнок, который умеет быстро и правильно читать, будет более уверенно чувствовать себя в школе, сможет повысить уровень успеваемости. У таких детей не будет проблем с усвоением информации, а также способностью выделять главное из прочитанного с концентрацией на нём внимания.

Почему дети медленно читают

Независимо от того, что в дошкольном возрасте малыши учатся читать по примерно одинаковым методикам, выходит так, что некоторые из них легко прогрессируют в скорочтении, а некоторые не могут научиться читать быстро и правильно, несмотря на усилия со стороны родителей и учителей.

Почему малыши медленно читают? На это есть несколько причин.

  1. Невысокий уровень памяти и внимания. Во время чтения длинного imageпредложения ребёнок забывает его начало, теряет смысл прочитанного. Нужно понимать, что для того, чтобы научить малыша читать правильно и быстро, нужно поработать над развитием его внимания и концентрации на материале во время чтения.
  2. Сниженный уровень оперативного поля зрения. Речь идёт о неспособности ребенка увидеть взглядом слово целиком.
  3. Скудный словарный запас.
  4. Регрессия — возвращение к началу слова несколько раз на автоматизме без контроля над ситуацией.
  5. Плохо развитый артикуляционный аппарат.
  6. Слишком сложные, не соответствующие возрасту произведения для чтения.

Несмотря на все вышеописанные причины, ребёнка можно и нужно учить читать быстро и правильно, начиная со старшего дошкольного возраста и продолжая совершенствовать навыки его чтения во время обучения в школе. Для этого есть целый ряд эффективных методов, о которых ниже.

Чтение как часть жизни

Читая малышу книжки, делайте паузы на самых интересных моментах, ссылаясь на усталость, например. Путь ребёнок самостоятельно прочтёт отрывок, после чего расскажет, о чём он и что ему в нём больше всего запомнилось. Если какие-либо слова в отрывке малышу были не понятными, их нужно будет объяснить. В таких случаях ребёнок обязательно вникнет в смысл прочитанного и будет рад оказать помощь взрослому, взяв на себя ответственность за продолжение чтения, стараясь поддерживать его ритм.

Здорово, когда в семье практикуется общение с помощью записок. Уходя из дома, родители могут всегда оставлять ребёнку записки с просьбой сделать что-то или позвонить. Также можно привлекать малыша к imageсоставлению списка покупок перед каждым походом в магазин, заполнению открыток или разработке праздничных плакатов для близких и друзей. 

Достойный способ улучшить скорость чтения — регулярно просматривать с малышом диафильмы. Ребёнку, который растет в мире новых технологий, такой вариант времяпрепровождения доставит особое удовольствие, ведь диафильмы — это нечто особенное, из прошлого и уж точно не скучное.

Смена кадров с подписями под каждым из них и контроль над процессом положительным образом повлияют на улучшение техники чтения у детей.

Чтение в рамках определённой методики

Одна из эффективных методик для улучшения скорости и правильности чтения — это использование двух одинаковых текстов. Ребёнку дают возможность читать параллельно со взрослым один и тот же текст, при этом делают акцент на правильности и скорости чтения. В процессе параллельного чтения можно и нужно экспериментировать со скоростью, то замедляя её, то ускоряя, обращая на это внимание ребёнка.

Ещё одна методика для увеличения скорости — чтение на время, часто практикуемое в младших классах. Начинать тренироваться по ней можно и в старшем дошкольном возрасте, как только малыш научится бегло imageчитать, делая минимум ошибок и правильно выставляя ударения.

Для тренировки в рамках этой методики нужно будет подобрать простой тест, дать малышу возможность прочитать столько, сколько он успеет за определённый промежуток времени, после чего подсчитать количество прочитанных слов. Этот же текст можно будет прочитать ещё несколько раз, стараясь улучшить результат. Постепенно ознакомившись с текстом, ребёнок сможет с лёгкостью прочитать его быстро и правильно, что вселит в него веру в собственные силы.

Очень важно, чтобы на этапе обучения быстрому и правильному чтению ребёнок учился читать про себя. Читая вслух, малыш теряет скорость, тогда как во время чтения про себя глаза его смогут забегать вперёд, а смысл прочитанного не будет утерян.

Игры во время чтения

Увлечь ребёнка чтением можно с помощью забавных игр. Так, например, можно предложить крохе поиграть с ударением, выставляя его на разные слоги слова. Малышу в таких случаях будет проще научиться интуитивно подбирать правильные варианты.

Обязательное упражнение-игра — с преодолением нескольких согласных, следующих друг за другом. Обычно у детей возникают сложности с прочтением слов, где несколько согласных идут друг за дружкой. Если поиграть с ребёнком в такую игру, предложив почитать слова с таким строением на время, то малыш, imageвстретив их в тексте в следующий раз, будет чувствовать себя более уверенно и уже не допустит ошибок.

Обязательно для улучшения техники и скорости чтения заниматься развитием зоркости у детей. Для этого хорошо подойдет упражнение с рядом гласных букв, среди которых малышу нужно будет найти лишнюю, например, согласную.

Также отличный вариант упражнения из этой серии — парные слова с одной отличающейся буквой в составе, например: шар — шаг, лес — вес, лот — кот и пр. Малыш должен прочитать слова и найти в них отличия.

Артикуляционная гимнастика для улучшения техники чтения

Проверенный вариант для старших дошкольников и младших школьников,image которые осваивают и совершенствуют технику чтения, работая над повышением скорости и качества — артикуляционная гимнастика.

В процессе упражнений дети получают возможность улучшить произношение, дыхание, сделать речь более чёткой и правильной. В рамках занятий можно читать с малышом скороговорки, экспериментируя с громкостью, скоростью, обязательно чётко проговаривая каждое слово.

Развиваем поле зрения

Для улучшения скорости чтения также нужно будет поработать над развитием поля зрения. Для этого малышу предлагают назвать буквы, вписанные в клетки начерченной таблицы, стараясь сделать это быстро. Из букв в таблице малышу нужно будет составлять сначала слоги, а потом и простые слова.

Смысловая догадка

Важно научить детей использовать смысловую догадку в процессе чтения. Читая, малыш должен стараться боковым зрением уловить контур следующего слова, подготовившись к его прочтению.

Развивать этот навык можно, работая со словами, где пропущены одна или несколько букв.

Дополнительные методы

На скорость и правильность чтения в дошкольном и младшем школьном возрасте также повлияет использование закладок во время чтения. Малыш будет двигать закладку от слова к слову, постепенно ускоряя таким образом темп и избегая возможности вернуться к уже прочитанным словам.

Отличный эффект имеет чтение текстов, написанных разными шрифтами. Также интересной будет игра по увеличению слов, написанных столбиком, за счёт дополнительных букв. Например: лес, лесок, лесочек или кот, котёнок, котёночек.

Также можно заниматься с ребёнком чтением, добавляя музыкальное сопровождение или отстукивая ритм с помощью карандаша.

Положительно на скорость и правильность чтения повлияет выразительное ролевое чтение. Дети с большим удовольствием озвучивают животных, сказочных героев, пытаясь передать их эмоции интонациями.

С ребятами, которые уже достаточно уверенно и легко читают, можно поработать над освоением перевёрнутых текстов, чтение которых позволит научиться запоминать целостные эталоны букв.

Интересный вариант для обучения детей скорости и технике чтения — это специальные таблицы Шульте. Речь идет о числах, расположенных в случайном порядке в графах таблицы (25 на 25 см), которые ребёнку нужно будет быстро найти и расположить по порядку, расширяя таким образом поле зрения. Искать числа нужно будет про себя, быстро обводя найденные карандашом. До начала упражнения малышу нужно будет некоторое время смотреть в центр таблицы для того, чтобы полностью охватить её взглядом. Двигать глазами по таблице запрещено.

В рамках работы над чтением по вышеуказанным методикам важно следить за систематичностью проведения занятий и обязательно поддерживать у ребёнка позитивный настрой и мотивацию к обучению.

В заключение отметим, что прививать малышу умение быстро и правильно читать нужно только после 5 лет, когда он будет полностью готов к обучению без какого-либо на него давления. В противном случае возможно возникновение проблем в социальном развитии и закрепление «машинного» чтения без способности понимать содержание.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий