Сенсорные игры и упражнения для развития детей

Сенсорное восприятие направлено на развитие ощущений и создание системы реакций на них. Учитывая, что формирование сенсорной культуры происходит на глубинном уровне подсознания, надо находить тонкие методы обучения. Просто рассказать теорию и показать, как надо себя вести — это безрезультативный план. Сенсорное воспитание должно проходить в процессе разных видов деятельности. Особенно успешными оказались дидактические игры на развитие сенсорики.

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

Сенсорика — это способность ощущать внешнее воздействие и раздражители. Данное понятие включает в себя большое разнообразие ощущений. Важность чувственного восприятия подтверждается тем, что оно ставится на один уровень вместе с умственным развитием.

image

Развивающие игры

Дидактические игры для дошкольников — это разновидность тематических занятий, которые выстроены в соответствии с принципами педагогики и являются средством самообразования. Иногда требуются подготовительные этапы для введения в курс занятия или получения теоретической базы.

Читайте также:  Гимнастика и массаж для детей 1, 2, 3 месяца | Видео

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

Если интегрировать дидактические занятия, то они помогут сформировать представление о внешних свойствах предметов и явлений. Например, к характеристикам относится форма, цвет, размер, положение в пространстве, изменение со временем, тактильные свойства, запах, вкус и другое. Помимо развития всех форм восприятия, дидактические упражнения направлены на активную тренировку мелкой моторики рук.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры — приоритетное направление в деятельности на дошкольных занятиях, так как оно не только показывает высокую результативность, но и нравится детям.

image

Развитие речи

  • Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;
  • Делаем ариткуляционные упражнения;
  • Делаем дыхательные упражнения;
  • Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
  • Игры на развитие речи

Например:

Игра «Повторялки». Взрослый произносит слова громко, тихо или шепотом. Ребенок повторяет с соответствующей степенью громкости.

Игра «Для чего это нужно». Взрослый спрашивает зачем нужен тот или иной предмет (стол, стул, шкаф, кровать). Ребенок отвечает.

Игра «Неправильная сказка». Взрослый рассказывает какую-нибудь хорошо знакомую сказку (колобок, например) с ошибками. Ребенок исправляет и др.

Задачи занятий

Сенсорное развитие через дидактические игры имеет следующие особенности:

  • учит ощущать окружающий мир через все органы чувств;
  • формирует систему основных действий, которые являются реакцией на внешние раздражители;
  • учит исследовать окружающий мир;
  • формирует систему сенсорных шаблонов;
  • учит самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации.

Ребенок познает окружавший мир через ощущения. Поэтому умение воспринимать все каналы информации, не ограничивать собственные чувства и правильно их интерпретировать пригодится детям для развития. Сенсорная культура — это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию окружающего мира.

Как научить ребенка внимательности и усидчивости в 7 лет

Обратите внимание! Также без сенсорного развития не получится научить ребенка понимать искусство и находить в нем красоту.

Пример дидактических игр

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет

Занятие по сенсорике в 1 младшей группе по ФГОС проводится, чтобы научить детей базовым цветам, формам и размерам.

Читайте также:  Когда дети начинают громко смеяться. Как и когда маленький ребенок обычно начинает смеяться? Как ускорить появление

«Домик для пуговки»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.

Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету. Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.

«Цветное поле»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.

Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.

«Воздушные шарики»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.

Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.

«Что это за фигура»

Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг.

Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.

Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.

«Спрячься от дождя»

Материалы: по 4 картонных квадрата, круга и треугольника, а также три вырезанных зонтика.

Ход: преподаватель выкладывает шаблон, под каждым зонтиком находится по одной фигуре. Далее описывается игровая ситуация: начался дождь, но фигуры могут спрятаться только под свой зонтик. Ребенок перемещает карточки в положенное место.

Важно! Преподаватель — активный участник каждой игры. В отличие от остальных занятий, тут ему нельзя наблюдать со стороны. Воспитатель ведет занятие по сенсорике в первой младшей группе, направляет ее в то русло, которое бы лучше выполняло поставленную задачу.

Читайте также:  Как научить ребенка переворачиваться на спину видео

Игры с зонтиком имеют несколько вариаций

Картотека игр по сенсорному развитию для 2-й младшей группы

Дидактические игры могут совмещаться с уроками изобразительного искусства. Необязательно заниматься по шаблонам, так как изготовление материала можно доверить детям. Нельзя забывать, что детская игра должна оставаться легкой и непринужденной.

Обратите внимание! Стоит исключить ситуации, когда развлечение превращается в упражнение, иначе можно вызвать отторжение у детей.

Упражнения по дыхательной гимнастике для детей в ДОУ

«Орешки в гнездышке»

Цель: развитие мелкой моторики рук, упражнение на закрепление цветов.

Материалы: коробка из-под яиц, краски, кисточки, баночка с водой, очищенные грецкие орехи.

Ход: ребенок изготавливает домик для орешков. Каждый отсек в коробке из-под яиц разукрашивается в отдельный цвет. Потом разукрашиваются орешки. Следующая задача — перенести орех в соответствующий домик.

«Ладошки»

Цель: развить умение находить пару, соотносить цвета, узор и размер.

Материалы: вырезанные ладошки разных форм и размеров. Они должны быть разноцветными и с узором.

Ход: ребенок должен разложить все ладошки по парам.

«Волшебный мешочек»

Цель: развить умение определять форму предметов на ощупь.

Материалы: мешочек, небольшие кубики, мячики и другие формы, можно плоские, вырезанные из картона.

Ход: воспитатель называет форму, а ученик на скорость вытаскивает ее из мешочка.

«Построй грузовик»

Цель: закрепление знаний о форме и величине предмета.

Материалы: картон и ножницы.

Ход: в начале занятия дети вырезают нужное количество фигур, из которых потом надо будет сложить грузовик (два круга, прямоугольник и квадрат). Преподаватель показывает, как из них можно сложить транспорт, дети повторяют. Фигуры можно наклеить на картон, после чего разукрасить.

Упражнения для детей от рождения до года

Поговорим об осязании, то есть о развитии тактильности.

Упражнение 1. «Ладошки»

  • Положите ребёнка на спинку, лицом к себе. Возьмите в свои руки ручку малыша и нежно погладьте.
  • Затем постучите ею о свою ладонь.
  • Потом снова нежно погладьте ручку.
  • Проделайте это упражнение с обеими руками малыша.
  • Затем каждым пальчиком ребенка нежно стучите по своей ладошке, комментируя свои действия. Напоследок нежно погладьте ручки малыша.

Упражнение 2. Массаж

Делайте массаж каждого пальчика в отдельности, разминая их от кончиков к основанию, слегка постучите пальцами своей руки по подушечкам его пальцев.

Эти простые на первый взгляд упражнения активизируют все энергетические каналы организма малыша, так как большинство из них берет начало именно в пальцах человека. Таким образом улучшается кровообращение во всем организме ребёнка, в том числе и мозговое.

Упражнение 3. «Колечко»

Цели: развитие тактильной чувствительности; обогащение сенсорного опыта, развитие моторики.

Материалы: сенсорная пирамидка, кроватка.

Мама располагает ребенка в кроватке, сама стоит напротив него. Сначала она привлекает внимание малыша шуршащим кольцом от пирамидки. Затем надевает его ему на ручку — так, чтобы кольцо было в поле зрения малыша. Если кроха не пытается ухватиться за кольцо или свою руку, мама помогает ему сделать это. Когда малыш освоит упражнение, кольцо нужно надеть ему на ножку и проделать то же самое, как с ручкой.

Упражнение 4. «Вынимаем предметы»

Цели: развитие кинестетического анализатора, обогащение сенсорного опыта.

Материалы: сенсорная емкость (это может быть тканевый непрозрачный мешочек), водяной матрас.

Читайте также:  До скольки месяцев длится сосательный рефлекс у ребенка, почему может быть слабым или отсутствовать

Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе напротив друг друга. Мама достает какой-либо предмет из сенсорной емкости. Затем она побуждает ребенка самому вынимать предметы оттуда, комментируя, что именно он достал, например, шершавый брусок, гладкий мячик, колючую щетку и т.д.

Малыш должен научиться различать поверхности предметов по ощущениям.

Упражнение 5. «Ощупывание»

Цели: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.

Материалы, сенсорная емкость, водяной матрас.

Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе или просто на мягком коврике напротив друг друга. Мама достает предмет из сенсорной емкости, проводит им по ручке малыша, комментируя свои действия, например: «Я провожу колючим шариком по твоей ручке». Затем она дает ребенку данный предмет для ощупывания. Когда малыш его изучит, мама проделывает действие со следующим. Предметами из сенсорной емкости можно проводить и по другим частям тела ребенка (ножкам, спинке, животику).

Сенсорной ёмкостью может стать коробка или мешочек.

Картотека: игры по сенсорике в средней группе

Предполагается, что дети уже владеют базовыми знаниями о форме, цвете и размере. Поэтому занятия по сенсорике в средней группе могут требовать больших затрат времени, а также быть комбинированными, то есть направленными на развитие сразу нескольких навыков.

Обратите внимание! Эти же игры можно использовать и в старшей группе.

«Монетки»

Цель: закрепить знания о круге, научить определять размер предметов на глаз.

Материалы: бумажные стаканчики с отверстиями на дне, монетки разной величины.

Ход: вначале преподаватель вырезает на дне каждого стаканчика круг, который бы соответствовал одной монетке. Ребенок соотносит предметы с подготовленными отверстиями. Преподаватель следит, чтобы меньшие монеты не помещались в большие отверстия.

Соотносить можно и другие формы

Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

  • Играем с прищепками (прицепляем прищепки к шаблонам, перекладываем с помощью прищепок кусочки поролона);
  • Игры-моталочки;
  • Делаем мыльную пену (учимся взбивать венчиком, надуваем пузыри через трубочку);
  • Отыскиваем предметы в мешке на ощупь;
  • Учимся упорядочивать предметы, ориентируясь одновременно на цвет и размер, либо на цвет и форму;

Пример подходящей для этого игрушки — цилиндрики (Лабиринт, My-shop, KoroBoom)

  • Играем с орехами (запоминаем их названия, сортируем по видам, достаем из мешка на ощупь);
  • Играем с пинцетом;

Пример детского пинцета и других полезных инструментов для развития моторики

  • Играем с сенсорными коробками;
  • Играем со стучалкой (с гвоздиками);

Пример стучалки: Ozon, My-shop, Babadu

  • Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях;

Пример матрешки: Лабиринт, My-shop, Дочки & сыночки

  • Собираем пазлы из 4-20 частей;

Пример пазла: Ozon, Лабиринт, My-shop

  • Находим недостающие фрагменты на самодельном пазле;
  • Делаем упражнения для пальчиков с пальчиковыми игрушками;

Пример пальчиковых игрушек: Ozon, My-shop, KoroBoom

  • Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем;
  • Подбираем ключики к замочкам;
  • Выкладываем макароны/пуговицы по линиям;
  • Играем с пипеткой, разливая воду по ячейкам; играем с резиновой грушей и дозатором;

Пример пипетки

  • Вырезаем ножницами;

Пример тетрадей для вырезания — Kumon: Лабиринт, My-shop, Ozon

Читайте также:  ‘Зарядка’ для спины: упражнения для мамы после родов

  • Играем с конструкторами;

Вот здесь можно найти подборку конструкторов для детей от 2 лет; а здесь — варианты первых построек из кубиков.

  • Конструируем из счетных палочек;
  • Играем со шнуровкой-планшетиком;

Пример шнуровки: Ozon, KoroBoom, My-shop

  • Играем с кинетическим песком;

Пример кинетического песка (Ozon, My-shop)

Уже знакомые игры:

  • Строим дорожки из домино;
  • Переливаем воду из одной миски в другую при помощи губки;
  • Составляем картинку на кубиках-пазлах;

Пробуем варианты из 4 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop

и из 9 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop

  • Играем с двух-трехслойными рамками-вкладышами;

Пример трехслойного и двухслойного пазлов

  • Играем в рыбалку с колечками от пирамидки;
  • Подбираем крышки к баночкам;
  • Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;

Примеры рамок: Лабиринт, My-shop, KoroBoom

  • Играем в магнитную рыбалку;

Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop

  • Играем в мозаику;

Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop

  • Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;
  • Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;

Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда

  • Разливаем воду из чайничка по стаканчикам;
  • Просеиваем крупу через ситечко;
  • Режем овощи и фрукты;

Пример набора овощей (Ozon, My-shop, Лабиринт)

  • Играем в лото;
  • Собираем грибы / ягоды;
  • Одеваем кукол, накладывая одежду;

Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop)

  • Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;

Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)

  • Чистим вареное яичко;
  • Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;

Примеры полезных в этом деле игрушек:

Развивающий коврик своими руками

Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

Предпосылка к успешному обучению

Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» — это восприятие.

Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

Сенсорное восприятие — главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:

  • восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
  • восприятие величины;
  • цветовое восприятие;
  • восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
  • временное восприятие;
  • восприятие телесных манипуляций;
  • восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
  • и т.д.

Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.

Роль сенсорного развития для малышей

Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятий о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.

В будничной жизни малыш осваивает разновидности форм, красок, материалов и остальных свойств предметов и явлений, слушает музыкальные произведения и разглядывает живопись. При отсутствии руководства взрослых он воспринимает все так, как у него получается. Самостоятельное усвоение нередко бывает неполноценным. Поэтому необходим контроль и помощь со стороны взрослого. Только взрослому под силу показать малышу всю красоту и многообразие нашего мира, а также помочь правильно усвоить и закрепить словесно свойства предметов, явлений. Для сенсорного развития детей раннего возраста нужно организовать соответствующее обучение, сделать его многоступенчатым, постепенно продвигаясь вверх. 

Одной из целей сенсорного развития является формирование у малышей определенных эталонов. Формирование правильных эталонов очень важно для дальнейшего обучения. И этот процесс не закончиться детством, а будет продолжаться на протяжении всей нашей жизни. Ведь малышу необходимо не только правильно определять и называть различные свойства предметов, но и иметь знания об их разнообразии и, самое главное, уметь применять эти знания для анализа различных свойств предметов, объектов, явлений в различных ситуациях. Например, цветовым эталоном будут семь цветов радуги, эталон формы – простейшие фигуры.

Важность сенсорного развития неоценима. При правильном обучении необходимо разрабатывать и использовать способы развития восприятия, основной целью которых будет вооружение ребенка культурой сенсорного воспитания.

Развиваемые посредством сенсорики умения и навыки

Начальные знания и умения малыша в различных сферах складываются в результате наблюдений за характерными признаками предметов и должны использоваться в последующей деятельности.

  1. Для придания изображаемому предмету в рисовании сходства с настоящим необходимо заметить его цветовые особенности и определить форму.
  2. Для сооружения конструкции из кубиков требуется исследование образца постройки.
  3. Умение ориентироваться во внешних свойствах предметов, и характере их изменения дает знания о природных явлениях.
  4. Получение первоначальных знаний о геометрических формах формирует первоначальные математические представления.

Сенсорное развитие детей раннего возраста позволяет познакомить малыша с основными цветовыми признаками предметов, различая их по форме и величине. Их усвоение дает толчок к формированию способностей к определенным видам творчества.

Этапы сенсорного познания

У детей в период раннего детства формируется определенное качество сенсорной культуры. Отталкиваясь от вышесказанного, сенсорное воспитание выдвигает разные цели для их дальнейшей реализации.

В младенческом возрасте до достижения детьми годовалого возраста, сенсорное воспитание занимает первостепенную позицию и практически может считаться единственным видом воспитания. В это время важно дать малышу первоначальные знания о многообразии внешних явлений, учить заострять внимание на свойствах предметов. Когда малыш учится хватать, выполняя определенные движения, приспособить их к форме предметов, их размеру и расположению. Сенсорное воспитание важно как для развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития. У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в развитии.

Когда малышу исполняется год, сенсорные задачи значительно усложняются. Накапливается знание о внешних свойствах предметов. В течение года нужно познакомить малыша с 6-ю цветами (из цветовой гаммы исключаем голубой), а также черным и белым. В игровой форме осуществляем знакомство с геометрическими простыми формами. Постарайтесь, чтобы дети усвоили и начали понимать значение терминов «форма», «цвет» и «такой же».

В период 2-3 года малыш пробует произвести некоторые действия, которые преследуют определенную цель: составить простой узор из элементов мозаики, в хаотической последовательности нарисовать рисунок, соорудить элементарные конструкции из кубиков. Это первые попытки ребенка воссоздать какой-то воображаемый предмет, объект. На первых порах обучения важно, чтобы ребенок обращал внимание на свойства предметов при совершении определенной деятельности. К концу 3-го года при положительной динамике развития ребенок способен находить отличия по цвету, величине, форме, положении в пространстве, находить различия в звучании и тембре голоса, узнавать знакомые мелодии.

Игры, используемые для тренировки

В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы, различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их, играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».

Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы. Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.

Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.

Мастер – класс « ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

МБДОУ Чернобаевский детский сад «Березка»

Старожиловский муниципальный район Рязанская область

Мастер – класс

« Изготовление дидактических игр для сенсорного развития дошкольников»

Подготовила воспитатель Чернобаевского

Читайте также:  Картотека игр по обучению чтению детей 6–7 лет «Читаем слоги»

детского сада «Березка» Виноградова Е.В.

2019 г.

Мастер – класс «Изготовление дидактических

игр для сенсорного развития дошкольников»

( Конспект составлен для проведения мастер – класса на методическом семинаре дошкольных работников Старожиловского района Рязанской области)

Тема мастер – класса:

«Изготовление дидактических игр для сенсорного развития дошкольников»

Цель:

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по развитию мелкой моторики. Повысить уровень профессионализма воспитателей.

План:

1. Информационная часть. Сообщение темы мастер-класса.

2. Знакомство педагогов с выставкой игр по сенсорному развитию дошкольников.

3. Практическая часть:

  • Изготовление дидактических игр из бросового материала.
  • Игры вместе с педагогами.

4. Заключительная часть.

Оборудование:

Читайте также:  Как собака нашла себе хозяина друга (Бурятская сказка)

Картон цветной и белый, ножницы, пуговицы разных цветов, заготовки с узорами – схемами, прищепки разных цветов, презентация «Использование дидактических игр в режимных моментах», дидактические игры.

Ход мероприятия:

Информационная часть

.

Добрый день, уважаемые коллеги! Ни для кого ни секрет, что сенсорика является фундаментом умственного развития детей. Малыши познают предметы окружающего мира через ощущения, запахи, прикосновения. От сенсорного развития ребенка зависит его готовность к обучению в школе. Для того, чтобы сенсорное развитие ребенка было полноценным, следует обязательно научить его слушать, ощупывать, осматривать. Важно не только познакомить малыша с предметом, но и его качествами, особенностями. свойствами. В сенсорном развитии детей дидактическая игра очень важна. Дети знакомятся со свойствами предметов окружающей действительности, расширяют свой кругозор, познают окружающий мир. В своей практической работе я использую большое количество дидактического материала для сенсорного развития воспитанников. Сегодня мы с вами откроем секреты изготовления дидактических игр своими руками по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста. Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Что любят больше всего делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир. Игрушки у современного человека вызывают ассоциации с новейшими технологиями. Смартфон, сенсорный экран ноутбука, беспроводная мышка уже давно стали любимыми игрушками для взрослых и детей. И задача педагогов создать как можно больше условий для игровой деятельности детей, в том числе при помощи дидактических игр.

Цель создания дидактических игр

: развитие познавательных и творческих способностей, сенсорное развитие, развитие мелкой моторики рук и речи детей младшего дошкольного возраста.

Вот некоторые игры, которые я хочу вам представить:

Показ презентации.

Слайд 1: «Использование дидактических игр в режимных моментах»

Слайд 2

: Иры с пуговицами. Играя в пуговицы у детей — расширяется представление о форме, цвете, величине, материале формируется эстетический вкус, творческие способности, фантазия. Расширяются представления об окружающем мире, устанавливаются простейшие взаимосвязи.

Слайд 3:

Игра «Чудесный мешочек» (Детям раздаются карточки разных цветов. Ведущий из мешочка достает пуговицы тоже разных цветов. Победит тот, у кого быстрее заполнится карточка.)

Слайд 4:

Читайте также:  Комплексно-тематическое планирование по разделу «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»

Игра «Выложи рисунок». ( Детям раздаются карточки со схемами узора. По этим линиям они выкладывают пуговицами узор. )

Слайд 5:

Игра «Времена года» (Детям раздаются вырезанные из белого картона макеты деревьев, и предлагается из пуговиц нужного цвета сделать осеннее или зимнее дерево.)

Слайд 6:

«Пуговичный массаж» ( Это массажные коврики в виде лапок медведя для массажа ног. После дневного сна мы ходим по этим «лапкам»)

Слайд 7: Игры с прищепками.

Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

Слайд 8 — 9:

Игра «Веселые прищепки» ( Цель — научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное).

Слайд 10:

Игра «Флажок — друг прищепки» ( Вырезаются флажки разных цветов, нанизываются на шнурок. Ребенку даем 2 прищепки, и он должен найти флажок такого же цвета и прицепить на него прищепки)

Слайд 11:

Дидактическая игра «Грядка». (Предложить детям посадить на грядке лук. Для того чтобы лук вырос нужно тепло и свет

(детки находят заготовку солнышка, прищепки, получается солнышко).

Для хорошего роста растений надо поливать грядку. Давайте пригласим дождевую тучку: дождик, дождик, поливай — будет хороший урожай

( детки находят синюю тучку и выполняют задание).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что пока лил дождик, проросли семечки и выросли у нас на грядке ещё овощи: морковка, свекла, репка и подсолнух ( дети находят соответствующие прищепки и дополняют заготовки).

Помните: чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка! Сделать основные виды дидактических игр под силу каждому воспитателю. Мне очень хотелось разнообразить и увеличить количество игр. Сегодня я расскажу вам, как можно быстро и просто, без особых затрат изготовить увлекательные пособия своими руками — интересные, разнообразные игры. В создании дидактических игр мне помогали родители моей группы. Это сбор материала для игр, изготовление игр и массажных ковриков. (показ материала)

Практическая часть.

И так, уважаемые участники мастер-класса! Вам выпала большая честь принять участие в мастер-классе «Умелые ручки».

  1. Первая наша работа, работа в парах.
  • Выложить на схеме начало узора .
  • Передать начатую работу напарнику с целью продолжить работу по образцу.

Оборудование: карточки со схемами, пуговицы.

Молодцы!

  1. Следующая работа в парах.

Берем листочки.

Рисуем дерево.

Разукрашиваем дерево с помощью пуговиц, так чтобы можно было определить время года.

Читайте также:  Конспект сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» в старшей группе

Оборудование: листочки, маркеры, пуговицы.

Молодцы!

  1. Игра «Овощи».

Выбираем себе картон определенного цвета ( в зависимости, какой овощ Вы будете делать)

Вырезаем из картона овощ.

Из прищепок делаем ботву.

Молодцы!

  1. Игра «Грядка» Это коллективная игра. Пока Вы делали овощи, я сделала солнышко и тучку.

Давайте вместе сделаем грядку и посадим на нее Ваши овощи.

Молодцы!

Заключительный этап.

Ребенок раннего дошкольного возраста способен развивать свои органы чувств с небывалой быстротой. Сенсорное развитие у детей дошкольного возраста считается приоритетной задачей, переоценить которую крайне сложно. Благодаря обучению в форме игры малыш учится познавать мир вокруг себя. Ребенок получает огромный поток информации о различных понятиях: цвет, величина, форма. Сенсорика направлена на гармоничное и целостное развитие ребенка.

Благодарю Вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.

Слайд 12.

image
image
image
image
image
image
image

Почему игры, влияющие на органы чувств, помогают детскому мозгу развиваться? И почему лучшие игрушки — это обычная посуда, крупа и макароны, тесто и масса для лепки?

image

Как развивается мозг?

Наш мозг состоит из триллионов клеток — нейронов, и связей между ними — это синапсы. В первые три года мозг ребенка растет самыми быстрыми темпами. Младенец рождается с примерно 50 триллионами синапсов, в мозге трехлетнего ребенка их уже 1000 триллионов. Зрение, вкус, обоняние, осязание, слух помогают ребенку (а потом и взрослому) воспринимать окружающий мир разными способами.

Что такое сенсорные игры? Это игры, которые стимулируют органы чувства. Большинство сенсорных игр сосредоточены на стимулировании осязания, зрения и слуха — потому что они более доступны. Сенсорная стимуляция необходима для развития мозга ребенка: она помогает разиваться соответствующим синапсам, а затем и функциям, навыкам, умениям. Синапсы в мозге появляются или исчезают в зависимости от жизненного опыта — это называется нейропластичностью, способностью мозга изменять нервные пути или синапсы, чтобы «обучать» мозг. А чтобы мозг ребенка получил эти навыки обработки сенсорной информации, необходимо знакомить его с различными сенсорными переживаниями.

Сенсорные игры важны не только для малышей, но и для дошкольников и детей младшего возраста.

В чем польза сенсорных игр?

Когда для выполнения задания у ребенка возникает необходимость использовать несколько органов чувств, он получит больше из опыта и сохранит больше информации. Кстати, это правило работает и для взрослых! Помимо сенсорного развития, сенсорная деятельность также важна для других аспектов роста мозга, потому что любая игра, независимо от того, сенсорно-ориентированная или нет, полезна для развития ребенка. В процессе игр развивается творческое мышление, языковые, когнитивные, визуально-пространственные, социальные и эмоциональные навыки. Так как же начать внедрять сенсорные игры в повседневную жизнь? Это действительно просто — оглянитась вокруг и сможете заметить возможности для развития.

Вот 5 идей сенсорных игр для занятых родителей:

1. Превратите обычные домашние предметы в сенсорные игрушки. Вы, наверное, уже заметили, сколько удовольствия доставляют ребенку самые простые вещи: рулон бумажного полотенца, кастрюля с крышкой, коробка с пуговицами. Используйте их: из картонных трубок и палочек для суши можно сделать музыкальные инструменты, из бумаги — полезную вертушку, салфетки и фольгу можно просто мять. Раскладывание по контейнерам крупы или макарон развивает мелкую моторику, а еще ребенку можно предложить продевать спагетти в отверстия дуршлага или построить башню из губок для мытья посуды. Такие задания не развивают не только базовые двигательные навыки, но и помогают искать варианты решения.

2. Используйте пластилин и массу для лепки. Для дошкольников пластилин и масса для лепки — отличные способы развития моторики рук, которые пригодятся, когда будет изучение букв и цифр и начнет формироваться почерк. Создавайте арт-объекты из пластилина в разной технике (можно отщипывать, катать, размазывать, перемешивать и т. д.): для получения желаемых результатов потребуется время и терпение. И то, и другое — необходимые навыки в повседневном принятии решений и в жизни. Предложите ребенку попробовать самостоятельно сделать массу для лепки или слайм, отметить разницу: вот несколько рецептов.

3. Сделайте сенсорные бутылочки. В прозрачные пластиковые бутылочки из-под воды налейте смесь воды и канцелярского клея или глицерина (в пропорции на две части воды и одна часть клея), добавьте в смесь немного пищевого красителя и две чайные ложки блесток. Закройте и встряхните бутылку — и наблюдайте вместе, как в водовороте оседают блестки.

4. Предложите закончить рисунок. Нарисуйте на листе контур дерева — а затем предложите ребенку «вырастить» его: раскрасить карандашами или красками, обклеить кусочками бумаги или настоящими свежими или высушенными листьями, добавить плоды или цветы. Так на рисунке появятся разные текстуры и оттенки, которые выберет сам ребенок. А еще можно просто по очереди рисовать на бумаге закорючки или произвольные фигуры — и предлагать друг другу дорисовать их так, чтобы получилось что-то узнаваемое — человечек, животное, цветок или кораблик.

5. Создайте сенсорную доску или корзину. Собирайте вместе с ребенком разные предметы, которые могут стимулировать органы чувств (и убедитесь, что ими безопасно пользоваться): ткань и мех разной фактуры, наждачную бумагу или металлическую мочалку, мягкие кисточки, стеклянные шарики, кусочек душистого мыла или пробку, на которую вы капнули духи, погремушку, каштаны и желуди. Разложите предметы на столе так, чтобы все было перед глазами (или наоборот, положите все в коробку, чтобы вынимать оттуда по одном наугад). Берите каждый предмет в руки, трогайте, рассматривайте, нюхайте — и задавайте ребенку вопросы: что это, как это выглядит, как пахнет, какой звук издает? Это гладкое, или скользкое, или теплое? Так развивается еще и словарный запас!

Основные параметры и требования

При создании коврика для детей своими руками можно использовать любые задумки и концепции. Но даже если фантазия работает плохо, не стоит отчаиваться. Идею развивающего коврика своими руками можно без труда позаимствовать в интернете, а еще лучше — просмотреть несколько пошаговых мастер-классов и скомбинировать понравившиеся элементы из разных игрушек. Комплекс должен быть составлен таким образом, чтобы развивать сенсорное восприятие, крупную и мелкую моторику, фонетическую память и музыкальный слух. Вот основные требования, которые нужно учесть. Но есть еще и второстепенные, но тоже не менее важные, а именно:

  • Использование качественных материалов. Правило относится ко всем элементам, которые могут вызвать аллергическую реакцию у малыша.
  • Отсутствие повреждений декоративных элементов, а также прочность креплений.
  • Универсальность комплекса и возможность дополнить его и усовершенствовать по мере взросления ребенка. Не стоит создавать большое количество сложных элементов для новорожденного, лучше добавлять нужные детали, делая акцент на возрасте малыша и его потребностях.
  • Разнообразие во всем. Чем больше будет различных по фактуре, цвету, размерам, форме элементов, тем больше игра заинтересует малыша и удержит его внимание. Это очень удобно в том случае, когда родителям нужна передышка или время на домашние дела и заботы.
  • Мобильность и маневренность. Возможно, коврик придется взять с собой в поездку или постирать в стиральной машине. Нужно учесть эти моменты и заранее подумать об удобных размерах, а также легком откреплении электронных и музыкальных деталей.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий