Счет для маленьких с картинками – Математика для малышей или Как научить ребенка считать

Содержание

Как самостоятельно научить ребенка дошкольного возраста считать в пределах 10? Для этого не обязательно записывать его на дорогостоящие обучающие курсы. Сделать это может абсолютно любая мама даже с не педагогическим образованием. Здесь важно выбрать индивидуальный подход для каждого дитя, чтобы не создать ему и себе огромных трудностей.

В Интернете описано очень много различных методик, позволяющих тем или иным способом научить счету. Но все они отличаются своей действенностью: одна позволит научиться быстро, но сложно, другая – потребует уделить этому немного больше времени, чем хотелось бы. И важно выбрать то самое время и метод, чтобы дети не только быстро научились, но и были заинтересованы в этом деле.

С какого возраста лучше учить ребенка считать по ФГОС

Первым этапом в обучении будет выбор времени. Необходимо учитывать, что учить детей считать в 1 год будет не самой лучшей идеей. Нужно выбрать момент, когда возраст чада уже будет достаточным для таких интеллектуальных нагрузок, чтобы попросту не усложнять ситуацию.

Самым оптимальным возрастом для ознакомления со счетом будет 1,5-2 года. Именно в этот момент умственное развитие дитя позволит достаточно легко и в короткие сроки ознакомиться с этим понятием. Не стоит также забывать и об индивидуальности: кто-то может начать раньше, кто-то позже. Хочется отметить, что счет и цифры – разные вещи. Ознакомление с цифрами лучше начинать в период от 2 до 3 лет.

Важные правила обучения счету дошкольников

Как научить ребенка считать?

Самое первое и важное правило – не спешите с началом обучения. Родитель сам должен понимать, какой период жизни малыша будет наиболее приемлем для обучения. Вовсе не важно обучать его всем методикам вычислений, ведь, придя в школу, там он может столкнуться с совершенно другими способами. Не стоит заставлять детей учиться вычислениям в дошкольном возрасте, если они сами того не хотят. Если проявит интерес – значит, пора. Интереса нет – научится в школе.

Второе правило, которое вообще требуется для любого начинания – постепенность. Если родители увидели потенциал у чада и все-таки взялись самостоятельно обучать его, то не следует требовать мгновенного понимания всего смысла счета. Если у малыша получается считать количество палочек у него в руке, то сопоставить их с цифрой на бумаге – довольно трудно. Для этого требуется задействовать абстрактное мышление, которое развивается позже, ближе к 4 годам.

Третье правило: проводить обучение в виде игры. Ведь постоянный и главный интерес детей в дошкольном возрасте – постоянно играть. А все мы знаем, что лучше всех усваивается то, к чему вызван интерес. Вот и нужно делать выбор между несколькими вариантами: попросить дитя посчитать яблоки на обеденном столе, или посчитать их на прилавке во время игры в магазин.

Четвертое правило: учиться повседневно. Это не значит, что нужно выделять определенные часы для того, чтобы посадить дитя на стул и заставлять считать. Это значит, что во время любой игры или прогулки по улице можно мягко намекнуть ребенку, что можно посчитать пальчики у себя на ручке. Такие простые, казалось бы, действия для родителя, но такие непростые для малыша. Идете по улице в кофте – посчитайте пуговицы, играете дома – посчитайте количество стульев.

Если следовать этим простым правилам, то можно не только научить считать в довольно быстрые сроки, но и вызвать интерес к этому.

Какие ошибки допускают родители при обучении ребенка счету

Довольно частой ошибкой родителей является спешка. Многим хочется побыстрее научить своих детей считать, чтобы позже выйти на улицу и похвастаться этим перед другими. Этого делать нельзя. Во время спешного обучения можно легко пропустить какой-либо этап развития мышления, ограничить его от другой информации, так нужной для детишек.

Не нужно гнаться за результатами. Если что-то не получается прям совсем – отложите обучение на полгода и дайте малышу побыть со свободной головой, без всех этих знаний о вычислениях. Если родителям нужно, чтобы ребенок знал цифры – оптимальный возраст для этого будет 4 года, но никак не 3 и уж тем более не 2.

Третья ошибка родителей: неправильное обучение. Дело в том, что мамы и папы, как правило, не будут знать определенных методик обучения, даже если они вычитают про нее в Интернете. Это все приводит к тому, что обучение будет скакать через ступеньку, а не подниматься постепенно. Бывают настолько ужасные ситуации, когда малыш еще толком и не выучил цифр, а перед ним ставят сразу несколько примеров сложений.

Ну, и последняя ошибка: не нужно превращать обучение счету дома в школьный урок. Математике чадо сможет научиться в школе и без родителей, их же задача – дать начальные знания того или иного действия при счете, но никак не научить безошибочно решать примеры. Когда малышу будет комфортно учиться – тогда и нужно заниматься с ним, но когда на это нет настроения – зачем настаивать?

Как научить считать в уме без пальцев

Как научить ребенка считать в пределах 10

После того, как ребенок освоил навыки счета на предметах и уже имеет начальное понятие о цифрах, а это приблизительно 6 лет, то он готов приступать к обучению счета в уме. Вообще этот навык необходимо развивать в школе, на уроках математики, но многие родители также могут попробовать себя в роли учителя.

Счет в уме – понятие абстрактное, то есть будет очень трудно восприниматься детьми. Поэтому обучение такому действию необходимо проводить постепенно, опираясь на все те же практические действия с предметами. Чтобы малыш легко воспринимал счет в уме, необходимо очень хорошо познакомить его с числами. Нужно объяснить, что цифра обозначает определенное количество каких-либо предметов.

Во время того, как дите будет считать три предмета, нужно обязательно показать ему цифру 3 на листочке. Хорошим действием для закрепления материала будет просьба показать три пальца на руке. Нужно сформировать некий образ, чтобы у маленького при виде цифры 3 крутились в голове три яблока, которые он считал до этого.

Хорошим способом будет игра с кубиками и коробкой. В коробку должно уместиться ровно 20 кубиков, разделенных на два ряда. Во время того, как малыш будет заполнять коробку, он будет визуально видеть и запоминать, сколько и куда нужно положить. Со временем у него выработается навык, позволяющий сразу определить, сколько кубиков не хватает в одном из рядов.

Необходимо сделать так, чтобы ребенок узнавал цифру, ассоциируя ее с числом и количеством предметов, визуально их представляя. Завершенным обучение можно считать, когда чадо сразу, не пересчитывая или не касаясь предметов, смогло бы их посчитать и назвать точную цифру.

Учимся складывать и вычитать: методики

После того, как вашему маленькому члену семьи стали подвластны умения считать предметы в уме и сходу, то пора бы уже освоить такие навыки, как сложение и вычитание.

Счет по линейке

Один из самых легких способов обучения, но не самый эффективный для будущего. Научиться считать по линейке довольно просто, но будет немного труднее перейти к более продвинутым способам вычисления.

Для того, чтобы научить детей счету по линейке, необходимо объяснить следующее:

  1. Чтобы сложить две цифры, например, “3” и “6”, нужно найти на линейке цифру “3” и отсчитать вправо 6 единиц (сантиметров). Цифра, на которую придет малыш – “9”. Значит 3+6=9.
  2. С вычитанием все аналогично сложению, только двигаться нужно не в правую, а в левую сторону линейки. Так, если от 6 нужно отнять 3, то двигаемся влево на 3 единицы и попадаем на цифру 3.

Предметный счет

Самый простой и самый популярный способ. Нужно взять количество предметов, в пределах которого нужно научиться считать. Допустим, это будет 10 яблок.

Чтобы прибавить 4+2 нужно попросить отложить из кучи два яблока. Потом добавить еще 4. Теперь необходимо посчитать количество яблок, получившееся в отдельной группе – их будет 6. С вычитанием все аналогично: попросите маленького убрать из получившейся кучи 3 яблока и посчитать остаток – будет 3.

Методика Марии Монтессори

Это методика осваивается на самостоятельном обучении ребенка. Все, что нужно от взрослого – среда для обучения, то есть предоставить необходимые предметы, используя которые дети сами будут учиться математике. Эти предметы подбирала и изобретала сама Монтессори в процессе разработки своей методики.

Данный метод позволяет пробудить математический дух, вызвать интерес к счету.

Методика Сергея Полякова

Для обучения этой методикой родителям понадобится коробок и кубики. Изначально их количество не будет превышать 5, но со временем будет увеличиваться вплоть до ста. Также необходимо напечатать на листиках цифры от одного до количества кубиков.

Суть проста: берется два кубика и листки с цифрами “1” и “2”. Перед участником кладут один кубик и рядом с ним листочек с единицей, объясняя, что это один кубик. Сразу после этого добавляется второй куб, а цифра меняется на двойку, и объясняется, что теперь это два кубика. После этого дитя просят повторить за родителем.

После того, как дитя справилось с этим испытанием, необходимо объяснить, что коробка – маленький домик, а кубики – его жильцы. Далее показывается, что дома находится один человек, а потом к нему приходит второй. После этого попросите ребенка ответить, сколько теперь человек в доме.

После нескольких повторов делается крышка для коробки – крыша дома. Теперь все так же: один человечек приходит к другому, но все это накрыто крышей. Малыш должен назвать количество человечков, но не смотреть на них.

В процессе игры количество кубиков повышается и повышается.

Методика Глена Домана

Как научить ребенка считать по методике Домана? Эта методика заключается в том, что обучение происходит очень рано. Вернее, нужно начинать настолько рано, насколько это возможно. Считается, что чем младше дитя – тем легче ему воспринимать информацию.

Для начала занятий родителям потребуется приготовить 100 карточек размеров 27×27 сантиметров. На каждой из них необходимо изобразить точки диаметром не более 2 см от 1 до 100. Нужно объяснить учащемуся, какое количество точек на какой карточке. Необходимо озвучить количество точек на первых пяти карточках громким и четким голосом, на каждую из них уделять не более 15 секунд. Изучением этой пятерки нужно заниматься 3 раза в день.

На следующий день добавьте у уже имеющемуся набору еще пять карточек с количеством точек по порядку. Получится 10 листков, на каждом из которых точек от 1 до 10. И так добавляйте каждый день по пятерке.

После того, как ребенок начал осваивать понятие “количество”, можно приступать к изучению сложения и вычитания. Для большей простоты можно приготовить еще три листочка с плюсом, минусом и знаком равенства. Теперь необходимо выкладывать нужные карточки в нужном порядке, например: пять (листочек с 5 точками) плюс (листочек с плюсом) два (две точки) равно (знак равенства) семь (семь точек). С вычитанием аналогично.

Ментальная арифметика

Как научить ребенка считать методом «Ментальная арифметика» ? В основе обучения счету этой методикой является обучение с Абакусом. Это своего рода счеты, костяшки которых расположен определенным способом. Методика достаточно сложна, но позволяет научить детей считать в уме огромные числа.

Одно из основных правил: считать необходимо слева направо. То есть не так, как привыкли многие. Нужно запомнить, что верхние кости Абакуса равны значению “5”, а нижние – “1”. Все колонки делятся на единицы, десятки, сотни, тысячи и миллионы.

Например, взять просто пример 1+2. Необходимо на самой крайней колонке, обозначающей единице, поднять 1 костяшку, а затем еще две и посчитать, сколько получится.

Для примеров посложнее, например, 11+23 необходимо разделить число на десятки и единицы. После этого в правой колонке отложить 1 костяшку, а затем еще 3. Получится 4 единицы. Далее в колонке, обозначающей десятки, необходимо взять 1 кость, а после прибавить к ней 2. После этого сложить десятки и единицы (просто совместить полученные цифры рядом, если получилось число не более 9) и получится 34.

С вычитанием все аналогично, только кости придется не поднимать вверх, а опускать от всех.

Подробное описание развивающих методик для детей дошкольного возраста вы можете увидеть в нашей статье ЗДЕСЬ.

Сингапурский метод

Этот метод заключается в своей особой форме: во время урока учащиеся собирают понятия и формулы, которые, как конструктор, собираются в одно занятие. Они называются структурами.

Как научить ребенка считать сингапурским методом? В одной статье об этом не расскажешь. Всего таких методов около 250, все они позволяют детям проявлять самостоятельность в изучении счета.

Заучивание таблиц

Этот метод полностью основан на заучивании таблиц сложения и вычитания. Все они подобны всеми любимой таблице квадратов, которая служила шпаргалкой чуть ли не у каждого. Только здесь ни у кого не будет под рукой этой таблицы, придется ее выучить.

Считается, что если учащийся выучит такую таблицу хотя бы до 20, то дальше он уже поймет все суть и сможет складывать даже большие числа. В общем и целом, метод “напролом”.

Читайте также: Детские стихи для развития речи

Игры и упражнения, обучающие счету дошкольников

Как научить ребенка считать играючи? Существует много различных обучающих игр для детей дошкольного возраста. Все они имеют свой смысл и жанр, но суть одна – обучить детей счету. Вот некоторые их них:

  1. Положи столько же – думаю, название говорит само за себя;
  2. Покажи столько же;
  3. Найди себе место – для игры понадобится много места и детей. Кладутся обручи на пол, а внутри них – листочки с цифрами. Игроки двигаются по комнате, а по сигналу становятся вокруг обруча в том количестве, какая цифра лежит в обруче;
  4. Пазлы, на которых написаны цифры. Необходимо их выложить в правильном порядке.

В любом случае, самым банальным и легким упражнением будет использование счета с малышом в повседневной жизни. Видите цветы на клумбе – посчитайте. Считать можно абсолютно все, даже пальчики на руках.

Как развивать интерес ребенка к счету

Никому из детей не понравится, если их родители будут вечерами заставлять их заниматься счетом. Но всем детям нравятся игры. Попробуйте сделать из занятия игру, которая будет интересна и вам и малышу.

Как научить ребенка считать? Также, действенным способом будет вознаграждение за каждое правильное действие. Естественно, баловать никого нельзя, но поощрять за хорошую работу – почему бы и нет? Не забывайте создавать благоприятную атмосферу для обучения, ведь, если малышу будет нравится этим заниматься, то он может даже и не заметит, что ему сделали обучающую программу.

Должен ли ребенок считать в пределах 10 к школе

Как научить ребенка считать? Один из популярных вопросов, которым задаются взрослые. Это, естественно, замечательно, что ребенок развивается еще с ранних лет, развивает свое мышление и становится умнее. Но бывают моменты, когда обучение ну вот совсем не удается. В этих ситуациях не нужно ничего предпринимать. Дети в любом случае научатся математике в школах, а в дошкольные времена им эти знания не то, чтобы сильно пригодятся.

Наталья Автор

Игры и задания на счёт

В этой статье мы предлагаем задания и игры для обучения детей счёту. Осваивайте сначала счёт до 3, затем — до 5. После этого переходите к счёту до 7-8 и, наконец, — до 10. Научите ребёнка считать до 10 в прямом и обратном порядке. Затем научите его считать, прибавляя сразу по 5 (10). Освойте счёт до 100 по десяткам. Здесь вы найдёте варианты игр-заданий на сложение, а также на различение понятий «больше» — «меньше«, «длиннее» — «короче«.   

 

Счёт до трёх

image 

Соедини и посчитай Предложите ребёнку рассмотреть картинку и соединить одинаковые предметы. Теперь пусть малыш сосчитает, сколько каких предметов изображено на рисунке. Источник фото

Возьми три палочки. Можешь ли ты сложить какую-нибудь фигуру из одной палочки? А из двух? Какая геометрическая фигура получается из трёх палочек?

Ответ: из одной палочки ничего сложить нельзя. Из двух получается: Х, Т,  >, +, =, II.  Из трёх можно сложить треугольник. 

 

Палочки не будут разлетаться, если прикрепить к ним липучки, как изображено на фотографии слева.

Источник фото

Счёт до пяти

 

Попросите ребёнка посчитать кружочки каждого цвета. Предложите нарисовать кружок таким цветом, какого на картинке больше всего, и посчитать, сколько теперь получилось красных кружочков.

Возьмите 4 палочки (мячика и др.), положите перед ребёнком. Предложите малышу прохлопать столько раз, сколько предметов он видит.

Попробуйте проделать то же самое с пятью другими предметами.

1. Попросите ребёнка показать столько палочек, сколько пальчиков на одной руке.

2. Пусть ребёнок обведёт свою руку и нарисует личико каждому пальчику. Теперь пальчики можно посчитать. Считать пальчики интересней, используя стишки для пальчиковой гимнастики, например, такое (начинаем с большого):

Раскрась и сосчитай

 

Сделайте заготовки карточек-раскрасок с изображениями предметов от 1 до 5. Теперь возьмите 5 фишек (пуговицы, пробки) и наклейте на них листики с числом. Ребёнку предлагается раскрасить изображения на любой карточке, сосчитать изображённые предметы и поместить на карточку фишку с соответствующим числом. Источник фото.

 Добавляйте новые фишки и карточки-раскраски по мере изучения цифр.

Счёт до восьми

Обучая ребёнка счёту, покажите разные варианты получения изучаемого числа путем сложения цифр.

Счёт от одного до шести:

На бумажные арбузные кусочки ребёнку нужно положить столько «семечек», сколько выпало на игровом кубике.

Источник.

Посчитай кружочки в квадрате. Нарисуй столько же кружочков во втором пустом квадрате. 

Счёт от одного до десяти в прямом и обратном порядке

Сделайте из картона 10 небольших квадратиков, напишите на них цифры и размешайте. Теперь предложите малышу сложить цифры по порядку. Потом пусть ребёнок сложит цифры в обратном порядке.

 

Продолжаем играть с картонными заготовками. Уберите один квадратик с цифрой. Теперь пусть ребёнок сложит цифры по порядку и определит, какого числа не хватает. Для усложнения задания можете убирать не одну карточку с цифрой, а две.

Цифра и количество

Прибавляем и отнимаем

Предложите ребёнку взять конфет из коробки на … больше (меньше), чем карандашей на столе. 

Сделайте с ребёнком книжку-тренажёр, который поможет малышу научиться считать по 5 до 20 (30 и т.д.). Источник

 

Прибавляем и отнимаем в пределах 100 Удобный тренажёр для счётных упражнений. Вырежьте шаблон по пунктирной линии. Во время счётных упражнений на сложение и вычитание ребёнку нужно накладывать его на поле из кружочков так, чтобы слева оставалось открытым нужное количество кружков, например, 36 (как на изображении слева).

Таблица сложения и вычитания

 

Эту таблицу удобно использовать, например, для проверки ответов. 

Счёт по раскраске

 

Из любой раскраски вы можете сделать такой тренажёр для счёта.  Сначала раскрасьте в свой  цвет цифры 5, 6, 7, 8,  а потом — детали клоунов, решая примеры на  сложение и вычитание. 

Понятия «больше/меньше»

С понятиями «больше» и «меньше», «длиннее» и «короче» можно знакомить ребёнка таким способом: предложите ему измерить по линейке конфеты-резинки, серёжки ольхи или шерстяные нитки. Предметы длиннее 5 сантиметров складывайте в одну кучку, те, что короче 5 сантиметров — в другую. Потом на глаз пусть ребёнок определит, какая кучка больше, а какая — меньше. Для проверки предложите ребёнку пересчитать предметы сначала в одной кучке, а потом в другой. 

Тренажёры деления и умножения

 Для отработки умножения и деления можно сделать подобные тренажёры. 

 

Источник фотографий здесь.

Категория: Подготовка ребенка к школе

«Как хорошо уметь считать», — говорится в детском стихотворении, и это чистая правда. Но как же научить ребенка этой премудрости? К шести годам вы волей — неволей научите своего малыша считать предметы устно, потому что это практика жизни, теперь настала пора научить ребенка цифрам и выполнению счетных операций письменно. В этом вам помогут карточки. Их нужно скачать и распечатать.

Скачать карточки для изучения счета:

Кликните по картинке правой кнопкой мыши и сохраните изображение к себе на компьютер. Распечатайте.

Первый вид карточек. Под изображением в каждом прямоугольнике есть цифры. Деткам предлагается указать, сколько животных на рисунке. В пустом окошке нужно указать 0.

image

Второй вид карточек. Нужно сложить количество животных в левом и правом окошках и в кружки написать соответствующие числа.

Поделиться   1 из 19 —>Презентации / Математика / Интерактивное пособие для детей 5-6 лет по обучению счёта в пределах 10

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Похожие презентации

Игры для детей на ФЭМП Интерактивный тренажёр «Сложение в пределах 20» Олимпиадные задачи с решением для учащихся 5-6 классов Применение ИКТ при обучении математике Дидактическая игра сложение и вычитание в пределах 20

Поделиться ссылкой на презентацию через:

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Числа плотно обосновались во всех сферах человеческой жизни, так что нет ничего удивительного в том, что все чаще и чаще пользователи выбирают для отдыха и обучения математические игры. И не надо думать, что флешки этой категории будут интересны только малышам.Конечно, игры математика – это в первую очередь обучение счету и простым действиям с цифрами. Но, поверьте, это только начало, ведь математические flash-проекты охватывают все разделы точной науки. В веселой и игровой обстановке пользователи легко научаться безошибочно умножать и делить, познакомятся с рисунками удивительных фракталов, поймут логические взаимосвязи многих процессов. Чтобы игры были увлекательны и интересны не только малышам, создателями предусмотрены самые разные решения по сюжетам и оформлению. Это и совсем детский формат с веселыми персонажами и заданиями, и строгие чернильные «взрослые» доски с примерами, схемами, числовыми решетками и запутанными задачами. Хотите узнать о математике больше, чем просто банальный счет? Тогда запускайте математические «флешки» на портале Игроутка и начинайте играть!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий