С какого возраста отдают детей в ясли?

Отдавать ли ребенка в детский сад, и если да, то когда это лучше всего сделать? С этим вопросом сталкивается множество родителей, и зачастую сложно дать на него однозначный ответ. Но в какой-то момент все-таки необходимо принять решение. Мы подготовили эту статью, чтобы рассказать о плюсах и минусах детского сада, о том, как понять, готов ли малыш к таким переменам в жизни, а также помочь родителям определиться, какой возраст ребенка наиболее подходит для того, чтобы начать посещать садик.

Детский сад – «изобретение» в целом недавнее. Пребывание ребенка целый день в большом детском коллективе, еще и под присмотром не родителей или других родственников, а воспитателей и нянечек – чужих, в общем-то, людей. Поэтому садик может становиться причиной серьезного стресса у детей. Но в тех реалиях, в которых мы живем, далеко не все родители имеют возможность долго оставаться дома с малышом, не выходя на работу. Финансовый фактор может играть заметную роль в момент принятия решения, стоит ли отдавать ребенка в детский сад. Нередко родители стремятся вернуться к работе как можно скорее, поэтому ищут возможность определить ребенка в сад или ясли в 1,5 года малыша, а иногда и раньше.

Достаточно широко распространено и такое мнение, что общение со сверстниками и приучение к самостоятельности и, с другой стороны, к дисциплине и послушанию должны начинаться с самого раннего возраста. Несомненно, опыт, приобретенный в детском саду, серьезно влияет на дальнейшую жизнь и развитие ребенка, но стоит помнить, что даже самые активные, самостоятельные и общительные детей до 3 лет максимально нуждаются в родительском внимании и заботе, а контакты с другими детьми крохе могут быть пока еще не слишком интересны.

image

И у сторонников, и у противников детского сада как явления есть весомые аргументы в пользу их позиций. Первые делают акцент на необходимости общения детей между собой, развития умения существовать в коллективе, которое пригодится ребенку в будущем. Вторые считают, что ребенку достаточно общения с родными дома, а со сверстниками можно контактировать на прогулках или кружках, а потом и в школе.  К тому же, дополнительная нагрузка на иммунитет малыша приводит к тому, что он чаще болеет, и этот факт тоже может вызывать беспокойство родителей. Остановимся немного подробнее на положительных и отрицательных сторонах детского сада.

Плюсы

1. Социализация

Самое важное, что детский сад дает ребенку – это возможность находиться среди сверстников, общаться с ними, учиться сосуществовать. Первая дружба, первые конфликты и их решение, поиск своего места в коллективе – все это в будущем поможет лучше выстраивать отношения с людьми, сначала в школе, а потом и во взрослой жизни. Ранний опыт такого взаимодействия может быть особенно полезен для единственного ребенка в семье, а также для тех детей, которые мало общаются с ровесниками в силу тех или иных причин.

2. Развитие речевых навыков

Из первого пункта логично вытекает и второй – чтобы общаться, надо говорить. Нередко именно в период посещения детского сада у ребенка происходит мощный прорыв в развитии речи. Мама и папа нередко понимают своего ребенка без слов, поэтому он может меньше  стараться научиться внятно и правильно говорить, не видя в этом необходимости. Контакты с большим количеством новых людей, а также разнообразные занятия и мероприятия в детсаду будут способствовать тому, чтобы ребенок быстрее учился говорить.

3. Самостоятельность

Дома малыш привыкает к тому, что многое родители делают за него, поэтому стремление к самостоятельности и развитие бытовых навыков может в ряде случаев несколько тормозиться. В детском саду ребенка, конечно, не оставят без помощи и поддержки, но в отрыве от домашней обстановки умения будут развиваться быстрее. К тому же, ребенку может быть интересно подражать более умелым сверстникам, стараться догнать их и почувствовать себя более взрослым.

4. Подготовка к школе

Не в последнюю очередь посещение детского сада полезно для ребенка в качестве подготовительного этапа перед школой. Домашние занятия не всегда могут заменить разнообразную и разностороннюю программу дошкольного образования, которую составляют для детских садов педагоги и психологи. В садике малыш не только получит новые знания, но и научится усидчивости и внимательности, которые очень пригодятся ему позже, на уроках в школе.

5. Устойчивый режим дня

Физическое и психическое состояние ребенка во многом зависит от соблюдения режима дня. В домашней обстановке не всегда получается его соблюдать, и если единичные нарушения режима вреда не принесут, то полное отсутствие стабильного распорядка может быть чревато проблемами в будущем. Детский сад, напротив, это территория, где все подчиняется режиму. Приемы пищи в одно и то же время, очень важный для ребенка дневной сон, обязательная физическая активность и прогулки на улице – все это положительно влияет на здоровье малыша, а также дисциплинирует его и приучает к пунктуальности.

Минусы

1. Частые болезни

Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сталкиваются с тем, что кроха начинает гораздо чаще болеть, нередко проведенных  в садике дней оказывается чуть ли не меньше, чем тех, когда малыш был нездоров и оставался дома. Так выглядит реакция детского иммунитета на большое количество новых раздражителей, должно пройти некоторое время, чтобы прошел адаптационный период, и детское здоровье наладилось. По возможности начинайте посещение детского сада в летнее время, так как максимальный риск заболеть приходится на период с октября по апрель.

2. Стресс

Для ребенка становится немалым потрясением расставание с мамой на целый день, новая обстановка, незнакомые поначалу люди – воспитатели и товарищи по группе. Малыш может стать более нервным и капризным, чаще плакать и хуже спать. У одних детей стрессовое состояние проходит довольно быстро, другие приспосабливаются к новым условиям в течение более долгого времени, но, в любом случае, ребенку еще сильнее, чем прежде, необходима родительская поддержка и помощь.

3. Проблемы с питанием

Меню детского сада часто отличается от привычного ребенку рациона. Даже знакомые блюда могут быть приготовлены по-другому и не понравиться малышу, он теряет аппетит, отказывается от еды. К тому же, если ваш ребенок еще не совсем хорошо умеет есть сам, он может испытывать трудности во время приемов пищи в  садике, есть слишком медленно и не успевать  утолить голод, пока идет время, например, завтрака или обеда.

4. Некомпетентность педагогов

К сожалению, еще не так уж редки случаи, когда воспитатели далеки от профессионализма и умения грамотно решать различные ситуации при общении с детьми. Еще встречаются чаще, чем хотелось бы, нетерпеливость и вспыльчивость педагогов, их чересчур авторитарное или, наоборот, слишком мягкое поведение. Знакомьтесь с воспитателями заранее, ищите отзывы о садике в который хотите отдать малыша, чтобы свести к минимуму риск получения ребенком неприятного опыта. 

5. Изменение поведения к худшему

Малыш уже ходит в детский сад какое-то время, и постепенно вы перестаете узнавать собственного ребенка – он становится агрессивнее или плаксивее, более зажат, чем раньше, перестает слушаться вас  и употребляет словечки, которые вы не хотели бы слышать от маленького ребенка в собственном доме. Это может быть влияние как стресса, так и общения с другими детьми в группе.

Ваша задача в это непростое время – внимательно следить за физическим и психоэмоциональным состоянием ребенка, решать возникающие проблемы, помогать с адаптацией. Если минусы перевешивают плюсы, то вы можете однажды принять решение забрать малыша из детсада совсем, и в отдельных случаях это будет абсолютно правильно, так как психологический комфорт ребенка всегда должен быть в приоритете.

image

1,5 – 2 года

В большинстве своем в ясельную группу детского сада принимаются малыши  с полутора лет, в отдельных ситуациях эта цифра может быть меньше. Однако большинство психологов сходится в  том, что без крайней необходимости не стоит так рано отрывать ребенка от матери и оставлять надолго в садике. В полтора-два года центром мира малыша является мама и то, что с ней связано, а общение с чужими людьми, даже детьми того же возраста, занимает кроху гораздо меньше.

При этом у раннего знакомства ребенка с детским садом есть и преимущества. В яслях полуторагодовалый малыш быстрее осваивает речь, отказ от соски и подгузников может случиться быстрее, чем дома. Ребенок привыкает к дисциплине и организованности.

Большая часть проблем в этом возрасте возникает из-за того, что далеко не все дети готовы так рано расставаться с мамой на долгое время, поэтому лучше не форсировать события и внимательно следить за эмоциональным состоянием ребенка. Если малыш не может привыкнуть находиться среди чужих людей, тоскует по маме, постоянно находится в состоянии стресса, стоит сделать паузу, забрать его из садика и подождать подходящего момента.

2 – 2,5 года

Двухлетний ребенок уже обладает большей психологической устойчивостью, интересуется общением с другими детьми и меньше страдает от расставания с мамой и папой. К тому же, у многих детей в этом возрасте лучше развита речь и навыки самообслуживания. Двухлетка легче приспосабливается к распорядку дня и дольше может сосредоточивать свое внимание на играх или занятиях.

В 2,5 года постепенно начинается процесс сепарации и усиливается тяга к самостоятельности, но при этом может возникать конфликт из-за необходимости подчиняться воспитателям – чужим, по сути, людям. Родителям нужно проговорить с ребенком все сложные моменты, при расставании обязательно рассказывать о своих планах, договариваться о времени, когда малыша заберут домой.

3 года и более

К трем годам у ребенка формируется большинство необходимых для детского сада привычек и навыков. Но здесь нас может поджидать ловушка в виде серьезного возрастного кризиса. Если до этого, даже при наличии определенного интереса к другим людям, центром мира малыша была мама, то в три года мы получаем вспышку самостоятельности, стремление к социализации и растущую потребность общаться со сверстниками, участвовать в коллективных  играх. В речи ребенка начинает рефреном звучать «Я сам!», и в этот момент приходится непросто как ему, так и родителям. На пике переломного периода отдавать малыша в детский сад – не лучшая идея, так как перемены, происходящие во внутреннем мире ребенка и в кругу семьи, дополнятся сложностями извне – адаптацией к новому месту и людям. Резкая перестройка режима жизни в момент кризиса может негативно сказаться на состоянии ребенка.

Большинство психологов считает, что оптимальный возраст для того, чтобы отдавать ребенка в детский сад – после трех лет. Кризис уже миновал, у малыша присутствует живой интерес к общению с ровесниками, эмоциональный настрой меньше зависит от присутствия родителей рядом на постоянной основе. К 3,5 – 4 годам многие дети уже бегло разговаривают и не испытывают серьезных трудностей при коммуникации.

Для разных возрастов набор желательных навыков несколько отличается, но главное – это психологическая готовность малыша к посещению садика. Вот несколько признаков, которые говорят о том, что ребенка можно отдавать в детский сад:

– ребенок заинтересован в общении со сверстниками, легко идет на контакт и находит общий язык;

– отсутствие мамы и папы в течение нескольких часов не становится поводом для слез и стресса;

– малыш уже приучен к режиму дня, схожему с детсадовским, или легко к нему привыкает в процессе подготовки;

– ребенок сам умеет кушать, сам или с минимальной помощью взрослых одевается и раздевается;

– может достаточно длительное время (от 30 до 40 минут) играть в одиночку или с другими детьми.

Многих родителей беспокоит тема туалета, но даже если ваш ребенок еще нуждается в подгузниках, приучение к горшку в детском саду проходит достаточно быстро и не вызывает у малыша особенных трудностей. К тому же, о любых особенностях именно вашего ребенка вы сможете поговорить с воспитателями и найти варианты решений для всех ситуаций.

При правильной, заранее начатой подготовке ребенка к детскому саду и своевременной помощи при адаптации, большинство рисков и проблем можно минимизировать, а малыш получит важный и интересный опыт общения со сверстниками, узнает много нового, ему будет проще приспосабливаться в будущем к учебе в школе и взрослой жизни.

Перед большинством родителей хотя бы раз встают вопросы, отдавать ли свое чадо в ясли и какой возраст для этого наиболее оптимален? Прежде чем дать ответы на них, мамам и папам стоит взвесить все «за» и «против», а также узнать мнение специалистов. Иногда, защищая своего ребенка от любых возможных жизненных проблем, родители держат его дома до последнего, в результате чего малышу трудно адаптироваться в яслях и найти общий язык со сверстниками. Но бывают и другие случаи, когда в поисках самостоятельности кроху отправляют в новый незнакомый коллектив в тот момент, когда он совсем не готов к переменам. Чтобы избежать подобных проблем, стоит максимально подробно изучить этот важный вопрос.

Содержание статьи:

•  С какого возраста берут в ясли? •  Как попасть в ясли? •  Плюсы и минусы •  Сколько обычно детей в группе?

С какого возраста берут в ясли?

На сегодняшний день однозначного ответа на этот вопрос не существует. Все дело в том, что появилось огромное количество образовательных заведений для детей дошкольного возраста. В том числе частные ясли. И в индивидуальном порядке можно договориться с руководством принять к себе ребенка практически с любого возраста.

Чаще всего минимальный рубеж, с которого малыша берут в ясли – это 9 месяцев. Но большинство организаций стараются приглашать к себе детей более взрослого возраста – с 1,5 лет. Это именно тот срок, после которого государство перестает выплачивать маме полную сумму декретных денег. Как только малышу исполняется 1,5 года, мамочка может либо выйти на работу, либо остаться дома еще на такой же срок, но получать уже меньшую сумму.

Как попасть в ясли?

Все существующие на сегодняшний день ясли делятся на два основных вида: муниципальные и частные.

Первые более популярные среди родителей, так как их услуги недорогие и доступны практически каждой семье. Чтобы попасть в них, необходимо подать в соответствующую организацию пакет документов, перечень которого можно также узнать в Управлении образования района. Если все в порядке, то ребенок будет поставлен на очередь. Именно в этом главная загвоздка. Иногда государственные ясли имеют такую огромную очередь из желающих (особенно в больших городах), что малыш получает желанное место уже в том возрасте, когда в ясли идти поздно.

Если же семье повезет и их очередь подойдет быстро, то об этом родители будут уведомлены из специальной комиссии, после чего получат направление в соответствующее месту жительства дошкольное учреждение. Побеседовав с его руководителем, мама и папа смогут узнать перечень необходимых для поступления в ясли документов. В стандартный список обычно входит паспорт одного из родителей или опекунов, справка о месте прописки и свидетельство о рождении (копия).

Иногда семье необходимо срочно отдать малыша в ясли и, например, выйти на работу. В данном случае, чтобы избежать очередей, лучше всего попробовать найти для своего чада частные ясли. Мест в них гораздо больше и часто моментально находится свободное. А дополнительным плюсом являются отличные условия в яслях, множество новых интересных развивающих игрушек, улучшенное питание и т.п.

Но стоит поговорить и о минусах. Минус у них всего один, зато очень существенный – это высока плата за посещение таких яслей. Далеко не у каждой семьи есть возможность ежемесячно выплачивать внушительную сумму за занятия ребенка в обсуждаемом учреждении.

Отдавать ли ребенка в ясли — плюсы и минусы?

Дать для себя правильный ответ на этот вопрос смогут только сами родители. А чтобы сделать это было проще, стоит рассмотреть имеющиеся у каждого решения плюсы и минусы.

Плюсы:

  • Если удалось найти хорошие ясли с достойным коллективом, то для крохи от них будет много пользы. Родители смогут спокойно заниматься своими делами, зная, что об их малыше качественно заботятся профессионалы. Во время занятий дети учатся общаться друг с другом, а также приобретают новые знания. В результате они вырастают более общительными и уверенными в себе, чем «домашние» сверстники. В дальнейшем они смогут легко вливаться в новый коллектив и знакомиться с новыми людьми.
  • Ясли положительно влияют на развитие детей обоих полов. Научиться многим полезным вещам гораздо проще, наблюдая за сверстниками. Да и постоянное пребывание в одной и той же комнате с одними и теми же людьми. В яслях малыша ждет постоянное интересное разнообразие и новые друзья.
  • И, конечно же, не менее важный плюс – много свободного времени для мамы. Она сможет заняться работой, домом, уделить время близким и даже попробовать что-то новое в творчестве. Это ведь так необходимо для каждой представительницы прекрасного пола.

Минусы:

  • Так как ясли – это место большого скопления детей, то в них всегда есть риск подхватить всевозможные заболевания, начиная от насморка и заканчивая вшами. По этому вопросу лучше проконсультироваться с педиатром своего ребенка. Иногда доктор сам советует родителям оставить малыша дома. Но в большинстве случае такая среда может оказаться даже полезной. Ведь ребенок, выросший в «тепличных» условиях и оберегаемый родителями от любой инфекции часто страдает во взрослой жизни от серьезных проблем со здоровьем.
  • Еще один важный минус – долгая разлука с мамой. В этом нежном возрасте кроха очень нуждается в постоянной заботе близких людей. Поэтому расставание с родителями на целый день может привести его к сильному стрессу, что негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.

Сколько обычно детей в группе?

Сколько детей собирается в ясельной группе, зависит от величины города, учреждения и многих других моментов. Например, для крупных столичных яслей — это 20-25 человек. В городах поменьше средний размер группы составляет 12-15 человек.

Но при этом стоит также учитывать, что далеко не все малыши, записавшиеся на занятия, будут их посещать. Согласно статистике воспитателей, только половина группы сбирается в яслях регулярно.

Остальные дети остаются дома по состоянию здоровья либо родители и вовсе записывают их в группу на всякий случай и посещают малыши ее крайне не регулярно.

Время идет, и ваш ребенок с каждым днем становится взрослее. Многие родители задумываются о том, стоит ли их ребенку ходить в ясли? Как подготовить ребенка к яслям? Безоговорочно, все переживания и волнения оправданы, ведь существуют нюансы, несоблюдение которых могут привести к психическим расстройствам у ребенка, а также развитию различных страхов. Как же этого избежать? Для того чтобы принять правильное решение, прислушайтесь к следующим советам.

Когда можно отдавать ребенка в ясли?

Одни психологи утверждают, что лучшим возрастом для посещения яслей является 3 года (для девочек) и 3,5 года (для мальчиков).

Они считают, что дети до 3 лет не нуждаются в общении с ровесниками, а эмоциональная привязанность к маме и близким еще очень остро чувствуется. Особенно такая привязанность проявляется от 7 до 18 месяцев.

Кроха практически всегда проявляет тревогу, если мама отлучается от ребенка. Как же может ранняя самостоятельность ребенка сказаться для него в будущем?

Постоянное беспокойство ребенка ( в связи с отсутствием мамы) в возрасте от 7 до 14 месяцев может перерасти в будущем в тревожность взрослой личности. Родом из детства и появляется боязнь одиночества.

В возрасте 7 месяцев вы уже можете понять для себя, может ли ваш малыш идти в ясли, исходя из того какая у него реакция на расставания с вами.

Как подготовить ребенка к яслям

От 1,5-2 летнего малыша ожидают, что он уже умеет кушать ложкой, засыпать без мамы, проситься на горшок, играть самостоятельно и не забирать игрушки у другого ребенка.

Важные моменты:

  • Распорядок дня. Бесспорно, у каждой семьи свой распорядок дня. Но дома нужно постараться придерживаться режима, который принят в детских учреждениях. Подъем в 7:30 утра, а дневной сон с 12 часов.
  • Питание. Старайтесь приблизить ваш рацион к ясельному. Учите малыша пользоваться ложкой и пить из чашки. Учитесь не уговорить ребенка поесть, так как в яслях навряд ли кто-то будет этим заниматься.
  • Эмоциональный настрой. Никогда не пугайте малыша яслями и не хвалите их. Говорите ребенку правду.
  • Дневной сон. Необходимо приучить ребенка засыпать самостоятельно. Дети часто капризничают по одной простой причине – они не отдохнули.
  • Коммуникация. Если у ребенка пока еще нет широкого круга общения, начинайте его расширять. Приглашайте знакомых к себе домой, гуляйте с малышом на детских площадках, берите его с собой в общественные места. Коммуникативные навыки нужны будут маленькому человечку в детской группе.
  • Самообслуживание. Постарайтесь отказаться от памперсов. Ребенок должен учиться снимать и надевать трусики, штанишки, носки, обувь.
  • Здоровье. Необходимо большое количество времени проводить с ребенком на свежем воздухе. Приучайте малыша к закаливанию, таким образом, он будет более крепким и соответственно меньше болеть.
  • Игры. Старайтесь вместе с ребенком собирать конструкторы, рисовать и т.д., чтобы у него сформировался навык совместной деятельности.

Детки, которые умеют хорошо играть, быстрее привыкают к новым условиям. Дети с низким уровнем развития предметной деятельности, не умеют надолго занять себя, и, как правило, часто капризничают.

Многие воспитатели рекомендуют заблаговременно готовить детей к яслям, чтобы процесс адаптации к незнакомой обстановке проходил менее болезненно для детей, а в некоторых случаях, и для их родителей.

18 сентября 2020 20:52 5044 Общество image pixabay.com &nbsp/&nbsp

Подросший малыш с удовольствием общается со сверстниками, и родители стремятся как можно скорее отдавать активных детей в детский сад. Но иногда поспешность оборачивается проблемами, и адаптация ребенка проходит не так, как хотелось бы маме и папе.

Всегда веселый и активный кроха вдруг становится раздражительным, отказывается идти в садик, плачет. Конечно, такое поведение не может не огорчать. Как правильно вести себя в этой ситуации родителям? Как ускорить и упростить адаптацию к новым условиям жизни и общения малыша? И как приучить ребенка ходить в садик без слез? На эти вопросы ответила кандидат психологических наук, детский психолог Ольга Архипова.

В каком возрасте отдавать ребенка в садик

Бытует мнение, что чем раньше отдать кроху в садик, тем проще ему будет там освоиться. Но это мнение ошибочно.

«Поступление в детский сад — серьезный стресс для ребенка, — комментирует детский психолог, кандидат психологических наук Ольга Архипова. — Особенно для малышей в возрасте одного, двух лет. В этом возрасте между ребенком и мамой существует сильная эмоциональная связь. При этом потребности в общении с другими детьми пока нет».

По словам специалиста, самое неблагоприятное время для знакомства с садиком — один год. В это время адаптация ребенка к условиям детского сада проходит тяжелее всего. Малыш не только сильно переживает разлуку с мамой, но также боится незнакомых ему людей.

Схожие эмоции испытывают дети в возрасте полутора лет. Со стороны родителей будет ошибкой ждать, что веселый и беззаботный кроха спокойно войдет в детский коллектив и там мгновенно переключится на общение со сверстниками и взрослыми. На практике все происходит иначе. Резкая перемена привычного образа жизни становится серьезным испытанием для нервной системы малыша.

В два года кроха уже не так сильно боится посторонних, а его привязанность к маме постепенно уменьшается. Но это не значит, что адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе пройдет без проблем. Далеко не все детки в два года морально и физически готовы идти в ясли, а значит, процесс привыкания к новым условиям может затянуться.

«Самый благоприятный возраст для поступления ребенка в детский сад — три года», — отмечает Ольга Архипова».

image pixabay.com &nbsp/&nbsp

Как проходит адаптация ребенка в детском саду

Сам процесс адаптации представляет собой постепенное приспособление малыша к новым для него условиям.

Кроха должен привыкнуть к новому режиму дня, обязательным правилам и нормам. Должен приспособиться к новому режиму питания и другим блюдам, которые часто отличаются от тех, что он привык есть дома. Меняются условия его взаимодействия со взрослыми, вокруг появляется много сверстников. И самое главное, что все это происходит без мамы.

«Адаптация детей в детском саду в два года проходит дольше и труднее, — продолжает Ольга Архипова. — В этом возрасте мальчики все еще сильно привязаны к маме, и разлука с ней становится настоящим испытанием. Мальчикам проще адаптироваться после двух с половиной лет. В более раннем возрасте они в два раза чаще болеют. Девочки обычно испытывают сильный страх».

Особенно сложно протекает процесс привыкания у физически ослабленных, болезненных детей. В коллективе они сразу заболевают или начинают чахнуть, худеть. У малыша может внезапно повышаться температура без других признаков болезни.

В три года адаптация детей в детском саду проходит значительно проще. Трехлетки уже стремятся к самостоятельности, проявляют инициативу. Многие неплохо владеют речью и приобретают навыки самообслуживания, благодаря чему чувствуют себя в коллективе значительно увереннее. Большинство деток уже имеют опыт общения со сверстниками, приобретенный во время прогулок. Но самое главное, что после трехлетия разлука с мамой переносится проще, а потребность в детском обществе только увеличивается.

«Если малыш переживает кризис трехлетнего возраста, с садиком нужно повременить, — советует Ольга Архипова. — Необходимо подождать завершения этого периода, чтобы не создавать дополнительной эмоциональной нагрузки».

image pixabay.com &nbsp/&nbsp

Период адаптации ребенка в детском саду

Как долго будет проходить адаптация, зависит от многих факторов. Имеют значение не только возраст, но также особенности личностного и физического развития малыша, воспитание. Обычно этот период заканчивается в течение одного месяца, но только в том случае, если кроха посещает садик регулярно.

За это время большинство малышей начинают легче переносить расставание с мамой, улучшается их эмоциональное самочувствие, появляется интерес к коллективу, совместным играм. Но бывает и так, что малыш категорически не настроен на посещение группы, никаких позитивных изменений не происходит ни за месяц, ни за больший срок.

Если же ребенок начинает болеть, время адаптации в детском саду увеличивается. Как правило, после каждого длительного отсутствия этот период начинается заново.

«С учетом всех факторов, нормой считается продолжительность адаптации в течение трех месяцев»,  — уточняет Ольга Архипова.

Как приучить ребенка к садику, если он плачет

Детские слезы — главный тревожный сигнал для родителей. Ведь кажется невозможным оставить рыдающее чадо с воспитателем и спокойно уйти на работу. Причин слез в этом случае может быть несколько, и родителям важно устранить каждую из них.

image pixabay.com &nbsp/&nbsp

  • Смена обстановки и режима дня. Оказаться в новой атмосфере для малыша уже непривычно и тревожно. Кроме того, его окружают пусть доброжелательные, но все же чужие люди. На этом фоне крохе нужно привыкать к дисциплине, которая не так важна дома. Меняется режим дня: нужно кушать в установленное время, а не когда хочется. Нужно ложиться спать по часам. Эти мягкие, но настоятельные требования воспитателей могут вызывать бурный протест, а вместе с ним нежелание посещать садик и слезы каждое утро. В этой ситуации родителям необходимо максимально приблизить домашний распорядок дня к садиковскому. Идеально приучать к нему кроху за несколько месяцев до посещения сада. А если малыш уже ходит в ясли, тогда и в выходные дни нельзя отступать от распорядка. Утренние пробуждения, завтрак, перекусы, дневной сон должны выполняться в четко установленное время.
  • Избыток впечатлений. Большинство родителей рассказывают, насколько интересно в детском саду. И это так. Но эмоции, которые переживает кроха, не всегда бывают позитивными. Он может злиться на окружающих, расстраиваться. А на фоне обилия эмоций (как положительных, так и отрицательных) может развиваться перенапряжение нервной системы. Это делает малыша капризным, нервным, плаксивым. Чтобы не усугублять нагрузку на нервную систему в период адаптации в детском саду, родителям необходимо максимально снизить эмоциональное напряжение дома. Психологический климат в семье должен быть спокойным и позитивным. Дополнительные развлечения (активные игры, походы в кино и в гости, просмотр мультиков) нужно свести к минимуму или вовсе временно исключить.
  • Отсутствие навыков самообслуживания. Ходить в туалет, мыть руки, раздеваться и одеваться, зашнуровывать обувь и завязывать шарф — все это кроха должен будет делать самостоятельно. И если у него что-то не получается, он может переживать и плакать.   Дома важно приучать малыша к самостоятельности. Поощряйте любые ее проявления. Учите делать то, что он пока не умеет, и обязательно хвалите за успехи.
  • Психологическая неготовность. Сложнее и хуже приспосабливаются к новым условиям дети, испытывающие дефицит эмоционального общения с мамой. Уделяйте крохе как можно больше внимания, расспрашивайте, как прошел его день. Задавайте конкретные вопросы, чтобы малыш видел ваш интерес к его жизни в детском саду

Нюансы физической и психологической адаптации ребенка в детском саду — советы родителям

В первый год посещения садика малыши могут много и часто болеть — этому способствует не только расширившийся круг общения. Иммунную систему могут ослаблять стресс и эмоциональная напряженность, а потому родителям важно заботиться о том, чтобы максимально снизить степень переживаний крохи и настроить его на позитивный лад.

Чаще других болеют мальчишки и девчонки, которые подвергаются чрезмерной заботе родителей или бабушек. Если с первых дней жизни их кутают и одевают не по погоде, риск простудных заболеваний возрастает. То же происходит, если малыша одевают не в соответствии с температурой в группе. Это увеличивает период адаптации к саду.

image pixabay.com &nbsp/&nbsp

С психологической точки зрения главным стрессом для ребенка является расставание с мамой. Детки по-разному демонстрируют свое отношение к этому. Одни громко плачут, другие становятся апатичными и безынициативными. А третьи показывают нервное возбуждение и даже агрессию.

Это происходит потому, что малыш пока не может правильно оценивать необходимость и время пребывания в детском саду. Ему может казаться, что мама уйдет и оставит его навсегда, что и вызывает столь бурную реакцию. Если кроха проявляет агрессию, объектом ее может становиться не только детвора вокруг, но даже сама мама. Ей малыш будет мстить за свои переживания, когда она вернется и заберет его домой.

К счастью, так происходит далеко не всегда. Внимательное отношение мамы решает эту проблему и большинство деток, которые изначально провожали родителей со слезами, постепенно включаются в жизнь коллектива. Уже через некоторое время они активно играют со сверстниками.

Ребенок не хочет идти в сад. Что делать?

Руководствуйтесь следующими рекомендациями родителям по адаптации детей в детском саду.

image pixabay.com &nbsp/&nbsp

1. Настраивайте малыша на позитивный лад. Внушайте ему, что он уже большой, а потому может ходить в садик. И это здорово!

2. Приходите в группу чуть позже обычного. У деток младшего возраста сохраняется механизм эмоционального заражения. Если рядом кто-то плачет, велика вероятность, что и ваш сын или дочь тоже расплачется «за компанию». Старайтесь приходить в сад, когда большинство деток уже в группе.

3. Не устраивайте сцен прощания. Поцелуйте кроху, обнимите, скажите, что придете за ним чуть позже. После этого с улыбкой уходите, не реагируя ни на крики, ни на плач.

4. Не показывайте своих переживаний. Конечно, время адаптации тревожно не только для крохи, но и для мамы. Но говорить об этом в его присутствии не нужно. Относитесь к этому периоду как к необходимости. А обсуждая с малышом его день, спрашивайте лишь о том, что уже произошло. Пусть он рассказывает о своем общении, новых знакомых, историях, произошедших с ним в группе. Не заостряйте внимания на том, что ждет его завтра.

5. Отлучайтесь на некоторое время. Создавайте ситуации, когда вам нужно куда-то уйти, а кроха должен подготовиться к вашему приходу. Пусть это будет интересное поручение сделать маме сюрприз или выполнить несложное задание.

6. Объясняйте, как общаться со сверстниками. Будет ошибкой считать, что малыш в коллективе должен всему научиться сам. Рассказывайте, как и почему нужно здороваться с другими людьми, зачем делиться игрушками, просить разрешения, почему не нужно огорчаться из-за отказа. Эти навыки очень пригодятся в детском коллективе.

7. Приучайте выбирать игрушки. Пусть малыш берет с собой только те, которыми готов поделиться с окружающими.

8. Не отзывайтесь о садике плохо, даже если вы недовольны работой воспитателей или оснащением группы. Никогда не отправляйте в сад в качестве наказания, не угрожайте, что оставите там на целый день или на всю ночь.

9. Не перегружайте психику крохи дома и старайтесь не менять садиковский режим в выходные дни.

«Родителям нужно насторожиться, если ребенок в течение дня в садике остается подавленным, часто плачет, сторонится сверстников и воспитателей, — уточняет Ольга Архипова. — Дома он может демонстрировать агрессию, заторможенность, бурно реагировать на наказания или устраивать истерики. Показателем отклонений могут стать нарушение аппетита и сна. В этих случаях не нужно посещать детский сад. Необходимо остаться на несколько дней дома и желательно обратиться к психологу».

Вернуться назад

Новости партнеров

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий