Развитие интеллекта у детей: ТОП-25 упражнений и игр

image

Многие встречали заметки, что интеллект передается только от матери, а гены отца в этом никак не участвуют. Мы решили разобраться и выяснить, что такое интеллект, можно ли его измерить и как он наследуется.

Интеллект — способность мозга обрабатывать поступающую информацию. К интеллекту относится логика, память, обучаемость, креативность, умение распознавать эмоции, планировать и решать проблемы.

Важно понимать, что это не отдельный навык, а комбинация когнитивных и психологических процессов, которая позволяет человеку приспособиться к окружающей среде. Например, школьник учит параграф, чтобы получить хорошую оценку на уроке, или врач, столкнувшись со сложным случаем, перечитывает и анализирует информацию, чтобы вылечить пациента — всё это проявления интеллекта.

Различают также эмоциональный интеллект (EI) — способность человека понимать эмоции, мотивы и желания других людей. Этот параметр был введен потому, что традиционные тесты на интеллект не оценивали способность человека взаимодействовать с другими людьми.

Как измеряют интеллект

Интеллект многогранен, поэтому измерить его — непростая задача. С помощью тестов можно только оценить несколько отдельных способностей, таких как логика или память, но результат не покажет полной картины.

IQ (intelligence quotient) или коэффициент интеллекта — значение, которое используется для оценки интеллектуальных способностей. Это отношение умственного возраста человека к биологическому, умноженное на сто.

Если у ребенка в возрасте 10 лет умственные способности 12-летнего, то его IQ будет 120.

Средние или низкие значения IQ (в пределах нормы, то есть не ниже 70 в большинстве тестов) по результатам тестирования детей ничего не говорят о будущих успехах или неудачах. Стандартные тесты подразумевают стандартные ответы, и если человек мыслит необычно и креативно, он может выполнить задания «неправильно» и получить неадекватно низкий балл. Бывает также, что дети из-за волнения и тревоги теряются и не справляются с простыми для них заданиями.

Результаты тестов нужно тщательно интерпретировать, учитывая индивидуальные особенности человека. Наиболее известный тест для определения IQ — тест Айзенка. Чаще используют тесты американского психиатра Дэвида Векслера: они считаются наиболее объективными. Сегодня нет единого стандарта тестов IQ.

Какие гены влияют на интеллектуальные способности

На данный момент ученые прогенотипировали 78 000 людей европейского происхождения и выделили 52 гена, которые влияют на умственные способности. Три из них связаны с формированием и работой нейронов — клеток нервной системы.

Ген SHANK3 участвует в формировании синапсов — место контакта между двумя нейронами. Ген DCC отвечает за направленный рост аксонов, по которым импульс проходит к другим клеткам нервной системы или органам, а ген ZFHX3 регулирует образование нейронов. Изменения в работе этих генов могут приводить к замедленной или ускоренной передаче сигнала в головном мозге. Есть также гены, которые связаны с конкретными способностями.

image

Люди с определенным вариантом гена KIBRA лучше запоминают информацию, чем остальные.

С уверенностью нельзя сказать, что определяет интеллект ребенка — наследственность или факторы окружающей среды. Исследования на близнецах показали, что существуют механизмы наследования уровня интеллекта. При этом факторы внешней среды могут развивать или тормозить генетический потенциал.

Ген FADS2 определяет связь между грудным вскармливанием и уровнем интеллекта. Один вариант этого гена делает грудное вскармливание фактором развития более высокого IQ. Другой вариант гена не дает никаких преимуществ, вне зависимости от типа питания младенца.

Чтобы оценить наследование эмоционального интеллекта и эмпатии, ученые проанализировали гены 89 000 человек и предложили им пройти тест на чтение психического состояния по взгляду. Женщины справлялись с заданием лучше. Причем с ростом уровня образования точность женщин, с учетом генетических факторов, повышалась. Генетический вариант, связанный с эмпатией у женщин, находится вблизи гена LRRN1. Этот ген экспрессируется в участке мозга человека, который и отвечает за распознавание эмоций.

Как эти гены наследуются

Гены наследуются по одной копии от каждого родителя. По материнской линии передаются только гены митохондриальной ДНК и иногда Х-хромосомы. Однако 52 гена, связанные с интеллектом, расположены не в них, а в так называемой ядерной ДНК.

Эти гены показывают только верхушку айсберга. На умственные способности влияют тысячи генов, работу которых ученым только предстоит изучить. Поэтому не стоит верить тем, кто говорит, что интеллект передается только от одного родителя, через X-хромосому, и в другие сенсационные заявления.

Вероятность, что у ребенка уровень IQ будет таким же, как у его родителей в том же возрасте, составляет 25–40%.

Для взрослых влияние генетики становится еще более сильным: с вероятностью 80% коэффициент интеллекта будет таким же, как у родителей.

Мы не можем изменить гены, которые передались ребенку от родителей. Однако раскрыть способности поможет правильная обстановка:

⚽️ Физическая активность и правильное питание Доказано, что спорт и диета положительно связаны со способностью ребенка к обучению.

🥋 Самоконтроль Вспомним знаменитый зефирный эксперимент, где детям предлагали либо съесть сладость сразу, либо подождать и получить вторую. Те, кто справился с ожиданием, в подростковом возрасте имели более высокие оценки. Развивать самоконтроль у детей можно личным примером и небольшими тренировками — каждый следующий раз с «зефирным тестом» будет справиться проще.

👨‍👩‍👧‍👦 Близкие и доверительные отношения Открытое и честное общение с детьми располагает к проявлению эмоций и чувств, что способствует развитию эмоционального интеллекта и высокой мотивации. И наоборот, неудовлетворенные психологические потребности ребенка приводят к тревожности и неуверенности: малыш переживает об опасном окружении и удовлетворении эмоциональных нужд, из-за чего не может сконцентрироваться на учебе.

🎨 Творчество Чтение, рисование, изучение языков, игра на музыкальных инструментах и различные головоломки задействуют разные области мозга и тренируют его. Только не стоит заставлять малыша делать то, что ему неинтересно. Вместо этого позвольте ему выбрать занятия по душе и поддерживайте его начинания.

Источники:

РЕКЛАМА

Отключить рекламу

Эмоциональный интеллект — способность выражать и понимать эмоции, как собственные, так и других людей, а также управлять ими. Не поддаться общей истерике, вовремя сосредоточиться, мотивировать себя на забег, распознать опасность, суметь утешить плачущего товарища — лишь некоторые примеры владения эмоциональным интеллектом. Разбираемся, как он работает, зачем нужен и как его развивать.
7 апреля 2021

Кадр из фильма «Маленькая мисс Счастье» ©Fox Searchlight

Как работает эмоциональный интеллект

Стать специалистом по чувствам означает освоить несколько навыков, объясняет Марк Брэккет, директор Йельского центра эмоционального интеллекта. Во-первых, признавать эмоции в себе и других («Да, я действительно огорчен!»). Во-вторых, понимать причины и последствия эмоций («Эта хандра из-за погоды или из-за курса валют?»). В-третьих, точно маркировать происходящее («Моя досада обусловлена растерянностью»). В-четвертых, выражать эмоции социально приемлемым способом («В этом племени уволенные рвут на себе волосы»). В-пятых, управлять своими эмоциями («Я постою на голове и все пройдет»), а также помогать другим людям справиться с чувствами («Я принес тебе чай и готов тебя выслушать»).

Почему бы вообще не забыть про все эти эмоции?

Герой с волевым подбородком, который успешно действует, не испытывая ни страха, ни сомнений, — это миф. Без эмоций люди не смогут даже контрольную написать, да и вообще на нее не придут: незачем. Работы американского невролога Антонио Дамасио ясно показывают, что, отключив эмоции, человек и вовсе лишается способности принимать решения. По большому счету эмоция — это дополнительная информация. Если человек понимает, что с ней делать, то это сильно помогает в решении разных жизненных задач. 

Зачем это детям

Родители, как правило, стараются сосредоточиться на развитии академических навыков. Считается, что детям важнее уметь производить арифметические операции с грибочками, чем вовремя догадаться, что кто-то сейчас заплачет. С этим готовы поспорить американские ученые, которые уверяют, что эмоциональная компетентность играет решающую роль в академическом успехе. И это объяснимо. Почти тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта — Майер и Саловей — доказали, что чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье.

Психологи из Орегонского университета добавляют, что школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи.

Кадр из фильма «Кудряшка Сью» ©Warner Bros.

Много ли зависит от родителей

Вообще-то, да. Психологи считают, что детям растить эмоциональный интеллект помогает родительская отзывчивость, а также коучинговый подход к эмоциям: папа и мама рассказывают о своих переживаниях, а заодно своим примером демонстрируют, что с чувством можно не только стучать кулаком по столу, но и работать. К тому же многое зависит от обстановки в семье. Чем благополучнее домашняя атмосфера, тем больше шансов научиться распознавать полутона настроения по наклону головы бабушки. В 2011 году британские ученые опубликовали исследование, изучавшее жизнь 17 000 детей. Из него стало очевидно, что уровень психического благополучия сильно коррелировал с будущим успехом.

С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект

В 2–4 года дети вполне распознают базовые эмоции: счастье, печаль, грусть, страх. Чем лучше посетитель детского сада разбирается в эмоциях, чем больше знает слов для их обозначения, тем меньше у него поведенческих проблем.

Кадр из фильма «Трудный ребенок» ©Universal

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 2 до 7 лет

Психолог и педагог детского центра «Дом гнома» Ирина Беляева рекомендует четыре шага для развития эмоционального интеллекта у детей до 7 лет. 

  • Показать эмоцию. Можно изображать разные чувства, рисовать рожицы, демонстрировать крупные планы из мультфильмов. 
  • Называть эмоции. В Йельском центре эмоционального интеллекта даже разработали специальную шкалу настроения, на осях которой нужно отмечать свое состояние и называть его. Особенно важно замечать счастливые моменты: «Ты сильно воодушевлен. Кажется, тебя посетило вдохновение. Вижу, ты польщена», — говоря с детьми о положительных переживаниях, мы расширяем их картину мира.
  • Попросить ребенка изобразить ярость, смятение и замешательство. 
  • Обсудить личный опыт. В каких ситуациях ребенок испытывал те или иные эмоции, что помогло? Заодно имеет смысл расшифровать телесные знаки: что я чувствую и в каком именно месте. Стучит ли у меня в висках, подкатывает ли ком к горлу и откуда взялись эти слезы? Что хочет сказать язык тела другого человека: ему интересно меня слушать или он старается не уснуть?

Полезно создавать книги эмоций. Туда вклеивается лицо ребенка с комментариями. «Тут я сердит и сжал кулаки». Важное знание для ребенка — эмоции не навсегда, они проходят, меняются, а еще на них можно влиять.

Кадр из фильма «Леон» ©Sony/Columbia

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 7 до 10 лет

Клинический психолог, психотерапевт Екатерина Блюхтерова, создательница «Мастерской домашней психологии», советует следующие шаги.

  • Проявлять свои родительские эмоции. Ребенку необходимо знать, что папа не просто так с изменившимся лицом бежит к пруду, а он очень-очень разгневан тем, что из его ботинок сделали домики для хомяков. «Мама озабочена, дедушка в эйфории, дядя боится грозы» — это нужно детям не просто проговаривать, но и показывать мимикой и языком тела.
  • Озвучивать чувства ребенка. Даже в 8 лет не просто разобраться, что с тобой происходит, пока родитель не скажет: «Вижу, ты места себе не находишь от досады». При этом важно поддерживать ребенка и утешать.
  • Не ставить запрета на детские чувства, но находить им социально приемлемый выход. «Давай поплачем, а потом пойдем в чулан топать ногами и рвать салфетки».
  • Использовать терапевтические истории, которые предлагают стратегию поведения в сложной для ребенка ситуации. «Одна девочка тоже пришла в новый класс…»

Кадр из фильма «Клуб «Завтрак»» ©Universal

Как развивать эмоциональный интеллект у подростков

Подросткам могут помочь все вышеперечисленные пункты. На что стоит обратить внимание особо.

  • Провокационное поведение подростка легко перепутать с эмоциональной глухотой. С 12 лет у детей начинает работать биологическая программа на отделение от родителей, поэтому многие вещи подростки делают, чтобы им поскорее сказали: «Кажется, тебе пора!»
  • Родителям важно признать, что у ребенка появилась масса сложных, новых и раздирающих ощущений, не отвергать и не обесценивать их. Можно вспомнить себя в этом возрасте, рассказать о своем опыте и посочувствовать человеку, который проходит через все это сейчас.
  • Полезно обсуждать книги и фильмы о нравственных дилеммах и сложном моральном выборе. Это поможет подростку взглянуть на мир глазами другого человека.

 И что — действует?

Да, это работает. Исследования Университета Британской Колумбии, Иллинойского университета в Чикаго и Университета Лойолы подводят результаты программ по развитию эмоционального интеллекта, которые американцы внедрили в школах, и солидарно заявляют: у детей и впрямь улучшаются психическое здоровье, социальные навыки и результаты обучения. Причем все это оказывается полезным даже спустя годы.

Что читать по теме

Психолог Ирина Беляева рекомендует родителям книги «Эмоциональный интеллект» Д.Гоулмана и «Эмоциональный интеллект ребенка» Д.Готтмана и Д.Деклер. Обсуждать эмоции с детьми можно на примере детских книг: для 3-летних подойдет игровая книга Михаила Яснова «Большая книга эмоций», книга Джудит Виорст «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, плохой день», серии Русе Лагеркранц «Моя счастливая жизнь» и Дороти Эдвардс «Моя озорная сестренка». Лучше выбирать книги с рассказами про детей, а не антропоморфных животных, так как  истории про людей дети скорее воспринимают как истории о себе. С 5 лет можно размышлять над книгами Оскара Бренифье, например «Что такое чувства?». С 7 лет и до старости — развивать эмоциональный интеллект при помощи художественной литературы, кино, искусства, даже при помощи компьютерных игр. Важно обсуждать с ребенком, почему здесь такие герои, такие картинки, такая музыка, такой цвет. В любой хорошей книге есть что обсудить: от «Саши и Маши» Анни М.Г.Шмидт до «Гамлета» и «Братьев Карамазовых».

Умный, как папа, красивая, как мама. Есть ли эта взаимосвязь на самом деле?

Уровень интеллекта ребенка зависит от наследования генов не более, чем на 40–60 процентов. В остальном же это влияние окружающей среды. Но в этих процентах, как обнаружили исследователи, главная — мама.

Кто из родителей «ответственен» за пол новорожденного, ученые выяснили уже давным-давно. В женском организме нет Y-хромосомы, определяющей пол мальчика. Она может оказаться в яйцеклетке только после оплодотворения. Это указывает на решающую роль отца. А вот как быть с умом? От кого ребенку достаются интеллектуальные способности?

Фотоfizkes / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Х-хромосома, которая отвечает за девичий пол, несет в себе ген интеллекта. Ген же отцовской Х-хромосомы дезактивируется. Живучим остается лишь тот, что передается от мамы. Ученые доказали это, проводя лабораторные опыты на мышах. Выяснилось, что если мышонок получает удвоенную дозу материнских интеллектуальных генов, то он рождается с маленькой тушкой, но зато с большим мозгом. А вот если наоборот, то мозг будет маленьким, а тушка — крупной.

Более того, отцовские гены преимущественно влияют на сексуальность, агрессию, пищевое поведение. А вот за когнитивные функции отвечают гены матери: мышление, умение анализировать, планировать будущее.

Другая группа ученых пошла путем опросов и тестирования родителей и их детей в возрасте от 14 до 22 лет. В исследовании приняли участие около 13000 человек. Все принадлежали к разным социальным группам, у всех было разное образование, раса, национальность. Но выводы оказались убедительными. IQ опрошенных отличался от IQ мам не больше, чем на 15 пунктов, а с отцами разброс значений был несоизмеримо больше.

У ребенка 4-5 лет закладываются основные предпосылки для успешного усвоения точных наук, а также письма и чтения. В этот период идет бурное развитие интеллекта у детей и начинается этап освоения, а также понимания и принятия окружающего мира. В это время будет очень уместным подобрать для него интересные развивающие, игровые задания. Ваша задача – помочь ребенку получить максимальное развитие своих интеллектуальных способностей.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Игры на логику и мышление для детей до 5 лет». Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

Особенности развития интеллекта у ребенка 4-5 лет

Чтобы понимать, как развить интеллект у ребенка в 4 года, следует знать некоторые возрастные особенности малышей. В этот период у ребенка формируется созидательность. Малыш стремится что-то мастерить, делать своими руками поделки, с удовольствием возится с бумагой и клеем, а также пластилином, тестом или глиной. Вы должны поощрять эти стремления, помогать ребенку создавать его маленькие «шедевры». В этот период активно работает память, внимание, формируется логика. Ребенок с удовольствием сравнивает, познает новые категории – форму, цвет, время и пространство, величину, соотношения предметов.

Внимание, память и мышление становятся более развитыми, а малыш учится управлять ими. В это время ребенок без усилий может выучить стишок, короткую песенку. Активно развивается воображение, улучшается речь. Это – время разных «детских» вопросов и «почемучек». Наберитесь терпения и учитесь подбирать правильные, доступные для детского понимания ответы. В 4-5 лет малышу уже доступны разные обобщения, он учится классифицировать предметы, анализировать, выделяя из общего объекта его составные, объединять предметы в отдельные группы.

Ваш сын или дочка начинает стремиться к сверстникам, интересуется совместными играми, у малыша активно развивается социальный интеллект. Ребенок учится общению, ссорится или мирится со своими друзьями, пытается помогать им. Ваша задача – не мешать ему, а всячески поддерживать и помогать, стараться объяснить многие явления, научить взаимодействию.

Задания для развития интеллекта у детей 4-5 лет

Существует много разных игр, заданий, которые способны значительно повлиять на развитие интеллекта ребенка.

  • Упражнение «Из чего состоит» научит ребенка анализу. В эту игру можно играть в любое время. Для нее не требуется специальных условий или материалов. Например, во время прогулки вы можете попросить ребенка перечислить, из чего состоит дерево или цветок, дом или машина. Для того, чтобы малыш мог без труда ответить на подобные вопросы, нужно во время игр или чтения книг вместе с ребенком рассматривать картинки, обращать внимание на мелкие детали, перечислять их названия, сравнивать размеры, называть цвета.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Игры на логику и мышление для детей до 5 лет». Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

  • Игра «Где можно увидеть?» прекрасно развивает память, внимание и логику. В нее можно играть всей семьей. Для этого нужно спросить, где, к примеру, можно увидеть автомобиль, ножницы, велосипед, стол, окно или колесо.
  • Отличное упражнение на развитие аналитических способностей «Хорошо и плохо». Для этого нужно какой-либо предмет, скажем, карандаш, внимательно рассмотреть и выяснить, что у него есть хорошего, а что плохого. Например, карандашом можно рисовать, это хорошо, однако, он хрупкий и это плохо. В дальнейшем можно усложнить задачу, анализируя с малышом поступки героев сказок или других людей.
  • Игра «Бывает или нет» заинтересует ребенка. Для этого нужно взять мячик и, перебрасывая его, придумать разные ситуации. Например: «Вода горит», «Рыба гуляет по газону в сапогах», а ребенок должен ответить, бывает ли такое или нет.
  • Не менее полезны и графические задания для развития детей 4 5 лет. К примеру, игра «Соедини точки» поможет ребенку освоить последовательность действий, способствует развитию моторики. Задание для ребенка – нужно соединить все точки линиями и получить картинку или фигуру.
  • Игра «Лабиринт» тренирует внимание, а также логику. Задача – помочь, например, зайчику найти путь к норке. Для этого нужно провести линию по хитрым «туннелям» лабиринта.
  • «Дорисуй предмет» научит ребенка анализу, умению выделять из целого составные части.
  • Также хорошо развивают логику разные пазлы, наборы для составления последовательного рисунка или сюжета.
  • К речевым играм, развивающим мышление, относятся загадки. При этом ребенку дается хорошо знакомая ему информация, на основании которой он должен сделать логический вывод.
  • Игра «Съедобное-несъедобное» прекрасно подходит для поездок или прогулок. Взрослый называет предмет или объект, а малыш должен ответить, съедобен он или нет.
  • Игра «доскажи слово» достаточно сложна для ребенка. Она рассчитана на умение подбирать ассоциации к привычным словам, искать между ними взаимосвязь. Например: белка-орех. Здесь стоит пояснить, что белка любит есть орехи. Затем, согласно аналогии, ребенок должен добавить слово, например, к слову «собака». Здесь уместным будет подобрать слово «кость» и пояснить, что собаки любят грызть кости.

Заданий и разных игр, помогающих ребенку развиваться, очень много. Здесь были перечислены самые простые, не требующие специальных материалов. Эти задания можно выполнять в любое время, практически везде: на прогулке, дома, в гостях или в поездке. Все эти игры рассчитаны на то, чтобы ребенок гармонично развивался, стремился получать новые знания легко, в непринужденной игровой форме.

А в какие развивающие игры вы играете со своими детьми?

Скачайте чек-лист «Игры на логику и мышление для детей до 5 лет»

Чтобы ребенок легко учился и с удовольствием стремился к новым знаниям, важно с раннего детства увлечь его, а сделать это проще всего с помощью игры.​ Скачайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

imageК мудрецу пришла женщина и спросила: «Мудрец, как мне воспитывать своего ребенка, чтобы он вырос мудрым?» Мудрец спросил: «А когда родился твой ребенок?» «Вчера» — ответила женщина. «К сожалению, ты опоздала на 9 месяцев» — огорчился мудрец.

Старая притча.

Современная наука доказала, что старая притча – абсолютная истина. Не даром уже на 13 неделе развития плод приобретает способность слышать и воспринимать информацию из окружающего мира, «знакомится» с ним и формирует своё к нему отношение.

Начиная с момента зачатия и до 3 лет ребенок проделывает 50% пути в развитии своего интеллекта – вот почему так важно начать развитие ребенка как можно раньше. Успешность развития умственных способностей зависит от очень многих факторов – это настроение и здоровье матери во время беременности, влияние вредных факторов на мать и плод, питание, психологический климат, окружающий беременную женщину и ребенка, и конечно же, то внимание, которое уделяют родители развитию своего малыша.

Негативно на развитии интеллекта сказываются следующие факторы:

  • употребление алкоголя во время беременности;
  • неполноценное питание женщины во время беременности, нехватка аминокислот и белков;
  • недостаток йода в организме беременной;
  • стрессы и нервное напряжение беременной;
  • неполноценное питание ребенка, недоедание;
  • воздействие на малыша токсических веществ, таких как свинец (краски, штукатурки).

Теперь следует сказать о развитии умственных способностей у новорожденного. Чем больше привлекается мозг человека к какой-либо деятельности, тем больше создается нервных связей – соединений между нейронами. Каждое новое раздражение мозга оказывает содействие появлению новых связей, мозг снабжается кислородом и начинает работать лучше. Процесс этот очень похож на тренировку мышц [1].

Новорожденный младенец – существо совершенно особенное. На первый взгляд может показаться, что кроме как есть и спать, он больше ничего не делает, но это только на первый взгляд. Развитие интеллекта грудных детей оценивают по сенсорному развитию и двигательной активности. С первого месяца жизни с ребенком нужно общаться в периоды его бодрствования, поддерживать зрительный контакт, говорить с ним, чтобы он вслушивался в голос и слова. Гимнастика для малышей поможет быстрее снять гипертонус мышц. Малыш может ненадолго сфокусировать взгляд на неподвижном предмете, например, на лице мамы – так развивается бинокулярное зрение. Первой наградой Вам станет улыбка Вашего малыша!

На втором месяце ребенок уже может реагировать на звуки, поэтому нужно приобрести игрушки, издающие звук и тренировать этот навык, погремев то справа, то слева. Ярким шариком или игрушкой, водя ими в поле зрения малыша, можно развивать зрительные навыки. Можно вкладывать в ладошки малыша игрушки, затем осторожно вынимать их. Занятие не должно превышать 10-15 минут, чтобы малыш не переутомился. Малыш уже может поднимать головку на короткое время.

На третьем месяце усложняются эмоциональные реакции в ответ на разговор взрослого. Появляется «комплекс оживления» — при этом ребенок двигает ручками, ножками, длительно (2-3 минуты) лежит на животике, увереннее держит головку. Тонус рук и ног значительно ослабевает. Полезно выполнять следующее упражнение – взять малыша подмышками и осторожно прикоснуться его ножками к горизонтальной поверхности – сначала он одернет ножки, а затем опустит их и упрется в поверхность. Перемещая малыша вперед, можно добиться движений, похожих на хождение. Ребенок уже способен слушать музыку, необходимо чаще вызывать у него чувство радости – это способствует двигательной и речевой активности. Над кроваткой можно повесить кронштейн с игрушками на расстоянии вытянутой руки малыша – он будет их исследовать. Речевая активность проявляется в форме гуления.

К четвертому месяцу малыш без труда следит за движениями взрослых, узнает маму, находит взглядом источник звука, смеется. Он уже может сам захватывать игрушки, рассматривать их. Полезно выкладывать ребенка на живот и выкладывать перед ним яркую интересную игрушку – это побуждает его ползти, дотянуться до неё. Игрушки должны быть разными по цвету, форме и размеру, чтобы они вызывали интерес у малыша.

На пятом месяце продолжается развитие зрительного, слухового сосредоточения, восприятия речи. Малыш отличает родных от чужих людей, распознает интонацию речи, начинает произносить согласные звуки. Ребенок может самостоятельно перевернуться со спины на живот, может стоять при поддержке взрослого. Необходимо чаще разговаривать с ребенком, при этом не коверкая слова, не сюсюкая, а произнося их медленно, внятно и правильно. Полезно включать малышу спокойную детскую музыку, песенки. Для того, чтобы побудить ребенка ползать, можно перевернуть его на живот и дать упрется ножками в руку взрослого – он будет от неё отталкиваться и продвигаться вперед.

К шестому месяцу малыш начинает реагировать на своё имя, радоваться общению и игре с другими детьми, произносить простые слоги, есть из ложки. Полезно звать ребенка по имени, отходя на разные расстояния, а также оставлять ненадолго одного с игрушками. Многие дети в этом возрасте пытаются сесть, но это касается не всех малышей.

Начиная с седьмого месяца особую роль играет развитие понимания речи – нужно разговаривать с ним, называть предметы, действия. Малыш должен уметь ползать, садиться, учиться сидеть, вставать, стоять, пить из чашки. Полезно организовывать игру малыша в манеже с такими игрушками, как мяч, ведерко, мисочки и т.д.

В возрасте восьми месяцев малыш сам садится, ложится, встает, перешагивает, держась за барьер, подолгу может играть сам, с интересом наблюдает за игрой других детей. Любит грызть яблоко или сухарик, может пить из чашки, которую поддерживает взрослый. Ребенка нужно побуждать как можно больше двигаться. Игрушки становятся более сложными – картинки с животными, куклы и т.д. Ребенок должен отличать одну игрушку от другой и по просьбе взрослого подавать ему мяч, куклу и т.д. Соответственно словесное общение тоже должно усложниться – следует называть малышу животных, действия, предметы. С этого возраста нужно приучать ребенка к горшку.

С девяти месяцев поведение ребенка существенно меняется – он начинает понимать речь взрослого и тот получает возможность воздействовать на поведение малыша словами. Он понимает своё имя, слова, касающиеся режима – «будем спать», «будем кушать». Кроме того, малыш пытается повторять слова, сказанные взрослым. Это очень важно для развития речи – побуждайте малыша повторять сначала простые звуки, затем слова. К этому времени ребенок привыкает к горшку, начинает аккуратно есть из ложки, может пить из чашки. Игра с игрушками становится более осознанной, приходит понимание назначения той или иной игрушки; музыка побуждает протанцовывать. Малышу доставляет удовольствие общаться с другими детками. Ходить ребенок может при наличии опоры. Для того, чтобы развивать навыки хождения, малышу необходим простор – кратковременно лишая его поддержки можно добиться самостоятельного передвижения от предмета к предмету. Благодаря хорошо развившимся подражательным реакциям ребенка можно начинать учить более сложным вещам, например творчеству, как это делается в группах раннего развития. Но можно делать это и дома, самостоятельно. Сначала можно показать ему, как обращаться с карандашом, кистью, красками, затем вместе с малышом пробовать чертить отдельные линии – очень скоро с Вашей помощью ребенок сможет закрасить нарисованный контур, нарисовать мячик и т.д.

К возрасту одного года малыш достигает значительного прогресса в своём развитии – он может произносить до 10 простых слов, делает самостоятельные шаги, спокойно сидит на горшке, пытается самостоятельно есть, пользуясь ложкой и пить, держа чашку двумя руками. Он узнает взрослых, знает их по именам, интересуется животными. Малыш способен проявлять различные эмоции – радость, грусть, гнев, жалость; он начинает понимать такие указания взрослых, как «дай», «принеси», «нельзя». В игре малыш начинает копировать известные ему вещи – учите его укладывать кукол спать, кормить, собирать кубики, воспитывайте в нем доброту и заботу, следите, чтобы он не жадничал, давал игрушки другим детям. Очень важно побуждать ребенка больше ходить самостоятельно, позывая его на расстоянии, побольше говорить с ним, называть предметы и действия. Также следует оставлять малышу время для самостоятельной игры.

Первый год жизни малыша чрезвычайно важен, так как закладывает предпосылки дальнейшего развития интеллекта, а развить его можно на 20% от врожденных задатков. Гармоничное развитие ребенка в первый год жизни закладывает в нем психологическое здоровье. Иными словами, чем больше родители потратили времени на малыша в первый год его жизни, тем больший результат будет получен в дальнейшем. Не жалейте времени для своего малыша, но и не перегружайте его [2].

Литература:

  1. Мозг на 100%. Интеллект.Память. Креатив. Интуиция. Интенсив-тренинг по развитию суперспособностей / О. Н. Кинякина, Т. Захарова, П. Лем и др. – 2-е издание улучш. и доп. – М., Эксмо, 2008. – 848 с.
  2. Как вырастить здорового ребенка (брошюра)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий