Полезные активные игры для гиперактивных детей.

imageГиперактивные дети очень активны, импульсивны, их движения зачастую хаотичны. Им очень сложно долго сидеть на месте. Многие занятия, которые требуют усидчивости, терпения, гиперактивный ребенок находит скучными и если начинает их, то не доводит до логического конца.

Дабы помочь гиперактивному ребёнку научиться контролировать и управлять своими эмоциями, поведением и вниманием, специалисты разработали несколько игр.

Игра для гиперактивных детей «Лови — не лови»

Эта игра напоминает известную нам всем с детства игру «Съедобное — несъедобное». В данной ситуации мы можем менять условия каждый раз, чтобы ребёнку игра не наскучила. Главное объяснить малышу когда нужно ловить, а когда не нужно ловить мяч.

К примеру, можно оговорить, что если водящий кидает мяч и произносит слово, относящееся к животным, то игроки ловят мяч. Если слово не будет иметь отношение к животным, то игроки не ловят, а отбивают мяч. Чтобы ребёнку было интересно играть, можно менять тематику (нужно ловить мяч, если водящий называет только птиц, только растения, исключительно фрукты и т.д.)

Игра предусмотрена на развитие внимания, умение быстро реагировать и принимать решение.

Игра «Только об одном»

Взрослым может показаться, что игра скучновата, но детям она очень нравится. Для начала необходимо выбрать какую-либо игрушку, желательно любимую. После этого объясните всем участникам правила. В игре разрешается говорить только об одном – о выбранном предмете. Говорить разрешено только тому, кто держит его в руках. Игрок произносит одно предложение, которое описывает деталь игрушки или всю игрушку в целом. Затем ее необходимо передать следующему игроку, который тоже говорит следующее предложение. Нельзя повторять ответы или говорить на отвлечённые темы. Например, фраза: «А я такую видел в магазине…» — или повторно произнесённое предложение должны караться штрафным баллом. И первый, кто наберет 3 балла, будет считаться проигравшим.

Со временем можно усложнять игру, выбирая предметы, у которых меньше признаков и которые сложнее описывать.

Игра развивает у гиперактивных детей фантазию, мышление, логику, творческие способности и умение концентрироваться.

Игра «Всё наоборот»

Эту игру очень любят гиперактивные дети. Она позволяет выработать внимание и послушание. Ведущим должен быть взрослый. Ход игры заключается в следующем: ведущий показывает определённое движение, а ребёнку необходимо выполнить движение наоборот. Например, ведущий опустил руки, ребёнок поднимает, ведущий присел, ребёнок должен подпрыгнуть, ведущий отвёл руку влево, ребёнок отводит руку вправо. Данная игра даст ребёнку возможность поперечить, а заодно и быстро мыслить, ведь надо продумать, как показать движение наоборот. Для усложнения игры можно попросить ребенка подбирать попутно к слову, которое произносит ведущий, антоним, например, быстрый-медленный, сидеть-стоять, горячий-холодный, добрый-злой и т.д.

Игра «Прикосновение»

Заранее подготовьте предметы, которые изготовлены из различных материалов. Кусочки меха, изделия из дерева или стекла, из бумаги или других материалов. Разложите перед ребёнком на столе эти предметы. Дайте ему время рассмотреть их, затем предложите закрыть глаза. Задача игрока на ощупь догадаться, какой перед ним предмет. Главное не спешить и не торопить ребёнка. Такая игра для гиперактивных детей позволяет снять нервной напряжение, расслабиться, развить тактильные ощущения.

Игра «Молчу-шепчу-кричу»

Гиперактивным детям тяжело регулировать свою речь, зачастую они торопятся, глотая слова или говорят слишком громко. Эта игра поможет исправить все имеющиеся проблемы.

В процессе игры необходимо стимулировать ребёнка чередовать громкость речи и следить за тем, чтобы ребенок говорил медленно и четко. Необходимо обязательно заранее оговорить знаки, по которым игроку нужно будет говорить то громко, то тихо, или же вовсе молчать.

Например, если ведущий коснется кончика носа, ребёнку необходимо перейти на шёпот и замедлить движения; если скрестит руки – игрок должен говорить громко, бегать и кричать. Но если вдруг ведущий коснется своей макушки – ребенку нужно будет замолчать и замереть. Запомните, очень важно эту игру заканчивать на этапах «шепчу-молчу», чтобы не возбуждать психику.

Не ждите, что ваш гиперактивный кроха сразу превратиться в послушного тихоню. Следите за состоянием ребёнка, дабы избежать перевозбуждения. Будьте последовательны в пояснении правил игры.

Психологи рекомендуют поначалу подобные игры для гиперактивных детей проводить индивидуально и только по достижению положительных результатов можно попробовать устроить игры групповые.

Не думайте, что гиперактивный ребенок – это наказание, вовсе нет! Задача родителей сводится к тому, чтобы направить неуемную энергию «в нужное русло».

РАЗВИВАЮЩАЯ

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 до 20 – 35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно, Длительность занятий по одному комплексу упражнений 45 – 60 дней. Желательно реализовать весь кинезиологический цикл:

— комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6 -8 недель);

— перерыв 2 недели;

— комплекс упражнений для развития правого полушария (6 – 8 недель);

-перерыв 2 недели;

-комплекс упражнений для развития левого полушария (6 – 8 недель).

Цель:

— развитие межполушарной специализации,

— развитие межполушарного взаимодействия,

— развитие межполушарных связей,

— синхронизация работы полушарий,

— развитие мелкой моторики.

— развитие способностей.

— развитие памяти, внимания.

— развитие речи.

— развитие мышления,

— устранение дислексии.

Упражнения для развития

межполушарного взаимодействия.

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Комплекс 1.

1. Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно. а затем двумя руками вместе.

2. Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений 8 – 10 раз. При затруднении движения сопровождаются командами (соответствующими словами) вслух или про себя .

3. Лезгинка. Левую руку сжать в кулак, отставив большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью, направленной вниз, касается мизинца левой руки. Потом одновременно меняется положение рук. Повтор 6 – 8 раз. Повышение скорости выполнения усиливает эффект.

4.Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно двумя руками зеркально – симметричные рисунки, буквы, При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется работа полушарий, увеличивается эффективность работы всего мозга.

        КОМПЛЕКС 2.

        1. Массаж ушных раковин. Массировать мочки ушей, а затем всю ушную раковину снизу вверх (8 – 10 раз). В конце упражнения растереть уши руками.

        2. Перекрёстные движения. Правая рука впереди, левая нога сзади, затем в прыжке сменить положения руки и ноги. (8 – 10 раз).

        3.Качание головой. Глубоко дышать, расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперёд и медленно раскачивать её из стороны в сторону (6 – 8 раз).

        4.Горизонтальная восьмёрка. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости три раза одной рукой, потом – другой, а затем обеими руками вместе.

        5.Симметричные рисунки. Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и т.д. (20 – 30 сек).

        6.Медвежьи покачивания. Встать, ноги на ширине плеч, медленно раскачиваться в стороны телом, потом подключить руки. Можно придумать сюжет (20 – 30сек).

        7.Поза скручивания. Сесть на стул боком. Ноги вместе, бедро прижато к спинке. Правой рукой держаться за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивать верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Остаться в этом положении 5 – 10сек. Выполнить то же самое в другую сторону.

        8.Дыхательная гимнастика. Выполнять ритмичные вдохи и выдохи: вдох в два раза короче выдоха (20 – 30сек).

        9.Гимнастика для глаз. Нарисовать плакат- схему зрительных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, вправо – влево, по часовой стрелке и против неё, по траектории восьмёрки. Каждая траектория имеет свой цвет внешний овал — красный, внутренний овал, отстоящий от внешнего на 6 см – голубой, нарисованная внутри восьмёрка зелёного цвета. Упражнение выполняется стоя.

        УПРАЖНЕНИЯ

        ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ.

        В результате выполнения упражнений развиваются творческие способности на основе наглядно – образного мышления, стабилизируется психика, развивается интуиция.

        Комплекс 1.

        1 Встать прямо, глаза закрыть, пальцы левой руки лежат на животе (5см ниже пупка),кончиками пальцев правой руки разминать копчик, представляя красный шар. Затем левая рука на копчике, правая – растирает живот, представляя оранжевый шар.

        2. Левая рука лежит в области пупка, правая рука — в области сердца. Сильно натирать грудь, представляя зелёный шар.

        3. Левая рука на животе. Указательный палец правой руки находится над губой, а средний палец – под губами, открыть рот и растирать область губ.

        4Левая рука – на животе, правая – чуть выше межбровья массирует эту область, представляя голубой шар.

              Каждое упражнение выполняют 15-20 сек, затем время выполнения увеличивается до 30сек.

              Комплекс 2.

              1. Закрыть глаза, массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно с обеих сторон, затем сделать движение зевоты.

              2. Встать, держась руками за спинку стула, одну ногу выставить вперёд, делать выпады на колено выставленной вперёд ноги. Нога, расположенная сзади должна быть прямой. Корпус держать прямо. Повторить то же с другой ноги.

              3. Сидя, положить лодыжку на другое колено, противоположную руку положить на лодыжку согнутой ноги. Другую руку положить на икроножную мышцу согнутой ноги, сгибать и разгибать стопу. Повторить это же упражнение другой ногой.

              4.Сесть на стул прямо, руки положить на стол ладонями вниз на стол, плечи развернуть и расслабить, делать круговые движения головой по направлению к грудной клетке.

                  Каждое упражнение выполняется 15 — 30 сек.

                  УПРАЖНЕНИЯ

                  ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ.

                  В результате выполнения упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, преодолеваются математические трудности, активизируется работа головного мозга.

                  Комплекс 1.

                  1.Оттянуть уши вперёд, затем назад, медленно считая до 10. Начинать с открытыми глазами, продолжать – с закрытыми глазами (7раз).

                  2.Одну минуту массировать щёки круговыми движениями пальцев. Потом двумя пальцами рисовать круги на подбородке и лбу, считая до 30.

                  3.Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз 1 минуту.

                  4.Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания ноздрей 20 раз.

                  5.Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо, потом наоборот 10 раз.

                  Комплекс 2.

                  1. Рисующий слон. Встать или сесть в позу слона, слегка подогнув колени, наклониться головой к плечу, вытянуть руку вперёд и рисовать то, что видите большими мазками. Потом повторить другой рукой.

                  2. Покачивания головой. С силой обхватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая налево, потом направо. Повторить то же другой рукой.

                  3.Вращение шеи. Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дыхание свободное. Подбородок опущен как можно ниже, плечи расслаблены. Сначала повороты головы совершаются при поднятых плечах, затем – при опущенных. Вращать головой, не закрывая глаз, потом – закрывая их.

                  4.Сесть на стул, ноги вытянуть вперёд, скрестив их. Делать наклоны вперёд, доставая руками пальцы ног, наклонив голову вперёд. Следить за дыханием: выдох при наклоне, вдох при подъёме. Повторить упражнение 3 раза и изменить положение ног.

                    УПРАЖНЕНИЯ

                    ДЛЯ КООРДИНАЦИИ ГЛАЗ И РУК.

                    Улучшают навыки чтения и письма, способности визуального различения, координацию тела. Тренируют двигательные навыки, стимулируют восприятие пространства, улучшают чувство центрирования.

                    1. Восьмёрка. Закройте глаза. Пальцами одной руки провести перед глазами продольную восьмёрку, следуя закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжать рисование восьмёрок, увеличивая их размеры (2 раза).

                    2. Восьмёрки локтями. Стоя, развести ноги на ширину плеч, слегка согнув их в коленях. Нарисовать половину восьмёрки правым локтем, глаза следят за движением локтя. Проделать то же самое с левой стороной.

                    3. Крылья. Встать ноги на ширине плеч, колени расслаблены, потрясти руками и согнуть локти. Нарисовать восьмёрку сразу двумя руками, сначала вперёд, сначала лежащую перпендикулярно тела, потом стоящую параллельно ему. Подбородок поворачивается вместе с движениями рук (4 – 5 раз). Затем опустить руки свободно свисать вниз, наклониться вперёд, встав на носки, сделать выдох, выпрямляясь на выдохе.

                    4.Лёжа на спине, обхватить руками одно колено, прижимая его к груди, вторая нога находится в расслабленном состояниями, закрыть глаза, сделать 2-3 глубоких дыхания, Подколенные сухожилия хорошо расслабляются, усиливается кровоснабжение мозга.

                    5.Обхватить левой рукой запястье правой руки и делать массирующие движения 10 – 15 раз. Повторить то же самое правой рукой.

                      Комплекс учебной гимнастики имеет целью активизировать определенные мыслительные процессы и психоэмоциональные состояния, т.е. готовит мозг к предстоящей деятельности ;выделенные упражнения целесообразно выполнять до начала домашних заданий и во время их выполнения в соответствии с их назначением, которое указано во второй графе

                      Комплекс учебной гимнастики.

                      Э. Баллингер

                      Комплекс включает два вида упражнений.

                      1.Статические упражнения способствуют развитию концентрации внимания

                      2.Динамические – помогают усилению всех видов активности, снимают усталость и создают бодрое настроение.

                      /> /> />

                      Название

                      упражнения

                      Какое оказывает вли-яние

                      Способ выполнения

                      Будильник

                      Стимулирует одновременное включение

                      двух полушарий. Помогает не путать буквы и звуки при письме и чтении.

                      Большим и указательным пальцами

                      одной руки массировать по часовой стрелке

                      в мягких местах под ключицами близко к грудной кости. Указательным и средним

                      пальцами другой руки массировать пупок

                      по часовой стрелке.

                      Перекрёстные

                      танцы

                      Стимулирует

                      оба полушария мозга. Развивает

                      бинокулярное зрение,

                      ориентировку в пространстве и координацию

                      Встать в основную стойку и

                      под ритмичную музыку

                      совершать перекрёстные

                      движения: свобод-

                      но размахивая руками и

                      касаясь противоположно-

                      го колена и одновременно

                      переводя взгляд по всем

                      4 направлениям: вверх –

                      вниз – направо – налево.

                      Громоотвод

                      Расслабляет центральную нервную систему,

                      увеличивает концентрацию внимания, стимулиет при

                      напряжённом

                      состоянии.

                      Двумя пальцами руки:

                      указательным и средним делать

                      массирующие движения вправо

                      и влево над верх-

                      ней губой и под нижней

                      губой. Указательным

                      и средним пальцем другой

                      руки массировать пупок,

                      затем поменять руки местами.

                      Во время массажа

                      мычать на выдохе

                      Пружинка

                      Расслабляет все мышцы спины и позвоночного столба, способствует усилению кровоснабжения мозга

                      Одна рука массирует пупок, а

                      Другая — поглаживает копчик.

                      После трёх глубоких вдохов руки меняются местами.

                      Думающая

                      шапочка

                      Стимулирует восприятие и понимание

                      на слух, активизирует

                      память

                      Указательными пальцами обеих

                      рук одновременно

                      тянуть за края свои уши, как

                      будто хочется их распрямить.

                      Начинать с верхнего края уха

                      и постепенно спускаясь вниз до

                      его мочки.

                      Выключатель

                      страха

                      Снимает страх, стресс

                      и напряжение, снимает

                      мыслительные блокады,

                      помогает объективной оценке, справиться с мыслью: «Я это

                      не могу сделать».

                      Дотронуться кончиками пальцев до бугорков на лбу, которые

                      находятся между бровями в том

                      месте, где начинают расти

                      волосы. Дотронуться может и кто – ни —

                      будь другой. Этого же эффекта

                      можно достичь, если

                      во время волнения положить

                      ноготь безымянного пальца —

                      под кончик большого на этой же руке.

                      Повар

                      Одновременно расслабляет и активизирует,

                      способствует ликвидации сверхчувстви-

                      тельности,

                      змоционального

                      заострения на чём-то

                      неприятном, усиливает

                      координацию движений

                      и равновесие

                      Сесть, положив стопу одной ноги на колено другой,

                      закрыть глаза, глубоко вдыхать через нос, положив

                      язык на нёбо. Выдыхать ртом. Язык опущен. Через

                      Колыбель

                      для

                      слонёнка

                      Расслабляется мускулатура шеи, которая влияет

                      на речь, улучшается восприятие на слух, актуализируются скрытые речевые возможности,

                      улучшается чувство равновесия.

                      Выпрямить руку вперёд и поднять её как можно выше, прислонив к уху – это хобот слона. Покачивать верхней частью туловища, совершая пружинистые движе-

                      ния спиной, голова и руки спокойно движутся в воздухе так, что

                      получается лежащая восьмёрка. Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки. После

                      2-8 раз руки меняются. Эффект усиливается, если сразу выпить стакан воды.

                      Парящая

                      восьмёрка

                      Способствует различению и запоминанию

                      символов, снима-

                      ет мышечное напряжение

                      с мелкой мускулатуры рук во время стрессов.

                      Вытянуть руку перед собой и написать самую большую восьмёрку с наибольшей амплитудой движения

                      3 – 5 раз, повторить это упражнение

                      другой рукой.

                      А затем обе руки поднять над головой

                      и написать ими– 5 восьмёрок. Глаза

                      всё время смотрят на точку пересечения двух частей восьмёрки.

                      Маятник

                      Усиливает абстрактное

                      мышление, зрительную память. Координацию

                      движений и чувство

                      собственного достоинства.

                      Встать, скрестив ноги, верхняя часть туловища и руки свободно свисают вниз.

                      Раскачиваться далеко налево и направо. Через 6 – 8 движений поменять ноги

                      Рисование

                      двумя

                      руками

                      Активизирует зрително-моторную координацию, расширяет перифирийное зрение.

                      и ориентацию в пространстве.

                      Дирижировать двумя руками под музыку, затем рисовать в воздухе различные линии

                      и формы, последовательно усложняя их: вертикальные линии в одном и противоположных направлениях, таким же образом рисовать горизонтальные линии, круги, квадраты, треугольники, солнце, дерево, дом и т.д.

                      Школа

                      перекрёстных

                      танцев

                      Формирует межполушарные

                      взаимодействия

                      1.Правая рука вверх, а левая нога

                      в сторону

                      Затем меняются местами.

                      2.Правая нога — вверх, левая –

                      поднята вперёд с согнутым коленом, затем меняются местами.

                      3.Правая рука и левая нога

                      подняты вперёд, затем меняются местами.

                      Корпус повёрнут с поднятой рукой вправо, а левая нога с нижней частью корпуса – влево. Затем меняются местами.

                      Коррекционные игры дл я гиперактивных и активных детей. Картотека оформлена в виде отдельных карточек, цветной титульный лист. Состоит из 4-х разделов,

                      включающих игры на развитие и коррекцию гиперактивного ребенка.

                      – игры на развитие внимания (Коррекционные игры для гиперактивных детей на внимание)

                      – игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (Коррекционные игры для гиперактивных детей на релаксацию); – игры на развитие навыков волевой регуляции, управления поведением (Коррекционные игры для гиперактивных детей игры, на волевую регуляцию); – игры на развитие навыков общения (Коррекционные игры для гиперактивных детей коммуникативные игры)

                      • 1. Игры для гиперактивных детей дошкольного возраста
                        • 1.1. Для годовалых детей
                        • 1.2. Для детей 2 лет
                        • 1.3. Для детей 3 лет – 4 лет
                        • 1.4. Для детей 5-6 лет
                      • 2. Игры для гиперактивных детей школьного возраста
                      • 3. Коррекционные игры для гиперактивных детей: полезное видео
                      • 4. Вам будет интересно

                      Многие родители знают, что воспитание гиперактивного ребенка довольно сложный процесс, требующий терпения и понимания. Такие детки зачастую импульсивны, рассеяны, раздражительны, чрезмерно активны, они не могут долго усидеть на месте и сконцентрировать свое внимание. Но все эти проблемы решаемы. Различные игры и занятия– идеальные средства, которые помогут родителям и педагогам скорректировать особенности поведения гиперактивных малышей. Они отлично развивают внимание, навыки волевой регуляции, усидчивость, способствуют расслаблению, получению полезных знаний. В нашей подборке вы найдете интересные варианты таких игр.

                      Игры для гиперактивных детей дошкольного возраста

                      Для годовалых детей

                      • «Что это за фрукт?».

                      Положите в кастрюльку предварительно вымытый фрукт или его игрушечный вариант. Задача малыша самостоятельно открыть крышечку и изучить предмет руками. Расскажите крохе, как называется этот фрукт. Можно использовать и другие предметы.

                      • « Повторяй за мной».

                      Предложите крохе повторять за вами различные действия. Например, дотроньтесь до носика малыша, а он должен коснуться вашего носа, подержите за ушки, хлопните в ладошки, погладьте по голове и т.д.

                      Для детей 2 лет

                      • «В поисках сокровища».

                      Игры с песком отлично подходят для гиперактивных детишек. Они помогают снять нервное напряжение и развить мелкую моторику рук. Насыпьте песок в емкость. Это может быть обычная кастрюля или глубокая тарелка. При желании используйте вместо обычного песка кинетический, с таким играть вдвойне приятно, он приятный на ощупь, пластичный и совершенно безопасен для детей. Спрячьте в песок различные мелкие игрушки. Малыш должен их отыскать, можно усложнить задачу и закрыть глаза повязкой. Внимательно следите за ребенком: если в игре вы используйте мелкие игрушки, они могут быть опасны для здоровья.

                      • «Словесный ряд».

                      Назовите четко несколько слов подряд. Например, дом, стул, солнышко, кошка, морковь. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, например, когда услышит слово, обозначающее животное. Усложните задачу, пусть малыш не только хлопает, но и привстает или подпрыгивает. Такие занятия расширяют кругозор и улучшают внимательность, быстроту реакции.

                      Для детей 3 лет – 4 лет

                      • «Наоборот».

                      Ведущий объясняет игрокам условия игры. Он показывает малышам различные движения, задача детей выполнить их наоборот. Например, если взрослый поднял руки, ребенок должен их опустить и т.д. Все эти действия ведущий может сопровождать словами, тогда задача еще больше усложняется и малышам нужно не только выполнять различные действия, но и правильно подбирать слова: «холодный» – «горячий», «высокий» – «низкий», «твердый» – «мягкий» и т.д. Эта игра научит концентрировать внимание и быть сосредоточенным, улучшит логику и увеличит словарный запас.

                      • «Найди изменения».

                      Такое занятие разовьет не только внимательность детей дошкольного возраста, но и творческие способности. Изобразите с помощью карандашей или красок на листе бумаге рисунок, пусть малыш хорошо рассмотрит его. Предложите крохе ненадолго отвернуться или закрыть глаза. В это время ваша задача внести дополнительные штрихи в изображение, нарисовать какой-либо новый предмет или подрисовать мелкую деталь. Малыш должен найти эти изменения, тогда он будет считаться победителем, и вы поменяетесь местами. Теперь кроха рисует, а вы становитесь игроком. Можно усложнять задачу и делать едва заметные изменения, такие занятия отлично подойдут для подросших деток. Для самых маленьких используйте более простые изображения, например, солнышко, собачка, домик и т.д. Играть можно и небольшой компанией. Так будет еще веселее и увлекательнее.ОСОБЕННОСТИ!Проявляйте терпения при занятиях с ребенком, учите карапуза не расстраиваться, если у него не получается правильно выполнять задания.

                      Для детей 5-6 лет

                      • «Что это за предмет?».

                      Попросите малыша закрыть глаза или завяжите их повязкой. Возьмите несколько предметов различных текстур, разложите их на стол перед крохой или положите в мешочек. Ребенок должен выбрать любой из них, внимательно изучить ручками и произнести его название. Игра отлично развивает тактильные ощущения и снимает напряжение.

                      • «Замри».

                      Включите веселую музыку. Предложите крохе потанцевать. Как только музыка прекращает играть, ребенок должен застыть, при этом сохранить ту позу, при которой мелодия закончилась. Эта игра раскрепощает, учит быть внимательным и контролировать свои движения. Чтобы развлечение носило соревновательный характер, попробуйте увеличить количество игроков. Пригласите друзей малыша или поучаствуйте всей семьей. Все игроки получат море положительных эмоций.

                      • «Съедобное-несъедобное».

                      Для проведения такой игры понадобится мяч. Задача ведущего произнести слово и кинуть мяч участнику. Если названый предмет съедобный – малыш должен поймать мячик, если несъедобный – оттолкнуть. Много веселья и улыбок будет обеспечено. Можно вместе посмеяться, если участник в игре «съел телефон» или другой несъедобный предмет.

                      Игры для гиперактивных детей школьного возраста

                      • «Слепой художник».

                      Эта игра непростая, но очень интересная. Она улучшит коммуникативные навыки, внимательность, поможет детям в правильном выражении своих мыслей. Для занятия понадобится лист бумаги, карандаш и холст. Ведущий дает задание изобразить тот или иной рисунок. Одному малышу завязывают глаза, он будет художником. Второй участник будет ему помогать рисовать с помощью слов и указаний. Чтобы рисунок получился, должны постараться оба игрока. Задача одного игрока – внимательно слушать указания и четко выполнять их, второго – правильно формулировать свои мысли. Пусть каждый малыш попробует себя в роли учителя и в роли художника. По окончании игры обязательно проведите беседу с участниками, проанализируйте ошибки, дайте подсказки.

                      • «Поиск букв».

                      Вам понадобится ненужные книги или другие печатные издания, желательно с крупным шрифтом. Ребенок должен в течение определенного времени зачеркнуть ту или иную букву, которую выберет ведущий. Такое занятие требует концентрации внимания и усидчивости, что очень полезно для гиперактивных детей. Со временем задачу можно усложнять, например, искать несколько букв, использовать подчеркивания или обводить одну букву в кружок, другую – в квадратик и т.д. Если малыш не справился с заданием, ни в коем случае не ругайте его и не стыдите, а придумайте какие-нибудь веселые штрафные санкции, например, промяукать, как кошка столько раз, сколько ошибок допущено и т.д.ОСОБЕННОСТИ!Домашний кукольный театр заинтересует любого маленького непоседу. Предложите крохе принять участие в спектакле и в изготовлении необходимых атрибутов для представления.Игры отлично помогают скорректировать многие проблемы, с которыми сталкиваются гиперактивные дети. Кроме того, такие занятия отличная альтернатива компьютерным играм, мультфильмам. Малыш проведет время с пользой и получит положительные эмоции.

                      Коррекционные игры для гиперактивных детей: полезное видео

                      Какие еще существуют игры для гиперактивного ребенка? Смотрите видеоурок от педагога.

                      Вам будет интересно

                      Советуем прочитаать:Развивающий коврик Какие игрушки развивают ребенка Шьем мягкие развивающие игрушки из ткани Развивающие игрушки из подручных материалов

                      image

                      На сегодняшний день много кто слышал про синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ), более того — многие родители сталкиваются с этим напрямую. С одной стороны, активность есть нормальным показателем для детского возраста, поэтому иногда и не вызывает подозрений. С другой стороны, всего хорошего должно быть в меру: гиперактивное поведение не только доставляет родителям хлопоты, но и сигнализирует о проблеме в отношениях ребенка и мира. Рассмотрим этот вопрос шире.

                      По последним данным, из 100 детей у 6-8 будет СДВГ. Чаще всего с проблемами этого синдрома сталкиваются уже в младшем дошкольном возрасте. У мальчиков он проявляется почти в два раза чаще, чем у девочек, но никто не знает почему.

                      Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности

                      Не все дети с СДВГ гиперактивны, но для многих, у кого диагностировали этот синдром, сидеть спокойно практически представляется невозможным. Постоянная физическая активность может доставлять неприятность окружающим и быть настоящим кошмаром для учителей, ведь гиперактивные дети часто проявляют плохое поведение в классе. Но для детей с гиперактивностью, физическая активность не единственный аспект — их мозговая деятельность зачастую так же страдает. Мысли идут огромным потоком, в самых разных направлениях. Чтобы помочь ребенку научиться управлять собой и уменьшить гиперактивность, следует применять некоторые стратегии, помогать снижать физические уровни активности и успокаивать мысли.

                      Ребенок, у которого есть родственники с СДВГ, более подвержен развитию этого синдрома. Достоверно не известны причины появления СДВГ, хотя ученые и врачи считают, что это, связано с различной мозговой активностью, способностью и быстротой обработки информации.

                      Никто не заражается СДВГ нарочно, это не чья-то вина. И СДВГ не является инфекционным заболеванием, его нельзя подхватить от кого-то, как грипп.

                      В то время как гиперактивность может вызвать неадекватное поведение в некоторых ситуациях, следует помнить, что можно рассматривать ее и как позитивный признак. Многие взрослые с СДВГ ценят свою бесконечную энергию и считают, что они в состоянии достичь гораздо больше других. Нужно помочь детям научиться использовать чрезмерную энергию и направить е в нужное русло.

                      Дети с СДВГ невнимательны, гиперактивны и импульсивны. Они:

                      • находятся в постоянном движении;
                      • извиваются и ерзают;
                      • кажется, что никого не слышат;
                      • часто чрезмерно говорят;
                      • перерывают других;
                      • очень легко отвлекаются;
                      • не могут закончить начатое.

                      Как выявляется синдром гиперактивности

                      Хотя у ребенка могут быть некоторые симптомы, которые похожи на СДВГ, это может быть что-то еще. Вот почему окончательный диагноз должен устанавливать именно врач.

                      Врачи ставят диагноз СДВГ после того, как себя проявили шесть или более конкретных симптомов невнимательности или гиперактивности на регулярной основе. Диагностирование — это процесс, который осуществляется в несколько шагов и включает в себя сбор большого количества информации из нескольких источников. Родители, ребенок, школьное окружение, другие лица должны быть вовлечены в оценку поведения испытуемого. Врач рассматривает поведение малыша с сопоставимыми показателями других детей того же возраста.

                      Первичная медицинская диагностика может определить, имеет ли место СДВГ, с использованием стандартных принципов, разработанных академией педиатрии, в которых оговаривается, что данный синдром может быть выявлен у детей в возрасте от 4 до 18 лет.

                      Тем не менее, весьма трудно диагностировать СДВГ у детишек младше 5 лет. Это потому, что у многих дошкольников проявляются некоторые симптомы СДВГ в различных ситуациях. Кроме того, дети очень быстро меняются в дошкольном возрасте.

                      В некоторых случаях поведение, которое выглядит как СДВГ может быть спровоцировано некоторыми факторами:

                      • резкие изменения в жизни (развод родителей, смерть кого-либо, переезд);
                      • медицинские расстройства, влияющие на функцию мозга;
                      • тревога;
                      • депрессия;

                      Врачи разделяют СДВГ на три типа:

                      • Сочетающийся тип (невнимательный, гиперактивный, импульсивный). У детей с этим типом присутствуют все три симптома. Это наиболее распространенная форма СДВГ.
                      • Гиперактивный и импульсивный тип. Дети показывают как гиперактивное, так и импульсивное поведение, но по большей части, испытывают меньше трудностей с концентрацией внимания.
                      • Невнимательный тип. Раньше его называли синдром дефицита внимания (СДВ). Такие дети не слишком активны. Они не нарушают установленных норм поведения или другой деятельности, часто их симптомы могут остаться и вовсе не замеченными.

                      Как увлечь гиперактивного ребенка

                      Помогая ребенку с СДВГ, следует помнить, что это тяжелая работа, и к некоторым просьбам придется подходить творчески, с хорошим запасом нервов. Просто необходимо немного развлечься, натренировать растянутость концентрации внимания. Исследования показывают, что, играя каждый день, можно тренировать мозг и тело малыша. Именно в игровой форме гораздо лучше достигаются определенные цели, и это куда лучше, чем скучные задания, видеоигры или наказания.

                      Вот пять игровых примеров для тренировки концентрации внимания:

                      «Замораживание времени»

                      Возникла проблема научить своего егозу сидеть на месте? Играем! Нужно попросить ребенка сделать какой-нибудь набор движений, пока не прозвучит сигнал «Стоп». Тогда он должен замереть и постараться удержаться в «замороженной» позиции. Для начала 10 секунд будет вполне достаточно. Если малышу удастся остаться неподвижным все это время, он получит возможность превратить в статую кого-нибудь другого. В такую игру можно играть практически где угодно, ограничений нет.

                      Вариант для сказки с супергероем. Нужно представить, что ребенок пойман в магическую ловушку, его заморозили и теперь нужно немного подождать, пока кто-то волшебный не придет и не расколдует его.

                      Настольные игры

                      Следует дать ребенку возможность посидеть над головоломкой вместе с мамой или папой, раскрасить раскраску, нарисовать картинку пальчиковыми красками. Поплескаться вдоволь в воде, даже подойдет плавающая в раковине лодочка, наливания воды через воронку или сито. Эти мероприятия помогут малышу усидеть на месте и сосредоточиться.

                      Если не получается увлечь непоседу подобными играми – можно завлечь конкуренцией. Устроить гонку, чтобы выяснить, кто первый сможет поставить пять пазлов головоломки вместе, или кто может использовать все цвета для создания картинки. Количество времени занятия можно постепенно увеличивать. Обязательно нужно хвалить ребенка за достижения!

                      Включаем музыку

                      Дети СДВГ часто нуждаются в напоминании о текущей задаче, так как отвлекаются на посторонние вещи. Исследования показали, что музыка помогает мозгу организовать время и пространство, помогает в обучении и запоминании. Другими словами, для ребенка сложнее отвлечься от музыки, поэтому ум и тело лучше концентрируется на поставленной задаче. Хорошо разучить вместе с малышом песенки, в которых есть стихи с четкой последовательностью действий, тогда, напевая песенку, будет намного веселей и интересней, к примеру, убирать в комнате.

                      Так может быть интерпретирована любая задача. Для максимальной эффективности можно взять любимую мелодию ребенка. Даже если это будет проза под музыку – не страшно, лишь бы это заинтересовало кроху. Поощряйте его на написание новых текстов для собственных песен, чтобы захватить и другие необходимые к выполнению задачи. Детям нравятся такие игры, они охотно соглашаются делать простые вещи под музыку.

                      Сделать ребенка частью истории

                      Во время придумывания рассказа нужно задавать малышу наводящие вопросы, вовлекая его в создание истории. Это поможет тренировать мышление и сосредоточить внимание на персонаже рассказа. «Что собачка делает? А что она будет делать дальше в той или той ситуации? Что сделал бы сам ребенок, если бы оказался в этой истории?» Так же хорошо делиться и собственными мыслями и размышлениями, чтобы показать малышу, что рассказ действительно захватывающий и интересный.

                      Если это происходит не перед сном, то очень хорошо поощрять и физическое выражение и отображение рассказываемой истории. К примеру, ребенок может показать, как собачка ползает на четвереньках, как герой спасает сказочную принцессу или любое другое действие. Физическое обыгрывание персонажа помогает ему вовлечься в процесс больше, чем просто слушая и оставаясь постоянно на месте.

                      «Скажи это вслух»

                      Нужно поощрять ребенка к использованию само-трениговой технике разговора самим с собой, как действующего лица пьесы. Пускай пробует описывать вслух свои действия. Которые собирается сделать: «Я строю башню. Один … два … три блока. Ой-ой! Этот упал. Я попробую еще раз.»

                      Необходимо взять на себя инициативу и самостоятельно проговаривать свои запланированные задачи в качестве наглядного примера. «Я варю спагетти. Мне нужна большая кастрюля и много воды. Так, включаем газ. А что дальше? Соус!» Само-тренинг позволит ребенку закрепиться мысленно на задаче и последовательно, шаг за шагом выполнить.

                      Тренировка творческого потенциала

                      Хорошо, когда родители будут поддаваться своим детишкам в играх, маленькие победы укрепляют веру в себя и собственные силы. Так же не стоит забывать о похвале и поощрениях. Это никак не разбалует ребенка, а лишний раз обратит внимание на то, как хорошо наслаждаться завершенным делом.

                      Дети с синдром дефицита внимания и гиперактивности могут вести упорядоченную и спокойную жизнь, но им просто необходима помощь взрослых на самых ранних этапах взросления.

                      Оцените статью
                      Рейтинг автора
                      4,8
                      Материал подготовил
                      Максим Коновалов
                      Наш эксперт
                      Написано статей
                      127
                      А как считаете Вы?
                      Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
                      ли со статьей или есть что добавить?
                      Добавить комментарий