Палочки Кюизенера — развиваем мышление детей!

Палочки Кюизенера — комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы. Дошкольники быстрее запоминают состав чисел, понимают сущность арифметических действий.

Дидактический материал разработан бельгийским математиком Х.Кюизенером. В игре дети усваивают такие понятия: между, длиннее, шире, одна из, неодинаковы, одинаковые, увеличить на, каждый и т.д. Набор состоит из 241 палочки.

Состав комплекта палочек Кюизенера

Класс

Цвет палочки

Длинна, см

Количество (шт.)

белых

белый

1

50

красных

красный

2

50

коричневый

4

25

вишневый

8

12

зеленых

светло-зеленый

3

33

темно-зеленый

6

16

синий

9

11

желтых

желтый

5

20

оранжевый

10

10

черных

черный

7

14

Палочки сделаны из дерева и является прямоугольным параллелепипедом с поперечным сечением в 1 кв. см. Палочки имеют длину от 1 до 10 см.

В домашних условиях и в детском саду также используют плоский вариант этого пособия, вырезая палочки из плотного картона. Каждая палочка — это число, отображаемое цветом и величиной, т.е.  длиной в сантиметрах. Близкие по цвету, палочки объединяются в «семейство».

К «семейству красных» входят числа, делящиеся на 2, к «семейству зеленых» — кратные 3, к «семейству желтых» — кратные 5.

Существует много различных модификаций набора палочек. Они могут отличаться по цветовой гамме. Но всегда палочки одной длины окрашены в один цвет.

В работе с дошкольниками используют упрощенный вариант набора цветных палочек, состоящий из 144 палочек. В нем 36 белых палочек и по 12 палочек каждого цвета.

Также используется венгерский вариант палочек, состоящий из 119 палочек двенадцати цветов.

Состав венгерского комплекта «Палочки Кюизенера»

Цвет палочки

Длинна, см

Количество в комплекте

Условное обозначение на рисунках

белая

1

25

1

розовая

2

20

2

голубая

3

16

3

красная

4

12

4

желтая

5

10

5

фиолетовая

6

9

6

черная

7

8

7

бордовая

8

7

8

синяя

9

5

9

оранжевая

10

4

10

зеленая

12

2

коричневая

16

1

Палочки Кюизенера имеют как объемный, так и плоский варианты.

Плоский легко изготовить из разноцветного двустороннего или одностороннего картона разной длины: 2х2 см, 2х4 см, 2х6 см, 2х8 см, 2х10 см, 2х12 см, 2х14 см, 2х16 см, 2х18 см, 2х20 см. Эти цветные палочки очень удобны в работе, поскольку имеют большой размер. Заметим, что на комплекте для выполнения задач отсутствуют обозначения палочек цифрами. Для работы дети соотносят палочки, отбирая необходимые по размеру.

С математического взгляда, палочки — это множество, в которой присутствуют отношения соответствия (одинаковые числа обозначают одинаковые по цвету и длине палочки) и порядка чисел: 1, 2, 3, 4, …

Использование чисел в цвете помогает развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек (полосок) помогает дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания — сенсорные эталоны, эталон цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, соотношение предметов по цвету, ширине, длине, высоте.

От элементарной игры с цветными палочками дети постепенно переходят к пониманию пространственных и количественных характеристик.

Работу с палочками следует начинать с ознакомления детей с ними. Нужно предложить детям поиграть ими, попытаться изложить различные узоры. Постепенно дети могут перейти к созданию сюжетно-ролевой игры с палочками и т.д. Возможно, в процессе этих игр дети самостоятельно сделают некоторые открытия относительно свойств палочек: палочек много, они разного цвета и размера, палочки одинакового цвета одинаковы по длине, если сложить две полочки желтого цвета, получаем такую ​​же длину, как длина оранжевой палочки подобное.

Исследовательница Л. Комарова отмечает, что постепенно в процессе выполнения заданий детей подводят к пониманию того, что у каждой из палочек есть «свое» постоянное и неизменное число. Вместе с заданиями на формирование представлений о различных параметрах величины можно предлагать детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления. Ниже представлено несколько задач из книги Л.Комаровой «Как работать с палочками Кюизенера» с указанием основной цели.

Задача для ознакомления детей с палочками Кюизенера.

Найди и покажи палочку (-и) такого же цвета (размера).

Назови цвета всех палочек, лежащих на столе.

Найди и покажи самую короткую (длинную) палочку. Назови ее цвет.

Сравни две палочки. Какая из них короче (длиннее)?

 Задание на закрепление эталона цвета.

Подбери к фартуку куклы ленты соответствующего цвета.

Построй два квадрата: один из голубых, а второй из красных палочек. Какой квадрат больше? (Чем дольше палочка, тем больший квадрат).

Заполнение фигур-силуэтов.

image Задание на измерение.

Узнай длину ленты, измерь разными мерками.

Задача на формирование представлений о различных параметрах величины.

Строим высокие и низкие заборы.

Какой вагон длиннее и выше? Почему?

Составляем лесенку разной высоты для домиков разной высоты.

Строим мосты различной длины и ширины.

 

Задача на развитие количественных представлений.

«Пассажиры и поезд». Педагог предлагает детям построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из  розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка — это одно место. Белая палочка выступает условной мере. В ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число.

Игровое задание «Как говорят числа». Определит, какая палочка показывает большее, а какая меньшее число?

Склады числа из единиц.

Склады числа из двух меньших чисел.

Узнай номера домиков.

Найди пропущенную ступеньку.

Задание на понимание детьми сущности арифметических действий.

Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек.

 Логические задачи с палочками.

Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой.

Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый — не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде?

Заданий может быть огромное количество, всё зависит от вашей фантазии и фантазии ваших малышей. Удачи в работе! Творчества!!!

Автор составитель: Сазонова А.

Развивающие занятия дома Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. Выпускаемые  производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор — из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с  детьми от 1 года до 7 лет.    Игровые задачи цветных палочек

Счетные  палочки Кюизенера  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий  палочки Кюизенера используются как игровой  материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе  палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.  

Игры  и занятия с  палочками Кюизенера

1. Знакомимся  с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2.  Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

4. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для недостающих палочек.

6. Можно строить из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

7. Раскладываем палочки по цвету, длине.

8. «Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?»

9. «Положи столько же палочек, сколько и у меня».

10. «Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая» (в дальнейшем алгоритм усложняется).

11. Выложите несколько счетных палочек Кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

12. Выложите несколько палочек, предложите ребенку запомнить их взаиморасположение

и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.

13. Выложите перед ребенком две палочки: «Какая палочка длиннее? Какая короче?» Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

14. Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

15.  «Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной».

16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.

17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.

18. «Покажи палочку, чтобы она была не желтой».

19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: «Какие они по длине? Какого они цвета?»

20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

22. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера  (1 — белая, 2 — розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

23. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

24. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить  такую же по длине, как оранжевая.

25. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

26. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.

27. «Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе».

28. «Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом».

29. «Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?»

30. «Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу».

31. Положите параллельно друг другу три бордовые счетные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.   32. «Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке». (Получится квадрат).

33. «Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной».

34. «С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет» (позже можно определять цвет палочек даже с  закрытыми глазами).

35.» С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?»

36. «С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?»

37. «У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет».

38. «Назови все палочки длиннее красной, короче синей», — и т.д.

39. «Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке».

40. Строим из палочек Кюизенера  пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

41. «Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая», —  и т.д.

42. «Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке».

43. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)

44. У нас лежит белая счетная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

46. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

47. «Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной».

48. «Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон».

49. «Составь поезд  из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек»

50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?

51. Выложите четыре белые счетные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше — ¼ или 2/4?

52.  «Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20».

53. Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).

54. Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: «Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую,» — и т.д.

55. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой «а» или в квадрат.

56. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.

Более подробно с методическими рекомендациями можно ознакомиться в пособии 

Если предложенных игр-заданий мало, можно выкладывать разные фигуры по картинкам-схемам. Готовые схемы можно найти в книге. По данному пособию можно изготовить плоский вариант картонных палочек (вырезать их из цветной вкладки). Если такие картонные полоски наклеить на полоски магнита – то можно будет в них играть, прикрепляя к холодильнику или магнитной доске.

Похожие записи: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Игры с палочками Кюизенера помогают родителям подготовить своих детей к школе. С помощью набора брусочков ребенок в игровой форме изучает азы математики, а также учится находить решения сложных логических задач.

Создателем этой методики был бельгийский педагог Джордж Кюизенер. Работая с детьми, он заметил, что малышам сложно понять, как происходят математические действия, если их объяснять только на словах и цифрах. Он предположил, что изучение облегчит использование разного дидактического материала, который ребенок сам сможет потрогать и сравнить. Педагог разработал специальную методику – набор цветных палочек, с помощью которых можно наглядно объяснить законы и понятия математики. Методика была названа именем автора – «Палочки Кюизенера».

Палочки Кюизенера — это набор брусочков. Каждый брусочек имеет определенную длину, соответствующую числовому значению, и окрашен в свой цвет.

Брусочки, окрашенные в цвета, близкие по оттенку объединяются в числовые в «семейства»:

  • К «красному семейству» относятся палочки розового, красного и бордового цветов, которые соответствуют числам 2, 4, 8 (числа, кратные 2).

  • В «синее семейство» входят голубая, фиолетовая и синяя палочки, соответствующие числам 3, 6 и 9 (числа, кратные 3).

  • «Желтое семейство» — желтая и оранжевая палочки, 5 и 10 соответственно (числа, кратные 5).

  • «Черное семейство» — число 7, представлено черной палочкой, длиной 7 см.

  • «Белое семейство» — число 1 – белая палочка, длиной 1 см.

В магазинах можно найти разные счетные наборы, но классическим считается набор из 241 брусочка.

Игры с палочками Кюизенера подходят для детей разного возраста. Малыши могут играть с ними как с обычными кубиками или конструктором, изучать с их помощью фигуры, цвета, составлять изображения. Это развивает мелкую моторику, зрительную память.

Ребята по старше, благодаря играм с палочками Кюизенера легко учатся:

  • Складывать и вычитать

  • Разбирать числа на составляющие

  • Определять расположение предметов в пространстве (снизу, слева)

  • Определять числа, цифры, фигуры, их соотношение друг с другом.

Примеры игровых занятий с малышами:

  • Зрительное сравнение палочек по размеру. Необходимо предложить ребенку внимательно посмотреть на предметы и сравнить их между собой.

  • Разделение по цветам. Можно предложить ребенку разложить все палочки по цветам.

  • Чередование цвета. Попросите ребенка выложить полоску из двух цветов, чередуя их, например, желтая-голубая.

  • Предложите ребенку выбрать по одному брусочку разного цвета и назвать все цвета.

  • Предложите малышу разложить палочки в убывающем или возрастающем порядке (от самой большой к маленькой и наоборот).

Главная задача родителей помочь ребенку сделать выводы из игр, для этого можно задавать малышу наводящие вопросы, но не отвечать на них за малыша. Позвольте детям мыслить самостоятельно, развивать логические цепи.

Следующим этапом игр с палочками может стать изучение счета. Ребенок уже умеет считать до 10, может оставлять лесенки из палочек Кюизенера, знает последовательность чисел:

  • Положите перед малышом две палочки разной длины, например, голубую и желтую (3 и 5). Рядом положите бордовую палочку (8), попросите ребенка соединить желтую и голубую полоску и сравнить получившийся отрезок с бордовым. Спросите, какое число получилось в сумме чисел двух брусочков, проверьте с помощью белого. Так вы научите ребенка складывать.

  • Научить ребенка умножению. Положите на стол брусочек белого цвета (1), попросите ребенка назвать число этого цвета. Положите еще один белый и спросите сколько получится (2). Затем повторите то же самое с голубой, розовой палочками. Так ребенок научится умножать на 2

Игры с палочками Кюизенера помогают детям учится измерять предметы:

  • Попросите ребенка найти в комнате предметы, равные/ короче/ длиннее бордовой палочки.

  • Уберите палочку черного цвета. Скажите ребенку, что нет полоски, которая короче бордовой и длиннее фиолетовой. Предложите догадаться, брусочек какого цвета вы спрятали.

  • Любопытная игра – «паровозик». Составляем вагоны из палочек, начиная от самой короткой, заканчивая самой длинной. Спросите у ребенка, сколько мест в каждом вагоне. Для этого, помогите выложить на каждый из вагончиков» белые брусочки. Попросите ребенка посчитать их количество, и объясните, почему число мест в вагончиках соответствует числу белых брусочков. Усложнить задачу можно, пропустив несколько вагончиков. Предложите ребенку заполнить пространство палочками, соответствующего размера.

  • Построение лестницы. Предложите ребенку построить лестницу из 10 брусочков, называя цвет и соответствующее число. Когда лестница будет построена, попросите малыша мысленно пройти по ней сначала вверх, затем вниз, одновременно, считая ступеньки и называя цвета. Затем усложните задачу. Попросите ребенка построить двойную лестницу, уже из 20 брусочков.

  • Нарисуйте на листе бумаги рисунок. Внутри обозначьте расположение полосок, с помощью которых ребенок будет составлять фигуру, подпишите числа. Предложите малышу выложить фигуру по схеме.

  • Постройте домик. Возьмите полоски разного размера. За основу, возьмите оранжевую (10). Пусть ребенок подбирает палочки по размеру так, чтобы получился отрезок, равный оранжевому. Например, белый (1) +синий (9), розовый (2) + бордовый (8). Сложите сначала стену (квадрат) затем крышу и трубу.

Для подготовки ребенка к школе – палочки Кюизенера хороший вариант. Игровые занятия с ними способствуют формированию интеллекта ребенка, логического мышления, творческих способностей. Помогают развить мелкую моторику, усидчивость, учат концентрироваться на определенных задачах, искать логическое решение.

Не заставляйте ребенка заниматься, если он того не хочет. Задача палочек Кюизенера – помочь детям изучать азы математики в игровой форме, привить интерес к науке через логические задачи. Таким образом, изучение предмета будет проходить с удовольствием и пользой.

Джордж Кюизенер – бельгийский ученый, разработавший уникальную методику обучения детей математике. В 1952 году в свет вышло пособие ЧИСЛА И ЦВЕТА, в котором описывалась методика Кюизенера и примеры работы с ней.

Что из себя представляют палочки Кюизенера

Методика Кюизенера реализована в палочках, которые также называются: счетные палочки, числа в цвете, цветные палочки, цветные линеечки, cчетные палочки Кюизенера.

Палочки Кюизенера – это 10 различных по цвету и величине параллелипипидов, выполненных из дерева или пластика. Длина их колеблется от 1 до 10 сантиметров.

Палочки Кюизенера соответствуют обозначению чисел: чем длиннее палочка, тем большее число она обозначает. Самая короткая палочка обозначает единичку, палочка в два раза длиннее – двойку и так далее.

Близкие по цветам палочки объединяются в семейства или классы. Например, красная палочка обозначает 2, коричневая – 4, вишневая – 8: таким образом все перечисленные выше палочки Кюизенера можно отнести к семейству чисел, кратных 2.

Всего получается 5 семейств или классов:

Палочки Кюизенера возможно изготовить самостоятельно: для этого вам понадобится цветной картон и ножницы. Самая маленькая полоска, отвечающая за «единицу», имеет размеры 2 на 2 см, все последующие полоски увеличиваются по длине на 2 сантиметра.

Задания, которые можно выполнять с картонными полосками, довольно ограничены — плоский вариант не предусматривает возведение объемных фигур. Тем не менее, картонный вариант исполнения палочек Кюизенера также популярен и подойдет для знакомства с методикой.

Палочки Кюизенера могут храниться в отдельном пакете или коробке, но лучше всего — если это будет специальная коробка с отсеками, предназначенными для каждой палочки. В этом случае по завершении занятия ребенок должен будет правильно подобрать «домик» для разноцветного семейства и сложить все палочки аккуратно.

Первый этап работы с палочками Кюизенера: игровой

Палочки Кюизенера рекомендованы для занятий с детьми начиная с годовалого возраста. Первый этап – игровой. Палочки Кюизенера заменяют конструктор и мозаику.

Для начала будет достаточно простого ознакомления: пускай ребенок возьмет их в руки и рассмотрит. Такое простое задание само по себе полезно: оно развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Чуть позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая. Для малыша будет понятнее, если вы постараетесь донести эти понятия через сказку: например, выстроить разноцветный заборчик для трех поросят. Например, у Ниф-нифа будет маленький белый заборчик, у Наф-нафа в 2 раза больше и длиннее — красный, а у Нуф-Нуфа — самый длинный и высокий — коричневый.

Существуют определенные схемы, по которым можно составить целый сюжетный рисунок.

Следующий шаг — освоение сравнений и понятия части и целого. Например, Чебурашка очень любит есть конфеты. Он может выбрать: либо полакомиться одной синей конфетой, но большой, либо большим количеством белых конфет, но маленьких. Какие конфеты выберет Чебурашка? Сколько белых конфет помещается в одну большую синюю? Таким образом, вы ребенка подводите к азам счета.

Постепенно, занятие за занятием, игру за игрой, малыш освоит простейший счет в пределах десяти.

Другие примеры заданий на начальном этапе:

  1. Разложите палочки по длине и цвету.
  2. Попросите ребенка положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас.
  3. Выложите несколько палочек в ряд, дайте пару секунд, чтобы ребенок их запомнил. Попросите его отвернуться — и уберите из ряда одну палочку. Малыш должен догадаться, какая палочка пропала.
  4. Перемешайте все палочки Кюизенера. Попросите ребенка разложить их по цветовому признаку по стопкам с указанием цвета.
  5. С помощью красной палочки измерьте длину окружающих предметов: кровати, стола, книги.
  6. Выложите фигуру и попросите ребенка сделать такую же.
  7. Попросите ребенка с закрытыми глазами найти две палочки разной длины. Дайте подсказку, какого цвета одна палочка. Сможет ли он догадаться, какого цвета другая палочка?
  8. На сколько одна палочка длиннее другой?
  9. Попросите ребенка выбрать из набора самую короткую и самую длинную палочки.

Второй этап работы с палочками Кюизенера: математический

Второй этап работы с палочками – математический. Дети в буквальном смысле учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия, которые для малышей пока очень расплывчаты, а через практику.

Палочки Кюизенера помогут освоить дробные числа. Например, возьмите палочку коричневого цвета, обозначающую число 4. Сколько красных палочек в нее помещается и соответственно какую часть составляет красная палочка от коричневой?

Это 2/4

Сколько зеленых палочек помещается в коричневую палочку и какую часть зеленая палочка составляет от целого? Это 3/4

Это 9/10

Палочки Кюизенера – простая «визитная карточка» таблицы умножения. Начнем с белой палочки, обозначающей число один. Если ее взять в единственном числе, то и получится число один. Если взять десять белых палочек, получится уже число 10, которое нужно проверить «правильной палочкой».

Другие примеры заданий на втором этапе:

  1. Возьми несколько белых палочек и придвинь их близко друг к другу в ряд. Найди аналог в наборе.
  2. Вы называете число — ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее — задача усложняется, числа идут вразбивку.
  3. Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число «один».
  4. К цветной палочке необходимо подобрать ее аналог, изображенный на карточке в виде числа.

Палочки Кюизенера и обучение языку

Палочки Кюизенера пользуются широкой популярностью в качестве методического материала при обучению математике. Но их роль в изучении языка также очень велика. За границей палочки активно используются на уроках английского языка, они помогают выделять неударыне и ударные слоги, подчеркивать ритмы. Эту технологию можно успешно применить и на нашем родном языке, русском.

Вот таким образом показываем ударение и соответственно разделяем слоги — очень популярная методика для обучения чтению, которую вы могли встречать раньше в наших азбуках:

Палочки Кюизенера служат понятной иллюстрацией для сравнительных прилагательных.

Методика Кюизенера: плюсы

Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.

Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел.

Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.

Вот как отзываются родители о палочках Кюизинера

Наталья Щебенева, воспитатель, 25 лет:

Палочки Кюизенера знаю уже очень давно, и активно их применяю на занятиях с детьми в детском саду. Когда у меня появится свой ребенок, буду и его активно приучать к палочками, прямо с пеленок.

Юлия Панратова, 34 года:

Замечательная методика. Приобрела для своей старшей дочки в детский сад, но так и не донесла. Мелкая тоже очень заинтересовалась и сразу стала выстраивать разноцветные домики.

Дарья Заполь, 27 лет:

Палочки Кюизенера активно используем с рождения, и результат налицо. Дочка опережает сверстников намного по развитию.

Мария Большакова, 28 лет:

К сожалению, про палочки Кюизенера узнала недавно. Жалею теперь, что купила их не сразу после рождения ребенка. Сыну — 3 года, и мы потихоньку пытаемся подбирать палочки и выстраивать рисунки по схеме. Очень нравится, что методика оставляет место для полета фантазии.

Автор — Мария Даниленко

______________________

Палочки Кюизинера можно приобрести в магазине развивающих игрушек ДЕТСКИЙ САД. Набор стоит 350 рублей.

image Здравствуйте, уважаемые гости и читатели блога. Я раннее писала  об играх с блоками Дьенеша, (ссылка) для развитие логического мышления и познавательных способностей, формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Так же об этом дидактическом материале   был пост у Свиридовой Виктории Александровны («Адвокат детской души»). Сегодня мне хочется рассказать вам о еще одном очень интересном материале, счетных палочках Кюизенера. Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему учебному пособию. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. Выпускаемые производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с  детьми от 1 года до 7 лет. Игровые задачи цветных палочек Счетные  палочки Кюизенера  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – влево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. На начальном этапе занятий  палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.  Информация с  сайта интернет магазина «Школа семи гномов» http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_kyuizenera/id/834/ Предлагаю несколько игр с палочками на сравнение и на знакомство  с их свойствами. Игра “Найди меня” Цель игры – знакомство с палочками Кюизенера: — перечисли цвета всех палочек; — найди все палочки красного цвета (желтого, синего, и т.д.); — найди палочку не красного цвета; — найди все палочки такой же длины; — отбери по одной палочке разных цветов; — найди самую короткую палочку и назови ее цвет (самую длинную); — сравнить по длине две выбранные палочки; выложи палочки, чередуя их по цвету:    красная, синяя, красная, синяя; — найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной. Для того, чтобы помочь ребенку сделать вывод о том, что палочки одинакового цвета – одинаковы и по длине, обратите внимание ребенка: — «Белая палочка короче всех остальных»; — «Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных»; Выбрав две палочки, спросите «Эти палочки одинаковые или разные? Что у них одинаковое? Что – разное?» Игра “Угадайка” Спрячьте одну палочку. Предложите ребенку угадать палочку какого цвета вы спрятали, задавая вопросы, на которые можно ответить только “да” или “нет”, например: “Эта палочка длиннее желтой?”, “Эта палочка короче черной?”. Количественное сравнение Игра “Где больше?” Перед ребенком выкладывается два ряда палочек – в одном 4 палочки, в другом – 5. Ребенок определяет в каком ряду палочек больше, и как сделать равное количество палочек в каждом ряду (убрать лишнюю или добавить еще одну). Дополнительные задания: добавьте или уберите одну палочку, палочек стало больше (меньше)? покажи одну палочку, много палочек, две палочки, столько же палочек; положи столько же палочек сколько у меня;  Пространственная ориентация Игра “Слева-справа” Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: «Положи синюю палочку, справа от нее положи красную, справа – голубую, снизу желтую, сверху – оранжевую» – и т.д. Игра “Составь картинку” image <![endif]—> Соотношение числа и цвета Чтобы ребенок научился соотносить цвет и число, в каждой игре закрепляйте за каждой палочкой определенное число: “возьми палочку белого цвета – это палочка 1”, “розовая палочка – это палочка 2”, “голубая палочка – это палочка -3” и т.д. Игра “Числовая лесенка” image Предложите ребенку взять палочку “1” и положить перед собой. Затем палочку “2” (розовая) положить под белую палочку так, чтобы получилась ступенька, под розовую положить палочку “3” (голубая). Далее предложите ребенку посчитать, сколько же ступенек получилось? Ребенок ставит пальчик на первую ступеньку и вместе с вами считает: “Один, два, три”, пальчик при этом “шагает” по ступенькам сверху-вниз (от верхней белой к нижней голубой). Затем посчитайте в обратном порядке: снизу- вверх (от голубой к белой палочке).- ребенок ставит пальчик на нижнюю ступеньку и «шагает», считаем: третья, вторая, первая. Постепенно количество ступенек в лесенке увеличивается и ребенком осваивается количественный и порядковый счет. Когда ребенок освоит цвета палочек и числа, которые они обозначают, ему можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Например, нашли палочку, обозначающую число 5, положили перед собой. Ребенок строит лесенку относительно числа “5” (вверх и вниз). Далее можно перейти к более сложной задаче – называнию смежных чисел. Задайте ребенку вопрос “Между какими двумя ступеньками находится ступенька 6?” В случае затруднения предложите задание: сравнить два числа 5 и 6, определить, какое из чисел меньше, какое больше. Проверьте ответ с помощью палочки “1”. Поясните, что если рядом с желтой палочкой (палочка “5”) положить белую (палочка 1), то получится палочка “6”. Еще ряд игр  с палочками Кюизенера, направленные на знакомство ребенка с основными математическими операциями (состав числа, умножение, деление) . Состав числа. Сложение и вычитание. image Положите перед ребенком голубую палочку «З». Под этой палочкой положите 3 белых палочки “1”, спросите ребенка: “Сколько единиц в числе три?” Теперь задание для ребенка – составить палочку “3” из двух палочек. Спросите: “Какое число меньше трех на один?”. Ребенок находит розовую палочку “2” и выкладывает ее под палочкой “3”. “Сколько палочек не хватает, чтобы получилось три?”. Ребенок находит палочку 1 и кладет ее рядом с розовой палочкой “2” под палочку “3”. К двум прибавили один – получилось три. Теперь составьте палочку “3” в обратном порядке – сначала  выкладываем палочку “1”, а затем к ней прибавляем палочку “2”. К одному прибавить два получается три. Обратите внимание ребенка на то, что вы составили число “3” двумя способами: 2+1 и 1+2. Далее можно перейти к изучению состава следующего числа (4,5, и т.д.). Подобным образом проводятся упражнения на вычитание. Например, составили число 4 разными способами (3+1, 2+2, 2+1+1 и т.д. ). Предложите ребенку от четырех отнять один (отодвинуть белую палочку) и проверить – сколько останется. Несколько вариантов ваших вопросов ребенку на закрепление этого навыка:  — из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая;   — из каких двух палочек можно составить красную?  — какую палочку надо добавить к белой, чтобы она стала по длине, как красная? —  из каких двух палочек можно составить фиолетовую?   — на сколько голубая палочка длиннее розовой?  — сколько розовых палочек уместится в оранжевой?  — предложите ребенку с помощью оранжевой палочки измерить длину книги, карандаша и т.п. — или решить вот такие примеры: image <![endif]—> Деление. Дроби Предложите ребенку старшего дошкольного возраста разделить палочку “3” на три равные части. Сколько белых палочек в числе три? (три палочки). Предложите показать вам 1/3 часть, 2/3 части; 3/3. Спросите – чему равно 3/3?. Ответ: трем или одному целому. А что больше: 1/3 часть или 2/3 части? Затем предложите ребенку сравнить 1/3 часть с 3/3. Каждый раз проговаривается, на сколько одна часть больше (меньше) другой. Далее упражнение проводятся на всех числах. Другой вариант: выложите четыре белые палочки таким образом, чтобы получился квадрат. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше: 1/4 или 2/4 ? Далее можно перейти к делению с использованием палочки “2”, “3” и т.д. Покажите ребенку, что палочку “4” можно разделить на две палочки “2”, палочку “9” – на три палочки “3”, и.т.д. Наглядно и доступно с помощью палочек можно показать ребенку состав числа: image Умножение Возьмите палочку “1”. Спросите ребенка: “Если мы палочку “1” взяли только один раз, сколько же получилось? Возьмите палочку “1” два раза. Вопрос: “А если взять не один раз, а два раза,( один и еще один), сколько же получится?” (Два). Ответ проверьте розовой палочкой “2”. Возьмите палочку “1” три раза. Сколько получилось? <![endif]—> Проверьте ответ.  Затем ребенок осваивает правила умножения числа на два, замечает, что по мере увеличения числа, на которое умножается число два, увеличивается ответ тоже на два.  Существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с палочками Кюизенера, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать. Источник: http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/system_denesha/osvoenie_matematicheskix_operatsij_s_pomoschju_palochek_kjuizene.html © NeoLove.ru Если предложенных игр-заданий мало, можно выкладывать разные фигуры по картинкам-схемам. Готовые схемы можно найти в книге В.Новиковой и Л.Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал». По данному пособию можно изготовить плоский вариант картонных палочек (вырезать их из цветной вкладки). Если такие картонные полоски наклеить на полоски магнита – то можно будет в них играть, прикрепляя к холодильнику или магнитной доске.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий