Оцениваем развитие ребенка в 9 месяцев: нормы веса и роста для мальчиков и девочек, новые навыки и питание

Очень увлекательно и приятно наблюдать за ростом и развитием ребёнка. Сначала он только набирает вес и растёт. Потом начинает осваивать разные человеческие навыки. Развитие ребёнка в 9 месяцев связано с особой моторной активностью. К этому возрасту малыши уже могут самостоятельно передвигаться и познавать новые места. Чтобы родители смогли оценить навыки и умения своего малыша, им следует ознакомиться с информацией о нормах развития детей в этом возрасте.

Физиологические изменения

Рост и набор веса заметным темпом снижается. За девятый месяц показатель роста увеличивается на 1−1,5 см, а прибавка в весе составляет 0,45 — 0,50 кг (средний показатель). Объясняется это повышенной двигательной активностью ребёнка. В таком возрасте дети прибавляют примерно 6 кг к своему весу при рождении.

Таблица нормы роста и веса для мальчиков и девочек девятимесячного возраста от российских педиатров:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 7,9 10,5
Вес девочек, кг 7,5 9,7
Рост мальчиков, см 68,2 75,1
Рост девочек, см 67,5 74,1
Окружность головы мальчиков, см 44,0 47,4
Окружность головы девочек, см 42,9 46,4
Окружность груди мальчиков, см 44,4 50,8
Окружность груди девочек, см 44,5 49,3

Всемирная организация здравоохранения предлагает чуть иные показатели нормы:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 7,1 11,0
Вес девочек, кг 6,5 10,5
Рост мальчиков, см 67,5 76,5
Рост девочек, см 65,3 75,0
Окружность головы мальчиков, см 42,5 47,5
Окружность головы девочек, см 41,2 46,5

Врачи оценивают развитие малыша в 9 месяцев, опираясь не только на нормы из специальных таблиц. Всё зависит от индивидуальных особенностей (строения тела, характера кормления, пола ребёнка и перенесённых заболеваний), поэтому набор веса может отличаться от установленных средних показателей.

У малышей к этому возрасту происходят следующие изменения:

  1. Укрепляются мышцы, и ребёнок становится физически более развит. Он может из позиции лёжа, полусидя или стоя самостоятельно садиться и в помощи уже, не нуждается. Такой навык у ребёнка в 9 месяцев должен быть обязательно, если малыш не может садиться, тогда на это стоит обратить внимание педиатра.
  2. Активно развиваются челюсти и сверху прорезываются боковые резцы. Поэтому желательно давать малышу, что-то жевать.
  3. Малыш уже может связать услышанные звуки с действиями. Например, услышанный шум воды в ванной комнате ему говорит о купании.
  4. Мимикой проявляются разные эмоции: восторг, расстройство, обида, радость.

Основные умения

От общеукрепляющего массажа зависит очень многое в развитии ребёнка 9 месяцев. Его может делать каждый родитель самостоятельно дома, начиная с двухнедельного возраста малыша. Но есть много деток, которые активно развиваются и без массажа. Всё зависит от индивидуальных способностей и потребностей малыша.

К основным навыкам девятимесячного возраста можно отнести следующие:

  1. Малыш передвигается очень активно на четвереньках — ползает. Ухватившись за опору, встаёт и может сделать несколько приставных шагов.
  2. К середине девятого месяца некоторые малыши могут стоять без опоры и сделать свои первые самостоятельные шаги.
  3. В девять месяцев карапуз очень хорошо подражает в игре как взрослым, так и детям. Может играть машинкой, доставать, прятать, сбрасывать игрушки и наблюдать за ними, стучать предметом о предмет, показывать части тела, строить башню из кубиков, нажимать кнопки на музыкальных предметах (инструменты, кубики, фермы).
  4. Очень хорошо умеет брать в руки мелкие предметы двумя пальцами.
  5. Берёт кружку двумя руками и подносит ко рту.
  6. Двигается под музыку, танцевать.
  7. Выполняет просьбу что-то подать или взять.
  8. Ищет спрятанную при нём игрушку.
  9. Громко и с эмоциями подражает звукам взрослых.

Поводом для обращения за врачебной консультацией может стать: неумение ползать, сидеть, брать в руки игрушки и нежелание подражать звукам, издавать их.

Особенности питания и режима дня

Днём карапуз с удовольствием изучает всё вокруг и может долго оставаться без сна. К этому возрасту ночной сон становится более крепким, пробуждений почти нет, а его длительность составляет примерно 10 часов. Днём малыш спит два раза по 2−2,5 часа.

На прогулку выходить рекомендуется два раза в день: в первой половине дня и после 16:00. При благоприятных погодных условиях можно дневной сон совмещать с прогулкой, если карапуз не против сна в коляске. В летний период на улице нужно проводить больше времени. Это необходимо для максимального получения витамина д, вентиляции легких и конечно познания окружающего мира.

В соответствии со временем суток стоит предлагать занятия для развития 9-месячного ребёнка. Он уже должен уметь и любить перелистывать книги, но чтение предпочтительнее отложить на вечернее время, а зарядку и активные игры лучше проводить в первой половине дня, а не перед сном.

Питание ребёнка разделяется на 5 приёмов пищи с перерывами в 3,5−4 часа. Приём пищи происходит примерно в одно и то же время. Малыши, находящиеся на искусственном вскармливании, получают смесь утром и вечером (последнее кормление). А прикладывание к груди тех, кто еще остался на грудном вскармливании, осуществляется по требованию. Меню карапузов в 9 месяцев, находящихся на грудном вскармливании, может пополняться следующими продуктами: яблочком, кефиром или йогуртом, яичным желтком и молочными кашами. Все эти продукты у детей искусственного вскармливания уже присутствуют в рационе, и их меню расширяется путём сочетания прикорма.

В течение суток малыш этого возраста съедает примерно 1000—1200 мл пищи. Получается, что порция одного кормления составляет 200—240 мл.

Развитие мальчиков и девочек

Развитие малышей в этом возрасте происходит одинаково. Но есть мнение, что отличия в этом возрасте можно наблюдать в играх и мировосприятии.

Девочкам больше нравится живое общение, они более эмоциональны, поэтому предпочтение отдают не игрушкам, а вниманию взрослых. Очень интересуются звуками и голосами, хорошо различают речь, за счёт чего быстро пополняют свой словарный запас. В своём мышлении девочки уделяют внимание деталям.

Мальчики больше интересуются окружающими предметами, чем людьми, поэтому активные игры и детальное рассматривание предметов захватывает их внимание полностью. К голосам проявляют небольшой интерес, поэтому говорить в основном начинают позже девочек. А вот звуковые эффекты их очень завораживают. В этом возрасте уже можно заметить, как мальчишки могут классифицировать предметы, осваивать причинно-следственные связи.

Полезные советы родителям

Родителям обязательно нужно обращать внимание на осанку малыша во время сидения. Если он будет сидеть в специальном стульчике, тогда позвоночник не будет искривляться.

Во время кормления можно предложить карапузу взять ложку в руку, не стоит бояться пролитого супа. Ему уже нужно показать, как умываться и снимать некоторые детали одежды.

Малыш может вставать на ножки, поэтому дотянуться до чего-либо ему не составит труда. Стоит позаботиться о том, чтобы острые и горячие предметы лежали (стояли) далеко от тех мест, куда ребёнок может достать. Все сковородки и кастрюли с длинными ручками, стоящие на плите, должны быть повёрнуты в противоположную сторону от края.

Игрушки и детские книги лучше размещать в передах досягаемости карапуза. Так, он самостоятельно сможет выбирать книгу и играть с интересующими его игрушками.

Необходимо поощрять самостоятельное развитие ребёнка в 9 месяцев. Он должен уметь (вес и рост позволяет) уверенно и правильно ползать, садиться, манипулировать с предметами, лепетать первые слова, например: ма-ма, па-па — это главное, все остальные моменты второстепенны.

Как меняется речь детей-аутистов? Почему их часто принимают за глухих? Есть ли у них указательный жест? Можно ли отдать такого ребенка в обычную школу? Читателям «РГ» об этом рассказывает кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета, научный сотрудник Гётеборгского университета Елена Орехова.image image Фото: iStock

Елена Владимировна, родители малышей больше всего боятся, вдруг с их ребенком будет что-то не так? Вдруг аутизм? Как его распознать?

Елена Орехова: Аутизм сейчас диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать есть ли у ребенка аутизм. До этого времени маленький ребенок может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей. Ученые на западе проводят исследования, пытаясь понять, каковы самые ранние признаки аутизма. В таких исследованиях приглашают принять участие родителей, у которых уже есть старшие дети с диагнозом аутизм. Риск аутизма у младших детей в таких семьях повышен, что дает ученым возможность проследить раннее развитие детей с этим диагнозом. В свое время я работала в Лондоне в одной из лабораторий, где проводилось такое исследование. Были предположения, что дети с аутизмом не испытывают потребности в общении с самого рождения. Но оказалось, что это не так. В три месяца они смотрели в глаза другого человека даже больше, чем обычные малыши. По мере взросления зрительного контакта становилось все меньше и меньше.

Какие признаки подскажут мамам и папам, что с ребенком что-то не так?

Елена Орехова:

1. Важный признак: задержка речи, которая наблюдается практически у всех детей с аутизмом. До года у ребенка должен быть лепет, после года он говорит отдельные слова, несколько позже — предложения. Если ничего этого нет до двух лет, это не обязательно аутизм, но есть повод побеспокоиться. Большинство детей с аутизмом, хотя и поздно, начинают говорить, но у них страдает интонация.

2. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи. В МЭГ центре мы недавно провели исследование, в котором обнаружили, что левое 'речевое' полушарие у детей с аутизмом обрабатывает сложные звуки не так как у обычных детей. Сейчас мы хотим выяснить, как это нарушение влияет на развитие речи. Мы приглашаем поучаствовать в нашем исследовании как семьи детей с аутизмом, так и детей с типичным развитием.

3. Другой ранний признак аутизма, как ни странно, — подозрение на глухоту. Очень часто родителям кажется, что у ребенка есть нарушения слуха. Они к нему обращаются: «Коля! Петя! Посмотри…» А он не реагирует. В недавнем исследовании, проводившемся в МЭГ-центре, мы обнаружили, что половина родителей детей-аутистов в течение первых полутора лет жизни подозревали, что у ребенка не все в порядке со слухом. На самом деле со слухом у него все нормально. Но он не отзывается, потому что полностью погружен в занятие, которое его интересует.

Извините, а если рядом с ребенком-аутистом с грохотом упало ведро, он будет реагировать на этот шум?

Елена Орехова: Может да, а может — нет. Такие дети часто нетипичным образом реагируют на окружающее.

4. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.

5. Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то. Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.

6. У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.

До сих пор бывает, что мамам в роддомах иногда советуют: откажитесь от ребенка, он вас даже узнавать не будет. Ребенок с аутизмом понимает, что у него есть значимые взрослые — родители, испытывает к ним привязанность?

Елена Орехова: Да, ребенок испытывает привязанность к родителям. Он будет жалеть маму, потому что ей больно, но ему трудно понять чувства более «высокого порядка» — обиду, оскорбление.

В обычную школу можно отдать ребенка с аутизмом?

читайте также—> —> Ученые объяснили, как возраст отцов связан с аутизмом детей

Елена Орехова: У таких детей часто бывают проблемы сенсорного плана — школьная обстановка для них может быть просто непереносимой. Мелькание, крики, шум, суета: все это может вызывать сильный стресс, вовсе не способствуя нормальному обучению. Чтобы успокоиться, ребенок может захотеть заткнуть уши, залезть под парту.

Другая проблема — непредсказуемость среды. Для ребенка с аутизмом важно, чтоб он знал, что за чем следует и в каком порядке. Если распорядок дня или череда событий непредсказуемым образом нарушаются, это тоже вызывает стресс. Быть среди людей для них сложно еще и потому, что люди часто непредсказуемы. Таким детям трудно осознать школьные правила, и они могут вести себя не так как хочется педагогу. Может быть, родителям и приятно, когда такой ребенок ходит в обычную школу, но, в конечном счете, надо ведь думать и о самом ребенке, создавать ему щадящие условия. Хотя, конечно, все индивидуально. Некоторые дети с аутизмом и хорошими речевыми и когнитивными способностями (раньше это называли синдромом Аспергера) могут ходить и в обычную школу. Но надо тщательно следить за тем, как ребенок себя чувствует в школе. Часто такие дети могут быть не только малообщительными, но и неуклюжими, становясь объектом насмешек и издевательств со стороны одноклассников.

Дети жестоки… И не только к особенным сверстникам

Елена Орехова: Необходимо рассказывать школьникам о том, что люди бывают разные и что это нормально. В Швеции, например, в обычных школах проводят уроки, на которых предлагают детям попробовать проехаться на инвалидной коляске, прочитать тексты для слепых, составленные шрифтом Брайля, выучить некоторые слова на языке глухонемых. Им рассказывают о том, что есть люди с особенностями развития и о том, что ко всем надо относиться с уважением и никого нельзя обижать. При этом там сохранены и коррекционные классы и школы. А еще в Швеции диагноз аутизм отнюдь не приговор. В Гетеборге был случай, когда девушка закончила технический вуз, потом — медицинский, получила работу на скорой помощи как врач. И тут у нее произошел нервный срыв: ей оказалось крайне тяжело работать с людьми. Она обратилась к психиатру, и тот поставил диагноз аутизм. Это оказалось для нее большим облегчением, поскольку она, наконец, поняла источник своих проблем. Надо сказать, что после этого она успешно занимается наукой, изучая работу мозга у людей с психическими расстройствами. Наш мозг — настоящая головоломка. Вот это ученые уже точно поняли.

Общество Семья и дети Общество Здоровье

Дети с рождения и до 6 месяцев не нуждаются в прикорме. Идеальная созданная природой еда для младенцев — это грудное молоко матери, с которым он получает необходимые питательные вещества, витамины, минералы и антитела. Если у мамы нет либо недостаточно молока, то ребенку необходимо ввести прикорм в виде искусственных смесей. Но сейчас это уже не является проблемой, так как производители большинства искусственных смесей довели продукт до должного уровня, который способен полноценно заменить грудное молоко. И вне зависимости от того, какой вид кормления ребенка выберет мать — грудное вскармливание или искусственные смеси, основной прикорм ребенка должен начинаться не ранее 6 месяцев по рекомендациям ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), если другое не предусмотрено медицинскими рекомендациями по состоянию здоровья ребенка. Ранний прикорм (раньше, чем 6 месяцев) вводится по рекомендации педиатра в соответствии с медицинскими показаниями, поэтому его еще называют педиатрическим. Начиная с 6-ти месячного возраста, потребность детского организма в питательных веществах перестает удовлетворяться только материнским молоком и необходимо постепенно вводить прикорм. В этом возрасте малыши начинают проявлять интерес к  взрослой пище. Вводить прикорм необходимо с небольших количеств новых для ребенка пищевых продуктов и постепенно увеличивать их по мере того, как ребенок становится старше. Ребенка приучают к новой пище постепенно, начиная с совсем маленьких порций . К новому виду питания малыша относят пищевые добавки и прикорм.

 Пищевые добавки:

 Прикорм:

Прикорм же является качественно новым видом питания, который удовлетворяет потребности растущего детского организма во всех пищевых ингредиентах и приучает к густой пище. К нему относятся:

Правила введения прикормов:

  1. Прикорм следует давать перед кормлением грудью.
  2. Каждый вид прикорма надо вводить постепенно, начиная с небольшого количества (10-15 г) и увеличивая его до нужного объема в течение 7-10 дней, полностью замещая одно грудное кормление.
  3. Нельзя одновременно вводить два или несколько новых блюд. Переходить к новому виду пищи можно только тогда, когда ребенок привыкнет к предыдущему.
  4. По консистенции блюда прикорма должны быть гомогенными и не вызывать затруднения при глотании.
  5. Прикорм следует давать только с ложки.
  6. Число кормлений с введением прикорма сокращается до 5 раз, затем до 3-х основных и 2 перекусов по желанию ребенка.
  7. Температура блюда должна равняться температуре получаемого материнского молока (примерно 37 С).

Схема введения пищевых добавок

Фруктово-ягодный сок (вводится с 7-8 месяцев) Сок нужно начинать с капель. В течение 7-10 дней довести до необходимого суточного объема.  Давать после кормления или между кормлениями. Желательно использовать свежеприготовленные соки (необходимо разбавлять водой в соотношении 1:1), но подойдут и соки в пакетах, специально предназначенные для детского питания. Последовательность введения соков из ягод, фруктов и овощей: яблочный, сливовый, абрикосовый, персиковый, вишневый, черносмородиновый, гранатовый, клюквенный, лимонный, морковный, свекольный, капустный. Цитрусовые, томатный, малиновый, клубничный соки, соки из тропических плодов (манго, папайя, гуава…) — эти соки следует давать не ранее 11-12 месяцев. Виноградный сок не рекомендуется включать в рацион ребенка в столь раннем возрасте, так как он может вызывать вздутие животика. Фруктово-ягодное пюре (вводится с 7 месяцев) Пюре нужно начинать с 0,5 чайной ложки. В течение 7-10 дней довести до необходимого суточного объема. Давать после кормления или между кормлениями. Используются как свежеприготовленные пюре, так и в виде фруктово-ягодных консервов для детского питания. Желток (вводится в 8-9 месяцев) Начинать нужно с 1/4 желтка. Давать можно ежедневно до конца года по 1/2 желтка в начале кормления, предварительно растерев с молоком или с блюдом прикорма. Творог (вводится в 9-10 месяцев) Начинать вводить с 5 граммов (1 чайная ложка). Постепенно, в течение месяца довести до 20 граммов. К концу первого года – 50-70 г. Давать творог нужно в конце кормления.

Примечание:

  1. Для сохранения лактации после прикорма целесообразно предложить ребенку грудь.
  2. При условии хорошего состояния здоровья, оптимальных показателей физического и нервно-психического развития, устойчивой и достаточной лактации у матери, качественном ее питании, первый прикорм можно вводить не ранее 6 месяца.
  3. При приготовлении блюд прикормов (безмолочные каши, пюре) оптимальной жидкостью для их разведения является грудное молоко или адаптированная молочная смесь.

Пять ключевых рекомендаций относительно безопасности еды:

image

Развитие ребенка 9 месяцев проходит очень стремительно. Совершенствуются его физическое и эмоциональное состояние, интеллектуальные способности.

Малыш в этом возрасте очень активен, поэтому требуется пересмотр его рациона с целью полного обеспечения организма веществами, необходимыми для нормальной жизнедеятельности.

Родителям полезно знать особенности развития малышей девятимесячного возраста, возможные отклонения и способы формирования новых умений.

Нормы роста и веса для мальчиков и девочек

imageИнтенсивность набора массы тела и увеличения роста в этом возрасте снижается. За девятый месяц грудничок становится длиннее на 1-2 см и тяжелее на 450-500 г.

Ребенок прибавляет около 4-6 кг к своему весу при рождении. Педиатры оценивают физическое развитие детей по утвержденным нормативным показателям ВОЗ. Мальчики и девочки имеют некоторые отличия в физическом состоянии.

Значения роста для детей разных полов приведены ниже в таблице.

Показатель Рост в сантиметрах
девочки мальчики
Низкий 65,3 67,7
Ниже среднего 67,7 69,7
Средний 70,1 72,0
Выше среднего 72,6 74,2
Высокий 75,0 76,5
Очень высокий 77,4 78,7

Нормы веса, окружностей головы и грудной клетки, утвержденные ВОЗ, приведены ниже в таблице.

Параметр тела Девочки Мальчики
нижняя граница верхняя граница нижняя граница верхняя граница
Вес в килограммах 6,5 10,5 7,1 11,0
Окружность грудной клетки в сантиметрах 41,0 46,0 43,0 47,0
Окружность головы в см 41,2 46,5 42,5 47,5

Если малыш недобрал 1 кг или имеет большую массу тела, то это не означает, что он развивается неправильно. Если грудничок активный, веселый, у него нормальный аппетит, то это говорит о его хорошем здоровье.

imageСтановление каждого ребенка проходит индивидуально.

На становление малыша влияют следующие факторы:

  • тип вскармливания;
  • меню, режим питания;
  • степень активности;
  • количество и продолжительность прогулок;
  • занятия с родителями (физические упражнения, массаж).

Периодически рекомендуется показывать ребенка педиатру. После осмотра врач скажет, нормально ли растет и развивается младенец, нужно ли вносить какие-либо коррективы в его питание, отдых и бодрствование.

Умения и навыки малыша

К девятимесячному возрасту дети уже многое умеют, продолжают совершенствовать свои навыки. Костно-мышечная система укрепляется, поэтому малыш становится физически более сильным. Улучшается зрение, слух, моторика. Родителям надо знать, что должен уметь делать ребенок в 9 месяцев.

Груднички в этом возрасте способны совершать такие действия:

image

  • реагировать на запреты;
  • уверенно держать головку, поворачивать ее в разные стороны;
  • вставать, опираясь на стул или диван;
  • активно ползать по квартире. Необязательно малыш должен перемещаться на коленях. Некоторые дети ползают, используя лишь руки, не отрывая тело от пола;
  • уверенно сидеть без поддержки;
  • реагировать на обращение к нему;
  • понимать смысл предложений и фраз;
  • держать в двух руках игрушки, стучать ими друг о друга;
  • хлопать в ладоши;
  • собирать пирамидку. Кольца дети в этом возрасте еще располагают в неправильном порядке;
  • бросать вещи на пол;
  • рвать и мять салфетки;
  • разглядывать небольшие предметы;
  • брать маленькие вещи большим и указательным пальцами;
  • переворачивать страницы картонной книжки.

Некоторые малыши в 9 месяцев уже начинают ходить с поддержкой родителей или опираясь на диван, стул. В этом возрасте развиваются интеллектуальные способности. По данным исследований, мозг ребенка увеличивается более чем в два раза. Повышается чувствительность эпидермальных покровов.

Улучшается память. Движения ребенка становятся более осмысленными. Малыши любят играть в «Козу-дерезу», «Ладушки», «Ку-ку», ломать башни построенные из кубиков. Детям нравится искать спрятанные за спиной либо под одеялом игрушки.

Нервно-психическое развитие

imageУ девятимесячных грудничков интенсивно проходит нервно-психическое развитие. Практически каждый день родители замечают определенные успехи и достижения у ребенка.

Малыш становится более интересным в общении, эмоциональным. В этом возрасте дети начинают осмысленно произносить слоги. К десятому месяцу жизни груднички не только выговаривают определенные звуки, но и начинают обозначать ими конкретных людей, предметы, действия.

Малыши произносят слоги «ма-ма», «ба-ба», «па-па», «дай», «да-да». В это время важно стимулировать становление речи. Дети в 9 месяцев способны выполнять несложные действия по просьбе родителей: например, «дай игрушку», «возьми в ручку», «открой ротик». Малыши могут показывать пальцами на предмет, названный взрослым.

Девятимесячные груднички сильно чувствуют и перенимают настроение окружающих. В этом возрасте обычно появляется любимая игрушка. С ней малыш засыпает, успокаивается. Несмотря на наличие большого количества игрушек, дети предпочитают заниматься с бытовыми предметами: бумагой, пластмассовыми стаканчиками, ложками. Это способствует развитию познавательных способностей. Запрещать малышу играться с бытовыми вещами не стоит. Важно обеспечить высокий уровень безопасности: не давать в руки предметы, которыми грудничок может травмироваться, все вещи должны быть чистыми.

На нервно-психическое развитие влияют такие факторы:

  • атмосфера в семье;
  • время и режим сна и отдыха;
  • достаточность внимания родителей.

Девочки в эмоциональном плане развиваются быстрее мальчиков. Они больше привязаны к родителям, ласковы. Мальчики более самостоятельны и любознательны.

Какие признаки говорят об отставании в развитии?

Родителям важно следить за тем, чтобы становление ребенка проходило правильно. Для этого рекомендуется сравнивать показатели Национального календаря развития с фактическими данными.

К отставанию в развитии может приводить:

image

  • дефицит внимания и заботы родителей;
  • отсутствие развивающих занятий;
  • стрессовые ситуации;
  • недостаток или избыток питания;
  • неправильно составленный распорядок дня;
  • врожденные либо приобретенные тяжелые болезни.

Родителей должно насторожить, если ребенок:

  • не произносит звуков;
  • не отзывается на свое имя;
  • не реагирует на просьбы взрослых;
  • не умеет сидеть;
  • много спит, апатичен либо слишком возбужден;
  • неохотно двигается;
  • не интересуется игрушками, бытовыми предметами.

При наличии признаков отставания в развитии следует сразу обратиться к педиатру или детскому неврологу.

В девятимесячном возрасте нарушения обычно легко корректируются родителями при участии специалистов. Поэтому не стоит запускать состояние малыша, откладывать лечение.

Как развивать ребенка на девятом месяце жизни?

Чтобы малыш в 9 месяцев продолжал развиваться, нужно проводить обучающие занятия. Акцент следует делать на совершенствование моторики и ловкости рук, речи, логического мышления, фантазии, укрепление мускулатуры.

imageУ ребенка должны быть такие игрушки:

  • мягкие кубики;
  • машинки;
  • музыкальные детские инструменты (барабан, пианино);
  • куклы;
  • красочные книжки;
  • конструктор с массивными элементами;
  • неваляшка;
  • сортеры;
  • пирамидка.

Важно обращать внимание на свойства игровых предметов: они должны быть простыми в использовании и уходе.

Мелкая моторика

Важно тренировать мелкую моторику девятимесячного ребенка. Учеными доказана связь между развитием ловкости рук и становлением речи. Рекомендуется познакомить малыша с туалетной бумагой: показать, как она разматывается.

imageГрудничок с удовольствием будет рвать и раскидывать части рулона. Также можно прилепить к ладони кусочек скотча. Ребенок начнет изучать лоскуток, пытаться его оторвать.

Еще одним вариантом развития мелкой моторики является поиск игрушек в миске с крупой. Для улучшения тактильного восприятия стоит давать малышу трогать предметы различной фактуры: шершавые, гладкие, твердые, мягкие.

Полезно для мелкой моторики и рисование. Малыши в 9 месяцев еще не умеют держать в руке карандаши и кисточки, пользоваться акварелью. Можно познакомить ребенка с пальчиковыми красками. Рисование способствует развитию воображения, творческих навыков.

Двигательная активность

Если ребенок в 9 месяцев не умеет ползать, то нужно приложить все усилия для формирования такой способности. Для этого следует создавать опору для двух ног поочередно.

Детский домик с тоннелем

Если грудничок хорошо ползает, то стоит купить ему домик с тоннелем. Малыш будет активно передвигаться в нем, закрепляя освоенный навык. Нередко причиной того, что ребенок не начинает ходить или ползать является слабость мышц.

Для укрепления мускулатуры рекомендуется выполнять массаж и различные физические упражнения (особенно на фитболе). Желательно, чтобы мануальное воздействие проводил массажист. Дома можно применять простые техники массажа. Комплекс физических упражнений легко найти в интернете или разработать со специалистом.

Пример гимнастики для грудничка:

  • поставить ребенка перед коляской таким образом, чтобы ему было удобно держаться за нее руками;
  • начать аккуратно и медленно двигать детское транспортное средство вперед. Малыш будет тянуться за коляской, делать первые шаги;
  • посадить ребенка на гимнастический мяч спиной к себе. Придерживая его за бедра, начать наклонять фитбол в разные стороны. Это упражнение хорошо развивает координацию;
  • между мебелью натянуть длинный шнурок на уровне колен крохи. Держа малыша за руки, заставить его переступить через преграду.

Девятимесячные дети очень любят помогать маме или папе по дому. Нельзя игнорировать такое стремление. Мальчикам можно давать игрушки строительной тематики, а девочкам – пластиковую посуду, вовлекая в процесс применения таких предметов. Благотворно влияют на физическое развитие занятие плаванием.

Оно способствует не только укреплению мышц, но и совершенствованию умственных способностей. Если родители практиковали методику раннего обучения плаванию, то малыш в 9 месяцев должен уже хорошо держаться на воде. Важно, чтобы занятия были грамотно организованными и регулярными.

Речевые навыки

Для правильного становления речи необходимо много общаться с малышом. Ребенок еще лишь выговаривает слоги, но его пассивный лексикон активно формируется. В разговоре взрослым рекомендуется употреблять простые слова.

Важно, чтобы все члены семьи общались на одном языке. Билингвальность часто становится причиной задержек в развитии речи крохи. Стоит вовлекать ребенка в разговор, задавать ему простые вопросы.

Малыш еще не может ответить, но он будет пытаться издавать различные звуки. Родителям рекомендуется повторять за ребенком произнесенные слоги. Также стимулирует развитие речи чтение вслух детских книг, стихов, пение. Некоторые родители практикуют включение малышу мультфильмов по компьютеру либо телевизору.

Но это ошибочный подход к обучению. Ребенку важно живое общение. Полезно проводить занятия с карточками Домана. На них изображены различные объекты, а внизу указано их наименование. Рекомендуется использовать карточки разной тематики.

Обучение малыша должно проходить в игровой форме. Не рекомендуется заниматься с ребенком, если он болен или в плохом настроении. Развивать грудничка нужно всесторонне и поэтапно.

Рацион питания 9-месячного крохи

В первый год жизни дети активно развиваются, тратят большое количество энергии. Для восполнения сил им нужно правильное питание. Детей девяти месяцев еще кормят грудью. В материнском молоке содержатся полезные витамины и минералы.

Но данных веществ для ребенка этого возраста недостаточно. Основным источником энергии и необходимых элементов являются продукты общего потребления. Родителям важно понимать, что пищеварительная система малыша еще не функционирует должным образом.

Поэтому усвоить грубую пищу организм не способен. Важно грамотно подходить к разработке меню, приготовлению блюд.

Рацион детей 9 месяцев обычно включает такие продукты:

  • фруктовые и овощные пюре (из свеклы, яблок, зеленого горошка, капусты, моркови, брюквы, тыквы, слив);
  • натуральные соки;
  • листья салата, зеленый лук, укроп, петрушка;
  • каши (гречневая, рисовая, овсяная, перловая, ячневая);
  • сливочное и растительное масло (в небольшом количестве улучшают пищеварение и укрепляют иммунитет);
  • кисломолочные продукты (кефир, творог);
  • мясные блюда из курицы, индейки, телятины;
  • рыба (морские сорта полезны для умственного развития за счет содержания йода);
  • яйца.

Фруктовое пюре

Готовить еду ребенку 9 месяцев стоит на пару, путем тушения, варки. Магазинные полуфабрикаты и сладкие напитки давать малышу строго запрещено. Груднички в этом возрасте питаются пять раз в сутки. Интервал между приемами пищи составляет 4 часа.

Кормление по графику обеспечивает максимальное усвоение полезных веществ, исключает переедание или недоедание, предупреждает проблемы с пищеварительной системой. Примерный режим питания для детей 9 месяцев приведен ниже в таблице.

Время Особенности приема пищи
6:00 Употребление материнского молока либо адаптированной смеси после пробуждения
10:00 Полноценный завтрак. Включает в себя плотные и сытные блюда в виде каш. Особенно полезен завтрак, приготовленный из гречневой крупы
14:00 Обед. Отличается разнообразием. В это время рекомендовано давать овощные и мясные блюда (рагу, фрикадельки)
18:00 Легкий ужин. Тяжелая пища может спровоцировать боли в животе, нарушение сна. Разрешается давать малышу небольшое количество творога, кефир, фруктовое пюре
22:00 Поздний ужин. Представлен грудным молоком либо адаптированной смесью

Также специалисты дают следующие рекомендации:

  • для развития жевательных рефлексов стоит меньше давать пюреобразных блюд. Продукты лучше отваривать, а потом разминать вилкой;
  • важно давать ребенку только свежие блюда;
  • при введении в рацион нового продукта нужно проводить тест на аллергию;
  • если малыш отказывается есть какое-то блюдо, то заставлять его не стоит. Можно предложить этот продукт через 1-2 недели;
  • не стоит злоупотреблять сахаром;
  • полезно приобщать ребенка к семейной трапезе. Это поспособствует хорошему аппетиту.

Правила ухода за ребенком

Чтобы грудничок не болел, хорошо себя чувствовал и нормально развивался, нужно за ним правильно ухаживать. После пробуждения стоит умывать лицо. По мере необходимости родителям надо чистить ребенку уши и нос. После каждого опорожнения кишечника надо использовать влажные салфетки либо подмывать грудничка. Регулярно нужно купать младенца. Лучше делать это в вечернее время. Водные процедуры снимают нервное напряжение, расслабляют мышцы и улучшают сон. Мыло разрешается использовать не чаще раза в неделю.

После каждого купания кожу ребенка необходимо обрабатывать увлажняющим кремом. Если малыш находится в памперсах, стоит следить за тем, чтобы не появлялись опрелости. Полезны воздушные ванны, во время которых оставляют ребенка полностью голым. Такую процедуру можно проводить лишь при условии оптимального микроклимата в помещении.

В девять месяцев у детей уже есть зубы. Важно регулярно проводить гигиену ротовой полости.

Видео по теме

О развитии 9-месячного ребенка в видео:

Таким образом, девятимесячные груднички уже многое умеют. Они отличаются активностью и стремлением познавать окружающий мир. Родителям стоит помогать малышу правильно развиваться.

Для этого необходимо проводить обучающие игры, наладить режим и рацион питания, составить и придерживаться распорядка дня, ухаживать должным образом. Периодически рекомендуется посещать педиатра для предупреждения и устранения различных отклонений в состоянии здоровья, развитии.

Поделиться:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий