Начальная школа за три или четыре года: каким детям она полезна

Содержание

В первые годы своей жизни ребенок активно развивается, он изучает окружающий мир и познает себя в нем. К 4 годам у него появляются устойчивые интересы, полученные навыки и умения постоянно усовершенствуются, интенсивно меняется физическое, умственное и психологическое состояние. Активное развитие ребенка в 4 года приводит к тому, что он становится самостоятельной личностью, поэтому с ним интересно общаться как взрослым, так и детям. Поход в школу еще впереди — ребенок начнет учиться только в 6-7 лет, но уже сейчас нужно задуматься о соблюдении обязательного Всероссийского календаря вакцинации.

Содержание

Возрастные особенности четырехлетнего ребенка

В 3 года родителям сложно справляться с эмоциональной бурей, которую переживает их малыш, поэтому, когда он достиг 4 лет, можно немного расслабиться. Он все еще активен и энергичен, но уже появляется усидчивость, и одним делом он может заниматься 15-20 минут.

Это время активного развития, у ребенка постоянно возникают новые вопросы, он экспериментирует и познает окружающий мир. В этот период родители должны научиться ненавязчиво переключать внимание малыша в нужном направлении.

Развивается мелкая моторика, в этом возрасте многие любят рисовать. Словарный запас стремительно растет, а наличие шепелявости не должно пугать, это нормально для указанного периода.

image
Дети становятся настоящими «почемучками».

Внешние данные

После 4 лет появляются видимые изменения внешних данных, в этот период происходит активное развитие костной и мышечной ткани. Помните, что в таком возрасте скелет еще гибкий, следите, чтобы малыш долго не сидел в неправильной позе, не перегружался, спал на матрасе средней жесткости. В этот период смещается центр тяжести тела, меняются его пропорции, с лица сходит детская припухлость.

Рост и вес

К 4 годам происходит увеличение веса (1,8-2,2 кг) и роста (5-7 см). Для контроля правильности развития детей существуют специальные таблицы, при помощи которых проверяют вес и рост. В них указаны данные отдельно для мальчиков и девочек.

Если есть небольшие отклонения, это нестрашно, все рекомендации усредненные, а каждый человек индивидуален.

Таблица: средние показатели роста и веса для детей 4 лет.

Показатель Мальчики Девочки
Вес, кг 12,7-21,2 12,3-21,5
Рост, см 94,9-111,7 94,1-111,3

Сейчас есть онлайн-калькуляторы, при помощи которых можно быстро проверить соответствие развития ребенка принятым Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) нормам.

Умения и навыки малыша

Независимо от того, мальчик это или девочка, в 4 года они должны уметь следующее:

  • концентрироваться на одном виде деятельности не менее 5 минут;
  • находить различия между предметами и уметь их описывать;
  • складывать простые пазлы, мозаики, башенки;
  • понимать разницу между большим и маленьким;
  • среди нескольких предметов находить лишний;
  • составлять простые причинно-следственные связи (например, зачем надо спать, одеваться и т.д.).

Мальчики

В этом возрасте они уже понимают, чем отличаются от девочек. Большинство мальчиков предпочитает общаться с представителями своего пола. Среди игрушек они выбирают машинки, конструкторы, пистолеты и т.д.

Мальчиков в 4 года начинает интересовать устройство каждого предмета.

Девочки

Девочки более самостоятельные, они могут сами выбрать себе занятие. Чаще всего предпочитают спокойные игры с куклами, ролевые игры с игрушками. Они более насторожены к незнакомым людям и сильнее привязаны к родителям.

Девочки в 4 года начинают больше копировать поведение взрослых.

Основные виды развития ребенка в четыре годика

К этому возрасту ребенок уже взрослеет, он становится более сдержанным, но все равно продолжает активно изучать окружающий мир. В своих экспериментах он пытается определить грани дозволенного, проверить, насколько крепкие нервы у родителей. Происходят не только внешние изменения физического состояния, активно развивается его умственные и психологические способности.

Физическое

Малыш активно растет, но его скелет еще остается гибким, поэтому надо внимательно следить за осанкой и не разрешать ему долго находиться в неудобном положении. Чтобы обеспечить малыша необходимой энергией, кормить его надо 4-5 раз в день. Рекомендуется дневной сон.

К этому возрасту дети должны уметь:

  • стоять на одной ноге;
  • менять направление во время бега;
  • делать прыжки с места и с разбега;
  • преодолевать разные препятствия;
  • передвигаться и ходить на цыпочках;
  • делать кувырки вперед;
  • ездить на велосипеде со вспомогательными колесами.

У ребенка развивается координация движений, он хорошо держит равновесие, поэтому готов приступить к занятию танцами, гимнастикой и другими видами спорта.

В четыре года ребёнок должен много двигаться.

Психическое

Не менее важно в этом возрасте и психологическое развитие. Ребенок узнает новые эмоции: стыд, обиду, восторг, он должен уметь ориентироваться на оценку его действий взрослыми и сверстниками, владеть стандартными навыками самостоятельного обслуживания.

В это время родителям надо быть внимательными и терпеливыми, т.к. малыш становится более ранимым.

Он уже многое осознает, и ваша задача — помочь ему справиться с возникающими страхами, сомнениями и неуверенностью.

Умственное и познавательное

В этом возрасте дошкольник уже умеет задавать сложные вопросы и давать ответы, он различает предметы, людей, животных по общим признакам. Научился сортировать события, может на некоторое время занять себя книгой или мультфильмом. После их просмотра умеет рассказать, что видел.

Умения четырёхлеток.

В 4 года малыш должен знать:

  • собственное имя и имена всех близких членов семьи, друзей;
  • названия основных геометрических форм;
  • 7 цветов радуги;
  • понимать, что такое направление (верх, низ и т.д.);
  • что такое мало и много;
  • различать предметы по цвету, габаритам, весу;
  • времена года и их различия;
  • описывать своим словами увиденные предметы и явления;
  • вести диалог со сверстниками.

Это эмоциональный возраст, поэтому малыш не должен бояться проявлять свои чувства. Если в семье сдержанная или напряженная обстановка, то это приводит к тому, что вырастает скованный и эмоционально неуравновешенный человек. Надо периодически подключать ребенка к посильной работе, ему это нравится и он понимает, что нужен родителям и они его любят.

Помощь в развитии: действия родителей

Родители не должны надеяться на то, что ребенка всему научат в детском саду. Надо активно принимать участие в развитии и воспитании своего наследника.

Родители должны принимать активное участие в развитии малыша.

Упражнения

Дети этого возраста любят задать вопросы, и это надо использовать. Спрашивайте у них, что бывает сладким, холодным, кислым и т.д. Отвечая, они развивают творческое мышление. Заставляйте давать ответы на вопрос: «Что будет, если…?». Они самостоятельно смоделируют ситуации, а это не только интересно, но и полезно. Еще одно упражнение: «Что где лежит?». Вспоминая предметы, находящиеся в ванной, кухне или другом месте, они усовершенствуют память. Для развития логики можно поиграть в «Правда — неправда».

Игрушки

Обязательно используйте развивающие игрушки:

  • головоломки;
  • конструкторы;
  • пластилин, глину и кинетический песок;
  • «говорящих» зверей или куклы;
  • машинки, фигурки зверей, людей.

Обязательно организуйте место для занятий. Достаточно приобрести или сделать небольшой столик и стульчик, коробку или шкафчик для хранения игрушек.

Развивающие игры

Разнообразив семейный досуг развивающими играми, вы не только весело проведете время, но и будете развивать своего малыша. Можно завязать ему газа и повести по дому, он должен на ощупь, запах или вкус (для продуктов питания) узнавать и называть предметы. Для развития фантазии поиграйте в игру «Подумай, как назвать?». Надо придумать альтернативные названия для тех предметов, которые он уже знает.

В четыре года могут проявляться творческие способности ребёнка.

Мультики

Мультфильмы нужны не только для того, чтобы занять на некоторое время ребенка, это еще и эффективный способ обучения. Надо правильно их выбирать, предпочитать те, что учат нормам поведения, объясняют, что такое добро и зло и т.д.

Мультфильмы должны быть веселыми и недолгими, хорошо, когда в них есть интерактив в виде песен, танцев, тогда обучение воспринимается легко и непринужденно.

Предпочтение лучше отдавать советским мультикам и классике «Диснея».

Спортивные занятия

Не должно быть больших нагрузок. Спортом лучше заниматься на улице. Это разные подвижные игры, плаванье, езда на велосипеде и др. Спортивным секциям можно уделять 1 час в неделю, малыша не надо перегружать, все должно быть в удовольствие. Для развития равновесия используйте занятия на бревне, брусьях, перекладине, шведской стенке.

Особенности ухода за ребенком и режим дня

В этом возрасте важно соблюдать режим дня и правильно ухаживать за своим наследником:

  • в сутки сон должен составлять 11-12 часов, важен дневной сон (1,5-2 часа);
  • гигиенические процедуры делают утром и вечером;
  • ежедневные активные прогулки на свежем воздухе;
  • в случае закаливания процедуры делают систематично.

Ночной сон должен составлять около 9-10 часов, для этого надо ложиться спать в 9-10 вечера, а вставать в 7-8 утра.

Питание четырехлетних детей

Большое значение имеет сбалансированное и полноценное питание. В этом возрасте надо есть через каждые 3-4 часа, т.е. 4 раза. Калорийность пищи в пределах 1700 ккал.

В рационе должны быть овощи, фрукты, каши, супы и вода (около 0,5 л). Сладкое дают по минимуму (1-2 раза в неделю). К новой еде приучают постепенно.

Пищу распределяют так:

  • завтрак и ужин по 25%;
  • обед — 30-35%;
  • полдник — 15-20%.
В рационе ребёнка обязательно должны присутствовать овощи и фрукты.

Полезные советы и общие рекомендации родителям

Для того чтобы ребенок нормально развивался, охотно учился и был здоровым, надо придерживаться следующих правил:

  • при желании можно посещать спортивные секции, это позволит тратить лишнюю энергию, научит дисциплине и порядку;
  • хотя малыш и повзрослел, он все еще требует много внимания, чаще его хвалите;
  • можно начинать водить его в цирк, театр, но сначала брать билеты в первый ряд не стоит;
  • старайтесь терпеливо отвечать на все его вопросы, даже если не знаете ответы, поищите их вместе;
  • в игровой форме можно приступать к изучению иностранного языка.

В 4 года ребенок активно познает окружающий мир, начинают проявляться его таланты и способности. Он совершенствует полученные ранее навыки. В этом возрасте важно общение со сверстниками, поэтому не стоит держать малыша постоянно дома, лучше отдать его в детский сад. Это позволит ему активно и разносторонне развиваться.

Читайте далее:

Особенности развития ребенка в 3 года и «кризис трехлетки»

Как развивается ребенок в 2 года

Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте (5-6 лет)

Особенности развития ребенка в 8 месяцев

Сколько нужно калорий ребенку до 1 года (белки, жиры, углеводы)

Калькулятор расчета объема кормлений и питания ребенка до 1 года

Если в двухлетнем возрасте малыш еще является наблюдателем, то в три года он становится любознательным исследователем окружающего мира. На плечи мамы и папы ложится непростая задача – помочь ребенку получить необходимый опыт и знания и в то же время, оградить его от возможных травм. Важно следить, чтобы малыш развивался гармонично, как в физическом и психическом отношении, так и в интеллектуальном плане.

Физическое развитие ребенка

Основная цель – сделать ребенка более сильным, выносливым, ловким, научить его хорошо координировать свои движения. Специалисты центра «Каркуша» рекомендуют ежедневно выполнять следующие упражнения:

  • перешагивание через небольшие препятствия;
  • хождение по наклонной плоскости;
  • прыжки через нарисованную линию (типа игры в классики);
  • хождение по бечевке, положенной на пол;
  • прыжки на обеих ногах вперед себя;
  • прыжки с маленькой высоты.

Трехлетним малышам очень полезно плавать, танцевать, играть в различные игры с мячом, кататься на велосипеде, выполнять различные упражнения на детской спортивной стенке. Обязательно приучите ребенка делать утреннюю зарядку или занимайтесь фитнесом вместе с ним.

Читайте также: 6 способов запуска речи у неговорящих детей

Интеллектуальное и творческое развитие

В три года ребенок активно познает окружающие предметы и явления, исследует свои возможности, а для этого необходимо развивать внимание, логическое мышление, память, фантазию. Какие упражнения помогут?

  • Поиск нужного цвета по образцу или названию.
  • Собирание матрешек, пирамидок, формочек разных размеров.
  • Подбор объемных и плоских квадратов, кругов, треугольников и других геометрических фигур.
  • Игры на различие понятий «маленький», «большой», «средний».
  • Складывание картинки-загадки: сначала из 2 двух, потом из 3-4 частей.
  • Поиск целой картинки по ее кусочку.
  • Обобщение предметов по главному признаку: живой-неживой, съедобный-несъедобный и т. д.
  • Игра в мозаику, лото, домино.
  • Поиск соответствий, например, тени и фигурки.
  • Поиск лишнего предмета в группе других предметов.
  • Добавление недостающих деталей.
  • Совместное чтение сказок. Если ребенок знает некоторые буквы, попросите найти их в тексте.

Используйте каждую возможность, чтобы сообщить малышу что-то новое. Например, во время прогулки рассказывайте ему о деревьях, животных, явлениях, транспорте – словом, обо всем, что вам встретилось по пути.

Изучение элементарных математических понятий, цифр должно проходить в игровой форме. Добейтесь того, чтобы ребенок не просто зазубрил названия цифр, а научился именно определять количество предметов.

Для развития творческого мышления специалисты центра «Каркуша» советуют регулярно выполнять с ребенком следующие упражнения:

  • игра с конструктором, кубиками, создание конструкций по образцу;
  • собирание несложных пазлов;
  • рисование и раскрашивание красками, карандашами, фломастерами;
  • рисование разнообразных геометрических фигур, можно использовать трафарет или лекало;
  • лепка простых фигурок из пластилина, соленого теста, глины;
  • аппликации из природных материалов, цветной бумаги и картона, журнальных вырезок;
  • вырезание ножницами по контуру и т. д.

Дети в 3 года с удовольствием играют в сюжетные игры, кукольный театр, участвуют в несложных коротких инсценировках.

Развитие речи

В норме трехлетний ребенок хорошо владеет примерно 1000 словами и уже умеет неплохо говорить, поэтому развитию речи следует уделить особое внимание. Что вы можете делать?

  • Общайтесь с ребенком как можно больше, интересуйтесь тем, что он говорит.
  • Ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Это поможет правильно поставить звуки речи.
  • Обсуждайте сюжетные картинки. Сборник сказок Владимира Сутеева идеально подойдет для занятий.
  • Разучивайте стихи и песенки. Успехом у малышей пользуются стихотворные загадки.

На развитие речи положительно влияют игры и упражнения, где задействована мелкая моторика, например:

  • всевозможные игры с крупами, фасолью, пуговицами, песком, ракушками, макаронами и т. д.;
  • застегивание пуговиц, шнуровка;
  • пальчиковая гимнастика;
  • оригами;
  • игры с водой.

Развитию речевого слуха помогают музыкальные занятия: пение, угадывание привычных звуков, игры на музыкальных инструментах, угадывание песен, пропевание гласных звуков.

Читайте также: Ребенок плохо говорит в 2 года. Как ему помочь?

Социальное развитие

Развитие социальных навыков особенно важно, если ребенок по какой-то причине не ходит в детский сад. Для этого поощряйте игры и общение с другими малышами на детской площадке во дворе. Кроме того, приучите малыша к самостоятельности:

  • давайте посильные поручения, например, заправить постель, убрать игрушку, помыть тарелку за собой;
  • просите помочь, когда вы готовите или делаете уборку;
  • научите одеваться и раздеваться, застегивать ботинки, аккуратно складывать вещи;
  • познакомьте с правилами поведения за столом, на улице, в общественном месте, в гостях и т.д.
  • научите словам вежливости: спасибо, пожалуйста и т. д.

Как заниматься в домашних условиях?

Развивающее занятие должно проходить в подходящих условиях: при хорошем освещении, в проветренной комнате. Телевизор и компьютер нужно выключить, игрушки убрать, чтобы ничего не отвлекало малыша. Убедитесь, что ребенок отлично выспался, не устал, его не мучает голод или жажда. Старайтесь, чтобы ваши занятия проходили регулярно, в одно и то же время, ведь трехлетки весьма чувствительно относятся к изменениям режима.

Если ребенок отказывается выполнять предложенные задания, не заставляйте его силой, займите его чем-нибудь другим. Через некоторое время повторите попытку, скорее всего, она окажется успешной.

Кризис трех лет

Трехлетний кризис считается самым бурным в развитии ребенка, и он является серьезным препятствием для регулярного проведения развивающих занятий. Негативизм, истерики, упрямство, игнорирование просьб, ревность – со всем этим вы можете столкнуться в любой момент. Как поступить в этом случае?

  • Меняйте тактику своего поведения и не обращайте внимания на истерику.
  • Дайте ребенку больше времени, чтобы он мог прийти в себя.
  • Предоставьте выбор или его иллюзию.
  • Вместо того чтобы заставлять ребенка, предложите помощь.
  • Не критикуйте и не ругайте.

Если вы чувствуете, что не справляетесь с собой и ребенком, воспользуйтесь помощью детских психологов и педагогов раннего развития. Скорее всего, в незнакомой обстановке ребенок начнет вести себя более спокойно. Занятия в центрах раннего развития проходят в небольших группах до 6 человек, где дети чувствуют себя комфортно и им уделяется много внимания.

Дата публикации: 24.09.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.

Скачать

Поделиться

К 4 годам дети превращаются в настоящих исследователей и пристают к родителям со всевозможными «Почему». У них начинает работать логическое мышление и активно развивается речь. Ребята учатся строить длинные предложения и часто смешат родителей, путая смысл слов и предлогов. Давайте разберём, какие навыки, умения и особенности развития есть в этом возрасте, и что должен знать и уметь ребёнок к 4 годам.

Содержание

Математические навыки и логическое мышление

Особенности памяти и внимания

Владение речью

Уровень физического развития

На 4 году жизни поведение малышей нередко меняется. Покладистый и послушный ребёнок может превратиться в упрямого «ослика». С утра до ночи он повторяет: «Я сам!», стремится всё делать по-своему, не слушая взрослых. Что происходит с детьми в этот период?

В этом поведении нет ничего страшного, это временное явление, связанное с кризисом трёх лет и формированием будущей личности. Подрастающим малышам важно, чтобы с ними считались. Относитесь к проявлению своеволия и негативизма, как к первым симптомам взросления.

Старайтесь сдерживаться и сгоряча не наказывать малолетнего бунтаря. Нужно пережить это время, сглаживая острые углы и не подавляя воли ребёнка. О методах взаимодействия с малышом в этот период, вы можете почитать в нашей статье «Как воспитывать детей без наказания и крика».

Конечно, заниматься развитием после трех лет становится сложнее, и вам нужно проявить немало сил и терпения. Самое главное, что нужно сделать – это пробудить интерес ребёнка к познанию. Сделать это проще всего в игровой форме. Ниже дан примерный перечень умений ребёнка, который должен сформироваться к 4 годам.

Вы должны понимать, что каждый ребёнок развивается в своём темпе. Не расстраивайтесь, если ваш малыш что-то не делает из нашего списка. Возьмите себе на заметку те сферы, которые вызывают у него сложности, и занимайтесь ими в первую очередь.

Математические навыки и логическое мышление

К четырём годам малыш свободно считает палочки, карточки, любые предметы до 5. Может назвать их общее количество (2 стула, 4 ложки), сравнить совокупности (много или мало, меньше ― больше). Владеет навыками порядкового и пальчикового счёта (третий дом, пятый пальчик).

Дети получают представление о новых геометрических фигурах. Помимо треугольника, квадрата, круга и прямоугольника они теперь знают овал и ромб. Могут сопоставить знакомые формы с разными объектами. Дают правильный ответ на вопросы: «На какую фигуру похож дом? На прямоугольник. А крыша? На треугольник. Что ты видишь на свитере? Ромбы».

Развивается пространственное мышление. Малыши усваивают понятия: слева ― справа, низ ― верх, ниже ― выше, посредине. Совершенствуется способность рассуждать и мыслить логично.

К 4 годам дети умеют:

  • определять сходство и отличие, классифицировать предметы по размеру и форме;
  • сравнивать длину, высоту, ширину разных объектов;
  • исключать лишний предмет из группы;
  • складывать пазлы, состоящие из 4―6 частей.

Ребятишки способны к логическим умозаключениям. Что появится после дождика? Лужи, радуга. Что случится, если не смотреть под ноги? Упадёшь, будет больно.

Особенности памяти и внимания

В этом возрасте преобладают наглядно-образный и двигательный виды памяти, запоминание носит непроизвольный характер. Ребёнок помнит, что ему интересно или связано с яркими эмоциями.

Устойчивость внимания ещё невысокая. Детей сложно надолго занять одним делом. При появлении в поле зрения нового объекта малыши часто отвлекаются. Способность сосредоточиться на игре, рассказе, книжке с картинками сохраняется до четверти часа.

Типичные умения и навыки:

  • ребёнок за одно занятие запоминает до 4 новых предметов и не менее 2 слов;
  • умеет воспроизвести несложный ритм и простые движения;
  • помнит названия основных цветов, нескольких дополнительных оттенков;
  • может правильно подобрать карандаши для раскраски или рисунка;
  • кратко пересказывает истории или сказки, события вчерашнего и нынешнего дня;
  • умеет найти до 6 различий между двумя схожими картинками;
  • способен узнать предмет по фрагменту – крыше домика, колесу машинки, вагону поезда;
  • знает и воспроизводит около трёх небольших песенок, считалок, стихотворений;
  • помнит, как зовут близких родственников, называет своё имя и фамилию;
  • может назвать с десяток птиц и животных, овощей и фруктов, узнаёт их изображения.

Развивать память и внимание малыша нужно при каждом удобном случае. Например, во время прогулки, по дороге в магазин, на детской площадке. Эти способности важны не только для учёбы.

Владение речью

К 4 годам в словаре ребёнка насчитывается свыше 1500 слов. Малыш хорошо понимает обращённую к нему речь, отвечает на несложные вопросы. Он способен составлять краткие предложения из нескольких слов. Улучшается дикция, ребёнок старается правильно произносить все звуки, даже трудные свистящие и шипящие.

Дети этого возраста умеют:

  • пользоваться словами с предлогами (за окном, под деревом, в тазике, на качелях);
  • применять обобщающие понятия (игрушки, посуда, одежда и другие);
  • согласовывать разные части речи (большой дом, новая девочка, собаки бегут, кот идёт);
  • описывать картинку 3─4 предложениями;
  • правильно здороваться и прощаться, благодарить, просить разрешения, использовать слова вежливости.

Если ваш ребёнок испытывает трудности с речью, уделяйте больше внимания чтению и обсуждению интересных книжек. Это прекрасный способ обогатить словарный запас малыша.

Пересказывая содержание коротких историй, сказок, он научится правильно употреблять и согласовывать слова. Ваша задача деликатно исправлять речевые ошибки.

Старайтесь чаще разговаривать с крохой, обсуждать события, расспрашивать о том, чем он занимается. Это поможет формированию коммуникативных навыков. В дальнейшем малышу будет легче общаться со сверстниками и отвечать на уроках.

Уровень физического развития

На четвёртом году жизни двигательные навыки, крупная и мелкая моторика малышей активно развиваются. Они лучше владеют своим телом, становятся более сильными и ловкими.

Ребёнок 3–4 лет способен делать многое:

  • Он произвольно меняет темп и направление движения во время ходьбы или бега.
  • Умеет ходить на носках, регулировать ширину шага.
  • Совершает разнообразные действия с мячом. Подбрасывает вверх и ловит обеими руками. Катит или кидает в заданном направлении. Ударяет о пол и стремится поймать.
  • Демонстрирует координацию движений. Сохраняет равновесие при беге, а также стоя на одной ножке, прыгая через небольшое препятствие, шагая по доске или бордюру.
  • Уверенно поднимается и спускается по ступенькам и гимнастической лесенке.
  • Скачет на 2 ножках на одном месте и вперед–назад.

Время физической нагрузки увеличивается. Малыш может 10 минут делать различные упражнения, танцевальные движения. Он осваивает устойчивый велосипед, учится ездить на самокате.

Важный показатель прогресса – уровень развития мелкой моторики. Вам не о чем беспокоится, если малыш владеет следующими навыками:

  • правильно держит карандаши, фломастеры, кисточку;
  • лепит пластилиновые колобки и колбаски, делает колечки (соединяет концы колбасок);
  • рисует разнообразные линии, кружочки, закрашивает картинки в пределах контуров;
  • пытается точно обвести рисунок, что-либо изобразить сам;
  • может делать простую аппликацию, смазывать детали клеем и помещать куда нужно.

Не стоит волноваться, если у малыша не всё получается. Дети развиваются в разном темпе. Многое зависит от типа нервной системы, преобладания активности или усидчивости. Сохраняйте спокойствие, не фиксируйте внимание крохи на неудачах. Ваше терпение и уверенность в успехе передадутся ребёнку и помогут преодолеть трудности.

3-4 года Реклама Статья дня Детский досуг Что делать, если ребенок бездельничает на каникулах Чем занять ребенка в летнее время? Полезно знать Как игры развивают детей: 3 истории. Как играют развитые дети 3-4 лет Ребенок отказывается от еды: что делать? 12 шагов Как отличить детские фантазии от лжи? Как накормить малоежку. Почему нельзя кормить ребенка под мультики Ребенок не хочет спать: 8 причин. Сон ребенка 3 лет и старше Детский сад или развивающие занятия: что выбрать для ребенка 3 лет Чему учить ребенка 3 лет? Вместо букв и цифр – прятки и игры с мячом Возраст упрямства, или О кризисе трех лет Ребенка как подменили. Истерики на ровном месте. Кризис 3 лет или… Как понять, что ребенок играет: 3 подсказки для родителей Почему не получается научить ребенка засыпать самостоятельно? А ваш ребенок в 3 года одевается самостоятельно и режет салат?

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Физическое развитие ребенка в 3 года: что умеет малыш?

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть.

В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты.

Таблицы роста и веса ребенка в 3 года

Всех родителей волнует вопрос каким должен быть вес ребенка в 3 года при нормальном развитии. Ниже представлены таблицы норм веса и роста ребенка к 3 годам, по ним легко сориентироваться и разобраться, есть ли у вашего ребенка недостаток или избыток веса.

Данные отечественных педиатров о физическом развитии ребенка 3 лет

3 года Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 13,0 17,4
Вес девочек, кг 12,5 17,0
Рост мальчиков, см 91,0 102,0
Рост девочек, см 91,0 101,2
Окружность головы мальчиков, см 48,7 52,3
Окружность головы девочек, см 47,6 51,1
Окружность груди мальчиков, см 50,0 55,0
Окружность груди девочек, см 49,1 56,0

Данные Всемирной организации здравоохранения о параметрах физического развития детей в 3 года

3 года Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 11,3 18,3
Вес девочек, кг 10,8 18,1
Рост мальчиков, см 88,7 103,5
Рост девочек, см 87,4 102,7
Окружность головы мальчиков, см 46,6 52,3
Окружность головы девочек, см 45,7 51,3

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Трехлетний малыш умеет отличать предметы по признакам:

  • В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
  • Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
  • Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
  • Трехлетка наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
  • Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
  • Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
  • Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
  • Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Трехлетка легко справляется с небольшими заданиями и занятиями:

  • Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
  • Подражает письму взрослого (имитирует).
  • Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
  • Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
  • Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
  • Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
  • Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке), может составить картинку из двух частей или подобрать мозаику к несложному рисунку.

Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Во что умеет играть ребенок в 3 года: игровые действия и начало ролевой игры

Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (проявляет творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.

  • Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
  • Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
  • Подражает другим детям (в любых играх).
  • Выполняет правила в подвижных играх.
  • Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
  • Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Реклама

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет: какие чувства испытывает ребенок при общении со взрослым?

В этом возрасте ребенок всегда хочет быть хорошим, ждет похвалы и одобрения. Малыш испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог выполнить самостоятельно какое-то дело, а так же проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).

Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

В повседневных делах малыш:

  • Проявляет инициативу, независимость.
  • Любознателен, любопытен.
  • Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
  • Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
  • Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
  • Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду); ожидает от взрослого отрицательной оценки.
  • Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).
  • Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
  • Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
  • Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
  • Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
  • Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
  • Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
  • Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).
  • Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
  • Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
  • Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
  • Проявляет интерес к рисованию, лепке.
  • Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
  • Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
  • Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
  • Огорчается при неумении что-то сделать.
  • Радуется своим умелым действиям, когда получается.
  • Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
  • Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
  • Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
  • Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
  • Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
  • Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
  • Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
  • Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
  • Выражает симпатию к некоторым детям.
  • Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Обратите внимание, именно в этом возрасте уже могут возникать страхи и боязнь темноты.

Как должна быть развита речь ребенка в 3 года

  • Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
  • Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
  • Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
  • Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
  • Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
  • Норма словарного запаса при правильном развитии речи в 3 года — 1500 слов.
  • Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
  • Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.
  • Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
  • Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».
  • В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».
  • По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
  • Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».
  • Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
  • Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
  • Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
  • Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
  • Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».
  • Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
  • Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки ребенка 3 лет: ребенок учится самостоятельно справляться с бытовыми нуждами

В возрасте трех лет ребенок может самостоятельно (или с небольшой помощью взрослого) одеваться и раздеваться, а так же складывать свою одежду перед сном. Малыш становится более самостоятельным и у него уже получается застегнуть несколько пуговиц или завязать (связать между собою) шнурки. И беспорядок в своей одежде уже тоже замечает!

В этом возрасте ребенок уже обычно усваивает правила поведения за столом — не мешает другим, не выходит из-за стола до конца обеда и говорит «спасибо». Ест при этом аккуратно, держа ложку за конец ручки и пользуется салфеткой.

Чему еще научился ребенок к 3 годам?

  • Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
  • Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
  • Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
  • Пользуется носовым платком.
  • Вытирает ноги при входе в квартиру.
  • Регулирует свои физиологические потребности.
  • Говорит «спасибо», здоровается, прощается.

Списки основных показателей развития ребенка для страничек календаря составлены по материалам книги Волосовой Елены Борисовны «Развитие ребенка раннего возраста» издательства «Линка-Пресс».

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий