Содержание
Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Погода в Челябинске стоит прекрасная: тепло, солнечно, появляются первые цветы на клумбах. Такое преображение природы отражается и в тематике занятий с детьми. Представлю краткое описание занятия, которое можно использовать многопланово: как средство стабилизации эмоционального фона ребенка, развития творческих способностей, уверенности в себе, а также оно развивает уважение к труду взрослых, умение бережно относиться к природе. Может быть проведено как индивидуально, так и в подгруппах. Материалы: гафрированная бумага, клей ПВА, ножницы, картон, чай (высушенный), песочница с песком, фигурки людей, цветы. Ход занятия: Ребенку предлагается поиграть в детский сад. Из многообразия домиков необходимо выбрать один – символ детского сада. Затем ребенок “приводит” в детский сад детей – рассказывает кто это и что любит делать, выбирает фигуру воспитателя. В это время территория детских садов активно озеленяется и проблема сохранения цветочных культур актуальна. В такой форме дети младшего дошкольного возраста смогут лучше усвоить культуру поведения и ценность любования цветами. Я как психолог в это занятие вкладываю иной смысл: развиваю уверенность в себе, паттерны социально-приемлемого поведения, просто повышаю настроение ребенка, снимаю напряжение. -Я видела, что в нашем детском саду воспитатели и родители высаживают цветочки, а давай и мы с тобой сделаем клумбу! Ребенок садит цветы, огораживает клумбу заборчиком.
От имени воспитателя проговаривает правила поведения рядом с клумбой. Делаем акцент на том, что МОЖНО (а не то, что нельзя): можно любоваться цветочками только глазками, можно подрыхлить землю, чтобы цветочки хорошо дышали, можно полить цветочки. И тогда на цветочки обязательно прилетят гости! Бабочки! Если мы будем беречь цветы, то сможем увидеть красивых насекомых – бабочек. -А давай ты сам сделаешь цветочную полянку! Ребенок самостоятельно вырезает травку – полосочки бумаги, наклеивает их. Из гафрированной бумаги делает шарики – цветочки и приклеивает их… Затем в белые просветы наносит клей и посыпает сухой заваркой – делает землю. Итог…. Конечно, работа психолога не ограничивается “деланием поделок” – в процессе занятия в зависимости от проблемы мы много говорим. Всегда ребенку важно знать: он умный, сильный, у него ловкие ручки и зоркие глазки – он справится! Пост отправляется в Детскую галерею
Психотерапевтическая работа с детьми требует не только терпения и осторожности, но и использования особых методов. Ведь далеко не все приемы, которые психотерапевты применяют к взрослым, походят и детям. У малышей иной тип восприятия и мышление, они не так реагируют на слово. Дети более эмоциональны, их поведением управляет не разум, а мир чувств.
Арт-терапия: особенности работы с детьми
Данный вид работы с детьми в настоящее время становится одним из самых популярных направлений в психотерапии. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию творческого потенциала. К тому же использовать технику арт-терапии, в том числе и в работе с детьми, могут люди, не имеющие специального психологического образования, например, воспитатели детского сада или родители.
Что такое арт-терапия
Это направление психотерапии, в котором используются средства художественного творчества для коррекции эмоционального состояния человека, их самопознания и общего развития. Существуют два направления арт-терапии, целью которых является гармонизация личности.
- Использование произведений художественного творчества (картин, скульптуры, музыки, художественной литературы и т. д.) для воздействия на психические процессы человека, в первую очередь на эмоциональную сферу. Контакт с выдающимися произведениями искусства может не только создать необходимый эмоциональный фон, но и помочь преодолеть неврозы, фрустрацию, состояние депрессии.
- Занятие различными видами художественного и декоративно-прикладного искусства. Процесс включенности в творчество оказывает очень сильное тонизирующее действие, снимает эмоциональное напряжение, позволяет с позитивной точки зрения взглянуть на мир и создает условия для развития личности.
Оба эти направления давно и активно используются в психотерапевтической практике в работе и со взрослыми, и с детьми. Но в последнее время значительно возрос интерес именно ко второму направлению. Думаю, это во многом связано с тем, что люди, ранее не занимавшиеся творчеством, поняли, насколько позитивно оно влияет на психику. Они-то и становятся активными пропагандистами арт-терапии.
Но это имеет отношение к взрослым, а что касается детей, то художественное творчество всегда считалось благоприятной средой развития личности ребенка и активно использовалось педагогами. Однако детская арт-терапия имеет свои особенности, которые следует учитывать, организуя занятия с малышами.
Арт-терапевтические занятия с детьми: принципы, правила, особенности
Дети обладают гибкой и восприимчивой, но в то же время ранимой психикой. И хоть они более открыто выражают свои эмоции, чем взрослые, часто с малышами сложно установить контакт, они стесняются и замыкаются в себе. А подростки и вовсе могут отказаться рисовать или лепить, так как считают эти занятия несерьезными и не хотят демонстрировать свое неумение. Поэтому занимаясь арт-терапией с детьми, необходимо следовать некоторым обязательным принципам:
- Создать доброжелательную, позитивную обстановку, в которой комфортно даже самым стеснительным и замкнутым малышам.
- Учитывать возрастные особенности и интересы детей при подборе упражнений, техник и материалов.
- Не допускать негативных оценок результатов детского творчества. Если ребенок вместо осмысленного рисунка зачеркал лист хаотичными линиями, то этот хаос в душе малыша, и психолог должен помочь маленькому пациенту с ним разобраться.
- Поощрять и хвалить любое проявление творчества, стараясь поддерживать каждого участника сеанса арт-терапии, и находить в любой поделке или рисунке что-то важное, значимое, индивидуальное.
- Организовывать занятия таким образом, чтобы у детей формировалось позитивное, доброжелательное и уважительное отношение к работам других; не допускать злой критики и насмешек – дети часто бывают жестоки.
Несомненно, работать с детьми сложнее, чем со взрослыми, но и отдача в случае успеха намного больше.
Цели и задачи детской арт-терапии
Главная цель арт-терапевтической практики – создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка. Процесс взросления, адаптация малыша к социальному миру всегда связаны с психологическими проблемами и трудностями. Они вполне естественны, но часто для ребенка являются источником негативных эмоций, страхов и стресса. Арт-терапия – это наиболее щадящая методика подготовки детей к возрастным кризисам и преодоления их последствий. И вообще, она способствует развитию малышей и помогает педагогам и родителям решать целый комплекс задач:
- преодоление фобий, комплексов, неуверенности в себе и замкнутости;
- развитие эмоциональной сферы ребенка;
- формирование позитивного эмоционального фона, создание условий для релаксации и избавление от последствий стрессов;
- развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи;
- раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к творческим видам деятельности;
- формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других.
Особо следует сказать о совместных занятиях родителей и детей. Сейчас в рамках арт-терапии распространяется практика организации такого творческого взаимодействия. Оно необычайно полезно и важно для развития малышей. Когда ребенок видит в своих родителях не просто строгих взрослых, а единомышленников, увлеченных общим делом, его отношения с ними переходят на совсем иной уровень. Это отношения не подчинения, а партнерства, взаимной заинтересованности и уважения. Подобные взаимоотношения с родителями – основа дружбы и доверия, которые продлятся всю жизнь, и никакой кризис подросткового возраста не помешает этой дружбе. Поверьте, я знаю это на собственном опыте.
Техники и упражнения арт-терапии для детей разного возраста
Заниматься различными видами художественного творчества можно с раннего детства, разумеется, выбирая подходящие техники и проводя упражнения в игровой форме.
Занятия с детьми 2-4 лет
В этом возрасте есть несколько ключевых моментов, которые стоит учитывать при организации занятий. В первую очередь это касается развития разных способностей малыша:
- эмоциональной сферы;
- мелкой моторики руки;
- речевой деятельности.
Включение данных сфер в творческую деятельность благотворно влияет на их состояние и развитие. Эмоции малышей тесно связаны с восприятием, в том числе зрительным и тактильным. Поэтому можно посоветовать больше внимания уделять работе с красками, карандашами, пластилином, цветной бумагой.
Для занятий лучше отбирать материалы ярких цветов, предпочтительно теплых. Известный исследователь психологии цветовосприятия Б. А. Базыма называл оттенки желтого, оранжевого и красного «цветовыми витаминами», необходимыми для нормального развития малышей. В качестве дополнительных можно использовать нежно-зеленые, салатовые, голубые, бирюзовые цвета.
Упражнение «Ладошки»
Для этого упражнения вам потребуется лист бумаги, пальчиковые краски и цветные карандаши. Попросите малыша сделать на бумаге отпечаток ладошки. Если пальчиковых красок нет, то ручку ребенка можно просто обвести по контуру, а потом предложить раскрасить ярким цветом.
Полюбуйтесь вместе с малышом на отпечаток. Спросите, на что он похож? Во что ребенок хотел бы превратить свою ладошку? Можно, например, на каждом пальчике нарисовать цветочек, превратив ладошку в букет, или на большом пальце изобразить голову петушка, тогда остальные станут перьями крыла.
Старайтесь, чтобы ребенок рисовал и рассказывал самостоятельно, лишь изредка помогая ему, подсказывая, но не подавляя инициативу. Сочините вместе с ним историю про того персонажа, что получился. Можно нарисовать и других птичек или рыбок, чтобы получилась целая картина. Если занимается несколько детишек, то хорошо будет сделать и коллективную работу.
Занятия с детьми 4-6 лет
Эти детки уже взрослее, у них лучше координация движений, они более самостоятельные. И главное, активно используют образное мышление и воображение, не зря же этот период называют возрастом фантазеров.
В занятиях арт-терапией с ребятами 4-6 лет можно уже использовать сочетание нескольких техник, что будет способствовать их творческому развитию. Арт-терапия в этот период уже часто применяется для работы со страхами, тревогами, внутренними проблемами малышей, и занятия помогают их преодолеть.
Очень важно с детьми этого возраста активно использовать речевую деятельность, побуждая их проговаривать свой страх и выносить его за пределы сознания, тем самым избавляясь от него. Эту же функцию выполняет и рисование.
Упражнение «Маленький сказочник»
Сказка – это та область, в которой малыш может представить свой страх и избавиться от него, найдя выход из сложной ситуации. Конечно, на первых порах ребенку потребуется помощь взрослых.
Одним из распространенных детских страхов является боязнь потеряться, заблудиться, остаться одному. Поэтому в придуманных ими сказках часто герой (мальчик, котенок, щенок и т. д.) оказывается в этой выдуманной ситуации. Помогая малышу придумывать сюжет и приключения героев, направляйте мысль ребенка к решению проблемы. Ведь сказка должна иметь хороший конец, герой должен найти свой дом, родителей, друзей, и в итоге все должны быть счастливы.
На первых порах сочинение сказок с детьми имеет форму направляющих вопросов педагога и ответов ребенка. Например:
- О ком у нас будет сказка? Может, о котенке? Или о щенке? Или о мальчике?
- Как его зовут?
- Где он живет?
- Что с ним случилось?
- А дальше что произошло?
- Кто ему помог?
Обратите внимание, что в сказке должен быть конфликт или приключение, когда герой попадает в сложную ситуацию, а ребенку необходимо придумать выход из этой ситуации.
Сначала могут возникнуть сложности, ведь придумывать сказки – непростое дело. Но потом дети увлекаются и обязательно порадуют вас чудесами своей фантазии. Главное – проявить терпение и готовность помочь.
Нарисованная иллюстрация к придуманной самостоятельно сказке – очень позитивный момент. Визуализация персонажей помогает проявлению детского воображения. Поэтому будет лучше, если ребята станут не только придумывать героев и приключения, но и рисовать их. А с каким восторгом они встречают «настоящие» книжки со своими рассказами и иллюстрациями!
Занятия с детьми 7-10 лет
Для ребят этого возраста характерно развитие пространственного мышления и увлечение разными видами конструкторской деятельности. Девочки с энтузиазмом рисуют и обустраивают в тетрадках домики для кукол, а мальчики – роботов, машины и космические корабли. Организуя занятия арт-терапией, нужно учитывать эти увлечения.
Упражнение «Город будущего»
Предложите детям нарисовать (слепить из пластилина, склеить из цветной бумаги) фантастический город будущего. Большинство детей (так же, как и взрослых) испытывают затруднения, если необходимо что-то придумать самостоятельно. Поэтому сначала стоит с ребятами обсудить, что бы они хотели увидеть в этом городе будущего. Обсуждение сыграет и психотерапевтическую роль, заставив освободиться от робости и нерешительности, подтолкнув фантазию. Проговаривая, дети лучше представляют и визуальную картину, понимают, что и как хотели бы нарисовать.
Рисуя, дети не только демонстрируют свои творческие способности, но и осмысливают свои мечты, ожидания, жизненные идеалы. После того как рисунок закончен, нужно обсудить его, похвалив каждого участника занятий, отметив что-то оригинальное, интересное, необычное в рисунке. Обязательно расспросите, для чего были изображены те или иные детали, почему выбраны эти цвета, кто живет в этом городе и т. д.
Занятия с детьми 11-15 лет
Подростковый возраст сложный, и ребята не всегда охотно идут на контакт с психологом, особенно если попросить их что-то нарисовать или слепить. И сказки придумывать их заставить непросто, хоть можно, конечно, найти нужные стимулы. Поэтому психологу стоит серьезно подумать, как заинтересовать подростков и в то же время постараться не ставить в неловкое положение тех, кто не чувствует в себе способностей к художественному творчеству. Одним из таких упражнений, одинаково эффективным как для взрослых, так и для детей, является «Игра в каракули».
Упражнение «Игра в каракули»
Эта техника придумана английским детским психиатром Д. Винникоттом. Она позволяет не только выявить внутренние проблемы и конфликты человека любого возраста, но и помочь ему их преодолеть. К тому же «Игра в каракули» способна увлечь даже самых скептически настроенных и упрямых подростков.
Для выполнения этого упражнения понадобится только чистый лист бумаги и ручка. Нужно предложить подростку нарисовать любые каракули, зигзаги, короче, как угодно перепутанный клубок линий. Лучше это делать с закрытыми глазами.
А затем попросите ребят открыть глаза и внимательно рассмотреть свои каракули. Спросите: какие образы они смогли увидеть? Попросите их обвести контуры фигур, возможно, что-то добавить или заштриховать. В случае необходимости помогите детям рассмотреть нечеткие образы и сделать их более завершенными.
Это лишь примеры упражнений, которые можно проводить с детьми в рамках арт-терапии. Но методика эта не только разнообразная, эффективная, но и удобная. Каждый способен придумать собственные упражнения и внести в занятия что-то свое. Более того, арт-терапия способствует творческому развитию не только детей, но и тех, кто ей занимается – педагогов и родителей. Попробуйте, и вы не пожалеете.
- Учителю
- Конспект занятия по ИЗО с элементами арт-терапии
Автор публикации: Остапенко С.А. Дата публикации: 09.12.2016 Краткое описание: _adv-prepod-top.html –> предварительный просмотр материала Конспект занятия по ИЗО с элементами арт-терапии. Класс – 5 «Б» Тема: Волшебный мир красок. Цель: Познакомить учащихся с нестандартными техниками рисования, особенностями выполнения. Задачи: Обучающие: Формирование навыков изображения животных и растений кистью рук, пальчиками и применение их на практике. Развивающие: Совершенствовать способности образного мышления и представления выделять общее и различное. Развитие творческих способностей. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе. Задачи арт-терапии: С помощью изобразительного искусства научить детей выражать свои чувства и сформировать у них позитивное мировосприятие. Снятие психоэмоционального напряжения, излишнего возбуждения детей. Оборудование: Для учащихся: Альбомы для рисования, простой карандаш, ластик, гуашь. Для учителя: Мультимедийная презентация «Что такое арт-терапия», компьютер, экран, лист бумаги формата А3, простой карандаш, ластик. Ключевые слова: арт-терапия, План занятия: Просмотр презентации «Что такое Арт -терапия». 5 мин 3 Арт-терапия: выполнение специальных упражнений. 2 мин 4 Практическая часть: Просмотр слайдов «Удивительные животные и птицы». Определение последовательности выполнения работы. Творческая работа Физминутка 27 мин 6 Подведение итогов: Экспресс-выставка Рефлексия 5 мин 1. Организационный момент Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем с вами необычное занятие. А почему оно необычное вы поймете позднее. Внимание на экран! (слайд №1) Тема нашего занятия связана с фотографиями на слайде. Здесь и вопрос, и ответ одновременно. Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь? (о здоровье). А точнее, ребята, как сохранить свое здоровье с помощью изобразительного искусства. «Здоровье – дороже золота» – говорил знаменитый поэт Уильям Шекспир (слайд№2), а врачи считают, что наше здоровье в наших руках. Правы ли они? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы учащихся) 2. Беседа «Наше здоровье в наших руках». Просмотр мультимедийной презентации «Что такое Арт-терапия» Полезные советы (слайд №3) Тема занятия «Волшебный мир красок» с элементами арт-терапии. Арт-терапия означает – лечение искусством (слайд №4). С помощью арт-терапии мы научимся снимать психоэмоциональное напряжение, излишнее возбуждение. И даже тот, кто думает, что не умеет рисовать, используя простые приемы, получит настоящее произведение искусства. У нас на доске два смайлика: желтый – веселый, зеленый грустный. Ребята, поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение (учащиеся поднимают руки, учитель записывает на доске, напротив желтого смайлика количество детей), а теперь кому сейчас грустно (запись числа напротив зеленого смайлика) Проверка готовности к занятию. Ребята, давайте проверим все ли у нас готово к занятию. Альбом, краски готовы? (ответ детей: – «Готовы!»). А наши руки, глазки? (Дети: – «Готовы!») Но этого мало, ребята. Чтобы хорошо усвоить материал нужно? (внимательно слушать учителя). Правильно! Чтобы внимательно слушать, нам необходимо сосредоточиться. И помогут нам в этом специальные упражнения. 3. Упражнение для сосредоточения: Стоя держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза. 3. 1. Упражнения для воображения… Прежде чем Вы приступите к работе ….. Я попрошу Вас закрыть глаза и представить сказочно красивую поляну, на которой гуляют самые разные животные, птицы, летают бабочки. Роскошные павлины не бояться тигров, а жирафы достают с облаков капельки воды. А теперь глубоко вздохнули, почувствуйте свое вдохновение, оно уже ждет вас. Медленно выдохнули. Открыли глаза. 3.2. Упражнение для снятия стресса, концентрации внимания) Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации. 4. Практическая часть: Просмотр слайда №5 Художница Judith Ann Braun рисует исключительно пальцами. Получается довольно интересно и своеобразно. (слайды № 6,7), «Удивительные животные и птицы» выполненные кистью рук. Мне нужен один смелый доброволец, который поможет мне создать необычный рисунок. (Ученик выходит к доске и вместе с учителем выполняют рисунок-фантазию на листе А3, прикрепленном на доске). Определение последовательности выполнения работы. Ребята, обратите внимание на слова, которые написаны на доске: «Фантазировать, осознать, суметь» Ребята, мы с вами фантазировали, осознали, как можно сделать самим. Теперь остается суметь. Приступаем к работе! (Звучит музыка) Выполнение рисунка-фантазии учащимися в альбомах. 5.Физминутка. Учитель проговаривает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют учащиеся. Мы на пальцы поднялись, Подняли вверх руки, А теперь мы от Земли Отталкиваем тучи. Ну – ка, тучи, все домой Быстро уходите. А ребята – за столы, К работе приступите. Учащиеся заканчивают работу. 6. Рефлексия. Подведение итогов. Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось. Давайте вспомним, как мы это делали: 1. «Фантазировали» – ловили вдохновение, 2. «Осознавали» – учились выполнять, последовательность, т.е. «как» 3. «Умели» – т.е. делали. Народная пословица гласит «Глаза бояться, а руки делают». Каждая из ваших ладошек уникальна, неповторима и не похожа на другие. Каждый пальчик в единственном экземпляре на нашей планете. Нет одинаковых отпечатков пальцев. Каждый из вас своим сердцем, умом, руками чувствовал самого себя и переложил эти чувства на белый лист. Рисунок-фантазию, который вы создали – это произведение искусства, благодаря которому вы подняли настроение себе и окружающим, а значит, улучшили свое здоровье. У нас на доске ждут результата занятия наши помощники – смайлики. Давайте проверим свое настроение. Учитель записывает результаты на доске. 7. Ребята, внимание на слайд №8 «Продолжи фразу: Сегодня я узнал….. Было интересно …. Теперь я могу…. Было трудно…. Знания, полученные сегодня, мне пригодятся….. Вывод: С помощью простых приемов и упражнений мы научились поднимать настроение себе и другим, а значит улучшать свое здоровье. Моя ладонь уникальна, как и я сам. Мое здоровье в моих руках! 8. Экспресс-выставка рисунков. 9. Учитель. И заключительное упражнение «Ленивые восьмерки», которые помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине: Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо- вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой. Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза. Заключительное слово учителя. Ребята, каждый из вас сегодня чувствовал, фантазировал, созидал. В результате чего получились замечательные рисунки и хорошее настроение. Молодцы, ребята! Литература: М.А.Давыдова «Поурочные разработки по ИЗО (физпауза) www.mircitaty.com/o_zdorowje.html millionstatusov.ru/aforizmy/zdorove.html</</span> nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2011/02/18/urok-izo-s-elementami-art-terapiiplenitelnoe . Содержание
Творческая деятельность, как и искусство, оказывает положительное влияние как на взрослого человека, так и на ребёнка. Поэтому для работы с дошкольниками и подростками психологи используют такой метод работы, как арт-терапия. Его популярность растёт с каждым днём, а результативность не прекращает удивлять родителей и детей.
Арт-терапия для детей
Что такое арт-терапия?
Арт-терапия в переводе с английского языка – «лечение искусством». Для малышей и взрослых арт-терапия представляет собой некий комплекс особых методик и упражнений с использованием творческих видов работы. Эти методики применяют для оздоровления и коррекции психологического состояния.
Впервые арт-терапия с детьми была применена в США после Второй мировой войны. Тогда этот метод использовали для диагностики и выявления проблем у детей, которых вывезли из концлагерей. Сегодня арт-терапия не только не потеряла свою популярность, но и получила куда более широкое применение. С развитием психологической практики прогрессировали методы работы с людьми, которые нуждались в коррекции своего психологического состояния.
Задачи детской арт-терапии
Как известно, левое полушарие отвечает за логическое мышление. Правое служит пусковым механизмом для процессов, которые помогают подлинно выразить чувства и переживания с помощью искусства и творчества. Занятия арт-терапией с детьми позволяют синхронизировать работу обоих полушарий. И в итоге совместная работа полушарий мозга будет направлена на то, чтобы осознать и исправить внутренние проблемы, страхи, комплексы и другие отклонения в психологическом равновесии.
Детская арт-терапия применяется для достижения следующих целей:
- Диагностировать психологические проблемы ребёнка.
- Наименее безболезненным способом вывести наружу подавленные эмоции, чувства и мысли.
- Усилить эффективность осуществляемой психотерапии.
- Научить ребёнка концентрироваться на ощущениях и чувствах.
- Облегчить процесс установления контакта с ровесниками и окружающими людьми.
- Развить творческие способности.
- Развить навык самоконтроля.
- Повысить самооценку.
Арт терапия в работе с детьми
В современном мире детская арт-терапии применяется не только психологами. Во многих детских садах и школах этот метод психологической помощи применяется как часть методической программы для развития ребёнка и формирования его личности. Стоит помнить, что при работе с агрессивными детьми могут возникать некие трудности: ребёнок может проказничать, ломать что-то, рвать. Однако это вовсе не значит, что арт-терапия не сможет им помочь. Просто агрессия требует немного больше времени для коррекции.
Разновидности арт-терапии
Благодаря своему активному развитию, методы арт-терапии для детей сумели охватить практически все аспекты искусства и деятельности, имеющей отношения к творчеству. Большая их часть применима для детей разных возрастов. Главное, правильно применить ту или иную технику в зависимости от возраста детей.
На сегодняшний день широкое распространение получили следующие виды арт-терапии:
- Изотерапия.
- Цветотерапия.
- Библиотерапия.
- Данс-терапия.
- Музыкотерапия.
- Терапия с использованием ткани.
- Драматерапия и др.
Обилие видов арт-терапии подтверждает то, что лечение искусством необычайно универсально и результативно.
Разновидности арт-терапии для дошкольников
Изотерапия
Изотерапия направлена на то, чтобы помочь ребёнку показать свои настоящие эмоции и чувства, побороть страх или познать что-то новое. Во время изотерапии взрослый просит ребёнка создать рисунок на заданную или свободную тему. Специалист внимательно следит за за тем, что рисует ребёнок и какие эмоции он испытывает в этот момент. После рисования ребёнок описывает, что он изобразил.
Изотерапия — тест «Моя семья»
Монотипия
Монотипия – техника рисования с помощью отпечатков. Для её исполнения понадобятся краски (акварель или жидкая гуашь), чернила, тушь и гладкая поверхность, которая не впитает в себя краску. В качестве такой поверхности могут быть использованы пластиковые предметы, линолеум, бумага с плотной глянцевой поверхностью.
Монотипия – « история одного отпечатка»
На поверхность наносится рисунок из пятен, линий или нечто иного. После этого к рисунку прикладывают лист бумаги. В результате получается зеркальный отпечаток рисунка. Лист бумаги с отпечатком дают ребёнку. Его задача – описать те образы, которые он увидел на отпечатке.
Каракули
Его этого упражнения очень проста – ребёнку даётся лист бумаги и фломастер, ручка или краски, карандаши. Задача малыша – не думая о конечном результате, сотворить на листе клубки линий. Уже после того, как линии сплелись в свой причудливый узор, ребёнок рассматривает то, что получилось, описывает увиденные им образы. На этой стадии можно дополнить свою работу, уточнив контуры, образы или заштриховать в какие-то участки.
Песочница
Песочная терапия в детском саду – широко распространённая методика. Для её применения достаточно иметь ящик с песком или же полноценную песочницу. Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка. Результаты игры с песком нельзя интерпретировать. Воспитателю нужно наблюдать за процессом, а не руководить им. У ребёнка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет трансформировать её и направить на развитие и обучение.
Песочная терапия в детском саду
Музыкотерапия
Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности. Наиболее часто используемые упражнения – хлопки и постукивание в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игра на различных инструментах. Музыкотерапия ориентирует педагога и детей на взаимное сотрудничество, на интеграцию различных видов деятельности.
Танцевальная терапия
Терапия с помощью танца – групповая арт-терапия с детьми, которая направлена на борьбу с комплексами и помощь в установке социальных контактов. Применение этого вида арт-терапии по рекомендации психотерапевта позволяет побороть комплексы и научиться выражать свои эмоции и переживания посредством движений тела.
Танцевальная терапия с детьми
Сказки
С дошкольниками можно эффективно работать, используя сказкотерапию, преследуя терапевтическую коррекционную цель. Суть этой техники состоит в том, что с детьми в виде сказок проигрываются различные ситуации из повседневной жизни. На сегодняшний день психологи и психотерапевты могут применять в своей работе следующие разновидности сказок:
- Психокоррекционная сказка. В таких сказках освещается конкретная проблема, которая гложет малыша. Выполняя эту задачу, важно помнить, что ситуация в сказке не должна полностью совпадать с историей ребёнка. В ходе рассказа ребёнку необходимо принимать решения или делать выбор. Это и поможет решить существующую проблему.
- Авторская художественная сказка. Этот вид сказки может высветить самые различные проблемы и вопросы. Таковым может быть проблема воровства или же отношений с родителями и многое другое.
- Сказки о превращении. Наиболее распространённым направлением применения этой разновидности сказок является коррекция деткой самооценки.
- Сказки-страшилки. Психологами они используются для того, чтобы оказать сопротивление боязням, фобиям, детским страхам. Рассказывать их необходимо с протяжной интонацией и «страшным» голосом. Стоит помнить, что конец такой сказки должен быть смешным.
Сказкотерапия подходит и маленьким, и взрослым
Игротерапия
Терапия играми используется для того, чтобы усилить прогресс личностного развития малыша, убрав его трудности социального и психологического характера. Посредством работы с игрушками ребёнок создаёт модель ситуации, выражает свои глубинные переживания относительно этой ситуации и находит из неё выход.
Арт-терапия для подростков
Подростковый возраст является одним из сложнейших периодов в становлении личности человека. В пору полового созревания могут появиться и получить своё продолжение многие проблемы психического или психофизического характера. Именно поэтому психологи рекомендуют уделять этой возрастной категории детей усиленное внимание и работать с ними интенсивнее.
Арт-терапия для подростков
Значение арт-терапии для подросткового возраста
Для того чтобы сохранить и укрепить психическое здоровье подростка, рекомендуется использовать гибкие методики терапии. Применять арт-терапию для подростков с девиантным поведением необходимо, поскольку её методики максимально соответствуют понятию гибкости. Например, при помощи раскрашивания можно успокоить нервы, а поделки снизят уровень агрессиии и помогут отпустить тревожную для ребёнка ситуацию.
С помощью предложенных специалистами методик и упражнений можно повысить самооценку, избавить подростка от негативных мыслей и эмоций, побороть комплексы, стресс и фобии, укрепить память и развить мыслительные процессы.
Формы работы с подростками
На сегодняшний день известны две формы арт-терапии в работе с подростками:
- индивидуальная;
- групповая.
Как показывает практика, групповые виды упражнений оказываются более полезными и результативными, чем индивидуальные занятия. Групповая арт-терапия для детей и подростков обладает следующими преимуществами:
- Развивает умение слушать окружающих.
- Развивает способность оказать поддержку.
- Помогает совместно решать проблемы коллектива.
- Помогает сформировать положительный семейный опыт.
- Даёт возможность подростку ощутить свою независимость.
Правильно применённые методы и техники арт-терапии позволяют гарантировать такие процессы, как принятие себя и своей индивидуальности, развитие творческих способностей и развитие многих полезных социальных навыков.
Арт-терапия детей и подростков
Современная арт-терапия может быть использована в качестве профилактики подростковой депрессии, которая достаточно опасна при становлении личности человека.
Упражнения для групповой работы
Для устранения у подростков депрессии и прочих проблем используются различные упражнения. Из этого разнообразия можно выделить упражнения, которые пользуются наибольшей популярностью, и, соответственно, приводят к хорошим результатам.
Сотворение мира
Задача каждого участника группы – придумать свой мир, страну или государство и изобразить его на бумаге. После того как все рисунки будут закончены, необходимо презентовать свой рисунок. В презентацию мира входят:
- Описание населения.
- Описание деятельности населения.
- Описание традиций и культуры.
- Представление законодательной базы.
- Изображение герба и флага.
Настроение
Подросткам в группе необходимо нарисовать то настроение, в котором они пребывают в данный момент времени. Руководитель следит за тем, что изображает каждый участник группы. Если на рисунке изображено что-то негативное, то ведущий просит взять ещё один лист и нарисовать то, что могло бы исправить ситуацию. Когда все рисунки выполнены, группа занимается их совместным обсуждением.
Арт-терапия и настроение
Моё любимое животное
Участники группы должны изобразить себя в виде того животного, которое они любят больше всего. Когда рисунки закончены, их показывают остальным участникам группы, интерпреитируют, описывают. Ведётся обсуждение.
Заключение
Арт терапия – современное направление в психологии, которое позволяет решить большую часть существующих проблем детей и подростков. Одной из таких проблем может быть невроз. Широкое разнообразие упражнений арт-терапии позволяет использовать их и в детсадах, и в школах, дома. А также этот вид психологической коррекции может быть элементом программы, которую использует детский летний лагерь.
На сегодняшний день существует множество различных упражнений для детей разных возрастов. В некоторых странах для поддержания психического здоровья детей арт-терапия обязательно должна сопровождать процесс обучения.
ли со статьей или есть что добавить?