Маленькие сказки для расширения словарного запаса детей 3 — 4 лет — Развитие речи — ЛОГОПЕД ДОМА

Содержание

Стол для песочной терапии

Развивающие занятия для детей 3 лет. Для создания домашней песочницы потребуются следующие приспособления:

пластиковый или деревянный водонепроницаемый ящик (рекомендуемые размеры: 70см*50см*8см).

  • Стенки ящика нужно окрасить или оклеить пленкой в голубой цвет, а дно ящика – в синий; если проще, то для этих целей можно приспособить и хозяйственный пластмассовый поддон; чистый песок, его можно использовать как в сухом такт и во влажном состоянии;
  • набор небольших фигурок, символизирующих людей, животных, транспорт, различных героев – добрых и злых;
  • природные предметы – камешки, ракушки, веточки, шишки;
  • буквы и цифры, геометрические фигуры.

Игры с песком

Первое, что мы делаем — знакомим ребенка с песочницей. Нужно рассказать, что голубая стенка – как небо. Песок — это земля, а если сделать углубление, то появится синее дно – это озеро или река.  Дать ребенку время поэкспериментировать с ландшафтами поиграть фигурками, самостоятельно пофантазировать.

Игры с песком: можно поместить в ящик фигурки животных, научить ребёнка как они называются, какие звуки издают;

Играя с песком можно:

  1. рисовать на песке различные узоры, создавать композиции с камешками и ракушками, природным материалом; можно рисовать под классическую музыку, придумывая для нее свой узор;
  2. писать цифры и буквы, учить их названия и написания;
  3. играть в крестики-нолики;
  4. строить домики для героев и проигрывать сюжеты сказок или придумывать истории;
  5. изучать разные страны, материки, характерную для них растительность и животных;
  6. совершить путешествие, например, на Северный полюс, сделав запас соли, или ваты для снега;
  7. играть в фантастические игры, создавая в песочнице жизнь существ других планет, лунный ландшафт,
  8. считать предметы, сравнивать, строить логические умозаключения (больше или меньше или равно);
  9. учиться ориентироваться: что такое — сверху, снизу, справа, слева.

И многое другое.  Как видите, кроме традиционных, вам известных, существует много развивающих игр для 3-летних малышей. Делами ребёнка нужно интересоваться искренне, не жалеть времени на прогресс его умений.

Психологами и педагогами дошкольного воспитания и развития детей доказано, что ведущая роль в развитии детей 3-х летнего возраста отводится двигательно-осязательному, сенсорному восприятию.

Поэтому для общего развития ребенок должен больше контактировать с различными предметами –  своими игрушками, правильно выбранной кухонной посудой, разными продуктами и безопасными домашними предметами.

Следишь за своим здоровьем и красотой? Рецепты здорового питания на каждый день читайте ЗДЕСЬ!

Родителям необходимо больше гулять с ребенком, играть в соответствующие возрастному развитию ребенка игры, прослушивать детскую музыку, развивать крупную моторику – подвижными играми, а мелкую моторику – детским творчеством, рисованием и лепкой, песочной терапией. А самое главное – постоянно разговаривать со своим ребенком, рассказывая про удивительный мир вокруг, показывая как можно действовать, а как нельзя, приобщая ребенка к общим жизненным правилам.

Здоровья Вам и Вашим детям! Наталья Белокопытова.

Содержание

Детские стихи для развития речи. Каждый ребёнок развивается и знакомится с окружающим его миром при помощи речи. С месячного возраста у малышей начинается подготовка к произношению звуков. На первоначальном этапе они демонстрируют это гулением, следующий шаг уже сопровождается произношением слогов. Когда ребенок четко научиться говорить слоги, он будет стараться складывать их в слова. После этого у детей формируется навыки к соединению слов в виде словосочетаний и предложений. Способность малыша говорить развивается, благодаря чтению и разучиванию им детских стишков. Рифма помогает деткам легче воспринимать и лучше запоминать стихотворения.

Развитие речи детей дошкольного возраста: лекция

  1. Задачи речевого развития и воспитания дошкольников
  2. Развитие речи ребенка с рождения до школы
  3. Развитие речи ребенка с рождения  от 0 до 6 месяцев
  4. Развитие речи ребенка с рождения  с 6 месяцев до 1 года
  5. Развитие речи ребенка в 1 год
  6. Развитие речи ребенка в  2 года
  7. Развитие речи ребенка в 3 года
  8. Развитие речи ребенка в  возрасте 4–5 лет
  9. Развитие речи ребенка в  возрасте 5–6 лет
  10. Развитие речи ребенка в  возрасте 6-7 лет

Скачать лекцию

Скачать лекцию «Развитие речи у детей дошкольного возраста» можно ЗДЕСЬ

Задание для слушателей

  1. Изучить содержание лекции «Развитие речи ребенка дошкольного возраста»
  2. Заполнить таблицу в тетради и сдать на проверку:

Таблица: Развитие речи ребенка дошкольного возраста

Возраст ребенка Речевые нормы: что должен уметь Приемы развития речи
     
     

Для ребёнка в 1 год

Малышей в возрасте одного года начинают учить, какие звуки издают животные, их повадкам, движениям. Лучше всего рассказывать это в стихотворениях. Детских стишков о животных существует великое множество.

Ёж

Вот идёт колючий ёж

Он на ёлочку похож

Все грибочки ёж собрал

И домой он зашуршал.

Рассказывая первое предложение, изображают, как ходит ежик: топают ногами по кругу. Во время проговаривания второй строчки — поднимают руки с растопыренными пальцами вверх. Третья строчка сопровождается наклонами: показывают, как собирают грибы. Для изображения последнего действия: ходят и при этом шуршат ногами.

Читайте также статью: «СТИХИ КО ДНЮ МАТЕРИ «

Мышка

Мышка в норку забежала

(при этом складывают руки вместе, пробегают по кругу и садятся),

Рядом кошку увидала

(ручки на голове, изображая кошачьи ушки).

— Ой! Ой! Ой сказала мышка. —

Я боюсь

(обнимают себя руками).

— Не трусь, малышка!

Будем мы с тобой дружить,

Песни петь и суп варить.

Для ребёнка в 2 года

Детские стихи для развития речи. С 2 лет деткам можно читать логопедические стихотворения. Они замечательно тренируют произношение определённых звуков, закрепляют уже четко поставленные буквы и слоги. 2 года — подходящий возраст для обучения ребёнка таким стишкам.

Кошка — мошка

На окно уселась кошка

Хочет скушать мошку кошка

Кошка мошку лапой — хвать

Где же мошка? Не видать.

Куча — туча

Ветер с моря гонит тучу

Мы сгребаем листья в кучу

Туча в небе дождевая

Куча мусора большая.

Печка — речка

Затопил хозяин печку

Лягушонок прыгнул в речку

Разгорелся уголь в печке

У лягушек домик в речке.

Веселые логопедические стишки для детей

Для ребёнка в 3 года

Малышам от трех лет подходят стихотворения, которые легко воспринимаются на слух и достаточно понятные. Они должны учить ребёнка произносить правильно звуки, которые малыш ещё не умеет. Прочитав один стишок своему чаду, родители могут задавать вопросы по прочитанному. Ребёнок должен принять, о чем это стихотворение, сделать определённые выводы. На досуге близкие члены семьи малыша могут самостоятельно сочинить коротенькие четверостишия и проводить с ним занятия.

Пример стишков для развития речи детям в 3 года.

Самолёт

Самолёт летит,

Самолёт гудит:»У-у-у!

Я лечу, лечу, лечу-у-у-у!

Полечу, куда хочу-у-у-у!»

Нужно ли делать прививки ребенку: читайте в нашей статье ЗДЕСЬ

Овощи

Слушай сказку, не скучай

Да ошибки примечай.

Любит овощи внучок:

Грушу, яблоко, лучок

И морковку, и лимон —

С овощами дружит он.

Ёжики смеются

У канавки две козявки

Для ребёнка в 4 года

Зима

«КАК УКРЕПИТЬ ИММУНИТЕТ РЕБЕНКА» читайте ЗДЕСЬ

Муравейник

Сапожки

Веселая песенка для развития речи с движениями

Для ребёнка в 5 лет

Родители должны знать, что их карапузик в пятилетнем возрасте не будет заострять собственный интерес на каком — либо одном объекте. На этом основании, при выборе стихотворений, следует остановиться на произведениях, в которых употребляется понятные ребёнку вещи. Если требуется выучить стишок, он должен быть коротким и простым.

Где чей дом?

Физминутки в детском саду

Конь

Кошкин дом

Для ребёнка в 6 лет

Детские стихи для развития речи. Одним из главных аспектов для малыша — его семья. Детям в шесть лет очень хорошо подойдут стихи на эту тему. Благодаря этим произведениям, ребёнок понимает и осознает, что правильнее всего ценить и любить в жизни, учиться правильно расставлять приоритеты. Дошкольникам будет приятно зачитать тёплое и трогательное произведение своим близким членам семьи.

Папа

Как правильно развивать ребенка физически пока он маленький?

Деткам в этом возрасте не менее интересны будут загадки про членов семьи.

Очень актуальная тема для детей в шесть лет — прощание с детским садом.

До свидания, детский сад!

Как подготовить ребенка к школе? Что делать? Как заниматься?

Для ребёнка в 7 лет

Месяцы

Буква А

Единица

Рвутся в бой за одного.

Не знаете, что можно приготовить на стол в детский праздник? Читайте в нашей статье «ЧТО ПРИГОТОВИТЬ РЕБЕНКУ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Дни недели

Вот неделька, в ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

Назовётся ПОНЕДЕЛЬНИК.

ВТОРНИК — это день второй,

Он стоит перед средой.

А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,

Шапку носит набекрень.

Пятый — ПЯТНИЦА — сестрица,

Очень модная девица.

А в СУББОТУ, день шестой

Отдыхаем всей гурьбой

И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Назначаем днём веселья.

В понедельник я стирал,

А во вторник подметал.

В среду с мёдом пёк калач,

А в четверг играл я в мяч,

В пятницу посуду мыл,

А в субботу торт купил

В воскресенье отдыхал,

Сказки добрые читал.

Смешные конкурсы для детей: смотрите ЗДЕСЬ!

Стихотворения вырабатывают у ребенка правильное произношение букв и слов, способствуют увеличению словарного запаса, расширению кругозора. Если малыш с ранних лет начинает рассказывать стихи, развиваться он будет намного быстрее. В дошкольных учреждениях в воспитательную программу обязательно включено прочтение произведений в стихотворной форме.

Наталья Белокопытова

Задания для малышей – это картинки для самых маленьких. Уже с двух лет ребенок способен выполнять несложные задачи. Конечно, пока его внимание быстро переключается, но яркая картинка способна удержать его на время, достаточное для решения поставленной задачи. Скачайте или распечатайте задания для малышей, и пусть ваш ребенок приступит к выполнению заданий.

Скачать и распечатать Задания для малышей

Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
    Скачать Распечатать» >
  • В возрасте 2-3 лет очень любопытны и активно познают окружающий мир. Развивающие задания призваны помочь малышам в этом увлекательном занятии. Упражнения направлены, в первую очередь, на расширение кругозора, развитие речи и памяти, логического мышления, воображения. Параллельно с выполнением заданий малыши знакомятся с цветами, формами, фигурами. Запоминают названия животных, домашней утвари, явлений природы, овощей и фруктов. Для развития детей с самого раннего возраста отлично подходят задачки на внимание, например, найти на рисунке названый предмет среди других. А для развития мелкой моторики прекрасно подойдут варианты картинок, на которых надо дорисовать недостающую деталь, например, луч к солнышку или лепесток к цветку. Бесплатно скачать или распечатать Задания для малышей в картинках можно на сайте.

    • Задания для детей 4 лет
    • Задания для детей
    —>—>Главная—> » Маленькие сказки для расширения словарного запаса детей 3 — 4 лет
    Как расширить словарный запас детей 3-4 лет?

    image

    Мы радуемся первым словам малыша, запоминаем, как он их сказал, в какой ситуации, с какой интонацией. Но незаметно летит год за годом, крохе уже и 3, и 4 года, а для него и высокая гора, и широкая река имеют одно обозначение: большая. Взрослого человека он продолжает называть большим. «Правильно, ты еще маленький!”

    Читать дальше »

    Категория: Маленькие сказки для расширения словарного запаса детей 3 — 4 лет | Просмотров: 7363 | | Дата: 23.08.2013 |

    БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ

    image

    Лисята родились в теплой, уютной норке под корнями старого дерева.

    «Какие вы еще маленькие, крохотные!” — каждый раз приговаривала мама-лиса, любовно прилизывая шерстку малышей.

    Как-то раз мама-лиса строго сказала: «Дети! Я ненадо Читать дальше »

    Категория: Маленькие сказки для расширения словарного запаса детей 3 — 4 лет | Просмотров: 7079 | | Дата: 23.08.2013 |

    ВЫСОКИЙ — НИЗКИЙ

    «Сегодня пойдем на дальнее поле колоски и зерна собирать, запасы на зиму готовить”, — сказала мышатам мышка-мать.

    «Возьмите меня с собой, я уже большая!” — стала просить маму маленькая Фаня.

    Читать дальше »

    Категория: Маленькие сказки для расширения словарного запаса детей 3 — 4 лет | Просмотров: 4343 | | Дата: 23.08.2013 |

    КРУПНЫЙ — МЕЛКИЙ

    Рыщет волк по лесу, добычу ищет. Бежит он по темному бору, а сверху огромная шишка — бух! Больно треснула волка по спине. Поднял волк голову, а сверху смотрит на него испуганная белочка: «Извини, волк. Сорвалась шишка с ветки”.

    «И что ты за непоседа такая! — заворчал волк. — Смотрю я на тебя и удивляюсь: скачешь день-деньской с Читать дальше »

    Категория: Маленькие сказки для расширения словарного запаса детей 3 — 4 лет | Просмотров: 3401 | | Дата: 23.08.2013 |

    ДЛИННЫЙ — КОРОТКИЙ

    Повстречались как-то раз на опушке котенок и зайчонок. «Ой, какие у тебя большие уши, так и торчат выше головы, совсем некрасиво!” — фыркнул котенок.

    «А моя мама говорит, что у меня длинные уши! Во всем лесу длиннее

    ушей ни у кого нет. Я должен ими го Читать дальше »

    Категория: Маленькие сказки для расширения словарного запаса детей 3 — 4 лет | Просмотров: 4424 | | Дата: 23.08.2013 |

    1 2 »

    Логопедические пособия на заказ

    Картотека картинок для выкладывания камешков Марблс — ЦИФРЫ
    Картотека логопедических консультаций по речевому развитию детей на стенд, в ло…

    —>

    Каждый родитель желает видеть своего ребенка не по возрасту развитым и смышленым. Однако далеко не всегда желаемое сходится с действительным. В возрасте 3-4 лет дошкольник уже имеет обширный пассивный словарь и огромную страсть к познанию окружающего мира. К этому времени уже становятся заметны некоторые нарушения в произношении слов и построении фраз. Как их обнаружить и не начать бить тревогу раньше времени?

    Характеристика развития ребенка 3-4-летнего возраста

    В 3 года малыш открыт к познанию родного языка, он с удовольствием повторяет все за взрослым и активно занимается словообразованием. Пассивный словарь к 4-м годам достигает 2500 слов, большинство из которых составляют глаголы и существительные.

    image

    Дети трехлетнего возраста имеют обширный пассивный словарь

    В речи ребенка также присутствуют:

    • простые прилагательные (красивый, маленький, большой);
    • притяжательные местоимения (мой);
    • слова-обобщения (животные, овощи).

    Дошкольник еще не имеет большого жизненного опыта и производит образование новых слов по-своему. От этого возникают курьезные словоформы, например: «У мамы учеба, а у меня лежоба». Ребенок трёх лет способен поддерживать простой диалог.

    Наиболее сложные для произнесения звуки — «Р» и «Л», а также свистящие «Ш», «С», «Ф». Часто даже по достижению четырех лет малыш не способен их выговорить.

    Важно! Если в 3-4 года ребенок не произносит все звуки чисто, это не повод бежать к специалисту-логопеду. Звуки «Р», «Л», «Ш», «С», «Ф» ставятся, как правило, в более позднем возрасте. Однако если к 3-м годам малыш совсем не говорит, а в период беременности/родов/в первый год были серьезные заболевания или травмы — требуется консультация специалистов. По результатам обследований психолог, логопед и невролог расскажут, какие логопедические упражнения для детей 3-4 лет нужно выполнять.

    Возможные причины нарушений

    Нарушение речевого развития дошкольника может быть связано с медицинскими показателями или социальным окружением ребенка.

    Причины медицинского характера:

    • Болезни матери во время беременности, курение, алкоголизм и наркомания;
    • Родовые травмы и другие осложнения;
    • Травмирование головы в первые 3 годика малыша;
    • Ребенок-левша;
    • Особое строение артикуляторного аппарата;
    • Наследственность и генетическая предрасположенность к речевым нарушениям.

    Факторы социального окружения:

    • Малыш слышит мало правильно поставленной речи, взрослые не заинтересованы в постоянном общении с ним;
    • Взрослые говорят неправильно (с ошибками, картавят) либо «сюсюкаются» с ребенком. В результате, повторяя, малыш запоминает такую манеру речи;
    • Взрослый требует произнести звук правильно, но при этом сам не показывает верной артикуляции. Зачастую это приводит к неправильной постановке звука, которую впоследствии приходится исправлять (например, «Р» произносится горлом).

    image

    Родители должны много разговаривать со своими детьми

    Тесты на определение патологий

    Чтобы оперативно среагировать на изменения в развитии малыша, можно провести простые тесты.

    • К четвертому году дети уже различают простейшие геометрические фигуры. Нужно попросить ребенка нарисовать круг. Даже подобие данной фигуры — хороший результат. Однако если малыш не понимает, чего от него хотят, или его рисунок даже отдаленно не похож на требуемое, — тест не пройден.
    • Если ребенок не проявляет интереса к новым играм, не собирает маленькую башенку из кубиков — развитие замедленное.
    • К трем годам карапуз общается короткими фразами (не учитываются те, кто в этом возрасте уже говорит длинными предложениями). Минимальный рубеж речевого развития к 3-4 годам — это простейшие фразы. Если ребенок их не произносит — следует идти к специалисту.

      Игры на развитие связной речи в средней группе — проведение НОД

    В каких случаях еще необходимо обратиться к логопеду:

    • Малыш не отзывается на свое имя, не понимает простых просьб.
    • Не проявляет интереса к новым игрушкам, все сценарии его игр идут «по шаблону».
    • Не может собрать простейшую башенку или надеть на веревку крупную бусину.
    • Если к трем годам ребенок не говорит, при этом во время беременности или раннего развития были травмы, либо имеются наследственные заболевания.

    image

    Следует регулярно проводить занятия с детьми

    Какие занятия можно проводить с ребенком дома для речевого развития

    Ни для кого не секрет, что наибольшее количество времени ребенок проводит дома.

    Обратите внимание! Поэтому так важно правильно организовать деятельность малыша, направленную на развитие детской речи.

    Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения

    В основном все логопедические занятия для детей 3-4 лет начинаются с небольшой гимнастики для органов артикуляции. Наиболее популярные:

    • Улыбка — растянуть губы в улыбке, показав при этом зубы (то же самое без зубов).
    • Дудочка — сложить губы в трубочку и сильно вытянуть вперед.
    • Шарик — надуть щеки и подержать так воздух 3-5 секунд.
    • Лопатка — на нижнюю губу положить распластанный язык, зафиксировать.
    • Иголочка — язык сильно напрячь, сделать максимально тонким и вытянуть вперед, зафиксировать.
    • Варенье — облизать языком верхнюю и нижнюю губу.
    • Почистим зубы — языком провести по верхним зубам, затем по нижним.
    • Горка — язык упирается в нижние зубы, середина его при этом стремится к небу, образуя горочку. При такой тренировке ребенок запоминает положение языка, используемое для произношения многих звуков.

    Игры на развитие слуха

    Детям младшего дошкольного возраста предлагаются игры на различение громкости звука или узнавание предмета, который издает звук. Для многих логопедических заданий, предлагаемых детям 3-4 лет, используются такие музыкальные инструменты, как дудочка, барабан, фортепиано.

    Также в данном возрасте уже можно учить ребенка различать звук на слух. Это можно сделать, предложив игру: «Хлопни в ладоши, когда услышишь песенку водички (звук «С»): сон, рама, коса, мама, Саша и т. д.».

      Современные методики и игры по обучению речи для неговорящих детей

    Важно! Звуки лучше всего называть особыми «именами»: звук «С» — песенка водички, звук «Ш» — шипение змеи и т. д. Ребенку будет проще запомнить и сориентироваться. При произнесении слова, в котором малыш должен выделить звук, его следует утрировать.

    Пальчиковая гимнастика

    Данная гимнастика используется в качестве занятия для развития речи 4 года дома и в ДОУ. К этому возрасту малыш понимает простые указания и способен их выполнить, а детская мелкая моторика уже достаточно развита для того, чтобы составлять из пальцев небольшие «композиции». Вот некоторые из них:

    • Замок — руки крепко сцеплены в замок, при этом пальцы обеих рук переплетены друг с другом.
    • Царапки — поочередно правой и левой рукой изображать «лапки».
    • Согреем ручки — сильно потереть правой ладошкой левую.
    • Очки — из большого и указательного пальцев каждой руки сделать круг и поднести к глазам — надеть очки.

    image

    Пальчиковая гимнастика развивает речь

    Заучивание стихов, чтение и рассказывание

    Дети 3-4 лет зачастую в процессе логопедических занятий дома разучивают стихи, пересказывают сказки, учатся читать. Этому способствуют многочисленные пособия и рабочие тетради для младших дошкольников, которые можно приобрести в любом детском магазине или распечатать, найдя в Интернете.

    Лучшие авторы детских художественных произведений: Корней Чуковский, Александр Пушкин, Агния Барто, Самуил Маршак. Основной задачей заучивания небольших стихотворений и пересказов произведений является обогащение словарного запаса малыша, расширение его фантазии и воображения.

    Обратите внимание! В 2017 году Бардышевой Т. Ю. и Моносовой Е. Н. было издано специальное пособие, направленное на всестороннее речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Тетрадь Моносовой и Бардышевой представляет собой 120 страниц качественных упражнений и игр, которые помогают увеличить активный и пассивный словарь ребенка, развить фонематическое восприятие и связную речь, улучшить процессы мышления, внимания и памяти. Данное пособие создавалось как для профессиональных логопедов и дефектологов, так и для родителей — написано оно простым и понятным языком.

    Основные правила для логопедических занятий дома для детей в возрасте 3-4 лет

    Домашние занятия должны:

    • Быть системными, а не от случая к случаю.
    • Быть интересными и увлекательными, иначе ребенок откажется принимать в них участие.
    • Проводиться в то время, когда малыш находится в приподнятом настроении.

    В идеале занятия логопедии должны проводиться специалистом с подтвержденной квалификацией. Однако даже самые простые упражнения, приведенные выше, помогут в домашних условиях с пользой проводить время с малышом, развивая и обучая его.

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    4,8
    Материал подготовил
    Максим Коновалов
    Наш эксперт
    Написано статей
    127
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий