Людмила Петрановская — о том, как поддерживать в ребёнке любопытство — Пишу много. Засоряю ленту. — LiveJournal

Главная Коллекция «Revolution» Психология Развитие любопытства и любознательности у детей дошкольного возраста

Обогащение предметно-развивающей среды как условие развития любознательности и любопытства в дошкольном учреждении. Определение уровня развития любознательности и любопытства у детей дошкольного возраста с помощью различных диагностических методик.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 11.03.2015
Размер файла 568,7В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. И.П. Павлов называл это стремление «рефлексом что такое?». Именно благодаря этому рефлексу дети познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект. Поэтому можно смело сказать, что развитие любознательности начинается ещё в младенчестве.

Любознательность – особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С.Л.Рубинштейн). Это определение говорит о том, что любознательному ребёнку не важно, что он будет познавать, главное – познавать.

Детскую любознательность очень хорошо характеризует стихотворение Р.Киплинга:

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых.

И всё, что вижу я вокруг, —

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Я по морям и по лесам

Гоняю верных слуг.

Потом работаю я сам,

И им даю досуг.

Даю им отдых от забот, —

Пускай не устают.

Они прожорливый народ, —

Пускай едят и пьют.

Но у меня есть юный друг,

Особа юных лет.

Ей служат сотни тысяч слуг,

И всем покоя нет!

Она гоняет, как собак,

В ненастье, дождь и тьму

Пять тысяч Где, семь тысяч Как,

Сто тысяч Почему.

(Перевод С.Я. Маршака)

Познавательный интерес – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах предметов, явлений, действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т.А.Куликова). То есть, в основе познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес позволяет дольше заниматься определённой деятельностью, повышая устойчивость внимания к этой деятельности и активизируя умственную деятельность. Кроме того, благодаря познавательному интересу у ребёнка проявляются положительные эмоции – удивление, радость успеха, которые придают уверенность в своих силах.

Развитие любознательности и познавательных интересов не происходит стихийно и не осуществляется само собой. Любознательность и познавательные интересы, как правило, воспитывают. Значит, воспитание любознательности и познавательных интересов – это специально организованная планомерная деятельность, направленная на формирование познавательной активности и стремления ребёнка познавать окружающий мир.

Первоначально дети познают окружающий мир через эмоциональное общение с близкими взрослыми. Но по-настоящему познавательная активность начинает проявляться и развиваться начиная с раннего детства, т.е. с года. Примерно с года ребёнок начинает осваивать навыки прямохождения, именно поэтому окружающие предметы становятся более доступными. Малыша привлекают закрытые шкафчики с различными вещами, электрические розетки, провода, всевозможные пузырьки и флакончики, того и гляди, что-нибудь откроет, рассыплет, прольёт или попробует. Любознательность у ребёнка раннего возраста развивается через предметную деятельность, т.е. через действия с предметами. Всё поведение малыша в этом возрасте можно назвать «исследовательским». Как проявляется это исследовательское поведение? Представьте, что Вас пригласили в незнакомое для Вас место, оставили в каком-нибудь рабочем кабинете одного и попросили подождать. Что Вы там будете делать? Я, например, сомневаюсь, что Вы будете просто тупо стоять и смотреть в одну точку. Скорее всего, Вы будете рассматривать окружающие Вас предметы. Если Вы увидите, например, часы на стене, то, скорее всего, Вы посмотрите, сколько времени, если Вы увидите на столе какие-нибудь бумаги, не скрытые от Вашего взора, то, скорее всего, попытаетесь прочитать содержание этих бумаг, окно вызовет интерес заглянуть и посмотреть, что происходит на улице и т.д. Таким образом, можно сказать, что все предметы в незнакомом помещении наталкивают нас на действия с ними. Взрослые люди, как правило, ведут так себя в незнакомом помещении, а вот маленькие дети ведут так себя практически постоянно. Именно такое поведение называется исследовательским. В своей предметной деятельности дети постоянно экспериментируют. Смотрят, что получится, если я сделаю так… В это время очень важно общаться с ребёнком и показывать ему всё новые и новые действия с предметами. Не следует наказывать ребёнка, если он залез в шкаф, взял без спроса какие-то вещи, вытащил все кастрюли из посудного шкафа, рассыпал муку или крупу и т.д. Так ребёнок проявляет свой познавательный интерес и удовлетворяет свою познавательную потребность. Конечно, нельзя позволять ребёнку делать абсолютно всё, есть вещи, которые угрожают его жизни или здоровью. Поэтому лучше не оставлять ребёнка одного, тем более если в помещении много опасных предметов. Необходимо объяснять ребёнку, почему нельзя брать те или иные предметы, или почему нельзя совершать определённые действия. Примерно после 1,5 лет ребёнок вас поймёт и будет ещё Вам говорить «Ай – ай – ай!».

Развитие любознательности и познавательных интересов ребёнка переходит на новый уровень, когда ребёнок осваивает речь, тогда меняется и его познавательная активность, точнее, познавательная деятельность ребёнка переходит на качественно новую ступень развития. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность анализировать. Теперь ребёнок общается со взрослым, чтобы установить личностные отношения и чтобы удовлетворить свою познавательную потребность. В это время ребёнок начинает задавать кучу вопросов, которые нельзя оставлять без внимания. Издавна вопросы ребёнка считались основной формой проявления любознательности и познавательных интересов. Однако исследования С.Л.Рубинштейна и А.И.Сорокиной выявили, что в основе детских вопросов могут лежать разные мотивы. Все детские вопросы можно разделить на две большие группы: познавательные и коммуникативные. Коммуникативные вопросы ребёнок задаёт, чтобы привлечь к себе внимание и установить контакт со взрослым. Например, моя дочь сейчас задаёт мне очень много вопросов именно такого плана: «Как дядю зовут?», «Как девочку зовут?», «Как собачку зовут?», или по дороге в поликлинику она спрашивает: «Мам, а меня там слушать будут?». Такие вопросы возникают у детей в периоды тревоги, радости или страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых – важно понять, что волнует ребёнка, чего он боится, опасается и во время успокоить его.

Познавательные вопросы дети задают в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся приобрести новые знания или уточнить уже имеющуюся информацию. Источником таких вопросов служит разнообразный опыт ребёнка. Пример таких вопросов: «Почему ветер дует?», «Почему ночью на небе то луна, то месяц?», «Куда звёзды пропадают с неба днём?» и т.д.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах деятельности. Поэтому Вы должны обеспечить ребёнка такими видами деятельности. Например, мою дочь стало интересовать рисование. Поэтому мы стараемся рисовать на разных видах бумаги и на разных материалах. Мы рисовали на цветной бумаге, на салфетках, на газете, кроме этого я приобрела настольный театр из дерева, который необходимо раскрасить, и мы раскрашивали персонажей сказок и декорации, которые сделаны из дерева. Причём раскрашивали мы их и цветными карандашами, и красками, и восковыми мелками. Получилось здорово и интересно. Недавно раскрашивали поделки из солёного теста. Зимой мы рисовали веточкой на снегу, а сейчас рисуем школьными мелками на асфальте, на доске. Я даже разрешила рисовать дочке своей губной помадой – ей это очень понравилось, вызвало восторг и удивление. А ещё, время от времени я поддерживаю этот познавательный интерес разговорами о рисовании. Многие мальчики интересуются машинками. Можно расширять познавательный интерес малыша, приобретая ему разные транспортные средства. Здесь подойдут игры с этими транспортными средствами, наблюдения на улице за транспортом, рисование транспорта, можно предложить сделать аппликацию или слепить машину из пластилина, предложить готовую раскраску и т.д. Кроме этого, конечно же, помогут рассказы и истории про транспорт, просмотр мультфильмов и т.д. Любознательность и познавательные интересы ребёнка складываются практически во всей его повседневной жизни. Поэтому нельзя упускать из вида даже малейшие мелочи. Не следует усаживать ребёнка за телевизор или компьютер, лучше подольше погуляйте с ним и понаблюдайте за происходящем на улице. Если Вы заняты делами, то привлеките ребёнка помочь Вам, поверьте мне, ему будет безумно интересно проявлять свои качества не за экраном компьютера, а внося посильный вклад в какое-нибудь полезное дело. Выходные проведите на природе. Летом это могут быть прогулки в лесу или пикник на берегу реки. Организуйте рыбалку, сходите за грибами, ягодами – эти занятия полезны не только для умственного развития ребёнка, но и просто незаменимы для физического развития. Зимой можно покататься с горки на санках, на лыжах, сходить на каток, слепить снеговика и т.д. А весной и осенью очень интересно бегать по лужам, пускать кораблики и т.д. И не стоит забывать о создании для ребёнка ситуации успеха, ведь успешная деятельность ребёнка является стимулом развития познавательного интереса.

Эта статья опубликована в Санкт — Петербургском издании «Линия полета»

imageЧем же отличаются друг от друга любопытство и любознательность?

На самом деле, это разные качества личности. Причем, одно из них может плавно перейти в другое. Например, может быть так — человек, казалось бы, из праздного любопытствавыяснял информацию о чем либо, то в последующем она может оказаться для него интересной,  полезной и нужной.

И напротив, любознательность незаметно для самого человека может перейти границы,  вот тогда и рождается любопытство. То есть человек начинает выискивать ту информацию, которая ему совсем ни к чему. Здесь необходимо осознавать и понимать свои действия, чаще контролируя себя и задавая  вопросы:

«Для чего именно мне нужно это знать? И нужно ли вообще?»

Давайте попробуем развести эти два понятия. Так как многие путают их и считают одинаковыми.

Любознательность.

imageЛюбознательность — это любовь к знаниям. Само слово говорит за себя.

Любознательность, а свойства ее больше всего присущи нашим детям, которые познают мир и им действительно все интересно на этапе их роста и развития. Они познают и изучают окружающее и загадочное пространство вокруг, насыщенное такими разными и удивительными для них объектами.

Любознательный человек всегда знает, чего хочет. Его любознательность проявляется в желании и действиях к получению новых знаний, новой информации для поставленных перед собой определенных целей. И познавая то многое, что может принести ему то, к чему он целенаправленно стремиться, проявляя свой естественный интерес, то есть свою  любознательность, он добивается всего в своей жизни.

Любознательностью обладают открытые, душевные люди. Они обладают активной жизненной позицией, это оптимисты по своей природе. Эти люди  доверительно относятся к окружающим, и им так же можно доверять. Любознательные люди никогда не ставят себя выше других, каких бы достижений они не добились в жизни. Они просто готовы сознательно получать новые и новые знания  для познания, в первую очередь, себя, достигая при этом того, о чем мечтают.

Любознательность – это искренность человека. Как искренен ребенок, проявляя интерес к окружающему миру, так искренни и любознательные люди. С ними приятно беседовать. Ведь сразу можно прочувствовать искренен ли собеседник,  задавая, например, вопросы,  личного характера или же он пытается «залезть в душу», проявляя чистой воды любопытство. Разница существенна, и это легко можно уловить, если быть наблюдательным.

Любознательность дарит нам радость познания, восторг новых открытий и свершений, деактивирует нашу бездеятельность, приводя нас тем самым к активной жизненной позиции. И тогда у нас вырастают крылья за спиной, мы легки на подъем, и с новыми знаниями, которые хотели получить, начинаем ставить перед собой цели и добиваемся их. Ведь со временем, что было интересно раньше, становиться скучным и неинтересным,  мы впадаем в апатию и начинаем ждать кого — то, развлекающего нас. А сам человек тогда для чего? Жизнь не стоит на одном месте.

Любознательность проявляется во всех областях деятельности человека:

в душевном и искреннем общении друг с другом, в заинтересованности обучения чему – либо,  в новых научных достижениях. Так как только любознательные и активные люди могут создавать инновации и воплощать в жизнь самые грандиозные задумки. Они очень любят путешествовать, так как в путешествиях открываются многие тайны нашего мира. И у любознательных людей действительно многому можно научиться. Об этом можно посмотреть здесь.

Любопытство.

Теперь немного о любопытстве. Почему немного? Его и так не мало среди людей, так для чего же мы будем притягивать его в нашу жизнь?

Говоря о любопытстве, разговор невольно переводится на несколько приземленный уровень, так как оно присуще не только человеку, но и животным. Но в отличие от человека, за любопытными животными довольно забавно наблюдать, не правда ли? Я просто обожаю любопытных животных, они повышают мое настроение, даже когда оно отличное, не говоря о грустном. Но мы сегодня говорим о человеке.

Кстати, у любопытных родителей подрастают любопытные дети. Но это не наследственность, это всего лишь живой пример их родителей.

Любопытство так же относится к познанию неизвестного, нового. Но это, можно сказать, интерес без цели или с целью кому – то навредить, или просто навязчиво интересоваться для сравнения себя с другими – «не дай бог, что у него лучше, чем у меня». Любопытство порождает сплетни и интриги.

Ведь крайне любопытные люди не искренни и закрыты в общении. Описывать это нет необходимости. Все почти в точности до наоборот от любознательности. Вы и сами, наверное, не раз сталкивались с любопытством и любопытными людьми…

Пословицы говорят сами за себя:

♦ Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

♦ Любопытство не порок, а большое свинство. Первая версия – хобби (вместо «свинство»). И правда хобби. Только люди не дают себе отчет, в чем оно заключается и для чего превращается для них в  хобби? Хобби выбирают с умом, не растворяясь в нем полностью и не заменяя им свою жизнь.

Все просто!

Для избавления от любопытства, прежде всего, нужно работать со своими сильными сторонами, а они есть у каждого из нас. Найдите свои лучшие качества и взращивайте их в себе. Заметьте, не нужно избавляться от негативных и слабых сторон своей личности, много концентрируясь на этом. Важно работать с сильными сторонами! Тогда они будут расти, вытесняя слабые.

Нужно стремиться к любознательности. Как?

♦ Учитесь наблюдать. Начните с окружающей нас природы. Здесь столько интересного и разнообразного! Это не требует значительных усилий, но дает почву для множества удивительных находок и открытий. Приобщайте к этим наблюдениям своих детей. Это имеет огромный плюс еще в том, что меньше времени у ребенка останется на проведении у компьютера, при этом, они получат ответы от своих родителей на многие свои «почему?»

♦ Стремитесь к познанию чего – то нового. Выберите сначала то, что вам наиболее интересно. Потом появятся новые увлечения, о которых вы и не подозреваете сейчас. Вы будете расти. А рост требует новой «пищи», чтобы расти еще больше и дальше.

♦ Займитесь тем, что вам доставляет удовольствие. Бросайте нудную и не интересную работу, вы тратите на неё лучшие годы своей жизни. Поверьте, любимое дело принесет вам больший доход  — и душевный и материальный. Любознательность  окажет вам в этом огромную пользу!

Будьте любознательны, в первую очередь,  к себе, к Миру, Вселенной!

С наилучшими пожеланиями и  всегда с вами — Вера, автор блога «Путь к совершенству».

<!DOCTYPE html PUBLIC «-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN» «http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd»>

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Гилевой Ириной Викторовной, воспитателем МБ ДОУ «Детский сад № 125» г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Ирина Викторовна предлагает вашему вниманию статью «Вопросы ребенка как основная форма проявления любознательности и познавательных интересов ». Данный материал будет интересен педагогам ДОУ и родителям.                                                                        

Краткий комментарий к статье от Ирины Викторовны:

«Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности познавательных интересов. Именно познавательный мотив лежит в основе многих детских вопросов. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые».

Познавательного чтения…

Вопросы ребенка как основная форма проявления любознательности и познавательных интересов

Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. В свое время И.М. Сеченов говорил о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.

Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности познавательных интересов. Именно       познавательный мотив лежит в основе многих детских вопросов. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.

Характерными чертами умственного развития ребенка дошкольного возраста являются: любознательность, пытливость, стремление доискаться причины наблюдаемого явления, найти ответ на возникающие у него вопросы. Одним из ценных свойств развивающегося и познающего мир человека является стремление   к узнаванию нового. Ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. Это так называемый познавательный интерес, который имеет огромное значение в умственном развитии ребенка: являясь побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков. Он содействует накоплению представлений, жизненного опыта, обогащению интеллекта.

При помощи вопросов ребенок исследует мир взрослых, постигает названия вещей, их признаков и действий. Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях. Они выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями.

Вопросы ребенка – это показатель развития его мышления. У дошкольников появляется желание выяснить, понять непонятное. Эту потребность они выражают в форме вопросов.

Вопросы – это лакмусовая бумажка детской любознательности. Они выражают активное познавательное отношение к окружающему. Умение задать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими. По вопросам можно судить и об интересах ребенка, и об его развитии, и о тяге к знаниям. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка – вниманием, волей, памятью, эмоциями и прочими, что увлекает, заставляет размышлять, сосредоточиться, легче запоминается, вызывает чувства. У ребенка интерес играет большую роль в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, поведения, стремления к добыванию знаний. Пытливость заставляет ребенка тянуться к книгам, побуждает к исследованиям, путешествиям. Та же самая пытливость воспитывает людей, помогает им на всю жизнь сохранить удивление, неуемное желание к познаванию мира, к новым открытиям, достижения, к новым «зачем?», «почему?», «как?», «а что дальше?».

Малыш, сталкиваясь с новыми, невиданными еще предметами, спрашивает: «Что это?». Он требует разъяснений, так как пытается осмыслить то, с чем встретился. Впервые обращенный к взрослому вопрос «Что это?» — свидетельство пробуждающегося интереса ребенка к окружающему миру. В дальнейшем, знакомясь с предметами и их свойствами, он начинает вникать в причинную связь и тогда снова обращается за разъяснениями: «Зачем это? Чье это? Для чего оно? Из чего оно сделано?». Видя знакомые и незнакомые предметы, необычные для него события, ребенок сравнивает их, удивляется тому, что не совпадает с уже имеющимися у него представлениями. Содержание детских вопросов разнообразно: об окружающих предметах, их назначении и качествах, о природе, о технике, о мироздании и происхождении человека, о людях и их поступках, об общественных явлениях и событиях, о новых гаджетах.

Вначале вопросы ребенка носят почти исключительно осведомительный характер. Вопрос возникает тогда, когда происходит столкновение знакомого и незнакомого. Первые вопросы не носят ясно выраженной познавательной направленности. Ребенка интересуют названия и назначения предметов: «Что это? Кто это? Зачем?». Познавательные вопросы возникают на основе накопленных знаний. Когда запас представлений становится значительным, ребенок задает вопросы, не связанные с тем, что он непосредственно воспринимает. У детей появляется интерес к причинно-следственным связям между явлениями. Они часто задают вопрос «почему?».

Таким образом, условно детские вопросы можно разделить на три основные категории

  1. К первой категории относятся вопросы, которые ставят дети с целью получить от взрослых помощь.
  2. Ко второй категории относятся вопросы, выражающие желание ребенка вызвать эмоциональное сопереживание взрослых.
  3. К третьей категории относятся вопросы, выражающие стремление детей к знанию, или познавательные вопросы.

В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто много запомнил, но не понял. В результате у него снижаются острота и новизна восприятия знаний в последующие годы.         Как же отвечать на вопросы ребенка?

Ребенок задает вопрос не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы — уважительное, бережное отношение к ним.

Любознательный и активный ребенок, который развивается нормально, должен задавать вопросы взрослому. И что немаловажно, он должен получать на них рассудительные ответы. Тем самым взрослый сможет показать малышу, что его любят, слушают и считают его вопросы важными.

Характер вопросов меняется с возрастом ребенка. Если сравнить вопросы, которые возникают у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, то можно заметить, что по мере развития вопросы становятся более сложными и носят отвлеченный характер. Так, в возрасте 2-3 лет ребенок путем вопросов хочет получить от взрослых информацию, связанную с предметами, с непосредственным его окружением. В этом возрасте малыш задает взрослому массу вопросов: «Где мама?», «Что это?», «Зачем спать?», «Почему остановился трамвай?», «Почему не работает компьютер?», «А зачем солнце?». Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности.

Дети воспринимают предметы, явления окружающего мира не изолированно, а пытаются установить между ними прочную взаимосвязь, устанавливают их свойства, сравнивают, сопоставляют; развивают речь и мышление. Позднее у детей развивается интерес и любознательность не только к видимым и осязаемым предметам, но и к явлениям более отвлеченного характера: «Откуда взялось небо?», «Как мальчики из маленьких будут большими?», «Откуда берется снег?» и т.д. и далее начинают преобладать вопросы «почему?». Ребенок ищет причины явлений: «Почему листья с дерева осыпаются?», «Почему в озере вода стоит, а у нас в реке течет?», «Почему дует ветер?», «Почему надо всегда здороваться?» и т.д. В вопросе проявляется желание ребенка продлить общение со взрослыми. Иногда вопросы носят цепной характер и следуют один за другим: «А зачем трава? – Чтобы корова ела? — А зачем чтобы корова ела? – Чтобы молоко давала? — А зачем чтобы молоко давала? – Чтобы деток кормить? – А зачем деток кормить? и т.д.

Детей привлекает скорее игра в вопросы и ответы, чем действительный интерес к ответу взрослого. Они часто задают вопросы и о том, что им известно, но в чем хотят утвердиться.

В возрасте пяти лет детей не случайно называют «почемучками», на взрослых обрушивается лавина вопросов: любознательные «почемучки» то и дело изумляются, вслушиваются, всматриваются, исследуют.

— Почему собака ходит по воде босиком даже в холодную погоду и не болеет, а если я промочу ноги, то у меня насморк?

-Почему я заболел, ведь микробов я не видел?

— Луна – это тоже солнце, только ночное?

— У собаки четыре ноги. А у птицы, наверное, тоже четыре, только вместо передних ног — крылья?

— Почему трамвай бегает туда и сюда?

В этот момент очень важно поддержать ребенка в его «исследованиях», дать возможность пробовать, экспериментировать, практикой достигать истины.

«Почемучки» – это хорошо или плохо? Многие родители иногда сердятся, что дети задают так много вопросов, но ведь надо радоваться. Потому что это говорит о том, что ребенок развивается нормально. Если же такой этап, начиная с трех до пяти лет, малыш пропускает, то стоит задуматься над причиной.

Специалисты-психологи считают, что причин как минимум три:

  1. задержка развития речи,
  2. эмоциональные проблемы,
  3. отставание в когнитивном развитии.

Возраст «почемучек» – важный этап в развитии ребенка. И какое этот этап окажет влияние на малыша, зависит от родителейи педагогов. Немаловажное значение имеет умение взрослых понять настроение ребенка, его состояние в тот момент, когда он задает вопрос, ту обстановку, которая подействовала на малыша и вызвала его очередное «почему?».

Умение взрослых чувствовать в вопросе ребенка его направленность, то есть тот акцент, на который падает детское «почему?» имеет большое значение для правильного ответа на него. Хорошо, если «почему?» остается на всю жизнь, ибо это и есть постоянное стремление к узнаванию нового. Жизнь с неиссякаемым множеством впечатлений выдвигает перед осваивающим мир человеком массу удивительных загадок. Ребенок получает большой поток информации из самой жизни, через телевидение, интернет, книги, ставшие связующим звеном между детством и жизнью взрослых; он накапливает много сведений, и одновременно, у него возникает много затруднений в стремлении усвоить эти сведения. И от тог, как взрослые относятся к проявлению детской любознательности, во многом зависит дальнейшее развитие детских интересов.

В вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого-источник удовлетворения и развития этого интереса. Своими ответами взрослый вносит систему в познание мира ребенком, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему. Как отвечать на детские вопросы, чтобы интерес не угасал, а развивался?

Не всегда наилучшим будет прямой ответ. Следует помочь ребенку самому сделать вывод, натолкнуть его на наблюдение, размышление. И каждый раз надо вразумительно отвечать ребенку, заботиться о том, чтобы его интерес к новому, привлекшему внимание, не угас, чтобы он все глубже познавал окружающий мир. Причем ответ должен помочь ребенку разобраться, заставлять самого подумать, что-то решить, понаблюдать, исследовать. Необходимо, прежде всего, помнить о том, что на любой вопрос должен быть дан правильный, грамотный ответ, выраженный в словах, понятных и доступных ребенку.

При ответе старшему дошкольнику можно привлекать книги, справочники. Умелое использование их будет побуждать ребенка к самостоятельному поиску, проложит дорожку в будущее, когда, уже, будучи школьником, он сможет сам пользоваться этим богатством человеческого разума. В некоторых случаях к ответу на вопрос можно привлекать других детей. Когда воспитатель видит, что они не находят ответа или этот ответ неправилен, он помогает детям, дает правильное объяснение.

Ответы должны быть достоверными, определенными, немногословными, но исчерпывающими, объясняющими. Краткий ответ («да», «нет») не способствует развитию любознательности: взрослые должны помочь ребенку глубже увидеть явление, показать связи и зависимости между явлениями. Лучше, если ответ подтверждается примерами или наблюдениями, тогда он более понятен ребенку и потому, более убедителен.

В связи с тем, что дети задают немало вопросов, связанных с неизвестными им словами, смысл которых для них не может быть доступен, не следует искать упрощенного объяснения сложных терминов и явлений. Конечно, не все детские «трудные» вопросы требуют обоснования и подлежат толкованию. В отдельных случаях можно сказать: «Этого ты пока не сумеешь понять. Когда будешь учиться в школе, там тебе расскажут об этом на уроке».

Детские вопросы нельзя равнодушно обходить, так же как смеяться над ними. Они важны для развития детей в любом возрасте.

Литература

  1. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева; М.: Издательство Юрайт, 2012.
  2. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина [и др.]. 2004.
  3. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших. М. 2003.
  4. Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. №11; М.1997
  5. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Козлова С. А., Куликова Т.А. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

03.11.2015—>Как развить любознательность у детей

Что такое любознательность

Любознательность – постоянное стремление к приобретению новых знаний. Отличительной чертой таких знаний служит их практическая значимость.

Любознательность – внутренняя заинтересованность в получении новых знаний. Она является одной из высших уровней развития познавательного интереса (будет рассмотрен подробнее).

Психология любознательности включает огромное количество понятий определений, касающихся его природы:

  • определенный уровень развития познавательной потребности;
  • проявление умственной активности;
  • условие мотивации поведения человека;
  • качество личности (врожденное или приобретенное, зависящее от условий воспитания и обучения и т. д.);
  • способность активно реагировать на новую информацию.

Практическая значимость определения понятия любознательность заключается в описании его сущностной стороны. Как это работает и где это можно использовать? Вот в чем интерес, вот где кроется необходимость его изучения и применения полученных знаний.

Итак, чтобы более подробно разобраться в заданной теме, рассмотрим любознательность в системе смежных понятий.

Структура любознательности

Любознательность формируется на базе более простых механизмов и процессов психической деятельности:

Исследовательский рефлекс — (ориентировочный рефлекс, рефлекс прицеливания) простая форма реагирования психики на новый раздражитель, открытая Павловым в результате проведения многочисленных опытов на собаках. Отличительной особенностью ИР является достаточно резкое и значительное по объему поглощение ресурсов внимания.

Любопытство — стремление получать ненужную, практически незначимую информацию. Любопытный человек выясняет детали и факты тех событий, которые в дальнейшем ему не пригодятся.

Любопытство появляется в младенческом возрасте и постепенно перерастает в любознательность.

Бесцельное познание в зрелом возрасте чаще всего становится пороком, мешающим достигать конкретных целей.

Как смежное любознательности понятие можно выделить познавательный интерес – избирательная направленность личности на объекты и события окружающей действительности. У школьников (особенно младшего звена) является самым сильным мотивом учения. Его развитие у детей представляет особый интерес для учителей и школьных психологов.

Развитие познавательного интереса в зависимости от возраста ребенка различается на:

1) Активный период становления (3-7 лет). Дети интересуются разнообразными сторонами жизнедеятельности.

2) Начальная школа (7-12 лет). Благоприятный возраст для развития познавательных интересов. Именно в этот период дети начинают интересоваться конкретными предметам школьной программы.

3) Младший подростковый возраст (10-11 – 13-14 лет). Для подростков характерно пробовать себя в совершенно различных областях деятельности. Этот возраст предшествует периоду самоопределения.

4) Старший подростковый возраст (13-14 – 18-20 лет). Познавательный интерес в данном случае имеет четкую направленность и связан с будущей деятельностью.

Как развивать любознательность у детей

Прежде чем говорить о развитии любознательности, стоит отметить одну ее важную особенность: детский возраст в большинстве случаев оказывается решающим. В более поздние возрастные периоды развить данное качество – задача более сложная. Поэтому мы сделаем упор на детскую любознательность.

Конкретные способы развития любознательности:

1. Слушать вопросы ребенка и по возможности, на них отвечать (или мотивировать его на самостоятельные поиски).

2. Поощрять познавательные интересы ребенка.

3. Развивать наблюдательность вместе с ребенком.

4. Ограничение просмотра телевизора.

5. Превратить учение в игру.

6. Разговаривайте как можно больше с ребенком.

Если ребенок начнет понимать, что на все вопросы он может найти ответы самостоятельно, у него появится пытливость ума, самостоятельность познания. Это не только расширит его кругозор, но и положительно скажется на учебной деятельности.

Любознательность в детском возрасте жизненно необходима, потому ее нужно не только формировать и поддерживать, но и усиливать!

—>Категория—>: Воспитание детей | —>Добавил—>: Андрей (23.04.2014)
—>Просмотров—>: 1908 |

—>Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.—> [ —>Регистрация—> | —>Вход—> ]—>

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий