Какие игрушки нужны ребенку в 5 месяцев

Календарь развития
image

—>

Развитие ребёнка в 5 месяцев должно быть направлено на поддержание физических навыков, укрепление мышечного корсета и подталкивание к ползанию. В этот период меняется поведение, кормление и распорядок дня малыша, у которого начинают или уже продолжают резаться зубы.

Содержание:

Физическое развитие

image

В младенчестве девочка отстаёт от мальчика по всем параметрам. Мальчик в среднем больше на 0,5 кг и выше на 2-3 см. Разница между разнополыми сверстниками сохраняется в первый год жизни, а после — стирается.

Нормы физических показателей для пятимесячных детей:

Показатель Значение
Рост 64-66 см
Вес 6,9-7,5 кг
Окружность головы 41,5-42,5 см
Окружность грудной клетки 43-44 см

Физические способности

Кости более упругие и пропорциональные, чем раньше. Благодаря этому тактильные ощущения становятся хорошо развитыми. В этот период пищеварительная система уже адаптировалась к пище, поэтому кишечные колики практически исчезают. Дети, которые кроме смесей и грудного молока начали получать прикорм, испражняются не больше 1-2 раза в сутки. Консистенция кала разная и зависит от типа кормления.

Обильно выделяется слюна из-за прорезывания первых молочных зубов, которое может длиться до года и дольше. При этом десна набухают, может подниматься температура и увеличиться выделение слизи в носу.

Читайте также Всё про молочные зубы у детей: когда и как они выпадают?

Что должен уметь делать ребёнок в 5 месяцев?

К этому возрасту ребёнок:

Ранее полученный физический навык, который может проявиться и в 5 месяцев Новый навык
Приподнимает голову лёжа на животе Узнает маму и близких людей
Обхватывает рукой мамину грудь или бутылочку во время кормления Осознанно провожает взглядом исчезающие из поля зрения предметы
Смеется и улыбается в игре Переворачивается с живота на бок или спину
Гулит Захватывает и крепко держит в руках игрушки
Пытается приподняться лёжа на животе, опираясь на ладони Принимает предметы из протянутой руки взрослого
Нараспев гулит, произнося новые для него звуки
Реагирует на потешки и песни
Подолгу рассматривает красочные узоры

Физические возможности и рефлексы

Ребёнок уже не лежит спокойно, а активно познаёт своё тело и проверяет его возможности. Он не только балансирует, лёжа на животе, а приподнимает вверх согнутые ноги и руки. Появляются разгибательно-толкательные движения, подготавливающие неокрепшее тело к ползанию. Малыш уже держит голову ровно, находясь на руках или лёжа на животе. При подъёме на руках у мамы его голова не запрокидывается назад. К этому времени рефлексы новорождённого угасают.

Интеллектуальное развитие ребёнка

Период с 4 до 6 месяцев называют псевдоречевым. Дети произносят нелокализованные и крайне неопределённые по артикуляции звуки. Они также отличают большой палец от других и начинают его активно задействовать в играх.

Восприятие мира

Глазные мышцы полностью сформированы, благодаря чему кроха с удовольствием разглядывает всё вокруг и следит за перемещающимися объектами. Он эмоционально реагирует на своих и чужих, встречая первых улыбкой, а вторых — слезами или неподдельным испугом на лице.

Малыш начинает различать голоса, выделяя в первую очередь голос мамы из общего шума. Он начинает реагировать на звуки, источник которых может находиться на расстоянии 5-6 метров.

Режим дня, сон и питание

Жизнь ребёнка в 5 месяцев подразумевает 6-разовое кормление, 2-3 разовый дневной сон и 1-2 прогулки на свежем воздухе. В каждой семье свой распорядок дня, но вы можете взять за ориентир следующий пример:

Время Занятие
6:00 Подъём
6:00-7:30 Гигиенические процедуры и кормление
7:30-9:00 Сон после завтрака
9:00-10:00 Кормление
10:00-12:30 Прогулка или сон
12:30-14:00 Кормление, игры, гимнастика или другие упражнения
14:00-16:30 Прогулка или сон
16:30:17:30 Кормление, экскурсия по дому или прослушивание музыки
17:30-19:30 Сон
19:30-20:00 Кормление
20:00-20:30 Чтение книг вслух или малоподвижные игры
20:30-21:00 Купание и подготовка ко сну
21:00 Сон, который может прерваться на 1 одно кормление

Кроме молочных смесей и грудного вскармливания малыш может получать другую еду. О введении раннего прикорма нужно посоветоваться с педиатром на плановом осмотре. Врач рекомендует начинать прикорм, если вес не соответствует норме, ребёнок мучается запорами и часто срыгивает от жидкого кормления. Разрешено давать овощные и фруктовые пюре, соки и каши. Этих продуктов достаточно до полугода.

5 месяцев — возраст, когда кроху можно знакомить с:

  • кабачками;
  • цветной капустой;
  • брокколи;
  • картофелем;
  • зелёным яблоком.

Не спешите давать ярко окрашенные овощи и фрукты. Аллергию часто вызывает морковь и тыква.

Равномерно увеличивайте порцию, начиная с ¼ чайной ложки в день, потом переходите на ½ чайной ложки и доводите прикорм до 100 г к концу 5 месяца.

Зелёное яблоко лучше давать в запечённом виде, а не в пюре. Используйте собственноручно приготовленное пюре или купленное в магазине. Если готовите сами, то по максимуму используйте сезонные овощи. Если покупаете баночки в супермаркете, обращайте внимание на их срок годности.

Читайте также Вся правда о детских экопродуктах: как не ошибиться при выборе?

Уход за ребёнком в 5 месяцев

Родители должны заниматься с малышом гимнастикой и купать его.

Список ежедневных процедур:

  1. Чистить носик.
  2. Протирать кожу в ушной раковине и за ушами фланелью, смоченной водой.
  3. Подмывать попу и гениталии тёплой водой.
  4. Припудривать высыпания на коже присыпкой.
  5. Умывать лицо и ручки, протирая их мягкой влажной салфеткой.
  6. Менять подгузники после каждого испражнения.
  7. Вечером полностью купать малыша в течение получаса. В ванночку можно добавлять отвары таких лекарственных трав как ромашка, чабрец или череда. Развлекать его можно игрушками.

Состригайте ногти не реже 2 раз в неделю, а также очищайте поверхность любимых игрушек. Деревянные, резиновые и пластиковые игрушки обдавайте кипятком.

Мнение Евгения Комаровского

Доктор Комаровский считает, что развитый ребёнок в пять месяцев должен эмоционально реагировать на происходящее, активно исследовать пространство, пытаться перевернуться и гулить. Ему необходим постоянный контакт со взрослыми посредством разговора, чтения вслух или прослушивания музыки. В этом возрасте можно вводить прикорм, предлагая съесть протёртую пищу.

Доктор Комаровский предлагает 10 простых правил прикорма, которые следует соблюдать:

От чего нужно оградить малыша?

Интерес к окружающему миру чреват травмами из-за падений и ударов о мебель. Не оставляйте ребёнка одного во время игр.

С введением прикорма могут возникнуть проблемы с пищеварением. К ним добавятся капризы, температура и плохой сон, которые вызваны прорезыванием зубов.

Никто не застрахован от перечисленных проблем, но к ним можно и нужно готовиться. Обезопасьте дом, убрав бьющиеся предметы со столов и полок. Ограничивайте движение ребёнка, обложив со всех сторон участок пола подушками. Если играете с ним на диване или кровати, не оставляйте его одного. Одними подушками в этом случае не обойтись. Он может упасть на пол и получить травму. Поставьте дома манеж для игр. Купите прорезыватель для зубов и гель для десен, снимающий боль, оказывающий антибактериальный эффект и способствующий заживлению десен.

Когда нужно беспокоиться?

Если ребёнок отстаёт в развитии, родители замечают нарушения движений, отсутствие интереса к окружающему миру и реакции на смену цветов или звуков. Внимательно следите за малышом, прежде чем бить тревогу и бежать к педиатру. Проводите с ним больше времени, чтобы подмечать малейшие изменения в его поведении.

Тревожиться нужно, когда пятимесячный ребёнок:

  • не произносит простейших слогов и согласных. Его речь состоит из протяжных гласных. Он не пытается произносить новые звуки, а продолжает гулить, как в 4 месяца;
  • не пытается подтягиваться или переворачиваться со спины на живот, когда взрослый ему помогает;
  • не оборачивается и не меняется в лице, когда тихий разговор меняется эмоциональными высказываниями;
  • не стягивает ткань, закрывающую глаза, в положении лёжа на спине. В норме он должен попытаться убрать то, что мешает его зрению;
  • не сопротивляется, когда у него пытаются забрать игрушку. Дети в этом возрасте крепко держаться и не отдают предмет, когда его вырывают из рук;
  • не может обхватить руками мяч, протянутый взрослым;
  • не проявляет интереса к новым появившимся предметам в поле зрения. Если перед малышом невзрачный предмет, он должен быстро переключиться, завидев яркую игрушку;
  • не следит глазами за мамой, передвигающейся по комнате, и смотрит в одну точку;
  • не может держать голову. Она повисает, когда его приподнимают за ручки из положения лёжа в положение сидя;
  • не может расслабить мышцы самостоятельно. Гипертонус корректируется гимнастикой и лечебным массажем.

Заметив нарушения, необходимо проконсультироваться с педиатром.

Как помочь в развитии своему ребёнку?

Оставьте стремление вырастить гения с пелёнок и займитесь физическим, сенсорным, эмоциональным и речевым развитием малыша. Разнообразьте свой распорядок дня занятиями, направленными на получение новых навыков. Особенность всех игр в их простоте и лёгком освоении. Необязательно делать все упражнения и игры в один день. Ежедневно занимайтесь с малышом гимнастикой. Посмотрите видео с пошаговой инструкцией:

Физическое развитие

Спустя час после кормления положите ребёнка на фитбол или большой мяч животом или спинкой, придерживая его за руки. Медленно раскачивайте мяч из стороны в сторону, или двигаясь по кругу. Если фитбола нет, делайте пассивную гимнастику через поглаживание круговыми движениями, растирание или разминание мышц.

Хорошее упражнение для укрепления мышечного корсета ребёнка и поддержания пресса мамы: лягте на спину и посадите малыша на живот, облокотив его о ноги, согнутые в коленях. Оторвите от пола лопатки и держите голени параллельно полу. Придерживая руками ребёнка, раскачивайтесь из стороны в сторону. В таком же положении можно выполнять скручивания, чтобы подкачать пресс.

Стимулируйте ползание, ежедневно выполняя его имитацию вместе с крохой. Положите ребёнка на живот, а под него свою левую руку. Правой рукой поддерживайте согнутые в коленях ножки. Приподнимайте ребёнка левой рукой, а правой выталкивайте его вперёд. Так можно проползти метр, главное, регулярно повторять это упражнение.

В пятый месяц жизни кроха на животе раскачивается из стороны в сторону. Его движения похожи на плавание. Его можно положить на ровную поверхность и окружить с разных сторон различными игрушками. Он будет стараться до них дотянуться, вытягивая ручки вперёд и пытаясь проползти до места, где находится предмет.

Речь и мелкая моторика

Разминайте пальчики и кисти рук, а также проводите экскурсию по дому, показывая предметы и описывая их названия, цвет, форму. Набейте тканевый мешочек гречкой, чтобы стимулировать нервные окончания на подушечках пальцев.

Развесьте по дому разноцветные картинки или расставьте книжки, на которых изображен 1 или 2 персонажа. Носите ребёнка на руках, останавливаясь перед ними. После того, как назовете, кто изображен на картинке, отойдите на пару шагов в сторону и произносите название нарисованного персонажа ещё раз. Ребёнок может искать глазами и оборачиваться назад, чтобы найти ранее увиденного героя.

Мышление

Выберите музыкальную игрушку с кнопками, нерезкой мелодией и умеренным светом. Пальцем малыша поочередно нажимайте на разные кнопки с паузой в несколько секунд, чтобы он смог заметить разницу между звуками.

Игра «Ку-ку» поможет предсказывать исход действий. Закрывая своё лицо руками на глазах у ребёнка, а затем отводя руки в сторону, произнесите «ку-ку». Сначала ребёнок смеётся, но с взрослением перестаёт бурно реагировать, потому что уже догадывается, чем все кончится.

Восприятие

Малыш познает мир, рассматривая, прикасаясь, кусая и облизывая различные предметы. Поддержите его в этом начинании, сделав сенсорную коробку из подручных средств. Возьмите тазик, кастрюлю или картонный коробок с высокими бортиками. Заполните его различными крупами, макаронами, изюмом, орехами, пуговицами, лоскутами разных тканей и другими предметами. Они должны отличаться формой, размером и текстурой. Ребёнок может пересыпать или выбрасывать за борт содержимое сенсорной коробки, поэтому будьте готовы к беспорядку.

Создавайте с малышом первые шедевры. Простелите на пол клеёнку или газеты, чтобы не испачкать его. Подготовьте банку с акварелью и белые листы. Сядьте на пол и посадите ребёнка перед собой. Обмакните его пальчик в краску и приложите его к бумаге. Кроме пальца можно полностью окрасить ладонь и сделать первые отпечатки малыша на память. Если он всё тянет в рот, то вместо краски можно использовать фруктовое или овощное пюре. Рисовать им не получится, но несколько клякс на бумаге вы оставите.

Пятимесячный ребёнок становится более активным в познании мира. К уже приобретённым навыкам добавляются новые. В кормлении появляется прикорм, количество которого увеличивается к 6 месяцу. Развитие реёнка должно быть направлено на укрепление мышц и тактильных ощущений.

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Читайте также Календарь развития Развитие и уход за ребёнком в 10 месяцев

Родители повзрослевшего 10-месячного малыша искренне радуются достижениям крохи, и расстраиваются, если, по их мнению, его…

Календарь развития Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?

Новоиспеченные родители сверяют развитие ребёнка в 4 месяца с утверждёнными нормами. Любые изменения в поведении…

Календарь развития Что должен уметь ребёнок в 7-месячном возрасте?

Ваш малыш вступил во второе полугодие жизни, стал общительнее, меньше спит, больше играет. В 7…

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android Мобильное приложение «Где мои дети» Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас. Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android Загрузить приложение

—>

Развивающие игрушки для детей от 6 месяцев должны выполнять не только развлекательную, но и обучающую функцию, ведь шестимесячный малыш активно растет и стремится познать окружающий мир. Он уже может хорошо сидеть, рассматривать окружающие предметы и брать их в руки, ощупывать и пробовать их на вкус. Его радуют игрушки, с которыми можно выполнять действия — складывать друг на друга, нажимать кнопки или пропихивать предметы в отверстия.

В статье рассмотрим несколько развивающих игрушек для детей от 6 месяцев до 1 года, отзывы про их качество от родителей. Мы расскажем, каким образом такие изделия способствуют развитию малыша. Вы узнаете, как правильно выбрать игрушку, чтобы она была качественной и безопасной для ребенка, ведь дети часто берут предметы в рот и кидают их на пол.

В основном игры для малышей предназначены для детей любого пола, однако если вы ищете развивающие игрушки для детей от 6 месяцев до 1 года для мальчиков, обратите внимание на яркие машинки больших размеров. Их можно катать по полу, крутить колесики, открывать дверцы. На крупную машинку можно сесть и, двигая ногами по полу, передвигаться по комнате, что обязательно понравится малышу.

Особенности развития детей от 6 месяцев и до года

Во второй половине первого года жизни малыш уже начинает сидеть, дальше учится ползать и пробует вставать на ножки. Он интересуется окружающим миром, рассматривает предметы и пробует выполнять с ними простые действия. Малыш их трясет, толкает, хватает руками и кидает, берет в рот и бьет другим предметом, заталкивает в отверстия и соотносит друг с другом. В этот период активного исследования родители должны обязательно предлагать для изучения развивающие игрушки для детей от 6 месяцев, чтобы малыш мог удовлетворить свое стремление к познанию.

К этому возрасту малыш начинает сидеть и пробует дотянуться до предметов, перекладывает игрушку или ее деталь из руки в руку, удерживая всей ладошкой. Любит играть в «прятки», когда взрослый прячет предмет и просит найти. Ребенок с интересом наблюдает за передвижением предметов взглядом. В этот период необходимы игрушки с музыкальным или звуковым сопровождением. При выборе развивающих игрушек для детей от 6 месяцев до 1 года нужно обязательно проверить их качество и безопасность, чтобы малыш не получил травму или отравление. Так как ребенок тянет все предметы в рот, то они должны состоять только из крупных деталей. Стоимость хороших игрушек довольно велика, поэтому старайтесь выбирать варианты с несколькими задачами, которые смогут надолго увлечь маленького непоседу.

Пирамидка

По отзывам родителей с опытом, самой первой развивающей игрушкой для детей от 6 месяцев считается пирамидка. Она состоит из нескольких ярких колец разного диаметра, которые нанизываются на центральный стержень. Помимо классических пирамидок сейчас можно увидеть игрушки с интересным «наполнением». Производители устанавливают кнопку музыкального сопровождения, а одно из колец делают прозрачным и наполняют внутренность мелкими шариками из пластика разных цветов.

С такой игрушкой малыш может заниматься довольно долго. Обязательно принимайте участие в играх ребенка, называйте цвета и размер колец. Пирамидка развивает у малыша моторику рук, координацию движений, ориентацию в пространстве. Колечко прекрасно можно кусать в период прорезывания зубов. В таком предмете нет ни одного острого угла, поэтому пораниться малыш не сможет.

Динамическая пирамидка

Прекрасно сбалансированные шарики с зазубренными краями покрашены в разные цвета. Сделаны они из прочного пластика и резины, поэтому плотно скрепляются друг с другом. Ребенок может разбирать и составлять сооружение, примеряя нужный по размеру шар. Такая развивающая игрушка для детей 6-7 месяцев способствует укреплению моторики рук, координации движений.

Особая поверхность шаров хорошо удерживает их вместе, не давая им упасть, поэтому ребенок может их укладывать под любым углом. По отзывам родителей, такой игрушкой дети играют даже после первого года жизни, она яркая и динамичная, очень нравится малышам, надолго привлекает их внимание. Шарики можно катать по полу, стучать одним по другому. Впоследствии их можно использовать для изучения цветов и оттенков.

Музыкальная игрушка

Много радостных моментов принесет музыкальная игрушка с сюрпризом. Нажимая на кнопку определенного цвета, можно увидеть, как появляется голова животного с музыкальным сопровождением. Это всегда вызывает удивление малютки, желание самому нажимать кнопки.

Помимо тренировки моторики и координации движений такая развивающая игрушка для детей от 6 месяцев позволяет понять причинно-следственные связи и развивает мышление малыша. Кнопки для надавливания сделаны разными. Так, на голубую нужно надавить щелчком вниз, а желтую повернуть в сторону, как ключ в двери. Все детали имеют разные цвета и геометрические формы, поэтому игра способствует еще и развитию сенсорных ощущений ребенка. На крышках, прикрывающих животных, написаны цифры, поэтому в такую игру можно играть и более старшим детям, заодно и запоминая цифры от 1 до 4.

Вкладыши-чашки

Такая развивающая игрушка для детей 5-6 месяцев очень напоминает пирамидку, ведь необходимо собрать детали в порядке их увеличения. Но вкладыши-чашки имеют гораздо больший ассортимент обучающих задач, что отмечено многими родителями в отзывах. Ребенок может строить башню, вставляя чаши одна в другую или выставляя их донышком вверх. В каждую чашку можно вкладывать другие предметы — шарики, игрушки, погремушки.

Все детали имеют яркие цвета, что способствует сенсорному воспитанию малышей. Кроме этого, на донышке каждой чашки написана цифра от 1 до 8 или 10, в зависимости от варианта. Поэтому такую игрушку покупать выгодно, ведь ею можно играть еще долго, а можно заодно еще выучить цифры и цвета.

Кубики с объемным рисунком

В качестве развивающих игрушек для детей 6-8 месяцев можно купить кубики. В продаже есть мягкие варианты из ткани с синтепоновым наполнителем, есть обычные пластиковые или с бумажными наклейками. Однако для малышей лучше всего выбрать вариант из плотной пластмассы с рисунком-тиснением на каждой грани. Малыш сможет такую игрушку и взять в рот, и рассматривать со всех боков, и ощупывать рисунок пальцами. Это полезно для развития моторики.

Ставить кубики можно ближе и дальше от себя, слева и справа. Эти действия развивают у ребенка пространственное представление. Из деталей можно строить башенку, выстраивать их в один ряд, кидать в другие игрушки, стучать друг о друга. Словом, ребенку никогда не будет скучно.

Все эти действия полезны для малыша, к тому же кубиками дети всегда играют с удовольствием. По отзывам опытных родителей, такая игрушка обязательно заинтересует ребенка, причем конструировать разные сооружения малыш будет еще долгое время. На боковинах кубиков нарисованы различные животные, насекомые и цифры, геометрические фигуры и линии, поэтому можно проводить множество развивающих игр по ознакомлению с окружающим миром.

Труба для лазанья

Рассказывая друзьям про успехи своего малыша, родители чаще всего на первый план выдвигают его достижения. Когда ребенок научился ползать, его невозможно остановить. Он более уверенно познает окружающий мир, преодолевая большие расстояния. При этом развиваются мышцы ног, рук, спины и живота, что необходимо для освоения ходьбы. Совершенствовать умение ползать и развивать двигательный аппарат поможет раздвижная труба, как на фотографии ниже.

Ее легко сложить и спрятать за шкаф, она занимает минимум места в собранном виде. Но сколько радостных моментов доставит такое полезное развлечение малышу, который умеет ползать! Обязательно мама или папа должны выглядывать в конце трубы, чтобы малыш не боялся закрытого пространства и спешил к близкому человеку.

Столик с игрушками

Столик с игрушками — это легкий и переносной увлекательный предмет, ради которого малыш постарается встать на ножки самостоятельно. Ведь сверху его ожидает куча развлечений. Он сможет покрутить руль автомобиля, прокатить машинку вперед-назад, надавить на фигурку животного, чтобы услышать, как они разговаривают, покрутить стрелки часов и шарики на бабочке.

Клавиши музыкальной игрушки раскрашены в разные цвета и издают красивые мелодичные звуки. Все это обязательно привлечет внимание малыша и, несомненно, будет способствовать и сенсорному воспитанию, и развитию двигательных умений, причинно-следственных связей и пространственных представлений.

Игрушка Монтессори

Во всем мире дети играют игрушками, придуманными итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори. Все они способствуют развитию сенсорики, двигательных навыков и мышления малышей. Для игр с детьми от 6 месяцев можно приобрести такой большой кубик. Все его грани представляют собой отдельные игры. В одну ребенок должен вложить геометрические фигуры, на другой — поднять по ломаным линиям насекомых, третья имеет механизмы зубчатой передачи, которые можно покрутить в разные стороны, а четвертая — это часы с двигающимися стрелками.

Верхняя часть кубика вынимается изнутри и устанавливается сверху на подставку. На ней есть изогнутые проволоки, через которые необходимо продвигать деревянные детали из одного конца в другой. Как вы уже сами догадались, такая игрушка не только развлекательная, но и обучающая.

Развивающие игрушки для детей от 6 месяцев своими руками

Если у вас есть швейная машинка и навыки шитья, то из оставшихся лоскутков можно сшить ребенку развивающий коврик с яркой аппликацией. Это стимулирует познавательный интерес малыша и заставляет его ползать и сидеть, разглядывая яркие картинки.

Как видите, выбирать игрушки нужно с толком, чтобы они были полезны для развития ребенка. Обязательно следите за качеством материала, из которого они сделаны, чтобы малыш был в безопасности.

Занятия с ребенком 5 месяцев Постойте небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как с нее скатывается игрушка на колесиках. Это станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями. Познакомьте малыша с мыльными пузырями. Младенцам очень нравится наблюдать за их неспешным полетом. Следите за тем, чтобы банка с мыльной жидкостью не попала крохе в руки, поскольку он непременно захочет засунуть ее в рот. Помогите малышу исследовать свое тело. Для этого наденьте ему на ногу яркий носок или пинетку с привязанным к ней колокольчиком. Сначала младенец будет просто смотреть на свою ногу, а через некоторое время схватит ее. Чтобы ребенок учился принимать решения, вложите ему в каждую руку по игрушке, которая может пищать. Для этой цели лучше всего резиновые игрушки, которые кроха мог бы сжимать. Наблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно. http://www.missfit.ru/mammy/razvitie-rebenka-do-goda/rebenok-5-mesyacev/

В этом возрасте ваш малыш переходит к активному постижению окружающего мира. Он уже может различать предметы, он понимает, что их можно изучить и как-то использовать. Теперь ему неинтересно просто разглядывать висящую над кроваткой растяжку – нужно хватать, тянуть в рот, трясти игрушку. В связи с этим убедитесь, что все игрушки (и другие предметы, до которых ребёнок может дотянуться) безопасны – их можно смело жевать, они не содержат мелких деталей, могущих попасть в дыхательные пути. Не следует давать детям, например, мягкие игрушки с пришитыми к ним «глазами» из пуговиц – если у малыша получится оторвать эту пуговицу, он может её проглотить, а то и подавиться. Будьте внимательны!

Итак, мобили и растяжки нужно расположить так, чтобы малышу было удобно хватать их и рассматривать. Хорошо, если они будут достаточно прочными, чтобы выдержать знакомство с вашим чадом.

Однако развиваются в пятимесячном возрасте не только хватательные движения. Это время, когда малыш учится дифференцировать различные звуки. Чтобы помочь ему приобрести столь важный навык, вам потребуется несколько погремушек, звучащих по-разному. Погремушки предпочтительнее «музыкальных» игрушек, потому что малышу проще извлекать из них звуки. Такая забава не скоро надоест ребёнку, ведь погремушки сейчас делают яркими и самой разнообразной формы – с удобными ручками, в виде кольца, в виде шара и даже на присосках!

Сочетание упражнений для слуха и для моторики – мягкие игрушки, плотно набитые хрустящим материалом. Сжимая её, малыш извлекает шуршащий звук, кроме того, на ощупь она очень приятна. Не забывайте также о колокольчиках и других «звуковых» забавах.

Игрушки для детей 5 месяцев должны привлекать к себе внимание, поскольку в этом возрасте их часто используют, чтобы стимулировать малышей переворачиваться и ползать. Для этой цели будут полезны двигающиеся игрушки – неваляшки, волчки. Как правило, они цельные (то есть не представляют опасности) и при этом интригующие малыша своим движением.

Не совсем игрушка, но тоже весьма полезная и уж точно интересная вещь для ребёнка – зеркало. Это новое открытие для маленького исследователя – отождествить себя с картинкой на стекле! Дети любят улыбаться своему отражению, изучать его. Само собой, такое знакомство с зеркалом может происходить только под внимательным наблюдением родителей.

Итак, важные качества игрушек – яркость (учимся различать цвет), шумность (учимся различать звук), доступность (учимся хватать всё без разбору), и главное – безопасность.

В семье, в которой совсем недавно появился малыш, внимание взрослых привлекает каждый новый звук и навык ребенка. Но это совсем другой человечек: он уже не тот привезённый из роддома беспомощный грудничок, в 5 месяцев развитие ребёнка характеризуется множеством достижений. Он успешно осваивает окружающую обстановку и изучает игрушки, собственное тело и возможности.

Контрольные цифры

К пяти месяцам ребёнок набирает в среднем 700 г, а рост увеличивается на 2 см. У пятимесячного грудничка нормальный вес может находиться в пределах от 6,900 до 7,500 кг, рост — от 64 до 65,9 см.

Важно понимать, что ориентиром служат не точные, а усреднённые показатели роста и веса для детей этого возраста. В таблицах с указанием параметров для мальчиков и для девочек цифры более адаптированы.

Кроме того, на контрольные показатели оказывают заметное влияние такие факторы:

  • Наследственность — если родители рослые, высока вероятность того, что их отпрыск тоже будет выше своих сверстников;
  • Состояние здоровья — часто болеющие малыши нередко отстают и в росте, и в весе;
  • Характер питания — сбалансированная по максимально возможному количеству полезных компонентов пища поставляет все необходимые вещества для нормального развития ребёнка.

С анатомической точки зрения, активно формируются все внутренние органы: размеры лёгких за 5 месяцев становятся вдвое, а поджелудочной железы в полтора раза больше, чем они были при рождении, печень тяжелеет почти на 50 г. Совершенствуется работа пищеварительного тракта, еда усваивается лучше, у ребёнка постепенно уменьшается потребность в ночном кормлении. В результате увеличивается длительность беспрерывного ночного сна. На сон по-прежнему приходится и большая часть дня. Обычно малышу нужно поспать четыре двухчасовых периода, между которыми — интервалы бодрствования, длящиеся всего по 90 минут.

Российские педиатры установили нормы развития малыша в пять месяцев следующим образом:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 6,1 8,3
Вес девочек, кг 5,9 7,7
Рост мальчиков, см 61,1 67,0
Рост девочек, см 60,8 66,0
Окружность головы мальчиков, см 41,2 44,6
Окружность головы девочек, см 40,3 43,2
Окружность груди мальчиков, см 40,1 45,7
Окружность груди девочек, см 40,3 44,5

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, нормы выглядят так:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 6,0 9,3
Вес девочек, кг 5,4 8,8
Рост мальчиков, см 61,7 70,1
Рост девочек, см 59,6 68,5
Окружность головы мальчиков, см 40,1 45,0
Окружность головы девочек, см 38,9 44,0

Детям на искусственном вскармливании можно давать прикорм, при этом родителям нужно быть очень внимательными и осторожными, особенно если организм пятимесячного малыша склонен выдавать аллергические реакции. За сутки общий вес порции, в состав которой включены пюрированные фрукты и сок, доходит до килограмма. Кишечные колики ещё случаются, но всё реже. Тем не менее расслабиться вряд ли получится: начинается период прорезывания зубов.

Физическая активность и физиологическое развитие

Каждый этап жизни малыша характеризуется определёнными успехами, которые становятся предметом гордости родителей. К 5 месяцам их появляется ещё больше.

Развивающие занятия

Малыш уже не пробует переворачиваться на живот и обратно на спину — он делает это всё увереннее. В связи с этим становится опасно оставлять егозу без присмотра на диване, пеленальном столе, поэтому лучшим вариантом будет расстеленный на полу плед или одеяло: даже если мама отлучится на минутку, ребёнок не упадёт.

Интересный опыт у маленького исследователя возникает, когда он, лёжа на животе, приподнимается на выпрямленных руках или локтях. Новый ракурс наблюдения за окружающими и ощущения ему определённо нравятся.

Кроме того, малыши в пятимесячном возрасте могут начать осваивать технику ползанияпо-пластунски. Конечно, с маминой помощью. Для этого занятия потребуется стимул — яркая игрушка, к которой у крохи есть интерес. Её обычно ставят на таком расстоянии, чтобы маленькая ручка не могла сразу дотянуться. В стремлении получить ту же погремушку или неваляшку ребёнок постарается достать её, но взрослый слегка отодвигает предмет. Как бы ни хотелось поскорее воспитать настойчивость и целеустремлённость, кроха быстро устаёт, поэтому лучше подобные упражнения делать не дольше минуты.

Поддерживая пятимесячного человечка подмышки, можно поиграть с пользой для физического развития мышц. Он будет болтать ножками, а это уже подготовка к ходьбе.

Первые попытки сесть

Как бы ни был велик соблазн поскорее научить малютку сидеть, торопиться с этим крайне нежелательно. В пятимесячном возрасте мышцы спины ещё недостаточно окрепшие, и существует опасность того, что искривится позвоночный столб.

Поэтому учить ребёнка новому навыку нужно, чтобы он мог подняться при упоре на одну ручку — за другую мама слегка помогает — и ненадолго присесть. Можно усадить, приподняв за обе ручки (у детей хорошо развит хватательный рефлекс, они достаточно крепко держатся за пальцы мамы). Кроха наклонён вперёд, и это правильно: максимальная нагрузка на спину возникает при стремлении придать позвоночнику положение, приближающееся к вертикальному.

На очень короткое время (секунды) можно усадить человечка к себе на колени, но так, чтобы ягодички оказались «в ямке», провисли и не расположились на ноге взрослого. Особенно важно соблюдать эту рекомендацию родителям мальчиков.

Недопустимо устраивать малышу уютное (по крайней мере, так думают некоторые бабушки) обкладывание из трёх подушек: сзади и по бокам. В такой позе сильно перегружается спина, детские мышцы быстро устают. Ребёнку нужно лечь, он нуждается в отдыхе, а подушки не позволяют принять горизонтальное положение.

Если ребёнок не хочет присаживаться, у него на это могут оказаться веские причины от слабых мышечных групп на спине до гипо- или гипертонуса. Самое правильное, что может сделать мама в такой ситуации, это обратиться за советом к опытному педиатру. В случае необходимости он направит пациента к специалисту по лечебному массажу. Для коррекции будет подобран комплекс физических упражнений, которые обязательны к исполнению.

Психоэмоциональные изменения

Если ещё в три и даже в четыре месяца младенец эмоционально реагировал на внимание к себе со стороны всех окружающих, теперь он начинает выделять тех, кого видит рядом особенно часто: маму, папу, братьев или сестёр, бабушек. А вот присутствие посторонних людей кроху заметно смущает.

Ребёнок радостно улыбается родным, энергично двигая ножками и ручками, издаёт звуки и, е, й, м, б, п. Кроме того, он улавливает эмоциональную окраску фраз и старается подражать мимике близких. Умения малыша вызывают у старших родственников бурю эмоций, ведь он уже, почти как большой, может:

  • Захохотать;
  • Потребовать;
  • Рассердиться, обрадоваться;
  • Выражать эмоции, лепеча по-разному, отвечая на разные события не только смехом или плачем, но и интонациями.

Услышав голос или другой звук, он поворачивает голову в эту сторону. Малыш с интересом осваивает новые игрушки, ему нравится музыка. Вполне можно такому крохе включать композиции, написанные композиторами для детей. У некоторых малышей может постепенно сформироваться привычка засыпать под нежную колыбельную мелодию, классическую или более современную.

Кроху привлекают яркие и движущиеся предметы. Он может наблюдать за перемещениями людей по комнате. Важной составляющей общения со взрослыми становятся игровые моменты. Но не стоит чрезмерно увлекаться количеством погремушек и прочих ярких предметов: задействовать лучше не более трёх одновременно. Ну а пальчиковые игры, например «Пальчики здороваются», начинают занимать особое место в развитии малыша, потому что центр речи и движения пальчиками тесно взаимодействуют и активно развивают друг друга.

Прогуливаясь на улице, родители могут привлечь внимание ребёнка к проезжающему транспорту, птицам, животным и прохожим. Но чтобы интерес был устойчивым, нужно рассказывать маленькому человеку обо всём, что он видит, например:

  • Кошка говорит «мяу»;
  • Собачка лает «гав»;
  • Птичка поёт «чик-чирик».

Развитие и питание, вес и рост — по-прежнему самые распространённые темы для общения мам на детской площадке и в интернете. Как и во все времена, самое большое беспокойство родительницам доставляет вопрос о сроках и нормах: уж не отстаёт ли любимое чадо от сверстников, что должен уметь делать ребёнок в 5 месяцев. Девочка может делать всё то же самое, что и её сверстник, только присаживать её не стоит торопиться. Дело в том, что у малышек изгибы позвоночного столба формируются на шестом или восьмом месяце, на 50—60 дней позже, чем у мальчиков.

Пятый месяц — важный период в маленькой жизни. Когда родители оценивают развитие ребёнка в 5 месяцев, они часто спрашивают, что должен уметь мальчик или девочка. Такая постановка вопроса немного некорректна. Дело в том, что на этом этапе у всех грудничков формируются одни и те же навыки. И не нужно забывать, что каждый человек индивидуален, маленький — в том числе.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий