Как развивать мелкую моторику рук (и почему это так важно в любом возрасте)

Мелкая моторика для развития речи

image

Мелкая моторика – самая первая стадия развития человеческого интеллекта. Ребенок с самых первых секунд начинает активно познавать окружающее его пространство, ощущая все ладошками и кончиками пальчиков. В первое время ему полезно давать предметы, различные по текстуре, упругости и форме.

image Некоторые папы и мамы часто наблюдают то, что их чада говорить начинают несколько позднее, нежели остальные. Такие родители очень удивляются, когда специалист-логопед приступает к работе с занятий для пальцев и рук. Другие же родители, которые изначально занимаются с пальчиками и ручками своих деток, говорят, что они быстро и активно начинают изучать речь, делая ее сложнее и богаче.

Развитие мелкой моторики как средство развития речи

Статистические данные наглядно демонстрируют, что в конце двадцатого века около семнадцати процентов детей имели проблемы, связанные с речевым развитием. В этом же столетии таких малышей уже более пятидесяти пяти процентов. Случайность ли это, или снижение уровня работы детских ручонок? Попробуйте вспомнить собственное детство и детсады, где детишки рисовали, играли с игрушками, занимались лепкой и даже вышивали. То есть мелкая моторика и речь ребенка это два неразделимых процесса.

 

Как развиваются мелкая моторика и речь ребенка

В ходе гимнастики пальцев между взрослым и малышом возникает некая взаимосвязь. Чадо подражает движениям и старается их запомнить, его руки постепенно становятся более сильными и умелыми, но наиболее важное – улучшается функционирование мозга, что улучшает речевые способности. В будущем приобретенные навыки будут очень полезны малышу во время письма.

Приступив к развитию мелкой моторики со своим ребенком, не следует останавливаться, ведь она полезна как детям, так и взрослым. И совершенно не имеет значения, на каком занятии вы остановите свой выбор, так как их существует великое множество: сооружение конструкций из обыкновенных спичек, моделирование, шитье и т.д.

Первостепенная задача обязательно будет выполнена: увеличится общий тонус и интеллектуальная работоспособность, натренируется память, и даже улучшится работа иммунной системы.

Все это кажется чем-то запредельным, однако можно вспомнить всем известного Да Винчи. Архитектор, медик, художник, инженер, музыкант, изобретатель, поэт и просто обычный человек, который постоянно работал руками.

Рекомендуем также прочитать статью «Особенности мышления дошкольников»

К списку статей 19 ноября 2020 —>

Все слышали о том, что мелкую моторику важно развивать с малых лет. Зачем это нужно, как это связано с запуском речи и как организовать занятия дома? Расскажем подробно.

Что такое мелкая моторика

На первый взгляд мелкая моторика рук — всего лишь ловкость пальцев и кистей, позволяющая выполнять действия разной степени сложности. На самом же деле это физиологический процесс, который координирует работу мышечной, нервной и зрительной систем организма, задействует наше мышление, воображение, пространственное восприятие и память.

Взрослому человеку не составляет труда выполнять простые, на первый взгляд, действия: письмо, застегивание пуговицы или переливание воды из кувшина в стакан. Для ребенка эти действия — высший пилотаж, который придется осваивать в течение длительного времени.

Однако, мелкая моторика — это не только навыки самообслуживания и быт. Наукой доказано, что кисти рук являются проекцией 2/3 частей коры головного мозга, которые располагаются вблизи речевого центра человеческого мозга. Это позволило выдвинуть гипотезу о том, что мелкомоторное развитие напрямую связано с развитием речи, а кисти рук — такие же речевые органы, как и артикуляционный аппарат.

Эти знания возвели мелкую моторику в настоящий культ, на котором спекулируют производители товаров для детей и развивающие детские курсы. На самом деле развитие моторики не требует глубоких академических знаний или дорогого реквизита — занятия можно проводить в домашних условиях с использованием бытовых вещей.

В каком возрасте начанать занятия? Этапы развития мелкой моторики у детей

Специалисты по раннему детскому развитию рекомендуют начинать занятия с 8 месяцев. Фактически первые упражнения на развитие мелкой моторики мамы начинают делать малышам с первых дней жизни. В целях снижения мышечного тонуса у новорожденных неврологи советуют регулярно выполнять гимнастику, в которую входят несложные упражнения для рук и ног, поглаживания и вкладывание маминого пальца в ладошки малыша. Эти действия стимулируют кору головного мозга еще тогда, когда ребенок не может сделать их самостоятельно.

По мере взросления у малыша пробуждается интерес к игрушкам. Вначале — к большим и ярким. К 3 месяцам жизни он неосознанно к ним тянется, пытается схватить двумя руками пока еще на уровне рефлексов — так он познает окружающий мир.

В 5-6 месяцев развивается осознанность, ребенок тянется к конкретной игрушке, может схватить ее одной рукой, тянет в рот — так развивается координация и укрепляются мышцы.

И, наконец, к 8-12 месяцам, когда ребенок уже сидит, ползает, учится вставать и ходить, активно интересуется каждым окружающим его предметом, можно начинать полноценные занятия на развитие мелкой моторики.

К этому времени малыш научился не только брать игрушки, но и возвращать их взрослому, может перекладывать их из одной руки в другую, брать двумя пальцами, нарочно бросать их на пол. В этом возрасте практикуют пальчиковые игры, сортировку мелких предметов, игры с песком и т. д.

В 1-2 года ребенка уже можно увлечь «развивающими» игрушками:

  • большие кубики;
  • пирамидка (малыш легко собирает до 5 колец);
  • конструктор с крупными деталями;
  • кнопочные игрушки.

В это время формируется первый интерес к рисованию — пока только в виде хаотичных линий. Прогресс достигается в самообслуживании: ребенок учится самостоятельно есть ложкой, чистить зубы, расчесываться и т. д.

К 2-3 годам эти навыки закрепляются и совершенствуются. Малыш увлекается книгами с яркими картинками, легко листая страницу за страницей, уверенней держит ручку или карандаш (двумя пальцами, а не всей кистью), с удовольствием мнет пластилин, раскатывает его, отщипывает от него маленькие кусочки.

Уже пришло время знакомить малыша с ножницами и делать первые аппликации вместе со взрослым. А также это подходящее время, чтобы научить ребенка правильно держать ручку. Сделать это лучше заранее, когда малыш только начинает брать пишущий предмет в руку — в противном случае переучить будет труднее. Все эти навыки готовят его к освоению письма в будущем.

В 3-4 года ребенок уверенно соединяет штрихпунктирные линии, рисует по точкам. Увлекается лепкой – уже получаются шарики, змейки и гусеницы. Может самостоятельно надеть штаны, носки, обувь, шапку, застегнуть и расстегнуть молнию.

К 5 годам активно развиваются навыки письма, происходит освоение написания печатных букв и цифр. Ребенок активно учит буквы, может написать свое имя, вырезает по контуру фигурки из бумаги, раскрашивает, не выходя за границы. Одевается и приводит себя в порядок без помощи взрослого. В этот же период одна из рук окончательно становится доминирующей.

В 6-7 лет дошкольник уже уверенно владеет ручкой и карандашом, зашнуровывает обувь, собирает модели из конструктора. Моторика семилеток готова к освоению навыков каллиграфического письма, а к 8 годам у ребенка сформируется разборчивый почерк.

Как организовать занятия по развитию мелкой моторике в домашних условиях?

К организации занятий с ребенком следует подходить с фантазией, отталкиваясь от четырех основных принципов:

  • соответствие возрасту ребенка;
  • предпочтения ребенка;
  • игровой формат занятий;
  • постоянная динамика.

Из предыдущего пункта вы узнали, что каждому возрасту соответствует свой уровень развития мелкой моторики, поэтому не стоит требовать от трехлетки написания прописных букв — вначале нужно отработать с ним элементы попроще.

Занятия с дошкольником не должны быть долгими и утомительными, если вы заметили, что ребенку скучно, меняйте вид деятельности, разбавляйте его физической активностью. Используйте в занятиях атрибуты его любимых героев сказок и мультфильмов, любимые игрушки.

Планируя занятия с ребенком, помните о том, что любой прогресс достигается только в динамике. Эффекта не будет, если изо дня в день повторять одни и те же упражнения, — их нужно усложнять, видоизменять, комбинировать. Это даст хороший толчок в развитии.

Помощь по дому развивает моторику не хуже игрушек и специальных упражнений. Протирание пыли, мытье и вытирание посуды, подметание только взрослому кажутся рутиной, для ребенка это — новый увлекательный мир, в котором он, как взрослый, делает важные дела.

Во время рисования, лепки или аппликации важно требовать аккуратности. Ведь в любой работе важен результат, ребенок должен им гордиться, чтобы иметь стимул развиваться дальше. Помогайте ему доводить работу до совершенства.

Хвалите за успехи, радуйтесь вместе маленьким победам и не позволяйте себе излишней критики. Поддержка и одобрение — важное условие гармоничного развития личности ребенка.

Способы развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика и массаж рук

Самые первые упражнения на развитие мелкой моторики — это пальчиковая гимнастика. Несложные упражнения и массаж кистей рук и пальцев стимулируют мозговые центры, убирают мышечный тонус. Чтобы занятия проходили веселей, пойте песенки, читайте стихотворения и потешки, например:

  • массируйте каждый пальчик, а затем загибайте его в центр ладони, напевая: «Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут? Я — большой пальчик, а дом мой тут»;
  • игра «сорока-ворона»: описываем пальцем на ладони круг, приговаривая: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила», затем массируем подушечку каждого пальчика: «Этому дала, этому дала, и этому дала, и этому дала, а этому не дала — он дров не колол, воды не носил и в лес не ходил, вот и остался голодным»;
  • игра «ладушки»: хлопаем в ладоши вместе с ребенком: «Ладушки-ладушки, где были — у бабашки, что ели — кашку, что пили — бражку, сели-поели — полетели и на головушку сели»;

Для детей старше 3 лет игры можно усложнять, расширяя словарный запас и закрепляя полезные знания. К примеру, пальчиковая игра «дни недели» — изображаем руками действия или предметы из стихотворения:

В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала, В среду я пекла калач, Весь четверг искала мяч, Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила, Всех подружек в воскресенье Позвала на День рожденья.

Популярностью у детей пользуется игра «Театр теней», когда с помощью лампы, кистей рук и воображения на стене оживают животные: волк, жар-птица, гусь, зайчик и так далее.

Массажные мячи, валики и Су-Джок терапия

Детям нравятся «колючие» мячики с шипами, они не только похожи на ежиков или колючки, но и отлично справляются с функцией самомассажа. С ними можно придумать множество игр:

  • собрать «ежиков» в корзину;
  • прокатить «колючку» от кисти руки до плеча, от стопы до бедра;
  • положить мячик малышу за шиворот, чтобы он его достал;
  • кидать мячик друг другу;
  • наступить на ежа.

Такие игры глубоко воздействуют на акупунктурные центры, что является основой Су-Джок терапии. Если верить восточной медицине, массаж кистей рук и стоп не только способствует развитию мозга у детей, но и лечит множество заболеваний.

Игры с мелкими предметами

Выбирая в качестве реквизита для игр слишком маленькие предметы нельзя оставлять ребенка без присмотра, чтобы он случайно их не проглотил. Особенно нужно быть осторожным с магнитами!

Для малышей младше 3 лет прекрасно подходит обычная сортировка — можно сортировать фасоль, горох, мелкие игрушки, болты, гайки, бусины, пуговицы и так далее. Сортировать можно не только по форме, но и по цвету предмета. Усложнить игру можно раскладывая предметы в емкости с узким горлышком. Параллельно с сортировкой осваивайте счет, понятия «один-много».

Детям старшего дошкольного возраста предложите нанизывание бусин на леску, использование пайеток и страз для украшения рисунков, поделок и даже одежды.

Игры со шнуровками

Вы заметили, что у современной детской обуви все реже встречается шнуровка — на смену ей пришли липучки? Это удобно, безопасно и экономит массу времени, однако, дети лишились отличной регулярной тренировки мелкой моторики рук. Вручите ребенку папины кроссовки, или купите недорогие тренажеры для шнуровки.

Вышивание

Девочек 5-6 лет уже может увлечь вышивание. В наши дни оно стало безопасным, теперь для юных рукодельниц выпускают специальные наборы с пластиковой иглой и заготовками из картона. Работа с иглой не только развивает ловкость пальцев — она снижает тревожность и стресс.

Работа с бумагой

Бумагу для занятий можно использовать даже для малышей. Первую поделку вместе с мамой делают уже в год.

  1. Поделка «Снеговик» — мама рисует снеговика на картоне, ребенок рвет белый или голубой лист бумаги на мелкие кусочки, а затем лепит эти кусочки на тело снеговика, предварительно смазанное клеем.
  2. Аппликации — универсальное занятие для детей, поскольку развивает не только мелкую моторику, но и воображение. По мере взросления ребенок осваивает работу с ножницами, вырезание фигур по контуру, учится наносить и дозировать клей, чтобы работа выглядела аккуратной.
  3. Оригами — еще один интересный способ занять ребенка с пользой. Самолет, цветок или конверт может осилить даже дошкольник.

Лепка, игры с пластилином

Ассортимент материалов для лепки давно не ограничивается одним лишь пластилином: разные виды теста, полимерная глина, восковой пластилин и даже холодный фарфор. Все это можно использовать в домашних условиях для занятий с детьми.

Игры с песком

Для традиционных игр с песком не обязательно каждый раз отправляться в песочницу, можно использовать мелкие крупы и любую кухонную емкость. Варианты игр:

  • строительство замков;
  • игра в сокровища (зарывание в песок мелких игрушек и дальнейший их поиск);
  • рисование пальцем на песке;
  • секретики (сделать в песке углубление, в нем создать композицию из красивых оберток, бусин, фольги, мелких игрушек, накрыть ее стеклышком, а затем пальчиком разрывать и любоваться «секретиком»).

Нетрадиционные техники рисования

Создавать шедевры изобразительного искусства можно не только карандашами или красками. Существуют и другие способы:

  • руки (можно рисовать пальцами, делать отпечатки ладошек и пальцев, выкладывая их в форме животных, подобно театру теней);
  • нитки (окунуть нитки в краску и делать отпечатки на холсте);
  • ватные палочки (можно использовать вместо кисточки);
  • пластилин (из куска пластилина вылепить красивый узор, нанести на него краску и делать отпечатки);
  • выпуклые рисунки (например, на монетку положить чистый лист бумаги и заштриховать до проявления рисунка);
  • мыльные пузыри (в стакан налить мыльный раствор, добавить краску, с помощью соломинки в стакане надуть много пены и прислонить к ней бумагу, получив необычный узор);
  • соль (готовый рисунок красками обильно посыпать солью, дать высохнуть и стряхнуть остатки – соль придаст изображению необычную текстуру, объем и цвет).

Слайм

В последнее время набирают популярность слаймы (лизуны) — детям нравится трогать желеобразную массу, перекатывать ее из руки в руку, заполнять баночки, окунать в нее игрушки и счищать с рук.

Игрушки для развития мелкой моторики

Разнообразие игрушек на полках детских магазинов в наше время поражает. Сравнивая его с ассортиментом 80-90 годов, можно предположить, что современные дети должны иметь фантастическую моторику. Парадоксально, но дело обстоит совсем наоборот — у большинства детей (особенно городских) сегодня диагностируют слабые моторные навыки. Это связывают с техническим прогрессом, который во многом облегчил наш быт, с появлением различных ноу-хау, сделавших детство наших детей веселее, проще, безопаснее.

Рейтинг лучших игрушек для развития моторики мало чем изменился за последние полвека, в него вошли:

  • пирамидка;
  • кубики и конструкторы по возрасту;
  • пазлы и мозаика;
  • счетные палочки;
  • куклы-перчатки;
  • сортеры;
  • шнуровки.

Для малышей 1-2 лет в этом веке изобрели полезную вещь — бизиборд. Это доска с закрепленными на ней замками, молниями, шнуровками, тумблерами, розетками и вилками, крышками и кнопками, разнообразными видами тканей и так далее. Такую доску можно сделать самому, она надолго увлекает малышей, тренируя пальчики всеми возможными способами.

Нередко случается так, что купленные игрушки ребенка совершенно не интересуют, а обычная крышечка из-под сметаны способна увлечь его на целый вечер. Не стоит недооценивать бытовые вещи, из них получаются отличные развивающие игрушки:

  • контейнеры для еды (можно складывать один в другой);
  • крышки разных форм;
  • губки, тряпочки для мытья (можно набирать в них воду, а затем выкручивать);
  • ложки и стаканы (переливать воду, пересыпать крупу из стакана в стакан или с помощью ложки);
  • овощи, фрукты, орехи (можно их мыть, снимать кожуру, доставать орешки из скорлупы);
  • замки с ключами;
  • точилки (точить карандаши);
  • клубки с нитками (распускать и сматывать).

Главная задача родителей при проведении занятий — увлечь ребенка настолько, чтобы он сам проявлял интерес к ручной работе, даже в ваше отсутствие. Тогда вы можете быть спокойны — его моторные навыки будут на высоте.

Тренажер для развития мышления Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов узнать подробнее Читай вместе с Умназией! укажите почту

Какая связь между мелкой моторикой и развитием речи

Воздействие подвижности пальцев на речевую функцию первым доказал В.М. Бехтерев. Разнообразные задания, затрагивающие кисти и пальцы рук, со временем позволяют повысить четкость произносимых звуков.

Звучную метафору употребил известнейший отечественный педагог В.А Сухомлинский, заметив, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Эту мысль подхватили специалисты-практики, развивая более узкое предположение о речи на кончиках пальцев.

Появились игровые программы на развитие мелкой моторики — пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. В нее включены задания, разграниченные по возрастам, комплексно стимулирующие детскую речь благодаря одновременной работе пальчиков и проговариванию строчек.

Вопрос взаимосвязи речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Выяснив, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а шевеление пальцами посылает определенный импульс в соответствующие речевые зоны, они предложили свой «Пальчиковый игротренинг».

Пальчиковые игры как средство развития речи в дошкольном возрасте

По мнению Кольцовой, основное значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников заключается в навыке моторного планирования. Данная функция помогает заучить любые действия, связанные с движением. Свойство проявляется как в отношении общей моторики, так и мелкой.

Например, при разучивании танца ребенок сначала думает и смотрит, куда и как поставить ногу, в какую сторону сделать поворот. Мысли перед движением, мелькающие за мгновенье, означают моторное планирование. После многочисленных повторений движение становится автоматическими, необходимость в первом этапе отпадает.

Любые игры пальчиками реализуются в той же связке: сначала подумать, потом сделать.

По мнению психологов и логопедов, произнесение звуков строится по аналогичной схеме. Общее развитие моторных функций позволяет ребенку быстрее осваивать не только звуки и слова, но и помогает произносить их правильно, тщательно выговаривая.

Используя упражнения для развития моторики и речи, необходимо принимать во внимание два принципа:

  • в движение должны быть вовлечены все пальчики, как изолированно, так и попарно, одновременно;
  • действия руками должны предоставлять разные возможности: сжатие, растяжение, расслабление кистей.

Примером тренировки пальчиков и развития речи в 3-4 года может служить игра «Зайка». Важно, чтобы ребенок произносил стихотворные фразы, одновременно играя, используя все 10 пальцев.

Существует признанная на международном уровне классификация игр для одновременного развития моторики и речи, в рамках которой выделяют два типа упражнений:

  1. «Сидячая» игра пальчиков под речитатив стишков – Finger play.
  2. «Активные» движения, дополняющие перебор пальцами поворотами головы, взмахами рук и даже притопыванием — Action rhyme.

Главное достоинство подобных игр в том, что они автоматизируют произношение слов, согласуя с движениями. У ребенка происходит ассоциация звука и смысла слова с собственным телом.

Как пример, для старших дошкольников рекомендуется игра, развивающая мелкую моторику и речь, которая дополнительно помогает запомнить дни недели.

Упражнения, кроме улучшения четкости звуков и произнесения слов, помогут ребенку:

  • Тренировать память – в процессе игры необходимо запомнить веселые стишки и непростые манипуляции, которые нужно правильно повторять.
  • Дополнительно развивать воображение и способность к фантазированию.
  • Улучшать пластичность, ловкость и гибкость самих пальцев.
  • Усиливать концентрацию внимания – умение сосредотачиваться на одном деле.

Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций

Кроме игр и массажа пальчиков, полезно использовать различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого отлично подходят подручные материалы, от пуговиц до круп, а также специальные творческие задания, требующие активных движений пальцев.

Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.

Использование подручных материалов

При должной фантазии можно использовать любые предметы, они отлично воздействуют на стимулирование моторики. Полезно:

  • Одевать кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки;
  • Катать по плоской поверхности каменные или металлические шары, а также грецкие орехи;
  • Зажать между ладонями простой карандаш и перекатывать его. Можно устроить конкурс на скорость или продолжительность;
  • Сжимать-разжимать каучуковый мячик. Он приятен на ощупь, поэтому ребенок с радостью выполняет задание;
  • Завязывать банты из лент или наматывать нитки на катушку;
  • Заниматься выкладыванием фигур из камушков, ракушек, других материалов;
  • Играть со шнуровкой, создавая разные плетения;
  • Использовать прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.
  • Привлекать дошкольника к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Даже если помощь не слишком умелая, следует хвалить малыша за усилия.

Также эффективно развивать моторку рук, привлекая дошкольника к сортировке пуговиц или надеванию бусин на нить. Крупы – отличный материал для развития тактильного восприятия и увлекательных игр: перебирание гречки или гороха и создание из крупинок аппликации, поиск спрятанной игрушки в емкости с зерном.

Если смешать фасоль или горох с игрушками, то можно надолго занять ребенка извлечением своего богатства из миски. Детей постарше можно увлечь изготовлением поделок и несложных украшений из бисера.

Выполнение творческих заданий

Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий.

Для этого создано множество различных наборов для мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.

В последние годы набирает популярность рисование, так называемыми, «волшебными» красками. Особенность красок состоит в том, что их нужно изготавливать самим из муки, соли и гуаши (или другого красителя).

Первым делом дети тщательно перемешивают пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, потом добавляют краситель для цвета и немного воды. Желательно и на этом этапе размешивать смесь пальчиком. Тем более что дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками.

Такое занятие проводится обязательно под контролем и при непосредственном участии родителя или воспитателя. Немного беспорядка оно создает, но с каким удовольствием дети создают свои художества!

Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:

  • Вырезание снежинок из бумаги. Взрослый показывает, как это делается, после чего дети повторяют. Далее получившиеся узоры можно раскрасить разным красками.
  • Соревнование на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Детям следует как можно точнее повторить оригинал.
  • Рисование на манке. Высыпать на поднос манную крупу и предложить детям поиграть в художника. Начинают с простых линий, а потом можно переходить к рисованию образов, букв, цифр.
  • Лепка из пластилина и глины – эффективный прием развития мелкой моторики. Для того чтобы задействовать все пальчики, взрослый должен вводить игровые элементы и предлагать детям размять шарик только мизинчиком или безымянным пальцем.

Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом.

«Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике Железновых)

Cкачать сертификат

Автор: Садыкова Лилия Сергеевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

«Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике Железновых)

Краткое описание работы: Что дает пальчиковая гимнастика детям?  Способствует овладению навыками мелкой моторики.  Помогает развивать речь.  Повышает работоспособность коры головного мозга.  Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.  Снимает тревожность.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.

     Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

     В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

     Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

     Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

  • Ø Способствует овладению навыками мелкой моторики.
  • Ø Помогает развивать речь.
  • Ø Повышает работоспособность коры головного мозга.
  • Ø Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
  • Ø Снимает тревожность.

     Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям.

     Психологи утверждают, что очень полезны также упражнения для ног. Мы ставим задачу — активизировать стопы и пальцы ног, заставить их выполнять тонкие, сложные движения, что способствует развитию коры головного мозга. Те, кто пробовал рисовать ногами, говорят, что буквы, изображенные подобным образом, запоминаются раз и навсегда.

Методика Железновых

Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям. Опыт показывает, что занятия по методике Сергея Железновых оказывают благоприятное воздействие на:

  • Ø физическое развитие ребенка,
  • Ø формирование умения распределять внимание в процессе деятельности,
  • Ø гармоничное эмоциональное развитие ребенка,
  • Ø развитие воображения и творческой фантазии,
  • Ø формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье,
  • Ø формирование музыкальных способностей,
  • Ø а также являются профилактикой неврозов и комплексов (игротерапией).

 Методика «Музыка с мамой» начала складываться в начале 90х годов прошлого столетия. В начале целью этой методики было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3 – 5 лет и их подготовка к поступлению в музыкальные школы.

Принципы методики

Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музицирование.

В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте.

Первые игры с малышом

Песенки-игры для развития чувства ритма доступны ребёнку с 5-6 месяцев. Взрослый оказывает помощь малышу в выполнении ритмичных игровых движений под пение или ритмичный говорок. Старайтесь движение сделать для малыша простым, подобрать удобный темп, подлаживайте пение под движения ребёнка. Если малыш пытается выполнить упражнение сам, выражайте бурную радость. Часто бывает, что малыш охотнее, ровнее и ритмичнее стучит вашей рукой или какой-нибудь игрушкой (кубиком, погремушкой), чем сам. Хвалите, просите «помочь маме поиграть».

Пальчиковые игры

Такие игры позволяют развить у ребенка координацию движений, тонкие тактильные ощущения. Известно также, что большую роль упражнения ручками и пальчиками играют в развитии умственной деятельности ребенка.

Во время пальчиковых игр садитесь, друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребёнка были на одной высоте и малыш видел, как вы поёте, а вы видели его лицо. Для ребёнка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поёт взрослый или под фонограмму, поэтому для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый для ребёнка. Выбирайте песенки в среднем или медленном темпе. На первоначальном этапе активно помогайте малышу выполнять движения правильно, разучивайте игру без музыки (подпевая или проговаривая нараспев). Когда ребёнок усвоит упражнение — сокращайте свою непосредственную помощь, но продолжайте выполнять все действия вместе с ним (сидя напротив).

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1. Взрослый сам выполняет движения — ребёнок смотрит.

2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.

3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

Никогда не следует принуждать ребёнка играть. Если игра понравится малышу, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если ребёнок показывает движения по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, прыгает его зайчик.

Такая демонстрация особенно полезна для ещё неловкого и стеснительного ребёнка. Главное, чтобы малыш порадовался своему успеху.

В целом, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

Тексты упражнений — весёлые и яркие, являются подсказкой к заданным движениям, легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.

Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий.

Использовать диски можно для занятий с детьми разного возраста. Веселые пальчиковые игры, музыкальные сказки, гимнастика под задорную музыку, подвижные ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, уроки лепки и рисования, все это будет интересно детям от рождения и до младшего школьного возраста. Занятия по методике Железновых обеспечивают раннее музыкальное развитие, активное развитие речи у детей, развитие музыкального слуха, мелкой и крупной моторики, творческих способностей.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ОБЕЗЬЯНКИ

Обезьянки вышли погулять, (Выполняют движение “фонарики” )

Обезьянки стали танцевать, (Сжимают и разжимают кулачки)

Но одна из них ушла домой поспать, (Ладони прижимают друг к другу,

кладут под щёчку (”спят”)

Потому что надоело танцевать. (Выполняют стряхивающие движения кистями рук (”как будто стряхиваем водичку”)

РИСОВАНИЕ

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Можно рисовать на столе, коленях, полу, животе… )

Мы кружок нарисовали

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать опять начнём.

Мы черту нарисовали…

Мы волну нарисовали…

Точки мы нарисовали…

ТУК, ТОК

(Дети выполняют подражательные движения в соответствии

с текстом. Стучать можно по столу или коленочкам.)

Тук, ток, туки ток

Бьёт кулак как молоток.

Тук, ток, туки — ток,

Бьёт кулак как молоток.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок.

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали каблуки.

Тук, тук, тук туки,

Застучали каблуки.

Тук, тук, тук туки,

Две ноги и две руки,

Тук, тук, тук туки

Бьют и бьют как молотки.

Тук, тук целый день (Стучат произвольно, “как больше всего нравится”).

Мне стучать совсем не лень.

Тук, тук целый день

Мне стучать совсем не лень.

ВОТ ЛЯГУШКИ

(Ладони “прыгают” по коленям (столу).

Вот лягушка по дорожке (При этом необходимо при соприкосновении с поверхностью

Скачет вытянувши ножки: делать ладонями хороший толчок вверх.

«Ква, ква. Ква, ква. Руки то сжимаются в кулак, то резко раскрываются

Ква,ква. Ква, ква.» пальцы(приговаривают “ква-ква”)

МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА

Маленькая мышка (Бегут пальцами обеих рук по столу или

коленям.)

По городу бежит,

Глядит ко всем в окошки, (Сложив пальцы рук круглым окошечком,

заглядывают в него.)

И пальчиком грозит: (Грозят пальчиком)

«А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на

тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

А кто не хочет спать? (Переворачивают руки на другой “бок”.)

Такого непослушного (Щекочут пальчиками то одну, то другую

ладошку.)

Я буду щекотать!»

ПАУЧОК

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью,

а затем по плечу другой руки)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены,

выполняют стряхивающее движение(дождик)).

Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы

растопырены, качают руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. (”Паучки” ползают на голове.)

ПЧЁЛКИ

(Одна из рук стоит на столе,

опираясь на локоть, пальцы

растопырены (ёлка)

На второй руке пальцы смыкаются

в кольцо (улей). “Улей” прижат к

“ёлке”)

Домик маленький на ёлке, (Дети заглядывают в “улей”).

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друг

о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке, (Стучат кулаками друг о друга,

чередуя руки)

Где же, Где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыривают

пальцы и шевелят ими (пчёлки

летают))

Раз два, три, четыре, пять!

ПАЛЬЧИКИ

(В соответствии с текстом, дети поочерёдно сгибают

и разгибают один из пальцев,

при этом стараясь не шевелить остальными.)

Вот это самый толстый пальчик у меня, (Сгибают и разгибают

большой палец)

Вместе с ним танцуют все его друзья. (Сжимают и разжимают

кулачки)

Этот самый ловкий пальчик у меня (Указательный палец)

И, когда танцует пальчик,

с ним танцуют все друзья.

Вот этот самый длинный пальчик у меня, (Средний палец)

Вместе с ним танцуют все его друзья,

А вот этот пальчик лодырь у меня, (Безымянный палец)

Но, когда танцует пальчик,

с ним танцуют все друзья.

А этот пальчик-мальчик лучший у меня, (Мизинец)

Вместе с ним танцуют все его друзья.

Все мои пять пальцев дружная семья, (Выполняют движение

“фонарики”)

И, когда они танцуют, танцую с ними я (Хлопки в ритме текста.)

ПОРОСЯТА

(Дети по очереди “идут” по столу каждым из

пальцев обеих рук)

Этот толстый поросёнок (Мизинцы)

целый день хвостом вилял,

Этот толстый поросёнок (Безымянные)

спинку об забор чесал.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (”Фонарики”)

поросяток я люблю

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (Сжимают и разжимают кулачки)

поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок (Средние пальцы)

носом землю ковырял,

Этот толстый поросёнок (Указательные пальцы)

что-то сам нарисовал.

Ля-ля-ля-ля …

Этот толстый поросёнок (Большие пальцы)

— лежебока и нахал,

Захотел спать в серединке (Рука сжимается в кулак, большой палец

и всех братьев растолкал.  (Зажимается внутрь.)

ЧЕРВЯЧКИ

МИШКУ НА РУКИ ВОЗЬМУ

Для игры понадобится игрушка – медвежонок. Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом песни:

У ЖИРАФА

Во время припева дети показывают пальчиками на соответствующие части тела.

1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза) Припев (хлопаем ладошками по всему телу, показывая пятна). На лбу, ушах, на шее, на локтях, Есть на носах, на животах, коленях и носках.

2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза) Припев («собираем складки» — щипает себя)

3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(2 раза) Припев (поглаживаем всё тело, изображая шёрстку).

4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза) Припев (проводим пальцами или ребром ладони по телу, изображая полоски).

МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий