Как пережить адаптацию к детскому саду без истерик и слез: советы, о которых мало кто догадывался

imageСамыми распространенными нарушениями эмоционально-поведенческой сферы детей в раннем возрасте являются агрессия и истерики.

Детская истерика — состояние бурного выхода неконтролируемых эмоций, неадекватное поведение ребенка проявляющееся когда ребёнок не получает того, что хочет.

Агрессия — разрушительное поведение, противоречащее принятым нормам и правилам в обществе, приносящее физический или моральный вред людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Основными причинами истерик и агрессивного поведения детей могут быть:

  • негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие, в результате чего ребенок испытывает недостаток родительского внимания);
  • терпимость членов семьи к проявлению агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т.е., поощрение такого поведения);
  • суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
  • ограничение самостоятельности ребенка;
  • авторитарное поведение родителей, когда они стремятся полностью контролировать ребенка;
  • чрезмерно уступчивое поведение родителей;
  • индивидуальные особенности  темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).

Внешне истерика проявляется в том, что ребенок кричит, кидает всё, что попадается ему под руку, топает ногами, размахивает беспорядочно руками, рыдает, всхлипывает, бьется головой о стену, бросается на землю, брыкается, дерется и пинается.

К внешним же проявлениям агрессии можно отнести, когда ребенок нападает на других детей и взрослых, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Это ершистый, драчливый и грубый  ребёнок.

Истерики могут начинаться в 9 месяцев, чаще в полтора года. В возрасте до трех лет у малыша, как правило, часто не получается контролировать свои эмоции, к тому же у него не настолько хорошо развита речь, чтобы он мог выразить переполняющие его чувства или желания.

По мере взросления ребёнка, знания его об окружающей действительности расширяются, и он реже прибегает к этому испытанному поведению протеста.

Причинами детской истерики и агрессии могут стать:

  1. Неврологические особенности.
  2. Ошибки в воспитании: непоследовательность, авторитарность, гиперопека или отстранение.
  3. Утомление, недосыпание, чувство голода.
  4. Состояние во время или после болезни.

Почему же это происходит?

Во-первых, это стремление добиться чего-то желаемого или обратить на себя внимание, проверка границ дозволенного. Во-вторых, неспособность выразить словами свои чувства, желания или потребности. В третьих желание подражать взрослым или сверстникам. В четвертых ребенок отрывается от интересного занятия ради неинтересного. И в пятых  не может скоординировать тело и мысли, чтобы сделать нечто новое, чему хочет научиться.

Можно выделить два типа истерик:

  • Истерика характера. Её цель — разрядить эмоциональное напряжение.
  • Цель манипулятивной истерики состоит в том, чтобы управлять другими людьми.

Каждая истерика начинается со стадии крика — ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг. Затем наступает стадия двигательного возбуждения — начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками. Заканчивается всё стадией рыданий — ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются:

  • физическая — использование физической силы против кого-либо или чего-либо;
  • вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;
  • аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Дети от рождения до 3 лет, как правило, проявляют аутоагрессию непроизвольно в тех ситуациях, когда родители что-либо им запрещают (например, бить и обижать другого). Малыш не знает, как можно по-другому отреагировать на свои отрицательные переживания, поэтому в случае запрета: «Не отбирай лопатку у Миши!», малыш замахивается на мать, а когда та выражает неудовольствие, начинает колотить себя. Дети до 3 лет не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

Что же делать?

  • Обнять малыша, поговорить с ним спокойным, доброжелательным голосом, переключая внимание на другой объект. Не ждать, что он успокоится сам.
  • Найти компромиссное решение в конфликтной ситуации со сверстником. «Смотри у Миши лопата, а у тебя красивая машина! Вы вместе будете строители. Твоя машина — главная, она везет строительный материал. Вы сейчас построите большой дом». Дети обычно с удовольствием включаются в игру.
  • Больше гулять с ребенком, пусть он активно двигается, узнает новое, пробует и экспериментирует. Нужно переводить отрицательную энергию в позитивное русло.
  • Не заострять внимание на аутоагрессивных действиях, не обсуждать их с ребенком.

Таким образом можно сделать вывод о том, что склонны к сильным детским истерикам и агрессии в основном дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы. Они  впечатлительны, сложно адаптируются, теряют контроль над своим поведением. Эти дети легко возбудимы, добившись своего, используют скандалы постоянно. У детей до года истерики могут выражаться в приступах длительного истошного плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе.

imageВо время истерики:

  1. Не спорьте с ребенком, который все равно ничего не понимает.
  2. Не кричите, поскольку ваш гнев может только усугубить гнев ребёнка. Повышая голос и выходя из себя, вы как бы признаете правильность его метода.
  3. Научите его справляться с яростью, гневом и раздражением
  4. Не давайте ему возможности почувствовать себя как наказанным, так и поощренным за устроенную истерику. Сам факт скандала не должен что-либо менять.
  5. Не позволяйте детским скандалам, случающимся в общественных местах, вызывать в вас чувство стыда и неловкости перед окружающими.

И самое главное: научитесь сами освобождаться от гнева!

Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.

Борозда А.В.

психолог центра раннего вмешательства

19 сентября 2019 в 00:30 Вот несколько сигналов, на которые родители часто не обращают внимания, а зря.

Все мамы и папы без исключения переживают, когда ребенок отправляется в детский сад. Кто знает, как малыш адаптируется, как и с кем будет общаться? А вдруг его обидят, и он не сможет за себя постоять? А вдруг…

Вообще детсад — это отличный жизненный опыт, и именно здесь нужно начинать учиться решать конфликтные ситуации и искать правильные решения. Однако, отгоняя пустые страхи и охи, родителям важно не пропустить реальные «звоночки», сигнализирующие, что в саду действительно что-то пошло нет так. О них «Летидору» рассказала основатель петербургской сети билингвальных садов CDF Наталья Фесенко.

Наталья Фесенко

Не будем говорить о ссадинах, синяках, рваной одежде и прочих очевидностях, когда следует обеспокоиться и задать соответствующие вопросы персоналу сада. Посмотрим на не самые очевидные вещи.

• Нехороший признак, если поведение ребенка резко изменилось. К примеру, малыш всегда радостно бежал в сад, чтобы поиграть с другими детками, а тут и слышать про сад не хочет.

Насторожитесь, если ребенок ни с того ни сего начал устраивать утренние истерики, не хочет одеваться и всячески затягивает утренний ритуал сборов в сад.

• Повод для беспокойства, если вы заметили, что ваш разговорчивый малыш перестал рассказывать о садике, друзьях, воспитателе и вообще замыкается в себе, отказывается отвечать на простые вопросы про то, как прошел его день, что он делал, какое у него настроение.

• Пора начинать родительское расследование, если ребенок симулирует болезнь — нарочито покашливает или жалуется на живот. Сюда же отнесем вдруг возникшие вредные привычки — грызть ногти и ковырять в носу.

• Если малыш стал плохо спать и перестал нормально есть , это уже серьезный сигнал о том, что с ребенком не все в порядке. Причиной могут стать внутренние переживания и стресс. Природа устроена таким образом, что ребенку не обязательно рассказывать все самому, его организм сам просигнализирует маме о его проблеме. Такого рода нарушения — это своеобразная защитная реакция на внешний или внутренний негатив.

Конечно, родителям нужно ежедневно внимательно слушать рассказы ребенка о том, как он проводит время в саду. Например, это можно сделать по дороге домой, интересуясь, с кем он играл, с кем поругался и почему, какие были занятия.

В то же время, если малыш заявляет, что его обидели, не торопитесь идти разбираться.

VOSTOCK

Возможно, просто Света из группы решила поиграть не с ним, а с Колей. Сначала задайте наводящие вопросы, чтобы прояснить для себя истинное положение дел.

Если вы поняли, что есть проблема, а ребенок не может ее озвучить или сформулировать, психологи рекомендуют использовать игру, в ходе которой можно ненавязчиво расспросить, что происходит и что волнует малыша.

Например, поиграйте с малышом в садик. Определите вместе с ним образ-куклу воспитателя, самого ребенка, посмотрите, какие игрушки он выберет для обозначения других детей. Проиграйте в этом кукольном театре несколько сценариев, в которых ваш ребенок сможет продемонстрировать поведение или реакции воспитателя и одногруппников. Можно задавать наводящие вопросы: «А если Вася будет баловаться, что воспитатель скажет?», «Если Петя не захочет спать, что воспитатель сделает?», «А что ты делаешь и чувствуешь в этот момент?».

Таким образом, вы должны проиграть с ребенком все режимные моменты сада от расставания с вами до встречи.

Наверняка вы услышите фразы, которые часто звучат в саду, и действия из окружения ребенка.

Важно, чтобы игра была ненарочитой и не напрягала ребенка.

Отличный способ диагностики скрытых ситуаций — рисунок. Можно попросить малыша изобразить на бумаге свой сад, одногруппников, нянечек и воспитателя.

При анализе рисунка обращайте внимание на цвета, которыми нарисованы персонажи, размеры, расположение и выражения лиц героев рисунка. Аккуратно задайте вопросы, рассматривая рисунок вместе. Если не разберетесь сами, такой рисунок можно показать любому детскому психологу. И конечно, пообщайтесь с персоналом сада, озвучив беспокоящие вас моменты. Адекватные сотрудники всегда заинтересованы в том, чтобы детям было в детском саду хорошо и комфортно.

Бывает, что мамы опасаются разговаривать и выяснять проблемы с воспитателем, чтобы потом на ребенке не «отыгрывались». Тем не менее существуют ситуации, когда родители обязаны досконально разобраться и в случае необходимости защитить собственного ребенка.

Каждый малыш должен чувствовать, что мама всегда придет на помощь.

VOSTOCK

В более старшем возрасте эффективна практика, когда родители устанавливают негласное правило: в конфликтах с детьми – решай сам, а если в конфликте задействован взрослый, то решать такую ситуацию будем мы.

Объясните ребенку заранее, что родители могут разрешить любую возникшую проблему, если о ней сразу рассказать и не замалчивать. Кроме того, на помощь может прийти психолог, для того чтобы найти правильные ориентиры.

В любом случае изначально необходимо найти причины, а затем действовать, исходя из ситуаций.

Фото: VOSTOCK

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Семейный гороскоп

Недавняя публикация про сопливых детей вызвала бурю возмущения в родительских массах. Давайте попробуем разобраться, почему дети болеют в детском саду и, главное, как можно на это повлиять.

К сожалению, дети, посещающие детский сад, могут болеть до 12–16 раз в год. Сложно назвать это нормой. Скорее, это можно назвать обычным явлением. Каковы же причины этого «обычного явления»?

1. Особенности социального поведения. Дошкольники общаются значительно более тесно, нежели школьники. Чем младше ребёнок, тем больше познавание мира и сверстников завязано на тактильном контакте. Тем больше вероятности заразиться вирусной инфекцией. В школе начинается разобщение, ограничение тесных контактов — дети болеют реже.

2. Рост детей. Чем ниже ребёнок, тем выше концентрация вирусов, выделяемых окружающими, около его лица — капельки влаги, летящие из носов и ртов, благодаря силе всемирного тяготения, стремятся вниз, а не вверх. Чем выше становится ребёнок, тем быстрее он уходит из взвеси вирусов, которая остаётся внизу.

3. Личная гигиена. Чем младше дети, тем хуже они соблюдают правила личной гигиены. А в детских садах с большим количеством детей в группе снижен контроль за тем, как и когда дети моют руки и лицо (да, лицо тоже нужно регулярно ополаскивать!). Школьники взрослеют и начинают, в большинстве своём, следить за чистотой кожи рук и лица.

4. Дневной сон. Конечно, не сам дневной сон повышает частоту ОРВИ, а его условия. Немногие детские сады могут похвастаться отдельной спальней, в которой дети отдыхают на достаточном расстоянии друг от друга. Частая проблема — многоярусные кровати из вызвижных ящиков — тут, как несложно догадаться, больше всех «везёт» тому, кто спит в самом низу. Школьники не спят в школе, у них меньше шансов заболеть ОРВИ.

5. Несоответствие гигиеническим нормам температуры и влажности воздуха в детских садах.

Почему-то

в детском саду всегда сухо и жарко. А ведь температура не должна превышать 19–20 градусов, а влажность должна быть не менее 40–50%. Покупка мойки воздуха,

климат-контроль

или, хотя бы, постоянное проветривание могли бы помочь, но…. В школах ситуация тоже не ахти какая, но жары в 25 градусов уже нет, поэтому ситуация гораздо лучше.

6. Наличие в группе откровенно больных, а не просто сопливых детей. Многие родители ведут в сад больного ребенка, потому что им некуда его деть. Просто насморк без ухудшения самочувствия — это, собственно, не болезнь. Это состояние, которое в англоязычных источниках называют common cold. Не заразно, но неприятно для окружающих.

Решение проблемы — …. ну, это проблема государственной поддержки родительства. Боюсь, что мы не сможем ее решить.

7. Отсутствие нормальной информированности родителей о мерах профилактики ОРВИ помимо вышеупомянутых. Многие уверены, что оксолиновая мазь, промывание носа, виферон и прочие -фероны, гомеопатические горошки, чеснок

и т. п.

успешно предотвращают ОРВИ. Увы, это совершенно не соответствует действительности. Сейчас поднимется лес рук: «а мне помогает». И придется сделать маленькое отступление.

Во всем мире медицина основана на фактах и доказательствах. Почти во всём. 1/6 суши, увы, живет по другому принципу — «у нас так принято». Огромное количество препаратов, не имеющих доказанных эффективности и, главное, безопасности, «работает» исключительно потому, что так совпало. После — не значит,

из-за

. Помогает чеснок в коробочке от 

киндер-сюрприза

? — (у ребенка нет аллергии, у окружающих не подступает тошнота к горлу

и т. п.

) — ОК, используйте! Но давать ребенку препарат с недоказанными эффективностью и безопасностью или же с доказанными неэффективностью и небезопасностью не стоит. Это важно.

Позднее мы подробно поговорим о многих заблуждениях, а сейчас вернёмся к детскому саду.

Итак, эффективны и безопасны:

— вакцинация от гемофильной и пневмококковой инфекций — снижают риск тяжелых осложнений ОРВИ — витамин Д — снижает риск ОРВИ. Его должны принимать все дети с рождения до 3 лет (сейчас обсуждается приём до 7–8 лет) ежедневно круглый год без перерывов в дозировке 500 МЕ вне зависимости от региона проживания и количества солнечных дней (кстати, от солнца нужно защишаться, но об этом отдельно и позже) — вакцинация от гриппа в учреждениях закрытого типа (круглосуточные детские сады, кадетский корпус

и т. п.

)

Васильева Наталья Рашидовна врач-педиатр

Кричащие дети – большая проблема для родителей.

Кричащие дети – это большая проблема для их родителей. У мам и пап часто возникают вопросы: «Почему ребенок непроизвольно кричит, орет, выкрикивает слова? Что делать, если мальчик много сильно кричит, мычит, поперхивается, похмыкивает?» Крик всегда беспокоит родителей, а если он очень громкий резкий непроизвольный, то многие родители оказываются в панике, так как они не знают, почему происходит выкрикивание целый день, что с этим делать, как лечить и куда обращаться в России с такой проблемой, как ходить в детский сад или школу и общаться со сверстниками и взрослыми? В этой статье мы хотели бы остановиться на основных причинах, по которым девочка или мальчик непроизвольно спотанно кричит.  

Причины крика у маленьких детей, почему ребенок сильно кричит?

Ребенок может кричать в различном возрасте. И в разные возрастные периоды причины различные. Мамы и папы замечают моменты в жизни, когда их новорожденный малыш в 1 месяц просыпается, выгибается, сильно громко пронзительно кричит на руках, или кричит днем, ночью, во время кормления плачет, орет диким криком. Почему это бывает и как прекратить крик у детей?

1. Физиологический крик, при котором ребенок расправляет легкие.

2. Ребенок голодный и хочет есть, пососать мамочкину сиську.

3. Ребенок хочет пить водичку.

4. У ребенка колики и болит животик после смеси.

5. Неправильный захват соска груди матери во время естественного вскармливания.

6. Повышенное газообразование в кишечнике (малыш пукает).

7. Дисбактериоз кишечника.

8. Ребенок мокрый, он описал или обкакал пеленку.

9. Капризничает.

10. Прорезывание зубов.

11. Малышу уделяется мало внимания.

12. Плач при акте дефекации и акте мочеиспускания.

13. Няня, или бабушка уронила ребенка на пол и ничего не сказала об этом родителям (ищите гематомы и синяки на теле ребенка).

14. Перегрев тела.

Причины вскрикивания у дошкольников и школьников

В возрасте от 1 до 3 лет малыш может кричать при подражании взрослым, для привлечения внимания или шантажа, при соматических или инфекционных заболеваниях, психологических травмах, кризисе переходного возраста, неправильном воспитании и проблемах в семье. Частой причиной, по которой дети непроизвольно выкрикивают слова – это грозное заболевание – синдром Туретта.

 

Синдром Жиль де ля Туретта

Синдром Туррета, или болезнь конвульсивных тиков, или болезнь Жиль де Ля Туретта характеризуется наличием тикообразных движений и звуковых тиков. Как проявляется синдром Туретта и какие симптомы и признаки данного диагноза? Первые симптомы появляются в возрасте от 3 до 17 лет. Чаще появляются тики глазом, тики щекой, мышцами лица. Позже могут присоединяться генерализованные тики руками, шеей, ногами, туловищем. Данные моторные, или двигательные тики могут несколько месяцев или лет не сопровождаться вокальными, или звуковыми тиками. Через некоторое время на двигательные тики наслаиваются звуковые тики. Ребенок начинает издавать непроизвольные звуки: начинает кряхтеть, выкрикивать звуки, слоги, цокать, квакать, хрюкать. Громкость звуков со временем нарастает. И ребенок начинает непроизвольно выкрикивать слова – дома, на улице, в школе, когда учит и делает уроки, утром, днем и перед сном. А если мальчик или девочка кричат матные бранные слова, то учиться в обычной школе уже крайне затруднительно, так как вести урок учителю уже невозможно. Ребенок дико орет матом. В данной статье по этическим соображениям мы не можем привести примеры матных слов, но в нашей многолетней практике встречались маленькие пациенты, при общении с которым у неподготовленных взрослых, не знакомых с синдромом Туретта, образно говоря, «уши вянут». Отец и мать в ужасе, а все симптомы нарастают. Крики становятся частыми и очень громкими. Окружающие думают, что это невоспитанный ребенок, а это ребенок, страдающий синдромом Туретта, матерится. Копролалия характеризуется выкрикиванием матных и бранных слов. Как бороться с синдромом Туретта? Как лечить болезнь Жиль де ля Туретта? Как успокоить кричащего ребенка? К сожалению, кричащего ребенка при болезни Туретта успокоить невозможно, так как ребенок не может себя контролировать, и выкрикивания происходят непроизвольно. В этом случае нужно лечить синдром Туретта.  

Лечение синдрома Туретта в Саратове

Сарклиник на протяжении многих лет проводит лечение синдрома Туретта у детей и подростков, а также взрослых в городе Саратове. Заболевание очень тяжелое, комплексная терапия во многих, но к сожалению не во всех, случаях позволяет уменьшить проявления синдрома, убрать генерализованные тики и вокализмы. Если Ваш ребенок непроизвольно выкрикивает звуки, слова, то обязательно обращайтесь к врачу. Если Ваш мальчик орет в детском садике или школе, то нужна помощь специалиста. Чем раньше начато лечение, тем больше шансов на восстановление здоровья ребенка.

В следующих статьях мы остановимся на темах: «Как сдерживаться и научиться не кричать на маленького ребенка? Как перестать орать малышу? Как отучить ребенка материться? Запись на консультации.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Текст: ® SARCLINIC | Sarclinic.com Sаrсlinic.ru Фото: © vasilisa_k / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Интересные статьи на сайте sarclinic.ru:

Лечение звуковых тиков

Как лечить эхолалию

Отзывы о лечении детей

Похожие записи:

Центр коррекции речи, ЦКР Сарклиник Саратов, центр развития речи, коррекция нарушений речи

Детская реабилитация в Саратове

Дети, которые непроизвольно выкрикивают слова, почему ребенок кричит

ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР у детей, лечение в Саратове, в России, задержка речевого, психоречевого, психо-речевого развития ребенка

Умственная отсталость у детей: умеренная, легкая, тяжелая, глубокая, олигофрения, слабоумие, лечение

анонимно Здравствуйте! Моей дочке 5 лет, 3 месяца назад переехали на постоянное место жительства в другой город и ходим в садик, как с самого начала плакала по утрам, так и каждый день продолжается, воспитатель очень строгая: по образованию она педагог начальных классов, говорит что когда я ухожу, она успокаивается, но дочь категорически не любит эту воспитательницу, и по ночам не спит переживает… Я разговаривала с заведующей сада она же и психолог вроде общалась с моей дочкой и у них хорошие отношения, но вот в группе всегда слезы и занятий боится что у неё что-нибудь не получится, так видимо ей на занятиях видимо делали замечания, как исправить ситуацию может нужно перевести в другую группу? Отвечает Курильченко Наталья Николаевна психолог, семейный психотерапевт Да,есть такой прием,терапия средой.Когда все же ребенку лучше сменить группу,школу,сад.Но надо делать это в случае,если педагог не хочет наотрез помочь изменить ситуацию.Мне встречались такие за мою более чем 40-летнююпрактику,но все же подавляющее большинство -всегда понимали и менялись.Тогда и у ребенка будет вера в себя — все получилось,я молодец и мир хороший! Попробуйте вместе с психологом побеседовать и поискать пути новых форм общения с девочкой во время занятий,или в другие моменты. Надо конечно,чтобы воспитатель согласилась на открытое наблюдение за ребенком в группе психологом,тогда специалист сделает верные выводы и сможет пмочь исправить положение.Дома же надо фиксировать только успешные и радостные моменты,проведенные в детсаду, играть в восптателя и детей в игрушки,разыгрывая эти сложности с хорошим исходом,который девочка будет сама находить,надо чтобы она была и в роли воспитателя…в общем психолог вам все уточнит потом.Не отчаивайтесь,поддерживайте своего ребенка,все получится и будет хорошо.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий