Как научить ребенка считать − можно ли определить оптимальный возраст для начала обучения?

image«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», — всем известно это высказывание Ломоносова. В жизни математика помогает человеку решать разного рода задачи, видеть перспективу, планировать свои действия. Психологи подтверждают, что обучение детей счёту улучшает работу всех психических процессов, формирует логическое мышление и интеллект. Дети, умеющие оперировать числами и математическими понятиями, успешно обучаются в школе по всем предметам. Поэтому, как только малыш подрастет, заботливые родители сразу же начинают учить его считать. Однако обучение детей в домашних условиях требует специальной организации. Важно знать, когда и как правильно развивать элементарные математические представления. По мнению специалистов, возраст 2 -3 года считается лучшим периодом для начала обучения. Это объясняется тем, что у малышей уже есть опыт познания окружающего мира, понимание речи взрослого, умение наглядно представлять предметы и связывать с ними математические понятия, например: сколько, один — много, больше — меньше, поровну. На вопросы родителей, с чего начинать обучение малыша, ответ один: учимся считать от 1 до 5.

Счет предметов в пределах 5

Главное, при обучении детей счёту в пределах 5 придерживаться основных правил, тогда работа по развитию элементарных математических представлений пойдет гораздо легче и быстрее. Итак, как научить ребенка считать?

Соблюдаем принципы обучения

Взрослые должны понимать, что маленьким детям не всегда удается быстро освоить новые знания. Чтобы у малышей не потерялся интерес к занятиям из-за сложности материала, обучение должно идти:

image

  • от простого к сложному;
  • постепенно и поэтапно;
  • длительность занятий на начальном этапе не превышает 10 минут;
  • не надо нагружать ребенка излишней информацией;
  • необходимо постоянно повторять полученные знания.

Программа домашнего обучения счету в пределах 5 состоит из следующих этапов:

  1. Составление количества предметов в пределах 5 и счет их в прямом и обратном порядке (сначала от 1 до 5, потом от 5 до 1).
  2. Количественный (вопрос: сколько предметов?) и порядковый (вопрос: который по счёту?) счёт в пределах 5.
  3. Соотнесение числа и цифры: соединяем слуховое восприятие числа с его обозначением (написанием).

Готовим к осмысленному восприятию математических знаний

Педагоги утверждают, что даже самый маленький ребенок может без труда считать предметы: один, два, три и т. д. Это успокаивает родителей, они думают, что их малыш умеет считать. Однако зачастую кроха просто повторяет за взрослым и механически запоминает название числительных. Оказавшись в иных условиях, он может элементарно путать их. Родители поймут, осмысленно ли их малыш считает, если будут менять условия, например, составлять количество из разные игрушек, перемешивать их с бытовыми предметами, считать нарисованные объекты, счетные палочки. Для точности восприятия и осмысленности счета нужно учить ребенка действовать правильно: считать предметы, дотрагиваясь до них рукой, слева направо. При назывании последнего числительного спрашивать, сколько всего предметов.

Не забывать! Числительное «один» нельзя подменять словом «раз»!

Считаем в прямом и обратном порядке

Обучая малыша количественному счету, важно показать ему, что можно считать в прямом и обратном порядке. Специалисты говорят, что такие навыки необходимы для дальнейших, более сложных, действий с числами, например, обучения вычитанию. Научить ребятишек обратному счету в пределах 5 помогут простые игры, например: выложить из кубиков лесенку, по которой вверх — вниз шагают игрушки под счет 1, 2, 3, 4, 5 и 5, 4, 3, 2, 1. Или поиграть в игру «Что изменилось?» (взрослый составляет количество из 5 мелких предметов, малыш пересчитывает их, делает вывод: игрушек всего 5. Затем закрывает глаза, а взрослый убирает игрушку, ребенок пересчитывает и делает вывод: всего игрушек 4 и т. д.).

Учим порядковому счету

После того как малыш усвоит количественный счет, необходимо переходить к порядковому. При таком счете каждый предмет получает свой порядковый номер: первый, второй… Считать по порядку можно только слева направо. Полезны при закреплении навыков порядкового счета пальчиковые игры, например, загибая пальцы, считать вместе с ребенком:

«Первый пальчик — самый большой, указательный — второй, третий палец — средний самый, а четвертый — безымянный, пятый пальчик — наш любимчик, а зовут его — мизинчик!».

Или «Первый пальчик — дедушка, второй пальчик — бабушка, третий пальчик — папочка, четвертый пальчик — мамочка, пятый пальчик — наш малыш и зовут его (имя ребенка)».

Полезна будет игра «Какой игрушки не стало?» (каждому предмету присваивается порядковый номер: первый — мишка, второй — мячик, третий — слоник, четвертый — кубик, пятый — домик. Затем ребенок закрывает глаза, взрослый прячет одну из игрушек и спрашивает, какого по счету предмета не стало).

Дети могут научиться быстро соотносить число и цифру. Важно правильное обучение, в котором лучший прием, когда кроху учат числительным и соответствующим им цифрам постоянно, в повседневных ситуациях. Например, дома пересчитывают и пронумеровывают книжки, расставляя их по порядку; считают ступеньки, обозначенные цифрами; голубей на площадке, деревья в парке. Полезно создавать для ребенка проблемную ситуацию, специально пропуская какое-то числительное, например: «Соберем листья для букета, первый листик, второй, … четвертый. Правильно?» При этом обращать внимание, что число можно записать, искать цифры в окружающих предметах: в книжках, номерах дома, автобуса.

Осмысленно запомнить число и соединить его с цифрой помогут детские игры, стишки, считалочки. Например, на слова С. Маршака: «Вот один иль единица, очень тонкая, как спица. А вот это цифра два. Полюбуйся, какова: выгибает двойка шею, волочится хвост за нею…» взрослый выкладывает из подручного материала цифры или рисует их. Можно нарисовать цифрами имена котят в считалочке С. Михалкова: «Мы решали, мы гадали: как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Один, Два, Три, Четыре, Пять». Или подарить ребяткам картинки с цифрами и поиграть: «Будем бегать и играть, я решил вас посчитать: один, два, три, четыре, пять…».

Обучаем действиям с числами

Запоминание чисел пойдет гораздо быстрее, если дошкольник научится активно действовать с ними, например, складывать. С детишками 2 — 3 лет переходят к сложению чисел только тогда, когда они овладеют осмысленным счетом. Не надо волноваться, если трехлетний малыш пока не понимает сложения. Для этого умения необходимы знания по составу числа, оно может сформироваться и позже, к четырехлетнему возрасту, что тоже является нормой. Чтобы ребенок понял состав числа, используются счетные палочки как тренажер: «Положи одну палочку слева и две справа, сколько всего? Какое число получилось?».

Учим детей счету до 5 в играх

Педагоги рекомендуют: чтобы обучение математике приносило ощутимые результаты, оно должно быть доступным и интересным для ребенка.

Таким учебным требованиям отвечает детская математическая игра. Особым успехом в усвоении и закреплении математических знаний пользуются дидактические (обучающие) игры, например, по типу знакомых всем лото, домино, пазлов. Для закрепления нового материала полезны словесные и подвижные, сюжетные и творческие игры, которые могут стать хорошим подспорьем для родителей, чтобы упражнять ребенка в счете.

Пальчиковые игры для самых маленьких

Для самых маленьких детишек подойдут пальчиковые игры, которые послужат не только гимнастикой мелких мышц руки, но и как тренажер счета от 1 до 5. Взрослый предлагает крохе под ритмику стиха поработать пальчиками: сжимать и разжимать, поочередно загибать и считать. Не стоит забывать, что играем с пальчиками и учимся считать до 5 вместе с малышом. Интересно игры с пальчиками будут проходить, если нарисовать колпачки со смешными рожицами для каждого пальца или использовать пальчиковый театр.

«Пять пальцев»

«Считаем пальчики»

Математические игры на счет

Любая игра может быть математическим занятием для дошколят, главное — соблюдать необходимые требования. Такое занятие поможет ребятишкам упражняться в количественном и порядковом счете, знакомиться с цифрами, математическими понятиями (один — много, больше — меньше), активно действовать с числами.

«Наш помощник»

Сюжетные действия позволяют малышу почувствовать свою значимость в семье, обогащают эмоционально, в то же время закрепляют навыки количественного счета. Ребенок по просьбе мамы пересчитывает и выкладывает необходимое количество столовых приборов для ужина. Можно попросить его принести два огурца, три помидора, один перец для салата.

«Составь фигуру»

Задание используется как тренажер для развития мелкой моторики, счета в пределах 5, закрепления цифр, названий геометрических форм. Взрослый заранее готовит несколько цветных геометрических фигур (квадрат, круг), которые разрезаются на 5 частей. Каждая часть помечается соответствующей цифрой. Дошкольник должен подобрать части и посчитать их количество для каждой фигуры. Для разнообразия можно предложить соревнование «Кто быстрее соберет фигуру!» Обязательно дать возможность выиграть малышу и поощрить его.

«Малыши — карандаши»

Дошколята знакомятся с составом числа из единиц, повторяют количественный счет. Для занятия нужны цветные карандаши. Взрослый достает голубой карандаш, уточняет, что предмет один, затем еще один карандаш, желтого цвета: число 2 состоит из двух карандашей (единиц). Постепенно подкладываются другие карандаши, чтобы аналогично познакомить с составом последующих чисел. В конце занятия для поддержания интереса взрослый читает стихи по мотивам произведения А. Степанова, а ребенок рисует картинку:

Лежат в коробке малыши, Малыши – карандаши. Один, два, три, четыре, пять, Начинаем рисовать. Красный, жёлтый, голубой… Выбирай себе любой. Нарисуй красивый дом, Будем жить с тобою в нем. А над домом рисуй солнце, Чтоб светило нам в оконце. И на небе – облака, К нам бегут издалека. А внизу ручей, трава, И на дереве – листва.

«Нарисуй число»

Задание знакомит дошколят с составом числа, помогает соотносить число и цифру, упражняет в количественном счете. Взрослый предлагает ребенку «нарисовать» число из каких-либо предметов: карандашей, мелких игрушек, счетных палочек, затем пересчитать количество предметов.

«Паровозик»

В сюжетной игре отрабатывается счет от 1 до 5 и закрепляется порядковый. Хорошо, когда играет вся семья. Если это невозможно, используются крупные игрушки: мишки, куклы, слоники. Взрослый ставит стульчики «паровозиком», малыш рассаживает игрушки по порядку. Можно спросить, всем ли пассажирам хватит места. Ребенок считает стульчики, игрушки. Затем под веселую песенку из мультика поезд отправляется в путь. Сюжет игры может быть таким: «Игрушки отправляются в путешествие. Посчитай их и посади по порядку: первый, второй, третий, четвертый, пятый «. Можно разнообразить действие, закрепив на стульчиках картинки с цифрами.

«Математические пазлы»

Игра развивает память, внимание, пространственное мышление, тренирует в запоминании чисел. Подготовить материал для такой настольной игры очень просто самим: подбираются картинки с крупным изображением, например, овощи, фрукты, предметы быта, домики. Картинки разрезаются на пять частей, и каждая часть обозначается цифрой. Ребенок должен собрать картинку в соответствии с числовым рядом. В этой игре полезно поучиться называть «соседей» числа ( у 2 «соседи» 1 и 3).

Дети быстро и легко обучатся счету, если взрослые будут постоянно упражнять их!

Вам понадобятся: 1

Основы обучения математике

Геометрия в помощь

Счет – не единственная составляющая интеллектуального развития ребенка в направлении математики.

Детей необходимо учить начальным правилам и понятиям геометрии:

  • Размерам: понятие выше и ниже, длиннее и короче, дальше и ближе;
  • Простым геометрическим фигурам и их примерам в быту;
  • Направлению движения: влево, вправо, назад, вперед, вверх, вниз.

Уроки в игровой форме

Для детей дошкольного возраста обучающие занятия правильно проводить в игровой форме, а младшего школьного возраста – с подключением игр и соревнований по решению математических заданий на время.

Берите в помощь известные игры: лото, домино, детскую монополию, игру «четыре на линии»… и специально разработанные пособия.

Для освоения счета разработано много пособий, больше похожих на занимательную игру: графическое разгадывание лабиринтов, схожее на разматывание клубка, рисунки по клеточкам в обычном и зеркальном отображении.

Наглядные примеры – залог успеха

Наглядность и визуализация – важные приемы обучающих занятий с маленькими детьми. Считайте подручные предметы, наращивая их количество, добавляйте по одному.

На первых этапах обучения не заостряйте внимание на математических понятиях «сложение» и «вычитание», «плюс» и «минус». 2

5 правил раннего обучения

Количество подачи информации

Детям новые знания легче усваивать дозировано, маленькими порциями: занятия проводите в день по 2-3 урока, по 10 минут каждый. Ребенок сохранит интерес, и полученный объем информации будет соответствовать его возрастным интеллектуальным возможностям. Будет ему не в тягость.

Не возвращаться к повторению

В изучении основ математики не следует возвращаться к ранее изученному материалу, а повторять тогда, когда пройденный раздел является базой для развязывания задач следующего уровня.

Посильная сложность

Беритесь с ребенком за решение задач его уровня. Ни в коем случае не стыдите за непонимание, тем более, не кричите и не ругайте.

Закрепление материала

Обязательно пользуйтесь примерами математики в быту:

  • Считайте все интересное, особенно необычное: котов во дворе, лепестки ромашки, красные машины, героев сказки, пуговицы на кофте.

Примеры из задач на счет уровня младшего школьного возраста:

  • Из цены за отдельный товар и нужного его количества рассчитать стоимость данного товара;
  • Рассчитать суммарную стоимость покупки всех товаров.

Самому подсчитать сдачу за покупку – важный навык самостоятельности и серьезная мотивация для взрослеющего ребенка.

Принцип неторопливости в процессе изучения

Любое обучение должно носить характер последовательности и системности. Чтобы материал усвоился и запомнился, став базой для следующих знаний, нужно, чтобы ребенок успел пройти все этапы умственного развития:

  1. Привыкание к терминам, понятиям и процессу.
  2. Понимание сути процесса.
  3. Запоминание информации.

Не спешите с подачей нового материала. Постоянно применяйте полученные знания в повседневной жизни, добавляйте, закрепляйте их.

Обязательно мотивируйте похвалой и признанием его взросления. Ведь поручить расставить на столе определенное количество приборов – это проявить доверие и признать его первые шаги на пути к самостоятельности.

3

Как научить ребенка считать в уме

Для обучения устному счету требуется уже определенный уровень развития, который соответствует возрастным способностям ребенка четырех лет.

  • Старайтесь считать с ребенком как можно больше и все, что находиться в поле зрения и вызывает интерес. Приучите ребенка и без вас заниматься пересчетом объектов. Постоянные тренировки важны в занятиях любого рода;
  • Помогите ребенку сформировать понимание понятий «меньше-больше» путем и количественного сравнения, и визуального сравнения длины, высоты;
  • Пора объяснить, что такое «поровну».

Самое доходчивое объяснение – наглядная демонстрация: равное количество одинаковых предметов сравните с тем же количеством тех же предметов. Попросите ребенка определить, где предметов больше.

  • Пора познакомить ребенка с базовым математическим правилом: «от перемены мест слагаемых сумма не меняется».

Для объяснения используйте принцип наглядной демонстрации: разделяйте предметы, суммируйте, снова разделяйте, но уже на другое количество, и снова суммируйте.

  • Для облегчения процесса обучения, а главное, для поддержания его интереса, используйте существующие игровые пособия для счета. Учите считать на счетных палочках, кубиках, по таблицам, карточкам и т.д.

4

Как быстро научить считать до 10 с помощью игры

Начинайте осваивать счет не с целого десятка, а с первых пяти цифр. Итак, сначала счет в пределах 5, только затем принимайтесь за десяток.

Процесс обучения можно сделать гораздо эффективнее, если:

  • Заниматься подсчетом при любой возможности, ежедневно тренируя умение;
  • Включать в занятия пальцы рук;
  • Включать в занятия детские счеты и разработанные для развития навыков счета игры;
  • Использовать в помощь просмотр развивающих передач;
  • Учить детские стишки, в которых зарифмован счет.

Особенно полезным обучающим материалом для счета являются карточки. Вы должны менять систему обучения по карточкам от последовательной до чередующейся, чтобы развивать логику, не только память.

Старайтесь включать подсчет и в первые домашние обязанности, для этого ставьте задачу:

  1. Помыть или расставить определенное количество предметов посуды;.
  2. Запомнить количественный перечень необходимых покупок, начиная с 5.

Используйте всю гамму занимательных игр на счет, стихи и считалочки. Примеры, которых, приводим ниже.

Игра в магазин

Подготовьте товары и ценники к ним. Также назначьте «денежной валютой», например, ракушки, камешки, пуговицы или подготовьте бумажные деньги, а может настоящие монетки.

Ребенок должен выступать в качестве кассира, вы – покупателя. Заинтересуйте малыша подсчетом, для начала количественным, без сумм: какое количество у вас покупок и у него «денежной валюты».

«Считай со мной!»

Раз, два, три, четыре! Кто у нас живет в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я. Вот и вся моя семья! Раз, два, три, четыре, пять! Всех начну считать опять!

«Угадай-ка!»

Используя или готовые пластмассовые цифры, или самодельные картонные, предложите ребенку их угадывать.

Поощряйте правильные ответы любимыми лакомствами или чем-то интересным для него.

Лепка из пластилина

Давайте задание слепить два ушка или четыре лапки для будущей пластилиновой зверюшки.

5

Учимся считать в пределах 20

Отправной точкой для повышения уровня сложности счета до 20 должны стать следующие хорошо усвоенные навыки:

  • Понимание счета до 9;
  • Знание цифры 10.

Введение понятия единиц и десятков

На примере новых для него двузначных чисел после 10, объясните ребенку понятия единиц и десятков.

Для наглядного объяснения используйте два вида предметов, к примеру, карандаши и фломастеры, яблоки и морковки. Один вид назначьте единицами, другой – десятками.

Последовательность цифр

Объясните формулу состава двузначного числа и последовательность изменения второй цифры десятка, единицы, – от 1 до 9, с которой он знаком.

Закрепите понимание десятков и единиц наглядным выражением двузначности, выбрав примеры из числового ряда до 20.

Пример

Число 11 – 1 карандаш и 1 фломастер, 12 – соответственно 1 карандаш и 2 фломастера, и так по всем числам до 19 последовательно, не переходя на следующий десяток. 6

Как научится считать до 100

К следующему сложному, трудоемкому и многоплановому уровню, сознание ребенка должно быть готово: если до 5 лет ребенок получал системные и последовательные знания про ряды цифр, знаком с понятиями единиц и десятков на начальном уровне числового ряда до 20.

Расширяйте количество десятков

  1. Познакомьте ребенка со следующими рядами десятков: от 20 до 29, от 30 до 39, от 40 до 49 и так до 99.
  2. Объясните ему алгоритм построения десятка путем возрастания единиц внутри десятка.
  3. Закрепляйте понятия на наглядных примерах.

В новый день – новые числа

  1. Учите с ребенком каждый день по новому десятку.
  2. Когда доберетесь до середины сотни – 50, попробуйте разыскивать потерянные двузначные числа из какого-то десятка.
  3. Играйте в эту игру каждый день.

7

Как научится считать: примеры

Освоили счет – приступаем к следующему уровню: учимся складывать и вычитать.

Математика требует системного подхода и строгой последовательности в обучении, принцип которого – от простого к сложному.

  • Начните с простого числа 3 и разбейте его на два составляющих числа 2 и 1;
  • Пусть ваши первые примеры будут вкусными и полезными, складывайте любимые сладости;
  • Решать примеры на вычитание начинайте только после того, как малыш смог понять принцип сложения;
  • Старайтесь подробно озвучивать действия – это дополнительный способ запомнить;
  • Постепенно изучайте состав чисел, сначала до 10: из каких чисел может состоять число 5, число 6, а из каких число 10: из 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8,1 и 9.
  • Математика для ребенка должна быть занимательной. Примеры предлагайте веселые, чтобы находить решение было интересно.

Дети реагируют на игровую, веселую и занимательную подачу материала и хорошо усваивают ее.

  • Обязательно используйте пособия по начальному уровню математики.

Заключение

Помогите вашему ребенку сделать первые шаги в изучении простейшей математики. Если эти шаги будут увлекательными и победными, он с интересом откроет дверь не только сложную и трудоемкую науку, но и встанет на путь развития возможностей собственного интеллекта.

Человек с развитыми умственными способностями будет востребован в жизни, и его интеллект не позволит проживать жизнь скучно и однообразно.

ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru

<!DOCTYPE html PUBLIC «-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN» «http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd»>

В первый год жизни малыш познает много нового, и по мере своего роста он ощущает необходимость в новых знаниях. Поэтому по достижении 2–3 лет многие родители приступают к поиску способов, которые подскажут, как научить ребенка считать. Ведь в этом возрасте он готов к новому, способен хорошо усвоить полученный урок. Своевременное обучение счету гарантирует к 5 годам должную подготовку, необходимую для учеников 1 класса.

Счет до 10

Для многих детей 3 лет счет от 1 до 10 может оказаться непосильной задачей. Поэтому перед тем как освоить данный урок необходимо начать с простого – счета до 5, и только после этого двигаться далее. Научить ребенка считать в пределах пяти можно следующими способами:

  • Загибая пальцы на одной руке.
  • Используя картинки для детей, которые можно купить или распечатать понравившиеся из интернета. На них вместо цифр должны быть изображены предметы в количестве от 1 до 5.
  • Просматривая развивающие мультики, играя в игры, основной целью которых является учение цифр.
  • Используя такой тренажер, как счеты, специальные палочки, счетный материал.
  • Выучив тематические стишки.
  • Определяя количество предметов в реальной жизни.

Обучив ребенка устному счету до 5, родители не должны задаваться вопросом относительно того, как научить ребенка считать до 10. Ведь методика используется аналогичная, отличие заключается лишь в количестве используемых цифр. Счет в пределах 10 можно оттачивать в игровой форме, которая легче воспринимается детьми. И закрепить результат, который дали карточки для счета, тренажеры и прочее, можно так:

  • Отправляясь в магазин, учимся считать до 10 на продуктах, обозначенных в списке. Родители должны написать именно 10 наименований товара, поиском которого они вместе с малышом и займутся.

В обучении важно не перестараться, ведь ребенку очень легко отобьют охоту что-либо делать длительные занятия, происходящие против его воли. Поэтому, только убедившись в том, что малыш в прекрасном настроении и настроен на учебу, можно к ней приступить. Для малышей научиться считать до десяти – это уже подвиг, который заслуживает похвалы и является показателем того, что они готовы переходить к более серьезному уровню.

Счет до 20

Как правило, посчитать до 10 для детей 3 лет не составит труда. Немного иначе обстоят дела, когда приходит время учиться считать в пределах 20. Трудности могут возникнуть тогда, когда счет до 10 для детей не совсем ясен, а это значит, что родители в своем стремлении научить кроху считать поспешили и этим запутали его. Задаваться вопросом о том, как научить ребенка считать до 20 нужно только тогда, когда он хорошо знает цифры, счет в пределах 10.

Изучая с детьми счет в пределах 20, им необходимо объяснять, утверждать основные нюансы, например:

  • Число состоит из 2 цифр. Первое – это десятки, второе – единицы. Счетный материал поможет освоить счет для детей.
  • Не зная как научить ребенка считать до двадцати, следует привести ему наглядный пример того, как это число может выглядеть. Оптимальным вариантом продемонстрировать это для дошкольников – это поставить перед ними два резервуара.

    В один из них положить 2 предмета, во второй десять. На этом примере малышу удастся разобраться в том, что такое десятки, а что такое единицы.

  • Объяснить нужно и то, что после 10 идут двузначные цифры, а их единицы идут друг за другом (1,2,3 и так далее).
  • После того как первые 20 цифр малышом изучены, можно разбираться в том, как научить ребенка считать в уме. Для этого можно считать примеры на основе подручных предметов. Учим ребенка считать до 20, попросив положить в емкость определенное количество подготовленного материала (конфет, бубликов, камушков). При этом первый раз задание должно выполняться вслух, а во втором счет предметов должен произноситься в уме.

Как научить ребенка быстро считать в уме? Это вопрос времени, и только регулярные занятия и усовершенствование полученных знаний, станут предпосылкой для того, чтобы осилить счет до 100, и в возрасте 5 лет это вполне реально. К тому же это подходящий возраст для того, чтобы объяснить дошкольнику, как правильно это делать.

Счет до 100

Научиться быстро считать в уме до 10, 20 смогут дети в пять лет. А вот как научить ребенка считать до 100 в этом возрасте знают не все родители. Да, маленький дошкольник может испытывать трудности в процессе овладения новыми знаниями, тем более цифра сто предусматривает огромное количество других, одна мысль о которых повергает в шок не только детей, но и их родителей. На самом деле сложностей можно избежать и научить считать дошкольника до 100 без труда, выбрав правильный подход.

Учимся считать до 100:

  • Самый простой способ объяснить детям что такое «100» – это привести пример десятков, из которых оно состоит (10, 20…90). При этом нужно рассказывать и о том, что между десятками есть еще и единицы. Дошкольник, считающий от 1 до 20, будет это знать.
  • Каждый день малышу нужно ставить конкретное задание – изучение новых цифр. Ограничиться можно десятью. При этом повторение должно проводиться от 1 и до цифры, которая была выучена позже всех.
  • После каждого выполненного задания в виде освоения новых цифр, можно проводить контрольные игры. Например, написав числовой ряд, пропустить в нем несколько значений, которые малыш должен определить. Пересчитывать можно и любые предметы, которые его окружают.
  • Счет до 100 для детей – это невероятное достижение, за которое их обязательно необходимо хвалить и поощрять, ведь это самый сильный стимул для достижения больших высот.

Советы родителям

Зная, как научить считать ребенка, большинство родителей допускают распространенную ошибку – они сильно наседают на него, чем отбивают желание к учебе. Помнить нужно то, что 5-летний дошкольник сможет выучить больше материала в игровой форме.

Никакие учения, строгость и настойчивость родителей не дадут ожидаемого результата. Для того чтобы правильно научить ребенка счету необходимо:

  • Обучение ребенка счету лучше начинать до того, как он пойдет в школу. Ведь времени, предусмотренного школьной программой может оказаться мало, и успеваемость малыша начнет снижаться.
  • Не нужно ставить цель всеми возможными и невозможными путями ознакомить дошкольника с цифрами. Он должен их не заучить, а понимать принцип их счета.
  • Учим счет с помощью вспомогательного материала – палочек, карточек, изображение или количество предметов на которых соответствует определенной цифре. Сейчас такой материал находится в свободном доступе, его можно распечатывать или приобрести в ближайшем магазине.

Дети научаться считать, если с ними будут проводиться регулярные занятия. Как правило, в большинстве дошкольных учреждений данному вопросу уделяется достаточно внимания, и воспитатели проводят занятия.

Но и родители не должны оставаться в стороне, полагаясь, что детей всему обучат именно они. Проводить занятия нужно и дома. Это не только позволит лучше усвоить пройденный материал, но и станет прекрасным поводом выделить время для малышей, дефицит которого они могут испытывать.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.

Рекомендуем Как научиться делить столбиком (уголком): примеры с решениями и объяснением Как поставить ребенку звук Р в домашних условиях Тренировки для детей по футболу: финты и упражнения Обучаем ребенка правильно читать по слогам: упражнения и игры

Если обрисовать жизнь современного человека, то его можно изобразить на фоне сплошных чисел и букв. Все сложные науки постигаются благодаря двум основным навыкам – умению считать и читать. Да и в повседневной жизни большинство задач решается благодаря этим двум навыкам. Поэтому вопрос о том, как научить ребенка считать, актуален для родителей. Это не прихоть, это – необходимость. Знания, которые облегчают жизнь.

image

Численность

С понятием численности малыш знакомится автоматически, начиная с обобщенных значений “много” или “мало” и заканчивая более точными высказываниями, когда мама, например, говорит: “Мне нужно разрезать торт на пять кусочков”. Или, отправляя папу в магазин, дает ему задание: “Купи, пожалуйста, два хлеба и один пакет молока”.

Так числа появляются в жизни ребенка. Они пока что обличены в слова. Малыш не понимает, что это такое, но знает, что они есть. Задача родителей: конкретизировать знания. Для начала нужно обучить малыша счету, а позже познакомить с составляющими любого числа – цифрами.

Первые шаги

Начальная цель: освоить первые десять цифр. Это легко делать в потоке повседневности. Вот некоторые примеры того, как научить ребенка считать до 10:

  • Пересчитывать предметы, называя числа – один, два, три… и так далее. Можно считать тарелки, игрушки, ступеньки, пуговицы на рубашке, конфеты в вазе или птиц, сидящих на деревьях, когда их количество находится в пределах желаемого десятка.
  • Не менее эффективный метод: внести элементы обучения в игру, которая нравится малышу. Он любит играть с игрушечной посудой и готовить воображаемую еду? Можно предложить ребенку “испечь пирог” и пригласить гостей. Следующие вопросы помогут ему освоить технику счета: “сколько гостей ты пригласишь?”, “сколько понадобится стульев?”, – а также тарелок, ложек и чашек.

Когда малыш освоит счет с помощью предметов, можно показать, что у каждого числа есть письменное обозначение. Хорошим учебным материалом станут карточки, которые можно приобрести в магазине или подготовить самостоятельно. На карточке нужно нарисовать количество чего или кого-либо, например трех зайчиков, а также написать цифру “3”. Важно, чтобы ребенок научился совмещать эти два понятия – количество и обозначающую цифру.

А как научить ребенка быстро считать? Замечательной тренировкой для ума станет игра в магазин. В качестве валюты можно использовать настоящие монетки, а можно нарисовать купюры – бумажные листочки с цифрами. Для товаров следует подготовить соответствующие ценники. Теперь можно по очереди играть роль продавца и покупателя. Увлеченный игрой, малыш легко освоит и заметно улучшит математические знания.

От простого к сложному

От умения определять количество предметов нужно переходить к другим действиям – обучению обратному счету, а также решению задач на прибавление и вычитание. Пока можно обходится без математических знаков, этим займутся учителя подготовительных и начальных классов.

Цель родителей: продолжать давать знания в домашних условиях и научить ребенка совершать простые арифметические действия, используя, для наглядности, предметы.

Варианты, как это можно делать (в основе та же кухня):

– Посчитай, сколько тарелок стоит на столе? Правильно, пять! А теперь я уберу одну тарелку, посчитай, сколько осталось? Значит если от пяти отнять один, сколько будет?

Или:

– Посчитай, сколько в вазе лежит конфет? Правильно, три! Теперь я добавлю еще 3 конфеты, посчитай, сколько стало?

Теперь на вычитание:

– На столе сколько яблок? Правильно, два! Теперь давай одно отдадим нашему попугаю Кеше. Сколько осталось? Значит если от двух отнять одно, сколько будет?

Попутно можно добавить задание на внимание:

– Ты, я, папа и бабушка сейчас будем пить чай. Посчитай, сколько чашек нужно поставить?

После правильного ответа мама, вместо четырех, ставит на стол пять предметов и задает ребенку следующие вопросы:

– Посчитай, сколько чашек я поставила? Правильно? Ой, неужели я ошиблась! Что я должна сделать? Убрать одну чашку, чтобы осталось четыре? Молодец!

Все примеры должны быть доступны малышу и их решение должно находиться в пределах хорошо знакомых ему чисел.

В качестве счетного материала можно использовать что угодно. Есть специально разработанные для обучения предметы. Например, можно воспользоваться кубиками Зайцева или другими развивающими наборами.

image

Также следует познакомить ребенка со цифрой “0” – что означает “пусто”, “ничего нет”.

В идеале, нужно перенести умение вести счет с помощью обучающих предметов в мыслительную способность, когда ребенок сможет решать арифметические задачи в уме. Для начала он может задействовать зрительные образы, например, представлять себе нужное число в виде предметов. Со временем навык будет отточен до автоматизма, и ребенок, на уровне взрослого, будет быстро называть итоговую сумму.

Дальнейшее развитие

Пора переходить к исчислению десятками, и на этом этапе у большинства ребятишек возникает трудность. Казалось бы, что здесь сложного – прибавить к десяти единичку и получить число 11? Но малыша будто парализует, он никак не может подняться на ступеньку выше. Взрослым непонятно: как научить ребенка считать до 20?

Главное – не волноваться. Малыш обязательно осилит задание, это только вопрос времени. Родителям следует проявлять терпение и не оказывать никакого давления. Важно, чтобы ребенок понял принцип, как из цифр 10 и 1 получается 11, а сумма чисел 10 и 10 составляет 20. Обучающие наглядные пособия могут стать большим подспорьем для родителей.

Обучение счету до 20 рекомендуется проводить после 3-4 лет. На самом деле это зависит от разных факторов: восприимчивости и усидчивости малыша, а также того, насколько хорошо он освоил счет до 10. Многие дети одолевают такую арифметику в 5-6 лет, ближе к школе. После этой победы вопрос о том, как научить ребенка считать до 100, уже не будет казаться сложным. Движение вперед лучше осуществлять поэтапно, например, каждую неделю увеличивать знания на один десяток.

Примеры вопросов, которые помогут закрепить материал:

Есть еще один фактор, которому стоит уделить внимание. Как правильно научить ребенка считать, и существуют ли подводные камни, которых нужно остерегаться?

Многие современные педагоги не приветствуют систему пальчикового счета. Они утверждают, что ребенку, которого учили считать до 10, загибая пальчики, приходится нелегко. Его арифметическое мышление находится в пределах пальчикового счета, и ему трудно выйти за рамки, перейти на следующий уровень.

С этим могут поспорить учителя старой закалки, а также многие взрослые, сами прошедшие в детстве подобное обучение. Следовать за новыми веяниями или отдать предпочтение классическим приемам – это решение, которые должны принимать родители, учитывая особенности своего малыша.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий