Как лучше развивать ребенка — обзор детских развивающих методик, игр, предметов и упражнений

Время чтения: ~5 минут 2338 image Карточки можно приобрести в готовых наборах или сделать своими руками

Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.

В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.

Советуем почитать:image Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселым

Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.

Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.

Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.

Лучше всего выбирать специальные краски, яркие и безопасные, и ватман самого большого размера. Сегодня такие товары можно приобрести в любом канцелярском магазине или детском супермаркете

С детьми нужно играть не только в игры, которые развивают мозг, физкультуре нужно уделять не меньше времени. Как позаботиться о физическом развитии крохи?

Первое и главное правило – больше гулять! При этом нужно позволять ребенку топать ножками по улице. Часто бывает такое, что в год малыши еще не умеют ходить сами. Не беда! В год и месяц большинство таких деток уже делают первые самостоятельные шаги. Необходимо всячески поощрять кроху, хвалить и восхищаться его стараниями.

Дома тоже нужно организовать такие занятия, как гимнастика и зарядка. При этом важно не только учить ребенка упражнениям, но и показывать на собственном примере, занимаясь с ним каждый день. Родителям такая практика пойдет только на пользу.

Специалисты считают, что в детском возрасте физическое и умственное развитие неотделимы одно от другого

Можно включить следующие упражнения:

  • Катание мяча от мамы к ребенку и обратно.
  • Бег («догонялки» с родителями).
  • Подбрасывание мячика.
  • Ходьба по наклонной плоскости.
  • Лазание по стремянке, ступеням или лесенке с поддержкой мамы или папы.
  • Залезание на кресло, стул, диван. Слезание оттуда.
  • Перекатывание на большом надувном мяче с помощью взрослых.
  • Ходьба на месте.
  • Подъем рук вверх и в стороны.
  • С полутора лет можно начинать прыжки на месте.
  • Ближе к двум годам хорошо практиковать такие упражнения, как «мельница» руками и поднимание ног, согнутых в колене, под прямым углом к туловищу (марширование).

Разумеется, не стоит отчаиваться, если малыш не сразу станет повторять движения. Или какие-то из них ему не понравятся. Пройдет месяц-другой, ребенок привыкнет, и гимнастика станет его любимым занятием.

Нельзя лениться учить своего кроху чему-то новому. Развитие ребенка в год очень важно! Каждый месяц необходимо вводить новые занятия, давать малышу полезные знания, обучать нужным навыкам. Эта работа быстро принесет плоды, и малыш будет давать все больше и больше поводов для гордости.

Каждый ребенок обладает своими талантами и способностями,

что-то

у него получается лучше,

что-то

хуже. И здесь родители совершают распространенную ошибку, начиная развивать исключительно сильные стороны малыша и не обращая внимания на другие сферы. Залог формирования многогранной гармоничной личности — всестороннее развитие ребенка.

Интеллектуальное или умственное развитие

Оно предполагает не только передачу ребенку определенных знаний, фактов, информации. Интеллект — это совокупность многих навыков:

  • развитие логики,
  • обучение счету, письму, чтению,
  • аналитическое и критическое мышление,
  • пространственное мышление,
  • память,
  • внимательность.

Важно развивать все в комплексе, тогда ребенок без труда сможет применять знания и навыки и в учебе, и в обычной жизни.

Творческое развитие

Не бывает «нетворческих» детей, поэтому даже если ребенок больше тянется к точным наукам, ему нужно рисование, нужна музыка, танец, другие творческие занятия. Через творчество дети выражают себя, учатся понимать себя, проявлять свои чувства и настроения.

  • отведите ребенку уголок под творчество или сделайте «передвижную станцию» — специальный чемоданчик, который легко достать, когда захочется заняться творчеством.
  • не оценивайте творческий продукт критериями «красиво/некрасиво», «плохо/хорошо», чтобы не отбить у ребенка желание творить.
  • отдайте ребенка на курсы рисования для детей или в центр арт-терапии в Москве или другом городе.
  • позвольте ребенку свободно выражать себя в творчестве, не контролируйте его.
  • предлагайте разные направления и творческие материалы.

Эмоциональное развитие

сюжетно-ролевые

игры. Знакомство с эмоциями дети осуществляют на курсах актерского мастерства.

От умения понимать свои и чужие чувства зависит и социальное развитие ребенка. Дети с развитыми эмоциональным интеллектом лучше понимают себя и других, они более эмпатичны, коммуникативны, сострадательны, легче находят контакт с окружающими.

Физическое развитие

Развитие силы, выносливости и гибкости необходимо каждому ребенку, но не все родители уделяют этому должное внимание. Здесь важно выстроить для ребенка правильный распорядок дня, гармонизировать периоды бодрствования и отдыха, обеспечить пребывание на свежем воздухе с подвижными играми.

С 3 лет полезно отдать малыша на хореографию для детей. Это поможет улучшить координацию движений и научит лучше управлять своим телом. Танцы не только развивают детей физически, но и прививают эстетический вкус, ведь на занятиях воспитанники знакомятся с мировой историей и культурой танца, учатся понимать музыку и красоту мира искусства.

Духовно-нравственное развитие

С раннего возраста нужно начинать знакомство ребенка с понятиями «хорошо» и «плохо», приобщать его к общечеловеческим нравственным ценностям. Без этого невозможно формирование целостной личности. Нравственная база — это тот ориентир, который поможет ребенку в будущем принимать правильные решения и идти верным путем. Очень важно заложить ее именно в детстве, когда мозг еще легко создает новые нейронные связи и психическое развитие ребенка идет быстрее.

Самый простой способ начать приобщать малыша к моральным ценностям — сказки. Дети любят слушать истории и через пример героев усваивают понятия «добрый», «злой», «смелый», «трусливый»

и т. д.

Проиграть усвоенный материал на практике можно в ролевой игре. Формирование нравственности у детей — это многогранный и постоянный процесс, которому нужно уделить серьезное внимание.

Мы приглашаем ваших детей на комплексное развитие в Детский центр «Имена Продакшн». В дисциплину входят занятия вокалом, танцами, cценической речью, актерским мастерством, посещение воскресной школы, развивающие занятия с психологом, а также возможность проявить свой талант на кастингах, которые устраивает Центр.

Дети растут и взрослеют невероятно быстро, поэтому на каждом этапе взросления важно определиться, как развивать ребенка с первых месяцев жизни. Для этого существуют детские развивающие методики, игры и упражнения.

Как правильно выбирать развивающие игры и игрушки

От рождения и на всём этапе роста дети самостоятельно обогащают свои навыки, получают опыт, улучшают физическую форму. Лучшие развивающие игры – это те, которые поощряют естественные стремления познавать мир.

Выбирайте для девочек игры, развивающие разные стороны их натуры, а не только традиционные «дочки-матери» или кухонные наборчики. То же самое касается и мальчиков, их интерес к бытовым играм надо поощрять не меньше, чем тягу к технике.

Привлекать к участию в воспитании детей специалистов стоит начинать не ранее, чем с двух лет. Обучающие группы и детские сады не принесут пользы, пока в малыше не проснётся потребность в социализации. До этого возраста родителям лучше знать, как правильно развивать своего ребенка.

Выбирая детские развивающие занятия исходите из возраста и индивидуальных особенностей своего малыша. Принимайте в расчёт и свой характер, навыки и степень занятости, чтобы домашняя педагогика не была вам в тягость и дала результаты.

Возрастные категории для выбора игрушек обычно делятся на:

  • детей до года – младенцев;
  • возраст от 1 до 3 лет;
  • от 3 до 5 лет – тоддлер;
  • от 5 до 7 лет – дошкольник;
  • от 7 лет – младший школьный возраст.

Развивающие коврики

Развивать органы чувств и общую моторику можно начать уже в 1 месяц и даже раньше.

Обратите внимание на такие замечательные предметы, позволяющие развивать ребенка до года, как коврики для младенцев. Разновидностей детских развивающих ковриков существует великое множество, от бюджетных до самых дорогих. Этот полезный аксессуар несложно сшить дома.

Некоторые коврики устанавливаются прямо в кроватку малыша, как мягкие бортики, чтобы он мог развивать и развлекать себя самостоятельно.

Мобиль в детскую кроватку

Помогает развивать новорожденного ребенка. Игрушка, на покупке которой лучше не экономить. Правильный мобиль должен иметь:

  • несколько режимов громкости;
  • хороший выбор приятной музыки (в том числе, звуки природы);
  • световой режим работы – проектор со светящейся картинкой будет развлекать малыша и работать как ночник;
  • пульт управления.

Такое полезное устройство учит младенца самоуспокаиваться, фокусировать взгляд и концентрировать внимание на движущихся предметах. Позднее, установленный в детской, мобиль поможет ребёнку привыкнуть к самостоятельному засыпанию. Стоимость функционального мобиля колеблется от 3000 до 5000 рублей.

Настенные игрушки для развития

Подойдёт для того периода, когда малыш научится самостоятельно стоять и начнёт тянуться наверх за различными предметами. Она поможет отвлечь его от взрослых вещей. Такая игрушка имеет множество вариантов, разные предметы — составные части.

Для деток, которые только научились стоять, будут интересны настенные сортеры, мозаики и головоломки, с закреплёнными на них двигающимися разноцветными элементами и различными застёжками. Стоимость фабричной игрушки около 2000 рублей.

Распространённый вариант такой развивашки для детей от двух лет – это звуковая настенная азбука. Красочные изображения букв и картинок, которые будут откликаться на нажатия звуком, помогут быстрее изучить азбуку и перейти к чтению. Стоимость до 2000 рублей.

Кинетический песок и различные массы для лепки

Это замечательные игрушки для развития мелкой моторики, начиная с того момента, когда малыш научится сидеть и сжимать кулачки. Конечно, сперва занятия лучше проводить под присмотром взрослых.

Кинетический песок

Сыпучий и одновременно пластичный материал очень сильно отличается от обычного песка. В набор кинетического песка могут входить комнатная песочница, формы для лепки и разноцветный песок. Полный комплект будет стоить около 3000 рублей.

Сквиши

Подборка игрушек сквиши на Озоне

Тянущаяся забавная масса, которую под присмотром взрослых можно доверить ребёнку уже в год. Большой набор обойдётся в сумму около 1500 рублей.

Для развития полезно предлагать ребёнку формовочные массы различной степени вязкости и фактуры. На природе позвольте малышу поиграть с глиной, покопаться в земле. Мелкая моторика пальцев – залог развития речи и умственных способностей.

Для совместного творчества и просто для самозанятия малыша на кухне легко приготовить солёное тесто – соль и мука в равных пропорциях вымешиваются с небольшим количеством воды. Такой «пластилин» точно не съедят даже самые маленькие, хранить его можно в холодильнике, а высушенные в духовке фигурки раскрашивать и использовать в играх от 1 года и до 7-10 лет.

Специальная застывающая масса станет хорошим материалом для самостоятельного изготовления игрушек, начиная с 5 лет.

Дошкольнику можно подарить набор для отливания сувениров из гипса, он обойдётся не дороже 500 рублей.

Ребёнку от 10 лет будет интересен настоящий гончарный круг, с помощью которого он сможет создавать из глины настоящие вещи. Это недешёвая покупка от 5000 рублей.

Различные варианты конструкторов и мозаики

На развитие логики направлены игрушки, состоящие из множества элементов. Первая игрушка такого плана – детская разноцветная пирамидка для детей до года.

С трёх лет можно приобрести конструктор-репейник из множества цветных круглых элементов, сцепляющихся между собой маленькими крючками. На ворсистой поверхности его можно использовать как мозаику. Важно следить, чтобы такая игрушка не запуталась в волосах.

Примерно в том же возрасте ребёнка можно научить складывать пазлы-картинки, постепенно предлагая всё более сложные варианты.

В детских магазинах вышеуказанные игрушки обычно представлены в широчайшем многообразии на любой вкус и кошелёк.

Конструктор «Фиксики»

Игрушка для детей от 3 лет. Состоит из крупных деталей, которые позволяют создавать движущиеся объекты. Стоит около 1500 рублей.

Магнитный конструктор

Состоит из элементов, крепящихся на магниты, подойдёт ребёнку лет с 5. С его помощью можно создавать абстрактные фигуры и объекты, напоминающие животных. Очень хорошая вещь для организации домашнего театра. Такой конструктор можно купить за 2000 рублей.

Робот-конструктор на солнечной батарее

Развивающая игрушка для детей, начиная с 7 лет, которая предусматривает несколько вариантов сборки из одного набора. Приводится в движение посредством получения энергии от солнца или электрического освещения в комнате, что само по себе уже очень заинтересует ребёнка. Стоить будет до 4000 тысяч.

Развивающие методики

Информация о различных методах развития важна скорее при выборе для дошкольного учреждения или группы раннего развития, чтобы родители могли оценить способы работы с детьми.

Методика Марии Монтессори

Занятия для детей включают простые физические упражнения, которые задействуют все мышцы и мелкую моторику, а также помогают развивать речь ребенка. Занимаясь по данной методике, педагоги организовывают достаточно просторные помещения, в которых располагаются разные по текстуре предметы и специальные игрушки. Малышам от 4-х месяцев отлично подходят данные упражнения.

Методика Николая Зайцева

Начать развивать речь ребенка в 1 год поможет данная методика, которая основана на изучении складов и числовых рядов.

Методика Глена Домана

Развивающие карточки, на которых изображены предметы окружающего мира отлично помогают малышу познакомиться с обычными предметами (карандаш, ручка, дерево, небо, море и так далее). Все что нужно делать, это показывать карточки крохе и вслух описывать нарисованное на них. Карточки для развития также способствуют улучшению памяти детей.

Развивающие упражнения

Здоровые дети стремятся к физической активности без посторонней помощи. Всё, что нужно от родителей – не подавлять это желание и обеспечить в доме присутствие подходящего по возрасту спортинвентаря.

Прыгунок или фитбол

Надувная напольная игрушка для детей, которые уже научились ходить и вплоть до взрослого возраста. Сначала малыш будет просто скакать по полу на игрушечном коне, со временем заменит его на специальный мяч и сможет выполнять сложные комплексные упражнения, развивая ноги. Стоит до 1000 рублей.

Шведская стенка или рукоход

Для физического развития начиная с 3 лет дома просто необходим турник с кольцами, канатом и трапецией. Пространство под ним обязательно надо простелить матами и расчистить вокруг место от мебели. Различные спортивные комплексы стоят до 4000 до 10000 рублей.

Развивающие книги

Первая книжка, которую можно предложить малышу – это набор ярких картинок на кольце, развивающий тактильное и зрительное восприятие. Хороший вариант – музыкальные книги имитирующие звуки, характерные для животных, проговаривающие буквы. Они будут увлекать детей до трёх лет. Цена не более 500 рублей.

От 3 до 5 лет время сказок с картинками и несложных стихов. Полезно будет приобрести магнитную азбуку и заострять внимание малыша на том, как выглядят и звучат буквы. Простые картонные книжки стоят не больше 100 рублей.

Дошкольнику пора приобрести его первый букварь. Книга под редакторством Жуковой Н.С. будет стоить около 300 рублей.

Следите за тем, чтобы ребёнок читал (подавайте личный пример) правильную, информативную литературу и не ограничивался школьной программой.

Развивающие сайты и программы

Когда придёт время осваивать интернет, разумным будет приобрести лицензионные развивающие программы и установить контроль над потоком информации из сети.

На различных сервисах можно скачать бесплатные офлайн-игры для изучения букв и счёта детьми начиная с трёх лет. Важно следить, чтобы время, проведённое за компьютером или с планшетом, не превышало в общей сложности одного часа в день.

Буквограмма

Комплекс обучающих программ для развития устной и письменной речи у детей от 5 до 14 лет. Имеет множество положительных отзывов и внушительный опыт использования другими родителями. Стоит около 5000 рублей.

Курсы для изучения иностранных языков

Изучать другие языки психологи и педагоги рекомендуют только после того, как малыш уверенно заговорит на родном. Поэтому, прибегать к таким курсам лучше не ранее 6-7 лет.

Стоимость таких уроков около 1000-2000 рублей. Можно найти в сети бесплатные онлайн курсы для совместного обучения детей и родителей.

Тренажеры для мозга Викиум и Brainapps

Относятся к числу тренингов для развития умственного потенциала посредством прохождения тестовых заданий. Подходят для детей от 10-12 лет. Стоимость составит около 1000 рублей.

Подробнее об интеллект тренажере для детей и взрослых «Викиум» узнайте на официальном сайте

Подробнее об тренажерах для мозга Brainapps на официальном сайте

Развивающие мультики и фильмы

Не бойтесь доверять мультфильмам. Просматривая их малыш обогащает словарный запас, учится представлять себя в разных ситуациях и моделировать различные варианты поведения. На примере мультика с малышом проще обсудить важные темы.

А ещё мультфильмы хорошо отвлекают детей, дают взрослым возможность переключиться, отдохнуть.

Но к качеству этого любимого всеми детьми развлечения надо отнестись максимально придирчиво:

  • мультипликация должна быть красивая и понятная;
  • поведение персонажей неагрессивным, смена кадров естественная;
  • важна грамотная речь героев – ребёнок очень быстро начнёт повторять за ними слова;

Интерес к происходящему на экране начинается примерно с 2–2,5 лет. Для раннего возраста лучше выбрать короткие мультфильмы, продолжительностью две-три минуты.

«Малышарики», «Три кота»

Замечательный пример хорошего мультфильма для детей до пяти лет. Мультипликация выполнена в пастельных тонах, детям в игровой форме объясняют простые правила поведения, учат взаимодействию друг с другом.

«Школа Аркадия Паровозова», «Фиксики», «Пин-код»

Для возрастной категории от пяти до семи лет подойдут развивающие мультфильмы, доносящие в ненавязчивой форме важную информацию: от правил дорожного движения, до основ школьной программы.

Школьникам для развития стоит предлагать программы канала «Дискавери», видеозаписи с мастер-классами детских поделок, художественные фильмы по мотивам классических произведений, подходящие им по возрасту.

Можно предложить детям снять своё кино или мультфильм, это поможет развить творческое мышление, научит работе с видеотехникой.

Студия Стикбот

Игровое устройство, позволяющее снимать мультфильмы с помощью приложения на смартфоне. Освоить его можно уже в 7-8 лет. Стоит такая министудия примерно 2000 рублей.

30.07.2016 00:04 2635 Shutterstock.com Вопрос-ответ Как заниматься развитием ребёнка в игровой форме?

— Сначала напишите цифру. Попросите ребенка запомнить, как она выглядит.

— Затем — цифра нарисована блестящей краской, шершавой на ощупь. Малыш может погладить ее пальчиком и запомнить написание тактильно.

— Рядом с цифрой 1 нарисуйте предмет, например, торт с 1 свечкой.

— Цифры хорошо запоминаются на домино. На белом фоне всего 1 черный шарик.

— Напишите цифру 1 словом «один». Это поможет ребенку в будущем правильно читать числительные.

— Попросите ребенка показать цифру 1 на пальчиках.

— Попросите ребенка пальчиком проложить путь, где 1 цветок, 1 человек, 1 животное.

Издательство «Клевер»

Как подготовить руку к письму

— Нарисуйте шарики разных цветов внизу страницы. Попросите ребенка провести от этих шариков линии вверх, карандашами таких же цветов, как и шарики.

— Дорисовки. Можете нарисовать овечку, а ребенка попросить, чтобы он «накалякал» кудрявую шерсть на спинке барашка. Или чтобы дорисовал волосы человечку, которого нарисуете вы. Или полоски зебре, или радугу.

— Начните рисовать узор (самый простой), а ребенок пусть продолжит линию узора и дорисует до конца листа бумаги.

Издательство «Клевер»

Развиваем логическое мышление

Нарисуйте на листе бумаги несколько геометрических фигур — круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Попросите ребенка, чтобы из этих геометрических фигур он нарисовал домик, машинку или что-то еще.

Издательство «Клевер»

Учимся различать эмоции

— Вам нужно только нарисовать много кругов или овалов. А ребенка попросите пририсовать к этому «лицу» глаза, брови, рот, нос. Пусть ребенок по-разному раскрасит всех человечков и скажет, кто из человечков хмурится, кто — улыбается, кто счастлив, а кто — грустит.

— Предлагайте ребенку разные ситуации, а он пусть изображает, что чувствует. На тебя лает собака, что ты сделаешь? Тебе подарили большой подарок, как ты будешь реагировать? Ты споткнулся, что будет дальше? Мальчик забрал твой мяч, как ты поступишь?

Издательство «Клевер»

Развиваем фантазию

Попросите ребенка заполнить всю страницу «мыльными пузырями», то есть зарисовать ее кружочками. А теперь пусть к этим кружочкам пририсует что угодно, чтобы получились, например, крылья бабочки, цветочки, леденцы и так далее…

Издательство «Клевер»

Тренируем память

Возьмите любое лото, любые карточки с изображениями, например, животных. Разложите их перед ребенком. Теперь попросите его отвернуться, закройте свой ладонью одного из зверей, а ребенок пусть посмотрит и вспомнит, кого не хватает? Кто остался под вашей ладонью?

Учим цвета

Нарисуйте разные предметы (или только овощи), но раскрасьте их только наполовину. Вторую половину рисунка должен докрасить ребенок.

Издательство «Клевер»

Развиваем мелкую моторику

Белый лист бумаги, краски и пальчики. Пусть ребенок окунает пальцы в краску и отпечатывает подушечки на бумаге. Пальчиками можно нарисовать разные узоры. А еще можно раскрасить свою ладонь, отпечатать на листе бумаги, а потом дорисовать картину, превратив ладошку в осьминога, паука или лебедя с крылышками.

Вопрос-ответ Как развивать мелкую моторику ребенку?

Развиваем ритм и моторику

Пусть малыш потанцует. Правила такие: вы в разных темпах хлопаете в ладоши, а ребенок на каждый хлопок делает шаг. Когда вы хлопаете медленно, он делает большие шаги. Чем быстрее темп, тем меньше шаги.

Игра на внимание и восприятие

Показывайте ребенку картинки или фотографии разных предметов. Если то, что на картинке, пахнет хорошо, пусть ребенок изобразит, как глубоко вдыхает. Если пахнет плохо, то пусть закроет носик двумя руками.

Так же учимся различать мягкое и жесткое. Если на картинке что-то мягкое, картинку надо погладить. Если что-то жесткое или колючее — нужно отдернуть пальчик.

Издательство «Клевер»

* Книги Мадлен Дени «Развивающие игры для любознательных малышей», «Рисуй, калякай и играй», «Мои первые цифры, которые можно потрогать» предоставлены издательством «Клевер» 

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

16:01 | 26.07.2016 Рубрика: Методики развития

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь раннем развитии. Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой Глена Домана, и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия Марии Монтессори не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

  • Первый месяц

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

  • Второй месяц

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

  • Третий месяц

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу. Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

  • Четвертый месяц

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

  • Пятый месяц

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

  • Шестой месяц

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

  • Седьмой месяц

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

  • Восьмой месяц

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

  • Девятый месяц

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти  знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

  • С 10 месяцев до года

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

Самое главное, без чего нет никакого развития при самом великолепном уходе – это эмоциональный контакт младенца с близкими людьми, а, самое главное, с матерью. Читайте также «Первые месяцы жизни ребенка и самочувствие мамы».

Если вам понравилась эта статья, приглашаю вас поделиться ею с вашими друзьями в социальных сетях. Подписывайтесь на обновления моего блога, и вы узнаете много интересного.

Хочу узнавать о новых статьях!

Спасибо за подписку! Поздравляю, Вы будете получать все обновления на сайте прямо на e-mail!

Хочу узнавать о новых статьях!

Спасибо за подписку! Поздравляю, Вы будете получать все обновления на сайте прямо на e-mail!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий