Игры с мячом для детей старшей группы

Сначаладоговаривались, до какого количестваочков играют (обычно это было — 20). Каждыйигрок становился в свою четвертьквадрата. Сначала мяч просто бросали вцентр (небольшой квадрат или ромбпосредине). На чью сторону мяч из центраукатился — тому и начинать. Ведущий кидалмяч по диагонали так, чтобы он ударилсяв «свою» четверть квадрата и отскочилв «чужую». Игрок должен был отбитьмяч после одного касания о землю в егочетверти (принцип — а-ля «теннис»).Отбивать мяч нужно ногами, коленом,головой — руками трогать нельзя.

Еслимяч не попадает в четверть противника- игроку-подающему засчитывается 1 очко(«аут»). Если мяч ударяется о четвертьпротивника более 1 раза — принимающемузасчитывается очко. Если мяч послеотбивания его попадал за пределы площадки- отбивающему засчитывался «аут».

Мячможно было не просто отбивать сразу начужое поле, а понабивать ногой-коленомлюбое количество раз. Причем если мячв этом случае уходил за пределы площадки,но не касался земли — игра продолжаласьсколь угодно долго.

Посленабора хотя бы одним игроком 5 очков (апотом 10 и 15) игроки менялись четвертинкамиКвадрата, чтобы никто не привыкал ксвоему «месту». Игра считаетсяоконченной, когда хотя бы один игрокнабрал 20 очков. Тот, кто в этот моментнабрал меньше всех очков, считаетсяпобедителем.

«Козел»

Чтотребуется для игры: любаястена любого дома (желательно безполуподвальных помещений, чтобы окноне выбивать), мяч и хотя бы два игрока,футбольный мяч.

Настене рисуются «ворота» (или простодоговариваемся об условных линиях — «отсих до сих»).

Первыйигрок, ударяя по мячу ногой, отправляетего в «ворота». Второй игрок долженударить по отскочившему мячу и тожепопасть в «ворота». Бить по мячунужно было однимкасанием,не останавливая его и не подбрасывая.Удар мимо ворот наказывался присвоениемигроку одной буквы из слова К-О-З-Е-Л.Кто первый «собрал» слово — тотпроиграл и выбывает из игры. Играют допоследнего «необозванного», которыйи становится победителем.

Понятно,что задача каждого игрока — не толькоотбить мяч и попасть в «ворота», нои постараться максимально «насолить»следующему игроку, т.е. чтобы мяч отлеталмаксимально неудобно.

Вэту игру, дабы не разбить окна, играличасто возле трансформаторных будок, инередко случалось, что мяч улетал накрышу, к огорчению его хозяина -достать его оттуда было практическиневозможно.

«Чеканка»

Чтотребуется для игры: футбольный мяч, хотябы два игрока

«Мальчишечьяигра», своеобразная футбольнаятренировка — набивание мяча головой,ногами, коленом, кто больше раз набьет- тот и победитель.

Чтотребуется для игры: одни ворота, футбольныймяч, минимум 3 игрока.

Играна одни ворота. Сначала жребием определялсяигрок, который первым станет на ворота.Пропускает три гола — вылетает из игры.

Забиватьможно только после того, как мяч триждыбыл пасован между игроками, не ударяясьпри этом об землю. С углового, как правило,можно было переправлять мяч в воротасразу. Человек, забивший с земли илипосле недостаточного количестванабиваний, становился вратарём.

Понекоторым версиям правил карался удариз штрафной площадки за исключениемудара головой.

Осободоставляло загнать в ворота какого-нибудьцентрфорварда и накидать ему нужноеколичество банок в рекордные срокимаксимально извращенным способом(ножницами в очко, например).

«Триста» (или «Американка»)

Чтотребуется для игры: одни ворота, футбольныймяч, 6-8 игроков.

Участникиделятся на команды. Жеребьевкой выбираетсякакой команде обороняться, а какойатаковать. Обороняющаяся командаобороняет ворота, а атакующая их атакует.

Цельдефендеров — не дать мячу пересечьлинию ворот, вратарь должен поймать мячв руки, причём вся обороняющаяся командастоит на воротах и в процессе игры каждыйзащитник имеет право играть руками вштрафной, то есть является вратарём(как вариант вратарём остаётся одинзаранее определённый игрок).

Розыгрышмяча ведётся следующим образом: игрокатакующей команды пробивает пенальти,причём на воротах стоят все обороняющиесяигроки, атакующие стоят за пределамиштрафной площадки (обычно не больше 2-3метров от ворот), иногда перед воротами,мешая обороняющимся и получая за этопендели. После взятия мяча вратарём илизабитого гола происходит смена бьющегоиз нападающей команды (иногда забитыйгол даёт право повторного удара игроку,который выполнял пенальти, либо «призовые»суммируются для того, кто забил ипробиваются, когда подходит его очередь).

Вслучае, когда мяч после пенальтиотскакивает в игровую зону, начинаетсяфутбол в одни ворота, при которомзащитники должны взять его, а нападающие— не сфейлить и набрать побольше очков.Когда все нападающие пробьют свой удар,команды меняются местами. Проигрываютв итоге те, кто пропустит n очков.

Типичнаястоимость разных вариаций, которые чутьчаще, чем всегда отличается даже всоседних дворах (важна относительнаяразница, (между разными вариантами):

Крестовина(либо отскок от крестовины с последующимдобиванием) — 300 очков

Гол от перекладины(либо отскок с добиванием) — 100 очков

Штанга— 50

С углового — 25

«Чистый гол»(вратарь не коснулся мяча) — 10

Междуног — по договорённости

«Грязный»гол (мяч срикошетил от вратаря илизащитника) — всего 5 очков

Голосование: А в какие игры играли Вы?источник: «Советский спорт»

  • 1. Польза от подвижных игр с мячом для детей
  • 2. Картотека игры с мячом для детей
    • 2.1. Игры с мячом для детей 2 лет
    • 2.2. Игры с мячом для детей 3-5 лет
    • 2.3. Игры с мячом для детей 6-7 лет
  • 3. Итоги

С таким простым на первый взгляд предметом как мяч можно придумать множество игр. За это разнообразие его так любят дети. А родители и воспитатели за то, что могут с помощью простого спортивного инвентаря создать целую игру, способную тренировать не только желание побеждать и волю к победе, но и укреплению командного духа, сноровки, внимательности и даже развивать речь ребенка.

Польза от подвижных игр с мячом для детей

Как и любаяподвижная игра, вариации с мячомзанимают особое место среди каждой картотеки спортивных и активных игр. Польза от использования мяча заключается в том, что:

  • У детей развиваетсякоординация движения. Он может следить не только за своими действиями, но и параллельно улавливать движение мяча.
  • Кстати, как один из самых лучших тренажеров по развитию глазомера у человека. А если научиться им пользоваться с детства, то эффект будет заметен быстро. Ведь не все могут попасть по воротам в футболе или в кольцо в баскетболе. Но дети, которые не выпускали из рук мяч в детстве на улицестановятся асами.
  • Любые игры с мячом можно составить не только для развития речи(как, например, в игре «Съедобное-несъедобное), но и отлично развивать общую моторику рук.
  • Командные игры с мячом для детей позволяют узнать, что такое командный дух и научить работать на общую цель команды, вкладывая свои силы в общее дело.

Какую бы игру из общепризнанных вы не выбрали, в любом случае вы получите в итоге ребенка с укрепленным иммунитетом, понимаем командной игры и ее целей, а также узнаете, какие в итоге игры предпочитает ваш ребенок: футбол, баскетбол, теннис или другие варианты.

Картотека игры с мячом для детей

Средикартотеки спортивные игры с мячом для детей вы можете найти те, которые будут актуальны для игры с мячом на улице и в помещении.

Игры с мячом для детей 2 лет

Для двухлетнего карапуза нужно подобрать такой мяч, размеры которого будут для него комфортными, чтобы он смог поймать и кинуть его самостоятельно.

Закинуть мяч в кольцо или коробку

Данная игра предполагает наличие простых пластиковых мячей, обруча или коробки средних размеров. Этот вариант очень хорошо подходит дляигры с мячом для детей в помещении. Поэтому, даже если вы не можете выйти на улицу, то обязательно поиграйте в нее дома.

Задача ребенка с определенного расстояния, кидая мяч, попадать в кольцо или коробку. Для первого раза пусть расстояние будет минимальным. По мере возможности вы будете увеличивать его.

Если хотите для ребенка 2-х лет повторить такуюигру с мячом на улице– воспользуйтесь в этом случае на площадке песочницей, просто отойдя от нее на некоторое расстояние. Можете устроить веселые соревнования между ровесниками, чтобы игра была более веселой и задорной, а можете просто потренировать своего малыша.

Ловим мяч

Дети в возрасте 2-х лет пока еще плохо обращаются с мячом, поэтому вы можете его просто учиться ловить в любом варианте броска: «навесиком», «отталкиванием от себя», «катанием по полу». Кстати при этом вы можете использовать любой видмячей: набивной из ткани, пластиковый, небольшие резиновые мячи, подходящие по размеру. Главное на первых порах избежать травм при отсутствии необходимых навыков у вашего карапуза.

Игры с мячом для детей 3-5 лет

Во-первых сразу отметим, что кроме спортивных бывают еще и развивающие игры с мячом для детей. Мяч вообще часто используют для привлечения внимания и создание эффекта неожиданности при получении задания.

Развиваем речь

Если говорить обиграх с мячом для развития речи детей, то можно рекомендовать обратить ваше внимание на такую игру:

Ведущий загадывает, например, такую задачку: «Назови предметы в этом помещении чей цвет красный». После этого кидает кому-то мяч. Ребенок должен поймать мяч и дать ответ, после чего вернуть мяч обратно ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока не перечислят все предметы в помещении или на улице во время прогулки.

«Ты мне – я тебе»

Это болееспортивная игра именно для улицы. Её смысл заключается в том, чтобы катать мяч по определенному алгоритму. Например, 10 раз отталкиваешь его левой рукой, 10 – правой ногой, потом сразу двумя и так далее. В зависимости от заинтересованности ребенка сами идеи по отталкиванию мяча и их количество можно подстраивать под свои интересы. В зависимости от того, каким мячом играть (футбольным, баскетбольным, обычным резиновым или теннисным) – вы можете подобрать стиль игры и задания.

Игры с мячом для детей 6-7 лет

Одна из игр, которая знакома всем девочкам и мальчикам с детства – этоигра на развитие речи, внимательности и сосредоточенности: «Назови 10 имен девочек». Вариации по названию какой-то одной группы много, все зависит от фантазии, возраста участников и их возможностей. Например, для мальчиков можно сделать игру «Назови 10 марок машин». Смысл игры в том, что играющий бьет мяч об землю и пока тот летит к руке называет слов (имя или то, что задано правилами игры). Назвав его, он опять ударяет по мячуи снова называет слово. Побеждает тот, кто назвал больше слова (если не все дотягивают до 10) и ни разу не промахнулся.

Итоги

Игры с мячом для детей дошкольного возраста являются неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса. Они откладывают на здоровье ребенка позитивный отпечаток и помогают в дальнейшем лучше координировать свои действия во время различных спортивных игр, а также воспитывают волю к победе и командный дух. Игры с мячомпозитивно влияют на такие качества, как внимательность и возможность сосредотачиваться на главном. Во время учебы в школе это будет очень важно, потому что отвлекающих факторов будет множество, а сосредотачиваться никто не будет учить!

Не бойтесьигр с мячом, думая, что малыш может разбить окно или испортить чью-то клумбу. Таким образом, вы только перенесете свою неуверенность и страхи на него, чего делать категорически не рекомендуется. Поэтому соберите свою картотеку спортивных, подвижных игр с мячом для помещения и улицы. Подбирая каждый раз подходящий инвентарь, вы сможете оттачивать мастерство и сноровку у вашего карапуза.

Фото и видео: свободные источники Интернет

image
image

Игры с мячом для школьников

Интересные игры-соревнования с мячом для школьников от 8 до 13 лет.

Прокатись на мяче

Участники соревнований выстраиваются на линии старта по трое. Каждая группа получает волейбольный или футбольный мяч. По сигналу один из тройки, поддерживаемый под локти двумя другими играющими, встает на мяч и, переступая, катит его. Таким образом, вся группа движется к финишу. В пути на специальных отметках члены тройки поочередно сменяют игрока, стоящего на мяче. Побеждает тройка, которая раньше дойдет до финиша.

Если с другом вышел в путь

Команды делятся на пары. Задача — пронести мяч до кегли и обратно, зажав его между лбами (плечами, ушами или спинами) двух игроков. При этом один бежит вперед лицом, а другой — спиной.

Пингвины

По сигналу ведущего участники должны поочередно пронести мяч до кегли и обратно, зажав его между ног.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие на тему «Страна доброты» для проведения в 3 классе

Официанты

По сигналу ведущего участники эстафеты должны пронести мяч на «подносе» — теннисной ракетке до кегли и обратно и передать его следующему игроку.

Передвинь куб мячом

Каждой команде дают по два мяча. Площадка делится на две половины чертой. На черту ставится куб (коробка). Кидая в него мячи, игроки стремятся сдвинуть куб на половину противника.

Крокодильчики

По шесть представителей каждой команды выстраиваются друг за другом в колонну. Каждая пара в колонне зажимает мяч спиной и грудью, не помогая себе руками. Задача — как можно быстрее добежать (точнее, доползти, как крокодильчик) всей колонной до цели.

Бег с тремя мячами

Первый игрок каждой команды берет три мяча и по сигналу бежит с ними до кегли, оставляет их там, бежит обратно и передает эстафету очередному игроку. Следующий участник должен доставить мячи на старт и т. д.

Мяч в кругу

Игра проводится с футбольным мячом. Играющие становятся в круг на расстоянии 1 м друг от друга. Водящий берет мяч и становится в середину круга. Ударяя ногой по мячу, он пытается выбить его за пределы круга. Другие игроки стараются задержать мяч в кругу, держась за руки. Если игроки задержат мяч, они начинают его перекатывать между собой с помощью ног. Задача водящего — отнять мяч у стоящих по кругу и выбить его за пределы круга. Если ему это удалось, его место занимает игрок, который пропустил мяч с правой от себя стороны. Мяч считается правильно выбитым в том случае, если он пролетел не выше колен играющих.

Попробуй, подними

Участники держат в руках по две длинные палки. Перед каждым игроком лежит теннисный (или резиновый) мяч. По сигналу ведущего игроки пытаются концами палок поднять мяч до уровня плеч. Побеждает тот, кому удастся это сделать первым.

Поймай сачком

От каждой команды выходят метатель и ловец и становятся на расстоянии приблизительно 15-20 метров друг от друга. Метатель делает бросок мячом, а ловец должен поймать мяч сачком. Дается 10 попыток, удачные попытки подсчитываются.

Брось ступнями

Игроки, зажав мяч ступнями, располагаются на одной линии в 2-3 шагах друг от друга. Отталкиваясь обеими ногами от пола, они одновременно или поочередно бросают зажатый ступнями мяч через волейбольную сетку (веревочку, перекладину и др.), находящуюся от них в 2-3 м.

Похожие статьи:

Подвижные игры для 1 класса

Подвижные игры с предметами для младших школьников

Подвижные игры на праздниках для детей

Игры со скакалкой для школьников

Подвижные игры и эстафеты с элементами футбола

Вариаций подвижных игр на футбольную тематику существует множество. Можно попробовать поиграть в нижеперечисленные варианты:

  1. Передача мяча ногами. Для этого нужно организовать две команды по несколько человек, команде выстроиться по кругу, чтобы не касаться ближних игроков руками. Далее производится расчет и первый игрок располагается в круг и рядом с ним кладется мяч. По сигналу центральный игрок отдает мяч ногой следующим по счету игрокам, а те, в свою очередь, должны вернуть мяч первому. Нельзя пропускать ни один номер. Таким образом, схема передачи такова: от первого ко второму – от него к первому, от первого к третьему – от третьего к первому и т. д. Передачу мяча можно осуществлять остановкой его стопой или с ходу.
  2. Передача мяча головой. Построение подобно предыдущему варианту, но мяч изначально находится у второго игрока, который стоит в кругу. По сигналу мяч выбрасывают руками первому, который стоит в центре, он должен отбить мяч головой третьему игроку в руки и снова попасть центральному для отбития уже четвертому человеку и дальше, соблюдая очередность. Каждому игроку нужно оказаться в центре и попробовать отбить мяч головой.
  3. Забивание гола. Расположение игроков аналогично предыдущему варианту. В центре – баскетбольный мяч и участник, который будет как бы вратарем и мешать остальным игрокам сбить центровой мяч футбольным. Мяч передается и поражает цель исключительно ногой. «Вратарь» может касаться мяча ногами, руками, головой и телом. Когда центральный мяч сбит, то в центр заступает новый вратарь, который и поразил цель.
  4. Передача паса. Каждой команде нужно поделиться пополам и расположиться друг напротив друга. Игрок отдает мяч через площадку другому игроку, последний должен оставить его и пасовать следующему игроку. Третий берет мяч в руки и выбрасывает его из-за головы стоящему напротив игроку, а тот должен остановить его ногой, либо головой. Последовательность продолжается заново.
  5. Светофор. Мяч ведется игроками в произвольном порядке. Когда подается сигнал «зеленый свет» мяч нужно вести в определенном направлении, на «красный свет» мяч нужно остановить. В качестве сигналов можно сделать цветные кружки.
  6. Обманный мяч. Игроки стоят в кругу, а в центре находится 2-3 человека, чья задача поймать или коснуться мяча при передаче между круговыми игроками. Тот, кто задел мяч – становится в круг, а от кого он ушел – становится в центр.

Читайте также:  11 лучших застольных игр для детей на день рождения или праздник

Организация спортивных эстафет

Эстафеты развивают двигательную активность и соревновательную направленность. Для подготовки требуется минимум материалов: баскетбольный мяч и различные ограничители.

Соревнования для детей младшего школьного возраста направлены на:

  • укрепление физических качеств, здоровья детей;
  • тренировку навыков работы в команде и коллективе.

Эстафеты с баскетбольным мячом можно проводить в спортзале или на открытом воздухе. Важное условие – дети должны передвигаться беспрепятственно. Во время соревнований учащиеся не только получают заряд энергии, но и учатся правильно вести себя в команде. Нужно разделить класс на несколько команд (минимум 2) с равным количеством участников.

Преподаватель подает сигнал, после которого игрок передвигается к финишу, расположенному в 3-30 м от стартовой точки. Чтобы избежать столпотворения, нужно для каждой команды оборудовать «финиш» и «старт». Эстафета считается переданной, когда игрок преодолеет полосу препятствий и вручит баскетбольный мяч в руки следующему ребенку.

Чтобы настроить детей на победу, можно приготовить подарки (медали, кубки и другие поощрительные призы). В команде должно быть не более 6-8 человек. Если в эстафете участвуют 4 команды, то проводят соревнования поэтапно: 2 команды борются за 1-2 место, 2 команды – за 3-4 место.

Преподаватели должны соблюдать ряд правил при организации эстафеты с баскетбольными мячами:

  • в команде должно быть одинаковое количество игроков (как мальчиков, так и девочек);
  • ребята небольшого роста в колоннах должны стоять впереди;
  • нельзя пропускать очередь;
  • забег начинается по свистку;
  • эстафету должен закончить тот игрок, который ее начал;
  • эстафета продолжается до тех пор, пока задание не выполнят все дети, находящиеся в команде.

Каждому ребенку во время соревнований присваиваются очки. Результаты подсчитывают по их количеству. Если ребенок допустил ошибку во время эстафеты, то судья назначает ему 1 штрафное очко. Все результаты судья заносит в протокол.

Важную роль также играет музыкальное сопровождение. Веселые и энергичные песни помогут детям быстрее адаптироваться, почувствовать себя увереннее.

Каждая команда должна иметь:

  • Девиз. Это краткое крылатое выражение, которое выражает идею деятельности или поведения команды.
  • Эмблема. Рисунок, который воплощает идею команды. Изображение должно быть максимально простым и ясным.

За 10 мин. до окончания урока преподаватель подводит итоги и награждает победителей эстафеты.

Тысяча

Количество игроков: 4 и более. Место проведения: на воздухе или в просторном помещении. Реквизит: ворота, мяч. Подготовка: разделиться на 2 команды. Правила игры: игроки одной команды все встают в ворота. Соперники по очереди бьют по воротам. Задача вратарей – зафиксировать мяч в руках. После удара, если мяч не был зафиксирован и не было гола, начинается «футбол». За пределами штрафной площади запрещено играть руками.

Команда за каждый гол набирает очки. За гол с касанием вратаря – 50 баллов; за чистый гол – 100 баллов; за гол от штанги – 150 баллов; за гол от перекладины – 200 баллов; от крестовины – 250 баллов. Перекладины, штанги и крестовины можно суммировать. Главная цель – заработать в сумме 1000 баллов. Та команда, которая сделает это первой, побеждает.

Читайте также:  Сказка на юбилее. Переделанные сказки на юбилей. Сказки-экспромты на юбилей

Подвижные игры с мячом – отличная альтернатива компьютерным футбольным матчам. Есть азарт, движуха и драйв! Пусть в каждой семье появится круглый талисман, несущий здоровье.

Уважаемые читатели! Если вам знакомы другие игры с мячом, поделитесь ими в комментариях.

Теннис с футбольным мячом

Количество игроков: 2 и более. Место проведения: на воздухе или в просторном помещении. При игре 1х1 игровая площадка не должна превышать 10х5 метров. При игре 4×4 – 20х10 метров. Реквизит: мяч, канат Подготовка: разделиться на 2 команды. Разделить игровую площадку на две части: натянуть канат на высоте примерно 1–1,5 метра. Правила игры: Каждая команда стремится перевести мяч на сторону соперника так, чтобы противник не смог его отбить. Ошибкой считается, если мяч пролетит под канатом или коснется его во время подачи; если мяч коснется земли за пределами площадки. Каждая ошибка засчитывается как проигранное очко. Подача осуществляется подъемом ноги с задней линии. Игра продолжается до 20 очков. Если у одной команды 20 проигранных очков, а у другой – 19, то игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не достигнет преимущества в 2 очка.

Варианты: можно играть любой частью тела и совершать не более трех касаний мяча, посылая третьим ударом мяч через канат. Разрешено одно (два, три) касания мяча о землю в зависимости от уровня подготовленности играющих.

Эстафеты с ведением футбольного мяча

Эстафеты подразумевает игру в командах, причем этих команд может быть большое количество. Команды выполняют все действия эстафеты и следуют их правилам на скорость. Та команда, игроки которой выполнили все условия эстафеты верно и быстрее остальных – одерживает победу.

Эстафет с ведением футбольного мяча много, вот некоторых из них:

  • Игроки размещаются в колонны, перед впереди стоящим игроком находится мяч. По сигналу он ведет его ногами до метки, обводит ее и пасует другому участнику колонны. Далее каждым игроком колонны упражнения повторяется.
  • Перед каждой командой устанавливается около 6 стоек, которые каждый игрок должен обойти с ведением мяча, и обязательно вовзратиться с ним. Так делают все участники соревнования. Нарушением является выбегание навстречу мячу.
  • В команде нужно распределиться по парам. Каждая пара бежит вперед, при этом передавая мяч в паре, преодолевая стойки, и аналогичным образом движутся обратно.
  • Игроки движутся вперед в парах, передавая мяч напарнику головой или ногой.
  • Игрок перемещается с мячом вперед, набивая его ногой и не давая коснуться земли. Затем мяч передается другому игроку, который должен подбивать его головой. И так по очереди.
  • Эстафету организуют на половине поля, а мячи раскладывают на линию штрафной площади. По сигналу участникам необходимо поражать ворота по очереди. Победа достается той колонне, которая больше всего мячей забросила в ворота.

Бросай, лови, кати. Давайте поговорим о значении игр с мячом для всестороннего развития ребенка.

Мяч — предмет, прекрасно знакомый и понятный для взрослых. Но стоит взглянуть на мячик глазами малыша, ведь он таит в себе множество открытий!

В данной рубрике мы познакомим вас с полезной и интересной информацией: как подобрать мяч для ребенка (согласно возрасту), а также много различных игр с мячиком.

Глазами взрослого мяч — простой шарообразный предмет, который ассоциируется с разнообразными спорт. играми. Для ребенка, впервые увидевшего мяч, он в себе таит много неизведанного и нового, это один из путей к познанию мира. Его цвет, материал, свойства и форма являются огромным потоком информации.

  1. Мяч гладкий либо, наоборот шершавый на ощупь.

  2. Мячик имеет круглую форму, его можно не только разглядывать, но и крутить в руках.

  3. Мяч легкий либо тяжелый, причем его вес не всегда зависит от размера.

  4. Если мячик уронить — он подпрыгнет, если толкнуть — покатится.

  5. Мяч можно крепко обхватить руками и принести маме, чтобы с ней поиграть или положить на горку, чтобы мячик весело съехал с нее.

Игры с мячом являются важнейшей составляющей полноценного детства ребенка. На первый взгляд они могут показаться простыми, но при этом играют громадную роль для интеллектуального и физического развития, тренируют координацию, глазомер, ловкость, скорость реакции, самоконтроль, а также для уверенности в своих силах.

Игры с мячиком благотворно влияют на детское здоровье, улучшается работа сердца, легких, зрение и осанка. Имеет мяч и социальное значение, так как помогает в развитии навыков общения и в приобретении новых друзей. Ведь нужно сначала договориться с кем-то для приглашения его в совместную игру.

Для малыша мячик — это интересный предмет с первого года жизни. Ребенок не просто играет в мячик, он варьирует им: катает, берет, бросает, кладет, переносит и пр., это развивает малыша не только физически, но и эмоционально.

Движение кистей и пальцев рук обладают особым значением для функционального развития мозга малыша, а также развития речи. Научными данными уже подтверждено, что: участки коры головного мозга, ответственные за речевую артикуляцию и мелкую моторику пальцев, находятся в одном и том-же иннервационном поле, то есть рядом. Из этого следует, что нервные импульсы, поступающие в кору головного мозга, от движения рук влияют на стимуляцию расположенных по соседству речевых зон и усиливают их активность.

Знакомство со свойствами мяча для малыша, при выполнении различных действий (катание, бросание, бег за мячиком и пр.), обеспечивает активизацию организма, нагрузку на все мышечные группы (кистей, рук, ног, брюшного пресса, туловища).

На осанку ребенка благоприятно влияет даже простое подбрасывание мячика вверх, вызывает потребность выпрямления. Можно смело заявлять, что игры с мячиком является специальной гимнастикой: развивается умение удерживать, схватывать, перемещать мяч в процессе бега, ходьбы или прыжков.

Упражнения и игры с мячом помогают развивать ориентировку, регулируют точность броска и его силу, участвуют в развитии ловкости и глазомера, быстроты реакции и нормализации эмоционально-волевой сферы. Это особенно значимо для деток малоподвижных и деток гипервозбудимых.

Игра с мячом развивает мышечную силу, улучшает обмен веществ, работу сердца и легких.

Игры с мячом в коррекционной работе с дошкольниками  с ограниченными возможностями здоровья.

imageИгры с мячом известны с давних времен. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с этим предметом. Игры с мячом весьма популярны и считаются самыми распространенными из игр. Выбор мячей в настоящее время широк: в продаже имеются мячи разного цвета, размера и качества.

Мы обратили внимание, что мяч может быть прекрасным инструментом в коррекционной практике, и вот почему:

1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают их к общению.

2. Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.

3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии.

4. Развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве.

5. Регулируют силу и точность движения, активизируют внимание.

6. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что очень важно для гипервозбудимых детей.

В своей работе мы опираемся на рекомендации изложенные в книге «Мяч и речь» Воробьевой Т.А. и Крупенчук О.И. Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Дошкольникам с нарушениями в развитии мы предлагаем разнообразные и многочисленные задания на развитие мелкой моторики, среди которых не последнее место занимают игры с мячом.

Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики.

Мы используем комплекс «Разминка» с использованием небольших мячиков, в который входят элементы массажа. Этот комплекс мы проводим в начале каждого занятия.

Дети часто совершают ошибки в использовании предлогов, часто их опускают. Чтобы помочь дошкольникам, мы в непринужденной игре помогаем правильно употреблять предлоги и используем комплекс «Фокусник».

В своей работе мы используем сделанные нами пособия для развития мелкой моторики рук. Пособия выполнены в виде панно с использованием остатков ткани, децефикса.

«Разноцветные шары»

Цель:

Ход. Дети прокатывают мяч снизу вверх разными пальцами левой и правой руки. Движения пальцев можно сопровождать словами.

«Дождик»

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Ход. Ребенку предлагается прокатить мяч поочередно пальцами правой и левой руки, имитируя дождик. Движения сопровождаются стихотворением.

«Едет, плывет, скачет»

Цель:

Ход. Ребенок прокатывает мяч по дорожкам усложненной конфигурации, сопровождая действия стихами.

«Спираль»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Ход. Ребенок прокатывает мяч по спиральной дорожке.

«Времена года»

Цель:

Ход. Ребенок прокатывая мяч по дорожкам называет признаки времен года, название месяцев.

«Путешествие колобка»

Цель:

Ход. Дети составляют веселые рассказы о приключениях колобка, сопровождая речь движениями. На панно можно выставить различные фигурки животных, мелкие игрушки и сочинять диалоги между собой.

«Жилище»

Цель:

Ход. Перед ребенком раскладывают картинки животных, в другую сторону — домики этих животных. Ребенок выбирает картинку, называет ее и находит домик, где это животное живет.

«Угощение»

Цель:

Ход. Перед ребенком раскладываются картинки. В одну сторону — животных, в другую — то, что они любят. Ребенок выбирает животного, называет его, затем находит картинку, что это животное любит. Прокатывает мяч по дорожке составляя предложение.

Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

Для детей с нарушениями в развитии характерно нарушение пространственного восприятия, что создает сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Мы использует игры на отработку силы, точности движения. Эти игры не требуют большого пространства, и можно проводить в небольшом кабинете.

«Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа-слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!»

«Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»

Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.

Ход. На пол кладется дорожка из 3-5 мячей. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагают пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч. (возможны варианты: начать с первого обруча, начать с последнего, пройти дорожку туда и обратно, пройти дорожку ударяя мячом справа (слева) от себя.

Комплекс упражнений для ног с элементами самомассажа.

Комплекс выполняется сидя на стуле. Дети катают мяч сначала правой и левой ногой поочередно, затем в различных направлениях (вправо-влево, по кругу).

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагаются множество разнообразных игр. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, легче усваивают материал по обучению грамоте. Конечно же, мы используем и традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов. Мяч в таких занятиях играет свою положительную роль.

«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Ход. Педагог называет цепочку из гласных звуков. Если услышите звук «А», стукните об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Ход. Педагог называет цепочку гласных звуков. Нужно подбросить мяч на заданный звук.

«Стучалочка»

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.

Ход. Дети и взрослый садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением повторений на один выдох.

«Тихо-громко»

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Ход. Дети пропевают звуки по демонстрации педагога. По мере движения рук сила голоса то увеличивается (на горку), то уменьшается (с горки).

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса. Развитие грамматического строя речи.

В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи. У детей с проблемами в развитии характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов и малом их количестве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов и искажении звуко — слоговой структуры.

Детям предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития моторики, среди которых занимают игры с мячом. Они удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.

«Ловко мне мяч бросай и животных называй»

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход. Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч. Называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Вариант 2.

Взрослый называет видовые понятия, а дети, обобщающие слова.

«Я знаю три названия животных (цветов)»

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов. Развитие быстроты реакции, ловкости.

«Животные и их детеныши»

Цель: закрепление в речи названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

«Кто как разговаривает»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

«Кто где живет?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «В».

«Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

«А у меня»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

На этом бы хотелось закончить обзор игр с мячом. Хотелось бы обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны, и их разнообразие зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий