Электронные дидактические игры по развитию речи

Страница обновлена 21.07.2017

Сейчас трудно представить ребенка, который бы не знал, что такое компьютер. Но, к сожалению, единственное, что влечет детвору к этому удивительному устройству – это всевозможные игры, которые, порой, совершенно не несут никакой пользы для подрастающего малыша.

Среди арсенала разнообразных развивающих компьютерных игр, существуют очень увлекательные и интересные компьютерные игры для развития речи. Как и любые другие, будь то словесные игры для развития речи или развивающие моторику рук, компьютерные также имеют определенную тематическую направленность и возрастные особенности. Сегодня мы рассмотри некоторые их них, которые, несомненно, понравятся любому ребенку.

1. http://www.logoprog.ru/games/paint-sounds.html флеш-игра. назови слова с нужным звуком и раскрась картинки.

2. http://logorina.ru/news/prezentacija_ishhem_zvuki_v_slovakh_so_smesharikami/2014-03-01-129

ищем звуки в словах со смешариками.

3. http://logorina.ru/news/artikuljacionnaja_skazka_belosnezhka_i_sem_gnomov/2013-01-05-7

артикуляционная сказка белоснежка и семь гномов

4. http://igraem.pro/igry-dlya-malyshej/chej-zvuk/

чей звук?

5. http://www.logozavr.ru/1364/ компьютерная игра место в слове звука [л]

6. http://www.logozavr.ru/1344/ компьютерная игра место в слове звука [р]

Опубликовано 28 ноября 2013 — 21:54 пользователем

image

Ребенка от рождения окружает мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и исправлять речевые ошибки, а таким образом — развивать культуру речи ребенка.

Детям иногда трудно сразу правильно воспроизвести услышанное слово: четко произнести звуки в нем, не нарушить составную структуру слова.

Четкость и чистота речи зависят от многих факторов:

— от состояния и подвижности артикуляционного аппарата;

— развития речевого дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование;

— развития дикции;

— развития фонематического слуха;

— умения отличать одни речевые звуки от других, в частности близкие по звучанию.

Прислушиваясь к различным словам, «играя» с ними, дети развивают свой слух, артикуляцию, улучшают произношение.

В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.

Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игрынаправлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.

Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

Уважаемые родители, играйте с детьми!

Сотрудничество педагогов и родителей — залог успеха.

1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря

А) Дополни предложения

— Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..

— Зайчик летом, а зимой…

— Грибы растут…, а огурчики — на…

— Рыба живет в…, а медведь — в…

— Сахар сладкий, а лимон…

— Днем светло, а ночью…

Б) Закончи предложение

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу…

Я умею…

Я помогу…

Я принесу…

Я спою…

В) Догадайся и подскажи

На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.

— воронье, серое… — крыло;

— зеленый, прожорливый… — крокодил;

— хищный, ширококрылый… — орел;

— блестящее, гладкое… — зеркало.

Г) Скажи какой

— Карандаш — новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный…

— Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший…

— Цветок — душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…

— Река — быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая…

— Мама — добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая…

2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними

А) Веселая семейка

Правильно назвать животных и их детенышей.

— Мама — лиса, папа — лис, малыши — лисята.

— Петух, курица, цыплята.

— Кот, кошка, котята.

— Гусь, гусыня, гусята.

— Медведь, медведица, медвежата.

Б) Большой — малый

Подобрать ласкательное слово.

— Мама — мамочка,

— ваза — вазочка,

кот — котик,

— солнце — солнышко,

— река — речушка,

— береза — березка,

— листок — листочек.

В) Два — один

Образование из двух простых слов одного сложного:

— Небо и склон — небосклон,

— лес и полоса — лесополоса,

— птица и ферма -птицеферма,

— лист и падать — листопад,

— хлеб и делать — земледелец,

— лес и рубить — лесоруб,

— снег и падать — снегопад.

Г) Поймай мяч

Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.

— весна — весенний,

— солнце — солнечный,

— береза — березовый,

— липа — липовый,

— дождь — дождливый.

3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение

А) Согласие — несогласие

Задача педагога — формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.

Воспитатель. Сегодня будет дождь.

Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое.

Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.

Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).

Воспитатель. Это — рыба.

Дети. Нет, это не рыба. Это — мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши. а у рыбы нет.

Б) Найди по признакам

Задача педагога — учить на основе сенсорного обследованиявыделять существенные признаки предметов (деревянный стол, льняная салфетка, стеклянная ваза); использовать слова, которые называют эти признаки, во время совместного с воспитателем составления рассказа — размышления.

Внимательно рассмотреть стол и ответить на вопрос: Какого цвета стол? Какой формы? Из чего изготовлен? Почему столешница твердая? Почему стол устойчив?

Совместно с воспитателем дети составляют такой рассказ. Стол — очень важная вещь в доме, потому что… (за ним можно обедать, рисовать, читать). Столешница должна быть прочной, потому что… (на мягкую неудобно ставить посуду, вазу). У стола должно быть четыре ножки, потому что… (он будет устойчивым). Без стола дома не обойтись.

В) Рассказ-небылица

Задача педагога — учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что».

После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили.

Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!

Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!

Г) Фантастическая гипотеза

Технология подобных гипотез довольно проста. Она имеет форму вопроса: «Что было бы, если бы?»

— Что было бы, если бы исчезли все взрослые?

— Что было бы, если бы вдруг исчезло солнце?

— Что было бы, если бы к нам пришел крокодил?

— Что было бы, если бы не было деревьев и цветов?

— Что было бы, если бы не стало рек?

4. Словесные игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха

А) Новое словообразования

В слове заменить гласный звук [у]:

белка — булка, река — рука, дать — дуть.

Заменить гласный звук [о]:

сам — сом, рама — Рома, касса — коса, раса — роса.

Категория:  Советы логопеда

—>
—>Главная—> » —>Авторские публикации—> » Методические разработки » Игры для развития речи

Картотека авторских речевых игр

Подготовила учитель — логопед Старостина Марина Александровна

МБДОУ  Детский сад № 30 «Берёзка» город Чусовой

1. «Один-много»

Стол-столы

ухо-

пень-

деревья-

улица-

палец-

кольцо-

дом-

ручей-

книга-

снег-

крот-

море-

город-

мост-

2. «Скажи ласково» (имена)

Валя-Валюша

Коля-

Оля-

Таня-

Ирина-

Максим-

Боря-

Даша-

Лида-

3. «Скажи ласково «(существительные)

носок- носочек

мама-

пень-

дерево-

глаз-

дождь-

облако-

дом-

клюв-

тётя-

дядя-

4. «Карлики и великаны» (словоизменение существительных при помощи суффиксов)

Дом-домик-домище

пень-

дерево-

нос-

окно-

гном-

огород-

забор-

пирог-

конфета-

рука-

5. «Что из  чего?» (словообразование)

Сумка из кожи- кожаная

сапоги из резины-

домик изо льда-

платье из шёлка-

конфета из мармелада-

ручка из пластмассы-

ваза из стекла-

6. «Назови одним словом»

Яблоко, груша, апельсин — фрукты

сапог, валенок, туфель, сандаль-

кресло, диван, шкаф, стол-

берёза, дуб, осина, клён-

7. «Что это?»

Яблоко-фрукт

Валенок-

носок-

картофель-

сова-

бабочка-

8. «Опиши предмет» (подбери  5-7 признаков)

яблоко- спелое, сладкое, сочное, круглое, ароматное

Машина-

Кошка-

Снежинка-

Книга-

9. «Подбери действия к предмету» (5-7 глаголов)

Что делает снежинка- падает, кружится, летит, сверкает, блестит, танцует,  тает, исчезает….

Дерево-

Собака-

Ромашка-

Черепаха-

Суп-

Ветер-

Кошка-

10. «Чьё? Чья? Чьи?»

Хвост  лисы -чей?-лисий

Уши волка-

Галстук папы-

Следы медведя-

Молоко коровы-

Рога козы-

Шерсть овечки-

 11. «Он. Она. Оно. Они.»

Медведь — он

Мама-

Слон-

Облако-

Дерево-

Листья-

Муха-

Снежинка-

Туча-

12. «Четвёртый лишний»

Сапог, шляпа,  валенок, ботинок»

Носок, чулок, колготки, тапочки

Ручка, карандаш, школа, линейка

Берёза, ёлка, сирень, сосна

Муха, червяк, пчела, стрекоза

13. «Сложные слова» 

(существительное + глагол)

Пчёл разводит-пчеловод

Хлеб (бензин, воду, молоко) возит-

Муку мелет-

Воду носит-

Птиц ловит-

(прилагательное + существительное)

У птички красная грудка-птичка какая? — красногрудая

У волка белые зубы — волк какой? -…

У слона большие уши — слон какой?….

У  белки пушистый хвост — белка какая?-…

У медведя короткий хвост-медведь какой?-….

(числительное +существительное)

В доме пять этажей- дом какой?- пятиэтажный

У дракона три головы — дракон какой?-…

У  коровы четыре ноги-корова какая?-…

У кенгуру один хвост-кенгуру какая?-…

У человека две ноги-человек какой?-

В здании много этажей-здание какое?-…

14.»Аналогии»

Огурец-овощ, яблоко-фрукт

Заяц-морковь, корова-….

Собака-конура, белка-…

Ёжик- иголки, бык-….

Яблко — дерево, морковь-….

Карандаш-пенал, мыло-

Школа-учительница, магазин-….

Игрушки- детский сад, учебники-…

Каша-крупа, хлеб-…

15.»Игра — наоборот» (прилагательные)

Длинный-короткий

Весёлый-..

Грязный-…

Глубокий-….

Старый-…

Белый-…

Умный-…

(существительные)

День-ночь

Утро-…

Вечер-…

Солнце-…

Грязь-…

Малыш-

Радость-..

Здоровье-….

Поражение (проигрыш)-…

Слёзы-…

(глаголы)

Нашёл-потерял

Запачкал-…

Выиграл-….

Обрадовался-…

Порвал-….

Подружился-….

Уснул-….

Встал-….

Плачет-…

(словосочетания)

Раннее угро-поздний вечер

Крепкое здоровье-…

Тёмная ночь-…

Долгая радость-…

16. «Что делают предметом»

ручкой-пишут

топором-

молотком-

расчёской-

иголкой-

ножницами-

клеем-

пластилином-

мылом-

ложкой-

ножом-

скалкой-

лопатой-

граблями-

отвёрткой-

шилом-

17. «У кого кто?» (назвать детёнышей)

у коровы- телёнок

у козы-

у лошади-

у свиньи-

у курицы-

у индюка-

у утки-

у кошки-

у собаки-

у медведя-

у зайца-

у белки-

у лисы-

у лося-

у овцы-

у тигра-

18. «Кто папа?»

у телёнка- бык

у козлёнка-

у  поросёнка-

у цыплёнка-

у щенка-

у лисёнка-

у ягнёнка-

у жеребёнка-

у утёнка-

19. «Кто мама?»

у цыплёнка-курица

у ягнёнка-

У поросёнка-

у лисёнка-

у щенка-

у телёнка-

у жеребёнка-

у котёнка-

у утёнка-

20. «Ассоциации» назови подходящее по смыслу словечко

кошка-молоко (собака, котята..)

дом-

зима-

баня-

колбаса-

пирамидка-

машина-

мама-

ручка-

книжка-

стол-

ёлка-

велосипед-

21. «Кто где живёт?»

Белка- в дупле

корова-

кошка-

кукушка-

собака-

заяц-

медведь-

волк-

лиса-

обезьяна-

верблюд-

22. «Кто чем питается?»

Кошка- молоком, мясом….

Собака-

Корова-

Лошадка-

Поросёнок-

курица-

Коза-

Тигр-

Воробей-

Синичка-

Овца-

Медведь-

Ёжик-

Лось-

Лиса-

Волк-

Белка-

Заяц-

Барсук-

Мышка-

крот-

Пчёлка-

23. «Кто чем и как защищается?»

Корова — рогами бодается

белка-

заяц-

Лось-

Мышка-

Носорог-

Черепаха-

Ёжик-

Бабочки-

Гусеницы-

Муравьи-

Ящерица-

24. «Какой  по вкусу продукт?»

Лимон-кислый

Яблоко-

Перец-

Апельсин-

Чеснок-

Лук-

Конфета-

Клюква-

Малина-

Щавель-

Яблоко-

Клубника-

Колбаса-

Соль-

Мёд-

25. «Какой  на ощупь предмет?»

Подушка-мягкая

Дельфин-

Кошка-

Носок-

Печка-

Снежинка-

Рука-

Лёд-

Вода-

Ёжик-

Стекло-

Зеркало-

Бумага-

Листочек-

Апельсин-

26. «Каша»

Из гречки -гречневая

Из риса-

Из пшена-

Из  манки-

Из овсянки-

Из  кукурузы-

Из геркулеса-

27. «Сравни предметы» (найди сходства и отличия)

Сорока- и ворона

Коза- корова

Карандаш- ручка

Стол — стул

Дерево — цветок

Кошка- собака

28. «Что где находится?»

«Где можно найти, увидеть, встретить предмет?»

(развивать умение составлять предложения с предложно-падежными конструкциями)

Где находится солнышко? (на небе, в сказке)

Карандаши (в коробке, в пенале, на столе, в руке)

Морковка (в салате, в земле, на столе, в супе, на картинке)

Лампа (на потолке, в магазине, на полке)

Трава (под деревом, в саду, на грядке)

Грибочек (в лесу, под деревом, в салате, в пице, во сне)

Забор (около дома, возле школы, на стройке)

Голова (на плечах, на портрете)

Язычок (во рту, за зубками)

Полотенце (на вешалке, в стир. машине,в тазу, в магазине)

Буквы (на строчке, в книге, в словах, на магазине)

Стул ( в столовой, на кухне, в магазине,)

Нос (под глазам, на лице, над губами)

Ковёр (на полу, в прачечной, на стене).

29. «Что внутри?»

Яблоко-что внутри (семечки)

Магазин-прилавки

Комната

Книга-листочки, буквы

Грядка-овощи

Цветок-пестик, тычинки, нектар

Ротик-язык, зубки, горлышко

Машина-руль, багажник, педали

Банка-вода,молоко

Конфета-начинка

Пирог-творожок, сгущёнка

Провода-ток

30.  «Что с чем?» С чем бывают предметы.

стул со спинкой

хлеб —

яблоко-

корова-

кошка-

Бабочка-

Катушка-

Платье-

Конфета-

Машина-

Палец-

Ветер-

Стол-

  • 1. Развитие речи в 3-4 года. Дидактические игры
  • 2. Дидактические игры для развитие речи в 6-7 лет
    • 2.1. Дидактические игры для развития речи по словотворчеству
  • 3. Особенности развития речи у дошкольников
  • 4. Дидактические игры для развития грамматического строя речи
  • 5. Дидактические игры по развитию речи по ФГОС
  • 6. Примеры дидактических игр по развитию речи
  • 7. Полезное видео
  • 8. Итоги

Дидактические игры, направленные на развитие речевого аппарата у детей пользуются большой популярность и являются неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процессов в дошкольных учреждениях. Игры отличаются друг от друга в зависимости от возраста, для которого они переназначены, потому что для каждого возраста преобладают свои цели речевого развития, помимо тех особенностей произношения, которые присущи каждому ребенку.

  • Дети младших группучатся словам и их произношению, построению простых предложений и фраз.
  • Дети старших групп в детском саду обучаются построению сложных предложений, грамматически правильной речи, использованию предлогов, разных форм слова и предлогов посредствомдидактических игр.

Выбирая для своих детей правильныедидактические игры и упражнения по развитию речивы гарантированно получите отличный результат.

Развитие речи в 3-4 года. Дидактические игры

Дидактические игры, предназначенные для детей 3-4 лет могут проводиться в активной форме, например, с мячом, или в более спокойном формате, с картинками или предметами.

В пособиях и сборниках дидактических представлено множество игр с картинками животных и предметов. Каждая игра имеет свою направленность и цель, а так же предлагает ребенку выполнить разного рода задания. Это могут быть стишки, где нужно закончить фразу; игры на описание характеристик предметов или явлений; выделение разных звуков в разных частях слова; разделение понятий цвета, размера и так далее.

Такиедидактические игры могут проводиться не только в группах в детском саду, но и дома. Приобрести пособия по проведению игр и сборники с примерами и правиламлегко можно в книжном или детском магазинах. Таким образом, родители смогут грамотно заниматься развитием речи ребенка самостоятельно. Ведь не всегда нужно надеяться на стороннего воспитателя, гораздо лучшего эффекта можно достичь, если и дома, и в кружках (или саду) будут проводиться регулярные занятия.

Так же существуетмасса упражнений, способствующих развитию речи благодаря поставленному дыханию. Такие упражнения учат детей не только правильному произношению, но и помогают сделать речь красивой и плавной.В какой-то степени можно данные упражнения назвать и подготовкой к ораторскому мастерству. Ведь само произношение и расстановка интонации сильно влияет на восприятие излагаемой мысли.

Дидактические игры для развитие речи в 6-7 лет

Для детей дошкольного и даже младшего школьного возраста (6-7 лет) актуальны игры, направленные на развитие связной и грамматической речи. В этом возрасте идет активное закрепление приобретенных речевых навыков, а так же проверка знаний по употреблению предлогов, падежей и склонений. Немаловажным навыком для детей старшего дошкольного возраста является построение грамотной диалогической речи. В этом могут помочь стихи, основанные на диалогах, а также игры, предполагающие активное взаимодействие с воспитателем или другими детьми. Другими словами – разыгрывание диалога по ролям. С учетом того, что дети очень любят подражать всему, что видят – рассказ стиха в формате диалога будет для них веселым и полезным упражнением направленным на развитие речи.

Одним из навыков, благотворно влияющихна развитие детской речи является словотворчество. Это означает, что дети сами могут придумывать слова или его формы, используя свою собственную логику. Прислушиваться к такого роду проявления творческих навыков очень важно, это поможет определить как ребенок мыслит, насколько хорошо понимает то, что говорят взрослые вокруг и как следует дальше развивать его речь. Для словотворчестваприведем пример, ребенок в 7 лет придумала свой язык, на котором после некоторых договоренностей весьма спокойно общалась с братом. Родители могут и не понимать во время применения такой речи ее фраз, но сама идея о том, что ребенку подвластно все – внушает веру в его силы и возможности!

Дидактические игры для развития речи по словотворчеству

К таким играмотносят от простого варианта «Мало-много». В этом случае ведущий называет слово, а ребенок называет этот предмет во множественном количестве. Например, кукла-куклы; лев-львы.

Еще одна занятная и очень полезная с точки зрениясловообразования дидактическая игра – «Угадай что в коробке». Ведущий прячет предмет в коробку. Для того, что бы участники игры угадал предмет, он его описывает. Тот кто угадал может становиться на место ведущего и выбирать свой предмет. Например, в коробке лежит пирамидка. Дети ее описывают как множество разноцветных колечек на одной палочке, а сверху украшение, как у ёлочки. Во время такой дидактической игры они не только расширяют свой словарный запас, но и учатся связной речи, составляя уже описание предмета в виде короткого рассказа.

Особенности развития речи у дошкольников

Для всестороннего развития речи необходимо заниматься этим вопросом с раннего возраста. В первые годы жизни навыки ребенка основываются на копирование того, что они видят и слышат вокруг себя. Конечно, это касается и его речи, поэтому родителям стоит внимательно относиться в тому, как они разговаривают не только с ребенком, но и между собой. Не следует ругаться или применять не нормативную лексику. Читайте больше книг, старайтесь сами избавляться от «слов-паразитов». И, конечно же, проводите дидактические игры способствующие развитию речи с самого младенчества. Всем знакомая «Сорока-Ворона», очень даже не плохо помогает массировать пальчики, при этом позволяет запоминать логическую цепочку, а, в конечном счет, демонстрировать это упражнение самостоятельно. Таким образом, желание повторять стихотворные строки развивает речь вашего младенца.

Когда жеребенок идет в детский сад, он может начать копировать речь других детей и тут важно следить за этим не только вам, но и воспитателю. Иногда бывает, что дети начинают произносить слова неправильно, научившись этому у своих сверстников, хоть до этого говорили слово верно. Однако, такой случается нечасто и, в основном, касается как раз слов, придуманных детьми самостоятельно. Но если у вас ребенок все-таки принес такое слово с неправильным произношением домой, то спокойно расскажите где он ошибся. После просто поправляйте его. Если слово исковеркалось в возрасте 6 лет, то придумайте условный жест, чтобы ребенок фиксировал, что именно он сказал неверно. В этом возрасте ребята могут уже стесняться своих ошибок и очень сильно злиться. Например, пока вы идете гуляете по дороге домой из садика, малыш рассказывает вам свою интересную историю и произносит слово неверно. Вы должны спокойно чуть сжать руку (вы же все равно идете держась за руки) и поправить на верное произношение. После чего ребенок тоже повторяет правильный вариант. Таким образом, через некоторое время вы забудете об этом.

Дидактические игры для развития грамматического строя речи

В дошкольном возрасте дети развивают свою речь и самостоятельно, и посредством дидактических игр. В таком возрасте важно научить ребенка верному грамматическому строю языка. Причем развивать можно и иностранные языки. Порой, детям бывает полезно учить параллельно два языка, однако тут важно не запутать малыша. Для начала, ему нужно объяснить, что существуют разные языки, слова и речевые обороты в них разные. Обучать ребенка иностранному языку могут в специализированных детских садах или кружках. Обучение так же может проходить при помощи дидактических игр, где дети смогут узнавать новые слова и их сочетания, а также формы слов и их строения.

Бывает и так, чтодети верно строить предложения с грамматической точки зрения, однако имеют неправильное произношение определенных звуков. В таком случае нужно обратиться к логопеду. На уроках логопед поможет поставить правильное произношение звуков и их сочетания. Если малыш не может научиться говорить букву «р», плохо говорит сочетание «сш», то в этих случаях лучше сразу обратиться за консультацией. Если вопрос в небольшой корректировки речи, то буквально за 2-3 занятия грамотный специалист сможет все поставить на свои места. Вам останется только закрепить дома эти упражнения, а еще время от времени возвращаться к ним. В некоторых детских садах есть штатный логопед, который может помочь ребенку с произношением. Или же родители могут обратиться к любому логопеду на свой выбор.

ВАЖНО!Занятия с ребенком могут длиться разное количество времени, в зависимости от проблемы и сложности вносимых корректировок в произношение у ребенка.

В интернете есть множество видео с уроками логопедов, которые могут помочь родителям заниматься с ребенком и в домашних условиях. По сути, занятия с логопедом, это те жедидактические игры, просто более узконаправленные. Но не стоит надеяться все исправить своими силами, особенно без должного образования. Ведь вы можете своими действиями навредить. Поэтому здраво оцените свои возможности, необходимые корректировки и сделайте верный выбор.

Дидактические игры по развитию речи по ФГОС

Сейчас, можно найти много пособий и книг подидактическим играм любой направленности. Картотека таких игр постоянно пополняется благодаря новым идеям и методикам педагогов и логопедов. Однако, некоторые родители могут переживать, что не все игры, проводимые в детских садах подходят под ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). Но чаще всего, все дошкольные учреждения работают в соответствии со стандартами, используя именно картотеку игр по ФГОС.

В качестве примера приведем автор Олесю Романович с книгой «Игры с разрезными картами. Учебно-дидактический комплект по речевому развитию дошкольников. ФГОС ДО». Данное издание представляет из себякартотеку практических занятий по развитию речи дошкольников. Упражнения и задания составлены строго по стандартам ФГОС. Кстати, если вы видите на обложке логотип ФГОС, то книга издана в соответствии их стандартам.

Примеры дидактических игр по развитию речи

Для развития речи могут использоваться загадки в стихотворной форме, скороговорки и чистоговорки. Вот пример нескольких игр, способствующих развитию речи детей согласно стандартам ФГОС.

«Светофор»

На картинках изображеныразличные предметы, а воспитатель называет их, путая один или два звука или заменяя их созвучными. В это время ребенок должен показать красный сигнал (картонка или кубик). Когда же, слово произнесено верно – ребенок показывает зеленый сигнал. Такая игра развивает внимательность, слух ребенка и помогает ему различать созвучные буквы.

«Живые слова»

Суть игры заключается в том, что каждому ребенку присваивается какой-то слово, которое онизображает. Дети стоят в определенном порядке, чтобы получилось предложение, которое проговаривается. Потом, детей можно поменять местами, чтобы предложение тоже изменилось. Позже, можно заменить одно слово другим, чтобы предложение совершенно поменяло смысл. Это будет способствовать у детей пониманию построению предложений и правильному грамматическому строю.

«Что не так?»

Эта играна внимание и на понимание значения слов. Воспитатель читает детям какую-либо историю (хорошо подойдет стихотворение Корнея Чуковского «Путаница»). Дети в ходе прочтения стихотворения откладывают обговоренные «фишки», по одной на каждую небылицу. Побеждает тот, кто нашел верно как можно больше несоответствий.

Полезное видео

Рекомендуем вам посмотретьуроки логопеда, игры для развития речи на видеониже:

Итоги

Не зря все учебные заведения создаюткартотеку дидактических игр по развитию речи с учетом требований ФГОС. Составляя игры под возраст ребенка, вы сможете, не нагружая его, учить, основам правильного грамматического строя речи. Каждый родитель мечтает чтобы речь его малыша была грамотной и красивой. Но не все понимаю, что речь зависит не только от их пожелания, но и требует непосредственного участия, в том числе и в совместных играх для ее развития.

Фото: свободные источники Интернет

КАРТОТЕКА

подвижных игр в области речевого развития

посредством развивающей игровой деятельности (подвижные игры)»

Картотека подвижных игр с мячом для активации словарного запаса

«Фанты»

Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме, развитие слухового внимания, памяти.

Ведущий говорит: — Вам прислали 100 рублей. Что хотите, то купите, Чёрный, белый не берите, «Да» и «нет» не говорите! После этих слов приводится такой диалог: — Что продаётся в булочной? (дети по кругу, говорят ,что может продаваться в булочной) — Хлеб, батон, булки. — Какой хлеб продаётся в булочной ? — Мягкий, свежий, душистый, хрустящий, поджаренный. Для того, чтобы было видно кто из детей отвечает можно использовать мяч, палочку. Подобную игру можно проводить по теме «Продукты питания», «Одежда», «Овощи-фрукты» «Краски»

Цель: активизация словаря существительных , прилагательных по заданной теме, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, развитие высших психических функций.

Дети придумывают себе цвет определённой краски (можно придумать определённый материал, вкус, в зависимости от темы, цели, которую поставил перед собой педагог). Среди детей выбирается покупатель, он приходит и говорит: — Тук, тук! — Кто там? — Покупатель. — Зачем пришёл? — За краской. — За какой? — За голубой. Если покупатель отгадывает цвет краски, то краска выходит к нему, но она может себя выкупить, если назовёт (в зависимости от темы) 5 названий одежды голубого цвета или 5 блюд, приготовленных из картошки. «Почта»

Цель: активизация словаря- глаголов по теме, развитие высших психических функций.

«Иголка, нитка, узелок»

Цель: активизировать словарь существительных по теме, развитие высших психических функций.

Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают среди детей иголку, нитку и узелок. Нитка, иголка ,узелок встают в круг, остальные дети берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя разные виды одежды ( зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки), тот ребёнок, который не  смог назвать нужную одежду становиться в круг. «Достань шапку»

Цель: развивать словарь детей, дифференцировать предметы по определённым признакам, развитие высших психических функций, общей моторики.

Дети делятся на две команды. На столе лежат предметы разных категорий , например, головные уборы и одежда. Дети должны собрать каждая команда свои предметы. Играющие дети, парами  двигаются к столу, либо прыгают, либо шагают, либо идут на носочках. «Молчанка»

Цель: развитие слухового восприятия, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Дети встают в круг и произносят певалку: — Первенчики, червенчики, Летали голубенчики По свежей росе, По чужой полосе, Там чашки, орешки, Медок, сахарок- Молчок! Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий кружиться по кругу с закрытыми глазами, перед кем остановился, этот ребёнок должен его позвать. Ведущий должен догадаться, кто его позвал, и назвать его ласково. «Невод»

Цель: активизировать словарь прилагательных, уметь описывать предмет, по определённым признакам. Дети выбирают рыбу, этот игрок помещается в круг. Дети встают по кругу, педагог показывает картинку овоща, игрушки, но так , чтобы рыба картинку не видел. К  кому рыба подплывает, тот ребёнок ,начинает описывать предмет не называя его. Если рыба отгадает предмет, то она вплывает в круг.

«Раю-раю»

Цель: активизация словаря, развитие словесной м слуховой памяти. Для игры выбирают двух детей-ворота; остальные играющие мать с детьми.

Сюжетные игры на формирование лексико-грамматической стороны речи

«мыши и кот»

Дети сидят на скамейках или стульчиках. Это «мыши в норках». В противоположной стороне комнаты или площадки сидит «кот», роль которого исполняет взрослый. «Кот» засыпает (закрывает глаза), а «мыши» разбегаются по всей комнате. Но вот «кот» просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить «мышей». «Мыши» быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе.

«рыбак и рыбки»

На полу или на площадке чертится большой круг. Один из играющих – «рыбак» — находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие — рыбки, обступив круг, хором говорят: «Рыбачок, рыбачок, ты поймай нас на крючок». На последнем слове «рыбачок» вскакивает, выбегает из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманная «рыбка» сама становится «рыбаком», и идет в центр круга.

«поезд»

Дети становятся в колонну по одному, не держась друг за друга. Первый ребенок – это паровоз, остальные — вагоны. Взрослый дает гудок, и «поезд» начинает двигаться вперед сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец дети переходят на бег. После слов взрослого «Поезд подъезжает к станции» дети должны постепенно замедлить движение, а затем и остановиться. Тогда детям предлагается выйти погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. И по сигналу снова собраться в колонну – поезд начинает двигаться.

В ходе игры детям можно продемонстрировать цвета светофора – для этого достаточно вырезать цветные кружки и флажки и регулировать движения поезда соответственно цвету светофора.

«птички в гнездышках»

В этой подвижной игре может быть задействовано столько детей, сколько позволяет площадь проведения игры.

Итак, дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это и есть «гнездышки». По сигналу взрослого все «птички» вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, «разыскивая корм», снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу «Птички, в гнездышки!» малыши должны возвратиться на свои места. Важно, чтобы дети действовали по сигналу, улетали от «гнездышка» как можно дальше и возвращались бы только в свое «гнездышко».

Эту подвижную игру для дошкольников можно проводить и на улице. Тогда «гнездышком» станет начерченный на земле круг, в котором ребенок должен присесть на корточки.

Подвижные игры на развитие фонематического восприятие

«Угадай и догони»

Цель: развитие фонематического слуха. Играющие садятся на скамейку. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из  игроков подходит к водящему и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он отгадал, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего.  Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой играющий.

«Игровая»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей:

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры . При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

«Кто дальше бросит?»

Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8 — 10 м от каждой команды.

По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница,в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка.

Правила игры . Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.

«Гуси»

Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд.

Все дети — гуси. Один из них — вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: «Га-га-га!»

Когда вожак скажет: «И скорей бегом на пруд!», гуси на перегонки бегут к пруду.

Друг за дружкою гуськом

Ходят гуси бережком.

Впереди идёт вожак,

Он шагает важно так —

Га-га-га!

Гуси все за вожаком

Вперевалочку, шажком.

Шаг шагнут, другой шагнут,

Низко головы нагнут.

Га-га-га!

Гуси крыльями взмахнут,

И скорей бегом на пруд!

«Воробушки»

Перед началом игры начертить на земле площадку, а на ней — дерево с домиками-гнездышками, окошко, дорожку, скамейку, аллейку. Гнездышек на дереве должно быть столько, сколько будет в игре детей. Кто-нибудь из них будет кошкой. Кошка стоит за площадкой в любом месте.

Ребята поют песенку про воробушков и перелетают с дорожки на скамейку, со скамейки на аллейку и т. д., до тех пор пока не произнесут: «И на дерево от кошки -Шур! — скрылась!»

Кошка вбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит в гнездышко. Пойманный становится кошкой, а игра продолжается.

Воробушки, бойтесь кошки —

Не скачите по дорожке,

Не сидите на скамейке,

Не летайте по аллейке,

Под окном не клюйте крошки:

Попадёте рыжей кошке —

Мур-мур-р-р! — в лапы.

«Гори, гори ясно»

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три — беги.

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один — слева, другой — справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

«Мороз-Красный нос»

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий — Мороз-Красный нос. Он говорит:

Я Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий