Для чего используется тест «Рисунок семьи» и как правильно провести интерпретацию его результатов

Семья — маленькая модель мира, в которой подрастающее поколение учится взаимодействию с окружающими. Довольно часто педагоги и психологи, работающие с детьми, обращают внимание, что малыши могут испытывать неудобства в отношениях с родными, а мама и папа — ближайшие люди — этого не замечают или не хотят замечать. Наглядно показать взрослым, что в жизни их ячейки общества есть напряжённые моменты, поможет тест «Рисунок семьи».

Суть теста «Рисунок семьи»

Идея создания проективного теста для определения отношений внутри семьи не нова. В разное время она возникала в работах видных отечественных и зарубежных психологов – В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и других. В ходе теста ребёнку предстоит изображать своих родственников, поэтому ему понадобится умение держать инструмент в руках и соединять линии в рисунке. Эти навыки приходят к детям в разное время. Ориентировочный период, когда можно начинать проводить диагностику — возраст 4 лет (+/-1 год).

 Целями теста является следующее:

  • определение характерных черт отношений внутри семьи;
  • выявление оценочных суждений малыша относительно своих близких;
  • оценка роли испытуемого в семье;
  • определение моментов, которые вызывают беспокойство ребёнка.

Задача экспериментатора — посмотреть на конкретную ячейку общества глазами маленького её члена.

Французский писатель Анре Моруа говорил: «Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребёнок, между тем, пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и оценить его».

Психологи рекомендуют на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста повторять тест 1 раз в 6 месяцев, а в дальнейшем – 1 раз в год (вплоть до 11 класса). Такая периодичность позволит вовремя обнаружить и устранить возможные внутрисемейные конфликты.

Узнать больше об отношениях внутри семьи ребёнка можно, просто предложив ему выполнить несложный рисунок

Процедура исследования

Прежде чем начинать тест, взрослый должен убедиться, что подготовлено всё необходимое:

  • лист А4;
  • цветные карандаши (синий, красный, зелёный, коричневый, жёлтый, чёрный);
  • ластик.

Некоторые интерпретации диагностики не подразумевают использование цветных карандашей. Однако толкование выбранных испытуемым оттенков является важным аспектом анализа. Ластик также, по мнению некоторых учёных, не является обязательным. Между тем в идеале экспериментатор должен фиксировать в протоколе, имеющим произвольную форму, как часто малыш использует резинку. Чтобы не превращать тест в рисование «буду вытирать, пока не станет идеально», не нужно акцентировать внимание ребёнка на этой принадлежности. Достаточно положить сбоку, но на виду.

Проведение исследования возможно как в индивидуальной форме (что желательно), так и в групповой, но для концентрации внимания испытуемых их не должно быть более пяти.

Допускается проведения теста в групповой форме, но не рекомендуется

Инструкция по организации дигностики:

  1. Испытуемому подают лист, расположенный горизонтально, со словами: «Вот лист бумаги, нарисуй, пожалуйста, свою семью. Можешь использовать цветные карандаши».
  2. Ребёнок приступает к тесту, а взрослый, занимаясь своими делами, наблюдает за ним.
  3. После того как рисунок будет завершён, предложите малышу подписать персонажей, чтобы было понятно, кто есть кто. Если испытуемый не умеет этого делать, спросите у него разрешения сделать надписи своей рукой.
  4. Затем следует задать ребёнку вопросы:
  • Кого ты нарисовал?
  • Кого ты не нарисовал и почему?
  • В каком месте ты рисовал семью?
  • Чем занимается каждый на рисунке?
  • Какое у вас здесь настроение: вам весело или скучно?
  • Кто на рисунке самый весёлый, грустный, счастливый? Почему?
  • Кто тебе нравится больше остальных? Почему?
  • Как в нарисованной семье наказывают детей за непослушание или плохое поведение?
  • Как ты себя чувствуешь на рисунке? Что хотел бы изменить, чтобы почувствовать себя лучше?

Если по ответам на вопросы сложно прийти к точному заключению касательно отношений в семье, то стоит предложить ребёнку 6 проблемных ситуаций, 3 из которых выявляют отрицательные чувства испытуемого относительно семьи, а 3 другие — положительные:

  1. Представь, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты пригласил?
  2. Представь, что вся твоя семья собирается в гости, но кто-то один заболел, а, значит, должен остаться дома. Кто это будет?
  3. Ты собираешь пазл (мастеришь поделку, лепишь из пластилина), и у тебя не всё получается. Кого ты попросишь помочь тебе?
  4. Представь, что корабль, на котором вы путешествовали, попал на необитаемый остров. С кем бы тебе было удобно жить там?
  5. Тебе подарили настольную игру, вся семья собралась играть, но один оказывается лишним. Кто не будет участвовать?
  6. Кого из членов семьи можно оставить дома, если не хватает одного билета в кино?

Важно помнить о некоторых нюансах проведения рисуночной диагностики:

  • Не нужно проводить тест, когда малыш перевозбуждён или плохо себя чувствует. В противном случае полученные данные не будут объективными.
  • Не стоит расшифровывать, кто подразумевается под семьёй. Если малыш начинает засыпать вопросами из разряда «А бабушку/тётю/дядю рисовать?», просто повторите, что нужно нарисовать семью.
  • Не направляйте «художника», даже если заметите, что кому-то он забыл нарисовать уши, а бабушку, например, и вовсе упустил из виду.
  • Не высказывайте предположения. После того как изображение будет готово, не стоит озадачивать ребёнка вопросами из серии: «А это кто, дядя?»
  • Не настаивайте, если испытуемый не высказывает особого желания беседовать.
  • Не обсуждайте результаты теста при малыше.

Интерпретация результата

Для более полного понимания ситуации экспериментатору нужно учесть:

  • время, затраченное на весь рисунок и на изображение каждого персонажа (например, маму малыш рисовал 10 минут, папу — 3 минуты);
  • порядок изображения (кого ребёнок представил первым, вторым, последним);
  • перерывы в работе более 15 секунд с указанием причины (например, если испытуемый задумался, кого изображать следующим);
  • какие линии или детали ребёнок стирал;
  • любые комментарии по ходу работы;
  • эмоции, возникающие в процессе рисования (например, бабушку малыш изображал с улыбкой, брата — нахмурившись и так далее).

Показатели психомоторики

Чем сильнее малыш давит на карандаш, тем выше его самооценка. Если инструмент прорывает бумагу, то это говорит о том, что ребёнок гиперактивен, возможно, часто проявляет агрессию.

Размашистость штрихов, масштабность самого рисунка говорят о том, что автор очень решителен в своих действиях, уверен в себе. Если же контуры смазаны, а линии пересекаются, то малыш страдает от повышенности возбудимости. Однако когда тонкие или толстые линии использованы только в изображении отдельного члена семьи, то это говорит о волнении, которое ребёнок испытывает за этого человека. Не доведённые до конца и выходящие за контуры — показатель психоэмоционального напряжения испытуемого.

Чем выше расположен сюжет рисунка, тем более высокий статус ребёнок себе приписывает.

Характеристики изображения

Цвет

Чем ярче рисунок, тем благоприятнее реальная обстановка в семье ребёнка

Чем ярче и светлее гамма, тем выше у малыша жизненный тонус, тем оптимистичнее он смотрит на жизнь. Если ребёнок изобразил себя с преобладанием какого-то одного цвета и затем повторил такой же оттенок в ком-то ещё, то этого человека испытуемый считает авторитетом для себя.

Психологи утверждают, что преобладание красного цвета говорит о психологическом дискомфорте, который малыш испытывает в семье. Если же тестируемый и вовсе отказался от раскрашивания, то он, вероятно, испытывает сильную тревожность и проблемы с самооценкой. Возможно, в семье ребёнка ущемляют или даже унижают.

Размер, порядок и расположение

Чем больше размер персонажа, тем значимее для испытуемого его прообраз. Например, если домашний питомец той же величины, что и родители, то отношения с родными для малыша менее важны, чем забота о кошке или собаке.

По такому же принципу анализируется и соотношение размеров членов семьи: если мама больше папы, то малыш считает её более значимой в своей жизни. Изображение самого себя говорит о том, насколько полноправным членом ячейки общества считает себя малыш. Если он представлен небольшой фигуркой где-то сбоку, то «художник» отводит себе место беспомощного «приложения» к родителям. Когда собственный образ ребёнок помещает между взрослыми родственниками, то это сигнализирует о том, что малыш нуждается в заботе и защите, но это абсолютно естественная потребность, поэтому такое расположение считается нормой.

Иногда испытуемый и вовсе не рисует себя, а изображает только родителей (и/или других членов семьи). В этом случае имеет смысл говорить о том, что ребёнок страдает не только от недостатка внимания, но и, возможно, от физического насилия. Такие ситуации нуждаются в анализе специалиста по детской психологии. Случается также, что испытуемый рисует только себя, без других членов семьи. Обычно это происходит, если малыш воспитывается одним родителем и других родственников нет в его окружении, или же когда мама и папа совершенно не интересуются жизнью ребёнка и редко бывают дома.

Если ребёнок нарисовал себя первым, то, вероятнее всего, в семье его балуют, вся жизнь строится вокруг него. Если последним, уже после питомцев и подписей, как будто вдруг вспомнил, что себя-то забыл, это значит, испытуемый не чувствует себя чужим. Нормой считается, когда малыш изображает сначала родителей, потом себя, а затем и остальных родственников: бабушку, дедушку, тётю и так далее.

Самого близкого и родного человека тестируемый рисует ближе всего к себе (обычно эти фигуры держат ребёнка за руку). И наоборот, чем сложнее ему найти общий язык с кем-то, тем дальше будет персонаж от автора. Совсем «забытые» родственники, образы которых отсутствуют — это те, к кому ребёнок испытывает негатив или не чувствует никакой эмоциональной связи с ними.

Части тела

Образ с самой большой головой — это самый умный член семьи, по мнению ребёнка. Крупные глаза говорят о том, что у человека проблемы, он просит помощи. При этом независимые и спокойные родственники будут изображены с глазами-щёлочками. «Забытые» уши – знак того, что этот человек ребёнка совершенно не понимает, не слышит. Открытый рот — показатель скрытой угрозы для малыша, а вот маленькая чёрточка вместо губ — символ замкнутости персонажа.

Огромные руки в сочетании с большим количеством пальцев говоря о том, что человек воспринимается испытуемым как могущественный и способный. Если фигура не стоит на ногах, то малыш не считает её авторитетом. Иногда дети не рисуют ни рук, ни ног — это говорит о проблемах в интеллектуальном развитии. Если «художник» изобразил себя без конечностей, то это свидетельствует о том, что ребёнок испытывает повышенную тревожность и не хочет принимать никаких решений, стремится найти опору в близких или совсем самоустраниться от ответственности. Это серьёзный сигнал для родителей, который может быть связан с гиперопекой, что в дальнейшем приведёт к инфантилизму уже взрослого человека и неумению строить взаимоотношения на равных с другими членами общества.

Детали

Когда дети рисуют животных, братьев и сестёр, которых на самом деле не существует, то это можно интерпретировать как отражение желаний испытуемого

Если семья изображена на фоне солнца, то малышу не хватает семейного тепла. По этой же причине дети изображают кукол или домашних питомцев (особенно если на самом деле в доме их нет). Тучи и облака являются признаками отрицательных эмоций ребёнка. Присутствие на рисунке бытовой и оргтехники говорит о том, что для ребёнка это предметы (например, телевизор, компьютер) имеют более важное значение.

Когда вместо людей ребёнок рисует лишь дом, то это значит, что ему не хочется находиться в семье, в ней тестируемому неуютно. Если малыш изображает вымышленных персонажей наравне с реальными, то это говорит о том, что испытуемый стремится компенсировать общением с несуществующими героями близкие дружеские отношения, которых у него нет в семье.

Место, в котором семья нарисована, обычно является знаковым для ребёнка: улица, на которой он гуляет, дом в деревне, куда малыша регулярно привозят к бабушке, и так далее.

Обычно самой занятой дети рисуют маму — это воплощение того, что малыш видит ежедневно. Поэтому если папа приходит с работы и ложится на диван, не стоит ожидать, что ребёнок изобразит его рядом с собой или в процессе работы.

Файл: Образец расшифровки

Пример анализа детского рисунка

«Рисунок семьи» – это информативная диагностика отношений между ребёнком и его родными, коррекция результатов которой должна проводиться только психологом. После окончания тестирования не будет лишним побеседовать с родителями и самим испытуемым, чтобы помочь восстановить положительную психологическую атмосферу в семье.

Всё о методике диагностики мышления детей “Нелепицы” Методика “Человек под дождём” – помощь в определении проблем ребёнка

Эксперт – психолог Наталия Холоденко

Методика «Рисунок семьи» – один из самых популярных приемов, используемых в практической работе. Цель этого теста – выявить эмоциональные проблемы и сложности  семейных отношений. В статье мы расскажем вам все о методике «Рисунок семьи», поделимся интерпретацией результатов, проведем анализ рисунков на примерах.

image

Автор методики

Это название объединяет целую группу приемов, которые служат для оценки семейных отношений. Сама техника основана на анализе и интерпретации рисунков. Их обычно используют при обследовании детей, но иногда применяют и ко взрослым.

  • В литературе указывают, что  В. Хьюлс (в 1951 году) является самым первым, кто упомянул о технике «Рисунок семьи». Но сложно с этим согласиться, ведь эту методику применяли намного раньше.  
  • Следующий этап развития этого теста сопоставляют с такими учеными, как  Л.Корман (1964), Р. Бернс и С.Кауфман (1972). 
  • Сегодня наши отечественные психологи все больше применяют методику, которую предложили  В.К.Лосева и Г.Т. Хоментаускас.

Мы будем рассматривать именно  последний вариант.  Методика “Рисунок семьи” предлагает  проводить анализ рисунка по трем уровням:

  1. Общая структура рисунка
  2. Изображение отдельных членов семьи
  3. Анализ процесса рисования

Методика «Рисунок семьи»: описание

Одна из немногих диагностик, которые можно использовать с раннего возраста. Даже, когда вместо людей “головоноги” или даже палочки, уже всё понятно.

Как правило, первым ребёнок рисует значимого взрослого. Его силуэт обычно большой и с различными “элементами декора”. Затем остальных членов семьи. Иногда ребёнок забывает кого-то нарисовать, что говорит о напряженных (по мнению ребёнка) отношениях или присутствии обиды со стороны ребёнка.

image

Также на таком рисунке видны, как относятся друг к другу братья и сёстры. Иногда мама посередине своих детей, а иногда и с кем-то одним, особенно часто так рисуют, когда появляется малыш в доме.

Иногда ребёнок забывает сам себя нарисовать, что говорит о непринятии себя и отчужденности от семьи.

Ещё бывает много-много всех. И бабушки-дедушки, и тёти-дяди, и даже кошки. На самом деле, ребёнок окружает себя всеми, прячась от одиночества.

О детском рисунке семьи можно судить по многим признакам, но главное это должен делать специалист. И, как правило, для точного анамнеза одной диагностики недостаточно.

Инструкция: Предлагаем ребенку лист бумаги, карандаши и просим нарисовать свою семью. Важно позволить ему рисовать так, как ему хочется, и кого хочется. Пока он рисует, мы наблюдаем за тем, как он это делает.

Что можно узнать из такого рисунка?

  • Кого ребенок включает в «семью»: только родители или расширенный вариант, с бабушками, дядями, нянями, домашними животными и пр. Как правило, в рисунок включаются те, кто для ребенка важен и дорог.
  • Как ребенок воспринимает отношения в семье. Все ли члены семьи вместе или кто-то обособлен, существуют ли группировки и пр. Кто как расположен по отношению к другим членам семьи. Все ли одинаковые или кто-то сильно выделяется внешним видом.
  • Кого ребенок считает более значимым и влиятельным в семье: размер человека на рисунке пропорционален влиятельности в глазах малыша.
  • К кому ребенок испытывает наиболее теплые чувства: этих людей он будет «прорисовывать» с особенной аккуратностью и добавлять как можно больше украшений и деталей, а также нарисует их первыми, наверняка поближе к себе.
  • Как ребенок видит свое положение в семье и свою безопасность: место расположения себя, размер, количество деталей , выделяется ли он на фоне других и пр.

Здесь важно помнить, что нарисованное на бумаге, это видение ребенка. Нельзя ругать его за то, что он не нарисовал младшего брата или забыл бабушку. И вообще нарисовал все «не так», как есть на самом деле.

Ваша задача — понять, нравится ли вам виденье малыша? И подумать о том, как скорректировать отношения в семье или сделать их более понятными для ребенка.

Интерпретация рисунка семьи

На что обратить внимание в готовом рисунке

  • Состав семьи. Если дети спокойны, их обычно привлекают все члены семьи. Если кого-то не хватает, то в этом кроется некий эмоциональный конфликт, недовольство семейным положением.
  • Размещение персонажа. Когда члены семьи держатся за руки или имеют что-то общее, это положительный знак, говорящий о единстве и тесной эмоциональной связи. Если одна фигура человека очень далека от семьи, это связано с отрицательным отношением ребенка или низкой значимостью и отчуждением этого человека от семьи.
  • Изображение фигур. Как правило, люди, с которыми складываются хорошие эмоциональные отношения, более хорошо прорисовываются(много деталей, разные цвета). Напротив, негативное отношение часто проявляется в более схематичном или даже неполном виде определенных частей тела.
  • Размер персонажей. Чем больше, тем более выраженным, сильным и влиятельным его воспринимает ребенок. И наоборот.

Общая композиция

Характеристика Интерпретация
Один член семьи отдален  Обследуемый заметил, что один член семьи держится в стороне
 Один персонаж выше всех Он главный в семье
Если персонаж ниже всех У него минимальное влияние
Первый персонаж   Самый любимый член семьи
Если ребёнок кого-то не нарисовал  С этим человеком напряжённые отношения, нужно наладить эмоциональный контакт
Сильная штриховка или нажим карандаша По отношению к этому персонажу ребёнок испытывает чувство тревоги
Все члены семьи одинакового роста Благополучие семьи
Персонаж ближе С ним сильнее связь
Персонаж больше остальных Значимее он для ребёнка
Все держатся за руки В семье дружественные отношения
Ребёнок в центре   Уверен, родители его любят
Ребенок в стороне   Нуждается в поддержке и внимании
Малыш нарисовал себя очень маленьким  Самооценка низкая
Нарисовал себя крупным  Уверен в себе, у него задатки лидера

Голова и тело персонажей

Характеристика Интерпретация
Отсутствуют уши Этот член семьи не слышит
Персонаж с большим ртом угрозы для ребёнка
Маленький рот персонажа  Скрытный, неэмоциональный человек
Большие руки Властность
 Маленькие руки   Не имеющий власти
Большая голова Ребёнок считает самым умным
Большие глаза  Чувство тревоги
Маленькие глаза Запрет на плач, выражение эмоций

Другие детали

Характеристика Интерпретация
Солнце и приборы освещения Показатель тепла в семье
Облака и тучи Чувства тревоги
Вымышленные персонажи Символы неудовлетворённых потребностей

Анализ рисунка от психолога

Наталия Холоденко – психолог мотивационный спикер, женщина, которая создает себя сама!

Наталия Холоденко прошла путь к успеху – от психолога до основателя и руководителя Международного центра психологии Наталии Холоденко.

Сейчас Наталия – востребованный психолог, кандидат философских наук, популярный педагог, тренер личностного роста и телеведущая. Наталия Холоденко более 18 лет консультирует, организовывает семинары и обучает других, чтобы сделать их жизнь счастливее и успешнее с помощью психологии.

В видео Наталия проводит анализ рисунка «Моя семья»

Заключение

Методика  «Рисунок семьи» довольна популярная для анализа отношений внутри семьи. Но кроме этой проективной методики есть и другие. Предлагаем прочитать нашу статью и испробовать другие методики «Проективные рисуночные методики для характеристики взрослых».

Также хочется отметить, что похожий тест для выявления особенностей внутрисемейных отношений  есть у Э. Клессманн. Называется «Три дерева». О нем вы можете прочитать в статье «Проективная методика «Три дерева»: инструкция и интерпретация»

Отметьте, насколько Вам понравилось:

Original article: Методика «Рисунок семьи»: описание, анализ и интерпретация

©2021 Клуб успешных Леди. All Rights Reserved.

Сообщение Методика «Рисунок семьи»: описание, анализ и интерпретация появились сначала на Клуб успешных Леди. AllAboutOurladies.ru

©

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишись на сайт:

Методика Рисунок семьи в образах животных» Благодаря работам С. Кауфмана, В. Хьюлса, Р. Бернса, А. Захарова, Т. Хоментаускаса методика «Рисунок семьи» получила широкое распространение. Традиционно цель теста «Рисунок семьи» вЂ” выявление особенностей внутрисемейных отношений. Благодаря рисованию ребенком семьи и беседе с ним оказывается возможным оценить особенности его восприятия и переживания отношений в семье. Материалы: лист белой бумаги формата А4, набор цветных карандашей. Традиционно после рисования принято задавать клиенту уточняющие вопросы. Необходимо выяснить существенные особенности изображенных фигур, узнать их характер, склонности, специфику взаимоотношений друг с другом. Примеры вопросов психолога Расскажите, пожалуйста, о каждом животном подробно: какой у них нрав, повадки, что они любят, чего не любят. В каких отношениях животные между собой находятся? Кто за кем охотится? Кто от кого спасается? Что является самым главным для каждого животного? Чем можно помочь этим животным, чтобы они жили дружно? Если психолог работает с семьей (а это логично, когда речь идет о рисовании семьи), важно подвергнуть тестированию всех ее членов. Только в этом случае можно обладать наиболее полной информацией об особенностях внутрисемейных взаимоотношений, месте и роли каждого, бессознательных идентификациях и многом другом. «Полный комплект» рисунков семьи собрать, конечно, чрезвычайно сложно, но очень полезно, ибо перед психологом разворачивается сложный сюжет внутрисемейных отношений. Технология анализа психологической информативности рисунков содержит три шага. Инструкция к рисованию представляет собой некий посыл бессознательному клиента и актуализирует определенные пласты его внутренней жизни. Она задает направление ассоциативному процессу, в котором участвуют воображение и жизненный опыт клиента. «Нарисуйте свою семью в образах животных» — рисунок на эту тему можно условно определить как «конфликтный образ» семьи. Надо сказать, что немало взрослых людей с высоким уровнем личностного развития затрудняются изобразить себя и членов своей семьи в образах животных. Они говорят, что преодолели свое «животное начало». Дети же охотнее изображают семью в образах животных. Может быть, оттого, что им легче идентифицировать себя с животными, чем с людьми. Для психолога чрезвычайно важно, в образе какого животного изображает себя автор рисунка. Эта информация может быть использована психологом в качестве проявления ресурса. В этом случае требуется более глубокое знакомство с символическим значением животного. Символическое значение животного проявляется на трех основных уровнях: Личный, субъективный уровень, содержащий характеристику животного автором; Природный, объективный уровень, содержащий биологическую характеристику животного, знание о его повадках, характере и особенностях; Глубинный, культуральный уровень, содержащий информацию об архетипическом символизме животного, отражающий межкультурное единообразие приписываемых ему качеств и свойств. Итак, «семья в образах животных» покажет психологу систему бессознательных, инстинктивных взаимоотношений в семье, отразит «конфликтный образ». Группа общих признаков. Это признаки, характерные для всех рисунков семьи. Эстетика изображения. Если рисунок выполнен с любовью, желанием, аккуратно, опрятно, линии и цвета его гармоничны, — мы получаем эстетическое удовлетворение. Причем оно может даже не зависеть от техники исполнения и мастерства художника. Стремление к красоте является проявлением эстетических потребностей человека и может быть реализовано даже при отсутствии художественных способностей. Если психолог видит, что автор не придает особого значения эстетике, он может отметить недостаточное развитие эстетической мотивации. Расстояние между членами семьи. Если отношения в семье стабильные, ровные, гармоничные, автор изображает всех членов семьи на примерно равном небольшом расстоянии друг от друга (расстояние может колебаться от 10 до 40 мм). Иногда члены семьи держатся за руки. Однако это обстоятельство не должно слишком радовать психолога. Нередко авторы выдают желаемое за действительное. Особенно некоторые мамы любят изображать семейную идиллию, скрывая неблагополучие. Но бывает, что семья в действительности является дружной и в ней принято оказывать друг другу поддержку. Контекст изображения. В рисунке семьи мы не задаем определенный контекст, автор его выбирает сам. Например, он изображает семью за обеденным столом дома, или в гостях у бабушки, или семья находится на пикнике, работает на даче. При этом контекст является тем, что объединяет членов семьи. Вероятно, изображение семьи в определенном контексте связано у автора с определенной ситуацией, когда все собираются вместе, испытывают определенный эмоциональный подъем, единение. Близость членов семьи между собой. Данный признак проявляется через общие цветовые пятна, элементы одежды, образ действий, характер изображения. Одним из наиболее информативных признаков является цвет. Например, автор раскрашивает себя и маму одним цветом, который в ряду цветовых предпочтений стоит на первом месте. Это дает основание предположить, что между автором и его матерью существует позитивная связь, понимание, любовь или автор страстно желает этого. Интересно, что на разных рисунках автор может идентифицировать себя с разными членами семьи. Дополнительные признаки адресуют психолога к символическому анализу изображенных персонажей. Для понимания тонкостей внутрисемейных взаимоотношений психологу важно задать себе несколько вопросов: Не являются ли животные, в образах которых изображаются члены семьи, антагонистами по отношению друг к другу? Принадлежат ли они к одному роду, виду, категории? Если они разные по родовидовой принадлежности, каким образом они могут строить друг с другом конструктивные взаимоотношения? Шаг третий: определение «гармоничных» и «проблемных» Доминирующей потребностью, которую отражает рисунок, является потребность в принадлежности и любви. И это естественно, ибо именно семья либо удовлетворяет эту потребность, либо фрустрирует. Потребности безопасности и защиты, самоуважения и личностного совершенствования также могут требовать психологической работы. Если речь идет о психологической работе с потребностью принадлежности и любви, главная задача — оказать содействие гармонизации внутрисемейных взаимоотношений. Психолог должен построить работу таким образом, чтобы, с одной стороны, способствовать принятию автором рисунка отдельных членов семьи, с другой — содействовать принятию автора рисунка членами семьи. Психологический комментарий (см. рис. V—VI на вклейке): Сильнейшую фрустрацию потребности в любви, принятии и безопасности отражают рисунки воспитанников школы-интерната (рисунки Галины и Александра). Не только мир представляется этим детям хаотичным, беспорядочным и опасным, но даже собственная семья. Нарисованные образы весьма конфликтны и могут представлять значительную опасность для животного, с которым идентифицирует себя автор (рисунок Александра). Единственное, что сохраняет мир в семье, нарисованной Галиной — это психологическая дистанция между ее членами. Дети в таких семьях чувствуют себя отвергнутыми и беззащитными.

Подпишитесь на рассылку:

Домашние животные

они украшают наш быт

  • Домашние животные — человек разводит их не только ради пользы, но и для удовольствия
  • Происхождение домашних животных — история одомашнивания животных
  • Поведение животных — научное объяснение сложному поведению животных дал гениальный физиолог Иван Петрович Павлов
  • Домашние птицы — куры, гуси, голуби и другие
  • Петух без головы — безголовым он прожил два года
  • Кошки-рекордсмены — интересные факты о кошках
  • Как конфликты в семье влияют на психику ребёнка
  • О браке (супружестве) и семье
  • Здоровый образ жизни формируется в семье
  • Забота государства о семье – важнейшая задача социальной политики
  • Консультирование о выходе: Семейное воздействие
  • Перечень документов, подтверждающих доходы семьи
  • Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика
  • Если в семье ребенок — инвалид
  • Межличностные конфликты в семье
  • Студенческие семьи
  • Наркотики и семья
  • «Воспитание гражданина в семье»

Проекты по теме:

Поиск

Вики

Архив

Дети

Наука

Животные

Природа

Семья

23Фев 2018

С самого раннего детства малыши любят рисовать. Акварель, гуашь, пальчиковые краски — не важно. Сначала «каляки-маляки», затем круги и полосы, к 3,5-4 годам вырабатывается минимальная техника, когда ребенок уже в состоянии объяснить, что нарисовал.

Любым проявлением творчества у малышей родители с удовольствием гордятся. Но немногие родители обращают внимание на цветовую композицию, в которой выполнен рисунок. «Творит, изображает, старается — молодец!», — рассуждают родители.

Но оказывается нужно обращать также внимание и на то, почему ребенок в своих «шедеврах» часто использует один и тот же цвет. Или почему при создании рисованного «фото» семьи малыш не изобразил брата или сестру, который живет с вами…

Вообще, конечно, это работа детских психологов — с помощью тестов по рисунку определять настроение, индивидуальность, психологическую травму и даже скрытые страхи! Но самый главный психолог для ребенка — это родители.

Предлагаем поговорить  о детском творчестве с этой точки зрения и постараемся определить, на какие моменты нужно обращать внимание.

Детские рисунки: на что обратить внимание

При анализе рисунков особенно показательны с точки зрения психологии три вещи:

  • Цветовые решения;
  • Изображение автопортрета;
  • Образ семьи.

Начнем с цвета:

  • Если ребенок часто использует в рисунках желтый, это характеризует малыша, как мечтательного, открытого, с положительной динамикой живого воображения.
  • Розовый говорит о чувствительности малыша. Ему необходимо быть с родителями в тесном контакте: чаще обнимайте, поглаживайте по голове или просто держите за руку.
  • Красный свидетельствует о психологической и физической активности; темпераментный малыш, может быть непослушным, неусидчивым.
  • Бежевый или охра, лиловый, голубой говорят о гармоничном психологическом состоянии.
  • Преобладание синего цвета в рисунках определяет ребенка как спокойного, осмысленного в своем выборе и действиях.
  • Зеленый описывает ребенка как упрямого и настойчивого.
  • Оранжевый — цвет возбудимости.
  • Фиолетовый определяет ребенка, как творческого, ранимого и чувствительного. Нужно уделять больше ласки и внимания.

Доминирование в картинке цветов:

  • серого,
  • коричневого,
  • темно-зеленого,
  • черного
  • темно-красного

может говорить о каком-то психологическом дискомфорте или проблемах, с которыми стоит обратиться к психологу.

Идем дальше — автопортрет!

image

Психологи используют такой метод для определения морального состояния ребенка. Например, специалист просит ребенка нарисовать себя.

  • Мимика на лице устанавливает эмоциональность ребенка — позитивный, пассивный и т.д.
  • Изображение маленького размера в нижней части листа может свидетельствовать, что ребенок не чувствует себя личностью, преобладает низкая самооценка. Если наоборот в верхней, — высокая самооценка. Расположение «самого себя» на весь лист говорит о гиперактивности малыша.
  • Недостаток в композиции частей тела: рта, ушей, пальцев может говорить о проблемах проявления себя, как личности.

Образ семьи — еще один тест в работе психолога

image

Чтобы выявить, есть ли у ребенка психологические проблемы, связанные с семьей, проводится работа с семейным рисунком.

Учитывается все: кого из родителей первым нарисовал малыш, размер членов семьи на листе, мимика, насколько близко/далеко они к ребенку находятся.

Разберем некоторые детали подобной работы:

  • Кого первым изобразил малыш в семейном портрете, того и считает главным в семье.
  • Изображенные на заднем плане родственники свидетельствуют о незначительности в жизни ребенка.
  • Гармоничный портрет, где все участники держатся за руки, говорит о полном порядке в психологическом состоянии. Дополнение: если семья нарисована в комнате, но в ней присутствует обычное желтое солнце, то это может говорить о нехватке тепла со стороны родителей.
  • Если ребенок не изобразил брата или сестру, а они есть по факту, можно судить о ревностном отношении к родителям.
  • Рисунок оформлен в «живых» тонах, значит в семье яркая, увлекательная жизнь — все в порядке! Когда наоборот, то ребенок больше занимается «своими делами», чем совместно с семьей.

Уважаемые родители! Разумеется, все выводы, приведенные в данной статье — это не закон, не стопроцентное правило, это просто повод обратить внимание, уточнить, проконсультироваться. Не более того. Информирован, значит, вооружен.

Для выявления действительных психологических проблем требуются специалисты. Это их работа.

А работа родителей —  заботиться о положительном психологическом состоянии малыша и обращать внимание на любые мелочи, включая указанные выше нюансы детского творчества.  Удачи вам!

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий