Дефектолог: Ребенок не может лениться говорить, он просто не может говорить

Содержание

10 декабря 2019 в 09:00 Вместе со специалистами Городского психолого-педагогического центра разбираемся, почему дошкольники отстают в развитии речи и что с этим делать.

Первые три года жизни — это период активного развития ребенка. В это время малыш приобретает множество навыков, в том числе речевые. Но иногда в три года ребенок не разговаривает совсем или разговаривает совсем плохо, что не может не беспокоить родителей.

В чем причина речевых задержек, мы попросили рассказать учителя-логопеда Анну Садыкову и учителя-дефектолога Надежду Кондрашову – специалистов Городского психолого-педагогического центра.

В возрасте трех лет ребенок произносит около 300-350 слов, оперирует ими, склоняет, выражает свои эмоции словами. Каждый день происходит накопление и увеличение словарного запаса ребенка.

Если этого не происходит, необходимо выяснить причину.

Что может мешать развитию речи

• Нарушения слуха, нарушения строения артикуляционного аппарата, тяжелые заболевания, которые ребенок перенес в первые годы жизни, особенности генетики.

• Психологический стресс. На речевое развитие ребенка могут оказать влияние конфликты родителей, сильный испуг, длительная разлука с родителями, смена обстановки и т.д.

• Отсутствие потребности и необходимости в разговоре. Если родители сильно опекают своих детей, то у детей не появляется стремление научиться словесно выражать свои желания и доносить их до окружающих. Зачастую они используют жесты.

• Недостаток внимания со стороны взрослых, которые не стремятся к общению со своим ребенком. Ребенок много времени проводит за просмотром телевизора или игрой на телефоне.

VOSTOCK

Как разговорить трехлетнего ребенка

Что делать, когда исключены все медицинские и психологические причины?

Играйте

В дошкольном возрасте ведущая деятельность — игра. Так что используйте ее, чтобы развивать речь малыша.

Во время игры задавайте открытые вопросы и не торопитесь отвечать за него.

Продолжительность игры не должна быть больше 3-5 минут, так как в 3 года малышу еще тяжело долго сохранять концентрацию.

Развивайте речь в бытовых ситуациях. Вместо того чтобы спросить «ты будешь на ужин картошку?» и дождаться, пока ребенок кивнет или помотает головой, задайте другой вопрос: «что ты будешь на ужин?».

Развивайте подражательную речевую активность

Если ребенок молчит, не стоит настаивать: «Скажи» или «Повтори за мной».

Он не должен чувствовать давления со стороны взрослого.

Назойливые просьбы со стороны взрослых повторить или сказать что-то могут спровоцировать речевой негативизм, при котором малыш совсем откажется говорить или будет говорить неохотно и мало.

Необходимо эмоционально общаться с ребенком: «Смотри, кто это пришел к тебе? Топ-топ-топ. Это зайка! Давай поиграем с ним! Давай покормим зайку. Как зайка кушает? Ам-ам-ам. Давай искупаем зайку! Куп-куп-куп. Давай положим зайку спать. Бай-бай-бай».

Если ребенок пока не готов повторять за вами простые слова или звукоподражания, сами проговаривайте и отвечайте за него.

Через некоторое время у ребенка обязательно появится желание присоединиться к вашей игре.

VOSTOCK

Озвучивайте действия ребенка

Очень полезно для развития речи комментировать свои действия и действия, которые выполняет малыш. «Давай вымоем ручки. Включим водичку. Возьмем мыло, намылим ручки. А теперь смываем мыло…»

Если ребенок предпочитает общаться с помощью жестов, тогда озвучивайте их. А потом провоцируйте малыша, чтобы он сам прокомментировал свои жесты: «Что ты хочешь?» Пауза. «Пить? Что тебе налить: водичку или сок?»

Комментируя действия, вы развиваете понимание речи, обогащаете представления об окружающем мире, учите вслушиваться в речь и выделять в ней знакомые слова.

Не ругайте за нечеткое произношение

Нельзя требовать от ребенка сразу правильного произнесения слов. Надо помнить, что отдельные звуки и их сочетания, звукоподражания, обрывки лепетных слов — это тоже проявление речевой активности.

Поэтому радуемся любому проявлению речи, хвалим малыша и как бы невзначай даем правильный образец.

Например, ребенок увидел машину и говорит «би-би», мама говорит: «Правильно, это машина» и т.д.

Делайте артикуляционную и дыхательную гимнастику

Для развития подвижности и укрепления мышц речевого аппарата рекомендуем выполнять с ребенком элементы артикуляционной гимнастики: вытянуть губки, надуть щеки, поцокать языком, покусать зубами верхнюю и нижнюю губу и т. д.

Также полезны различные дыхательные упражнения: подуть на бумажный кораблик, бумажную бабочку, одуванчик, игрушку-вертушку, надуть мыльные пузыри.

Развивайте мелкую моторику малыша

Участки головного мозга, отвечающие за речь и моторику, имеют тесную взаимосвязь. Развивая мелкую моторику рук, мы активизируем отделы мозга, отвечающие за развитие речи.

VOSTOCK

Для развития мелкой моторики можно использовать стихи и потешки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.

Наша речь ритмична, а в потешках и стихах заложен простой ритм. Простые стишки формируют эмоциональный контакт с ребенком. А при выполнении под них разнообразных движений развивается мелкая моторика и координация движений.

Рассказывая ребенку знакомый ему стишок или сказку, можно пропустить слог или слово, и сделать паузу — как бы предложить малышу закончить за вами фразу. Например: «Жили-были дед да… (ребенок подсказывает «баба»), и была у них курочка … (Ряба)».

Используя эти советы, игры и упражнения, вы сможете создать благоприятную среду для речевого развития вашего дошкольника. Помните, что этот процесс длительный, постепенный и трудоемкий, поэтому необходимо запастись терпением.

Фото: VOSTOCK

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!

Семейный гороскоп

По мнению врачей, ребенок должен начать разговаривать предложениями в два-три года. Если этого не происходит, возможно, следует обратиться к специалистам, чтобы помочь малышу рассказывать миру о себе.

Часто слышу от родителей, чьи дети не говорят в 2-3 года:

вЂ“В У нас папа первое слово в четыре сказал. И ребенок заговорит, это у него наследственное.

– Ой, да я его в садик отдам, он там разговорится!

– Старшая дочь в 2,5 года стишки рассказывала, а сын молчит. Как захочет что-то – рукой показывает или плакать начинает. Но это же нормально, мальчики начинают говорить позже девочек.

– Она все знает, понимает, не говорит только. Придет время и заговорит, не В«созрелаВ» еще.

Между тем время не идет – бежит, а ребенок молчит.

В 

Как развивается речь ребенка

imageРодители ждут, когда их чадо начнет говорить предложениями. Но сразу он не сможет этого сделать, ведь, развиваясь, речь ребенка проходит несколько этапов:

  1. В 2-3 месяца на смену крику приходит гуление. Развивается понимание речи, интонации.
  2. 7-9 месяцев – лепет (да-да-да, та-та-та, ма-ма-ма).
  3. 9-12 месяцев – малыш начинает осознанно употреблять двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов (пи-пи, ма-ма, ба-ба).
  4. Один год – речь становится более осмысленной. Ребенок практически не пользуется жестами или мимикой для получения желаемого предмета.
  5. Полтора-два года – в речи появляются глаголы, предложения, состоящие из 2-3 слов. Словарный запас ребенка равен 300-400 словам.
  6. К трем годам ребенок говорит о себе от первого лица (В«Я буду….В»), предложения становятся развернутыми.
  7. 4 года – правильное произношение свистящих и шипящих, нет смягчения согласных.

В 

Что должно насторожить родителей

Есть В«звоночкиВ», своеобразные сигналы, которые показывают, что что-то с развитием речи ребенка не так:

  1. Малыш не реагирует на звуки и свое имя, гуление однообразно.
  2. Произносит часть слова или переставляет в нем слоги (воа – вода, даво-вода).
  3. Не говорит предложениями, нет глаголов, местоимения В«ЯВ». Грамматически предложения построены неправильно (В«Катя будетВ» вместо В«Я будуВ»).
  4. Во время речи язык высовывается между зубов, говорит В«в носВ», артикуляция нарушена, замена или перестановка звуков в слове.

В 

К какому врачу обратиться и какие обследования необходимо пройти

К какому специалисту обратиться, если вы заметили несколько В«звоночковВ» – состояние речи, которое может сигнализировать о нарушениях?В Понять, правильно ли развивается речь ребенка, можно только после комплексного обследования малыша логопедом, психологом и неврологом. Поэтому мы советуем вам обратиться сразу к трем специалистам.

В 

Задать вопрос

ЛОГОПЕДУ

ПСИХОЛОГУ

НЕВРОЛОГУ детскому

Онлайн. Бесплатно

Логопед обследует артикуляционный аппарат ребенка: прикус, подъязычную уздечку, состояние и движения языка. Также он оценит, насколько ребенок понимает речь окружающих, проанализирует, как ваш малыш произносит и слышит звуки.

В 

Психолог проверит интеллектуальное развитие ребенка: память, мышление, внимание – его эмоционально-волевую сферу и навыки общения. Но заключение о том, есть задержка речевого развития или нет, выносит невролог. К нему вам следует обратиться после того, как вы уже посетили психолога и логопеда. Невролог оценивает уровень моторного, психического и речевого развития и, объединив результаты всех исследований, выносит окончательное решение.

В 

Однако если у врача-невролога возникли сомнения, он может назначить дополнительное обследование: электроэнцефалографию (ЭКГ), компьютерную томографию (КТ) или магнитно-резонансную томографию (МРТ). С помощью этих методов врачи обследуют структуру и развитие головного мозга.

В 

Так ЭКГ используют для выявления эпилептической активности и оценки активности головного мозга после пережитого менингита или энцефалита. С помощью КТ врач получает томографию головного мозга в различных плоскостях, на которой можно увидеть, какие его отделы поражены и есть ли среди них речевой. МРТ показывает структуру вещества и сосудов головного мозга, дает данные, которые не показывают КТ и рентген.

В 

Советы родителям

Не только специалисты, но и родители могут помочь ребенку в развитии речи. Для этого нужно выполнять несколько простых рекомендаций:

  1. Телевизор – не друг вашему ребенку. Ограничивайте его просмотр, он не должен работать фоном во время игры ребенка с игрушками.
  2. imageИграйте с ребенком, проговаривайте действия игрушек, пусть игрушки В«говорятВ» разными голосами: кошка – В«мяуВ», мишка – В«э-э-эВ», собака – В«ав-авВ», мышка – В«пи-пиВ».
  3. Говорите правильно, не искажайте слова, не В«сюсюкайтеВ».
  4. Пойте песенки, читайте книги. Вы можете начать сказку или песенку, а ребенок закончит ее. Следите за тем, на каком уровне по отношению к ребенку вы находитесь – он должен видеть ваше лицо, то, как выговорите, поэтому наклонитесь к нему или сядьте рядом.
  5. Проговаривайте все, что видите вокруг. Давайте простые инструкции, употребляйте в речи последовательность ваших действий В«Сначала – потомВ».
  6. Покажите, как вы действуете с предметами, это поможет ребенку узнать функциональное назначение окружающего: для чего нужны ложка, мяч, веник, лопата и так далее.
  7. Любите, хвалите своего ребенка. Не сравнивайте его ни с кем! Не говорите: В«Миша сам пуговицы застегивает. А ты!В» Только вы можете дать своему ребенку уверенность в себе, но из-за излишней критики вы же можете сделать его несчастным.

В 

Автор логопед Галина Сенинг

В 

Питание ребенка после года

Содержание Отсутствие речи у детей в возрасте двух лет часто становится поводом для беспокойства родителей. Они озадачены вопросами, как научить малыша говорить? Не отстает ли ребенок по развитию от своих сверстников? А может уже давно стоило забить тревогу и обратиться за помощью к специалистам?

Родительское отношение к «молчанию» своего двухлетнего чада делится на две категории:

  • Чрезмерная обеспокоенность. Когда ребенок в 18 месяцев не знает алфавит и не общается развернутыми предложениями, в отличие от соседского мальчика Саши, который в 2 года говорил сложными предложениями.
  • Игнорирование проблемы. Когда врачи сошлись на едином мнении, и ставят диагноз «задержка в развитии», а родители настойчиво игнорируют этот факт. Им кажется, что малыш абсолютно здоров и никакой проблемы не существует.

Под термином «задержка речевого развития» (ЗРР) подразумевают замедленные темпы овладения устной речью детьми младше трех лет.

Норма или патология?

Развитие каждого ребенка происходит согласно индивидуальному расписанию, как и становление речи. Навык речевого общения у детей в 2 года настолько индивидуален, что может существенно различаться у сверстников, рожденных с разницей в пару месяцев. Но все детки без исключения переживают основные периоды развития речи.

Этапы и условные нормы развития речи:

  • 2-3 месяца – гуление. У малыша наблюдается реакция на голоса мамы и папы. Он начинает издавать первые звуки, отвечая по-своему на обращение родителей. На этом этапе формируется диалогическая речь.
  • 4-8 месяцев – лепет. Ребенок повторяет простейшие слоги из гласных и согласных звуков (тя-тя, ня-ня-ня, бу-бу). Некоторые мамы радуются, когда слышат от своего чада первое слово «ма-ма». На самом деле, это случайный повторяющийся слог, значение которого малыш еще не осознает.
  • 9-12 месяцев – малыш подражает звукам речи взрослых. В этот период активно пополняется пассивный словарь (слова, которые он слышит и понимает, но не произносит).
  • В 12-18 месяцев ребенок произносит свои первые осознанные слова, знает и произносит звуки некоторых животных, понимает и реагирует на просьбы взрослых («положи», «сядь», «принеси», «кушай»). При произношении слов, ребенок может «терять» или «заменять» звуки и слоги (кошечка­ – «котька»).
  • 2 года – формирование активного словаря. Малыш учится складывать слова в предложения, выражать свои мысли.
  • 3 года – речь ребенка становится понятна окружающим. Он без труда формулирует свои требования, задает вопросы, активно употребляет в речи глаголы, союзы, предлоги, знаком с количественными понятиями («много», «один»).

Единой возрастной нормы, по которой ребенок должен заговорить, не существует.

У большинства детей это происходит с 14-18 месяцев от момента их появления на свет.

Какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития?

Не стоит волноваться, если малыш контактен, сообразителен, общается с членами семьи и окружающими при помощи жестов и звуков, реагирует на ваши просьбы, понимает слова, которые вы ему говорите, способен к звукоподражанию. Такие детки могут упорно молчать до трех лет, но потом активно начинают разговаривать, даже перегоняя своих сверстников. Речь идет о темповой задержке речи, когда малыш заговорил самостоятельно, без каких-либо принятых мер. Это нормальное явление, которое может встречаться у абсолютно здорового ребенка. Но существует и другая проблема, когда задержка развития речи – это тревожный «звоночек», сигнализирующий о серьезных нарушениях.

Что должно насторожить родителей:

  • Спустя 3-4 недели с момента рождения у малыша отсутствует реакция на голоса взрослых.
  • Отсутствие гуления в 2-4 месяца.
  • В 8-9 месяцев от ребенка не слышно никаких звуков, лепета.
  • В 1-1,5 года не произносит простых слогов (ма-ма, бу-бу), не откликается на свое имя.
  • С полуторагодовалого возраста не воспринимает на слух слова, просьбы. Есть проблемы с жеванием пищи.
  • Не использует жесты, добивается всего только плачем.
  • В 2 года не может говорить фразами, не стремится узнать новые слова, путает части тела, не знает названий элементарных предметов, не может указать на них. Словарный запас скудный, насчитывает не более 20 слов.

Окончательный диагноз ЗРР могут поставить только врачи после проведенного комплексного обследования.

Что спровоцировало задержку речевого развития?

Причины развития речи разделяют на физиологические и социальные.

Физиологические причины:

  • Перинатальные патологии (угроза выкидыша в период вынашивания, недоношенность, асфиксия в родах).
  • Наследственность.
  • Поражения ЦНС вследствие внутриутробных и родовых травм, перенесенных инфекционных и вирусных заболеваний в раннем возрасте.
  • Нарушение слуха.
  • Травмы черепа.
  • Слабое развитие речевого аппарата, нарушение артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
  • Заболевания неврологического характера.

Когда развитый и абсолютно здоровый малыш в 2 года не говорит или делает это совсем плохо, причины могут носить социальный характер:

  • Ребенок обделен родительским вниманием.
  • Малыш, наоборот, чересчур окружен заботой родных и не испытывает потребности в речевом общении. Все его требования тут же исполняются, достаточно только показать жестом, что ему нужно. Мамы, услышав невнятное слово, сразу понимают, о чем речь. Кроха привыкает к такому отношению и ленится разговаривать.
  • Неблагоприятная обстановка в семье, постоянные стрессы.
  • Пребывание вдали от матери.
  • В семье общаются на двух или более языках.
  • Принципиальность и упрямство. Ребенок всячески противится попыткам взрослых научить его говорить, проявляя свой характер.
  • До периода 2-3 лет дети накапливают словарный запас, а после – начинают применять фразы и развернутые предложения.

Какие меры предпринять при ЗРР?

Заподозрив у своего малыша задержку речевого развития, не откладывайте визит к специалистам.

Важно своевременно принять меры, так как данная проблема имеет стойкую динамику к увеличению, что впоследствии приведет к формированию у ребенка задержки психо-речевого развития (ЗПРР).

Некоторые родители ошибочно полагают, что лечением ЗРР занимаются логопеды. Но они только научат ребенка говорить различные звуки, составлять устно предложения, проведут логопедический массаж речевого аппарата для улучшения дикции.

При ЗРР, кроме логопеда, вам понадобится консультация следующих специалистов:

  • невропатолога;
  • дефектолога;
  • детского психолога.

Только специалист сможет выявить проблему, если она есть, и назначить корректное лечение.

Темповая задержка развития речи

Вывести ребенка из состояния темповой задержки речи поможет коммуникативный «толчок». Им служит общение с говорящими сверстниками, речевые игры и упражнения, занятия с логопедом, которые помогают детям развивать речь.

Львиная доля работы по развитию речи малыша ляжет на самих родители. Именно они являются лучшими учителями для своего чада.

Темповая задержка поддается коррекции родителями самостоятельно. Достаточно подойти к работе ответственно и уделить занятиям с детьми несколько часов в день.

Приемы и упражнения:

  • Не используйте телевизор в качестве шумового фона, так как это негативно влияет на речевое развитие крохи.
  • Играйте в дидактические игры. Сюда относятся сортеры, кубики, разрезные карточки, вкладыши.
  • Читайте ребенку книги, стихи, потешки, сказки перед сном.
  • Пойте детские веселые песенки, колыбельные на ночь.
  • Рассматривайте с малышом изображения животных, рассказывайте о них.
  • Просматривайте вместе мультипликационные фильмы, проговаривая имена персонажей, действия героев.
  • Давайте пить жидкость (компоты, соки, молочные коктейли) из трубочки. Это укрепит мышцы рта и облегчит процесс воспроизведения слов.

Чего категорически не стоит делать по отношению к малышу:

  • Сравнивать своего ребенка с чужими говорящими детьми друзей, родственников, соседей. Помните, что ваш малыш уникален и развивается по своему индивидуальному графику.
  • Закрывать глаза на существующую проблему. Если у малыша все-таки присутствуют признаки задержки речевого развития, не стоит пускать ситуацию на самотек, нужно немедленно посетить специалиста.
  • Зацикливаться. Когда дети в 2 года еще не начали говорить, мамы впадают в отчаяние. Все их мысли заняты одним: как заставить ребенка говорить?

О пользе артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений

Чтобы научить ребенка говорить и четко произносить звуки, одних только разговоров и общения с ним будет недостаточно. Важно параллельно заниматься артикуляционной гимнастикой. Тренировка артикуляционного аппарата способствует правильному произношению слов в будущем.

Ниже приведено несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Продемонстрируйте и объясните малышу, как их выполнять. Ему понравится эта веселая затея.

«Маятник». Откройте рот и двигайте языком подобно маятнику со стороны в сторону, касаясь уголков рта.

Языком попытайтесь дотянуться до кончика носа, подбородка, щек.

«Забор». Нужно сомкнуть прочно зубки, чтобы язычок остался за забором, и широко улыбнуться.

«Открыть-закрыть ротик».  Открыв рот, нужно на несколько секунд задержаться в таком положении и затем закрыть.

«Хобот слоненка». Вытяните губки вперед трубочкой и дышите.

«Пятачок». Вытянутые губы трубочкой подвигайте по кругу, влево-вправо, вверх-вниз.

«Хомяк». Набрать в рот воздух, изображая хомячка. Поочередно сдувать левую и правую щеку. После, наоборот, втянуть сильно щеки. Надуть и ладошками сдуть их.

Связь между развитием мелкой моторики и развитием речи

Мелкая моторика – это точные, скоординированные движения рук. Связь между развитием мелкой моторики и речи – всем известный научно-доказанный факт. Уже с младенческого возраста малыш учится брать предметы и игрушки, перекладывать их из рук в руки. В будущем эти навыки перерастают в умение держать ложку, рисовать карандашом, застегивать пуговицы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук просто необходимо для развития речи, памяти, мышления. Дело в том, что зоны в коре головного мозга, отвечающие за речевую функцию и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. В процессе стимуляции зоны мелкой моторики, передаются импульсы в речевые центры, отвечающие за развитие речи.

Тренировать пальцы рук желательно начинать как можно раньше, особенно детям с задержкой речевого развития.

Полезные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

  • Найти предметы. В глубокую емкость поместите мелкие предметы и игрушки. Насыпьте сверху фасоль, рис или любую крупу. Пусть малыш, погрузив свои ручки в посуду, отыщет все предметы.
  • Игры с крупами. Все ту же фасоль и горох ребенку будет интересно перемешать в одной посуде, растереть ладошками.
  • Лепка. Пластилин или тесто отлично разрабатывают гибкость и подвижность пальчиков.
  • Рисование и аппликация благоприятно воздействуют на развитие движений кисти и пальцев рук.
  • Мозаика – кроме мелкой моторики, развивает усидчивость, концентрацию внимания, сообразительность и творчество.
  • Зарядка для пальчиков. Веселые занятия про козу рогатую, Сороку-Ворону, ладушки, которые помнят родители еще со своего детства, положительно влияют на речевое и всестороннее развитие.
  • Игры со шнурками – формируют навыки шнурования, которые пригодятся малышу в будущем, развивают внимание, укрепляют мышцы пальцев рук.
  • Перебирание бус, нанизывание пуговиц, застегивание на петли.
  • Дайте крохе покатать ладонями по столу карандаши. Эти действия дополнительно стимулируют и массажируют внутреннюю часть рук.

Игры на развитие мелкой моторики должны быть незнакомы крохе. Выполняя ежедневно одни и те же приемы, малыш приобретает навык. А это уже никак не способствует развитию речи.

Слова, которые малыш понимает, но не произносит, накапливаются в пассивном словаре до определенного возраста. Задача родителей – помочь пассивную речь сделать «активной».  При общении с ребенком, следите за четким и внятным произношением своих же слов, рассказывайте и описывайте буквально все, происходящее вокруг, показывайте картинки и предметы, читайте книги малышу. Задавайте вопросы крохе, вовлекайте его в диалог. Избегайте употребления «детских словечек» и коверканных слов. Говоря на машинку «бибика», мамы изначально навязывают детям неправильное произношение.

Научить ребенка говорить – кропотливый труд. Родителям стоит запастись терпением и уверенностью, что все получится. Старания всегда вознаграждаются.

Как должен разговаривать ребенок в 3 года

К 3-летнему возрасту нормально слышащий малыш имеет развитую пассивную речь, хорошо понимает обращенные к нему фразы, подходит на зов. В 3 года здоровый ребенок легко может выполнить по просьбе взрослого 3 последовательных действия: например, пойти в соседнюю комнату, выбрать там из коробки, лежащей на столе, красный карандаш и дать маме.

Правильно развивающийся 3-летний малыш умеет:

  • произносить 300–900 слов, склонять их по падежам, лицам и числам;
  • строить короткие предложения, делиться впечатлениями о событиях, выражать эмоции;
  • отвечать на простые вопросы о себе и своей семье;
  • запоминать прочитанные маленькие стишки и сказки, рассказывать их;
  • комментировать вслух свои игры в одиночестве;
  • кратко описать картинку или мультфильм.

Тест на определение развития речи

Предложенный логопедами тест поможет родителям узнать уровень разговорных навыков их ребенка. Покажите 3-летнему малышу картинку, на которой изображено животное. Рисунок должен быть крупным, с четко выраженными элементами. Пусть ребенок в деталях расскажет, кто изображен на картинке. Подсказывать и задавать наводящие вопросы не нужно. Ответы малыша оцените по 3-балльной шкале:

  • ответа нет – 0 баллов;
  • только название животного – 1 балл;
  • краткая характеристика изображения (например, «большая черная киса») – 2 балла;
  • подробное описание животного («Это большая черная киса. У нее белые лапки и зеленые глаза») – 3 балла.

Если ребенок набрал 2 или 3 балла, это хороший результат. Речь развита на среднем уровне, поэтому у родителей нет повода для тревоги. Если меньше – малыш нуждается в консультации логопеда, и, возможно, в корректировке разговорных навыков.

Признаки задержки развития речи

Если ребенок в 3 года плохо разговаривает, это выражается в неправильном произношении звуков и слов, ошибках в построении предложений. Кроха пытается произносить слова и фразы, но речь получается невнятной и бессвязной, а названия предметов не соответствуют общепринятым.

Испытывая трудности в разговоре, малыш начинает общаться при помощи мимики или жестов. Заподозрить проблемы с развитием речи 3-летнего ребенка можно по следующим признакам:

  1. Фразы состоят из 1–2 слов; кроха говорит, но отдельными словами, которые не получается соединить в предложения.
  2. В речи преобладают существительные, междометия, наблюдается почти полное отсутствие глаголов.
  3. Малыш неохотно повторяет за мамой слова или вообще отказывается это делать.
  4. Разговор мало кто понимает, так же, как речь иностранца.
  5. Не поворачивает голову на зов по имени, не может ответить на вопрос о своем возрасте, не выполняет простые просьбы.
  6. Пытаясь что-нибудь произнести, искажает или подменяет звуки, путает слова.

Почему ребенок в три года не разговаривает

Задержка речевого развития (ЗРР) бывает связана с нарушениями в ответственных за это участках мозга. Причиной патологии могут выступать такие внутренние факторы:

  1. Инфекционные заболевания матери во время беременности. По этой же причине новорожденный может появиться на свет глухим.
  2. Осложнения родов, приводящие к кислородному голоданию мозга плода.
  3. Ушибы головы или инфекционные болезни, перенесенные в первые месяцы жизни.
  4. Наследственная предрасположенность. Если родители начали говорить поздно, то малыш скорее всего будет таким же.
  5. Врожденные заболевания ЦНС. Дети с неврологическими нарушениями не разговаривают совсем или издают неясные звуки.

Психосоциальные факторы

Если физически здоровый ребенок в 3 года не разговаривает, то это может быть вызвано поведением родителей или травмирующими детскую психику событиями. Психосоциальными факторами считаются:

  • Стрессовая ситуация в семье: развод родителей или гибель одного из них, постоянные скандалы дома, смена привычного жилья. Под влиянием психической травмы нормально развивавшиеся дети внезапно замыкаются в себе и перестают разговаривать.
  • Сильный испуг. Например, на малыша бросилась на улице собака.
  • Недостаток общения. Родители, занятые работой, не уделяют внимания воспитанию. Братьев и сестер нет, друзей тоже, и научить кроху разговаривать просто некому.
  • Противоположная ситуация, когда за малышом ухаживают мама, бабушка, старшая сестра, тетя и т.д. Стремясь выполнить все желания крохи, его лишают стимула развивать речевые навыки, чтобы попросить о чем-то.
  • Отсутствие желания общаться. Таких детей называют аутистами. Говорить малыши умеют, но не хотят: нет в этом потребности.

К каким специалистам обращаться

Первое, что должны сделать родители – установить характер молчания. Если ребенок в 3 года не говорит, потому что не понимает обращенную к нему речь, то налицо проблемы со слухом или повреждение головного мозга. Бывает и по-другому: малыш все слышит и реагирует на звуки, но сам упорно молчит. Здесь речь пойдет о психических проблемах. Обо всем этом, о течении беременности, родов и заболеваниях, перенесенных в младенчестве, нужно рассказать врачу.

Неговорящему малютке может пригодиться помощь специалистов:

  • отоларинголога;
  • сурдолога;
  • психоневролога;
  • логопеда;
  • психолога.

Некоторые дети разговаривают, но плохо и невнятно, глотая звуки и целые слоги. Эта проблема решается регулярными занятиями со специалистом по нарушениям речи. Для закрепления результатов логопедические упражнения повторяются и дома с родителями.

Как развить речь у ребенка трех лет

Чтобы помочь ребенку заговорить:

  • Занимайтесь дома минимум по часу в день, рассматривайте картинки, читайте книжки, разучивайте стишки. Задавайте вопросы об увиденном и прочитанном, стараясь побудить ребенка давать развернутые ответы и повторять фразы, сказанные персонажами.
  • Не позволяйте крохе подолгу одному смотреть телевизор или играть с электронными гаджетами. Смотрите мультфильмы вместе, поясняя действия героев, после просмотра просите поделиться впечатлениями.
  • Совместные игры комментируйте. Гуляя по улице, рассказывайте обо всем, что видите вокруг.
  • Поощряйте общение со сверстниками. Водите малыша на детскую площадку, в парк развлечений. Иногда быстрее разговориться помогает детский сад.

Развитие мелкой моторики

Для стимуляции речи полезны несложные занятия руками. Развитие мелкой моторики пальцев активизирует и заставит работать речевой центр головного мозга. Малышу помогут:

  • нанизывание бусин на шнурок;
  • завязывание и развязывание узелков;
  • рисование красками;
  • раскладывание горошин по баночкам;
  • сортировка макаронных изделий;
  • складывание кубиков;
  • сбор картинок из пазлов;
  • лепка из пластилина.

Видео

Содержание

Дети начинают произносить первые звуки в 8–9 месяцев, речь развивается стремительно, и уже после 2,5 лет словарный запас состоит из 100 и более чётких слов. Если ребёнок не говорит в 3 года, ставят диагноз –  задержка речевого развития . Правильная терапия и регулярные занятия помогут устранить проблему, но рассчитывать на мгновенные улучшения не стоит.

Задержка речевого развития распространённое отклонение, которое лечится

Когда ребёнок начинает разговаривать?

Речь формируется постепенно, но речевые навыки совершенствуются довольно стремительно, отклонения можно заметить ещё у грудничков. Сроки становления осмысленной речи – понятие относительное, некоторые дети уверено переходят от слогов к словам уже в 10–12 месяцев, другие ещё в 2 года только начинают делать первые попытки

Этапы развития речи

Возраст Речевые навыки
3 месяца Груднички активно гулят.
6 месяцев Дети живо реагируют на жесты родителей, особенно в процессе игр, груднички постоянно лепечут.
8–10 месяцев Умение повторять за родителями простые слова, появляются первые осмысленные слоги.
1 год Дети начинают говорить первые слова, словарный запас состоит минимум из 12–15 простых слов, произносят их чётко, используют часто и правильно. Умеют называть знакомые предметы на своём языке, но в словах присутствует много схожих звуков.
1,5 года Речь становится понятной для окружающих, дети легко выполняют простые просьбы.
2 года Словарный запас пополняется ежедневно, дети умеют объединять предметы по общим признакам, пользуются местоимениями, предлогами, глаголами. Даже если ребёнок не хочет говорить, при правильном развитии он легко совершает 2 последовательных действия.
2,5 года Дети активно общаются, знают названия животных, частей тела, начинают составлять предложения

Что должен говорить трёхлетний ребёнок?

В 3 года дети должны уметь говорить слова полностью, не глотать окончания, не переставлять слоги, строить и произносить короткие предложения, их речь понятна для окружающих.

В 3 года у ребёнка в словарном запасе уже есть более 100 слов

Что должны уметь 3-летние дети:

  1. Рассказать немного о себе – имя, пол, возраст.
  2. Составлять правильное предложение из 3–5 слов, грамматические ошибки вполне допустимы в этом возрасте.
  3. Составлять уменьшительную форму существительного при помощи суффикса, делать прилагательное из существительного.
  4. Уметь находить синонимы.
  5. Объединять предметы, слова по общим признакам.
  6. Правильно выговаривать практически все звуки, за исключением шипящих, буквы Р, Л.

Трёхлетки могут склонять, свободно оперировать примерно 350 словами, активно выражают потребности, чувства, эмоции. Но даже неговорящий ребёнок в этом возрасте должен уметь совершать 3 последовательных действия.

Важно! В 3–4 года дети с речевыми отклонениями нередко говорят цитатами из мультфильмов, или повторяют исключительно слова окружающих их людей, но строить собственные фразы им еще не под силу.

Причины задержки речевого развития

 Задержка речевого развития (ЗРР)  – отставание детей в процессе овладения речью, патологию диагностируют в 2–4 года. Без надлежащего лечения могут возникнуть проблемы с социальной адаптацией, умственным развитием. Точные причины возникновения нарушений полностью не изучены, специалисты говорят лишь о провоцирующих факторах.

Курение матери во время беременности может стать причиной ЗРР у ребёнка

Почему возникают патологии речевого развития:

  • гипоксия, сбои в работе периферической нервной системы – проблема нередко возникает на фоне гестоза, тромбофлебита, отслойки плаценты;
  • инфекционные заболевания при беременности;
  • преждевременные роды;
  • ЧМТ при рождении или внутри утробы;
  • употребление алкоголя, наркотических веществ, сильнодействующих препаратов, курение мамы во время беременности;
  • нарушение слуха;
  • врождённая немота – возникает на фоне поражения речевого аппарата;
  • аутизм и другие врождённые психические заболевания;
  • сильный испуг, продолжительный стресс;
  • недостаточное общение с родителями, сверстниками – начинайте разговаривать с ребёнком ещё во время вынашивания;
  • отсутствие развивающих занятий.

Диагноз ЗРР ставят в 3 года, если отсутствует внятная речь и ребёнок не говорит предложениями – это тоже относится к отклонениям, но не столь значимым.

ЗРР сопровождаются замкнутостью и боязнью людей

Речевые нарушения часто сопровождаются аутоподобным поведением – боязнью людей, отказом от участия в играх с другими детьми, замкнутостью, частыми истериками.

Отставание в речевом развитии выявляют у 5–12% детей: из них каждый 4 – это мальчик, у девочек ЗРР отмечают реже.

К какому врачу обратиться?

Если малыш не разговаривает в 3 года, не может строить осмысленные простые предложения, обратитесь к педиатру. После осмотра, при выявлении отклонений в развитии, специалист выпишет направление к невропатологу, логопеду, ЛОРу, психологу или психотерапевту.

Как разговорить ребёнка в 3 года?

Для коррекции нарушений используют разные методы, исходя из причины и степени тяжести патологии. Успех лечения во многом зависит от родителей, поскольку специальные логопедические упражнения, гимнастика, другие рекомендации врача нужно выполнять самостоятельно и регулярно. При лечении тяжелых форм не ждите быстрых результатов.

Медикаментозное лечение

Важно! Уколы и таблетки назначают детям при наличии патологий головного мозга и нервной системы, цель терапии – восстановить нормальные функции.

Эффективные препараты – Энцефабол, Пантогам, ноотропы улучшают микроциркуляцию крови и питательных веществ в тканях, восстанавливают функции мозга. Дополнительно назначают средства с йодом, глицином.

Ноотропы восстанавливают функции мозга

Усилить действие лекарственных средств помогают физиопроцедуры – магнитотерапия, электростимуляция, лечебный массаж.

Развитие мелкой моторики

Чтобы помочь малышу, который плохо разговаривает, уже в полгода начинайте развивать мелкую моторику – она неразрывно связана с речевым центром и координацией, занятия актуальны для деток в любом возрасте.

Как научить правильно говорить – полезные занятия:

  • рисование;
  • лепка;
  • собирание мозаики, пазлов, конструктора с мелкими деталями;
  • пересыпание руками крупы, макаронных изделий, можно спрятать небольшую игрушку в ёмкости с разными крупами;
  • нанизывание бусин, завязывание лент и шнурков, застёгивание пуговиц;
  • пальчиковый, теневой театр.

Развитие мелкой моторики ребёнка

Лёгкий массаж стоп и ладоней поможет устранить проблемы с речью – делайте поглаживающие движения сверху вниз и по кругу, массируйте обе поверхности конечностей, гладьте пальцы от ногтя к основанию.

Как заставить говорить ребёнка – простые упражнения

Гаджеты, телевизор, современные игрушки нередко отодвигают нормальное человеческое общение на второй план, а если добавить к этому постоянную загруженность родителей, то становится понятным, почему всё чаще у детей возникают речевые отклонения.

Трёхлетний ребенок плохо говорит – что делать:

  1. Классическая музыка улучшает способность воспринимать мир звуков, благотворно влияет на работу головного мозга, развитие речи.
  2. Описывайте всё, что видите вокруг, называйте все предметы, их цвет, размер, для чего они нужны, животных и звуки которые они произносят, продукты, комментируйте все действия ребёнка.
  3. Не просите сказать какое-то слово, повторять за вами.
  4. Делайте утреннюю гимнастику в сопровождении весёлых и простых песен.
  5. Чаще обращайтесь к детям с разными просьбами, задавайте вопросы.
  6. Учите скороговорки, небольшие стихотворения – никогда не смейтесь, грубо не одёргивайте детей, если они запинаются, говорят неправильно, исправляйте ошибки спокойно, наберитесь терпения.
  7. Развивайте фонематический слух – учите детей отличать звучание музыкальных инструментов, предметов из разных материалов.
  8. Совершенствуйте зрительную память – переставляйте предметы, убирайте одну игрушку из ряда.

Надувайте шарики, задувайте свечи, дуйте на одуванчики – дыхательная гимнастика учить вырабатывать воздушную струю определённой силы и мощности.

Логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика

Часто невнятная речь вызвана неправильной постановкой языка и губ во время произношения слов, причину выявит логопед, задача родителей – заниматься каждый день не менее 7–10 минут.

 Логопедический массаж  – специалист воздействует на активные точки на мочках ушей, поверхности языка, губ и щёк

Важно! Дефектолог, который устраняет ЗРР, на занятиях развивает память, мышление, мелкую моторику. Посетить специалиста можно уже в 2 года.

Коррекционные занятия

В специализированных детских садах или группах проблемы с речью устраняет логопед, дополнительно используют эффективные методики – арт-терапия, лечение цветом, звуком.

 Логоритмика  – пение, проговаривание стихов под музыку, при этом дети совершают определённые действия руками. Этот метод терапии позволит решить сразу несколько проблем – улучшить координацию и артикуляцию, развить фонематический и музыкальный слух, чувство ритма.

Альтернативные методы коррекции ЗРР – иппотерапия, дельфинотерапия.

Советы доктора Комаровского

Родителям свойственно сравнивать своего ребёнка с другими детьми, что часто вызывает необоснованную панику. Если малыш не говорит ни слова в 1–2 года, особых причин для беспокойства нет, но отсутствие речи после 2,5 лет – повод проконсультироваться со специалистами разного профиля.

 Одна из основных причин молчания  – проблемы со слухом. Обязательно посетите ЛОРа. Врач проведёт визуальный осмотр, проверит способность воспринимать звуки различной частоты и громкости, нередко назначают аудиометрию.

Если со слухом всё в порядке, придётся посетить невролога – неврологические заболевания, патологии развития и болезни головного мозга негативно влияют на развитие речевого аппарата. Основной метод диагностики в таких случаях – МРТ.

Если же ни один специалист не выявил отклонений, причины молчания носят психологический и педагогический характер – отсутствие нормального общения с родителями, воспитание в билингвальной семье.

Советы педиатра:

  1. Воспринимайте детей с самого рождения как полноценную личность – обсуждайте с ними важные вопросы, советуйтесь.
  2. Чрезмерная родительская опека – частая причина отсутствия мотивации учиться говорить. Не спешите выполнять требования ребёнка, если он просто показывает на нужную вещь, пусть учиться подбирать слова, озвучивать свои просьбы.
  3. Не сюсюкайте, не разрешайте делать это другим людям – дети должны слышать правильную речь.
  4. Отслеживайте динамику речевого развития, если словарный запас одинаков в 2 и 3 года, это ненормально.
  5. При наличии речевых нарушений не давайте детям гаджеты, а время просмотра мультфильмов сведите к минимуму, лучше почитайте вместе интересную книгу.

Маленьким детям стоит меньше проводить время за гаджетами

Иногда, для того, чтобы молчун заговорил, достаточно отдать его в детский садик, там ребёнок точно не будет страдать от недостатка общения.

Перед посещением врача чётко сформулируйте проблему – ребёнок не понимает речи окружающих, не отвечает на вопросы взрослых, или же всё понимает, но не говорит.

Если трехлетний ребенок мало, непонятно или совсем не говорит, родителям следует приложить все усилия, чтобы устранить речевые дисфункции. При своевременном и правильном лечении, неукоснительном выполнении всех рекомендаций специалиста, у 85–90% детей проблема исчезает к 6–7 годам.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий