Артикуляционная гимнастика. омплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «Р»

30 лучших упражнений для развития дикции5 января 2021

image

Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей. В каких случаях ее достаточно, а когда требуется более серьезный подход? Какие упражения артикуляционной гимнастики вы можете проводить дома сами? Рассказывает логопед Олеся Югова.

imageОлеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук Что такое артикуляционная гимнастика

Дети первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые сразу говорят идеально четко.

Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении.

При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге. Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка. Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.

Виды артикуляционной гимнастики

Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.

Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.

Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить. Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение. И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.

Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.

Какая гимнастика нужна вашему ребенку

Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. Обратите внимание на следующие признаки:

  • ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,

  • может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,

  • не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,

  • при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,

  • высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,

  • наблюдается обильное слюнотечение,

  • ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные),

  • нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).

Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.

О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.

Общие принципы артикуляционной гимнастики

Регулярность. Это значит, что от ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю.

Игровая форма. Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и веселым занятием для малыша.

Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение. Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику. Узнайте опытным путем, что больше подходит вашему ребенку, что сильнее его мотивирует.

Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно.

Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.

Целесообразность. Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается.

Правильное отношение. Не следует рассматривать ее как панацею, это лишь один из методов.

Приемы гимнастики

Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.

«Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.

«Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.

Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик».

«Кролик». Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы.

«Злая лошадка». Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.

«Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.

«Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

«Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.

«Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.

«Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.

«Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.

«Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.

«Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).

«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.

«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.

«Фокус». Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты.

«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).

«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.

«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.

«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.

«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.

«Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.

«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.

«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.

«Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.

«Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».

Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс! И не забывайте о других приемах развития речи.

Читайте также:

Почему так важно читать ребенку вслух

Как научить ребенка выговаривать сложные звуки без помощи логопеда

13 классических игр для развития речи

Фото: Dean Drobot/Africa Studio/Oksana Kuzmina/Shutterstock.com

  • Статьи
  • физиология
  • развитие человека
  • развитие детей
  • Артикуляционная гимнастика для детей: выговариваем звуки правильно

Подготовлено: MedWeb Артикуляционная гимнастика для детей: выговариваем звуки правильно

Артикуляционная гимнастика для детей: выговариваем звуки правильно

Артикуляционная гимнастика для детей: выговариваем звуки правильно Формирование правильного произношения у детей обычно заканчивается к 4–5 годам. Но иногда этот процесс затягивается. Как помочь ребенку избавиться от дефектов речи?

Правильное развитие ребенка предполагает, что к 4–5 годам он уже осваивает фонетическую систему родного языка. Однако дефекты речи не знают возрастных ограничений – даже школьники периодически неправильно выговаривают звуки.

Многие родители не умеют на слух определять артикуляционную проблему  или предполагают, что ребенок ее «перерастет».  На деле же запускать ее нельзя, ведь с возрастом речевые недостатки сами собой исчезнуть не могут.

Наиболее распространенные затруднения в произношении вызывают у детей такие звуки, как:

  • шипящие: ш, ж, щ, ч.
  • свистящие: с, сь, з, зь, ц.
  • сонорные: р, рь, л, ль.

Правила артикуляционной гимнастики

Замечено, что ребенок, испытывающий проблемы с произношением, иногда сознательно пропускает звуки в своей речи. Это может негативно отразиться на его учебе и общении с другими детьми.

Для исправления дикции необходимо применять артикуляционную гимнастику. А чтобы занятия принесли ожидаемый эффект, необходимо:

  • ежедневно выполнять логопедические упражнения;
  • заниматься артикуляционной гимнастикой 2 раза в день (утром и вечером) не более 5–7 минут, чтобы ребенок не уставал от нее;
  • проводить упражнения в игровой форме;
  • выполнять гимнастику перед зеркалом;
  • проводить не более 5 упражнений за одно занятие;
  • применять счет для четкого выполнения артикуляционных упражнений;
  • использовать ручку чайной ложки, если у ребенка не получается самостоятельное артикуляционное движение.

Причины для занятий артикуляционной гимнастикой

  • возможность исправить дефекты на начальной стадии без помощи логопеда;
  • более быстрое преодоление дефектов речи во время занятий с логопедом благодаря уже подготовленным мышцам;
  • устранение эффекта «каши во рту» у детей с правильным, но вялым звукопроизношением;
  • возможность научить ребенка говорить правильно, четко и красиво.

Если родители уверены, что сумели услышать, какой звук с дефектом произносит их ребенок, они могут самостоятельно использовать некоторые упражнения речевой гимнастики, однако предварительная консультация специалиста необходима: логопед подберет индивидуальный комплекс артикуляционной гимнастики в зависимости от речевых проблем ребенка.

Правильное произношение звуков «с», «сь», «з», «зь»

Часто малыши произносят согласные свистящие звуки «с», «сь», «з», «зь» межзубно или издавая щечные «шумы», которые слышатся, когда язык пропускает воздух через боковые края, а иногда эти звуки и вовсе опускаются из речи ребенка.

Чтобы правильно произнести эти звуки, губы нужно слегка растянуть в улыбке, чтобы были видны передние зубы, а кончик языка упирался в нижние резцы. Боковые его края должны быть прижаты к коренным зубам. Тогда вдоль языка образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Ее можно ощутить рукой, если преподнести руку ко рту.

Артикуляционное упражнение «Сдуваем вату с ладошки»

Улыбнуться, немного высунуть язык и положить его в широком виде на нижнюю губу.

Сделать вдох, как бы произнося долгий звук «ф-ф-ф», и сдуть «вату» с ладошки.

Важно сформировать воздушную струю посередине языка.

Артикуляционное упражнение «Свистушки»

Улыбнуться, язык спрятать за нижние зубы и посвистеть.

Правильное произношение звуков «ш», «ж»

При правильном произношении шипящих согласных звуков «ш» и «ж» рот должен быть полуоткрыт, губы слегка округлены, широкий кончик языка поднят кверху. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Между корнем и кончиком языка образуется небольшая впадина в форме чашечки, по которой выходит сильная воздушная струя. Если поднести тыльную сторону руки ко рту, можно ощутить теплую воздушную струю воздуха.

Одновременно с развитием артикуляционного аппарата необходимо тренировать ребенка в различении на слух шипящих и свистящих звуков: например, использовать игры (малыш должен угадывать, какой звук произнесен взрослым, и хлопнуть в ладоши только тогда, когда услышит слово с заданным звуком).

Артикуляционное упражнение «Усыпляем язык»

Широкий, расслабленный язык «спит» на нижней губе. Можно похлопать широкий язык губами.

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.

Артикуляционное упражнение «Чашечка»

Это основное упражнение для всех шипящих звуков, так как именно в таком положении язык находится за верхними зубами при произношении этих звуков. Стоит научиться выполнять это упражнение сначала на нижней губе, чтобы малыш увидел свой язык.

Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широко язык и придать ему форму «чашечки» (то есть слегка приподнять кончик языка).

Артикуляционное упражнение «Сдунь вату с носика»

На кончик языка положить ватку. Широким языком в форме «чашечки» прижать вату к верхней губе и сдуть вверх.

Правильное произношение звуков «ч», «щ»

При произнесении звука «ч» губы выдвинуты и округлены. Расстояние между зубами 1–2 мм. Звук начинается от смычного элемента, как при произнесении «ть». Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть языка прижата к верхним резцам или альвеолам, средняя часть выгнута по направлению к твердому небу. Звук заканчивается щелевым элементом, который звучит кратко.

К работе над звуками «ч» и «щ» необходимо приступать, если отработаны звуки «ш» и «ж». 

Артикуляционное упражнение «Птенец зовет маму»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5–10.

Выполняя упражнение, нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык сделать широкий, края его должны касаться уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Во время упражнения нельзя задерживать выдыхаемый воздух.

Правильное произношение звуков «л» и «ль»

При правильном произношении сонорных согласных «л» и «ль» губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы. Боковые края языка опущены, между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя.

Артикуляционное упражнение «Маляр»

Губы в улыбке, рот приоткрыт, кончиком языка (узким) пробуем «покрасить» нёбо.

Артикуляционное упражнение «Раздуваем щеки»

Закусить узкий язык между зубами. Пускать воздушную струю по щекам так, чтобы они раздувались и воздушная струя свободно ходила по бокам языка.

Артикуляционное упражнение «Пароход гудит»

Рот открыт, губы в улыбке. Зубами закусываем кончик языка и произносим звук «ы-ы-ы». Получается звук, приближенный к звуку «л».

Правильное произношение звука «р»

Звук «р» в артикуляции самый сложный, так как он взрывной, дрожащий, переднеязычный. Нередко родители путают правильный вибрационный звук с горловым звуком. Для правильного произношения этого звука также необходимы артикуляционные упражнения.

Артикуляционное упражнение «Лошадка»

Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.

Артикуляционное упражнение «Грибочек»

Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.

Артикуляционное упражнение «Барабан»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка ударять за верхними зубами и произносить взрывной звук «д-д-д-д-д-д-д». Если поднести руку ко рту, можно ощутить толчки воздуха, – язык должен стать напряженным, твердым. Необходимо проводить упражнение с открытым ртом, кончик языка не должен задевать нижние зубы, то есть ребенок не должен «жевать» свой язык.

Правильное произношение – важный критерий развития

Бытует мнение, что легкие дефекты речи придают особый шарм, но не стоит идти у стереотипа на поводу. Задача родителей – помочь детям произносить звуки правильно и четко во избежание проблем с учебой и перспективной самореализацией в будущем.

Елена Сидорова, врач-логопед: «Часто в детскую поликлинику обращаются родители детей с нарушением звукопроизношения, замечая, что некоторые звуки в речи у ребенка отсутствуют или заменяются другими звуками. Сложнее всего малышам выговаривать верхнеязычные звуки “ш”, “ж”, “л”, “р” и “р”. Часто дети до 4–4,5 лет заменяют звуки “ш” на “с”, “ж” на “з”, а “р” на “ль”. Это возрастное, родителям не стоит из-за этого беспокоиться: проблемы с произношением могут носить временный характер, так как в этот период речь только формируется, фонематический слух еще не развит. А если к 4–5 годам малыш не научился произносить эти звуки, проблема, скорее всего, в недостаточной подвижности языка. Необходимо проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме. Такие упражнения можно начинать с 3 лет – главное, чтобы малышу было интересно. Вместе с артикуляционной гимнастикой необходимо развивать фонематический слух. Ребенок должен слышать и не путать близкие по звучанию звуки. Все звуковые дефекты желательно исправлять в дошкольном возрасте. В школу ребенок должен пойти с правильным произношением, так как часто неправильно говорящие дети делают много ошибок на письме, и логопед вынужден заниматься еще и проблемой дисграфии».

Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

—> —>—>—>

—>Главная—> » —>Файлы—> » Мои файлы

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКОВ Р, РЬ

26.01.2013, 17:29

При произнесении твердого звука [Р] рот открыт. Губы принимают положение в соответствии с последующим гласным звуком. Кончик языка и его передняя часть широкие и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Кончик языка неплотно прилегает верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Она должна быть сильной направленной.

При произнесении мягкого звука [Рь] средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу. Кончик языка находится немного ниже, чем при произнесении твердого звука. Задняя часть спинки языка продвигается вперед. 

Примерный комплекс артикуляционных упражнений:

«Лошадка»

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 

«Маляр»

Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.

«Грибок»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку). Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половинка не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

«Гармошка»

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 — 5. Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

«Фокус»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

«Индюк»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Чистим зубки»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

«Маляр»

Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

«Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

«Барабанщики»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д]: д-д-д… Сначала звук [д] произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара – не был хлюпающим. 

—>Категория—>: Мои файлы | —>Добавил—>: Eudaimonia
—>Просмотров—>: 9391 | —>Загрузок—>: | —>Рейтинг—>: /8

—>Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.—> [ —>Регистрация—> | —>Вход—> ] —>—> image

Если ваш ребенок старше четырех лет, то вам следует воспользоваться специальной гимнастикой, которая помогает в постановке звука «Р». Помните, что проводить все занятия необходимо сидя, ребенок должен выпрямить спину, расслабить тело, то же самое касается рук и ног. Малыш должен видеть ваше лицо, а также свое лицо в то время, как он выполняет все эти упражнения. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог контролировать себя самостоятельно и видеть, насколько правильно он выполняет то или иное упражнение.

Также для гимнастики лучше всего найти место, где взрослый и ребенок сидели бы перед зеркалом. Но далеко не у всех есть такая возможность, поэтому можно ограничиться только маленьким зеркалом для ребенка, размер его должен быть примерно 9 на 12. Если вы используете маленькое ручное зеркало, то вы должны сидеть напротив малыша, то есть лицом к нему.

  • Первое упражнение достаточно просто, оно называется «парус», оно получило такое название в связи с тем, что направлено на развитие растяжки всей подъязычной связки, также оно помогает расслабить мышцы языка, например, когда он находится в несколько приподнятом состоянии. Итак, для начала следует широко раскрыть рот, а в это время кончик языка ставят за верхние передние зубы. Следите за тем, чтобы сам язык был немного прогнут вверх, в то время, как его боковые края должны быть максимально прижаты к верхним зубам. Важно удержать такое положение хотя бы десять секунд, данное упражнение достаточно выполнять 2-3 раза ежедневно.
  • Следующее упражнение имеет название «прогони комарика». Главная цель и задача такого упражнения состоит в том, чтобы натренировать кончик языка и сделать это под воздействием сильной воздушной струи. Для правильного выполнения этого непростого упражнения, необходимо нижней и верхней губой прикоснуться к кончику языка, но он должен быть немного высунут. После этого под воздействием струи воздуха, которая направлена на язык, кончик должен начать дрожать. Повторите это упражнение 5 раз.
  • Есть еще одно эффективное упражнение, способствующее тому, чтобы вам правильно научить ребенка выговаривать букву р, называется оно «дятел». Ваш малыш должен производить достаточно легкое постукивание при помощи кончика языка, делать это следует по бугоркам за верхними передними зубками. В это же время попросите ребенка попытаться произнести букву «д», при этом рот необходимо держать открытым. Такое упражнение нужно выполнять на протяжении двадцати секунд, сразу по окончании времени ребенок должен произнести звук «р»

Помните, что все занятия лучше всего проводить в виде игры, для этого необходимо постоянно чередовать сами упражнения с шуточными играми, например, попытайтесь завести мотор машины, показать, как рычит собака, летит самолет, каркает ворона. В этот момент малыш будет пытаться произносить звук «р», и через некоторое время он обязательно сможет это сделать. Но если после двух-трех месяцев ваших упорных занятий по этим упражнениям ничего не получилось, то имеет смысл обратиться за помощью к логопеду, который будет проводить индивидуальные занятия, а также даст рекомендации относительно методик постановки звуков и некоторые упражнения.

Примерно к 5-6 годам дети должны правильно произносить все звуки родного языка, но у многих дефекты речи сохраняются и в школьном возрасте (а иногда и всю жизнь). Как научить ребенка говорить букву «Р» — одну из самых сложных в русском языке?

Тренируем букву «Р» в домашних условиях

Итак, вы побывали у логопеда, выяснили все особенности ситуации и готовы начать заниматься. Если вы хотите получить максимальный эффект, то необходимо соблюсти несколько простых условий.

Правила организации упражнений

Двое детей делают артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Логопедические упражнения лучше проводить сидя вдвоем у большого настенного зеркала, чтобы малыш хорошо видел движения вашего рта. Можно сидеть и напротив друг друга, но тогда дайте ребенку в руки настольное зеркало.

  • Положение сидя. Предпочтительно тренироваться сидя — так руки и ноги будут расслаблены, что позволит лучше сосредоточиться на работе мышц лица.
  • Длительность и регулярность. Все упражнения должны длиться не более 10-15 минут в день (лучше разбивать), иначе они могут переутомить малыша. Главное — они должны быть ежедневными.
  • Игровая форма. Постарайтесь организовать занятия в игровой форме, чтобы кроха воспринимал их не как рутину, а как повод повеселиться с мамой.
  • Двуязычность. Если в вашей семье говорят на двух языках, но вы намереваетесь прожить в русскоговорящем регионе еще долго, то вам придется перестроить свои привычки. Постарайтесь при ребенке говорить только на русском языке, а занятия вторым родным языком отложите на то время, пока малыш не научится хорошо говорить по-русски.
  • Проявляйте терпение. Научиться выговаривать букву «р» не так-то просто. Не пытайтесь в первый же день выполнить программу максимум. В отличие от вас, малышу гораздо сложнее вертеть языком, а иногда дискомфортно и даже болезненно.
  • Мелкая моторика. Не забывайте про ее развитие, ведь через руки идет сильная стимуляция мозга.
  • Хвалите ваше чадо. Даже если результаты его стараний далеки от идеала.
  • Не заставляйте заниматься насильно. Бывает, что дети категорически отказываются заниматься. Как научить ребенка говорить «р» в такой ситуации? Если вам не удается найти подход, и вы чувствуете явную неприязнь к упражнениям, не паникуйте — просто закройте эту тему на некоторое время. Не спеша обдумайте варианты действий и разработайте свой оригинальный подход к занятиям.

Варианты неправильного произношения звука «р»

Прежде чем задаваться вопросом, как поставить ребенку букву «р», необходимо определить правильное положение органов речи при произнесении звука. Не помешает перед занятиями и вам самим постоять перед зеркалом и проверить — а верно ли вы произносите все звуки (каким бы смешным это ни казалось).

Правильное положение артикулярных органов

  • Рот открыт в том положении, в котором должен находиться при произнесении следующего гласного звука.
  • Зубы разомкнуты.
  • Верхушка (кончик) языка находится на верхних альвеолах (то есть на твердой «ступеньке» рядом с зубами).
  • Боковые края языка прилегают к жевательным зубам (молярам).
  • Основная часть языка опущена и образует форму ложечки.
  • Корень языка приподнят.
  • При создании воздушного потока вибрирует кончик языка.

Если вы видите, что ребенку трудно приводить язык и губы в нужное положение, то перед занятиями необходимо проводить разминку. Несложные упражнения помогут разогреть мышцы перед занятиями, улучшат их подвижность, а также медленно будут растягивать укороченную уздечку.

Разминка для артикулятора

  • Для начала улыбаемся так, чтобы рот был приоткрыт. Теперь нужно погладить языком небо, будто кисточкой, двигая вперед и назад до предела (10-12 раз).
  • Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении. Проводим языком от одного уголка рта к другому (10–20 раз).
  • Улыбаемся, приоткрываем рот и прижимаем язык к небу так, будто произносим звук «нь». Смыкаем и размыкаем губы, совершая максимальные движения (15–20 раз).
  • В положении приоткрытого рта и улыбки перемещаемся языком по зубам (с внутренней стороны).
  • В том же положении упираемся языком в каждый зуб, будто пересчитывая их.
  • Теперь необходимо расслабить губы и высунуть кончик языка. Пробуем произнести звук «з», потом прячем язык и опять выговариваем этот звук.
  • Самые увлекательные упражнения — высовывать язык как можно дальше и скручивать его в трубочку.

Стихи и скороговорки, содержащие большое количество буквы «р», также помогут развить артикулярный аппарат:

Упражнения для постановки и закрепления буквы «р»

  • Попробуйте «завести мотор» — необходимо прижать кончик языка к основанию верхних зубов, быстро и монотонно говорим «д-д-д», а затем нужно дунуть изо всех сил, не прекращая «тарахтеть мотором». Звука «р» при этом не будет, но ребенок должен ощутить вибрацию кончика языка. Так ему будет понятно, что звук «р» получается на сильном выдохе.
  • Попросите сына или дочку потянуть звук «ж» на сильном выдохе, а сами аккуратно поместите свой палец, черенок от ложки или специальный шпатель ему под язык и совершайте колебательные движения из стороны в сторону, создавая таким образом вибрацию.
  • Предложите произнести слог «за-а» и потянуть его, язык при этом должен быть отставлен назад. Совершайте такие же вибрирующие движения шпателем. Если вы все правильно сделаете, получится долгожданный звук «р» (не забудьте бурно порадоваться этому).
  • Для получения мягкого «р» («рь») пусть малыш произносит «зи-и», а вы снова совершите вибрацию шпателем.
  • Как только вы почувствуете, что добились правильного произношения звука «р», переходите к слогам. Предлагайте ребенку произносить разные слоги, чтобы требуемый звук был в начале, в середине и в конце. Далее можно перейти к словам.

Научить ребенка говорить букву «р» не всегда просто, ведь это одна из самых сложных букв русского языка. Но не стоит переживать и делать из этой ситуации трагедию, и тем более пугать ребенка будущими трудностями. Если у вас не получается поставить звук «р» в домашних условиях (например, из-за собственных дефектов речи), обратитесь к специалисту. Современные логопеды творят чудеса, иногда исправляя детям и взрослым речь за несколько занятий. Главное — настройте ребенка на то, что его дефект речи не является чем-то страшным, и даже если звук не удастся поправить, вы все равно его любите и будете любить всегда. Это — очень важный пункт!!!

Рубрики:Методическая копилка

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий