Занятие для подготовительной группы «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги»

image

На подготовительных занятиях к школе дочь начала изучать состав чисел 1-10. Происходило это скучно: учитель задавал число, например, 5, а ученик должен проговорить вслух сложением каких двух чисел его можно получить: «1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1».

Тренируя дочь дома, я обратила внимание, что решения она произносила автоматически, как заученное стихотворение. Взгляд ее становился осмысленным только когда она сбивалась с ритма и пыталась сообразить «а что говорить дальше?».

Поняв всю бессмысленность таких занятий, я начала целенаправленно сбивать ребенка. Схема выстроилась следующим образом: сначала изучаем состав числа традиционно, т.е. произнося все варианты по очереди, а потом начинаем тренировки с путаницей. Подобные диалоги между нами происходили в течение дня, между делом:

 

Вопрос:                           — Как можно получить число 6? Ответ:                           — 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1 Серия вопросов:        — Сколько будет 5 и 1?                                              — А сколько будет 1 и 5? 

 

(Как правило, этот вариант вызывал больше трудностей, т.к. счет у детей часто идет «на пальцах», и к 5 пальцам прибавить 1 быстрее, чем к 1 прибавлять 5, зато после серии аналогичных вопросов дочь уяснила одно из основных правил «от перемены мест слагаемых сумма не изменяется» на практике)

Кроме того, мы занималась по различным пособиям, в частности была серия «Математика» ИП Будина С.В. ОАО «Дом печати – ВЯТКА» В нем был следующий пример разбора состава числа:

  image

Дочь быстро сообразила, что цифры идут в определенном порядке, и записывала их, как говорится,  «не глядя».  Пришлось потратить время и немного усовершенствовать пособие. Нарисовав в MS Word такую же картинку я просто перепутала цифры, т.е. нарушила их последовательность.

После небольших возмущений дочери на тему «Тут не по-порядку! Перепутали все!» мы быстро освоили состав чисел от 1 до 10.

Для повторения материала я разработала тетрадь-тренажер «Состав  числа от 1 до 10. Изучаем и закрепляем» в которой собрала разнообразные упражнения: примеры и графические задания. Данный сборник построен на основе тщательного изучения материалов по различным школьным программам (по Занкову, Гармонии, Перспективе и т.п.) и успешно опробован на собственном ребенке 🙂

Не тратьте время на поиски разрозненных упражнений. Задания в тренажере подобраны от простого к сложному и позволяют изучить тему  и закрепить полученные навыки. Возьмите все в одном месте! 

Интегрированное занятие по ФЭМП

в подготовительной группе на тему:

«Помощники Незнайки».

Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.

Программное содержание.

1.Обучающие задачи:

упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете;

— закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;

— продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;

— записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;

— совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20;

— упражнять в счете в пределах 20;

— закрепить умение сравнивания 2-х рядом стоящих чисел, используя знаки ,

— продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетке.

2. Развивающие задачи:

— создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

— развивать смекалку, воображение;

— способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

— воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.

3. Методические приемы:

— игровой (использование сюрпризных моментов);

— наглядный (использование иллюстрации);

— словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

— поощрение, анализ занятия.

4. Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал: мяч, карточки с цифрами и арифметическими знаками и знаками для сравнения: «», «

Раздаточный материал: простые карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, карточки с зайчиками и морковками, тетради в клетку, карточки для сравнения чисел второго десятка, счетные палочки.

Ход учебного занятия.

Воспитатель: — Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: — Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!

Воспитатель: — Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Его написал Незнайка. Он уже ходит в школу. Вот, что он пишет: «Дорогие ребята! Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот и мне задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите, мне, пожалуйста».

Воспитатель: — Поможем Незнайке?

Дети: Да!

(Дети встают полукругом. Игровое упражнение «Круглый год». Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч).

Игра «Круглый год».

— Какое сейчас время года? (Весна)

— Назови соседей весны. (Зима, лето)

— Назови весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май)

— Назови пропущенный месяц: декабрь, …, февраль. (Январь)

— Назови пропущенный месяц: октябрь, …, декабрь. (Ноябрь)

— Назови соседей зимы. (Осень, весна)

— Назови осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

— Назови зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль).

— Назови соседей лета. (Весна, осень).

— Назови летние месяцы по порядку. (Июнь, июль, август).

— Назови все месяцы по порядку: сентябрь…

(Дети передают мяч друг другу).

— Скажите, с какого месяца начинается календарный год? (С января).

— А каким месяцем год заканчивается? (Декабрём).

— Сколько всего месяцев в году? (12)

— Сколько всего времён года? (4)

— Молодцы, вспомнили последовательно времена и месяцы года.

Воспитатель: — Ребята, а сейчас тихонечко займите свои рабочие места.

Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель:— Выложите в ряд столько зайчиков, сколько показывает цифра на моей карточке.

(У воспитателя карточка с цифрой 5).

— Сколько взяли зайчиков? (5)

— Какую цифру поставим рядом с числом 5? (Цифру 5)

— Что любят кушать зайчики? (Морковку).

— Сколько надо взять морковок, чтобы хватило каждому зайчику? (5 морковок).

— Поставьте цифру, которая показывает 5 морковок. (Цифра 5).

— Сколько всего мы взяли зайчиков и морковок? (10).

— Как получили число 10?

Дети: — Из двух меньших чисел: 5 и 5.

Воспитатель: — Запишите у себя на столе равенство.

(5+5=10).

— Что можно сказать про количество зайчиков и морковок?

Дети: — Их поровну, одинаково, по пять.

Воспитатель: — Молодцы.

— Ребята, сейчас мы с вами узнаем из каких еще двух меньших чисел можно составить число 10.

— Обратите внимание на дом.

— Скажите, как он называется? (многоэтажный).

— Молодцы. Правильно. А какие еще есть дома? (одноэтажные). Молодцы.

— Назовите № дома. (№10).

— Ребята, помогите мне заселить цифры в квартиры так, чтобы вместе они составили число 10.

— Сначала посчитаем, сколько этажей в доме? (5)

— На каждом этаже сколько квартир? (Две).

— Молодцы. Ребята, заселять цифры мы будем снизу вверх.

— Вика, засели цифры в квартиры на первый этаж.

(1 и 9, а вместе 10).

(Дети заселяют цифры в квартиры, а в конце проверяем все варианты состава числа 10).

1 и 9, а вместе 10

2 и 8, а вместе 10

3 и 7, а вместе 10

4 и 6, а вместе 10

5 и 5, а вместе 10

— Ребята, а какие еще варианты состава числа 10 существуют? (называют наоборот 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4).

— Давайте вспомним стихотворение С. Я. Маршака «Веселый счет».

Ноль катился по странице

И не значил ничего.

Рядом встала единица,

Сделав Десять из него!

— Молодцы, ребята. Справились с заданием, и Незнайка благодарит Вас.

Воспитатель: — А сейчас, ребята, проявите находчивость, смекалку и юмор. Послушайте задачи-шутки:

  1. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).

  2. У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? (4).

  3. Сколько лап и двух медвежат? (8).

Воспитатель: — Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь немножко отдохнем. (Тихо встают возле столов).

Физкультминутка.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим!

Воспитатель: — А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи по картинкам.

— Давайте вспомним, из чего состоит задача.

Дети: задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.

(На доске появляется таблица).

УСЛОВИЕ (то, что известно в задаче).

ВОПРОС (то, что нужно найти).

РЕШЕНИЕ (то, что нужно сделать,

чтобы ответить на вопрос).

ОТВЕТ (результат от ответа

на поставленный вопрос).

Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? («+»).

— А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? («-»).

— Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? (2).

— Обратите внимание на картинку. Посчитайте, сколько птичек сидит на ветке? (8), а сколько летит птичек? (2). Попробуйте составить задачу по этой картинке.

Дети: На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек на ветке?

Воспитатель: — Назовите условие задачи. (На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички).

— Назовите вопрос. (Сколько стало птичек на ветке?).

— Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение).

— Нужно записать решение задачи.

— …, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (8+2= )

— Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.

— …, сколько надо взять палочек? (8)

— …, сколько надо добавить палочек к 8? (2)

— Сколько стало палочек? (10)

— Запишите ответ и прочитайте решение задачи.

(8+2=10)

— Какой же ответ? (На ветке стало 10 птичек).

— Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.

Дети: У девочки было 9 шаров. Один шар улетел. Сколько шаров осталось у девочки?

Воспитатель: — Назовите условие задачи. (У девочки было 9 шаров, один шар улетел).

— Назовите вопрос. (Сколько шаров осталось у девочки?).

— Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).

— Нужно записать решение задачи.

— Максим, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (9-1= )

— Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.

— Света, сколько надо взять палочек? (9)

— Ваня, сколько надо отложить палочек от 9? (1)

— Сколько осталось палочек? (8)

— Запишите ответ и прочитайте решение задачи.

(9-1=8)

— Какой же ответ? (У мальчика осталось 8 шаров).

— Ребята, мы видим, что действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие «вычитание» — к его уменьшению.

Работа со вторым десятком.

(Дети встают перед фланелеграфом полукругом).

Воспитатель: — Ребята, сегодня мы с вами продолжаем учиться считать до 20.

— Саша, выложи цифры от 11 до 20. Прочитайте эти числа по порядку.

— Соня, посчитай обратно от 20 до 11.

— Миша, найди число 15 и покажи сколько в нём десятков и единиц. (ребенок обводит указкой десятки и единицы).

— Один десяток, это сколько счетных палочек? (10 палочек).

— Даша, найди число 20 и расскажи про него.

(2 десятка и 0 единиц).

— 2 десятка, это сколько счетных палочек? (20 счетных палочек).

— Молодцы.

— А сейчас поиграем в игру «Найди ошибку».

— Ребята, обратите внимание на счетный ряд. Все числа идут по порядку. По моей команде, вы закрываете глаза, а теперь откройте и найдите ошибку. Исправьте её.

(Ребенок находит ошибку и исправляет ее. Теперь этот ребенок становится ведущим).

Воспитатель: — А сейчас тихонечко займите свои места.

— Перед вами у каждого карточка с двухзначными числами. Сравните эти числа с помощью арифметических знаков.

(Дети выполняют задание).

(По окончании дети с воспитателем проверяют по образцу правильность выполнения задания. Образец на доске). 17=17

Воспитатель: — Молодцы, ребята, справились с заданием и помогли Незнайке.

— А теперь Незнайка приготовил вам графический диктант.

— Перед вами листок в клетку и простой карандаш. Послушайте задание. Отступи 5 клеток слева, поставь маленькую точку, 3 клетки сверху, ставь точку и начинай рисовать:

1 – вправо

3 – вниз

2 – вправо

2 – вниз

1 – влево

2 – вниз

3 – вправо

3 – вниз

1 – влево

1 – вверх

1 – влево

2 – вниз

1 – вправо

2 – вниз

2 – вправо

1 – вниз

6 – влево

1 – вверх

1 – влево

1 – вверх

1 – вправо

12 – вверх

— Что получилось? Как ты догадался, что это заяц? (У зайца длинные уши и маленький хвостик.)

— Дорисуйте зайчику глазик.

Воспитатель: — Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в зайчиков. Наденьте шапочки. (У воспитателя на столе маски зайчат).

Воспитатель: — Были ребятки, а стали зайчатки. Встаньте вкруг и проговаривайте вместе со мной.

— К нам сегодня в детский сад

Прискакали зайчики.

Полюбили очень их

Девочки и мальчики.

Пригласили их плясать,

Дружно ножки выставлять,

Присядь вправо, присядь влево,

А затем кружись ты смело.

И ладошки у ребят

Словно листики шуршат.

Воспитатель: — Молодцы. Снимите шапочки. Были зайчатки, стали ребятки.

Итог занятия.

Воспитатель: — Ребята, вот вы и выполнили все задания, и этим самым помогли Незнайке.

— Что же мы сегодня нового узнали?

— Какие задания с вами выполняли? (ответы детей)

— Незнайка благодарит вас за помощь и дарит вам вот такое улыбающееся солнышко.

— А сейчас покажите, какое у вас настроение.

— У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы!

 Родители дошкольников часто недоумевают: Зачем учить состав числа? Кому это нужно? Пойдёт в школу — выучит!   У родителей учеников первого класса такого вопроса уже не возникает. Они уже всё поняли. И схватились за голову «Почему мы не выучили перед школой состав чисел?  Как нам теперь всё успеть? Как решать примеры и задачи?» Мы с ребёнком учим состав чисел для того, чтобы ребёнок мог считать в том темпе, который требует школа, а, следовательно, не отстал от программы и был успешен. «Зачем учить состав числа?» — для того, чтобы быстро считать.  По современным программам не предусмотрено, чтобы ребёнок решал примеры и задачи, используя свои пальцы или счётные палочки.  На это нет времени. Ребёнок должен производить вычисления в быстром темпе, это возможно только в том случае, если он помнит состав чисел.   В первом полугодии первоклассники будут решать примеры задачи) в пределах первого десятка. Решать надо довольно быстро, аккуратно записывать в тетради.  Считать на пальцах, счётных палочках и т.д. некогда! Во втором полугодии первоклассники выйдут во второй десяток (а по некоторым программам (например, по программе Л.Г. Петерсон), будут производить вычисления в пределах 100. Взрослые, которые не понимают, зачем детям надо учить состав числа, забыли вот о чём — мы, взрослые, при счёте не считаем, а припоминаем состав чисел.  Чем чаще мы считаем, тем крепче запоминаем различные комбинации чисел, и при необходимости извлекаем их из памяти!  Проверьте себя:  • 12 + 12   •15 + 15  • 25 + 25   • 45 + 45  Если вам удалось сделать это очень быстро — вы считали или вспоминали?

«Игры и Игрушки. Эксперт» № 5-2015

Алла Романова, гл. редактор «Народный контроль» помогает решать проблемы благоустройства детских садов. Каралашвили Елена Арчиловна Любовь Аркадьевна Нисловская Воспитываю патриотов История моего успеха – это моя профессия Путешествие в Италию Экскурсия «Золотая осень» Будем космонавтами Конкурс грамотеев Наш друг воздух Состав числа 10 Учим стихи с удовольствием Игры на развитие речевого дыхания Что нужно знать родителям школьников о технике чтения? Адаптация в саду «Давай бояться вместе» страхи у детей дошкольного возраста Как провести консультацию для родителей? Играем с куклами Игровой стретчинг Осенние краски Куклы-стригушки Развивающая предметно-игровая система «Геометрики КАЙЕ» Игровые технологии для развития эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями Час радости и забавы от семьи Аллея Славы Создание оздоровительной модели работы в детском саду Патриотические игры Игротека «Светофорик» Есть на свете городок Здоровые дети – в здоровой семье Самые-самые мамы Спрашивайте — отвечаем Всероссийский конкурс-2015 для образовательных организаций «Лучший конспект занятия с использованием игровых приёмов» Спасение теневого театра. Опыты со светом Умка. Интеллектуальный турнир Хотите стать нашим автором? Интенсивное занятие на состав числа 10 тренирует детей в счёте. Общий ручеёк знаний благоприятно воздействует на сплочение класса. Цель: закрепить знание состава числа 10. Задачи:

  • совершенствовать умение выполнять задания, требующие знание состава числа 10;
  • записывать выражения по рисунку или соотносить предложенные с рисунком;
  • выполнять группировку чисел;
  • выявлять закономерности;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, математическую речь;
  • воспитывать интерес к предмету, аккуратность, чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: рисунок к загадке, модель капельки, карточки с числами, геометрические фигуры – маленькие и большие квадраты разного цвета, рисунок «волшебного колеса», стопка тетрадей, перфокарты, капелька для каждого ученика.

Ход занятия

Учитель: Ребята, здравствуйте. Посмотрите за окно, какое сейчас время года? Дети: Осень. Учитель: Что изменилось в природе? Дети: Рано темнеет, дует холодный ветер, часто идёт дождь. Учитель: Действительно, посмотришь в дождик на окно, всё оно залито маленькими капельками. Учитель: Каждая наша капля особая, она не простая и предлагает вам задание. Если мы быстро и правильно выполним задание, то эта капля попадает в ручеёк знаний, пока что ещё маленький. Учитель: Разгадайте правило, по которому составлен ряд чисел, и продолжите его (только однозначные числа). 4, 6, 5, 7, 6, …, …, …, … Дети: 4, 6, 5, 7, 6, 8, 7, 9, 8 (фронтальная проверка). Учитель: Уменьшите каждое число в ряду на 3. На обратной стороне доски даны ответы. (Дети проводят самопроверку.) 1, 3, 2, 4, 3, 5, 4, 6, 5, Учитель: Мы справились с заданием, и первая капелька попадает в ручеёк знаний (капельку помещаем в ручеёк). Учитель: На доске даны карточки с числами 1-9. Я говорю задание, вы должны подумать и выбрать карточку с нужным ответом:

  • на сколько число 8 больше числа 4?
  • на сколько число 7 меньше числа 9?
  • число 9 уменьшить на 3;
  • число 2 увеличить на 1;
  • чему равна сумма чисел 2 и 5?
  • чему равна разность чисел 7 и 6?

Дети: 4, 2, 6, 3, 7, 1 (фронтальная проверка). Учитель: Вставьте вместо точек числа, чтобы получились верные записи. Использовать можно только числа, полученные в первом задании. … + …=… — … … — …=… — … … + …=… + … (Задание выполняется самостоятельно в тетрадях, затем проверяется у доски. Рассматриваются все варианты ответов.) Учитель: Мы справились с заданием, и вторая капелька попадает в ручеёк знаний (капельку помещаем в ручеёк). Учитель: Назовите числа, которые нужно вставить в «окошки». (Учащиеся называют числа, выходят к доске и переворачивают карточки: 3, 9, 5, 1, 6, 10.) Учитель: Назовите лишнее число. Дети: 10. Учитель: Почему? Дети: Двузначное, один десяток. Учитель: Подумайте, какую задачу урока мы ставим? Зачем? Дети: Повторение и закрепление состава числа 10, чтобы потом легко и быстро выполнять сложение и вычитание. (Сообщение темы и задач урока.) Учитель: Мы справились с заданием, и третья капелька попадает в ручеёк знаний (капельку помещаем в ручеёк). Учитель: У меня в стопке тетради. Сколько их? Дети (считают): 5. Учитель: Я добавила ещё несколько. Сколько стало? Дети (считают): 10. Учитель: Сколько я добавила тетрадей? Дети: 5. Учитель: Как получили 10? Дети: 5 + 5=10. (Выражение записывается на доске и в тетради.) Учитель: Даны фигуры. Назовите их. По какому признаку нужно разбить все фигуры на две группы, чтобы это соответствовало выражению 5 + 5? Дети: По цвету. (Ученик у доски делит фигуры по цвету на две группы.) Учитель: По какому ещё признаку можно разбить фигуры? Дети: По размеру. (Ученик у доски делит фигуры по размеру на две группы и записывает выражение 6+4=10, 4+6=10. Дети записывают в тетрадь.) Учитель: Давайте отвлечёмся и проведём физкультминутку «Хомка». Хомка-хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёки моет, шейку трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.) Учитель: Перед вами игра «Волшебное колесо». Расположите числа от 1 до 9 так, чтобы в любом направлении по прямой линии получилось в сумме 10. (Ученики выходят к доске и записывают пары чисел.) Учитель: А теперь напишем новые выражения на доске и в тетради: 1+9=10; 9+1=10; 2+8=10; 8+2=10; 3+7=10; 7+3=10. Прочитайте все выражения (записи в тетради). Мы справились с этими заданиями, поэтому все капельки попадают в ручеёк знаний. Учитель: Теперь нам предстоит работа по учебнику Н.Б.Истоминой. (Страница 125 № 291, работа в парах.) Рассмотрите каждую пару рисунков. Что происходит? Дети: Количество кругов увеличивается. 1-я пара объясняет: число красных кругов увеличили на 2, стало 10 (8+2). 2-я пара: число жёлтых кругов увеличили на 4, получили 10 (6+4). 3-я пара: число зелёных кругов увеличили на 5, получили 10 (5+5). 4-я пара: число синих кругов увеличили на 3, получили 10 (7+3). Учитель: Какого случая не хватает? Дети: 9+1=10 Учитель: Откройте свои тетради (ТПО). Страница 37 №79. Первое задание выполняем с объяснением. В треугольнике 4 круга. Какой цифрой записали это число? Дети: 4. Учитель: Сколько надо дорисовать кругов до 1 десятка? Дети: 6. Учитель: Сколько всего кругов? Дети: 10. Для записи этого числа используем две цифры: 1 и 0. (Дальше задание выполняется самостоятельно. После выполнения – проверка.) Учитель: У вас на столе перфокарта, с помощью которой я проверю, как вы усвоили состав числа 10. А опускать нашу последнюю капельку в ручеёк знаний или нет, я решу после проверки выполненной работы. Учитель: Подведём итоги. Что повторили на уроке? Какие задания больше понравились? На столе у каждого из вас маленькая капелька. Если вы уверены, что хорошо знаете состав числа 10, не затруднялись при выполнении заданий, то ваша капелька попадает в ручеёк знаний. Если кто-то не уверен в себе, пусть эта капелька пока останется с вами. И когда вы убедитесь в своих знаниях, тогда опустите капельку в общий ручеёк. Может быть это будет завтра. (Дети выходят к доске и опускают свою капельку в «ручеёк знаний»-конверт.)

Татьяна Гаврилова, учитель начальных классов, МБОУ «СШ № 29 с углублённым изучением отдельных предметов», г.Смоленск

Рекомендуем почитать

ХОТИТЕ ПОЛУЧАТЬ ЖУРНАЛЫ БЕСПЛАТНО?ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ

E-mail* Имя*

65423

66086

23162

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей производится два-три раза в неделю. журналами Подписаться

Дидактические игры для закрепления состава числа в подготовительной группе

Татьяна Казанцева

Дидактические игры для закрепления состава числа в подготовительной группе

«Божьи коровки»

Материал: карточки с изображением божьих коровок с цифрой на левом крыле; карточки с цифрами для второго крыла; цифры в кругах.

Варианты использования пособия:

Читайте также:  Картотека развивающих игр для детей младшего возраста в домашних условиях

1. Воспитатель кладёт цифру в круге над божьими коровками и предлагает детям подобрать цифру на второе крыло. Ребенок находит эту цифру и прикрепляет его на крыле.

2. На обоих крыльях божьих коровках разложены цифры. Ребёнок должен из двух чисел составить число и найти соответствующую цифру в круге.

«Мухоморы»

Материал: двухсторонние шляпки мухоморов: на одной стороне приклеены белые точки (от 1 до 10, на второй стороне – примеры; ножки мухоморов с цифрами от 1 до 10; кружочки белого и красного цвета.

Варианты использования пособия: 1. «Подбери ножку к шляпке мухомора»: Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпке совпадёт с цифрой на ножке.

2. «Реши примеры»: Надо решить арифметические примеры (на шляпке мухомора) и найти ответ (цифра на ножке мухомора). Задание считается правильно выполненным, если правильно решён арифметический пример.

«Равно — неравно» Ведущий хаотично расставляет ножки к шляпкам мухомора. Зачастую цифры на ножках не совпадают с количеством точек на шляпках. Ребёнку необходимо с помощью двухсторонних фишек добиться совпадения цифры и количества точек. Для этого он перекрывает лишние точки на шляпке красной стороной фишки, а недостающие точки добавляет белой стороной фишки. Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпе совпадёт с цифрой на ножке.

«Домики»

Материал: Домики с окошками. На каждом этаже только одна цифра. Набор цифр.

Ход игры: Цифра на крыше обозначает количество жильцов на каждом этаже. Ребёнок должен подобрать и поставить цифру на второе окошко.

«Подбери колёса к машине»Варианты использования пособия:

1. На машину кладётся цифра. Дети должны подобрать колёса к машине так, чтобы количество гаек на двух колёсах, обозначенное цифрами, составляло число, указанное на машине (подобрать все варианты).

2. К машине прикладываются колёса, обозначенные цифрами, а ребёнок должен определить их общее количество и положить на машину соответствующую цифру.

«Полянка»

Материал: Полянка (сделана из зелёного картона); 2 вида цветов из картона; в середине липучка для закрепления цифр на полянке.

Читайте также:  Игры и упражнения для развития памяти у детей и взрослых

Ход игры: На середину полянки кладётся цифра. Ребёнок должен составить это число из цветочков разного цвета.

Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе

Нелля Ткаченко

Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе

Дидактический материал для ознакомления

с составом числа из единиц в старшей группе.

ЦЕЛЬ:

Формирование представлений о составе числа в пределах первого пятка.

ЗАДАЧИ:

— закрепить,-

— представления о числах и цифрах в пределах первого пятка;

— развивать,-

— представления, что все числа составляются из единиц;

— представления, что количество единиц в разных числах различно;

— внимание, зрительное восприятие, память, логическое мышление;

— мелкую моторику;

Читайте также:  Тактильные дощечки как средство развития сенсорного восприятия слабовидящих детей дошкольного возраста

— воспитывать,-

— организованность;

— сосредоточенность;

— интерес к математическим играм;

Счетная деятельность у детей пятилетнего возраста в процессе систематического обучения уже объективно совершенна. Изучение состава числа из единиц в старшей группе – это подготовка к освоению вычислительного приема – присчитыванию и отсчитыванию по единице.

Изучение состава чисел из единиц необходимо начинать от анализа состава множества из элементов к составу числа из единиц, при этом надо быть последовательным, не торопиться, именно с пятка – с каждого числа –от 2 до 5 (2,3,4,5)

. В качестве наглядного материала подбирается группа одного вида предметов, в которой каждый отличается друг от друга качественными признаками (например, цветом, размером) . Так же, в последующем, используются предметы, объединенные одним понятием, например, игрушечные комплекты одежды, посуды, мебели и т. п. Наряду с сюжетными предметами можно использовать модели геометрических фигур, полоски бумаги разной длины и величины и т. д. Необходимо научить детей, рассматривая множества, рассказывать, как эта группа составлена, называть каждый элемент и их общее количество.

Например:

«Число 4 составлено так: 1 зеленый кружок, 1 красный кружок. 1 желтый кружок, 1 синий кружок – всего 4 кружочка».

Пересчитав 4 кружочка, ребенок должен рассказать, как составлено «это четыре»

, подчеркивая количественный состав: один – зеленый, один – красный, один – желтый, один – синий, всего – четыре. Предлагая детям выполнять задания с различными видами групп предметов, надо просить рассказывать, как составлена группа, сколько в ней разных предметов и сколько их всего, называть и предметы и их количество. Постепенно от более конкретных вопросов надо переходить к общим – «Сколько ты взял? Сколько … всего? Как у тебя получилось… (например, 5, карандашей?»

Изучая количественный состав числа из единиц, надо обратить внимание детей, что единица может отражать не только отдельный предмет, а может быть отражением целой группы предметов. Например, предложить детям рассмотреть множество геометрических фигур и ответить на вопросы,-

— Из каких частей составлено это множество? («Составлено из трех частей»

.

— Назовите цвет и количество частей данного множества. («В данном множестве три части разного цвета: одна часть – треугольники красного цвета, одна – треугольники синего цвета, одна – треугольники зеленого цвета. Всего три части».

— Из скольких единиц состоит число три? («Из трех отдельных единиц»

).

В данном задании дети должны осознать, что единица может отражать не только один отдельный предмет, но и одну группу предметов.

В процессе ознакомления детей с составом числа из единиц, можно использовать словесные упражнения,-

— на полянке собрались лесные животные: один заяц, один ежик, одна белочка. Сколько всего собралось животных на полянке в лесу? По сколько разных лесных животных собралось на полянке и т. д.

И другие задания, например,-

— подберите пять треугольников разного цвета;

— нарисуйте три разные геометрические фигуры;

— поставьте на стол четыре разные куклы и тд.

Ознакомление детей с составом числа идет в последовательной системе занятий, что создает условия для образования новых связей, формирующих знания детей о количественном составе, что в свою очередь является подготовкой к вычислительной деятельности.

Читайте также:  Картотека дидактических игр для ознакомлению дошкольников с растениями

image
image
image
image
image
image
image
image

Дидактические игры по развитию количественных представлений в старшей группе

«Собери в корзину»

Цель: упражнять в счете до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве.

Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.

Ход игры: ведущий предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?

«Покажи столько же»

Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками.

Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов.

Ход игры: Ведущий показывает детям карточки с цифрами, а дети находят у себя карточки с таким же количеством предметов, затем объясняют свой выбор.

«Соберем букет»

Цель: продолжать учить увеличивать число на одну единицу, знакомить детей с образованием чисел путем прибавления единицы к меньшему числу.

Материал: плоские изображения цветов, вазы.

Ход игры: ведущий предлагает детям собрать букет из разных цветов: одному ребенку – из роз, второму – из тюльпанов. Уточняют, сколько роз, сколько тюльпанов. Чего больше? (меньше). На сколько тюльпанов больше, чем роз? Что нужно сделать, чтобы роз стало столько, сколько тюльпанов? При этом уточняем, как получилось 4 розы? Как получилось число 4?

«Мои первые цифры»

Цель: закреплять умение соотносить число с цифрой, закреплять знание числового ряда от одного до семи.

Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов.

Ход игры: у каждого ребенка карточки с разными цифрами от 1 до 7 и карточки с разным количеством предметов. По сигналу воспитателя дети находят несколько карточек с количеством предметов, соответствующим цифре. Во втором варианте игры дети берут по одной цифре и ходят по группе. По сигналу взрослого становятся по порядку от 1 до 7, называют свои цифры.

«Найди пару»

Цель: учить соотносить число с цифрой; считать до десяти; развивать мелкую моторику.

Материал: карточки с разным количеством предметов, с цифрами, числовые карточки.

Ход игры: воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает подобрать к ним числовые карточки и предметные. Позже игры может проводиться в движении.

«Отсчитай столько же»

Цель: продолжать учить отсчитывать игрушек на одну больше или меньше, чем показывает цифра.

Материал: цифры, разные игрушки.

Ход игры: воспитатель показывает детям цифры, предлагает отсчитать столько же игрушек, затем дети отсчитывают игрушек на одну больше или меньше, сравнивают с цифрой.

«Не ошибись»

Цель: упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу больше или меньше.

Материал: плоскостные игрушки.

Ход игры: игра проводится с элементами соревнования. Дети подбирают подарки медвежонку, считают количество медвежат, затем выкладывают малину (груши, яблоки) в количестве больше или меньше на 1, чем медвежат. Сравнивают числа между собой, устанавливают разностные отношения.

«В магазине игрушек»

Цель: закрепление порядкового счета, развитие внимания и памяти.

Материал: разные игрушки.

Ход игры: приглашаем детей в магазин игрушек. Чтобы купить какую-нибудь игрушку, надо посчитать их по порядку и назвать ее порядковый номер.

«Сколько нас?»

Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующим количеством предметов.

Материал: карточки с разным количеством предметов.

Ход игры: ведущий раздает карточки с цифрами детям, а остальные перемешивает и кладет их вверх изображением: отдельно – карточки с пальчиками и с предметами. По команде дети подбирают к своим цифрам карточки с пальчиками и с цифрами. Если они подобрали правильно, то замки на карточках совпадут. Дети объясняют свой выбор.

«Головоломка»

Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующим количеством предметов.

Материал: детали головоломки с разным количеством предметов.

Ход игры: ведущий предлагает детям сложить из деталей головоломки раз-

Читайте также:  Изучаем цвета по карточкам — Занятие для дошкольников

ные изображения, затем посчитать их и проверить, правильно ли они сложили. Правильность определяется тем, что рядом с предметами должна оказаться соответствующая цифра.

«Путаница»

Цель: научить детей находить и исправлять ошибку, упражнять в счете.

Материал: карточки с разным количеством предметов.

Ход игры: ведущий предлагает детям неправильно подобранные ряды, предлагает найти и исправить ошибки, объяснить правильность своего выбора.

«Математика на магнитах»

Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующим количеством предметов.

Материал: карточки с разным количеством предметов и цифрами.

Ход игры: ведущий предлагает детям рассмотреть карточки с цифрами и предметами. Детям дается задание: рядом с цифрой выложить ряды карточек с таким же количеством предметов. Вариант 2: к числовым карточкам подобрать карточки, на которых предметов на 1 больше (меньше), затем – на 2 больше или меньше.

«Что прибавилось?» «Что убавилось?»

Цель: учить собирать логическую цепочку из пяти карточек, комментировать свои действия.

Материал: карточки с разным количеством предметов до 4.

Ход игры: детям раздают серии карточек, при этом обращают внимание на то, что на одной из них нет предметов (елка без игрушек, ежик без яблок). Предлагают построить ряд, самостоятельно выявить закономерность расположения карточек. При затруднении предлагаем посчитать предметы на карточках, подводим к установлению закономерности расположения предметов. Игра может проводиться в другом варианте, при этом дети раскладывают карточки в порядке убывания.

«Выставка игрушек»

Цель: учить сопоставлять определенное количество предметов с цифрами, составлять число из единиц и их двух меньших.

Материал: цифры, изображения предметов в разном количестве (грибы, бабочки, яблоки, клубника, листики).

Ход игры: ведущий приглашает детей на выставку игрушек, обращает их внимание на цифры, которые расположены на полках. К этим цифрам надо расставить определенное количество игрушек. Затем дети объясняют правильность своих действий. Предлагаем детям составить числа 4, 5 из разных игрушек. При этом уточняем, их скольких единиц состоит определенное число. На другие полки дети расставляют по два вида игрушек так, чтобы всего на полке стояло 3 (4, 5) игрушек. Уточняем, как дети составили числа их двух меньших.

«Золушка»

Цель: продолжать учить составлять группу из пяти предметов; знакомить с составом числа из единиц.

Материал: изображения предметов в разном количестве (грибы, яблоки, клубника).

Ход игры: ведущий рассказывает о том, что мачеха приказала Золушке разложить угощения для гостей – на каждую тарелку по три предмета (яблоко, клубнику, гриб). Дети раскладывают предметы в заданном порядке, представляют число три в виде трех единиц.

«Фрукты на тарелке»

Цель: продолжать учить составлять группу из пяти предметов; знакомить с составом числа из единиц, из двух меньших, развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.

Материал: муляжи фруктов, тарелка.

Ход игры: ведущий рассказывает детям о том, что к нам пришли гости, их четыре. На каждую тарелку надо положить по четыре разных фрукта. Предлагаем детям назвать фрукты и их количество и составить число из единиц. Во втором варианте предлагаем детям на одну тарелку положить 4 фрукта из яблок и груш (апельсины и бананы). Уточняем, как можно составить число 4 из двух меньших.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий