Учим математику дома. Что включить в содержание математического развития для детей дошкольного возраста

Образование
image

—>

Счёт — один из базовых навыков, которым желательно овладеть до того, как ребёнок пойдёт в школу. Требовать от первоклассника решать сложные примеры никто не станет — но научиться считать количество предметов, и знать основы сложения и вычитания перед школой будет полезно. У ребёнка не возникнет сложностей с пониманием просьб учителя — например, «возьмите два карандаша» — и первоклассник не будет чувствовать себя менее сообразительным, чем сверстники, уже обучившиеся счёту.

Отправляя ребёнка в школу, позаботьтесь не только об его интеллектуальной подготовке. Ведь в школе малыш столкнётся с целым новым миром. Некоторые дети тяжело переносят период адаптации. Убедиться, что вашего ребёнка не обижают сверстники или учителя, что у него нет проблем и он в безопасности поможет приложение «Где мои дети»!

Способов, как научить ребёнка считать — много: по разработанным профессиональными педагогами методикам, в игровой форме, с подключением рифм и тематических видео. Какой бы способ вы ни выбрали, обучение счёту можно считать первым шагом к изучению математики. А хорошее знание математики — залог не только положительных оценок, но и отличные память и внимание, развитое логическое мышление, и способность просчитать верное решение в любой ситуации.

image

Содержание:

2 Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Читайте также Образование Как собрать ребёнка в первый класс и не стать банкротом?

Получив список необходимых вещей на родительском собрании, все думают, сколько стоит собрать ребёнка в первый…

Образование Готовимся к экзаменам без стресса и волнений: советы детям и родителям

Какие ассоциации вызывает у вас слово «экзамен»? Правильно, «страх», «тревога», «стресс», «напряжение». Эти чувства испытывают…

Образование Пойдут ли дети в школу в сентябре и что будет с линейкой? Ответы на главные вопросы родителей

Пандемия нарушила планы у десятков миллионов людей по всему миру. Вирус никуда не исчез, однако…

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android Мобильное приложение «Где мои дети» Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас. Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android Загрузить приложение

—>

Освоение вычитания детьми дошкольного возраста – важный этап их взросления, развития интеллекта и личностных качеств. Начинать заниматься можно с 2-летнего возраста, постепенно усложняя задания. Сначала изучают количественный и порядковый счет, а потом уже переходят к более сложным операциям с числами.

Работая с дошкольником, важно не принуждать его к урокам, если у него нет желания или настроения, иначе будет провоцироваться отторжение к учебе и математике. Поэтому перед тем, как научить ребенка сложению и вычитанию, убедитесь, что он выспался и в хорошем настроении. Занимайтесь в игровой форме, используйте при этом игрушки, подручные вещи, яркие книги и тетради.

Как объяснить ребенку сложение

Начинайте с поиска суммы, так как делать это легче. В результате у дошкольника сформируется понимание основ арифметики. Поэтому дальнейшее изучение вычитания (а затем, уже в школе, умножения и деления) будет происходить быстрее и проще.

Читайте также:  Изображение цветика-семицветика презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Важно подчеркнуть, что процесс должен быть наглядным, на предметах. Только после закрепления урока переходят к сложению на бумаге. Материалами для изучения служат:

  • разноцветные счетные палочки;
  • фрукты;
  • мелкие игрушки;
  • печенье;
  • воздушные шарики;
  • матрешки;
  • карандаши или фломастеры;
  • кубики;
  • шишки, желуди, каштаны;
  • камни и т.д.

Главное, чтобы эти предметы были интересны малышу. С пищей будьте осторожны: если он проголодался, игра не получится. Далее пошагово, как объяснить ребенку сложение и вычитание:

  1. Положите перед ним два объекта и предложите посчитать.
  2. После этого добавьте еще один и снова попросите назвать цифру.
  3. Повторяйте такие шаги как можно чаще на протяжении недели перед тем, как усложнить задачу. При этом не рекомендуется добавлять больше одного предмета на этом этапе. Начальное же количество объектов может варьироваться от 1 до 9.

Когда дошкольник усвоит это, переходите к добавлению более одного предмета. Только после этого можно приступать к другим арифметическим действиям. Теперь рассмотрим, как научить ребенка вычитанию.

Методика изучения сложения и вычитания для дошкольников

Перед началом занятий устным счетом малыш должен научиться:

  • перечислять предметы окружающего мира по порядку, от 1 до 10 (и больше). Основные игры, способствующие развитию этого навыка, – прятки (проговаривая считалочку);
  • изображать числа графически. Дошкольник должен знать, как выглядит число, и что оно обозначает. Один из легких способов, развить данную способность – многократно проговаривать встречающиеся на пути числа (номера кабинетов, машин, домов и т.д.);
  • раскладывать числа в пределах 10 по порядку возрастания или убывания. Вместе с этим изучаются понятия сравнения, продолжения ряда, объединения и исключения лишнего предмета. Эффективны упражнения на соединение чисел по точкам (при этом двузначные используются в дошкольном возрасте крайне редко).

Как научить ребенка складывать и вычитать, если базовые понятия о числе у него уже имеются? Специалисты применяют следующие приемы:

  1. Изучение счета на пальцах. В настоящее время этот метод не принимают многие, однако в качестве основы для решения простых примеров в пределах десятка он подойдет. Не следует слишком долго использовать данный метод. Оптимальный возраст ребенка – от 2 до 4 лет.
  2. Основываясь на составе числа. Нецелесообразно начинать изучение до 5-летнего возраста. Обязательно нужно разобрать в деталях понятие «состав числа» и графически изобразить его для каждой цифры. Наиболее распространенный вариант изображения – домик с окнами в 2 столбика, где крыша – это целое число, а в окнах – его слагаемые. В качестве дополнительного материала можно взять разноцветные кубики и коробку с ячейками из методики Полякова.
  3. Изучение и заучивание таблиц сложения и вычитания. Данный прием эффективен лишь при многократном повторении.

Счет на пальцах

Решение примеров в пределах 10

Как научить ребенка складывать, вычитать и решать небольшие примеры в пределах 10? Зная значения понятий сравнения, дошкольник сможет отвечать на простые вопросы, такие, например, как:

  • У Оли 3 яблока, а у Антона 4. У кого яблок больше?
  • Мама приготовила 3 печенья. Вася съел одно. Сколько печений осталось?
  • На ветку сели 6 синиц и 2 вороны. Сколько всего птиц сидит на ветке?

Уроки рисования во второй младшей группе на тему «Светит солнышко»

Для малыша важна наглядность. Примеры на сложение и вычитание чисел вначале следует сопровождать наглядным материалом, например, счетными палочками:

  • выложить 5 палочек и попросить убрать 2. Спросить, сколько палочек осталось;
  • обратная задача – положить 1 палочку и попросить прибавить еще 4. Спросить, сколько теперь палочек на столе.

Вместо специального материала можно использовать карандаши, мелки, кукол, продукты, ветки и т. д. Процесс счета также можно проводить в любом месте и в любое время – считать проезжающие на улице машины, ступеньки в подъезде, пролетающих птиц.

Решение примеров в пределах 20

К счету в пределах 20 нужно переходить только в том случае, если дошкольник может уверенно сложить и отнять числа первого десятка, а также хорошо ориентируется в составе числа.

В первую очередь предлагается слагать числа, близкие к 10. Например:

  • Маша съела 8 пельменей, а затем еще 2 (8 + 2 = 10). Потом мама положила Маше добавки – 5 пельменей (10 + 5 = 15). Сколько пельменей всего съела Маша?

Далее можно предложить задания на вычитание. Поначалу основным лучше брать число, близкое к десяти (11, 12, 13). Пример:

  • Катя принесла в садик 13 конфет. Сначала она дала 3 конфеты Васе (13 – 3 = 10), а потом столько же конфет Саше (10 – 3 = 7). Сколько осталось у Кати конфет?

Вычитание

Эта процедура изучается похожим образом, на предметах. Начните с трех объектов, отнимая один, чтобы кроха не расстроился из-за того, что у него осталось меньше. Не отбирайте ничего, предложите самому отдать вещь папе, бабушке или игрушке. Важно, чтобы он понял, что объект больше не у него, а у другого, иначе на первых занятиях может возникнуть недопонимание. После этого предложите посчитать оставшееся и сказать результат. Еще раз проговорите все действие: «3-1=2».

Читайте также:  Буквы сели в ряд, нам загадки говорят. Загадки про буквы

Есть и другой метод объяснения ребенку сложение и вычитание чисел: с помощью стихов. Это должны быть простые четверостишья, иначе малыш запутается. Допустим, можно использовать такой или похожие:

«У домика утром два зайца сидели И дружно веселую песенку пели. Один убежал, а второй вслед глядит. Сколько у домика зайцев сидит?».

Дальнейшее изучение

После практических занятий переходят к теоретическим. Как объяснить ребенку вычитание суммы из числа теоретически? В специальных тетрадях. Если дошкольник еще не умеет писать цифры, то начните с этого. Затем переходите к арифметике. Для уроков выбирайте издания с картинками, чтобы счет был таким же наглядным, как и до этого.

Постепенно задания усложнятся, и родителям можно будет узнать, как научить ребенка вычитанию двузначных чисел. До этого этапа задачи будут все еще с однозначными цифрами, но будут выглядеть примерно так: «7-?=2». Малыш должен определить, что именно отнять, чтобы получить в результате двойку.

Занятия не должны ограничиваться лишь тетрадью с примерами, чтобы они не наскучили. Продолжайте их на прогулке, по дороге в садик, в магазине. Используйте любую возможность. Допустим, в супермаркете, набирая морковку в пакет, посчитайте ее, а затем отложите несколько штук и попросите назвать результат. Тогда малышу это будет интересно.

Как научить ребенка складывать и вычитать в уме

Чтобы научиться прибавлять и отнимать числа в уме, малышу нужно запомнить более 40 различных комбинаций. При этом важно, чтобы к началу разучивания устного счета ребенок хорошо ориентировался в составе числа.

Важно! Устный счет нацелен на развитие памяти и интеллекта ребенка. При написании и длительном обдумывании примеров малыш отучается думать быстро, пользоваться смекалкой. Необходимо как можно раньше начинать развивать сообразительность посредством устного счета.

В качестве тренировочных упражнений часто используются следующие вариации:

  • дополнение числа до необходимого: «Какое число нужно прибавить к 3, чтобы получилось 5?»;
  • закрашивание ячеек с числами, которые составляют необходимое: «Закрась те числа, из которых состоит цифра 7».

Уроки рисования в старших группах детского сада на тему «Весна»

Регулярные тренировки позволят дошкольнику быстрее изучить состав числа и с легкостью прибавить или отнять требуемую часть.

Для решения примеров на сложение с переходом через десяток нужно освоить логическую последовательность:

  • дополнение слагаемого до 10;
  • высчитывание оставшейся части;
  • прибавление посчитанной части.

Ход действий при решении примера 9 + 6: сначала дополняем 9 до 10 (прибавляем единицу), от 6 осталось 5, прибавляем 5 к 10 – получается 15.

Та же последовательность применяется при вычитании. Чтобы из 13 вычесть 7, сначала нужно отнять 3 (13 – 3 = 10), а затем оставшуюся четверку (10 – 4 = 6).

Читайте также:  Цветик-семицветик — краткое содержание для читательского дневника сказки Катаева

Разнообразные методики обучения устному и письменному счету

Изучение таблицы сложения

Также разберемся, как научить ребенка таблице сложения. Это следующий этап занятий, который начинается уже в школе, хотя иногда его одолевают и дошкольники. Таблица сложна для восприятия, поэтому важно, чтобы к этому шагу у малыша уже были достаточные знания арифметики. Родители же могут облегчить процесс запоминания.

Не используйте готовую таблицу сложения для детей и не пытайтесь сделать так, чтобы они зазубривали ее. Постарайтесь превратить урок в максимально наглядный и веселый. Пишите примеры в тетради яркими, блестящими ручками или на доске мелом, предлагая сыну или дочке решить их. После этого приступайте к следующему столбцу таблицы и т.д. Делайте так как можно чаще, пока не доведете действия до автоматизма. Есть еще один способ выучить таблицу сложения малышу: использовать игровые арифметические программы на компьютере или приложения на телефоне, чтобы облегчить процесс. Реальные анкеты и только профессиональные жрицы любви. Феи которые знают свое дело проститутки волгоград Строго конфиденциально. Там будут давать примеры и подчеркивать правильные и неправильные ответы.

Действия с двузначными числами

Если этап с изучением таблицы уже пройден, можно приступить к действиям с двузначными числами. Перед тем как объяснить ребенку вычитание двузначных чисел, определите, насколько хорошо он работает с цифрами в пределах счета 10-20. После этого приступайте к объяснению принципа. Научиться прибавлять и вычитать двузначные числа можно двумя способами:

  1. Без перехода через десяток. К примеру: 41+58. Сначала прибавляем 5 десятков к 4 десяткам. Это 90. Затем прибавляем 1 к 8, получается 9. Итого 99. Аналогично и вычитают.
  2. С переходом через десяток. Пример: 35+27=? 30+20=50 5+7=5+5+2=10+2=12 50+12=50+10+2=62.

Не ругайте сына или дочку, если у них не получается. Не повышайте голос и не показывайте раздражения, чтобы сохранить их стремление к учебе. Помогите возможными способами, но если не получается, отложите это занятие на время, если есть такая возможность. Например, в 3 года необязательно знать вычислительные операции, поэтому уроки можно отложить и продолжить через полгода, если ничего не получается.

Оптимальный возраст для обучения сложению и вычитанию

Уже в 2–3 года, начиная говорить, дети проявляют интерес к числу – с удовольствием считают все на своем пути. Родителям в это время важно поддерживать и развивать любознательность ребенка при помощи разнообразных развивающих игр.

Обучение дошкольников счету

Целенаправленно же приучать дошкольника к устному и письменному счету рекомендуется в 6–7 лет. В этом возрасте мозг малыша находится в стадии быстрого развития, и обучение происходит легче.

К сведению! Восприятие новой информации, а также ее обработка малышом возможна лишь в случае возникновения у них положительного эмоционального отклика. Во время интересной игры дети испытывают максимально положительные эмоции. Поэтому так важен игровой процесс изучения устного и письменного счета.

4 626

Если математика и решение скучных примеров вызывают у ребёнка истерику, не спешите отчаиваться. Откладывайте тетрадки, доставайте настольные игры и вместе радуйтесь математическим успехам. Женя Кац сделала подборку настолок, которые помогут разобраться с составом числа и устным счётом.

Математика — это не угадайка и не поиск правильного ответа по лицу учителя. Если ребёнка пугает какая-то тема, ваша задача — предложить варианты решения проблемы. И одним из таких вариантов может стать игра.

Для малышей

1. Земляничные тропинки

Медвежата отправляются в лес собирать вкусные ягоды земляники. В игре два вида карточек: «Сбор ягод» — на них показано, сколько земляничек игрок должен нанизать на свой шнурок. И «Делимся ягодами» — на них отрабатываем понятия «право-лево» и вычитание. В процессе игры детям надо будет пересчитать ягодки, а также сравнить их количество (тренируем навык «больше» и «меньше»). Вдобавок, добрые медвежата научат юных игроков делиться — ведь в конце концов на чай с самым вкусным пирогом приглашаются все! Отдельный плюс игры — нанизывание ягод на шнурок. Ещё и мелкая моторика развивается!

Смотреть

2. Лапочки

В эту игру можно научить играть с детьми в 2,5-3 года. Плотные игровые карточки и большие кубики выдерживают даже самых активных игроков — проверено! Для детей, которые только-только начинают различать «один» и «много» берём только карточки, где изображены зверята от одного до трех. Можно играть по предложенным правилам, а можно придумывать свои собственные. У нас дети очень любят «кормить» котят пластилиновыми шариками. А кубик подсказывает количество доставшейся «еды».

Смотреть

Для дошкольников

3. Спящие королевы

Отличная игра для принцесс, рыцарей и драконов, чтобы начать считать и просто повеселиться! Игрокам предстоит пробудить ото сна как можно больше венценосных красавиц. Каждая карта королевы принесёт своему обладателю некоторое количество призовых очков. Побеждает тот, кто первым соберёт 5 королев или наберёт наибольшее количество призовых очков к моменту пробуждения всех королев. Скорость здесь ни на что не влияет — считайте медленно и не торопясь!

Смотреть

4. Проныры

Это шестиуровневая ходилка, в которой игроки могут перемещаться между слоями поля, используя потайные лазы. Детей, которые так любят прятки, игра очень захватывает и удивляет. Пока игроки перелистывают поле, ищут карту-копалку или собирают припасы, они незаметно для себя осваивают сложение и вычитание: чтобы забрать себе найденные припасы, нужно составить пример из карт с цифрами!

Смотреть

5. Турбосчет

Эта игра подойдёт, если ребёнку пока сложно считать. Она помогает детям научиться быстро считать несколько групп предметов. Игра позволяет великолепно запомнить состав чисел первого десятка и автоматизировать сложение. Легко и играючи дети освоят математические символы и логические операторы: «больше», «меньше», «больше либо равно», «меньше либо равно». Игровая механика очень проста, поэтому даже дошкольники могут играть в «Турбосчёт» без участия взрослых. Подходит для детей лет с шести, но даже в 3-4 классе дети продолжают играть с интересом.

Смотреть

6. Фрукто 10

Отличный способ тренировать навыки беглого счёта, ведь здесь придётся наперегонки искать подходящие фрукты с числами! Эта игра тренирует внимательность и умение концентрироваться. А пока играете, можно разобраться в составе числа до 10, автоматизировать навыки сложения и вычитания, потренировать концентрацию и внимательность.

Смотреть

7. Фруктаж

Еще одна фруктосчитательная игра, которая научит быстро считать в уме. В настольную игру Фруктаж можно играть по разным правилам. Общий принцип всех трёх вариантов: нужно быстро определить, сколько каких фруктов на карточке. Если в задании нарисован фрукт, игрокам надо назвать количество таких фруктов в ассорти, а если цифра — сказать, что изображено в таком количестве. Кто посчитал быстрее всех и первым назвал правильный ответ, получает в награду карточку или жетон.

Смотреть

8. Этажики

Азартная и динамичная игра на счет. Задача каждого игрока — быстрее других избавиться от карт этажей. Чтобы это сделать, нужно ещё и планировать свои ходы так, чтобы сбросить как можно больше этажей за ход. Разные варианты правил подходят как для дошкольников, изучающих числовой ряд до 10, так и для школьников, тренирующих счёт в уме с переходом через десяток. Динамичность добавляют карты ночных этажей, которые позволяют перехватывать ходы других игроков.

Смотреть

Для школьников

9. Зевс на каникулах

В игре есть карты с числами от 1 до 10 и специальные карты с изображениям греческих богов. Эти карточки меняют числа или правила подсчета очков, а также вводят другие захватывающие нюансы в игровой процесс. В центре стола располагается стопка карт — это гора Олимп. Хитрость в том, что все игроки должны помнить, какова сейчас высота Олимпа. Игра помогает натренировать устный счёт в пределах 100: участникам гонки придётся бегло складывать, вычитать и округлять, не забывая использовать особые свойства греческих богов.

Смотреть

10. Минус-плюс

«Минус-плюс» — арифметика начальной школы в десяти кубиках! Ваши дети до сих пор думают, что скучнее примеров ничего нет? Докажите им, что это не так. Бросаем кубики, придумываем и решаем примеры. Кто первым наберёт 20 победных очков? Всё просто:

  • Находим кубик со знаком «=». Его бросать не надо.
  • Кидаем все девять кубиков одновременно. Откладываем в сторону все выпавшие знаки равенств.
  • Игроки одновременно придумывают равенство из выпавших на кубиках цифр и знаков.
  • Тот, кто догадался первым — выкладывает равенство. Но важно помнить, хотя бы одно число должно быть двузначным.
  • Записываем столько очков, сколько использовалось кубиков.

Будьте уверены, что этой веселой арифметикой «на костях» ваш ребенок научится щелкать любые примеры как орехи!

Смотреть

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также

Если к моменту поступления в первый класс ребенок уже обладает начальными знаниями по математике, ему значительно легче влиться в учебный процесс и преуспевать в своем классе. Поэтому стоит обучать его математике с раннего возраста

Если к моменту поступления в первый класс ребенок уже обладает начальными знаниями по математике, ему значительно легче влиться в учебный процесс и преуспевать в своем классе. Поэтому стоит обучать его математике с раннего возраста.

Математика для дошкольников — курс Дошколенок

В детском центре развития «Паллада» мы занимаемся с детьми 5-7 лет основами математики в рамках программы «Дошколенок». Дети узнают, что такое цифры, учатся ориентироваться в числовом ряду, узнавать соседей числа, решать простые арифметические задачи (складывать и вычитать), улучшают память и развивают логическое мышление. Наши педагоги используют современные подходы к обучению дошкольников математике, они работают по авторским программам, основанным на методиках Ломносовкой школы.

Мы уделяем много внимания каждому ученику, помогаем ему вникнуть в предмет и объясняем все, что непонятно. Дети в группе идут вровень друг с другом, поскольку перед поступлением на программу мы проводим с каждым из них индивидуальное тестирование на определение уровня подготовки. Диагностика позволяет объединить детей в группы по степени развития, чтобы ваш ребенок чувствовал себя комфортно в процессе обучения, что безусловно отражается на его результате.

Кроме того, дети занимаются математикой индивидуально с репетитором. Тщательно прорабатывают все основные моменты, исследуют мир цифр и чисел, готовятся к школе, решая различные задачки для дошкольников по математике. Репетитор помогает разобраться с теми моментами, в которых у ребенка могут возникнуть трудности.

Математика для дошкольников 5, 6, 7 лет:

Легче и интереснее всего дети дошкольного возраста воспринимают математику через игры. Поэтому педагоги дошкольного образования дают большинство заданий в игровой форме, позволяя ребенку не только изучить что-то, но дать волю фантазии, развить мышление через увлекательное действо.

Помимо базового счета, ребенок улучшает память, тренирует и повышает внимание, усидчивость и умение сосредоточиться. Уже в возрасте 5-6 лет можно понять, к чему у ребенка больше лежит душа — к точным или гуманитарным наукам.

Чтобы построить процесс освоения математики максимально продуктивно, нужно не только заниматься с ребенком в школе развития, но и повторять изученное дома. Для этого существует множество разных задач для дошкольников по математике. В этой статье мы собрали примеры игр и заданий по математике для дошкольников.

Математика для дошкольников: задания 

Математика дошкольникам преподносится с элементами рисования, это повышает внимание и дает комплексное развитие ребенка. В рабочих тетрадях по математике вы можете встретить вот такой тип заданий:

Конечно, основным элементом в заданиях по математике являются арифметические примеры:

В начале обучения можно тренироваться в сложении и вычитании, используя реальные предметы (мячики, яблоки и тому подобное). Но математика для дошкольника 5-7 лет — это уже достаточно серьезные задачи и примеры.

Кроме того, можно и нужно активно использовать загадки, головоломки, ребусы и упражнения с геометрическими фигурами. Разнообразие видов заданий не даст ребенку заскучать и повысит его интерес к предмету.

А это один из самых простых ребусов (принцип можно применять, усложняя задачу и придумывая слова самостоятельно):

Обязательно стоит использовать в обучении различные логические задачи. Например, такие:

— Если кролик слабее стрекозы и сильнее медведя, то кто из них слабее всех?

— Кто самый младший из трех друзей, если Дима на 10 лет младше Антона, а Антон на 2 года старше Паши?

— Если Даша на 3 сантиметра ниже Кати, а Катя на 12 сантиметров выше Светы, то кто из них самый высокий?

Есть множество игр и заданий по математике для обучения дошкольников, и наши педагоги тщательно прорабатывают их с учениками на занятиях. Дети занимаются математикой в рамках программы «Дошколенок» дважды в неделю в обоих филиалах «Паллады»: Юго-Западном (ул. Бардина 48а) – тел. 235-74-00, Пионерском (ул. Садовая, 7) – тел. 286-61-59. Подробное расписание можно посмотреть здесь. Мы ждем вас на наших увлекательных занятиях!

Содержание

Современные родители уделяют много внимания дошкольному обучению своих детей. При этом взрослым нужно помнить, что основная задача дошкольной подготовки – это создание каждому ребёнку оптимальных условий для максимального развития его индивидуальных данных с учётом возраста.  Математическая подготовка играет одну из ключевых ролей в этом процессе. Рассмотрим подробнее, какое содержание математического обучения нужно предусмотреть для дошкольников.

В обучении математике нужно использовать все подручные средства

Зачем учить математику

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». М.В. Ломоносов

Математика – уникальный предмет. Она незаменима для развития у детей:

  • логического мышления;
  • памяти;
  • речи;
  • воображения.

Участвует в формировании настойчивости, терпения, творческих способностей личности. Учит анализу и синтезу, планированию своих действий, максимально точному изложению мыслей, умению обосновывать имеющуюся точку зрения. Помогает знакомить детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Зачем нужна математика – размышления детей

Знания математического содержания нужны ребёнку для успешности социальной адаптации, а также, для ориентировании во всё более развивающихся информационных и технологических процессах в обществе.

С какого возраста и как обучать

Пяти-, шестилетки весьма активны в вопросах познания и освоения окружающей их действительности. Дети дошкольного возраста очень любят задавать вопросы, особенно любимым становится вопрос «почему?». Они стараются разобраться в устройстве какой-либо вещи, начинают устанавливать причину и следствие каких-либо событий, происходящих вокруг. Эти вопросы и навыки весьма полезны не только для общего развития, но и для обучения. Поэтому с 5-6 лет уже можно активно обучать их математике. Бывает, что ребёнок и более младшего возраста (3-4 лет) также интересуется предметом. В этом случае, не нужно дожидаться достижения им 5-6 лет, чтобы приступить к занятиям.

Знакомство с цифрами можно начинать с 3-х лет

Следуйте за интересами своего дошкольника, прислушивайтесь к нему, старайтесь сохранить его естественный природный интерес к предмету. Ваши старания будут вознаграждены. В то же время ни в коем случае не следует «навязывать» детям необходимость изучать предмет, т.к. можно добиться обратного эффекта – нежелания учиться, отсутствия заинтересованности.

Основной вид деятельности дошкольников – это игра, поэтому при обучении и следует пользоваться всем многообразием её возможностей. Не следует стремиться проводить с ребёнком полноценные занятия, как в детском саду или центре. У вас в приоритете должны быть совсем другие формы: прогулки, экскурсии, игры с природными материалами (водой, песком), конструкторы, совместные занятия домашними делами, чтение и знакомство с элементами фольклора (считалками, скороговорками), настольные игры, ситуационные игры (магазин, поезд) – в общем, всё, что подскажет ваша фантазия, воображение, жизненный опыт.

Математическая игра “Рыбка” – интересное обучение

Совет родителям: ко времени поступления в первый класс ваш малыш должен освоить применение знаний математики в важных для него практических занятиях: играх, экспериментах, быту.

Содержательные линии математического обучения

Педагоги и методисты традиционно выделяют в качестве основы развития дошкольников по математике четыре содержательные линии:

  • арифметика;
  • геометрия;
  • величины;
  • логика.

Арифметика

Числа и цифры

Арифметическая линия включает в себя, в первую очередь, изучение чисел и цифр. Ребёнок должен понять, что научиться считать необходимо. Помогите ему в этом (сначала до 10, потом до 20). Учить детей счёту можно, используя какие угодно предметы и их изображения: кубики, тарелки, ступеньки, игрушки, продукты, картинки и т.д. Одновременно с устным счётом малыша нужно знакомить с графическим изображением цифр. В этом может помочь способ ассоциаций, а также стихотворные формы.

Например, «двойка» похожа на лебединую шею, «четвёрка» – на стул, который перевернули вверх ногами, «восьмёрка» – на два кольца и пр. При желании можно придумать в «соавторстве» с ребёнком свои оригинальные ассоциации.

Стихи Маршака о цифрах помогут их быстрее запомнить

Отличные стихи о цифрах «Весёлый счёт» сочинил ещё в 1968 г. С.Я. Маршак. Их вполне можно применять и сегодня. Например, «Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею». Или: «Цифра шесть – дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек».

Для лучшего усвоения графического начертания цифр можно приготовить для дошкольников раскраски и прописи с заданиями по обведению цифр, а потом уже научить писать их самостоятельно. Но при этом помните, что письменное написание цифр в первом классе может отличаться от вашего представления (в зависимости от выбранной программы обучения), поэтому следует научить детей «печатным» образам цифр, а не их прописному варианту.

Игры с цифрами для запоминания

Совет родителям: важно научить ребёнка прямому и обратному счёту до 20, понятиям «предшествующее», «следующее» число, а также счёту десятками до 100.

Сравнения

На следующем этапе учим дошкольников сравнивать числа. Сначала делаем это с помощью однотипных предметов, затем учим знаки: ?, ?, =, +, -. После этого можно предлагать задания с цифрами на сравнение (больше, меньше, равно). Это крайне важный этап математического развития ребёнка дошкольного возраста. Сначала сравниваем, а потом только применяем в записи.

Больше-меньше надо изучать и на количестве, и на размерах предметов

Сложение и вычитание

Основы математики – это действия над числами: сложение и вычитание. Первоначально обучение сложению проводят с использованием предметов или их изображений. Ребёнок должен иметь возможность пересчитать используемые предметы (пуговицы, кубики и пр.) Возможно, ребёнок будет считать на пальцах – в этом нет никакой проблемы, позже он научится считать «в уме». Для развития навыков сложения подходит также числовая лента или обычная линейка. На линейке покажите, как нужно двигаться по числовому лучу вправо для сложения, влево – для вычитания.

Учите малыша постепенно: сначала учим прибавлять один, потом два (это один и ещё один) и т.д.

Образное обучение сложению

После отработки сложения вводите аналогично понятие «вычитание». Когда ваш ребёнок хорошо усвоит процессы сложения и вычитания устно, можно предлагать ему решать примеры, а позже – задачи на сложение и вычитание. Причём задачи можете по очереди придумывать и вы, и ваш малыш.

Очень большим подспорьем в процессе развития становятся всевозможные раскраски математического содержания. Обратите внимание на задания: нарисовать по цифрам, раскрасить картинку, решив примеры.

Математические обучающие раскраски

Геометрия

В геометрической линии математики для дошкольников основное содержание базируется вокруг изучения плоских геометрических фигур.

Линии и отрезки:

  • прямые и кривые;
  • пересекающиеся и непересекающиеся;
  • ломаная, замкнутая, незамкнутая;
  • отрезок, дуга.
Геометрия для маленьких – изучение фигур

Фигуры:

  • круг;
  • овал;
  • треугольник;
  • прямоугольник;
  • квадрат;
  • ромб;
  • многоугольник.

Знакомьте детей с фигурами не только с помощью изображения на бумаге, но и с помощью предметов быта: тарелка, книга, тетрадь, подставка под горячее и т.д. Кроме этого, можно рисовать с ребёнком рисунки, используя геометрические фигуры, а также превращать их в какие-либо предметы (например, из круга можно нарисовать лицо, блин, солнце, матрёшку). Это также полезно для их развития.

Геометрия Монтессори развивает логику и пространственное мышление

Совет родителям: необходимо не только познакомить детей с геометрическими фигурами, но и научить ребят их рисовать.

Также в геометрическое содержание обучения математике входит отработка умения делить фигуры на равные части.

Величины

Подбирая содержание математического образования дошкольников, в линию величин нужно включить следующие понятия:

  • длина;
  • ширина;
  • высота;
  • время;
  • масса.

При изучении всех этих категорий также необходимо следовать от простого к сложному, не забывая при этом про сопоставления. К школе ребёнка надо научить сравнивать предметы по признакам: широкий – узкий, толстый – тонкий, высокий – низкий, большой – маленький, глубокий – мелкий, далёкий – близкий, тяжёлый – лёгкий, длинный – короткий. На ориентировании во всех этих понятиях будет построено начало математического обучения в первом классе. Измерять длину, ширину, высоту предметов можно не только линейкой, но и другими подручными средствами.

Развивающие игры можно скачать в интернете

Помимо этого крайне важно научить детей ориентироваться на листе бумаги. Они должны разбираться в категориях: верх, низ, правая и левая стороны. С этой целью проводят математические диктанты на листе в клетку. Например, поставь точку, от неё начерти две клетки вправо, затем три вниз, две вправо, четыре вверх и т.д. В итоге получается задуманная картинка. Малыш на слух воспринимает инструкции и выполняет их. В другой раз уже он может диктовать вам, вы будете выполнять.

Учим время в игре

В категории «время» обязательно нужно научить дошкольника называть времена года, месяцы, части суток. А вот научить определять время по часам со стрелками можно, но не обязательно.

Совет родителям: научите дошкольников сравнивать предметы и картинки по различным основаниям, а также находить в них общее и различное.

Логика

Развивая математические способности дошкольников, используйте разнообразные логические игры. Они тренируют не только основы логического, но также и творческого мышления, учат находить нестандартные решения. А кроме всего прочего помогают стимулировать интерес к обучению. Развивают также концентрацию внимания, т. к. задача может содержать подвох. Решая с ребёнком логические задачи, не торопитесь, дайте ему понять условие и предложить своё решение. Возможно, оно вам покажется неверным, но прежде, чем это озвучить, попытайтесь понять логику ребёнка, а потом делать выводы.

Развитие логики с шахматами

Не забывайте про обычные загадки, шарады, ребусы, танграмы, а также настольные игры: шахматы, лото, домино.

Конечно, в настоящее время существует масса обучающих программ на компьютере, но к ним нужно отнестись с осторожностью. Учитывайте возраст детей и время занятий, содержание игр.

К вопросу математического развития детей нужно подходить комплексно, систематически и последовательно. Старайтесь разнообразить вашу совместную деятельность с детьми. Не забывайте про чередование разных видов занятий. И самое главное, воздержитесь от критики, чаще хвалите вашего малыша, поддерживая в нём желание открывать новые знания.

Подписывайся Detki.guru в Telegram

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий