Ребенку 6 лет- что нужно знать об этом возрасте?

imageСодержание статьи: Шесть лет — время интенсивного роста, социализации, быстрого интеллектуального развития. Это самый ответственный период перед школой. Очередной возрастной кризис становления личности еще не наступил, ребенок послушен, гибок в общении, обучаем, что очень важно. Сейчас именно от родителей зависит, с каким уровнем знаний, умений и навыков пойдет в школу их ребенок. А этот уровень подготовки помогут определить существующие нормы развития ребенка в 6 лет.

Физическое развитие ребенка в 6 лет

image В связи с активизацией эндокринной системы происходит быстрый рост ребенка. За год он вырастает примерно на 10 см. Еще в это время меняются пропорции тела, основной рост приходится на конечности, туловище увеличивается по сравнению с периодом новорожденности в 2 раза. К этому возрасту заканчивается становление сводов стоп и физиологических изгибов позвоночника. Мамы и папы обязаны учитывать, что скелет их дошкольника складывается из хрящевой ткани, и поэтому нужно до максимума снизить риск возникновения сколиоза. Здесь необходимо продумать все до мелочей: портфель, обувь, место, где ребенок будет заниматься и т. д. К 6 годам совершенствуется координация, ребенок способен бегать равномерно и быстро, его походка становится более уверенной. Он уже вполне прилично обладает навыками метания, легко удерживает равновесие и может выполнять сложные физические упражнения. Но мышечная система пока еще легко утомляема, поэтому для развития выносливости нужно нагрузки дозировать, не допускать большого перенапряжения.

Рост и вес

На данные параметры в шестилетнем возрасте влияют следующие факторы: • генетика; • степень физической активности ребенка; • питание; • окружающая среда; • заболевания. Параметры роста и веса для шестилеток: Все показатели таблицы являются нормой. При отклонениях, вызывающих беспокойство, которые не вяжутся ни с генетикой, ни с питанием, ни с другими факторами, необходимо обратиться к специалисту.

Психическое развитие детей в возрасте 6 лет

Развитие в данной сфере переходит на совершенно новый уровень. Теперь ребенок знаком с понятием воли — он поступает большей частью так как надо, а не так как хочется, ему отлично знакомы правила и нормы, уменьшилась импульсивность. Еще вчерашний малыш сегодня научился контролировать эмоции, сдерживать агрессию и отстаивать свое мнение. Его поведение очень отличатся от того, каким было совсем недавно. Теперь он может адаптироваться к любой обстановке, а главная задача родителей помочь ему в этом и позаботиться о получении знаний основ безопасности. Нужно научить ребенка: • обращаться с электроприборами, бытовой техникой; • основам пожарной безопасности; • пользоваться острыми кухонными предметами; • правильному поведению с незнакомыми людьми и в компании одногодок. Шестилетним детям необходимо как воздух общение со сверстниками, как раз в этом возрасте появляются друзья, и ребенок начинает отдаляться от мамы и папы. Это время еще считается периодом социализации. Именно сейчас формируется понятие взаимоотношений. Ребенок в этом возрасте уже вряд ли растеряется в кругу незнакомых людей, он запросто может с кем-либо познакомиться. Шестилетка уже умеет чувствовать настроение и близкого, и постороннего, способен проявлять сочувствие, оказывать (причем с удовольствием) посильную помощь.

Мышление и умственное развитие шестилетнего ребенка

В мышлении дошкольника преобладают нестандартность, живость и образность. В возрасте 6 лет ребенок способен (конечно, некоторые способности зависят от того насколько хорошо с ребенком занимались, но кое-что он может узнать и самостоятельно): • хорошо ориентироваться на местности и, вообще, в пространстве, даже в незнакомом месте; • быстро приспосабливаться к условиям окружающей среды. А также он уже обладает начальными географическими знаниями (знает, в какой стране живет, может назвать столицу своей родины, наименование других государств, народов и т. д.), понимает и определяет время. Кроме этого ребенок 6 лет может: 1. Легко сравнивать предметы по их признакам. 2. Быстро находить отличия, например, на рисунках, даже малозаметные. 3. Писать печатными буквами. 4. Обобщать одним названием ряд предметов и, наоборот, общее слово распространить. 5. Подбирать однородные слова. 6. Находить «лишний» предмет из предложенных, причинно-следственные связи между явлениями. 7. Делать выводы из того, что он услышал или увидел. У шестилетнего ребенка хорошо развита логика, и его суждения могут удивлять. Он уже способен выразить четко, ясно и понятно свои мысли, любит и решает самостоятельно различные загадки, задачи и ребусы, даже придумывает собственные. Образность мышления шестилетнего дошкольника проявляется в его умении мыслить творчески, богатое воображение помогает в создании интереснейших рисунков, фигур, узоров. Он уже редко работает по схеме, в основном все его произведения — плод воображения. Фантазия распространяется даже на знакомые всем сказки и рассказы, ребенок может их дополнить собственными событиями и фактами, придумать свой конец истории. Это свидетельствует о нормальном развитии творческого мышления.

Математические знания

В шесть лет ребенок должен знать и уметь: • счет до 10 (или больше) и обратно, выполнять простые арифметически действия в пределах 10 (не всегда); • посчитать и сравнить количество предметов; • писать цифры; • изображать геометрические фигуры. Как быстро ребенок овладеет подобными знаниями, зависит от количества и качества занятий с родителями и в детском саду и наличия у него тяги к знаниям.

Окружающий мир и знания о нем у шестилетнего ребенка

Сведения об окружающем мире у шестилетки достаточно широки, и эти знания не перестают пополняться из различных источников. Ребенок в этом возрасте: • знает и называет окружающие его предметы, выделяет важные части предмета или явления; • по описанию способен определить о каком предмете или явлении идет речь; • знает домашних и диких животных и птиц, рыб, насекомых, как называются их детеныши, какие птицы зимуют, какие улетают; • различает цветы, кустарники, деревья, фрукты, ягоды, овощи; • знает времена суток и года, дни недели, месяцы, называет их в правильной последовательности.

Память и внимание

В возрасте шести лет достаточно развиты все процессы психического характера, теперь они только совершенствуются. На одном занятии при условии его увлекательности шестилетний ребенок способен концентрироваться 20 минут. Для того чтобы продолжить, ему требуется лишь пятиминутный перерыв. Среди видов памяти преобладает произвольная. Дошкольник может запомнить стихотворения большого объема, легко пересказывает услышанные недавно истории, сказки, рассказы.

Развитие речи у ребенка в 6 лет

В этом возрасте уже достаточно большой и разнообразный словарный запас. Речь ясна и понятна. Некоторые дети способны читать, но считать это нормой не стоит. Нормы речевых навыков таковы: 1. Речь ребенок строит при помощи сложных предложений. 2. Использует в разговоре синонимы, легко образовывает уменьшительно-ласкательные формы. 3. Настраивает необходимую интонацию, нужную силу голоса, регулирует выразительность своей речи. 4. Знает алфавит, показывает картинки или называет слова, начинающиеся с нужной буквы. 5. Способен разделить слова на слоги. Лучше, если данному навыку научит педагог. 6. Правильно произносит абсолютно все звуки. При наличии в этой сфере проблем нужны занятия с логопедом. В этом возрасте легко все исправить, дальше будет сложнее. В этот период преобладает диалоговая разговорная форма. Но ребенок способен и на монолог. Монологическую речь необходимо поощрять и развивать. При потере дошкольником мысли в процессе монолога ему нужно помочь, задавая наводящие вопросы.

Подготовка к школе шестилетнего ребенка

В шесть все знания, умения и навыки по-прежнему легче всего воспринимаются через игровую форму. Занятия должны быть увлекательными и не превышать по времени 20 минут, чередоваться 5-минутным отдыхом. Перед тем, как пойти в школу, необходимо развить у дошкольника следующие навыки: • правильная речь; • математические знания; • творческое мышление; • логика. Помогут в подготовке к школе развивающие игры для детей 6 лет, коих существует очень много по каждому критерию. С помощью таких игровых занятий можно легко и быстро научить ребенка считать, выучить буквы, научить логически мыслить, повысить и развить концентрацию внимания, улучшить память и т. д. Для правильного развития речи родители должны сами грамотно строить разговор. Для этого еще необходимо приучить ребенка к чтению, смотреть вместе с ним обучающие фильмы, читать книги. В плане математики отлично развивают простые элементарные задачи, особенно если их решать с наглядным материалом. Можно даже просто играть с сыном или дочерью в магазин, где при «покупке» нужно будет пересчитывать деньги. Кстати, пассивное запоминание тоже очень эффективно. Для этого надо повесить на стену таблицу умножения и вполне возможно, что ребенок ее будет знать задолго до того, как она пригодится. Развитие творческого мышления тоже важнейший аспект в возрасте 6 лет. Нужно поощрять любые порывы такого характера. Пусть ребенок рисует, лепит, вырезает, клеит, строит, собирает пазлы или конструктор, что угодно, главное его в этой деятельности не ограничивать. Кстати, существуют игры, развивающие в данном направлении. Например, делать гербарий из осенних листьев, рисовать при помощи любой крупы, рассматривать облака и выдумывать мифических персонажей, делать самодельные подарки для близких и т. п. Здесь нужно задействовать также и воображение, которое в этом возрасте очень богато.

Как подготовить ребенка к школе психологически: рекомендации

У ребенка с младшего возраста нужно развивать тягу к знаниям. Но и в 6 лет, перед самой школой еще не поздно позитивно повлиять на желание ребенка учиться. Просто необходимо создать нужную психологическую обстановку. Для этого родителям следует прислушаться к советам психологов и педагогов: 1. Нужно часто разговаривать с ребенком обо всем на свете, читать книги, общаться на любые темы. После прочтения какого-либо рассказа или сказки надо задавать вопросы, обсуждать сюжет, проводить анализ происходящего в тексте, обязательно спрашивать мнение ребенка обо всем. 2. Хотя бы пару раз в неделю играть в школу, и при этом меняться ролями. Только нужно учитывать, что продолжительность одного занятия (причем интересного) не должна превышать 15 минут. Обязательно включать между «уроками» физкультминутки. 3. Родителям необходимо своим собственным примером показывать, как преодолевать возникающие на пути к достижению цели трудности и преграды. Ребенок должен знать, что не нужно опускать руки, если что-то у него не получается. Всему можно научиться! Главное, внимательность и терпение. 4. Отказ от чрезмерной опеки тоже является важным условием для психологической готовности ребенка к школе. Его обязательно нужно приучать к самостоятельности. Стоит подумать о том, что, скорее всего над ним будут потешаться, если он не сможет сам завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Следует своевременно развивать навыки самообслуживания, чтобы в будущем у малыша не возникло проблем в школьной жизни. Нужно рассказать ребенку о дисциплине, создать положительную мотивацию к обучению, объясняя ему, как много нового и интересного он сможет узнать на школьных уроках, научить его самоуважению, отстаивать свои интересы без кулаков, нормально общаться со сверстниками и многому другому. Все это в родительских силах, нужно только найти для этого время. Может быть мотивацией для мам и пап станет то, что подготовленный ребенок изначально успешен в обучении, что впоследствии сформирует у него нормальную самооценку?

Физиологические и психические изменения в возрасте 6 лет

У шестилетних детей процесс активного роста характеризуется ежемесячным прибавлением в росте 0,5 сантиметра и 200 граммов веса, в среднем масса тела дошкольника приближается к 25 килограммам, а рост их составляет около 120 сантиметров.

Основные изменения, происходящие к этому возрасту:

  1. Интенсивно идёт улучшение двигательной функции, у шестилеток, на фоне меняющихся пропорций тела, устанавливает оптимальный центр тяжести, позволяющий уверенно поддерживать равновесие. Совершенствование работы нервной системы обеспечивает согласованность движений, заметно сильнее становится мускулатура малыша.
  2. Позвоночник у ребёнка ещё очень подвижный, а свод стопы после исчезновения жировой подушки ещё не сформирован, поэтому неосторожные прыжки могут привести к проблемам с опорно-двигательным аппаратом.
  3. Процессы окостенения всё ещё продолжаются, и этот тоже повод беречь детский позвоночник, поскольку он находится в неустойчивом состоянии.
  4. Активно совершенствуется тонкая моторика, и ей нужно уделять особое внимание, так как она напрямую связана с повышением умственных способностей.
  5. В шесть лет в организме маленького человека происходит формирование новых психических комплексов, задатки которых получили проявление в пять лет – эти образования дают возможность дальнейшему развитию интеллекта и других способностей. Полушария мозга у детей почти идентичны мозговым областям взрослого.
  6. Психическое развитие ребенка в 6 лет проходит наиболее важную для человеческого организма стадию – появление внутреннего плана действий, благодаря которому дошкольник способен переваривать информацию, делать выводы и решать задачи в уме.
  7. Произвольность мышления, внимания и памяти приводит к более осознанному поведению детей, вырабатывает у них самоконтроль, правильную оценку своих и чужих достижений.
  8. Детская речь усложняется, она становится более связной, в ней прослеживается богатый словарный запас, лексические обороты, звучит она выразительно и грамматически правильно.

С точки зрения медицины, возраст считается критическим, так как физическая и психоэмоциональная выносливость малышей становится недостаточной, и переутомление способно сказаться на их здоровье.

Читайте также:

Как самостоятельно подготовить ребенка к школе

Как быстро научить ребенка читать

Что подарить 6-летнему ребенку

Чем занять 6-летнего ребенка дома

Режим дня ребенка в 6 лет

Личность ребёнка также претерпевает значительные изменения – у ребёнка складывается определённое представление о собственном «Я» и он уже может анализировать свои чувства, переживания, успехи и неудачи. Формируется нравственный облик будущего человека – шестилетние дети способны проявлять заботу, сочувствие, сопереживать близким и посторонним людям. Личностное общение является в этот период главной потребностью ребёнка, а сюжетно-ролевые игры помогают ему обыгрывать жизненные ситуации, в которых по-разному оцениваются действия партнёров.

Имея такую базу, и руководствуясь тем, что должен уметь делать шестилетний малыш, родители могут корректировать некоторые пробелы и наилучшим образом подготовить ребёнка к занятиям в школе.

Что должен уметь ребенок в 6 лет перед школой (девочки и мальчики)

Шестилетние малыши должны быть хорошо сформированы физически, чтобы развивался их интеллект и психические способности.

На данном этапе дети многого достигли в совершенствовании двигательных навыков:

  • они умело перемещаются по перекладине и бревну, сохраняя баланс;
  • быстро лазают по перпендикулярно стоящей лесенке;
  • умеют подтягиваться;
  • совершают прыжки в длину с разбега;
  • способны длительное время стоять на одной ножке;
  • без промаха кидают и ловят мяч, с использованием ножек и ручек;
  • приобрели навык быстро обходить и оббегать препятствия.

Мышление шестилеток вышло на новый уровень, и теперь они владеют следующими умениями:

  • могут обобщать информацию и делать выводы, понимая причины и следствия;
  • классифицировать предметы, слова и явления по соответствующим признакам;
  • определять время на стрелочных часах;
  • находить отличия в свойствах объекта;
  • имеют представление о географии, знают отдельные страны, их названия;
  • пишут печатные буквы;
  • решают головоломки, ребусы, умеют сами придумать интересные загадки;
  • учатся считать и производить простые математические действия;
  • рисуют геометрические фигуры.

Разговорный навык дети совершенствуют постоянно, и результатом ежедневного общения стало овладение чётким и понятным произношением, присутствие монологов, более интересные диалоги.

Развитие тонкой моторики позволяет деткам:

  • делать аккуратные аппликации, используя ножницы;
  • использовать иголку с ниткой;
  • лепить человечков и фигурки зверушек;
  • развязывать и завязывать узелки;
  • продолжительное время использовать кисточку и ручку;
  • рисовать природу, цветы, животных и людей.

Осмысленность ребёнка начинает проступать во всех его действиях. Теперь он может сдерживать свои негативные эмоции, высказывать своё мнение и отстаивать его. Дома малыши уже пользуются различными бытовыми приспособлениями и знают их предназначение. Они в курсе правил поведения и основ техники безопасности.

Основываясь на том, что должен уметь ребенок в 6 лет, надо принимать во внимание, что при обучающих уроках дети около 20 минут могут сохранять интерес к предмету, сосредотачивая внимание на одном предмете. Если малышу дать отдохнуть несколько минут, он сможет прозаниматься ещё столько же времени.

Отличия в навыках девочек и мальчиков, определённо есть, многие действия тех и других имеют свои особенности. Разбираясь, что нужно уметь в 6 лет девочке, стоит обратить внимание, хотя бы, на то, какие сооружение она строит из деталей конструктора. Малышкам нравятся длинные и более низкие домики и дворцы, в то время как мальчики любят создавать высокие здания, замки с башнями, небоскрёбы.

Из-за периферийного зрения, а также, поскольку их привлекает раскрытие межличностных способностей, девочки предпочитают ролевые игры с куклами, лежащими, непосредственно перед ними. В шесть лет девочки опережают мальчишек в разговорной речи, запоминании чисел, у них наблюдается огромный объём и устойчивость памяти.

Несколько иным образом развивается мальчик, уметь в 6 лет он может разные вещи, в том числе в два раза быстрее и без ошибок собирать пазлы и мозаики. Главным его стремлением является познание сути предмета, нахождение связи между причиной и следствием, а также соревновательный дух, без которого не может обойтись ни одна игра.

Поскольку мальчики любят игры, развивающие пространственное мышление, в будущем им проще даются такие предметы, как физика, химия, геометрия и черчение.

Частый вопрос родителей – что должен уметь ребенок перед школой, становится в шесть лет, особенно, актуальным. По сути, дошкольник в этом возрасте обладает достаточно большим багажом знаний, остаётся только выяснить, готов ли он к этому.

Готовим 6 — летнего дошкольника к школе

Тщательно продуманная организационная работа с ребёнком в дошкольный период обеспечивает его базовым запасом знаний, необходимых для успешной учёбы. От такой подготовки зависит и его адаптация к новым условиям жизни.

Важно не только то, что малыш должен уметь в шесть лет физически, но и его психологическая готовность к новому этапу. Этот аспект неоднороден и может включать разные психологические состояния ребёнка:

  1. Умственная зрелость – это одно из обязательных условий. Она представляет собой осмысленное, аналитическое восприятие реальности, находящее взаимосвязь между разными объектами и явлениями, а также присутствие логической памяти и способности воспроизводить действия по установленному образцу. Такая готовность также предусматривает наличие развитой моторики рук и сложной, сенсомоторной координации.
  2. Другим важным моментом является мотивация малыша к учёбе, когда он чувствует потребность в получении новых знаний, которую уже не могут удовлетворить домашние занятия. К тому же, многие дети в этом возрасте уже имеют желание занять новую социальную позицию во взрослом обществе.
  3. Не менее ценным является личное отношение к будущему обучению, учителям, детскому коллективу. Если малыш боится перемен и не хочет идти в школу, это повод задуматься перенести поступление в первый класс на следующий год.
  4. И, наконец, такой аспект, как воля и сила характера малыша, в который входит и физическое здоровье, ведь школьные занятия потребуют упорного труда, напряжённости, соблюдения нового, школьного режима.

Совокупность всех этих признаков, собственно, и означает, что ребёнок готов к школе и серьёзным переменам в своей жизни.

Развивающие занятия с шестилетними детьми

Для подготовительных занятий необязательно обращаться с детьми, как с первоклашками и проводить настоящие уроки – игровая форма обучения всегда предпочтительна. Однако некоторым детям, особенно, стремящимся к взрослой жизни, может понравиться и такой подход.

Исходя из того, что в основном им понадобится знание таких предметов, как арифметика, чистописание и русский язык, начинать надо с этих дисциплин:

  1. Для освоения чистописания, чтения прекрасно подойдут, как обычные детские книги, так и специальные издания-тренажёры, снабжённые наклонной сеткой – обычно, с этого и начинаются первые прописи.
  2. Обучить основам математики помогут арифметические головоломки, карточки и раскраски, счётные палочки, любые яркие предметы и игрушки.
  3. Цифры и буквы также можно изучать с помощью интерактивных книг, магнитных досок, развивающих компьютерных программ, адаптированных для дошкольников.
  4. Для того чтобы совершенствовать произвольное и логическое мышление малышам очень полезно игратьв разные настольные игры, которые, как правило, на это и рассчитаны.

Не менее важно в подготовке к школе и развитие других способностей – привить малышу любовь к музыке, изобразительному искусству, истории и технике можно, посещая с ним музеи, выставки, детские театры, просматривая познавательные фильмы и читая энциклопедии.

Необходимо проводить обучающие уроки в строго отведённое время и, соблюдая некоторые важные правила, обеспечивающие ребёнку комфортное состояние:

  • делать это нужно в утреннее время, когда ребёнок полон сил, энергии и находится в хорошем настроении – идеальное время, спустя 20-30 минут после завтрака;
  • как правило, сначала занимаются чистописанием, арифметикой, выполняют логические задания;
  • после этого можно приступать к урокам для расширения кругозора;
  • далее, желательно, заняться чтением;
  • в завершение можно провести уроки музыки, рисования, лепки и другие творческие процессы.

Любой урок не должен длиться более 20 минут, и после него должен следовать отдых в виде подвижных игр, танцев, физической зарядки. Такое чередование поможет ребёнку быстро снять утомление, поднять его тонус и настроение. Да, пожалуй, это чрезвычайно насыщенный распорядок для шестилетки, вот почему особое внимание родителей в этот период должно уделяться правильному распорядку дня, в котором сбалансированное меню и полноценный сон играют основную роль. Не стоит забывать и о прогулках – движение и свежий воздух малышу необходимы.

Как подготовить ребенка к школе: видео

Всё, что должен уметь ребенок в 6 лет, важно для того, чтобы в скором времени он смог стать настоящим школьником со всеми его преимуществами и обязанностями, и первостепенную роль в подготовке к этому ответственному событию играют родители малыша. Именно они могут помочь ему стать счастливым первоклассником и перейти в статус настоящего члена общества.

Если Вам оказалась полезна статья «Что должен уметь ребенок в 6 лет (девочки и мальчики). Развитие ребенка в 6 лет» — делитесь с друзьями в социальных сетях, добавляйте страничку в закладки

Прежде чем мы поговорим о том, как протекает развитие ребенка в 6 лет, что он должен уметь к этому возрасту и какими основными чертами обладать, отметим, что все показатели и навыки, описанные выше, являются лишь относительной нормой.

Нужно понимать, что каждый ребенок развивается по imageиндивидуальному графику, кроме того, отличия в развитии могут быть связаны с долей участия взрослых в процессе. Так, например, если одни дети с двух лет посещают школы раннего развития и индивидуальные детские спортивные секции, то другие нигде не бывают кроме садика или дома. Естественно, что развитие у таких детей в 6 лет может несколько отличаться.

Итак, в 6 лет ребенок считается старшим дошкольником и вовсю готовится к школе, которая по мнению как ребенка, так и родителей откроет для него двери в новый увлекательный мир. Современные дети, поступая в первый класс, уже должны уметь считать как минимум до десяти, знать основные буквы, уметь их складывать в слоги и слова. Не имея таких навыков, детям будет сложнее адаптироваться в школе, не отставая от основной массы учащихся.

Особенности интеллектуального развития шестилеток

В словарном запасе шестилетки уже достаточно много слов — более трех тысяч. Ребенок активно применяет сложные обороты, порой не осознавая их значения в полной мере, чаще всего не к месту, в отчаянной попытке быть похожим на родителей.

На лексическое развитиеimage в 6 лет прямое влияние оказывает общение взрослых с малышом, в ходе которого первые стараются изъясняться связно, грамотно и понятно. Чем больше родители уделяют внимания общению с дошкольником, терпеливо объясняя ему значения тех или иных слов, тем грамотнее он будет говорить к шести годам.

Шестилетки уже достаточно много знают о себе и членах семьи и при необходимости выдают эту информацию уверенно и с удовольствием. Дети знают свои имя, фамилию, адрес, дату рождения, а также даты рождения родителей, бабушек и дедушек, могут продиктовать номера домашних и мобильных телефонов. Если расспросить малыша о его семье, он с удовольствием перечислит ее членов, расскажет о местах их работы, укажет на свою роль в семье и обязательно уделит внимание такому важному моменту, как родственные связи.

Интеллектуальное развитие позволяет детям 6 лет делать простые выводы, прежде всего за счет накопленного багажа знаний. Можно проверить, насколько хорошо ребенок умеет проводить логические связи: поиграйте с ним в игру, предлагая заканчивать фразы типа: «Чем рисуют?» или «На чем сидят?», «Из чего поливают цветы?» и так далее.

Таким образом, в 6 лет ребенок уже не просто способен назвать предмет, если ему на него указать, но и рассказать о том, что он собой представляет, для чего служит и какие особенности имеет. Предложите ребенку рассказать о любом простом, на ваш взгляд, предмете, например о столе или стуле.

Малыш в этом возрасте уже сможет его описать, расскажет о том, для чего он нужен в доме, где еще его можно встретить и почему он именно такой, какой есть. Опять же, чтобы дети могли как можно больше imageи подробнее рассказывать об окружающих их предметах, родители должны уделять время общению на эти темы, пополняя запас их знаний во время прогулок и игр.

В 6 лет ребенок уже достаточно уверенно называет основные растения, животных, знает, чем дикие животные отличаются от домашних, а комнатные растения от уличных. Если предложить дошкольнику список животных для анализа, он обязательно определит диких и домашних, объяснит, почему он так считает.

Особенности образного мышления шестилеток

В 6 лет развитие ребенка позволяет ему мыслить в творческом ключе, не следуя образцу. В голове дошкольника то и дело появляются новые интересные образы. Он фантазирует imageи пробует воплощать фантазии в поделках, рисунках, мозаичных узорах, конструкторах.

В 6 лет дети с большим удовольствием играют с песком, используя его как материал для строительства объектов – плодов собственной фантазии. Дети строят не просто замки, а целые города и крепости с прудами, заборами, башнями, украшая их ракушками, камнями, веточками растений.

Сказки и рассказы, прочитанные родителями, малыши в этом возрасте пересказывают на свой лад, часто изменяя сюжет. Это не значит, что ребенок плохо запоминает то, что слышит. Главная причина подобной импровизации — желание фантазировать.

Понятие об окружающем мире

В 6 лет у ребенка достаточно обширные представления об окружающем его мире. С каждым днем они пополняются новыми фактами и знаниями, которые дошкольник черпает из ежедневных прогулок, мультфильмов, передач и, конечно же, книг и рассказов взрослых. В этом возрасте малыш уже умеет:

  • называть окружающие его предметы;
  • описывать и говорить о функциональности imageокружающих предметов;
  • выделять основные составляющие в окружающих его предметах;
  • определять по детенышам, какому животному они принадлежат;
  • определять птиц и животных по внешним признакам;
  • отличать диких животных от домашних, аргументируя выводы;
  • отличать деревья от кустов, знать их названия;
  • называть основные времена года, месяцы, дни недели, времена суток.

Естественно, что для того, чтобы ребенок все это знал и умел, родителям нужно с ним заниматься, общаться, читать, показывать. В 6 лет дети с удовольствием гуляют по зоопаркам, будут рады познакомиться с растениями в зоологическом саду. Родителям не стоит слишком уповать на воспитателей в детском саду – лучше брать развитие ребенка в свои руки, вместе получая удовольствие от процесса и результатов.

Как развиваются память и внимание

В 6 лет развитие психических процессов можно считать практически завершенным. В последующие годы они будут совершенствоваться, но не более. Именно поэтому шестилетки уже многое умеют, особенно если сравнивать их с младшими дошкольниками. Дети в этом возрасте удерживают внимание на протяжении 20 минут, но лишь в том случае, если занятие вызывает у них интерес imageили любопытство. Они нуждаются каждые 20 минут в пятиминутном перерыве, необходимом им для окончания дела.

Непроизвольная память в этом возрасте сдает позиции произвольной. Дети в 6 лет уже способны заучивать стихотворение специально, так же как и незнакомые им слова, намеренно повторяя их по несколько раз. Если заинтересовать ребенка, то он с большим удовольствием выучит и расскажет объемное стихотворение, сказку или рассказ. В среднем дошкольник в этом возрасте из произнесенных взрослым 10 слов способен запомнить до 7 слов.

Как развивается логика у шестилеток?

В 6 лет дети уже четко понимают, что такое время и как оно исчисляется. Что же должен уметь ребенок, чтобы в школе чувствовать себя комфортно? Крайне необходимо, чтобы дошкольник правильно пользовался личными наблюдениями и опирался на личный опыт. Для малыша не должно быть проблемой построитьimage причинно-следственную связь в любой ситуации, найти ответ на такие простые вопросы, как, например, почему наступает утро, почему качаются деревья и пр.

В 6 лет ребенок должен понимать, что утро, день, вечер — это разные поры суток, в течение которых он долженделать определенные вещи. Так, утро должно ассоциироваться у ребенка с гигиеническими процедурами и завтраком, обед – с дневным сном, а вечер – с прогулкой и ужином. Также малыш в этом возрасте должен знать дни недели, разделяя будние дни и выходные.

О математических навыках шестилетних детей

Как уже было отмечено выше, ребенок, отправляясь в первый класс, должен иметь определенные знания в разных сферах, включая и математику. Современные педагоги утверждают, что достаточно часто дети при поступлении в первый класс даже раньше установленного срока обладают потрясающими арифметическими знаниями. Как правило, далеко вперед уходят те дети, которые с ранних лет посещают imageспециальные подготовительные школы, активно занимаются с родителями, бабушками и дедушками или приходящими гувернантками.

На самом деле не так важно, чтобы малыш в 6 лет умел делать то, чему по плану должен был научиться лишь в 7-8 лет. Для успешной учебы и адаптации в школе ребенку будет достаточно уметь:

  • считать до 10-15, желательно с любого числа;
  • уметь перечислять в прямом и обратном порядке цифры до 10;
  • различать геометрические фигуры;
  • знать основные цвета и оттенки.

Гармонично развивающийся шестилетка должен видеть отличия между большими и маленькими предметами, уметь группировать их по общему признаку.

Особенности развития речи

Как уже отмечалось выше, в 6 лет словарный запас ребенка достаточно разнообразный и богатый. Ребенок понятно и быстро изъясняется, в некоторых случаях умеет читать по слогам. Детям, которые научились читать до школы, действительно будет проще в первом классе, но нужно понимать, что шестилетка совсем не обязательно должен уметь читать или складывать буквы в отдельные слоги. Для этого возраста вполне достаточно будет знать основные звуки и буквы, уметь называть слова на заданную букву.

Ниже стандартные речевые навыки, которыми обладает ребенок в 6 лет:

  • использует все части речи, строит сложные предложения с оборотами и однородными членами;
  • сознательно использует синонимы и антонимы;
  • применяет уменьшительно-ласкательные слова;
  • знает и использует местоимения;
  • меняет громкость голоса и интонации для эмоциональной окраски речи;
  • находит буквы в слове и показывает на картинках слова на эту букву;
  • делит слова на отдельные слоги;
  • произносит отдельные звуки без искажений.

В этом возрасте ведущей является диалоговая форма разговора, но все чаще малыш делает попытки произнести монолог, которые обычно увенчиваются успехом. Важно понимать, что ребенок в 6 лет не должен уметь произносить длинный монолог с сохранением первоначальной мысли. Если дошкольник потерял нить, можно путем наводящих вопросов помочь ему вернуться к ней и продолжить, обязательно поощряя его старания.

Как развиваются шестилетки физически?

Помимо психического развития, перед поступлением в школу важно обратить внимание на физическое развитие ребенка. В этом возрасте дошкольник уже должен свободно уметь:

  • ходить по бревну, сохраняя равновесие;
  • быстро подниматься и спускаться по лестнице;
  • подтягиваться 1-2 раза на перекладине;
  • прыгать через препятствия, как в длину, так и в высоту;
  • прыгать на скакалке на двух и на одной ноге;
  • уверенно владеть мячом, как ногами, так и руками.

В 6 лет на новый уровень выходит и мелкая моторика ребенка. Шестилетка лучше контролирует действия, а именно умеет:

  • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  • вырезать ножницами из бумаги;
  • лепить из теста и пластилина;
  • собирать мелкие предметы, используя пинцетный захват;
  • вдевать в ушко иглы нитку;
  • рисовать линии, прямые и волнистые;
  • дорисовывать рисунок по клеткам и пунктирам.

Особенности социальной адаптации

Развитие социальных навыков в 6 лет в большинстве случаев происходит в ходе игровой деятельности, которая в дошкольном возрасте является основной. Шестилетний малыш уже должен уметь себя обслуживать, начиная от гигиенических процедур и заканчивая мытьем посуды или разогреванием пищи.

Нормально развивающийся ребенок должен уверенно чувствовать себя в кругу незнакомых людей, без стеснения отвечать на их вопросы. В этом же возрасте у малышей могут появиться первые настоящие друзья.

Родителям важно научить малыша 6 лет уступать и искать компромиссы при необходимости, контролировать эмоции. Ребенок должен уметь адекватно воспринимать критику, признавать ошибки, проявлять сочувствие к окружающим, а также в отношении растений и животных.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий