Развивающие занятия с ребенком 1 года

5 лет — середина дошкольного возраста, расцвет эмоциональной и познавательной сфер ребенка. Занятия для детей 5 лет направлены на развитие психических процессов.

image Игры очень хорошо развивают способности ребенка.

Физическое развитие пятилеток

Организм пятилетнего ребенка претерпевает изменения. Тело теряет массу, худеет, исчезают жировые отложения, характерные для раннего детства. Черты лица становятся острее, исчезает детская припухлость.

Увеличивается рост, при этом не меняется вес.

Питательные вещества используются для роста и укрепления мышц, благодаря чему ребенок становится физически выносливее и ловчее. Увеличиваются крупные мышцы (ягодицы, грудная клетка).

Средние физиологические данные:

  • рост — 99-116 см;
  • вес — 17-20 кг.

В этом возрасте важно привить ребенку привычку заниматься физической активностью, которая укрепит здоровье и поможет организму развиваться физиологически правильно.

Мелкая моторика

Моторика — действия, которые координируются совместной работой нервной, костной, мышечной систем. Мелкая — четкие действия кистей и пальцев. Развитие моторики взаимосвязано с развитием речи, моторный и речевой отделы в полушариях находятся близко. К 5 годам моторные функции усложняются, задействованы пальцы рук, в отличие от 2-3 лет, когда ребенок для захвата использовал ладонь.

У средних дошкольников мелкая моторика развивается в процессе созидательной деятельности: конструирования, лепки, рисования.

Навыки обоих видов моторики отрабатываются в ведущем типе деятельности — игре.

image Пальчиковая гимнастика.

Моторные умения детей 5-6 лет:

  • раскрашивать рисунки, соблюдать границы;
  • завязывать веревку в узлы;
  • правильно двумя пальцами держать карандаш;
  • застегивать пуговицы и молнию;
  • доставать предметы из тары с небольшими отверстиями;
  • срисовывать геометрические фигуры.

Нервно-психическое развитие пятилетнего человечка

Дошкольник в своем развитии проходит путь от осознания себя отдельным человеком до осознания эмоций, переживаний и чувств. У него формируются представления о себе через деятельность. Происходит становление самооценки.

К пятилетнему возрасту дети накапливают опыт взаимодействия со взрослыми: от родителей до воспитателей детского сада. Он находит отражение в поведении ребенка. Фразы, действия, способы решения конфликтов — результат предыдущего взаимодействия взрослых с ребенком, которое не всегда было положительным. Образ взрослого — ориентация поступков дошкольника в мире людей.

Ведущий тип деятельности в развитии ребенка от 5 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра. В ней он берет роль другого человека и через проигрывание воображаемых ситуаций моделирует его действия. Постигаются нормы социальных отношений, мир ценностных ориентаций.

Через наблюдение за игрой ребенка можно узнать о его переживаниях, помочь ему улучшить социальные навыки. После 5 лет дошкольники строят сюжет на основании любимых книг, мультфильмов. Игра отходит от внешней стороны деятельности, наполняется внутренним смыслом. Ребенок использует предметы-заменители, например палку, представляя, что скачет на лошади.

Пятилетний возраст — период становления личности и развития механизмов социального поведения.

Мышление

Зарождается логическое мышление. Ребенок мыслит в уме, создает внутренний план. В 3-4 года он участвует в ситуации при помощи практических действий, а в 5-6 лет — используя мыслительные операции.

Мыслительный процесс ребенка 5 лет развивается посредством работы органов чувств. С помощью них дети знакомятся с понятиями формы, цвета, вкуса, запаха, величины, ориентируются в пространстве. На основе мышления действенного, практического формируется образное.

Для его развития необходима самостоятельность ребенка, активность в познавательной деятельности. Постановка вопросов, построение гипотез способствуют развитию гибкости и динамичности мыслительных процессов. Дошкольный возраст — время высокой мотивации к обучению и исследованию.

Память и внимание

Память носит непроизвольный характер. К 6 годам формируется произвольность запоминания с помощью воли. Взрослый учит ребенка приемам запоминания. Дети учатся повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. В пять лет проводят работу со всеми органами чувств для развития произвольности.

Виды памяти:

  1. Зрительная. Запоминание увиденного. Объем в пятилетнем возрасте — 5-6 объектов.
  2. Слуховая. Запоминание услышанного. Объем — 6-7 слов.
  3. Двигательная. Запоминание поз и положения в пространстве. Объем — 4-5 поз.
  4. Вкусовая. Запоминание вкусов и соотношение их с предметами. Объем: до 10 разных вкусов.

Дети запоминают информацию, которая вызвала у них яркие впечатления, была эмоционально окрашенной. Они запоминают отдельные детали объектов. Благодаря эмоциональной памяти, дети формируют представления об окружающем мире и безопасности в нем. Если ребенок обожжется о горячий утюг, в следующий раз он вспомнит, какие эмоции у него это вызвало. Дошкольники легко запоминают понравившиеся стихи, потешки.

Дети обладают фотографической памятью — способностью быстро, ярко и четко запечатлевать объекты и подробно воспроизводить их в дальнейшем.

Пример игры для развития памяти.

Что должен уметь ребенок 5 лет:

  • находить 6 отличий между двумя рисунками;
  • удерживать в поле зрения 10 предметов;
  • повторять узор;
  • запоминать 8 картинок;
  • рассказывать по памяти маленькие рассказы и сказки.

Внимание дошкольника развивается от непроизвольного к произвольному. Он способен усилием воли задерживать внимание на предмете, выполнять неинтересную монотонную деятельность. В то же время пятилетний ребенок отвлекается на яркие стимулы и образы, ему требуется смена деятельности.

Развитие речи

Язык ребенка в возрасте 5 лет обогащается сложными понятиями в процессе игры и общения со взрослыми, образуются связные высказывания.

Направления речевого развития в среднем дошкольном возрасте:

  • расширение запаса;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие речи как средства коммуникации;
  • развитие речи как средства планирования и регулирования поведения;
  • развитие фонематического слуха.

Возникает способность связной речи, возможность описать событие. Ребенок способен договариваться с партнером по общению, организовывать взаимодействие, защищать себя, отказываться от контакта.

К 5 годам ребенок:

  • имеет в запасе 3000 слов, составляет предложения из 6-7;
  • пересказывает текст;
  • пользуется антонимами;
  • использует прошедшее и будущее время;
  • должен знать данные свои и родителей, адрес;
  • называет предметы и числа.

С 5 лет в план педагогической работы включают логопедические занятия.

Нормы развития речи.

Восприятие окружающего мира

Пятилетние дети интересуются окружающим миром, происхождением предметов и явлений. К этому возрасту возникают вопросы «Откуда берутся дети», «Куда уходят люди». Для дошкольников важно понимать механизмы становления окружающего мира. Они самостоятельно воссоздают картину мира, если не получают ответы на вопросы. В сознании ребенка возникают нелогичные объяснения и магические идеи, могут развиться страхи.

В 4-5 лет у детей появляется страх смерти. Он формируется из-за недостатка знаний о явлении. Ребенок пытается найти ответ у родителей, но взрослые избегают этих вопросов.

Малыш чувствует, что тема вызывает повышенную тревожность и начинает бояться. Свой страх он бессознательно прорабатывает в рисунках и рассказах на тему смерти.

Если же родители будут уделять излишнее эмоциональное внимание к таким рисункам, то у ребенка сформируется страх смерти. Чтобы этого избежать, нужно показывать дошкольнику детские энциклопедии, рассказывать о строении человеческого организма. Полезно рассказывать о влиянии здорового образа жизни на ее продолжительность.

Бытовые навыки ребенка в 5 лет

Дети — отличные помощники в быту. Они убирают игрушки, могут заниматься уборкой, протирать пыль, пылесосить и мыть пол. В 5 лет ребенок способен приготовить еду (сделать бутерброд, нарезать салат). Чтобы развивать дошкольника в домашних условиях, не требуются специальные занятия. Через повседневные бытовые дела у детей развиваются органы чувств, познавательные процессы, повышается самооценка.

Пятилетний ребенок способен следить за гигиеной, чистить зубы, мыть тело, следить за чистотой одежды.

Социальное развитие пятилетних детей

Развитая речь способствует качественному и углубленному общению детей со взрослыми. Ребенку интересна позиция взрослого, его мотивы и ценности. Общение в детском коллективе происходит в процессе игры, в которой сталкиваются разные точки зрения, дети учатся подчиняться социальным правилам.

Пятилетний возраст — период жалоб. Дети жалуются взрослому на поведение сверстников, но не из-за желания наказания, а чтобы сформировать для себя систему приемлемого поведения. Жалуясь на другого, ребенок пытается понять, какие действия допустимы, выделить правила поведения.

Эмоциональное развитие

У детей в 5 лет развивается эмоциональная сфера, они переживают гамму чувств, которые не испытывали ранее.

Неумение объяснить сильные эмоции приводят к внутреннему конфликту, который выражается в агрессии, капризах, неустойчивом настроении. От взрослого требуется терпение и принятие возрастных особенностей пятилетнего ребенка.

Для этого используется метод «контейнирования». Взрослый принимает сильную эмоцию дошкольника, объясняет ему ее название и причину возникновения, предлагает способ ее проживания. Дошкольникам полезно посещать занятия сказкотерапевта. Через работу со сказками дети знакомятся с эмоциями и способами их проявления.

Различия между девочками и мальчиками

Пятилетние дети интересуются телом, половыми органами, различием между полами. Дошкольникам важно соотносить себя со своим полом и выражать свою половую принадлежность через внешний вид, выбор игрушек.

Из-за различий в развитии полушарий мозга девочки склонны к рациональности, проявлению логики, положительным эмоциям. Мальчики — к интуитивным реакциям, нелогичности, образной памяти, отрицательным эмоциям.

Различия между мальчиками и девочками.

Занятия с ребенком пяти лет

Занятия с ребенком 5 лет носят игровой характер. В этом возрасте детям нравится в рамках игры создавать объекты, лепить, конструировать, рисовать. Дошкольники любят учиться, заинтересуйте их новыми знаниями. Учите ребенка выражать эмоции, прививайте нормы поведения.

Дети готовы к изучению алфавита, занятиям математикой и чтением. Выбирайте книги, которые смогут увлечь дошкольника.

Дайте ребенку свободное время, которое он сможет посвятить игре, не лишайте этой возможности. У него должно быть 2-4 часа свободного времени в день. Развивающие кружки посещают 1-2 раза в неделю. Внимание уделяют физической активности.

Творческое развитие

До 5 лет дети изображают графические образы. В старшем возрасте рисунок усложняется, прорисовывается, на нем изображаются существующие и воображаемые объекты. Через рисунок ребенок показывает свой внутренний мир. Для него важен процесс рисования, результат второстепенен. В рамках развивающих занятий взрослый показывает способы рисования, использования материалов и техник.

Через лепку и конструирование ребенок создает представление об окружающем мире, о форме, величине пространственных параметров.

Занятия на развитие внимания и памяти

Основное направление в работе с психическими процессами — развитие концентрации, которая является предпосылкой для произвольности. Необходимые действия:

  1. Обращайте внимание ребенка на звуки, попросите определить их источник.
  2. Посмотрите вместе на облака, пофантазируйте.
  3. Учите слышать сигналы собственного тела. Спрашивайте, что чувствует носик, левая рука, пяточка.
  4. Используйте подручные средства для игр: фрукты, овощи, природный материал.
  5. Используйте рабочие тетради. В них задачи на память, внимание, мышление представлены в виде увлекательных игр. Ребенок для их выполнения рисует, вырезает, использует наклейки, считает, запоминает. Задания помогут вашему ребенку узнать цифры и буквы.

Изучение иностранного языка

В дошкольном возрасте закладывается языковая система. Ребенок учится ориентироваться в системе знаков и понятий. Для этого у него созревают психические функции. Дошкольное детство — благоприятный период для освоения иностранного языка.

Изучать новый язык стоит в игровой форме, не навязывая занятия. Полезно включать на уроках мультфильмы на иностранном языке, аудиозаписи диалогов, показывать картинки со словами. Изучение языка объединяют с творческими занятиями и физической деятельностью (например, игрой с мячом).

Подготовка к школе

В рамках подготовки к школе:

  • детей учат планировать деятельность и достигать результатов;
  • проводят работу на повышение самооценки;
  • развивают произвольность психических процессов;
  • готовят руки к письму;
  • изучают алфавит и счет.

Занятия включают в игровые ситуации. Нельзя усаживать дошкольника заниматься за партой в течение 45 минут, как на школьном уроке. Оптимальная продолжительность занятия — 15-20 минут со сменой деятельности.

Жизненная активность и заинтересованность детей в два года не может не радовать любящих родителей. Малыш постоянно бегает, прыгает, играет и пляшет под музыку, тем самым показывая великолепную физическую форму. Такими же темпами он развивается и интеллектуально. Он постоянно изучает и запоминает новые слова, поэтому необходимо проводить развивающие занятия для детей 2 лет.

Формирование логического мышления

Гармоничное развитие логики очень важно для формирования личности. Существует много детских развивалок с 2 лет для развития логического мышления. Занятия проходят следующим образом:

  • Ориентация в пространстве и времени. Можно спрятать его любимую игрушку и предложить найти. Малышу поначалу можно помогать её находить.
  • Ориентация во времени суток. От двух до трёх лет малыш уже должен понимать, что такое день и ночь, отличать утро и вечер, завтра, сегодня и вчера и т. п. Чтобы ему помочь понять это, нужно вечером, когда укладываете его спать, говорить с ним о том, что он делал с утра и вечером.
  • Сортировочные игры. Есть специальные игрушки по сортировке кубиков, треугольников и кругов. Но если проявить оригинальность, то можно играть с ним в такие игры и подручными предметами. Например, вырезать эти же кружочки, треугольники и квадраты из бумаги.
  • Учимся считать. В таком возрасте нужно изучать не цифры классическим способом, а начинать с общепонятных малышу явлений. К примеру, считать ступени лестницы. Когда ваше чадо уже знает свой возраст, то можно предложить ему ответить на вопрос, сколько ему будет лет.
  • Использование паззлов и картинок. Пазлы нужно использовать небольшие, состоящие из двух, трёх частей. Чаду в таком возрасте очень трудно выполнять такие задания, поэтому родители должны на первых порах помогать ему.
  • Нужно научить различать дитя где много, а где мало. Двухлетнее чадо уже готово к такому уроку.
  • Научить дитя различать право и лево, высоко и низко.
  • Сопоставление действий и предметов. Играть с вашим малышом можно с обычными картинками в книжках. Например, спросить «где чей дом?» и т. п.
  • Поиск предмета по двум признакам. К примеру, можете вырезать два зелёных квадрата, два жёлтых круга и два синих треугольника. Дитя должно найти два одинаковых предмета из них.

Совершенствуем память малыша

На сегодня очень много родителей сталкиваются с проблемой запоминания малышом информации и интересуются, как же лучше развивать память у ребёнка, как играть с ребёнком в 2 года. От памяти зависит как и преуспевание в школе, так и общее психологическое состояние. Если малыш быстро запоминает информацию, то это позволяет ему относиться к изучаемому материалу с большим интересом. Тем более он при этом экономит время на изучение.

Развить хорошую память можно специальными методами, которые направлены на укрепление определённых частей мозга, отвечающие за память. Любой материал должен излагаться в ярком и насыщенном виде. Скучный и однотонный материал будет неинтересным для ребёнка. Тем более нужно отметить, что внимание малыша может быть сосредоточено на одном объекте не более чем 20 минут. Поэтому, если вы уже минут двадцать позанимались, или меняйте игру на другую, или дайте ребёнку отдохнуть.

Хорошо запоминается информация, которая была получена в момент соперничества. Если у вас не одно чадо, а несколько, то можете устроить соревнования между ними, например, какую-то развивающую игру. Нужно играть в игры с наличием различных цветов, форм, геометрических фигур, цифр и т. п. Для двухлетнего малыша можно использовать игры на время, это будет особенно интересно ему.

Изучение свойств предметов

Существует много развивашек для 2 лет. Одни из самых нужных — это изучение свойств предметов. Ваше чадо постоянно находится вокруг каких-то вещей. Если он знает свойства этих предметов, он знает что с ними делать. Такие игры способствуют развитию абстрактного мышления. Процесс обучения увлекательный и ребёнку нужно усвоить:

  • общие понятия о предмете — длинный и короткий, высокий и низкий, широкий и узкий;
  • понимание того, какой предмет на ощупь, — тёплый и холодный, шершавый и гладкий и т. п. ;
  • лёгкий и тяжёлый;
  • вкус и запах;
  • формы геометрических фигур: квадрат, треугольник и т. п.

Принципы развития речи

Первым делом можно применить универсальный блок упражнений, который позволит развить первые речевые способности. Специальных знаний от родителей не потребуется, главное, любовь и забота о своём ребёнке. Важно здесь, чтобы малыш при занятиях по усовершенствованию речи занимался чем-то интересным. Перед началом занятий родителям следует осознать, что речь — это основа дальнейшего развития ребёнка. Программу можно составить следующим образом:

  • Читать с малышом специальную литературу, сказки с картинками. Полностью описывайте происходящее в истории, детально разбирайте. Ведите диалог с ребёнком, задавайте несложные вопросы о происходящем и хвалите в случае удачного ответа.
  • Играйте в театр кукол. Инвентарь можно приобрести в магазине или сделать самостоятельно. Сначала покажите ребёнку, чем вы будете заниматься, покажите первое представление, а дальше предложите ребёнку сделать с вами новое. Научите, как управлять куклами, доверьте ему главную роль.
  • Научите правильному речевому дыханию. Покажите, как правильно задерживать воздух при выдохе. Хорошим вариантом для таких тренировок будет использование мыльных пузырьков, игра на дудке и т. п. Такие занятия помогают вашему чаду наполнить лёгкие кислородом, активизировать работу сердца и нервной системы.
  • Игра в речевые игры. Как вариант можно использовать такую игру, как незаконченные фразы. Например, скажите ребёнку «Где сидит наш кот?» и ожидайте ответа ребёнка.

Ребёнку в 2-х летнем возрасте будет полезен такой материал, как игры, развивающие речевые навыки, даже если у него есть уже определённый запас некоторых слов, хотя и в исковерканном виде. Делайте следующие действия:

  • Старайтесь разговаривать с вашим малышом о происходящем на улице, в саде. Спросите у него, что он видит за окном. И здесь вовсе не важно, что ответит ваше чадо, главное, старания ответить вам.
  • Обсуждайте происходящее в его жизни, задавайте вопросы. Спрашивайте, что его волнует, какие у него интересы и любимые игрушки, как и что он кушал. Такие допросы помогут ребёнку пополнять пассивный запас слов и сблизят родителя и ребёнка между собой для обмена своими мыслями.
  • В основном, когда малышу исполняется два года, он уже отлично запоминает сказки, которые ему читают. Довольно полезным будет общее чтение сказок. Начните читать сказку, и предложите ему продолжить. Здесь важно также хвалить двухлетнего малыша за правильное продолжение предложения. Это его будет стимулировать и интересовать играть дальше.
  • Сосредоточьте внимание на изучении вашими детьми прилагательных. Часто задавайте вопросы, которые начинаются с «Какой?» и т. п. Основная задача здесь — стимулировать ребёнка вспомнить произнесённое вами ранее или хотя бы придумать прилагательное, описывающее какую-то вещь или предмет вашего дома. Будет отлично, если ваше чадо сможет самостоятельно ответить на хотя бы один вопрос.

Интеллектуальное и речевое развитие ребёнка зависит напрямую от того, насколько много вы будете с ним разговаривать и играть. Тогда он будет произносить всё больше и больше фраз. Обращайте внимание на свою речь, чтобы показывать ребёнку только хороший пример.

Вырабатываем навыки внимания

Тренировать внимание поможет развивайка для детей от 2 лет, это могут быть те же игры, но которые направлены на развитие внимательности и концентрации ребёнка. Развитые способности концентрировать внимания на чем-то, замечать детали и решать логические задачи помогут вашему малышу сразу же преуспевать в школе. Чтобы добиться такого результата, нужно:

  • Дать задание ребёнку найти какую-то вещь. В такую игру можно играть дома, на открытом воздухе или искать предметы в окне. Игра простая и не требует дополнительных правил, просто нужно заинтересовать ваше чадо. Скажите малышу, чтобы тот нашёл определённую машину на стоянке, опишите её форму и цвет для понимания малышом, что ему искать. Такие упражнения достаточно хорошо помогают развить внимание и концентрацию.
  • Подберите несколько наборов, каждый элемент которого имеет одинаковый рисунок. Задача малыша сложить все наборы отдельно. Для этой задачи идеально подойдут несколько наборов посуды. Например, чашка, тарелка в трёх экземплярах с разных наборов.
  • Игра с конструктором. Нужно купить в магазине простой конструктор из нескольких деталей. Он должен его сложить ровно так, как в инструкции. Помогайте вашему любимому малышу на первых порах. Такие игры рассчитаны на дитя 3 лет.
  • Найти в игровом помещении предметы с определёнными атрибутами: мягкие, твёрдые, какой-то цвет и форма. Ни в коем случае не торопите чадо и не подсказывайте правильный ответ. Он должен сделать выбор самостоятельно.
  • Усложняем предыдущее задание. В этом случае нужно обязательно найти хотя бы два предмета с похожими атрибутами.

Искусство как способ для роста интеллекта

Сегодняшний окружающий мир полный музыки и живописи, существует много театров и балетов. Именно искусство может помочь в интеллектуальном развитии вашего ребёнка. Вашего малыша с детства нужно приучать:

  • Музыке. Очень полезно слушать с вашим малышом произведения классической музыки, которые являются просветителями души и сознания. Вместе с музыкой можно рассказывать интересные истории и сказки. Добавьте к этому и весёлые детские песни. Он с удовольствием будет подпевать вместе с вами. Учитесь с малышом чувству ритма с помощью специальных обучающих программ, например, программа Железновых. Хвалите его за попытки танцевать.
  • Рисованию. Рисунки у малыша от 1 до 5 лет сильно отличаются друг от друга. Но именно у 2- летнего ребёнка художества ещё не впечатляющие, но и уже не просто хаотично разрисованная бумага. Это уже кое-что. В таком возрасте дети могут уже рисовать разнообразные фигуры, стараться сымитировать близких и родственников. У этих рисунков уже практически раскраска не выходит за пределы границ. Играйте с ним таким образом. Вы можете нарисовать определённый рисунок и попросить продолжить для полного завершения композиции. Для рисования можно использовать как и обычные карандаши, так и гуашь.
  • Ролевые игры. Такие занятия являются тоже очень полезными для интеллектуального развития детей. Вам только нужно будет заинтересовать и подыграть ему, так как в основном они самостоятельно могут придумать сценарий такой игры, например, игра в магазин или врач — пациент и т. п. Желательно, чтобы главная роль была всегда у вашего дитя, например, вы больной, а ребёнок врач. Если у вашего чада есть старший братик или сестричка, он может к вам присоединиться или самостоятельно с ним заниматься.

Опытные родители практикуют занятия с детьми каждую неделю по определённой тематике. Необходимо вовлекать ребёнка в обсуждение различных ситуаций, которые происходят возле него. Никогда не упрекайте ребёнка в неправильном ответе, всегда хвалите его, когда он отвечает правильно.

Значение онлайн-игр для детей

Заниматься дома можно и за компьютером. Ещё один хороший вариант — онлайн-развивалка для малышей. Детям 2−4 лет будет особенно полезно и интересно заниматься именно на компьютере. Но главное здесь, чтобы их длительность не превышала 10−15 минут. Например, такие задания, как «найди пару» или «подбери предмет».

Дополнительно можно предложить такие игры, как собирание картинок, раскрашивании, собирании паззлов, нахождение лишних предметов и т. п. Такие игры не являются сложными для 2-летнего ребёнка, но яркость компьютерной анимации их очень затягивает и интересует. Для того чтобы такие игры в действительности были полезными для ребёнка, нужно заниматься с ним постоянно. Тут важно быть терпеливым к ребёнку, и это принесёт огромные плоды в его развитии.

«Что такое развивающие занятия для ребенка, какие бывают  и чем они полезны?» — это один из самых актуальных вопросов, который волнует заботливых родителей.

В этой статье я приведу пример развивающих игр, которые помогут развить:

  • речь и мышление малыша,
  • память и внимание,
  • тонкую моторику рук,

image

а так же обучить:

  • названию цветовой гаммы
  • чтению
  • счету.

Эти игры не только полезны, но и достаточно интересны и увлекательны! Дети с удовольствием принимают в них участие, развивая свои умственные, физические и творческие способности.

1. Пальчиковое рисование.

Пальчиковое рисование – это достаточно простой способ привить малышу любовь к рисованию, развить художественное мышление, сенсорику и мелкую моторику рук. Рисовать пальчиками малютка сможет с самого раннего возраста, ведь метод очень простой: макаешь пальчик в краску и оставляешь изображение на любой поверхности. В начале детки рисуют точки, неупорядоченные кривые линии, короткие завитушки и смешные карлючки. Не поверите, но некоторые картины достаточно понятны и даже имеют название, соответствующее изображению. К примеру, карапузы годовалого возраста на голубом фоне ставят отпечатки пальчиков в виде желтых точек и картина называется: «Звездное небо»! Со временем малыш рисует природу, домики, свою семью, любимые животные и т.д.

Рекомендации специалистов о занятии пальчиковым рисованием:

  • оптимальный возраст малютки для рисования: 6-7 месяцев
  • для рисования использовать только пальчиковые краски, так как они безвредны для малыша, если он потянет пальцы в рот.
  • поверхность для рисования: картон или бумага для рисования белого цвета, форматом А4
  • занятия рисованием должны проходить в непроизвольной форме, по желанию юного художника. Ни в коем случае не нужно заставлять его или навязывать свою идею!
  • храните рисунки несколько месяцев или лет, чтобы анализировать тенденцию развития вашего чада.

2. Игра с кинетическим песком и живым песком для детей.

image

В наше время все большей и большей популярностью пользуется игра детей с кинетическим и живым песком. Сразу скажу, что они похожи по тактильным ощущениям, но кардинально различаются по цвету и составу.

image

Кинетическим песком называют песок, состоящий на 98% из натурального песка и 2% силикона (связующего материала). По внешнему виду, т.е. по цветовой гамме песок очень напоминает естественный. По способу хранения и применения: не боится влаги, можно его мыть и хранить в любом месте.

Живым песком называется песок, в состав которого входит: ракушечник, эфирные масла и небольшая часть связующих нетоксичных компонентов. По внешнему виду он мелкофракционный, белого цвета. По способу хранения и применения достаточно привередливый: боится влаги и прямых солнечных лучей, растворяется в воде, хранить в емкости с открытой крышкой, чтобы он «дышал».

Кинетический и живой песок для детей можно купить в магазине для творчества, а можно сделать своими руками.

Как сделать живой песок своими руками

Для того чтобы кинетический песок для детей сделать в домашних условиях нужно взять следующие ингредиенты:

  • 5 чашек мелкодисперсного песка (можно купить в строй магазине)
  • 2 1/2 чашки кукурузного крахмала / кукурузной муки
  • 1 стакан воды
  • пищевой краситель.

Способ приготовления: в чистом ведре смешайте песок с крахмалом. Отдельно в емкость с водой добавьте пищевой краситель любого цвета и хорошо размешайте. Вылейте раствор в смесь песка и крахмала, хорошо размешайте и кинетический песок готов! Сложите к контейнер и накройте крышкой.

С кинетического или живого песка дети с удовольствием лепят пасочки, различные фигуры, сооружения и т.д.

3. Игра для годовалого малыша

Отвечая на вопрос: «Чем занять ребенка в 1 год?», я решила предложить вам игру с картонными трубами.

Для начала вам нужно будет создать стенд из катонных труб.

Возьмите необходимые материалы:

image

  • большой кусок картона
  • картонные трубы из-под туалетной бумаги, бумажных полотенец и т.д. Чем больше Вы соберете труб, тем длиннее получиться труба для игры
  • цветная бумага
  • клей-карандаш
  • лента
  • помпоны такого размера, чтобы они свободно катились по внутренней поверхности трубы
  • контейнер или емкость, который будет использоваться, чтобы поймать помпоны, выходящие с трубы.

Соберите конструкцию, используя перечисленные материалы. Она будет иметь такой вид, который показан на рисунке.

image

Суть игры будет заключаться в том, что малыш бросает помпон в верхнюю часть трубы и наблюдает, как  с нижней части он вылетает в контейнер.

4. Игры с прищепками

image

Вы не поверите, но обычные бельевые прищепки являются идеальным материалом для развития мелкой моторики рук. Причем игры можно придумать спонтанно, прищипывая прищепки к различным предметам и подручным материалам. Для начала вы расскажите малышу: как правильно держать прищепку в руках, а затем покажите: как прикрепить ее к чему-либо. Для игры можете вырезать геометрические фигуры в виде круга, квадрата, овала и т.д. Прищипывая к ним прищепки, малыш будет создавать различные поделки! К примеру, прикрепляя по периметру круга прищепки у него получиться солнышко.

Еще один вариант игры, это представить малышу, что прищепка – это рыбка! Нажимая на прищепку, рыбка будет открывать «ротик» и малыш сможет ее покормить. Для корма можете дать малышу сухие макароны, пуговицы и т.д. Правда обязательно следите, чтобы он сам не потянул их в рот!

5. Рисование штампами

image

Для этой деятельности я подготовила следующие овощи для печати:

  • перец
  • морковь
  • сельдерей сердце
  • картофель
  • огурец

Для создания штампов можете использовать другие овощи и предметы: вилку, початки кукурузы, цуккини, салат, фенхель лампу, растительные отходы, лук, кукурузные початки.  К примеру, печать, сделанная палкой сельдерея, напоминает рыбную чешую.

image

Сразу скажу, что для создания печати достаточно небольшой части овоща, поэтому основную часть можете использовать для приготовления пищи.

Разрезанные вдоль овощи сложите на тарелке. Это и будут штампы. Затем в небольшой емкости смешайте любые краски с водой до сметанообразной консистенции, дайте малышу лист белой бумаги или картона и покажите: как сделать отпечаток на листе бумаги, предварительно омокнув овощ в краску.

Детям безумно нравится это занятие, а рисунки, как Вы видите, получаются достаточно красивые.

6. Рисование песком для детей

Отличным сенсорным материалом является песок, а еще лучше, если его смешать с небольшим количеством крупы (риса, пшена или гречки).

Высыпьте песок на поднос и предоставьте малышу полную свободу действий, подсказывая идеи игры.

Ребенок может:

  • захватывать пригоршнями песок, просеивая его между пальцами
  • рисовать или писать палочкой на песке
  • пальчиком создавать рисунки или писать буквы
  • брать для игры с песком стаканчики, лопатки, ложки, пластмассовые, пластиковые или резиновые игрушки. Кстати, детям очень нравиться засыпать в машинку песок, взбрызгивать песок водой из распылителя.

7. Развитие мелкой моторики во время вырезания ножницами.

Это игра подойдет для ребенка 4 и более лет.

На примере, я покажу вам, как малыш может сделать аппликацию своими руками: сначала вырежет необходимые детали, а затем приклеит их, формируя рисунок.

Для создания цветочной поляны я взяла цветную бумагу желтого цвета для центра цветка, зеленую – для стеблей и разноцветная для лепестков.

Чтобы нарисовать круг, малышка обвела дно стаканчика, а лепестки и стебельки вырезала полосами.

Склеивать детали ребенок тоже должен сам. Вы должны только подсказывать, как это правильно сделать.

8. Сортировка изделий щипцами

Щипцы так же являются замечательным вариантом для развития мелкой моторики, поэтому и эту игру я включила в созданный мной список.

Суть игры заключается в том, что малютка берет щипцами игрушечное животное и переносить его в чашу, помеченную картинкой с изображением среды его обитания. На картинках изображены океан, ферма, деревья (для птиц), почва и цветы. Например, фигурку в виде коровы малютка положит в чашу с фотографией фермы.

Таким образом, юный почемучка не только действует руками, а и познает что-то новое, рассуждает, мыслит, анализирует.

9. Игра «Живопись» для однолетнего ребенка

Идеальный способ приучать ребенка к живописи – это разрешить ему рисовать жидкими красками.

Для игры вам понадобятся следующие материалы:

  • набор жидких красок, к примеру Ziploc, который в можете купить в интернет-магазине
  • бумага формата А4
  • целлофановый мешок немного большего размера, чем бумага
  • лента, чтобы запечатать края мешочка.

Вылейте на бумагу небольшое количество разноцветных красок, поместите ее в пакет и запечатайте лентой. Когда малыш будет водить пальчиками по поверхности целлофана, краска будет соответственно растекаться. Это очень увлекательно и дети от этого занятия в восторге!

10. Материалы для игр с детьми

В завершении я хотела бы акцентировать ваше внимание на том, что многие окружающие нас предметы могут стать идеальным материалом для игр. Главное проявить немного фантазии, а так же заинтересовать ребенка для игры!

Какие же это материалы? Перечень может быть бесконечным, но остановлюсь на самых популярных:

  • войлок
  • шнурок
  • очистители – проволока с цветным ворсом
  • пазлы
  • пуговицы
  • картинки и т.д.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий