Развивающие игры для детей в 1,5 года. Как играть с ребёнком в полтора года

Подбирая игры для праздника, рассчитанного на детей в возрасте 2-3 лет, особый упор следует делать на развитие координации движений, в том числе, мелкой моторики рук. Еще обратите внимание, что именно в этом возрасте очень быстро идет развитие речи и резко возрастает число употребляемых слов, начинает формироваться воображение. Играя, хорошо расширять кругозор ребенка, увеличивать словарный запас, развивать речь и память.

Вот несколько подходящих игр:

  1. Каравай (хоровод)

Спокойно-активная игра. Учит детей ходьбе по кругу, вместе выполнять движения в соответствии с текстом. Развивает координацию движений, закрепляет понятия «высокий – низкий» и «широкий – узкий». Подходит для дома и улицы. Это широко известная хороводная игра. Обычно играют на именины, но можно и просто поиграть, потому что весело.

  1. Поезд

Активная игра. Развивает координацию движений. Учит детей слушать словесный сигнал и выполнять заданные действия. Подходит для дома и улицы. Игра особенно хороша тем, что дает возможность непоседливым малышам пробежаться по всем комнатам. Ведущий объявляет: «Мы превращаемся в поезд. Я – паровоз, а вы кто?». Ребята отвечают: «вагоны» (подсказываем, если пауза затягивается). Ведущий встает впереди, а малыши за ним гуськом. Под веселые комментарии ведущего и/или музыку поезд трогается и едет по комнатам. Время от времени ведущий объявляет станцию, а название у нее необычное: «Прыгалкино», значит, здесь все прыгают, кто выше. Начинаются самозабвенные прыжки. Ведущий командует: «Поехали» и путешествие продолжается. Станции сменяют одна другую: «Хохоталкино», «Кружилкино», «Обнималкино» и другие, которые подскажет Вам ваша фантазия. Можно также усложнить движение: ускоряться, замедляться, идти гусиным шагом или пролезать под препятствиями.

  1. Гнездо

«Мерцающая» игра. Учит детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, начинать и заканчивать игру по сигналу. Развивает координацию движений, внимательность. Подходит для дома и улицы. Игра в которой участвуют дети и их родители. Ведущий становится совушкой, а родители получают роли деревьев, замирая в разных позах, соответствующих характеру или внешним признакам того или иного дерева. Ребята изображают зверей, бабочек, птичек и располагаются под деревьями. У каждого из них есть свое гнездо. По команде ведущего: «День наступает – все оживает!» – играющие бегают по площадке, изображая жучков, бабочек, птичек, зверей. «Совушка» в это время спит, т.е. сидит, закрыв глаза. Когда ведущий скомандует: «Ночь наступает – все замирает!», все дети должны моментально вернуться в свои гнезда и замереть, притаившись. Деревья следят, чтобы под ними прятались только свои обитатели. «Совушка» в этот момент «вылетает на охоту». Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся «совушками», и при повторении игры все вместе «вылетают на охоту». Потом игру можно усложнить: после команды «День наступает – все оживает!» деревья тоже двигаются, меняются местами и изменяют позы. Теперь ребятам надо быть очень внимательными, чтобы не потерять свои гнезда.

  1. Найди цвет

Спокойная игра. Развивает цветовое восприятие, наблюдательность. Подходит для дома и улицы. Очень простая, но азартная и веселая игра. Хорошо подходит для начала праздника. Ведущий называет какой-нибудь цвет. Дети должны найти этот цвет в одежде или вещах товарищей и дотронуться до него.

  1. Кто как говорит

Спокойная игра. Развивает речь, внимание, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы. Каждому игроку по очереди ведущий называет животное, а дети должны сказать, как это животное говорит. Затем ведущий называет звукоподражательные слова, а детям нужно ответить, кто или что может так говорить или звучать. Помните, что возможны варианты ответов.

  1. Большой — Маленький

Спокойная игра. Развивает логику, координацию движений, закрепляет понятие «большой – маленький». Подходит для дома и улицы. Ведущий называет предметы и животных. Если предмет большой, дети поднимают руки вверх и встают на носочки, а если маленький – приседают и складывают ладошки лодочкой.

  1. Меткий стрелок

Активная игра. Развивает координацию движений и меткость. Подходит для дома и улицы. Из реквизитов требуется большой таз и мяч. Дети по очереди пытаются попасть мячом в таз.

  1. Солнышко

Спокойно-активная командная игра. Развивает координацию движений и мелкую моторику. Подходит для дома и улицы. Для этой игры потребуется два листа побольше (например, А3 или ватман), на каждом листе нарисован большой круг (будущее солнышко) и пару фломастеров (или мелков, если дело происходит на улице). Дети делятся на две команды. Каждая команда становится напротив своего будущего рисунка, в нескольких метрах от листов, после чего каждый ее участник поочередно подбегает и рисует лучик солнышку. Выигрывает та команда, которая быстрее всего дорисует солнышко столько лучиков, сколько ребят в команде.

  1. По ровной дорожке

Спокойно-активная игра. Развивает координацию движений. Подходит для дома и улицы. Игра – разминка. Дети рассаживаются на пуфики, стулья, ковер и пр. Ведущий предлагает немного попутешествовать. Дети встают один за другим цепочкой и двигаются, слушая слова: По ровной дорожке, по ровной дорожке, Раз, два, три! Раз, два, три! (Повторить нужно несколько раз. В это время все шагают спокойно.) По горкам, по кочкам, По горкам, по кочкам, Раз, два, три! Раз, два, три! (Дети прыгают на двух ногах) В ямку — бух! (Все приседают) Вылезли из ямки! Ух! (Дети выпрямляются и тоже говорят: «Ух!») Все повторяется несколько раз. В завершении игры говорится стишок: Потоптали мы дорожки, Утомились наши ножки, Вернемся в дом, Где мы живем! (И все бегут к местам, где сидели вначале игры).

  1. Логово дракона

Активная игра. Развивает ловкость и координацию движений. Подходит для дома и улицы. В эту игру с удовольствием играют как малыши, так и дети постарше. Ведущий- «дракон». Он лежит в своем «логове» – круге, начерченном на полу или выложенном лентой, и спит. Дети ползают вокруг, временами дотрагиваясь до дракона, дразня его. В какой-то момент дракон вскакивает и бросается в погоню за детьми. Те стараются убежать в свой домик – заранее оговоренное место, где дракон их не трогает. Лучше всего роль дракона удается взрослому, который сможет сделать так, чтобы все дети успели вовремя убежать в укрытие.

  1. Что помыл Павлуша

Спокойная игра на развитие логики, расширение словаря. Подходит для дома и улицы Ведущий произносит стишок: Говорит Павлуша: «Буду Вместе с мамой мыть посуду!» А теперь послушай, что помыл Павлуша И каждый ребенок по очереди должен назвать что-то из посуды. Можно придумать массу аналогичных игр.

  1. Лягушата

Активная игра. Развивает ловкость и координацию движений. Подходит для дома и улицы. Простая веселая игра, которая доставляет детям огромное удовольствие. Отмечают две линии поближе к противоположным стенам комнаты. Расстояние между ними должно быть равно 5-7м (зависит от возраста детей). Место за линиями – берег болота, в котором живут лягушата. Вначале игры все становятся на корточки у одной черты и, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположной черты. Прыгая, дети должны отчаянно квакать. Тот, кто споткнулся и упал – начинает сначала. Побеждают не только те, кто хорошо прыгает, но и те, кто хорошо квакает.

  1. Баба сеяла горох

Активная игра. Развивает координацию движений и способность танцевальной импровизации. Подходит для дома и улицы. Танцевальная импровизация, для которой потребуется музыкальное сопровождение. Игра-повторялка, которая начинается в спокойном ритме, а заканчивается залихватской пляской. Дети и ведущий берутся за руки, подпрыгивают на месте и повторяют: Баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок! Провалился потолок (все садятся на пол) , прыг-скок, прыг-скок (все прыгают)! Баба шла, шла, шла (ведущий показывает, как она переваливается с ноги на ногу, все повторяют) Пирожок нашла (все вместе наклоняются, распрямляются и поднимают руки вверх, подшучивая над радостью бабы), Села, поела, опять пошла (присели на корточки, встали, пошли покачиваясь) Баба встала на носок (встают на носочки), А потом на пятку (встают на пяточки), Стала русского плясать (поворачиваются к соседу слева и справа, ритмично подтанцовывая), А потом вприсядку! (танцуют все, чем ярче импровизация, тем лучше). Награждаются лучшие танцоры.

  1. Мышки, прячьтесь в норке

Активная игра. Развивает координацию движений. Для игры нужно натянуть веревку между двумя стульями и подвесить к ней колокольчик. Игра заключается в том, что дети, изображая мышек, должны по команде ведущего: «Мышки, прячьтесь в норке», пролезть под веревкой, не задев ее. «Мышки», задевшие веревку, должны вернуться обратно и проползти еще раз.

  1. Обводилки

Спокойная игра на развитие мелкой моторики, координации глаза-руки, а также фантазии. Подходит для дома. Ведущий готовит для игры разные по форме предметы (крышку от банки, маленькую книжку, детали конструктора, флаконы разных форм и пр.). Каждый ребенок выбирает предмет. После этого ведущий дает задание – обвести его карандашом, а затем рассказать, на что похож контур. Например, круг может быть похож на солнышко, рожицу и пр. Затем дети с помощью взрослых дорисовывают картинки. Можно обводить ладошку (и превращать ее в ежика, привидение и пр.)

  1. Что внутри

Спокойная игра на развитие логики, расширение кругозора. Подходит для дома и улицы Ведущий называет какой-нибудь предмет (например, шкаф, холодильник, гнездо и пр.), а игроки по очереди должны сказать, что может находиться внутри. Кто затрудняется – передвигается в конец цепочки опрашиваемых (варианты: выбывает из игры или выполняет какое-то задание).

  1. Волшебный мешок

Спокойная игра на развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, логики. Подходит для дома Ведущий показывает вещи или игрушки, которые он складывает в мешок. При этом он проговаривает название каждой игрушки и обращает внимание детей на ее особенности. Затем дети по очереди ощупывают предмет внутри мешка, пытаясь определить, что это. Важно, чтобы среди предметов не было одинаковых по форме и фактуре.

<!DOCTYPE html PUBLIC «-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN» «http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd»>

Подборка развивающих игр для детей 

Приветствую вас, мои читатели и подписчики. Сегодня я хочу затронуть и поговорить с вами на тему игры для малышей. Сейчас моей дочке 2,6 года и среди множества разных развивающих игрушек, которые есть у нас дома, она выбирает игры с участием одного из родителей, ну и как вы понимаете, чаще всего играет со мной. Моя малышка не любит играть одна, и в силу своего возраста ей быстро надоедает один вид деятельности, поэтому приходится придумывать множество игр, чтобы занять свое чадо. Своими наработками я хочу поделиться с вами, надеюсь, буду полезной.

Дорогие мамочки и папочки, не забывайте, что игра — это потребность растущего детского организма. В игре развиваются познавательные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь; развиваются любознательность и умственные способности; первичные интеллектуальные умения и навыки. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю».

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов. Именно играя с ребенком, можно развить в нем все необходимые умения, навыки и знания.

image

Для начала хочу поделиться подборкой игр на развитие тактильных ощущений.

Первая игра «Отгадай, не глядя» или «Волшебный мешочек»

Необходимый инвентарь: самые разнообразные предметы, отличающиеся по величине, форме и материалу, из которого они изготовлены.

  • Попросите ребенка закрыть глаза и отгадать, что лежит у него в руке. Пусть он прокомментирует свои ощущения.
  • Глаза можно и не закрывать, а спрятать предмет в непрозрачный мешочек, попросить ребенка опустить туда руку, нащупать предмет и отгадать, что это.
  • Пусть ребенок угадывает предмет, ощупывая его как правой, так и левой рукой. Это позволит развивать тактильную восприимчивость обеих рук одинаково.

Вторая игра «Чем отличаются?»

Рассматривая предметы, объясняйте ребенку, камень тяжелый, а лист — легкий.

Взвешивайте предметы в руках, ощупывайте их. Так ребенок сможет познакомиться с понятиями «тяжелый», «легкий», «горячий», «холодный», «гладкий», «шершавый», «колючий».

Третья игра «Угадай, что это?»

Необходимый инвентарь: банки с крупой.

  • Задача ребенка опускать руки поочередно в емкости с различной крупой. Обязательно называйте крупу и сравнивайте ощущения.
  • Через какое-то время, когда ребенок будет хорошо ориентироваться в крупах, предложите ему определять их наугад с закрытыми глазами.

Четвертая игра «Потрогай и скажи»

Необходимый инвентарь: плотная бумага, различные крупы, кусочки ткани разной фактуры, клей.

  • Необходимо вырезать из бумаги небольшие квадраты (со стороной около 10 см). Приклеить на квадраты крупу, кусочки ткани или фактурную цветную бумагу.
  • Необязательно вырезать только квадраты. Сделайте также круги и треугольники. Храните этот дидактический материал в отдельной коробке.
  • Пусть ребенок возьмет карточку, потрогает ее и проговорит свои ощущения.
  • Помогайте ему, используя как можно больше определений.

Также отличная игра рисование на крупе, для такой игры очень подходит манная крупа.

«Превращения воды»

Игра знакомит со свойствами такого вещества как вода.

Необходимый инвентарь: фигурные формочки и формочки для льда.

  • Сначала расскажите ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед.
  • Затем продемонстрируйте это наглядно.
  • Покажите ребенку ледяные фигуры, обратите его внимание, что льдинки повторяют форму сосудов, которые вы заполняли водой.
  • Понаблюдайте за таянием льда.
  • Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.

«Невидимое письмо»

Игра познакомит малыша со свойствами такого вещества как йод.

Необходимый инвентарь: бумага, лимон, йод.

  • Напишите на бумаге лимонным соком имя ребенка или нарисуйте простую картинку и дайте высохнуть.
  • Потом разведите в воде йод и кисточкой смочите лист бумаги — рисунок проявится.

«Налил-вылил»

Игра способствует развитию координации движения, расширяет представления о свойствах вещества — вода.

Необходимый инвентарь: емкость с водой, один большой и один маленький стакан.

  • Поставьте перед ребенком тазик с водой. Покажите, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой.
  • Предоставьте ребенку свободу действий.

«Выжми мочалку»

Игра способствует развитию мелкой моторики.

Необходимый инвентарь: две емкости, поролоновая губка.

  • Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.
  • Предложите попробовать самому сделать то же самое.

«Водонос»

Игра познакомит с понятием объема, способствует развитию координации движений.

Необходимый инвентарь: тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки.

  • Поставьте перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.
  • Предложите ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.
  • Сравните, в какой банке воды окажется больше.
  • Измерять глубину воды в банках можно так, как это когда-то делали моряки: опуская в банку деревянную палочку.

«Сквозь сито»

Игра знакомит с назначением предметов и свойствами вещества — вода.

Необходимый инвентарь: стакан, сито.

  • Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито.
  • Объясните ему, почему вода утекает.

А для разнообразия, можно в воду положить разные предметы и при помощи сито выловить их.

«Поплывет или утонет»

Игра способствует развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов.

Необходимый инвентарь: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы), и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки), емкость с водой, два пустых ведерка.

  • Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.
  • Потом доставайте предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам — в одно, все, что не утонуло, в другое — то, что оказалось на дне.

Игры для детей своими руками делаются очень просто, их всегда можно изготовить из подручных средств, а представленные идеи помогут развитию вашего малышей.

Подборка игр для детей своими руками:

1.«Картинки со шнуровками»

Для этой игры можно использовать  картинки — солнышко, туча, цветок, машинка.

Для того, чтобы сделать такую игрушку вам понадобятся: белый и разноцветный пластик; шило или саморезы; ножницы; леска; желтый шнурок.

Как только вы сделаете игру, покажите ребенку как правильно вплетать шнуровку. Малышу понравятся такие развивающие игры. 

2. «Игры-моталочки»

Я думаю, все вы прекрасно понимаете, что полезно постоянно учить малыша новым навыкам, новым движениям ручек и пальчиков. Это благотворно влияет на формирование речи ребенка, да и на развитие в целом.  

Следующая игра как раз призвана научить малыша еще лучше координировать движения обеих рук.

Во время такой игры ребенок учится обматывать веревку или ленту вокруг палки или клубка. Вообще говоря, наматывать на палочку существенно легче, поэтому начинать лучше именно с нее. Подойдет барабанная палочка, карандаш или даже палка с улицы. К ней нужно привязать небольшой кусок веревочки, толстой пряжи или ленты.

Для того, чтобы повысить интерес ребенка к игре на конце ленты можно закрепить небольшую мягкую игрушку. При каждом новом витке игрушка будет подползать все ближе и ближе к малышу. Это будет очень увлекательно!

3. «Игра делаем мыльную пену»

Для такой игры приготовьте венчик. Затем вместе с ребенком налейте в миску воды и капните немного шампуня. Покажите малышу, как можно получить пышную пену, энергично работая венчиком. Обычно малышей эта развивающая игра просто завораживает, это же почти как фокус – вода превращается в пену. Моя дочурка обожает эту игру. 🙂

А поиграв с венчиком, мы начинаем надувать мыльные пузыри через трубочку. Обычно в первый раз малышам тяжеловато уловить, что воду через трубочку нужно не пить, а наоборот выдувать, поэтому если раньше вы никогда не пробовали устраивать бурю в стакане, для начала поэкспериментируйте на обычной воде и убедитесь, что малыш не пьет воду. И лишь потом переходите к играм с мыльной водой. Пузыри в этом случае получаются еще эффектнее, чем с венчиком.

4 . «Перекладываем кусочки поролона с помощью прищепок»

Для этой игры заранее нарежьте небольшими кусочками поролоновую губку. Вместе с малышом представьте, что это пирожки, печеньки или картошка – в общем, что-то съестное. У Машеньки скоро обед, поэтому нужно переложить всю еду в ее тарелку. Правда, еда горячая, поэтому чтобы не обжечься, нужно воспользоваться прищепкой. Моя дочурка очень любит готовить и кормить свои игрушки, поэтому эта игра нас очень увлекает.

 5. «Играем с пинцетом»

Данная игра аналогична предыдущей, только здесь вместо прищепки мы будем использовать пинцет. Сначала попробуйте поупражняться с кусочками губки. Когда это будет хорошо получаться, можно точно также перекладывать пинцетом маленькие бусины. Это задание, конечно, посложнее, но оно уже под силу двухлетнему ребенку.

Хочется отметить, что игры с прищепками и пинцетом замечательно развивают мелкую моторику, координацию движений, оттачивают орудийные навыки.

6. «Играем с орехами»

Для разнообразия тактильных ощущений, а также для обогащения знаний об окружающем мире интересно поиграть с орехами. Для этого купите 4-5 видов орехов в скорлупе (штук по 5 каждого вида). Мы играли с грецкими, кедровыми, фундуком, миндалем, арахисом.

Орехи можно использовать  в  сюжетно-ролевых играх, раздавая игрушкам орехи, одновременно проговаривая и запоминая их названия.

Также, можно сортировать орехи по видам, опять же повторяя названия (Кукла Катя любит грецкие орехи, а Оля – арахис).

И наконец, можно сложить орехи в небольшой непрозрачный мешок и на ощупь доставь их из мешка.

7. «Выкладываем макароны»

Предлагаю еще одну игру, которую можно сделать за 2 минуты из подручных средств. Такая игра способствует совершенствованию моторики и, конечно, аккуратности.

Итак, задача ребенка – по начерченным дорожкам аккуратно выкладывать макароны. Подойдут также пуговицы. Если вы используете материалы разных цветов, то для каждой дорожки можно определить свой цвет, тем самым добавится еще и цветная сортировка.

Совет: чтобы сделать занятие более интересным, поставьте по краям дорожек маленькие игрушки, и объясните, что ваша миссия – построить для игрушек мост из макарон, иначе им никак не встретиться.

8. «Играем с пипеткой»

Еще одна простая игрушка, которая всегда есть под рукой и которая способна надолго завладеть детским вниманием, — это пипетка. Если ваш малыш еще не знаком с этим приспособлением, то начать лучше с более крупных груш и дозаторов, и при этом просто переливать воду из одной посуды в другую. Ну а когда ребенок уже уловит последовательность действий (нажать – опустить пипетку в воду – разжать пальцы и т.д.), то можно уже и задачки посложнее предлагать. Например, разлить водичку по ячейкам при помощи маленькой пипетки.

В качестве ячеек идеально подходят детали лего или мини-коврики для купания. Водичку для этого развивающего занятия желательно подкрасить гуашью, так будет виднее, какие ячейки уже заполнены, а какие еще нет.

Для тех, кто уже совсем хорошо освоился, можно предложить продвинутый вариант – чередовать цвет водички при заполнении рядов ячеек.

9. «Играем с кинетическим песком»

С недавних пор кинетический песок стал довольно популярен и, в общем-то, вполне заслуженно: он представляет собой прекрасную альтернативу обычному песку в холодное время года, увлекает детей надолго, моторику и фантазию развивает на ура.

Несмотря на то, что кинетический песок внешне похож на мокрый речной песок, по своим свойствам он существенно отличается. Он менее рассыпчат и представляет собой что-то вроде связной массы (в то же время, он не такой пластичный как тесто для лепки или пластилин). Кроме того, кинетический песок обладает «текучестью». Так, башня, слепленная из него, простояв несколько минут, потихоньку начнет расползаться, в то время как башня из обычного песка может стоять хоть весь день, пока ее кто-нибудь не разрушит. Однако, все это не значит, что кинетический песок хуже или с ним неинтересно играть!

В игре мы используем обычные формочки для песка, строим замки для принцесс и зоопарки для животных, но больше всего, пожалуй, любим стряпать руками разные пироги и колбаски, украшать их, разрезать игрушечным ножиком и угощать всех подряд.

Конечно, развивающих игр для детей, в которые можно поиграть с ребенком дома большое множество, я рассказала вам о тех, которые любит мой ребенок.

А еще, в перерывах между играми, мы наткнулись на один очень познавательный мультфильм «Малышарики», посмотрите, может и ваш малыш будет обучаться по нему. 😉

Пришло время заканчивать мою статью. Я была бы очень рада, если вы поделитесь в комментариях своими затеями занятий с нашими детками. И помните, все зависит от вас самих, от вашего желания, от вашей фантазии. Удачи вам!! Играя – развивайтесь!!

С уважением, Татьяна Кашицина.

Двухлетний малыш является очень любознательным и начинает проявлять небывалый интерес к окружающему миру. Ему просто необходимы развивающие игры для малышей от 2-х лет. Он уже уверенно ходит и его маленькие ручки тянутся ко всему, что видит. Пусть этот непоседа и доставляет много хлопот маме, но она должна радоваться. Ребенок развивается и познает мир, а не сидит на месте.

Совсем скоро он вступит в возраст собственного осознания и станет отстаивать, даже перед родителями, свои личные границы. Появятся первые признаки самостоятельных решений. Чтоб привить необходимые малютке навыки и исключить возникновение проблем с развитием, следует никогда не переставать заниматься с малышом. Достигнутый возраст двух лет открывает огромную вселенную допустимых развивающих игр.

Бушующую энергию ребенка, которая ищет выход, следует направлять в «нужное русло». Главное в этом деле — грамотно заинтересовать малыша. Любящая мама обязательно справится с этим.

На что обратить внимание

  • понимание малышом поставленной задачи. Бывает так, что ребенку сложно, он ощущает дискомфорт, не понимает, что от него требуется. В таком случае следует изменить методику игры или вообще переключиться на другую;
  • важно, чтоб игры были нацелены именно на развитие и соответствовали возрасту. Если неправильно подобрать игру, то продуктивность малыша будет минимальной, а результат нулевой;
  • игры и упражнения нужно подбирать по возрасту и индивидуальным способностям малыша;
  • при логопедических занятиях родителям следует тщательно проговаривать каждое слово;
  • подвижные игры должны быть безопасны. Нельзя допускать упражнений, где малыш мог бы удариться или упасть;
  • к ребенку нужно относиться с пониманием и уважительно. Не нужно ругать его за то, что у него не получается. Малыш маленький и ему бывает сложно полностью понять, что от него требуется. Вы уже прошли детство, а ребенок только учится. Родители должны быть терпимы;
  • не нужно стараться всё делать за чадо. Предоставьте ему максимум самостоятельности, сделайте вид, что не контролируете его. Приходите на помощь только в том случае, когда малыш действительно не справляется. В случае успешного выполнения упражнения и поставленной цели, непременно хвалите маленького человечка;
  • в случае, когда малышу разрешены самостоятельные действия, родитель всё равно должен контролировать ход игры. Это нужно на случай, если ребенок потянет в рот то, что не нужно, или начнет отвлекаться;

image

Статья для тех, кто хочет проводить время с ребенком 2 — 3 лет весело и с пользой. В ней примеры игры и советы по их организации и проведению.

Когда двухлетний малыш рычит, изображая тигра, крутит невидимый руль, будто бы он — машина, или качает куклу, все вокруг умиляется. Иногда даже начинают говорить о беззаботности детства, мол, можно бесконечно играть и ничего больше не делать.

На самом же деле, детская игра – это сложное явление, такое себе развлечение с пользой. Являясь, по сути, дидактическим единственным инструментом в руках взрослого (родителя или воспитателя), игра всесторонне развивает ребенка в раннем детстве.

Значение игр в развитии детей 2 — 3 лет

Если ребенку дать игрушки или какие-либо другие предметы, попросить его найти занятие, он обязательно его найдет. Возможно, малышу даже будет весело. Но взрослый, который осознает ответственность воспитания ребенка 2 — 3 лет, обязательно поучаствует в игре, используя ее для достижения различных педагогических целей.

image

Ребенок 2-3 лет учится, играя.

ВАЖНО: Целенаправленная, правильно организованная и доведенная до конца игра с ребенком 2-3 лет способствует физическому либо умственному развитию малыша, формированию у него нравственности, его социализации, прочее. Некоторые игры вырабатывают несколько навыков либо воспитывают неcколько качеств.

У игр с детьми 2 — 3 лет могут быть следующие цели:

  1. Воспитание личностных качеств. В ребенка в раннем детстве понятия о добре и зле, плохом и хорошем только закладываются. И только в форме игры, ненавязчиво, ему можно объяснить, почему нужно быть доброжелательным, вежливым, скромным, трудолюбивым, ответственным, так далее, и нельзя быть грубым, жадным, эгоистичным, так далее.
  2. Социализация. Уже в два-три года в процессе игры ребенок начинает взаимодействовать со взрослыми и другими детьми. Играя, он учится общаться, дружить, договариваться, отстаивать свое мнение, находить выходы из различных спорных ситуаций.
  3. Формирование самооценки. Успехи в игре радуют ребенка, вселяют в него уверенность в собственных силах., повышают самооценку.
  4. Физическое развитие. Подвижные игры для малышей в раннем детстве способствуют укреплению у них навыков ходьбы, бега, учат их манипулировать с различными предметами, применять их по назначению, делаю их крепкими, выносливыми, способствуют формированию сильного иммунитета.
  5. Тренировка мелкой моторики. У ребенка 2 — 3 лет активно развивается устная речь. Любые игры с мягкими пазлами, кубиками, сортерами, конструкторами, мозаиками, прочее, во время которых малыш манипулирует с небольшими предметами, способствуют усовершенствованию умения говорить.
  6. Развитие различных психологических процессов: памяти, фантазии, восприятия, внимания, образного и логического мышления.

image

Игрой у детей 2-3 лет должен руководить взрослый.

ВАЖНО: Для организации игр с малышами 2 — 3 лет дома или в детском саду обязательно нужен инвентарь. Это игрушки или предметы-заместители: игрушки и наборы для сюжетно-ролевых игр, куклы, фигурки, солдатики, модели, развивающие игрушки (мозаики, пазлы, конструкторы, кубики, головоломки), настольные игры (лото, карточки, домино), игрушки для улицы, спортивный инвентарь, электронные и интерактивные игрушки, прочее.

Режиссерская игра для детей 2 — 3 лет

Впервые режиссерская игра появляется у ребенка в возрасте около двух лет.

image

Режиссерская игра у детей 2-3 лет — предпосылка к более сложной, сюжетно-ролевой.

В жизни это выглядит примерно так: двухлетнему мальчику дарят игрушечные грузовик и экскаватор. Он может долго сидеть ковре или в песочнице, манипулируя с ними. То, что для родителей кажется «возней» для него – настоящий сложный процесс.

ВАЖНО: В своих первых режиссерских играх ребенок воспроизводит то, что происходит с ним в жизни, то, что он уже успел понаблюдать.

В процессе игры малыш:

  1. Придумывает сюжет. Обычно, он простой (стройка, посещение поликлиники, магазин, детский сад, мама и папа ухаживают за ребенком, прочее). Также, это может быть сюжет из мультика или сказки. Причем в раннем детстве дети редко отступают от оригинала, они не дополняют и не распространяют его.
  2. Распределяет роли и сам же их и выполняет. Актеры в его игре — игрушки или предметы – заместители (ковер – это море, диван – сцена, расческа – микрофон, прочее). Ребенок оживляет игрушки – двигает ими, озвучивает. Каждый персонаж в свое игре имеет свой собственный голос. Играя в семью, он озвучивает маму и папу, лает за собаку, рычит за тигра, копирует двигатель автомобиля. Голосом он старается передать эмоции.

ВАЖНО: Режиссерская игра у двухлеток – предпосылка сюжетно-ролевой игры у детей более старшего возраста. В 2 — 3 года дети, обычно, играют рядом друг с другом, в 4 — 6 лет – уже вместе.

image

Игрушки для режиссерской игры «Зоопарк».

Для полноценной режиссерской игры малышу нужны:

  • игровое пространство (столик, детская палатка, коврик, прочее)
  • мелкие игрушки, которые ребенку удобно держать в руках
  • декорации (кукольный дом, озеро, лес, автодорога, гаражи, зоопарк, прочее)

С ребенком 2 — 3 лет можно поиграть в такие режиссерские игры:

  1. «Моя семья»
  2. «В деревне у бабушки»
  3. «В магазине»
  4. «В зоопарке»
  5. «На детской площадке»
  6. «Колобок», «Репка», «Теремок», другие сказки
  7. «Маша и Медведь», «Фиксики», другие мультики

Сюжетно-ролевая игра для детей 2 — 3 лет

Сюжетно-ролевая игра у детей 2 — 3 лет только зарождается. В силу возрастных психологических особенностей и несовершенства речи дети еще не могут полноценно общаться друг с другом, поэтому компаньонами по игровому процессу у них чаще являются родители.

ВАЖНО: В сюжетно-ролевой игре ребенок учится быть взрослым.

С ребенком 2 — 3 лет можно поиграть в такие сюжетно-ролевые игры:

ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Семья».

image

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Игровой инвентарь: кукла, кукольная одежда, кукольная посуда, кроватка с постелью, коляска, предметы – заместители. Роли: мама, папа, ребенок. Сюжет: мама качает, кормит и укладывает спать ребенка, готовит еду, накрывает на стол. Папа приходит домой с работы, кушает, играет с ребенком.. Семья отправляется на прогулку.

ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Прививка».

image

Сюжетно-ролевая игра «Прививка».

Игровой инвентарь: куклы, набор доктора и/или предметы-заместители Роли: Врач, ребенок и его мама. Сюжет: Мама приводит ребенка-куклу на прием к врачу. Доктор осматривает малыша, используя различные медицинские инструменты (слушает дыхание, проверяет глазки и ушки, меряет температуру), а после делает ему прививку.

ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин».

image

Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин».

Игровой инвентарь: куклы, касса, игрушечные продукты, кукольная одежда, мелкие игрушки, игрушечные деньги, предметы-заместители. Роли: Мама, малыш, продавец. Сюжет: Мама с малышом отправляются за покупками. Заранее стоит оговорить, что именно им нужно купить. Они выбирают в магазине все, что им необходимо, спрашивают у продавца цену, рассчитываются за покупки.

Видео: Сюжетно ролевая игра Больница

Дидактические игры для детей 2 — 3 лет

По сути, все игры, в которые играет ребенок в раннем детстве, чему-то его обучают. Но дидактические игры отличаются от других видов игровой деятельности тем, что инициируются не сами детьми, взрослым, с четко определенной целью – получить новые знания или закрепить ранее полученные.

ВАЖНО: Дидактические игры еще называют играми-занятиями, они требуют от малыша активных усилий. Продолжительность такой игры у ребенка 2 — 3 лет должна составлять 5 – 10 минут, не более.

У ребенка в раннем возрасте в процессе дидактической игры формируется представление о:

  • свойствах предмета (форме, цвете, размере)
  • количестве предметов
  • равенстве и отличии
  • окружающем мире
  • себе самом и своем собственном теле

С малышом 2 — 3 лет можно поиграть в предметные, настольно-печатные или словесные обучающие игры.

ПРИМЕР: Предметная игра, обучающая цветам «По домам».

Предметная игра, обучающая цветам «По домам».

Нужно: Три ящика или коробки, обклеенные цветной бумагой желтого, синего и красного цветов, фигурки животных, птиц, человечков, вырезанные из бумаги желтого, синего и красного цветов. Ход игры: Перед малышом выставляют цветные коробочки. Фигурки из цветной бумаги перемешивают, выкладывают перед ребенком, просят его определить фигурку в ее «домик» такого же цвета, как она сама. Просят ребенка озвучить название цвета. Позже можно добавлять в игру новые цвета

ПРИМЕР: Предметная игра, обучающая животным «Кто что ест».

Предметная игра, обучающая животным «Кто что ест».

Нужно: Лото с животными и их пищей. Ход игры: Ребенку дают карточки с изображением диких и домашних животных, а также их пищей, и предлагают накормить каждого из них тем, что он любит больше всего. Например: мышка – сыр, курочка – зернышки, кошечка – сметана, прочее

ПРИМЕР: Настольно-печатная дидактическая игра «Лишний предмет».

Настольно-печатная дидактическая игра «Лишний предмет».

Нужно: Обучающие карточки или книги. Ход игры: Малышу показывают картинки, на которых изображено от 3 до 5 предметов. Один из них по свойствам и характеристикам является лишним. Ребенок должен указать на него попытаться объяснить свой выбор.

ПРИМЕР: Настольно-печатная дидактическая игра «Найди пару».

Настольно-печатная дидактическая игра «Найди пару».

Нужно: Обучающие карточки или книги. Ход игры: Ребенку показывают картинки с изображением парных предметов вразброс. Малыш должен соединить пары.

ПРИМЕР: Словесная игра «Говорят животные». Ход игры: Взрослый называет животное и просит малыша озвучить его. Потом они меняются ролями: взрослый воспроизводит голос животного и просит кроху назвать, кто же это говорит.

ПРИМЕР: Словесная игра «Отгадайка». Ход игры: Взрослый называет свойства или предназначение предмета, а малыш должен назвать его. Например: «Он круглый, нужен, когда идет дождь» — «Зонт», «Они прямоугольные, их мы открываем, когда заходим в дом» — «Двери».

Настольные игры для маленьких детей

Родителям очень повезло — выбор настольных игр для детей раннего возраста сегодня велик. Это:

  1. Карточки
  2. Пазлы. Они должны быть крупными и состоять из 2 — 5 элементов

Очень хорошие для малышей мягкие пазлы, пазлы из плотного картона, пазлы на магнитах.

Мягкие пазлы.

  1. Мозаики и соты. Так как эти игрушки содержат мелкие элементы, с детьми в раннем возрасте во время игры с ними обязательно должен присутствовать взрослый.

    Соты.

  2. Лото. Это могут быть игры на темы: «Кто чья мама», «Кто где живет», «Фрукты и овощи», «Транспорт», «Времена года», прочее.

    Лото.

  3. Домино. В такую игру можно играть всей семьей.

    Домино.

  4. Прочее. К этой категории можно отнести деревянные игрушки-вкладыши, лабиринты, различные головоломки для малышей.

    Пазлы для детей 2-3 лет своими руками.

    Видео: Больше примеров настольных игр

    Подвижные игры для малышей

    У детей в раннем возрасте жизнь – это бесконечное движение. И оно вовсе не бесцельное, как кажется некоторым взрослым. Играя в подвижные игры, ребенок:

    • укрепляет мышцы, улучшает кровообращение и дыхание
    • укрепляет иммунитет
    • развивается умственно

    ВАЖНО: В возрасте 2 — 3 лет в процессе подвижной игры малыш учится быть членом команды, общаться с детьми и взрослыми.

    Родители должны позаботиться о том, чтобы в процессе подвижной игры малыш был в безопасности. Также, несмотря на то, что в отличие от других видов игровой деятельности подвижная игра может продолжаться дольше, чем 10 минут, повторятся по нескольку раз, чрезмерное увлечение чревато перевозбуждением ребенка. Такой вид игры рекомендуется чередовать с другими видами деятельности.

    ВАЖНО: Особую роль в подвижной игре выполняют правила. Их определяют взрослые, ребенок им должен следовать неукоснительно. Иначе игровой процесс может выйти из-под контроля.

    Подвижные игры чрезвычайно важны для развития ребенка 2-3 лет.

    С детьми 2 — 3 лет можно поиграть такие подвижные игры:

    ПРИМЕР: Подвижная игра «Дождик, дождик, веселее!»

    Ход игры: Принимать участие в игровой деятельности может один ребенок или несколько детей. Взрослый выбирает домик. Это может быть грибочек на площадке, диван дома или просто условно обозначенное место в квартире. Взрослый говорит: «Солнышко светит!». Дети выходят «на улицу», веселятся, бегают, прыгают. Взрослый говорит: «Кап-кап, дождик пошел!», дети должны спрятаться в «домике». Можно дополнить игру веселым стишком:

    Дождик, дождик, веселей, Своих капель не жалей! Но по крыше не стучи, Нам головки не мочи!

    ПРИМЕР: Подвижная игра «Мышеловка». Ход игры: Детей должно быть как минимум 6. По жребию выбирают мышку. Если детей больше, мышек может быть две или три. Остальные малыши берутся за руки и водят хоровод. В это время «мышка» бегает туда-сюда у них под руками, то забегает в круг, то покидает его. По команде воспитателя круг – «мышеловка» закрывается. Если «мышка» попалась, осталась в кругу, она меняется местом с другим участником.

    Во время движения мышеловки взрослый вместе с детьми может рассказывать стишок:

    Нам вы, мышки, надоели! Доберемся мы до вас! Нашей славной мышеловкой Переловим вас сейчас!

    ВАЖНО: В возрасте 2 — 3 лет ребенок должен научится управляться с мячом: бросать его, ловить, пинать ногами.

    ПРИМЕР: Подвижная игра с мячом «Прямое попадание».

    Ход игры: Для игры необходим ящик или корзина. Ребенка ставят на напротив «мишеней» на расстоянии 3 метров, предлагают ему поочередно мячики разных размеров. Ими он должен попасть в корзину или ящик.

    Видео: Дети играют в «Мышеловку»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий