Развитие младенца: что должен уметь ребенок в 5 месяцев?

Мне уже целых 5 месяцев! Я уже узнаю своих маму и папу и очень настороженно отношусь к незнакомцам!

Ребеночек 5 месяцев

imageЧто должен уметь ребенок в 5 месяцевРебенок 5го месяца жизни активно развивается не только физически, но и психологически — мама наверняка заметит, что с каждым днем он все больше и больше ее понимает. Попытки осознанного общения и потребность в нем сейчас становится все острее.

Физиологические особенности ребенка 5 месяца жизни

В этом возрасте челюсти Вашего малыша уже наверняка начнут активную подготовку к появлению первых зубов — повышенное слюноотделение может сопровождаться зудом и даже болезненными ощущениями. Кроха все активно тянет в рот – во-первых, потому что таким образом он стремится успокоить «чешущиеся» десны, а во-вторых, рот сейчас – это способ познания мира. Обязательно исключите из зоны досягаемости малыша все предметы, представляющие опасность, при этом необходимо обзавестись игрушками, которые удобно жевать – резиновыми или специальными прорезывателями — ими малыш может наслаждаться в сласть. Не забывайте регулярно проводить гигиеническую обработку всех игрушек, поскольку маленький ребенок легко может подхватить инфекцию. Активная прибавка в весе пошла на спад еще на 4м месяце жизни – сейчас малыш продолжит стабильно набирать по 500-600 грамм ежемесячно. Вероятно, он уже весит около 7 килограмм. До года вы продолжите ежемесячные визиты к участковому педиатру для контроля за развитием и ростом крохи, на которых все также будете проходить обязательную процедуру взвешивания и измерения роста.

Питание

Начиная с 5го месяца жизни малыша можно потихоньку вводить в его рацион взрослую пищу – по чайной ложке, постепенно увеличивая количество съедаемого. Желательно вводить не более одного продукта в неделю – так Вы сможете точно отследить аллергические реакции и возможности пищеварительного тракта справиться с новой едой. Начинать прикорм можно с однокомпонентных овощных и фруктовых пюре: яблочного, грушевого, кабачка, цветной капусты или брокколи. Со временем можно начинать давать многокомпонентную пищу. Что касается каш, то оптимально начинать введение прикорма с гречневой или рисовой крупы – они являются гиппоалергенными и наиболее просто усваиваются нежным желудком малыша. Конечно, несмотря на введение прикорма, основным питанием крохи 5го месяца жизни остается грудное молоко — оно помогает защитить организм малыша, прекрасно формируя собственный иммунитет и замечательно усваивается. Кроме того, кормление грудью – это способ общения с мамой, дающий ощущение спокойствия и защищенности. Промежутки между кормлениями к этому возрасту увеличиваются до 4 часов – на протяжении этого времени кроха спокойно может выдержать без прикладывания к груди, если конечно она не понадобится ему для удовлетворения потребностей помимо голода, например таких как способа уснуть или утешиться.

Режим малыша

Режим дня ребенка 5го месяца жизни существенно отличается от режима дня новорожденного – малыш уже может бодрствовать в течении длительного времени и потребность в отдыхе днем у него возникает не более двух –трех раз. Продолжительность сна, как правило, составляет около одного — двух часов, а в ночное время – около десяти. Возможно, Ваш ребенок сможет обходиться без ночных кормлений уже к концу 5го месяца. image

Я могу

С каждым новым днем малыш учится все новым и новым навыкам — он уже умеет переворачиваться, приподнимает туловище с положения, лежа на спине, пытаясь встать. Если взять малыша за ручки – он, подтянувшись, возможно, сможет сесть — такое упражнение очень нравится детям и помогает укреплять мышцы спины и рук, подготавливая кроху к самостоятельному передвижению ползком. Управление собственным телом происходит все более и более осознанно – постепенно угасают врожденные рефлексы, в том числе хватательный — умение взять в руки какой – либо предмет теперь сознательно. Кроме того, у ребенка появляются предпочтения в игрушках – наверняка появится любимая, которая будет привлекать его больше остальных какими-либо свойствами, например, звуком или цветом. Кроха активно познает не только мир вокруг, но и собственное тело — во рту могут оказаться не только погремушки, но и ручки малыша, а также ножки. Он может трогать себя за живот, глазки, носик, ушки, стягивать с себя носки или тянуть кофточку – изучая самого себя и предметы одежды. Очень сильны тактильные ощущения – малыш начинает понимать и различать понятия – твердый-мягкий, холодный-горячий. Если начать заниматься с ним в этом возрасте, регулярно повторяя свойства ощупываемых предметов, ребенок не только начнет понимать описание их качества, но и запомнит его. В возрасте, когда кроха начнет передвигаться самостоятельно, такой навык поможет уберечь его от изучения опасных предметов, например горячего чайника или кастрюли. Введение прикорма в возрасте 5 месяцев обусловлено не только относительной зрелостью пищеварительной системы, но и появлением способности кушать густую пищу. Постепенно проходит инстинкт выталкивания инородных предметов изо рта языком – сейчас кроха вполне в состоянии кушать с ложечки и самостоятельно глотать предложенное угощение. Психологическое развитие малыша набирает обороты. Ребенок 5го месяца жизни начинает разделять окружающих его людей на «своих» и «чужих» — если еще месяц назад он спокойно мог пойти на ручки к незнакомой тете или дяде, то сейчас попытки пообщаться с ним для посторонних людей могут закончиться как минимум настороженностью, а вероятнее всего испугом и истерикой. Чтобы такого не произошло – дайте ребенку время привыкнуть к новому человеку на расстоянии, прежде чем переходить к более тесному контакту.

Полезные советы по развитию малыша

Для активного физического развития крохи необходимо регулярное выполнение простых коротких упражнений, помогающих укрепить мышцы и освоить новые умения. Зарядка не должна отнимать много времени – в противном случае малыш может быстро уставать и быстро возненавидит такое занятие. Очень хорошо совмещать выполнение упражнений с рассказом крохе потешек и коротеньких присказок. Игры  и занятия по познанию свойств предметов и окружающего мира сослужат прекрасную службу в будущем – сейчас начинают вызывать интерес игрушки, произносящие звуки, пирамидки и прочие предметы, которые приходят в движение при выполнении определенных действий. Конечно, пока кроха не в состоянии самостоятельно играть такими игрушками «как полагается», но наблюдать за Вашим и действиями и постепенно усваивать последствия от их свершения, ребенок будет непременно и с большим интересом. Развитие речевых навыков очень во многом зависит от родителей малыша. Как и раньше непременно произносите вслух все действия, совершаемые касаемо малыша – будь то переодевание, сборы на прогулку или кормление — чем больше Вы разговариваете с ребенком, тем активнее пополняется его словарный запас на будущее. Пойте песенки, читайте потешки и стишки — ребенок с удовольствием будет не только слушать Вас, но и рассматривать картинки в книжках для самых маленьких. Начинается этап активного социального и психологического развития личности. Ребенок начинает выражать разные реакции на окружающие раздражители, на изменение ситуации вокруг — если раньше это были в основном инстинктивные реакции, направленные на удовлетворение естественных потребностей, то сейчас явно добавляются выражения недовольства, связанные с определенными предпочтениями. Так, если попытаться забрать у малыша любимую игрушку – он тут же выразит свое недовольство вслух громким обиженным криком. То же самое касается изменения положения, окружающей обстановки или смена Вашей интонации в разговоре. Помните, что для правильного и своевременного развития личности важно активное участие родителей на любом этапе жизни ребенка. Чем больше Вы вложите в свое чадо сейчас, тем проще Вам будет добиться успехов в формировании человека будущем. Обязательно занимайтесь своим малышом. И пусть такие занятия приносят удовольствие и крошке и родителям!

Развитие ребенка 5 месяцев видео

  Оцените материал:

Советуем прочитать

  • 23-07-2021, 23:44

    Рецепт имбирного печенья для детей: топ-3 рецепта

  • 20-07-2021, 18:35

    Летний инструктаж для родителей учащихся

  • 19-07-2021, 20:40

    Как получить бесплатную путевку в лагерь: список документов и тонкости оформления

  • 2-07-2021, 03:46

    Что делать, если тебя не понимают родители?

  • 1-07-2021, 23:51

    Какие документы нужны для многодетных семей в 2021 году: как получить статус?

  • 30-06-2021, 00:39

    Самые популярные игрушки для детей 5 лет в 2021 году

  • 29-06-2021, 23:54

    Имеют ли право родители забирать телефон у ребёнка?

  • 29-06-2021, 05:31

    Все льготы, выплаты и пособия многодетным семьям в Крыму в 2021 году

В первый год в жизни крохи происходит столько всего интересного! Он развивается стремительно и каждый день радует родителей своими новыми умениями и маленькими достижениями. Пятимесячный малыш уже очень сильно отличается от новорожденного, и заметить это могут не только родители. И даже несмотря на то, что каждый ребенок – индивидуальность и развивается по своему графику, все равно мама должна знать, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, чтобы проконтролировать темпы физического и психоэмоционального роста. Этому вопросу уделим особое внимание в нашей статье.

Что должен уметь ребенок до 5 месяцев?

Каждый ребенок уникален, и темпы развития разных малышей могут отличаться. Одни дети в пять месяцев только начинают переворачиваться со спины на живот, а другие – уверенно сидят и даже пытаются встать на ножки. Но все-таки существует ряд показателей, на которые следует ориентироваться при оценке уровня физического и психоэмоционального развития ребенка первого года жизни.

Для месячного малыша главным достижением можно считать успешные попытки на несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении. Ребенок начинает узнавать свою маму, у него появляется первая мимика на лице.

Двигательной активностью характеризуется весь период жизни малыша с 2 до 5 месяцев. Что должен уметь ребенок в это время? В двухмесячном возрасте он начинает активно двигать ручками и ножками, улыбаться близким, прислушиваться к звуку погремушки и следить за ней глазами. До конца следующего месяца малыш научится переворачиваться со спины на бок, чтобы вскоре самостоятельно лечь на животик.

Что должен уметь ребенок в 3,5 месяца? Лежа на животе, малыш уверенно поднимает голову, удерживает ее и свободно поворачивает в нужную ему сторону. А вот четырехмесячный малыш уже всерьез интересуется игрушками и даже пытается дотянуться до них. В этот период жизни крохи можно услышать громкий и осознанный детский смех.

Физиологическое развитие малыша в 5 месяцев

Психически и физически ребенок продолжает развиваться интенсивными темпами. Каждый день для него полон открытий. Ему уже недостаточно только кушать и спать. Малыш испытывает потребность в общении с близкими людьми, в движении и познании мира вокруг себя.

Родители очень часто сравнивают детей разного пола, чтобы понять, что должна уметь ребенок-девочка в 5 месяцев, а что – мальчик. На самом деле разницы в навыках и умениях в этом возрасте не существует, и специалисты одинаково оценивают всех детей с точки зрения их психоэмоционального развития. Здесь большую роль играет темперамент ребенка, генетическая предрасположенность, масса тела и другие факторы. А вот физически малыши разного пола развиваются неодинаково.

К 5 месяцам ребенок набирает в весе в среднем 3,2-3,4 кг и вырастает на 12-14 см. Мальчики к этому возрасту имеют массу тела 6,6-8,3 кг, а девочки – 6,0-7,7 кг. В среднем за 5 месяц жизни ребенок поправляется на 700 г и вырастает на 2 см. Рост мальчиков к этому времени составляет уже 63,6-68 см, а девочек – 61,6-66,2 см.

На 5 месяце жизни у малыша может начаться процесс прорезывания зубов. Причем у девочек первые молочные зубы появляются обычно раньше, чем у мальчиков.

Режим дня и кормление

Для пятимесячного ребенка очень важно соблюдать установленный с рождения распорядок дня. Сон, кормление, игры с мамой должны происходить примерно в одно и то же время. Тогда и ребенок будет расти спокойным и жизнерадостным.

В пятимесячном возрасте малыш обычно спит 3 раза в день. Каждый сон имеет продолжительность примерно 1,5-2 часа. Такой же интервал присутствует между бодрствованиями. Ночью ребенок спит в среднем около 10 часов. Но для этого нужно создать и поддерживать необходимые условия – регулярно проветривать и увлажнять помещение.

Интервалы между приемами пищи у ребенка на грудном вскармливании, так же как и на искусственном, составляют 3-3,5 часа. Прикорм начнется только через месяц, так что маме пора задуматься над тем, чем она будет кормить своего малыша.

Двигательные навыки

Физическое развитие малыша в этом возрасте позволяет ему осваивать новые позы и разные виды активности. Вот, что должен уметь ребенок в 4-5 месяцев:

  1. Уверенно переворачивается на бок, а к концу месяца – со спины на живот и обратно.
  2. Хорошо удерживает голову, лежа на животике.
  3. Хватает и удерживает игрушку в руках без помощи взрослого.
  4. Уверенно поднимается на предплечья, лежа на животе, что позволяет малышу лучше рассмотреть комнату.
  5. Пытается выпрямить руки, опираясь на ладони, что способствует укреплению кистей.
  6. Стремится ползти, держась за опору кроватки.

Если сравнивать, что должен уметь ребенок-мальчик в 5 месяцев по сравнению с девочкой, то у последних двигательная активность развивается с небольшим опережением.

Зрение, слух и осязание

Развитие глазных мышц на этом этапе подходит к своему завершению. Малыш с удовольствием и подолгу рассматривает яркие предметы, следит за перемещающимися объектами и сосредотачивает свой взгляд на них. Ребенок хорошо узнает своих близких и радостно реагирует на них улыбкой или движениями ногами. А вот появление незнакомцев в доме может вызвать у малыша слезы.

По поводу того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев в точки зрения развития органов слуха, то здесь следует сказать, что каждый кроха уже умеет различать голоса: свою маму он точно сможет узнать из десяти других людей. В этом возрасте можно проверить, хорошо ли слышит малыш. Для этого достаточно отойти на расстояние 5-6 метров и похлопать в ладоши. В норме ребенок должен повернуть голову на звук.

Кроме зрения и слуха у малыша в этом возрасте хорошо развивается осязание. Например, легкие поглаживания мамиными руками успокаивают ребенка, а массажные движения, наоборот, бодрят.

Эмоциональное и социальное развитие

Если говорить о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев с точки зрения психического развития, то здесь ему подвластен широкий спектр эмоций. Кроха умеет:

  • громко смеяться;
  • требовать;
  • огорчаться и радоваться;
  • выражать свое недовольство интонацией детского лепета.

В этом возрасте ребенку очень нравится проводить время с близкими людьми. Если же его пытается взять на руки незнакомец, то малыш тут же отреагирует на это недовольством или громким плачем. Такая же реакция наблюдается у ребенка при попадании его в незнакомую обстановку. В этом случае присутствие близкого человека рядом крайне необходимо.

Развитие речи

В этом возрасте ребенок начинает осваивать новые звуки. Он то и дело поет «а-а-а», «и-и-и», что способствует развитию его речевого дыхания. При этом малыш воспроизводит движения и ручками, и ножками. Со стороны может показаться, что он не только поет, но и пританцовывает, лежа на спине.

Относительно того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев говорить, стоит отметить, что основное развитие речевых навыков происходит в период с 5 до 6 месяцев. В это время малыш может произнести свои первые слоги, такие как «ма», «па», «ба».

Чтобы малыш научился как можно быстрее понимать речь, маме рекомендуется проговаривать все свои действия, которые она совершает в течение дня. Даже простые вопросы, например: «Где мама?», «Где папа?», «Где кроватка?», способствуют развитию пассивного словаря малыша. Обычно девочки осваивают речевые навыки немного раньше мальчиков, у которых развитие в этом плане идет немного медленнее.

Новые возможности для игры

В этом этапе развития время бодрствования малыша должно проходить в игре. В пятимесячном возрасте ребенка начинают интересовать новые предметы и игрушки, он пытается дотянуться до них и удержать в руке. Но это вовсе не означает, что он непременно начнет играть с ними. Скорее, все свои находки он будет отправлять прямо в рот.

Ниже рассмотрим, что должен уметь делать ребенок в 5 месяцев:

  1. С интересом наблюдает за мамой и слушает, что она говорит, одновременно выполняя пальчиковую гимнастику и рассказывая потешку «Сорока-белобока».
  2. Проявляет эмоции, когда ему удается дотянуться до заинтересовавшего его предмета.
  3. Пытается найти маму, которая ненадолго прячется, играя с ним в «ку-ку», и радуется тогда, когда находит ее.
  4. Любит купаться и играть в воде. Для этого ему рекомендуется приобрести специальные игрушки для ванной. Также можно выполнять в воде элементарные гимнастические упражнения, например, «велосипед».
  5. Разглядывает в зеркале свое отражение.

Доктор Комаровский о развитии пятимесячного малыша

Известный педиатр во многом согласен с изложенной выше информацией о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев. Комаровский Е. О. считает, что в норме малыш в этом возрасте должен выполнять следующие действия:

  • отличать близких людей от чужих по внешнему виду;
  • узнавать голос матери или близкого человека;
  • различать строгую и ласковую интонацию в голосе при обращении к нему, по-разному реагировать на них;
  • радоваться любому ребенку, с удовольствием брать у него игрушку из рук, гулить;
  • брать заинтересовавший его предмет из рук взрослого;
  • удерживать игрушку в руке не менее 1-2 минут;
  • долго лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук;
  • переворачиваться со спины на живот;
  • ровно и устойчиво стоять при поддержке под мышки;
  • подолгу певуче гулить;
  • в случае раннего введения прикорма может самостоятельно есть с ложки густую пищу.

В 5 месяцев ребенок должен быть окружен заботой и вниманием со всех сторон. Он способен чувствовать настроение мамы и бурно реагирует на его смену. А еще в этот период жизни неразрывно связан с падениями с дивана, пеленального столика и т. д. Важно не оставлять ребенка одного в комнате без присмотра, чтобы избежать физических травм.

Содержание

Первый год жизни малыша – непростое испытание для родителей и самого грудничка, каждый месяц полон сюрпризов и новшеств.  Ребёнок в 5 месяцев  становится очень активным его уже нельзя надолго оставлять одного даже в кроватке. Правильное развитие поможет усовершенствовать полученные умения, приобрести новые навыки.

Активность и другие проявления ребёнка в 5 месяцев

Что умеет ребёнок в 5 месяцев?

Основные параметры правильного развития детей – показатели роста и массы тела, которые занесены в специальные таблицы, но педиатры всегда стараются учитывать индивидуальные особенности младенцев.

Важно! Нормальный вес для мальчика в 5 месяцев – 6,6–8,5 кг, для девочек – 6–8 кг. Средний рост – 63,5–68,1 см для мальчиков, и 61,5–66 см для девочек. Размер большого родничка – 17 см, в норме полностью темечко закрывается к году.

Что должен уметь ребёнок на 5 месяце жизни:

  • хорошо держать голову;
  • в положении лёжа на животе поднимать верхнюю часть туловища, удерживать корпус, опираясь на ладони;
  • активно переворачиваться со спины на живот, пытаться ползать;
  • если поддерживать ребёнка подмышки, он опирается на твёрдую поверхность всей стопой, переступает ногами, может оставаться в такой позе до 3 минут;
  • тянется к интересным предметам, берёт их руками, потом бросает;
  • различать горячее и холодное, гладкое и шершавое, фокусироваться и изучать мелкие детали;
  • учиться есть ложкой, пить воду из чашки;
  • фокусировать взгляд на движущихся предметах в течение 10–15 минут;
  • распознавать знакомые лица, узнавать голоса, различать интонации, реагировать на своё имя;
  • уверенно определять, с какой стороны доносится звук.

Поведение новорождённых и пятимесячных детей сильно отличается, по мере взросления расширяется спектр эмоций – груднички могут смеяться в голос, хмурится, гулить, чтобы привлечь внимание. Развиваются и коммуникативные навыки – ребёнок радуется другим детям, берёт у них игрушки, может предложить свои. В речи появляются первые простые слоги, все гласные звуки грудничок проговаривает чётко.

В возрасте 5 месяцев дети начинают совершать первые попытки подняться из лежачего положение в сидячую позу, при этом они крепко держатся за пальцы взрослого человека. Ускорять этот процесс не стоит, преждевременное усаживание младенца может обернуться проблемами с позвоночником в дальнейшем. Чтобы усовершенствовать навык, повесьте кольца, за которые ребёнок сможет хвататься, подтягиваться – такая гимнастика хорошо укрепляет мускулатуру спины.

Нередко уже в 5 месяцев начинают прорезываться первые зубы – процесс сопровождается обильным слюноотделением, дёсны опухают, ребёнок постоянно тянет что-то в рот, иногда наблюдается повышение температуры. Чтобы уменьшить зуд и боль, купите специальные прорезыватели, которые предварительно нужно охлаждать.

Согласно календарю прививок, в 4,5 месяца детям проводят ревакцинацию против коклюша, столбняка, дифтерии, полиомиелита, пневмококковой инфекции, грудничкам из группы риска повторно водят вакцину против гемофильных инфекций.

Признаки отклонений

Все дети развиваются по-разному, но родителям не следует все отклонения от нормы списывать на индивидуальные особенности, в некоторых случаях консультация и помощь специалиста просто необходима.

Ребёнок не реагирует на маму и её просьбы

Когда нужно обратиться к врачу:

  • младенец плохо или совсем не переворачивается со спины на живот и обратно, неуверенно держит голову;
  • грудничок не пытается дотянуться до игрушки, которую родители держат перед ним – это может свидетельствовать о проблемах со зрением;
  • не может ухватить игрушку – один из основных признаков проблем с мелкой моторикой;
  • не реагирует на мамин голос;
  • в речи отсутствуют слоги, присутствуют исключительно гласные звуки;
  • не откликается на простые просьбы;
  • ребёнок плохо или совсем не спит в течение суток;
  • у младенца месячная прибавка в весе составляет менее 500 г;
  • присутствует гипертонус, рефлексы новорождённого – подобные симптомы могут указывать на патологии неврологического характера;
  • в положении лёжа на животе складки на ногах несимметричны – это проявление дисплазии тазобедренного сустава, требуется консультация ортопеда.

Плохой сон или его отсутствие — признак проблем

Формирование процессов терморегуляции у грудничков заканчивается к 12 месяцам, до этого времени колебания температуры в пределах 36–37,4 градуса считаются нормой. Спровоцировать увеличение показателей в 5 месяцев могут респираторные, кишечные, ротавирусные инфекции, прорезывание зубов.

Основная проблема пятимесячных детей – падение, в таких случаях родителям нужно внимательно изучить лицо, грудь, живот и спину младенца, наблюдать за поведением и самочувствием в течение нескольких дней. Если после падения ребёнок долго плачет, не ест, отмечается вялость и сонливость или перевозбуждение, тошнота и рвота – незамедлительно вызывайте скорую помощь.

Как развивать пятимесячного ребёнка?

В 5 месяцев дети некоторое время могут играть самостоятельно, но всё же предпочитают привлекать родителей к своим увлекательным занятиям.

Развивайте у малыша навыки ползания и пытайтесь ставить его на ноги

Игры и упражнения для детей на пятом месяце развития:

  • показывая игрушку, подождите, пока ребёнок захватит её руками;
  • развлекайте простым фокусом – прячьте предмет за спиной, перекладывайте в другую руку, показывайте ребёнку;
  • устраивайте представления в теневом или пальчиковом театре;
  • несколько раз в день тренируйте опоры стоп, закрепляйте навык присаживания, учите ползать;
  • развивайте мелкую моторику – дети с удовольствием играют с крупами, макаронами, пуговицами, любят шнуровки и пальчиковые лабиринты, охотно рисуют пальчиковыми красками;
  • чаще ходите с малышом на руках по квартире, на прогулке, показывайте новые предметы, животных, растения;
  • укрепляйте мышцы спины, занимайтесь плаваньем, гимнастикой на фитболе, простое, но эффективное упражнение – возьмите грудничка на руки, поддерживайте только за низ живота, гимнастикой нужно заниматься ежедневно по 20–30 минут;
  • занимайтесь развитием слуха – читайте книжки, рассказывайте потешки и стишки, показывайте яркие картинки и фото, говорите несколько слов шёпотом, слушайте приятную музыку;
  • проводите сеансы расслабляющего массажа перед сном.

Детям в 5 месяцев будут интересны яркие погремушки, пирамидки, неваляшки, звуковые игрушки, развивающие коврики.

Режим дня и питание 5-месячного ребёнка

На 5 месяце жизни большинство детей вырабатывают собственный режим сна и бодрствования, особых сюрпризов в этом вопросе родителям ожидать не стоит. Продолжительность ночного сна – 10 часов, днём малыш должен спать трижды по 1,5–2 часа.

Прогулки на свежем воздухе побудят малыша изучать окружающий мир

Длительные прогулки – неотъемлемая часть здорового образа жизни детей, летом нужно гулять по 3–4 часа, можно и дольше, зимой при нормальных погодных условиях – 1,5–2 часа. Прогулки становятся более активными, ребёнку неинтересно просто сидеть в коляске, ему хочется изучать окружающий мир. Любимые развлечения – качели, горки, игры в песочнице.

Ежедневный уход обязательно включает в себя гигиенические процедуры – утром промойте глаза, протрите ротовую полость, стригите ногти, чистите уши и нос по мере необходимости. Купать 5-месячного младенца нужно каждый день – дети очень любят водные процедуры, а яркие резиновые игрушки добавляют позитивных эмоций.

В 5 месяцев младенца можно переводить на пятиразовое питание с дневными промежутками в 4 часа. В сутки ребёнок съедает примерно 1 л молока, количество смеси должно составлять 1/7 часть от веса. Многие груднички уже не просыпаются по ночам, спокойно спят до утра без кормления.

Если ребёнок находится на ГВ, мама полноценно питается, то малыш вполне наедается только материнским молоком. При искусственном или смешанном вскармливании можно начинать вводить прикорм, предварительно обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

Большинство специалистов считают, что лучшие первые взрослые продукты для грудничков – овощные пюре, жидкая рисовая, гречневая, кукурузная каша на воде, молоке или смеси. Но доктор Комаровский утверждает, что первыми блюдами должны быть кисломолочные продукты – кефир, домашний йогурт, творог по составу близки к материнскому молоку, хорошо усваиваются, содержат полезные бактерии, которые уничтожают болезнетворные микробы в кишечнике.

Вводить прикорм нужно с 0,5 ч. л., новые продукты лучше давать в первой половине дня, чтобы вовремя заметить аллергические реакции. Прикорм нельзя вводить, если ребёнок болен, перед или после прививок.

Ухаживать, закаливать, укреплять иммунитет, развивать, играть, гулять – основные задачи родителей 5-месячного младенца. Этот период очень важен, уже через месяц произойдёт стремительный скачок в развитии, к которому грудничка нужно готовить постепенно.

5 месяц жизни ребенка

Из пассивного наблюдателя окружающего мира малыш постепенно превращается в активного участника событий. Теперь, умея доставать и хватать предметы, он ищет любую возможность использовать приобретенные навыки. Если двигающаяся игрушка висит над кроваткой, но до нее нельзя дотянуться, младенец расстраивается. Ему хочется ударить, схватить ее, положить в рот и посмотреть, что из этого получится.

image

Если понаблюдать за тем, как ребенок играет с движущейся игрушкой, можно обнаружить, что он делает это, следуя определенному порядку: схватить, осмотреть и снова схватить. Точно также кроха ведет себя по отношению к другим вещам. Занимаясь с каким-нибудь предметом, находящимся поблизости, он как бы задает себе вопрос: «Что я держу в руках и что с этим можно сделать?»

В возрасте 5 месяцев дети начинают активно изучать окружающую обстановку и одновременно проявлять инициативу в общении с людьми. Вместо того чтобы ждать, когда кто-нибудь обратит на него внимание, ребенок, увидев входящего, первым начинает «гулить» и лепетать. И поскольку нет ничего привлекательнее улыбающегося, лепечущего младенца, вы не сможете не ответить на его приветствие.

Учимся понимать друг друга

Внимание младенца привлекают лица любого вида и формы – он радуется приходу гостей и с интересом их рассматривает. Но, несмотря на то, что крохе нравится видеть новых людей, на пятом месяце жизни он уже начинает делить окружающих на «своих» и «чужих». Среди последних может оказаться не только посторонний человек, но и мама, решившая не бросать карьеру и вышедшая на работу.

Поэтому, как бы вы ни были загружены своими «взрослыми» делами, заведите себе за правило каждый день уделять хотя бы несколько минут общению с малышом. Тех же, кого ребенок считает «своим», он с удовольствием изучает: притрагивается к глазам, кусает за нос, дергает за волосы. Когда мама или папа разговаривают с младенцем, он сует пальцы им в рот, как будто пытается схватить вылетающие слова.

По мере того как ребенок проявляет все возрастающий интерес к словам, которые произносят родители, его собственный звуковой репертуар все больше расширяется. Кроха осваивает большинство гласных звуков и некоторые согласные. В возрасте трех месяцев дети разных национальностей, с разной языковой принадлежностью и даже глухие одинаково произносят звуки.

В 4-4,5 месяца можно заметить, что дети подражают языку, на котором говорят окружающие. Свое умение «говорить» младенец с готовностью демонстрирует и игрушке, оказавшейся в поле его зрения, и маме, смотрящей на него. Но «гуление» производит впечатление более осмысленного, если собеседник реагирует на «слова» малыша. Родители могут стимулировать диалог, ускоряя или замедляя темп речи, а также изменяя тембр голоса.

Огромную радость доставляют ребенку физические игры, которые так любят папы. Легкие подбрасывания вверх, щекотка или громкое чмокание вызывают у малыша громкий смех. Но при этом важно помнить, что у маленьких детей веселье и страх тесно связаны. Многим знакома следующая ситуация: ребенок заливисто хохочет от легких подбрасываний, но стоит поднять его чуть выше, как он тут же заливается плачем. Это говорит о том, что у маленьких детей веселье часто граничит с избыточным возбуждением. Старайтесь играть с любимым чадом, не перевозбуждая его.

Двигательные навыки ребенка 5 месяцев

Самые большие перемены происходят в двигательной сфере. Мышцы окончательно освобождаются от гипертонуса и начинают действовать слаженно, развиваются так называемые локомоции – общие движения тела, где задействованы практически все мышцы. Казалось бы, ребенок может двигать всем телом с самого рождения, однако на первых порах его движения лишены согласованности: мышцы ручек, ножек, спины, действуют одновременно, но все по отдельности. Локомоции же, напротив, согласованные движения, подчиненные одной цели. Они обеспечивают подвижность ребенка в пространстве, являются основой самостоятельности.

На 5 месяце жизни многие дети уже умеют переворачиваться с живота на спину. Некоторым детишкам удается переворачиваться и со спины на живот. В возрасте 5 месяцев ребенок способен некоторое время проводить в полусидячем положении – это очень полезно, поскольку кроха может наблюдать, что происходит вокруг, замечать проходящих мимо людей, которые, отвечая на улыбку, останавливаются и разговаривают с ним.

Однако мягкая мебель не лучшее место для того, чтобы усаживать ребенка. Подкладывать под спину подушку тоже не рекомендуется, а вот та же подушка, подложенная под матрасик, дает хороший наклон, удобное положение и достаточный обзор. Лучшее решение – посадить ребенка в шезлонг с регулируемой спинкой, в котором младенец будет чувствовать себя удобно и комфортно.

Заметные сдвиги наблюдаются и в способности маленького человечка перемещаться, находясь в положении на животе. Младенец принимает позу лягушки и, отталкиваясь ступнями, продвигается вперед. Некоторые малыши передвигаются только с помощью рук. Часто бывает и так, что, прежде чем научиться ползти вперед, ребенок начинает пятиться назад.

Но самой подвижной частью тела по-прежнему являются руки. Они постоянно чем-то заняты. Малыш тянется и пытается схватить самые разнообразные предметы. Он будет стремиться достать все, что попадается ему на глаза, до тех пор, пока видит собственную руку и объект. Однако в действиях еще не достаточно ловкости. Пальцы рук пока не способны шевелиться легко и свободно. Кроха скорее загребает, чем берет рукой лежащую на столе вещь.

Поскольку ребенок стремиться использовать вновь приобретенные навыки, он будет активно заниматься игрушками, проводя за игрой достаточно много времени. Чтобы доставить малышу особое удовольствие, прикрепите к кроватке подвеску с пластмассовым кольцом, погремушками и колокольчиками. Если он захватит кольцо, отпустит, а затем снова схватит, его усилия вознаградятся звоном колокольчика.

Вижу, слышу, ощущаю…

До сих пор зрительная система ребенка напоминала фотоаппарат с фиксированным фокусом: он мог четко различать объекты, находящиеся на расстоянии 30-40 см. Теперь же малыш способен фокусировать взгляд вне зависимости от расстояния, на котором находится интересующий его предмет.

Самая любимая игрушка 4-x месячного ребенка – зеркало. Небьющееся зеркало, прикрепленное к подвеске или игрушке, является неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в него, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд своего «двойника» и улыбается ему.

Несмотря на развитие зрительных навыков, младенец исследует предметы, главным образом, с помощью рта. Народная поговорка: «Губа – не дура, язык – не лопатка, знают, где горько, где сладко» иллюстрирует именно этот период в развитие малыша. Действия быстро следуют одно за другим – ребенок видит игрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет к себе в рот, малыш будет долго изучать «ценную вещь».

Наряду с интересом к новым зрительным образам, ребенок захвачен многообразием звуков. Четырехмесячный малыш обнаруживает, что может произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик, невнятное бормотание, кашель, ему особенно нравится, и он повторяет их снова и снова. Многие дети забавляются, издавая то очень громкие, то, наоборот, очень тихие звуки, и получает удовольствие от эффекта, который они производят.

Занятия с ребенком 5 месяцев

Постойте небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как с нее скатывается игрушка на колесиках. Это станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями. Познакомьте малыша с мыльными пузырями. Младенцам очень нравится наблюдать за их неспешным полетом. Следите за тем, чтобы банка с мыльной жидкостью не попала крохе в руки, поскольку он непременно захочет засунуть ее в рот.

Помогите малышу исследовать свое тело. Для этого наденьте ему на ногу яркий носок или пинетку с привязанным к ней колокольчиком. Сначала младенец будет просто смотреть на свою ногу, а через некоторое время схватит ее. Чтобы ребенок учился принимать решения, вложите ему в каждую руку по игрушке, которая может пищать. Для этой цели лучше всего резиновые игрушки, которые кроха мог бы сжимать. Наблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.

Физическое развитие детей 5 месяцев

Ребенок совершенствует хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Запаситесь погремушками разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой ручки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее. Поднимите игрушку высоко, затем приблизьте к младенцу и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.

Расстелите одеяло и положите кроху на живот на край. Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышу перевернуться с живота на спину. Если ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь, положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет: для того чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но и доползти до нее. Не разочаровывайте младенца. Если он не сможет дотянуться до игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним.

6 10 12 12 8 11 Наш канал в Яндекс.Дзен

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий