Развитие логико-математического мышления. Игры с блоками Дьенеша

Авторы: воспитатели МДОАУ детского сада № 55, г. Благовещенск, Амурская область:

  • Галина Королева, 
  • Анна Миринда.

Формальная логика – это не обязательно совокупность рутинных процедур. В ней всегда есть место «игре ума». Но это относится к развитому логическому мышлению взрослого человека. Осваивая элементарную человеческую логику, ребенок первоначально не заучивает правила построения «формальных рассуждений», как не заучивает он таблицу грамматических значений, овладевая языком.

Первые уроки языка и логики малыш получает в повседневной жизни. А если внести в эти «уроки» игровой элемент? Точнее – придать вид увлекательной игры процессам классификации и образования множеств, что и предлагают педагоги из Благовещенска.

Увлекательные множества

В нашей группе вот уже на протяжении нескольких лет работает кружок «Магические блоки», направленный на развитие логического мышления детей с помощью геометрических блоков Дьенеша.

Первым этапом работы кружка стало создание информационного поля: подбор психолого-педагогической литературы, оформление методического материала, проектирование развивающей среды. Изучив литературу, мы провели первичную диагностику с целью определения уровня логического развития детей на начало учебного года. В своем исследовании опирались на методику, предлагаемую в книге Марии Фидлер «Математика уже в детском саду».

Согласно данной методике, каждому ребенку в индивидуальном порядке демонстрировались изображения различных кувшинчиков, геометрические блоки Дьенеша и карточки с графическим изображением качественных признаков блоков, а затем предлагалось выполнить ряд заданий.

II. 1. Расскажи все, что ты знаешь о сове (мишке, белочке, зайчике и прочее).

3. Посмотри на картиночки со знаками рисуночного кода и скажи, какая геометрическая фигура находится в мешочке.

На втором году обучения к описанным выше заданиям нами было добавлено задание на образование множеств предметов:

  • с учетом несовместимых качественных признаков (образование непересекающихся множеств);
  • с учетом независимых признаков.

I. 1. Выбери маленькие и большие мячики. Размести их, окружив кольцами.

2. Выбери все толстые и все тонкие геометрические фигуры и окружи их кольцами.

II. 1. Выбери все квадраты и все толстые геометрические фигуры. Используй кольца.

2. Выбери всех больших кукол и всех кукол в голубых фартучках.

Метод диагностического исследования позволил отследить динамику развития у детей знаний, умений и навыков и помог в дальнейшем планировании индивидуальной работы.

На основе полученных результатов все воспитанники были поделены на три подгруппы: дети с высоким уровнем развития логического мышления, средним и низким.

Следующим этапом нашей работы стало создание центра «Логика и математика», основу которого составили приобретенные и сделанные своими руками игры с блоками Дьенеша.

Особенно понравилась детям игра из пособия к блокам Дьенеша «Наряди елочку».

image

Сказочный герой прислал письмо с карточками, на которых было показано, как необходимо это делать с помощью блоков. Письмо было спрятано в группе, мы искали его с помощью плана помещения. На нем ребята узнали групповую мебель, определили, на какие геометрические фигуры она похожа. Мы шли по маршруту, предложенному на плане, и нашли карточки. Затем дети достали по две фигуры из тактильного рукава. Они назвали три свойства фигур по порядку, начиная с первого ряда. Ребенок, у которого была необходимая фигура, выходил и выкладывал свой блок на нужное место елочки. Так мы полностью нарядили дерево.

Не меньший интерес у ребят вызвала и игра с кольцами из того же пособия, позволяющая разделить множество геометрических фигур на непересекающиеся подмножества, характеризующиеся карточками-отрицаниями. Например, в одно кольцо предполагалось положить небольшие фигуры, а в другое – поместить немаленькие блоки.

Блоки Дьенеша мы применяли и в сюжетно-ролевой игре «Водители».

image

Воспитатель играет роль кондуктора и раздает детям билеты – геометрические фигуры. На сиденьях автобуса уже лежат такие же блоки. Ребятам нужно найти свое место по билету. Задание можно усложнить, если на один или несколько стульчиков положить фигуры, отличающиеся одним свойством. Дети определяют несоответствие и исправляют ошибку.

Согласно результатам диагностики был разработан перспективный план работы кружка «Магические блоки» и реализован проект, цель которого заключалась в систематизации работы по развитию у дошкольников логико-математического мышления посредством игры с блоками Дьенешеа.

Игры с обручами

Цели:

  • Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.
  • Определение областей пересечения в играх с обручами.
  • Развитие логического мышления, внимания.

Развивающая среда:

  • обручи,
  • наборы блоков.

Определяем каждую из областей и область их пересечения:

  • в первой области должны находиться все желтые фигуры;
  • во второй области – все круглые;
  • в третьей – только желтые круглые.

Игра «Лабиринт»

Цели:

  • Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур: цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких.
  • Развивать практически-действенное мышление.

Развивающая среда:

  • лабиринт из склеенных полосок бумаги,
  • домик с любимыми игрушками,
  • набор блоков,
  • карточки с кодами геометрических фигур (цвет и форма).

Игра «Волшебное дерево»

Цели:

  • Развивать представления детей о символическом изображении предметов; развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и выделять основные признаки.
  • Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

Развивающая среда:

  • изображение дерева, на ветках которого представлены символы фигур-«листьев»;
  • набор блоков Дьенеша.

Воспитатель предлагает детям вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев – геометрические фигуры. Каждая веточка имеет свой цвет, и цвет «листочков» будет соответствовать цвету веточки. Дети выбирают нужную фигуру по цвету и располагают «листочки» на ветке, при этом обращают внимание на символы фигур-«листьев» (форму, размер).

Материал предоставлен журналом ОБРУЧ, № 4 за 2013 год. 

___________________

Приобрести блоки Дьенеша можно в магазине игрушек ДЕТСКИЙ САД.

Цена — 350 рублей. 

Родители, которые по-прежнему считают, что математика скучная и неинтересная наука, наверняка, не знакомы с развивающими блоками и методикой обучения Дьенеша. Эта уникальная разработка венгерского математика и педагога, в корне меняет отношение к абстрактным математическим понятиям и учит малышей творчески подходить к решению поставленных задач с раннего детства. Не отрываясь от любимого занятия – игры, крохи знакомятся с такими элементарными понятиями, как цвет, форма, размер, учатся обобщать, сравнивать и классифицировать.

Логические блоки Дьенеша можно приобрести в магазине или сделать своими руками. Процесс не займет много времени, зато подарит вашему малышу потрясающее поле для деятельности и прекрасную возможность раскрыть творческий потенциал.

Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша своими руками»

Итак, чтобы ваш ребенок мог играть и обучаться одновременно, нам предстоит изготовить 48 геометрических фигур, которые отличаются:

  • по форме (круглые, квадратные, прямоугольные и треугольные);
  • размеру;
  • толщине;
  • цвету (красные, желтые, синие).

Размеры и толщину деталей мы уточним позже, когда будем вырезать заготовки.

Прежде чем приступить к работе, нужно подготовить все необходимое, а именно:

деревянный брус или старые деревянные кубики; лобзик и наждачную бумагу; краску на водной основе, указанных выше цветов; карандаш, линейку, циркуль.

Теперь перейдем непосредственно к процессу:

  1. Первым делом лобзиком распилим наш брус на 9-ти сантиметровые кусочки.
  2. После чего с помощью карандаша, линейки и циркуля нанесем разметку на сечение с обеих сторон, чтоб погрешность при распиле получилась минимальной.
  3. Теперь нас ждет самая кропотливая работа – выпилить заданные геометрические фигуры с обозначенными размерами.
  4. Когда заготовки готовы, главное не запутаться с толщиной. В принципе, у нас получилось по два брусочка с треугольным, прямоугольным, квадратным и круглым сечением, только с разными габаритными размерами. Теперь распилим их, таким образом, чтоб из каждого вышло по 3 элемента с шириной 2 и 1 см.
  5. На этом самая трудная часть нашего мастер класса по изготовлению блоков Дьенеша окончена. Осталось отшлифовать полученные фигурки и покрыть безопасной для детского здоровья краской на водной основе. Кстати, раскрашивая фигуры, не забывайте, что одинаковых элементов в наборе быть не должно.

Вот, собственно, блоки Дьенеша и готовы, а пока малыш знакомиться со своей новой игрушкой, у родителей есть время заняться изготовлением специального альбома и разучить несколько игр.

Статьи по теме:

Пазлы для малышей Малыши быстро растут и развиваются, их интерес нужно постоянно подпитывать чем-то новым и неизведанным. Прекрасным развивающим материалом вам послужат пазлы. Видов их огромное множество, так что скучать малышу будет просто некогда! Подробнее читайте в нашей статье. Методика Домана–Маниченко Сегодня родители все чаще обращаются к разнообразным методикам для развития своего ребенка. Одной из популярных систем раннего развития детишек является методика Домана-Маниченко, — адаптированная методика Глена Домана для русскоязычных малышей. Подробнее читайте в нашей статье.
Развивающие конструкторы Современные дети растут в атмосфере динамичного развития с раннего возраста. Родители стараются выбирать для своего ребенка только «правильные игрушки». К таковым, несомненно, относятся развивающие конструкторы. Подробнее о них вы сможете прочесть в нашей статье. Раннее развитие ребенка Как вырастить из маленького человечка достойного человека, как знать, правильно ли мы воспитываем ребенка? Эти вопросы постоянно волнуют молодых родителей. Сейчас его мозг работает, как никогда, активно. Малыши впитывают все новое, как губки — и хорошее, и плохое, поэтому ранее развитие крайне важно для ребенка.

Искусство пофигизма: 25 раз, когда люди наплевали на обстоятельства Девушки, которые опять переборщили с «тюнингом»: 20+ убойных фото 10+ раз, когда детишки думали, что поступают гениально, но не тут-то было Когда корона жмёт: 6 знаменитостей, одержимых манией величия

20 горе-красавцев из Соцсетей, которые опять «спалились» на фотошопе Приколы на пикнике: 25 фото, которые заставят вас рыдать от смеха
25 убойных табличек от хозяев, у которых очень злая собака, коты и …жена 25 «адских» надписей на футболках, за которые нам опять было стыдно О вреде алкоголя: 20 фото с просторов Родины, за которые опять стыдно

Венгерский психолог и педагог разработал замечательные упражнения и игры, способствующие освоению математических понятий, а так же творческого и логического мышления. Работа по знакомству с блоками начинается ещё во второй младшей группе, где малыши выделяют один признак предмета. В средней группе задания усложняются, появляются карточки-символы, с помощью которых дети выбирают необходимые фигуры. А какие же игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте можно использовать?

Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте

Дети старшего дошкольного возраста в состоянии оперировать сразу несколькими свойствами предмета. У детей развито образное мышление и они способны разгадывать загадки, читать символы, заниматься кодировкой и раскодировкой. Дошкольники с удовольствием играют и выполняют упражнения с блоками Дьенеша.

Игра «Отгадай загадку»

На поле из 4 или 5 частей, в зависимости от уровня подготовленности детей, выкладывают символы фигур, при этом последнее окошко остаётся для отгадки. Например, на поле выкладываем знаки: жёлтая тонкая и треугольная. В пустом окошке ребёнок должен положить жёлтый тонкий треугольник, при этом размер фигуры не учитывается. Можно составлять загадки из четырёх символов, например: круг, толстая, большая, синяя. В ответе ребёнок положит синий большой толстый круг. Наиболее сложный вариант этой игры с отрицанием 1, 2, или 3 признаков. Игра-противоположность «Загадай загадку» представляет из себя пустую табличку, на которую дети, выбрав фигуру, раскладывают соответствующие знаки.

Развивающая игра «Рассели жильцов»

Игра «Рассели жильцов» очень увлекательна и подготовишки могут в неё играть целыми компаниями, а потом проверять друг друга. В каждой квартире нужно поселить жильца, опираясь на его признаки (цвет, форму, размер и толщину). Например, на первом этаже живёт синий, толстый жилец, а на втором — красный, не толстый, но квадратный, на третьем — не синий, немаленький, круглый и тонкий. Домики разработаны для детей с разным уровнем подготовленности, где необходимо учитывать 2-4 признака, использовать отрицания.

Развивающая игра «Лабиринт»

Дети с радостью откликаются на игры типа «Лабиринт», «Дерево» и т.д., где они должны найти место своей фигуре. Такие игры направлены на развитие умения классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Нарисуйте дерево с ветками разных цветов без листьев. На каждой веточке свой символ, означающий форму, размер или толщину.

Ребёнок с красным большим треугольником должен найти красную ветку со значком «треугольник и большой» (или не квадрат, большой, или треугольник, не маленький и т.д.). Всё зависит от уровня развития детей и творчества педагога. Можно рисовать лабиринты, дороги к гаражам, грядки на огороде и всю информацию кодировать значками. Детям такие игры приносят большое удовольствие и зная об «инстинкте открывателя», можно добиться больших результатов.

Развивающая игра «Хоровод»

Зимними вечерами, да и жаркими летними, можно играть в домино или складывать хороводы. Для этого разделите все блоки между детьми и договоритесь о правилах. Первый игрок кладёт любую фигуру, а следующий должен положить фигуру другого размера, или такой же формы, но другого цвета, или другой формы, но такого же размера и толщины и т.д. Правила могут придумывать дети, педагог внимательно следить за их исполнением.

Игры с обручами и блоками Дьенеша

Особый раздел в методике Дьенеша отведен играм с обручами, которые так же начинаются с выполнения простых заданий и постепенно усложняются, позволяя педагогу развивать аналитическое мышление, гибкость ума и быстроту реакции у будущих школьников.

«Игра с одним обручем»

На полу лежит обруч. У каждого ребёнка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча — все красные блоки, а вне обруча — все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом другу друга определяют одним словом фигуры вне обруча.

«Игра с двумя обручами»

На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать внутри синего обруча, внутри красного обруча, внутри обоих обручей, вне красного обруча, внутри синего, но вне красного, внутри красного, но вне синего, вне синего и красного обручей.

Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча — все красные.

На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:

  1. Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
  2. Внутри синего, но вне красного обруча?
  3. Внутри красного, но вне синего?
  4. Вне обоих обручей?

Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств — формы и цвета.

«Игра с тремя обручами»

В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трём свойствам. Ведущий кладёт на пол три разноцветных (красный, синий, жёлтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей.

После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трёх обручей, внутри красного и синего, но вне жёлтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего — все квадратные, а внутри жёлтого — все большие.

После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры с тремя обручами) вопросов.

  • Какие блоки лежат внутри всех трёх обручей?
  • Какие блоки лежат внутри красного и синего, но вне жёлтого обруча?
  • Какие блоки лежат внутри синего и жёлтого, но вне красного обруча?
  • Какие блоки лежат внутри красного и жёлтого, но вне синего обруча?
  • Какие блоки лежат внутри красного, но вне синего и вне жёлтого обруча?
  • Какие блоки лежат внутри синего, но вне жёлтого и красного обруча?
  • Какие блоки лежат внутри жёлтого, но вне красного и вне синего обруча?
  • Какие блоки лежат вне всех трёх обручей?

В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трёх свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).

Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте не требуют особой подготовки, необходимо только подготовить специальные карточки для совместной и индивидуальной работы. Вы можете скачать архив с карточками для игр с блоками Дьенеша, в котором представлены карточки-символы и карточки-отрицания, а так же карточки для игр «Отгадай загадку», «Рассели жильцов», «Логические таблицы» разного уровня сложности. Поделиться:

Блоки Дьенеша — это интересный дидактический материал, который предназначен для детей от 3-х лет. Блоки Дьенеша в увлекательной форме знакомят кроху с геометрическими фигурами, цветом, размером, формой. Такая игрушка тренирует память малыша, умение сравнивать и анализировать, способствует развитию логического мышления ребенка.

Дидактический набор состоит из 48 объемных геометрических фигур. Каждая из фигур отличается от другой по цвету, форме, толщине, размеру. В наборе нет двух одинаковых фигур.

Как можно играть с блоками Дьенеша?

Игры с блоками Дьенеша для самых маленьких

Предложите малышу начать с самых простых игр:

1) Попробуйте найти все фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине).

2) Найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету).

3) Угости Мишку красными «конфетками» — большими, квадратными, толстыми, треугольными, маленькими и т.д.

4) Положите перед ребенком три детали. Предложите малышу закрыть глазки и уберите одну из них. Какую «конфетку» съел Мишка?

5) Как и в предыдущей игре, выкладываем три блока. Ребенок закрывает глаза, а мы меняем детали местами. Что изменилось?

6) Игра – что лишнее. Разложите три фигуры – 2 общие по какому-то принципу, одна нет. Спросите малыша, что здесь лишнее?

7) Составляем пары (мама и малыш, например). Большой ищем маленькую деталь, красному кругу – красную деталь.

8) Складываем блоки в непрозрачный мешочек и ищем нужную фигурку на ощупь.

Играем с детками постарше

Игра «Поиск» Усложняя задание, предложите ребенку найти фигуры такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера.

Игра «Змейка» Положите любую фигуру. От нее выстраивайте длинный ряд, словно змейку. Варианты построений могут быть такие:

  • Строим, чтобы соседние фигуры не повторялись (по цвету, размеру, толщине).
  • Соседние фигуры не должны повторяться по двум признакам – цвету и размеру, например.
  • Соседние блоки должны быть одинакового размера и цвета, но разной формы.

Игра «Этажи»

Выкладываем в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Игра «Домино»

  • Фигурами другого размера (цвета, формы).
  • Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.
  • Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).
  • Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.
  • Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Игра «Делимся»

Возьмите несколько игрушек ребенка. Пусть блоки у вас будут угощением. Предложите ребенку раздать фигуры гостям так, чтобы у куклы оказались только круглые фигуры (она любит кушать блины). Можно угощать игрушки по-разному: чтобы заяц получил все большие «морковки», обезьянке все желтые «бананы». Усложняем игру – нужно разделить фигуры так, чтобы у кошечки были все синие детали, а у мышки – все треугольные.

Многие современные родители стремятся с самых малых лет развивать способности детей. Поэтому рынок заполнен разнообразными развивающими пособиями. Их так много, что глаза разбегаются, трудно остановиться на чем-то одном. Кто-то пользуется опытом знакомых, кто-то ищет ответ в интернете или обращается к педагогам. Игры и пособия могут быть направлены на разные аспекты умственного развития ребенка. Например, кубики Зайцева и всевозможные буквари учат читать. А что существует для овладения логикой и математикой? Для этой цели существует тоже немало пособий. Одно из них – логические блоки Дьенеша. Развивающие игры с ними очень разнообразны.

Внешний вид

Как выглядят блоки? Описание логических блоков Дьенеша на первый взгляд довольно простое — это набор ярких геометрических фигур трех цветов — желтого, красного и синего. На самом деле среди 48 элементов набора нет ни одной полностью совпадающей фигуры. Дело в том, что эти круги, квадраты, прямоугольники и треугольники могут различаться не только цветом, но размером и толщиной. Они бывают большие и маленькие, толстые и тонкие.

image

Немного об авторе

Кто же такой Дьенеш? Золтан Дьенеш — это венгерский математик, педагог и психолог. Он совершенно перевернул представление о том, что математика — это скучная наука. Дьенеш сблизил математику с игрой и творчеством и сделал ее освоение увлекательным для детей дошкольного возраста.

Опираясь на личный педагогический опыт и исследования в области психологии, этот ученый выделил 6 стадий освоения математики. Созданное им пособие как раз и существует для того, чтобы в яркой, наглядной форме пройти все необходимые стадии.

Свободная игра

Первую стадию овладения математическими умениями Дьенеш назвал свободной игрой. Педагог позволял детям идти путем проб и ошибок. Ребенку дается какая-либо доступная для его возраста задача, но строгая инструкция по выполнению отсутствует. Поэтому малыш перебирает варианты, пока не придет к нужному результату. Игры на этом этапе не отличаются упорядоченностью. Одна из главных целей – знакомство ребенка со свойствами предметов – цветом, формой, размером, толщиной.

Правила игры

На втором этапе в деятельность ребенка входят правила. Они вносят ясность и подсказывают ему, как же все-таки следует решать задачу. Педагог старается донести эти правила в простой и интересной форме. Без них ребенок не может решить задачу от начала до конца. На этом этапе производится также сравнение фигурок по их характеристикам.

image

Сравнение

На третьем этапе детей учат сравнивать. Но не фигурки, а игры. Например, на втором этапе проводится игра с одними и теми же правилами, но сначала на логических блоках, потом на вырезанных из бумаги бабочках и затем на разноцветных пуговицах. Ребенок должен прийти к выводу, что правила одни и те же независимо от материала. Это развивает абстрактное мышление и помогает отделить алгоритм действия от материала, с которым эти действия проводятся.

Абстрактный смысл чисел

На четвертой стадии ребенок в ходе игр знакомится с абстрактным смыслом чисел. Сейчас вполне уместны диаграммы, схемы игр и несложные таблицы.

Символическая стадия

На пятом этапе детей учат понимать, что два или более шагов могут приводить к одному и тому же результату. Это тоже осуществляется на играх с блоками Дьенеша. Для описания карт игры используются специальные символы. Дети и сами создают свои условные обозначения.

image

Заключительная стадия

Шестая и последняя стадия оказывается самой длинной по сравнению с предыдущими.

Методика была создана для детей от 3 до 8 лет с учетом их психологических особенностей.

Польза блоков Дьенеша

Что же несут занятия с этими разноцветными фигурками? Можно сказать, что это не только развитие математических способностей, но и всестороннее совершенствование работы мозга. Ребенок учится логическому мышлению, которое пригодится ему во многих сферах жизни. Развивается и его речь. Малыш учится выражать свои мысли, выделять свойства предметов, устанавливать сходства и различия. Блоки Дьенеша помогают лучше осознать, что такое цвет, форма, толщина, размер. Знакомят они и с пространственными отношениями. В дальнейшем работа с блоками поможет в решении учебных задач. Поиск решения в этих увлекательных играх формирует терпение и настойчивость. Конструирование из блоков развивает воображение, творческие способности.

Конструирование

Что же можно делать с блоками Дьенеша? На упаковке этого увлекательного пособия красуются плоские рисунки, составленные из блоков, можно собрать из них и ракету, и цыпленка, и дом. В таком случае блоки предстают чем-то вроде плоского конструктора. Такие изображения можно собирать по схеме, что будет не простой, но интересной задачей для детей. В строгом смысле плоскими их назвать нельзя, потому что фигуры имеют разную толщину, и это тоже придется учитывать. Существуют целые альбомы, в которых есть готовые цветные изображения цветов, кораблей, сказочных персонажей, составленные из геометрических фигур. Даже маленький ребенок может раскладывать по таким образцам блоки, собирая рисунок. Конструирование из блоков Дьенеша нравится детям.

image

Но существуют они далеко не для этого, и есть масса интересных способов их применения. На основе блоков Дьенеша существует огромное количество дидактических игр.

«Выборки»

Эта игра чаще всего проводится с детьми, которые только знакомятся с блоками Дьенеша. Для маленьких детей надо давать самые легкие задания, для тех, кто постарше – немного усложнить. Перед ребенком раскладываются все блоки. Малыш должен раскладывать их по какому-то признаку. Например, сначала ребенок разделит их на группы по цветам. Потом – по размеру. Разные свойства могут иметь разную сложность для ребенка.

image

Усложнить задачу можно, добавив целых два признака одновременно. Например, можно предложить ребенку выбрать все красные круги, все желтые прямоугольники. Или все плоские фигурки одинакового размера.

«Продолжи ряд»

Это занимательная игра, которая заставит ребенка всерьез напрячь мозги. Есть несколько вариантов, как можно ее проводить. Первый вариант – выкладывать ряд фигурок, которые отличаются друг от друга лишь одним признаком. Взрослый должен объяснить правила и начать раскладывать ряд, чтобы показать ребенку, что нужно делать. После нескольких фигур ребенок продолжает ряд сам. Второй вариант – выкладывать фигурки так, чтобы у соседних блоков не было ни одного совпадающего признака. Такая задачка даже взрослого может заинтересовать! А вот более упрощенным вариантом будет выкладывание ряда из чередующихся по цвету фигур, например, красный-желтый-синий. Это знакомит малыша с ритмом.

«Покорми животных»

В этой игре с блоками Дьенеша фигурки отлично сойдут за печенье. Можно посадить любимые игрушки ребенка и предложить угостить зверей «печеньками». Только при этом будут существовать условия, например, медвежонку нужно будет дать только фигурки красного цвета, а котенку – только треугольники. По своей сути эта игра напоминает «Выборки». При этом она гораздо сильнее увлекает детей. Они любят кормить своих плюшевых питомцев и вряд ли откажутся от такого задания. А на эмоциональном фоне, в состоянии игры и увлеченности, дети еще лучше схватывают логические понятия.

«Найди драгоценный камень»

Эта игра развивает тактильное восприятие и сходна с многими играми с «Волшебным мешочком», в котором ищут предметы на ощупь. Нужно по описанию или картинке найти в мешке указанный блок, при этом не заглядывая внутрь. Разумеется, условиями может служить все, кроме цвета – форма, размер, толщина. Цвет окажется для ребенка сюрпризом. Если для малышей это может оказаться сложным, то тактильное восприятие блоков Дьенеша в средней группе будет вполне своевременно.

Дети имеют свойство расти. И игры с развивающими пособиями должны это предусматривать. Занятия с блоками Дьенеша для старших дошкольников усложняются. Уже пройденные игры для этих ребят слишком просты и становятся неинтересными. Тем более детям скучно повторять одно и то же из года в год, и они сами начинают тянуться к более трудным задачам. Поэтому можно предложить ребенку следующие игры.

«Поиск»

Предложите ребенку вытащить любую фигурку наугад. А теперь он должен выбирать только те фигуры, которые совпадают с первой хотя бы по одному признаку. В следующий раз можно предложить ребенку выбрать фигуры, сходные с первой сразу по двум признакам. А самым сложным будет вариант, когда надо подобрать все фигуры, которые не совпадают ни по одному признаку с выбранной.

image

«Домино»

Несмотря на то, что в блоках Дьенеша нет дырочек, обозначающих цифры, они отлично подходят для игры в домино благодаря совпадающим признакам. В эту игру не удастся поиграть в одиночку. Нужно, чтобы собралось несколько детей. Каждому раздается одинаковое количество фигур. С помощью считалки или каким-нибудь другим способом определяется, кто ходит первый. Этот ребенок делает ход любым блоком. Следующему уже надо выставить ту фигурку, которая хотя бы по одному признаку совпадет с первой. Если подходящей фигуры нет, игрок пропускает ход. Выиграет тот, кто первым избавится от всех фигур. Игру можно и усложнить, например, выкладывая только те фигуры, которые совпадают с предыдущей по двум признакам. В домино всегда есть элемент случайности и даже самый способный ребенок может оказаться без выигрыша, а малышу, который не отличается одаренностью, может повезти. Если только он будет отличаться внимательностью и сумеет воспользоваться своими фигурками. Поэтому игра поможет не только развить логику, но и при умелом и деликатном руководстве взрослого может научить первого проигрывать достойно, а последнего – верить в свои силы.

«Найди лишнее»

Нужно выложить 3 фигуры. Одна из них не имеет ни одного сходства с остальными, другие же имеют. Ребенку нужно найти лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя. Задачу можно усложнить, увеличив количество фигур. Например, можно искать лишний блок среди шести фигур. А можно – целых два из шести.

«Найди пару»

Перед ребенком раскладывается несколько фигур. Нужно найти к каждой из них парную по определенному признаку. Можно подбирать пары не по одному, а по двум или трем свойствам. Игру можно организовать так: заранее отобрать четное количество, например, парных 10 фигур, и сложить их в мешочек. Ребенку нужно доставать их – все сразу или по одной — и выкладывать в два горизонтальных ряда.

image

«Магазин»

Есть еще один способ использования блоков Дьенеша. Логические элементы смогут сыграть и роль денег. Товаром могут быть любые игрушки, а лучше – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин, где продается множество карточек-товаров. У него всего 3 блока. За каждый можно приобрести один товар, причем тот, который будет хотя бы одним свойством совпадать с «денежкой». Это будет развивать абстрактное мышление детей, их внимание, умение рассуждать, обосновывать свой выбор.

«Наряжаем елку»

Под Новый год актуальной окажется игра, связанная с украшением елки. Для нее понадобятся изображение елки, 15 карточек с символами и блоки. На елке нужно расположить 5 рядов фигур-«бусин» по 3 фигуры в каждом. На карточках должны быть цифры. Это число означает порядковый номер ряда сверху вниз. Например, самый верхний будет первым. Также на карточке будет закрашенный кружок, который показывает положение «бусины» в ряду. И наконец, изображение самой фигуры, чтобы ребенок понял, что именно ему повесить. Несмотря на сложное описание, эта игра оказывается понятной и интересной для детей.

Отзывы

А что могут родители и педагоги сказать о блоках Дьенеша? Отзывы чаще бывают положительными, хотя встречаются и недовольные. Ведь все дети разные, и если одного буквально захватывает процесс игры с этим пособием, то другой не проявляет никакого интереса. Несмотря на то что автором логические блоки рекомендовались детям от 3 лет, некоторые родители начинают использовать их с двух и даже полутора лет. Это стоит делать только в том случае, если малыш проявляет заинтересованность. В иных случаях лучше все-таки подождать и не торопить события. В качестве достоинств родители отмечают развитие логического мышления у детей. Минусами некоторые считают слишком узкий набор цветов. Хотя это, скорее, продуманное решение автора – признаков каждого вида не должно быть слишком много, чтобы не запутать детей.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий