Психологи назвали 13 черт, объединяющих родителей, воспитавших успешных детей

Содержание

01 мая 2017 1751

Правильное воспитание ребенка – залог его счастливого будущего и гармонично развитой личности. Далеко не всегда удается найти общий язык и те психологические приемы, необходимые для воспитания маленького человека.

В этой статье вы найдете ответ на вопрос – как правильно воспитать ребенка? Для начала обратимся к психологии.

image

Психологические принципы воспитания детей

Существует ряд психологических принципов, нужных для успешного становления личности:

  • важно понимать, что ребенок ввиду своего возраста еще эмоционально не стабилен. Он реагирует на окружающие события и явления намного ярче, нежели взрослые. Незначительное событие для взрослого человека, может стать огромным потрясением для ребенка. Поэтому стоит обращать пристальное внимание на резкое изменение настроение чада, и в случае необходимости успокоить его;
  • в жизни малыша ведущее место занимают родители. В связи с этой огромной ролью следует внимательно следить не только за своим поведением, но и за своими словами. Дети часто копируют поведенческие черты своих родителей;
  • чем больше родители будут общаться с малышом, тем лучше. Следует принимать участие в его жизни, разговаривать с ним, давать советы. Центральное место взаимоотношений в семье должна занимать дружба между членами семьи;
  • также следует помнить, что совместные игры и занятия благотворно влияют на микроклимат в семье. Когда ребенок видит, что родители стремятся к совместному времяпровождению, ребенок чувствует себя нужным и важным.

Как научить ребенка быстро читатьimage, можно узнать из нашей статьи на сайте.

Чем можно лечить кашель при беременности, написано в этой статье.

Отсюда вы узнаете, какие витамины необходимы для роста ребенка.

Правила воспитания малыша от рождения до года

В период до года, в момент развития и взросления малыша, у него закладываются основные привычки, черты поведения. В этот период малыш эмоционально и физически связан с матерью и прежде всего нуждается в ее постоянной заботе. Как правильно воспитывать ребенка с рождения?

Итак, с 2-х недель жизни чада следует начинать его воспитание, которое имеет 4 периода:

  1. От рождения до трех месяцев. Необходимо разговаривать с малышом, улыбаться ему, петь ему песенки, рассказывать стихи. Голос в этот момент должен быть мягким и заботливым. Все это способствует речевому развитию и раннему становлению культуры общения;
  2. От трех до шести месяцев. В этот период активно развивается слух, сенсорное восприятие малыша и зрительное развитие. Ребенку нужно включать слушать музыку, детские песни, классику. Малыша также стоит знакомить с окружающим миром: показывать разные предметы, картинки;
  3. От шести до девяти месяцев. В это время познавательная активность у детей возрастает. Стоит позволять чаду самостоятельно ползать по квартире, изучать окружающую обстановку, разумеется, под присмотром родителей. В это время стоит также прививать правила гигиены: приучать к нагруднику, мыть ручки перед едой;
  4. От девяти месяцев до года. В этом возрасте малыш наиболее активен. На данном этапе нужно знакомить его со свойствами вещей: вода жидкая, мячик прыгает, машинку можно катать по полу. Нежелательные действия стоит пресекать мягким, но уверенным словом «нельзя». Для слаженного развития речи стоит как можно больше общаться с ребенком.

Как правильно воспитывать годовалого ребенка

В тот момент, когда возраст ребенка достигает 11-12 месяцев, его формирование, как психологическое, так и физическое начинает развиваться более ускоренно. В этом возрасте происходит важный этап в становлении будущей личности.

Ребенок в это время все еще эмоционально связан с матерью, но уже понемногу начинает осваивать окружающий мир.

Для успешного воспитания в этот временной период необходимо придерживаться следующих правил:

  • активно выстраивать систему запретов и поощрений. Малыш уже в этом возрасте начнет понимать, что ему дозволено делать, а что нет;
  • когда чадо начинает капризничать, не следует повышать на него голос. Оптимальным решением станет реакция замещения: нужно переключить внимание чада на то, что сможет его отвлечь;
  • играя с малышом необходимо действия-демонстрации заменить на взаимные действия, при которых родитель принимает непосредственное участие в игре;
  • малыш понемногу начинает проявлять самостоятельность, он уже сам может решать, каким именно видом деятельности он хочет заниматься в данный момент. Важно не препятствовать таким проявлениям.

Многие родители сталкиваются с тем, что малыш становится более капризным и чувствительным в период годовалого возраста. Это связано с тем, что границы его интересов постепенно расширяются и он учится по-новому смотреть на мир.

Стоит понимать, что такая регрессия в поведении не постоянна и скоро пройдет.

Как правильно воспитывать ребенка в 2-3 года

Ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Авторитетом среди взрослых по-прежнему остаются родители. Ребенок в этот момент испытывает важный для него этап – становление личности.

Это проявляется через так называемый «кризис трех лет». Для правильного воспитания в этот период необходимо:

  • ограничить ребенка от большего количества запретов, давать ему возможность делать свой выбор. В ситуациях, когда малыш капризничает и не хочет что-то делать, не следует его заставлять. Его необходимо ставить в ситуацию выбора. Например, он голоден, но привередничает и отказывается есть. Ему стоит предложить на выбор два или более блюда. Скорее всего, малыш сделает свой выбор и успокоится, так как в этот момент ему позволили поступать как взрослому;
  • важно не терять самообладание и не поддаваться эмоциям в моменты, когда чадо устраивает истерики. Спокойным ровным тоном необходимо четко и аргументировано объяснять свою позицию;
  • следует разговаривать с малышом, как со взрослым. Не нужно использовать уменьшительно-ласкательные слова и искажать речь. Во-первых, это способствует речевому развитию чада, во-вторых, малыш будет чувствовать себя взрослым.

Воспитание в возрасте 4-5 лет

Поведение ребенка становится более осознанным, между тем его воспитание более сложным. В этом возрасте чадо уже является отдельной личностью и стоит относиться к его желаниям и интересам с пониманием. Важно продолжать активное взаимодействие с ним, а также придерживаться некоторых правил:

  • стоит уделять побольше внимание умственному и творческому развитию. Этому способствуют совместные занятия рисованием, пением, лепкой, рукоделием и т.д.;
  • совместные игры должны стать регулярными. Детям важно чувствовать активное участие родителей во всех сферах его жизни;
  • в возрасте 4-5 лет дети начинают более осознанно усваивать нормы социально-общественных правил поведения. Необходимо рассказывать, как вести себя в той или иной ситуации;
  • следует также с готовностью отвечать на любые «почему» познающего мир чада. Важно делать это без раздражения, с улыбкой. Проявлять заинтересованность в его стремлении узнать как можно больше. Благодаря этому, ребенок усвоит, что родители всегда готовы помочь и ответят на любой его вопрос. Это гарантирует, что в подростковом возрасте он будет доверять своей семье и приходить за советом и помощью именно к родителям.

Советы по воспитанию детей от 6 лет и старше

Влияние родителей в этот период на поведение детей немного уменьшается. Это связанно с тем, что родители теперь не единственные авторитетные люди в их окружении. Появляется такая социальная единица, как учителя и друзья.

И чем старше становится ребенок, тем менее авторитетными становятся родителя и учителя, а вектор авторитета смещается на друзей.

Пик этого достигается на этапе «переходного возраста», когда дружеские отношения стоят у подростка на первом месте.

Поэтому важно не пытаться сильно ограничивать свободу ребенка, давить на него и принуждать. Важно сохранять гармоничные и доверительные отношения. Доверие – ключевой момент в общении между ребенком и родителями в это время.

Возраст Уровень авторитета
родители учителя друзья
6-9 1 2 3
9-14 1 3 2
14-17 2 3 1

Учитывая все это, следует выполнять несколько простых правил для построения доверительных отношений:

  • почаще разговаривать с ребенком, спрашивать о его успехах и делах;
  • поддерживать в его стремлении к самостоятельности;
  • если у него что-то не получается, ни в коем случае не ругать его за это. Следует наоборот помочь разобраться в проблеме, посоветовать пути ее решения;
  • привлекать к совместным делам и занятиям.

Как воспитать личность

Личность и характер формируются у детей до 5-ти лет. Поэтому крайне важно заложить тот самый фундамент личностных качеств в раннем возрасте.

Прежде всего, стоит поддерживать ребенка. Особенно это касается ситуаций, когда у него что-то не получается.

Ведь нередко случается так, что негативное поведение родителей в такие моменты способствует тому, что ребенок замыкается в себе и перестает доверять родителям. Поэтому открытое общение внутри семьи имеет весомое значение.

Стоит также давать значительную свободу выбора. Не нужно забывать и о том, что у ребенка должны быть свои обязанности. Например, уборка своей комнаты и уход за комнатными растениями. Это воспитает ответственность и самостоятельность.

Для гармоничного развития личности не лишним будет записать ребенка в различные секции и кружки. Они могут быть как творческими, так и спортивными. Но здесь важно прислушаться к мнению ребенка, не давить на него и ни в коем случае не навязывать ему своего мнения.

Ключевыми компонентами взаимоотношений детей и родителей должны стать:

  1. Доверие;
  2. Совместное времяпровождение;
  3. Близкое дружественное общение;
  4. Личное пространство;
  5. Свобода выбора;
  6. Отсутствие физических наказаний и повышение голоса;
  7. Рассудительные беседы;
  8. Радость и похвала за достижения и успехи.

Как не надо воспитывать детей

Не всегда достаточно учитывать советы о том, как правильно воспитывать ребенка, иногда полезно узнать о тех вещах, которые в воспитании не приемлемы. Нередко многие люди даже не замечают тех ошибок, которые они совершают.

Все это происходит от незнания, общепринятых стереотипах и от того, как в детстве воспитывались сами родители. К примерам, как не надо воспитывать детей, относятся ситуации, когда родители:

  • не интересуются делами и успехами детей в школе;
  • не помогают в выполнении домашних заданий;
  • не уделяют должного внимания;
  • создают жесткую систему ограничений (не отпускают гулять, запрещают играть в компьютерные игры и т.д.);
  • не поощряют даже за самые маленькие успехи;
  • в целях воспитания применяют физическую силу (используют для наказания ремень и т.д.);
  • повышают голос;
  • навязывают свою точку зрения;
  • ограничивают свободу выбора;
  • заменяют общение гаджетами.

Кроме того, родители не знают, что для формирования доверительных отношения между чадом и родителями, необходимо развивать эмоциональный интеллект детей.

Для этого взрослым в своей речи необходимо описывать свое эмоциональное состояние фразами, такими как «я рада за тебя», «мне весело», «я грущу».

Аналогичным образом стоит описывать и настроения ребёнка, используя фразы: «ты огорчен», «я вижу, что ты переживаешь», «ты очень хочешь гулять, но уже слишком поздно. Ты огорчаешься, что мы не отпускаем тебя на прогулку».

Удачи в воспитании детей!

И еще несколько советов по воспитанию малыша – в следующем видео.

К списку статей 16 ноября 2020 —>

Если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

— Шалва Амонашвили, “Педагогические притчи”

Дорогие мамы и папы!

Часто родительство не только приносит радость, но и заставляет почувствовать себя растерянными. Воспитывая детей, мы встречаемся с непростыми ситуациями каждый день. Как договориться с упрямым трехлеткой? Как реагировать на грубость подростка? Как лучше всего развивать и мотивировать непоседу? Можно ли совместить воспитание детей и работу? Эти и другие вопросы заставляют глубоко задуматься.

Как здорово, что в поисках ответов на них мы можем обратиться к книгам по воспитанию детей, где собрана мудрость и опыт профессионалов — детских психологов, педагогов, врачей. Их советы обязательно помогут найти Ваш собственный подход к воспитанию. Представляем Вам 15 лучших книг по воспитанию детей.

1. Масару Ибука “После трех уже поздно”

Масару Ибука — не только японский инженер и соучредитель корпорации Sony, но и создатель новаторской концепции по воспитанию и обучению детей раннего возраста. Книга с провокационным названием “После трех уже поздно” посвящена раннему развитию малыша от рождения до трех лет.

Масару Ибука считает, что у ребенка до трех лет — самый высокий потенциал к обучению. В этот период происходит активный рост мозга ребенка, и малыш, словно губка, впитывает все вокруг. “Богатая окружающая среда и разнообразие раннего опыта — вот ключ к воспитанию разносторонней и талантливой личности”, — утверждает Масару Ибука. В книге Вы найдете множество идей, как сделать период раннего детства наиболее наполненным и полезным для интеллектуального, творческого и эмоционального развития.

2. Людмила Петрановская “Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка”

Первая книга из серии “Близкие люди” — это авторский взгляд на теорию привязанности семейного психолога Людмилы Петрановской, которая многие годы работы посвятила семейному устройству детей-сирот. Книга расскажет родителям о роли привязанности в жизни ребенка. Л. Петрановская словно приглашает родителей отправиться на экскурсию по детству: от рождения ко взрослению через все кризисы и сложные этапы.

Вы узнаете, что такое базовое доверие к миру, позитивное отзеркаливание, властная забота и эмоциональное контейнирование. А понимание теории привязанности поможет Вам сформировать доверительные и теплые отношения с сыном или дочерью. Именно хорошие отношения, глубокая и надежная привязанность лежат, по словам автора, в основе хорошего поведения и успешного раскрытия потенциала ребенка.

3. Людмила Петрановская “Если с ребенком трудно”

Если Вы отчаялись, общение с отпрыском зашло в тупик, а никакие воспитательные подходы не работают, обратитесь к книге “Если с ребенком трудно”. Автор предлагает восстанавливать контакт и разбираться в происходящем с точки зрения теории привязанности. В книге Вы найдете конкретные советы и рекомендации, анализ ситуаций и доходчивые объяснения.

Сложности в отношениях можно преодолеть, если правильно подходить к сложившейся ситуации. И у Вас это обязательно получится, ведь Вы — самый Лучший Родитель своего ребенка. Книга поможет стать спокойнее, больше доверять себе, получать больше радости от родительства.

4. Людмила Петрановская “#Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы”

Это практическое руководство для активных мам, которые стремятся реализовываться во всех жизненных сферах: материнстве, семейной жизни, саморазвитии и карьере. А как же все это совместить? Из книги молодые мамы узнают много хитростей, помогающих найти баланс между семьей и работой, личными целями и воспитанием детей.

Успокаивающее повествование Людмилы Петрановской поможет мамам “перезагрузиться” и избавиться от внутреннего конфликта “Я или семья” и комплекса “недостаточно хорошей мамы”. Эта ресурсная книга вдохновляет женщин стать хозяйками своей жизни, приглашает думать вместе и изобретать новые лайфхаки работающей мамы.

5. Марина Мелия “Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей”

Марина Мелия, профессор психологии и известный коуч-консультант. “Отстаньте от ребенка!” — фирменная фраза, которая часто звучит на ее консультациях по детско-родительским отношениям. В издании автор выступает против современного культа детей. Вместо этого она предлагает метод видимого невмешательства и простые правила мудрых родителей.

Вы узнаете, как устанавливать границы, как сделать замечание и не поссориться, как восстановить родительский авторитет и почему вредно дружить с детьми. Полезными могут оказаться темы о травле, детском суициде, конфликтах с учителем.

6. Николай Ягодкин “Энциклопедия детской мотивации”

Это современное пособие от эксперта в области обучения и развития интеллекта Николая Ягодкина для педагогов и родителей, у которых имеются сложности с мотивацией детей. Энциклопедия содержит подробную теоретическую часть, где описан механизм мотивации, ее виды, и практическую часть, в которой даны способы работы с детской мотивацией, советы и алгоритмы по исправлению сложностей.

С этим фундаментальным учебником о детской мотивации у Вас наверняка получится стимулировать и вдохновлять Ваше чадо на новые свершения.

7. Екатерина Мурашова “Все мы родом из детства”

Это сборник непридуманных историй-зарисовок из практики психолога Екатерины Мурашовой. В книге Вы не найдете готовых советов и инструкций, скорее это сторонний взгляд на сложные ситуации, с которыми приходится столкнуться родителям: детская инвалидность, травля в коллективе, побеги из дома, попытки суицида, страхи. Это приглашение автора поразмышлять вместе и посмотреть, как работает детская психотерапия. Книга оптимистична, а рассказанные истории доказывают, что безвыходного положения не бывает.

8. Евгений Комаровский “Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до 1 года”

О принципах ухода за младенцем до года и о здоровье малыша расскажет издание популярного врача-педиатра. “Этот среднего размера путеводитель,— говорит о книге сам доктор,— “должен помочь Вам избежать многих проблем”.

С юмором Комаровский пишет обо всех вопросах, которые интересуют молодых и неопытных родителей: о планировании и вынашивании беременности, родах и первых днях с новорожденным, о кормлении, купании и подгузниках, об оптимальных условиях и действиях при болезнях. К книге приложен диск с пошаговыми инструкциями по уходу за ребенком до года.

9. Вика Дмитриева “Это же ребенок! Школа адекватных родителей”

Автор — популярный блогер, создатель “Школы адекватных родителей” и мама троих сыновей. Книга выросла из авторского блога в справочник для мам и пап: про еду, сон, болезни, детские страхи, игрушки, развитие, кризисы, похвалу и другие темы, волнующие родителей. О неидеальном родительстве и его сложностях честно, без прикрас, с вопросами и комментариями подписчиков.

10. Юлия Гиппенрейтер “Общаться с ребенком. Как?”

Книга известного психолога и талантливого педагога Ю. Б. Гиппенрейтер — настоящий учебник общения с ребенком. В основе книги лежит практический тренинг общения “P.E.T. Parent Effectiveness Training”, разработанный в США Томасом Гордоном, и гуманистический подход к воспитанию.

Материал представлен в виде подробных уроков с разбором типичных ситуаций, примерами диалогов. Каждый урок завершается домашним заданием для закрепления полученных навыков.

Из книги Вы узнаете о принципе безусловного приятия, активном слушании, я-сообщениях, конструктивном поведении при конфликтах. Знание этих методов поможет найти правильный стиль общения, основанный на понимании нужд ребенка и на знании закономерностей его роста и развития.

11. Адель Фабер, Элейн Мазлиш “Как говорить чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили”

Книга американских экспертов в области общения с детьми Адель Фабер и Элейн Мазлиш также посвящена эффективной коммуникации “родитель-ребенок”. В книге Вы найдете четкие инструкции и забавные комиксы о том, KAK именно говорить с детьми и КАК именно их слушать, чтобы общение было в радость.

Проверенные практические рекомендации и живые примеры взяты из реальной жизни, ведь и у Адель, и у Элейн по трое детей. Активное слушание, озвучивание чувств, сопереживание, “принимающие” высказывания — методы, которые Вы освоите, прочитав этот учебник общения.

12. Анита Найк “Как взрослеют девочки. Гид по изменению тела и  настроения”

Это красочное издание для девочек 9-13 лет и их родителей. Если обсуждение деликатных тем с подросшей дочерью дается Вам нелегко, обратитесь к книге английского психолога Аниты Найк. Забавные иллюстрации и доходчивые объяснения — как раз то, что нужно, чтобы не оставить дочку наедине с изменениями своего тела и настроения в сложный подростковый период.

Откровенно и с юмором, на такие волнующие девочку темы как диеты и спорт, первая влюбленность и секс, гормоны и менструация. Предложите дочери эту книгу, и она поймет, что Вы открыты для разговора и на интимные темы.

13. Фил Уилкинсон “Как взрослеют мальчики. Гид по изменению тела и настроения”

Аналогичное издание для мальчиков 9-13 лет. Просто и тактично на темы, волнующие подростка в период полового созревания: изменения тела, искусство бритья, перепады настроения и влияние гормонов, спорт и тренировки, чувство влюбленности и секс.

Забавные иллюстрации прекрасно дополняют текст. Эта книга — отличный помощник родителям мальчиков, ведь так важно в этот период помочь сыновьям принять изменения тела и объяснить, что все происходящее с ними — нормально.

14. Анна Быкова “Большая книга “Ленивой мамы”

Анна Быкова, психолог и педагог, знакомит родителей со своей жизненной философией “Ленивая мама”, в основе которой — развитие самостоятельности у детей. Книга поможет беспокойным мамам и папам проработать родительскую тревогу, научиться отпускать и передавать ответственность ребенку.

Вторая часть книги посвящена теме модного раннего развития. Оказывается, для развития не всегда нужны сложные методики и пособия. Повседневная жизнь — прогулки, наблюдения за природой, участие в домашних делах — вполне с этим справляется. Сколько интересного можно найти в простых вещах!

15. Памела Друкерман “Французские дети не плюются едой”

Книга Памелы Друкерман, американской журналистки и мамы троих детей, живущей в Париже, рассказывает о секретах воспитания “по-французски”. Эта личная, живая история написана легко и с юмором. На примере дочери Бин и близнецов Джоуи и Лео, автор делится впечатлениями о воспитании детей во Франции, сравнивая взгляды американских и французских мам и пап.

Как же сделать так, чтоб воспитание малышей было в радость? Как научить их спать всю ночь, соблюдать режим дня и кормления? Как привить привычки к здоровому питанию с малых лет? Как не раствориться в материнстве и не стать слугой своих детей? Об этом и многом другом расскажет опыт французских мам и их “спокойно-уверенное” родительство.

В наше время можно найти множество прекрасных книг по воспитанию детей. Наш топ-15 лучших книг и другие издания не оставят Вас наедине со сложными ситуациями. Свежий взгляд, новые методы, неожиданные идеи, которые Вы найдете в этих книгах, наверняка помогут подобрать подходящее решение, нащупать свой собственный стиль воспитания. Изучайте, сравнивайте, ищите, что созвучно именно Вам. Ваш ребенок — уникален, и интуиция подскажет, что лучше всего подойдет для него!

Тренажер для развития мышления Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов узнать подробнее Читай вместе с Умназией! укажите почту Все родители хотят, чтобы их дети держались подальше от неприятностей, хорошо учились в школе и продолжали радовать их своими успехами, уже будучи взрослыми людьми. Но универсального рецепта, как воспитать из каждого конкретного ребёнка гения успеха, ещё никто не придумал. Впрочем, психологи всё же имеют некоторое представление о том, что объединяет родителей детей, которые добились успеха в жизни. 1.Родители, которые приобщают детей к работе по дому. «Если дети не моют посуду, это значит, что кто-то другой это делает за них. В итоге они не только не выполняют домашние обязанности, но и не получают знания о том, что член семьи должен внести свой вклад в общее дело», – отметила бывший декан первокурсников Стэнфордского университета Джулия Литкотт-Хаймс (Julie Lythcott-Haims) во время TED Talks Live. Она считает, что дети, выполняющие работу по дому, становятся более самостоятельными и ответственными сотрудниками, которые хорошо взаимодействуют с коллегами. Этот же навык помогает им стать более чуткими людьми, поскольку они не понаслышке знают о том, что такое преодоление трудностей. 2. Родители, которые учат детей социальным навыкам. Исследователи из Университета Пенсильвании и Университета Дьюка следили за жизнью более 700 американских детей от 5 до 25 лет. В результате они обнаружилизначительную корреляцию между их социальными навыками в детском возрасте и дальнейшим успехом. Оказалось, что дети, которые умели взаимодействовать со своими сверстниками без подсказок, помогать другим и самостоятельно решать проблемы, гораздо чаще получали диплом колледжа и работу к 25 годам. Такие выводы нельзя было сделать для тех, чьи социальные навыки были ограничены. «Исследование показывает, что помощь детям в развитии социальных и эмоциональных навыков является одной из самых важных вещей, которые мы можем сделать, чтобы подготовить их к здоровому будущему», – отмечаетКристин Шуберт (Kristin Schubert) из Фонда Роберта Вуда Джонсона, который финансировал исследование. 3. Родители с большими ожиданиями. Профессор из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Нил Халфон (Neal Halfon) и его коллеги проанализировали данные национального исследования 6600 детей, рождённых в 2001 году. Специалисты пришли к выводу, что ожидания родителей относительно будущего подрастающего поколения оказывают огромное влияние на их последующие достижения. «Родители, которые видели своего ребёнка учеником колледжа, казалось, вели его к этой цели независимо от своих доходов или других ресурсов», – заявилпрофессор. Полученные данные подтверждаются и психологическим феноменом: эффектом Пигмалиона. Его смысл заключается в том, что ожидания одного человека относительно будущего другого могут служить провоцирующим фактором, своего рода пророчеством, которое ведёт к будущей самореализации человека, от которого ожидают тех или иных успехов. 4. Родители имеют здоровые отношения друг с другом. Дети, растущие в семьях, в которых постоянно возникают конфликты, живут хуже, чем те, чьи родители ладят между собой. Учёные из Иллинойсского университета подчеркнули, что при этом не имеет значения, разведены родители или нет. Конфликты между мамой и папой, которые возникали до развода, также негативно сказываются на детях. А разногласия, появлявшиеся уже после расставания, оказывают негативное влияние на умение детей адаптироваться к новым условиям. 5. Родители, которые начинают рано обучать своих детей математике. Проведённый в 2007 году метаанализ, в который вошли данные о 35 тысячах дошкольников из США, Канады и Англии, показал, что раннее развитие математических навыков может помочь детям в будущем. «Овладение математическими навыками в раннем возрасте положительно влияет не только на будущие достижения в математике, но и на будущее умение читать», – заявил соавтор работы Грег Дункан (Greg Duncan) из Северо-Западного университета. 6. Родители, которые реже испытывают стресс. Согласно недавним исследованиям, количество часов, которое мамы проводят со своими детьми в возрасте от 3 до 11 лет, не помогает спрогнозировать будущее поведение, благополучие или достижения ребёнка. А вот стресс матерей, возникающий из-за постоянного жонглирования работой и домашними делами, может плохо сказаться на малышах, считает Кэй Номагути (Kei Nomaguchi), соавтор работы и социолог из Университета Боулинг Грин. Понятие эмоционального заражения (когда психологическое состояние передаётся от одних людей другим), помогает объяснить этот феномен. Если родитель истощён или расстроен, то его настроение может перейти детям. 7. Родители, которые являются авторитетом для своих детей, но не авторитарными тиранами или, наоборот, всеразрешающими. Ещё в 60-х годах прошлого столетия Диана Баумринд (Diana Baumrind) из Калифорнийского университета в Беркли определила три основные стратегии воспитания. Первая – авторитетная – подразумевает обучение с помощью личного примера. Вторая называется авторитарной, когда родитель отвергает ребёнка или отличается низким уровнем эмоционального принятия ребёнка и высокой степенью контроля. Третья стратегия в некоторых источниках значится как либеральная. Она характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощения. Наилучшим методом воспитания является первый. Именно в таких условиях малыш учится уважать авторитет родителя (и не только), и при этом не чувствует себя ущемлённым в правах. 8. Родители, которые применяют поведенческий, а не психологический контроль. Согласно данным исследования специалистов из Университетского колледжа Лондона, психологический контроль родителей над своими детьми играет значительную роль в их удовлетворённости жизнью и психическом благополучии. Яркий пример психологического контроля – это постоянное принятие решений за ребёнка и подавление его мнения и проявлений. Такое отношение воспитывает зависимость от чужого мнения и неумение делать собственные шаги. Поведенческий же контроль подразумевает под собой диалог и определение границ дозволенного. При этом в выставленных рамках ребёнок чувствует себя спокойно. Дети, чьи родители проявляли заботу вместо психологического контроля, становились счастливыми и более удовлетворёнными взрослыми. 9. Родители, которые спокойно воспринимают детские неудачи. Одна из новейших тенденций в воспитании детей – изоляция их от всех возможных неудач и трудностей. В погоне за идеальным миром для своего чада родители порой не замечают, как берут на себя все повседневные заботы о жизни ребёнка. Согласно опросу изданий The New York Times и Morning Consult, сегодня три четверти родителей уже взрослых детей в возрасте от 18 до 28 лет записывают их на приём к врачу и стрижку. По мнению специалистов, такой метод воспитания подрастающего (и откровенно выросшего) поколения является противоестественным, поскольку родители должны подготовить ребёнка к жизни, а не жизнь к ребёнку. 10. Родители, которые не разрешают детям слишком много смотреть телевизор. Согласно исследованию учёных из Университета Огайо, проведённому в 2011 году, частый просмотр телевизора в юном возрасте, мешает развить коммуникативные навыки. Более того, телевидение (а теперь уже, вероятно, и гаджеты) уменьшает количество времени, которое можно было бы потратить на общение между родителями и детьми. К слову, недавно Всемирная организация здравоохранения посоветовалаограничить использование гаджетов для маленьких детей, так как это начинает всё больше сказываться на здоровье подрастающего поколения. 11. Родители, которые учат детей самоконтролю. Хороший навык самоконтроля у ребёнка помогает ему вырасти здоровым, богатым и даже способствует безопасности. Согласно долгосрочному исследованию, опубликованному в издании PNAS, родители, следившие за тем, чтобы их дети контролировали свои желания, воспитывали более здоровых детей. Будучи повзрослевшими, они продолжали контролировать своё состояние, зарабатывали больше денег, не становились преступниками и не употребляли наркотические вещества. 12. Родители, которые уделяют внимание своим детям. Согласно исследованию 2014 года, люди, рождённые в бедности, с большей вероятностью становились успешными, если их родители поддерживали с ними эмоциональную связь. Иными словами – обращали внимание на их нужды и выслушивали их в случае необходимости. Более того, малыши, которые были окружены вниманием мам и пап, лучше справлялись со школьными тестами, имели более здоровые отношения со взрослыми и больше шансов получить высшее образование. 13. Мамы и папы, которые берут отпуск по рождению ребёнка. Первые месяцы после рождения являются решающим временем формирования прочной связи родителей и детей. Исследование учёных из Университета Северной Каролины показало, что отпуск по уходу за ребёнком может существенно снизить уровень младенческой смертности и улучшить общее состояние здоровья малыша. Дети, чьи матери брали декретный отпуск, имели более высокий уровень интеллекта, были образованней и впоследствии зарабатывали больше денег. Обратная ситуация наблюдалась у тех, чьи родители не сумели взять отпуск в их первые месяцы жизни. Данная закономерность была особенно очевидна в семьях с низким уровнем образования.источник

imageНи один психолог не даст четкого ответа на вопрос, почему в неблагополучной семье, где родители пьют и дерутся, а единственным методом воспитания являются регулярные побои, вырастают нормальные люди.

Многие дети, выросшие в подобных условиях, повзрослев, берут на свои плечи содержание пьяниц-родителей, при этом создают крепкие семьи и души не чаят в собственных детях. И наоборот, в благополучной, обеспеченной всем необходимым семье, где царит любовь, вырастают эгоисты.

Содержание

Идеального метода воспитания, четко придерживаясь которого можно воспитать счастливого, любящего взрослого человека не существует. Иначе все люди вокруг были бы идеально воспитанными. Тем не менее детская психология как наука в состоянии дать ответ на большинство вопросов родителей, связанных с воспитанием.

Как воспитать гармоничную, сильную и счастливую личность?

Многие взрослые, которые еще сами не имеют детей, думают, что в воспитании малыша нет ничего сложного. Как часто многие из нас, глядя на кричащего и капризничающего в магазине ребенка, думали, что, в отличие от его спокойных родителей, быстренько нашли бы управу на маленького вымогателя. Или, наоборот, видя, как мама шлепает или кричит на свое чадо, думали, что она неуравновешенная истеричка, напавшая, на «маленького ангелочка».

imageПравда в том, что судить со стороны дело неблагодарное и понять что чувствует родитель можно лишь став им. Невозможно заранее предугадать свою реакцию в той или иной ситуации. Каждая ситуация индивидуальна, каждый малыш и его родитель уникальные, не похожие ни на кого личности. Любящие мать и отец должны интуитивно чувствовать своего ребенка и находить индивидуальный подход к нему. Они могут пользоваться основными принципами правильного воспитания, при этом менять их под себя.

Основные принципы воспитания

Многие психологи говорят о том, что воспитывать нужно не ребенка, а себя. Как можно учить своего отпрыска пунктуальности и порядку, если мама постоянно опаздывающая неряха. Будет ли кроха уважать старших вообще и своих родителей в частности, если видит, как отец повышает голос на бабушку? Паре, ставшей родителями, необходимо тщательнее следить за своим поведением, так как бесполезно требовать от ребенка того, чего сами взрослые выполнить не в состоянии.

В том случае, если отношения в семье гармоничные, присутствует любовь, уважение и нежность — можно рассчитывать на то, что малыш разовьется в сильную и уравновешенную личность. К сожалению, только любовь и уважение в семье еще не являются гарантией того, что ребенок воспитывается правильно. Необходимо помнить об основных психологических принципах правильного воспитания:

  1. Малыш реагирует на окружающие события более остро, чем взрослые. Это связано с его незрелой психикой и эмоциональной нестабильностью. Родители, если, конечно, их заботит вопрос о том, как правильно воспитать ребенка, должны обращать пристальное внимание на резкие изменения в поведении своего чада. Необходимо выяснить, что могло взволновать кроху и успокоить его, а не раздражаться и злиться.
  2. imageСамое главное место в жизни крохи, занимают его родители. Мама и папа должны максимум своего свободного времени проводить с малышом, тогда он сможет чувствовать себя нужным и важным.
  3. Ни в коем случае нельзя смеяться над детскими страхами и самостоятельно пугать карапуза, иначе, в будущем, из него может вырасти неврастеник.
  4. Взрослые всегда должны быть последовательны в своих действиях. Если проступок чада каждый раз трактуется родителями по-разному, то есть, один раз наказание следует, а второй раз нет — то рано или поздно, взрослые потеряют свой авторитет.

Как правильно воспитывать ребенка в зависимости от возраста

Формирование человеческой личности процесс продолжительный и может длиться до 21−23 лет. Но основные качества личности и характера, основы воспитания, закладываются в ребенка до 5 лет.

Каждый период взросления крохи требует индивидуального подхода. Взрослым необходимо учитывать все нюансы взросления и становления личности своего чада. Поэтому важно заранее узнать на что и в какой период обращать больше внимания, если родителей интересует вопрос о том, как воспитывать ребенка правильно.

Как воспитывать ребенка до одного года

Первые основы воспитания, родители могут закладывать уже через неделю после рождения малютки. Маме с папой необходимо будет придерживаться следующих, довольно простых и приятных для любящих родителей действий:

  1. В возрасте до 3-х месяцев особенно важно разговаривать с малюткой, петь ему песенки и даже рассказывать стихи. Голос при этом должен быть нежным и заботливым. Такие действия способствуют становлению культуры общения и речевому развитию крохи.
  2. imageВ возрасте от 3 до 6 месяцев начинает усиленно развиваться зрение и слух. В этот период карапузу уже можно показывать картинки и разные предметы; включать детские песни и даже классическую музыку.
  3. Познавательная активность возрастает начиная с 6 месяцев. Не стоит запрещать малютке самостоятельно ползать по квартире, ребенок должен сам изучить окружающую обстановку, естественно, под присмотром родителей. В это время уже можно потихоньку начинать прививать ему правила гигиены: мыть перед едой руки, надевать нагрудник.
  4. Наиболее активен малыш в период от 9 месяцев до года. В этом возрасте уже можно начинать знакомить карапуза со свойствами вещей. Нежелательные действия стоит пресекать уверенным, но мягким словом «нельзя».

Воспитание годовалого малыша

По достижении малышом возраста 1 года, процесс физического и психологического развития ускоряется еще больше. Границы интересов ребенка начинают существенно расширяться, постепенно, он начинает смотреть на мир по-другому. Этот период может сопровождаться частыми капризами малыша, на которые не стоит реагировать резко. Это действительно важный этап в развитии личности.

Чтобы успешно преодолеть этот период и продолжать дальше правильно воспитывать кроху, стоит придерживаться таких принципов:

  1. В возрасте 11−12 месяцев, кроха уже начинает понимать, что делать позволено, а что нет. Уже в этот период взрослые должны четко выстроить систему поощрений и запретов.
  2. Во время детских капризов, кричать и злиться не только бессмысленно, но и вредно. Поэтому в такие моменты внимание малыша необходимо отвлекать на что-то другое.
  3. Стараться выбирать такие игры, в которых ребенок и родители взаимодействуют вместе.
  4. Если карапуз пытается предпринимать самостоятельные действия, стараться не препятствовать этому.

Как правильно воспитывать малыша до трех лет

В возрасте от 2 до 3 лет, для ребенка проходит очень важный этап становления личности. Это именно то время, когда малыш проходит свой первый психологический кризис, который еще называют «кризис трех лет».

Лучшим методом воспитания в этот период является игра. Для правильного поведения с ребенком и воспитания нужно:

  1. imageВзрослые ни в коем случае не должны реагировать на капризы чада эмоционально. Свою позицию необходимо доносить до малыша спокойным и уверенным тоном и стоять на своем.
  2. Разговаривая с ребенком, не стоит с ним сюсюкать, использовать уменьшительные слова, искажать речь. Во-первых, это поможет речевому аппарату малыша развиваться правильно; а во-вторых, позволит ребенку почувствовать себя взрослым.
  3. Взрослые должны стараться меньше ограничивать ребенка, что-то запрещать ему. Если чадо капризничает и не хочет выполнять необходимые родителям действия, например, поесть, можно предоставить ему на выбор несколько вариантов блюд.

Как воспитывать ребенка в 4−5 лет

В промежуток между 4 и 5 годами, поведение малыша становится все более осознанным. Это уже отдельная личность, к интересам и желаниям которой взрослые должны относиться с пониманием и даже уважением. Процесс воспитания становится все более сложным, поэтому родителям необходимо взаимодействовать с ребенком еще более активно, чем прежде и придерживаться таких правил:

  1. Это наилучший период для творческого развития малыша. Маме с папой стоит рисовать со своим чадом, заняться пением, рукоделием или лепкой.
  2. Дети всегда, а особенно в этом периоде, должны чувствовать активное участие и поддержку родных.
  3. В возрасте 5 лет малыши начинают более осознанно воспринимать нормы общественного поведения, поэтому взрослым важно научить кроху как себя вести в той или иной ситуации.
  4. На бесконечные «почему», родителям нужно отвечать без раздражения и с улыбкой. Иначе, ребенок может замкнуться в себе и его любознательность сменится безразличием.

Воспитание детей от 6 лет и старше

imageЧем старше становится ребенок, тем с большим количеством людей он взаимодействует. Круг общения малыша расширяется, у него появляются учителя, больше друзей. Постепенно авторитет родителей начинает уменьшаться. К «переходному возрасту» родительский авторитет почти минимален, в то время, как влияние и авторитет друзей находится на максимальном уровне.

Жестко ограничивать в чем-то свое чадо или запрещать общение с друзьями контрпродуктивно. Можно добиться обратного эффекта, когда остатки родительского авторитета и доверия будут полностью уничтожены.

Самым важным моментом в общении, в это время, становится доверие. Очень важно сохранять гармоничные отношения в семье, для чего следует придерживаться следующих принципов:

  1. Если у ребенка возникла проблема, например, в школе, не ругать его, а попробовать найти выход вместе.
  2. Всегда интересоваться успехами и делами.
  3. Привлекать детей к совместным делам.
  4. Поддерживать желание быть самостоятельным и свободу выбора.
  5. Не нарушать личное пространство.

Самые распространенные воспитательные методы

Далеко не все родители, например, из-за занятости на работе или в силу врожденной черствости характера, способны чутко чувствовать своего ребенка. В таких семьях не практикуется гибкий подход к воспитанию. Взрослые, в общении со своим ребенком используют проверенные временем, но далеко не всем малышам подходящие методики воспитания.

Метод физических наказаний

imageСамый спорный метод воспитания детей. Большинство психологов сходится во мнении, что применять силу по отношению к собственному отпрыску способны лишь ущербные, закомплексованные личности. Они не в состоянии объяснить малышу чего от него хотят, злятся и вытесняют свою злобу на более слабом человеке.

Несмотря на это, некоторые родители могут и сейчас отшлепать непослушного карапуза и не видят в этом ничего плохого. А многие взрослые, которые получали в детстве от родителей «воспитательные подзатыльники», даже благодарны им за это и уверенны, что именно такой метод воспитания сделал из них настоящих людей.

Метод не пререкания

Такой метод подходит только очень терпеливым родителям. Вся его суть заключается в умении спокойно, твердо и без лишних эмоций настоять на своем. Когда ребенок капризничает и на все увещевания взрослых кричит «не хочу» или «не буду», необходимо четко и аргументировано объяснить почему «будет» и почему «надо».

Такой метод требует поистине ангельского терпения от взрослых. Зато кроха поймет, что все его капризы не приведут к желаемому результату и скушать кашу или лечь спать пораньше все-таки придется.

Метод «раз, два, три»

Лучше всего данный метод действует на маленьких детей. Как только малыш начинает делать что-либо недозволенное, взрослые должны начать считать. До этого, конечно, необходимо объяснить чаду, какое наказание его ждет, если на счет «три» он не прекратит нежелательные действия.

imageМаме и папе нужно быть готовым к тому, что их отпрыск сперва обязательно проверит их решительность и, скорее всего, с первого раза ослушается. Наказание должно последовать незамедлительно, тогда малыш поймет, что родители настроены серьезно. Скорее всего, в следующий раз, при начале подсчета, негативные действия прекратятся малышом сразу же.

Метод подкрепления

Этот метод очень хорошо работает как в дошкольном, так и школьном возрасте. Если ребенок сделал что-то правильно или совершил хороший поступок его обязательно следует похвалить. Причем сделать это можно также в присутствии родных или гостей. Даже на небольшие победы малыша нужно обращать внимание и хвалить. Но следить за тем, чтобы не перейти грань и похвала не переросла в восхваление.

В том случае, если был совершен проступок, ребенку следует объяснить почему такое не должно повторяться в будущем. О негативных поступках своего чада должны знать только родные, на всеобщее порицание их выносить не стоит.

Метод убеждения

Суть этого метода основана на обычной беседе. Взрослым стоит контролировать ее ход и следить за тем, чтобы это был разговор «на равных», но ни в коем случае, не нравоучения.

В случае проступка малыша, кто-то из родных должен пригласить его на разговор, во время которого наставления и угрозы недопустимы. Ребенку нужно спокойным тоном объяснить почему-то, что он сделал плохо и подкрепить свои доводы примерами из жизни. Беседу необходимо подвести к тому, чтобы малыш самостоятельно сделал правильные выводы.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий