Применение метода М Монтессори в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать

Поделиться

Методика Монтессори– программа раннего развития, в которой малышу отводится ведущая роль. Ребёноксамостоятельно выбирает род деятельности. Изучает свойства предметов. Учится себя обслуживать, взаимодействовать со сверстниками. Задача взрослого: создать необходимые условия, оснастив помещение специальными пособиями.

Аудио-версия статьи «МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ» МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ

Содержание

Биография Марии Монтессори

Суть педагогики Монтессори

Развивающая среда Марии Монтессори

Автор известной методики итальянский врач ХХ века, педагог Мария Монтессори. По её мнению, основные знания об окружающем мире малыш должен получать, опираясь на собственный опыт. Право выбора, чем заниматься, — за ребёнком. Взрослые организуют развивающую среду в соответствии с возрастными особенностями детей

Обязательные атрибуты – дидактические пособия, игрушки вторичны. На задний план отходит и фигура старшего наставника. Воспитатель не вмешивается в деятельность детей. При необходимости направляет, подсказывает, помогает. Главная идея метода«Помоги мне сделать это самому». Главные правила: убирай за собой, клади вещи на свои места, говори тихо.

Биография Марии Монтессори

Единственный ребёнок в своей семье, Мария Монтессори, родилась 31 августа 1870 года. Училась хорошо, проявляя особый интерес к естественным наукам. После окончания школы получила профессию врача, разрушив стереотипы. На тот момент искусством врачевания владели исключительно мужчины. 

В 1896 году устроилась на работу в клинику для детей с особенностями умственного и психического развития. Совмещая практику с изучением трудов врачей и педагогов, Монтессори приходит к неоднозначному выводу. Дети с ограниченными возможностями здоровья больше нуждаются в педагогической, нежели чем в медицинской поддержке.

Потребовалось некоторое время для того, чтобы отдельные идеи оформились в логическую теорию. В её основу легло учение Сегена, дополненное практическими разработками. Внедрение в обучение новых методов дало потрясающие результаты.

Дети, имеющие отставание в умственном или психическом развитии, освоили грамоту. Научились читать и писать лучше, чем их здоровые сверстники. Так Монтессори убедилась в правильности выбранного подхода.

В 1898 году Мария познакомилась с Джузеппе Монтессано. Боясь разрушить научную карьеру, она заключила с возлюбленным договор: не вступать в официальный брак. В отношениях родился сын Марио.

Заботу о мальчике Мария, как и все женщины равного ей статуса, доверила гувернёрам. Марио состоял на пансионе в принимающей семье. Выходные дни Монтессори целиком посвящала сыну, много общаясь и играя с ним. Такой подход к воспитанию был нетипичным для того времени.

По достижении десятилетнего возраста ребёнок переехал к матери. С тех пор они не разлучались. Повзрослев, Марио активно включается в научную деятельность, став верным соратником Марии и адептом её теории.

Всю себя Монтессори отдавала научной деятельности. В 1907 году, 6 января, она открывает первую школу для умственно отсталых и педагогически запущенных детей. Достигнув успеха в начинаниях, принимает решение работать с обычными малышами. 

Так в Италии появился Дом ребёнка – учреждение дошкольного образования нового типа. Он был оснащён всем необходимым оборудованием, подобранным по единому принципу. Дом ребёнка приобрёл известность далеко за пределами Италии. Чтобы набраться опыта, в него приезжают гости, становясь последователями нового педагогического течения. 

После смерти дело, начатое Монтессори, продолжил её сын. Длительное время возглавлял одноимённую Международную Ассоциацию. Внёс большой вклад в развитие гуманистического подхода в образовании, способствовал становлению научной педагогики.

Суть педагогики Монтессори

Система базируется на постулате, выдвинутом Монтессори: каждый малыш с рождения тянется к знаниям. Причём существуют особые, сенситивные периоды, когда усвоение информации проходит легко:

  • Принятие порядка (с 0 до 3 лет);
  • Формирования действий, движений (1–4 года);
  • Сенсорное развитие (0–5,5 лет);
  • Восприятие мелких предметов (1,5-5,5 лет);
  • Речевое развитие (0-6 лет). 

Для выработки необходимых навыков используются дидактические пособия. Выполняя простые манипуляции с развивающими материалами, малыш усваивает соотношения форм, размеров. Развивает логическое мышление, мелкую моторику. Монтессори считала, что игрушки дети берут от безысходности, когда в поле зрения нет ничего интересного. В классической системе игрушки исключены. 

Особые требования предъявляются к личности учителя. Он должен «изгнать из сердца гнев и гордыню», быть «смиренным», владеть собой. В основе взаимоотношений с маленькими воспитанниками – хорошее расположение, уважение к личности малыша.

Практическое взаимодействие наставника с подопечными сводится к коротким двухминутным урокам. По просьбе детей учитель показывает, как нужно обращаться с тем или иным предметом. После чего предоставляют возможность действовать самостоятельно.

Ребёнок выбирает не только род занятий, но и их продолжительность. По желанию меняет обстановку, переходя из одной зоны в другую. Инициатива малыша всегда в приоритете.

Методика полностью исключает соревновательный элемент, отсутствуют критерии оценивания. Наставник вправе проявить настойчивость, но не использует такие методы, как наказание, принуждение, поощрение. Совместная деятельность детей подчиняется установленным нормам и правилам. Например, «кто первый взял, тот играет». «Поиграл — убери за собой».

Развивающая среда Марии Монтессори

Основные принципы метода реализуются в условиях развивающей среды. Мебель, оснащение подбирают в строгом соответствии возрасту. Малыши должны уметь подвигать стулья, владеть навыками самообслуживания.

Требования к помещению 

  • Больше солнечного света, свежего воздуха. В комнате предпочтительны панорамные окна;
  • Пространство – просторное, не загромождённое мебелью;
  • Дизайн – продуманный, эстетичный, спокойной цветовой гаммы;
  • Приветствуются комнатные цветы, хрупкие вещи. За первыми дети учатся ухаживать. Со вторыми – осторожно обращаться;
  • Пособия, дидактические игры размещают в поле зрения малыша. Количество экземпляров — по одному на каждого, для выработки навыков социального взаимодействия.

Помещение разделяется на несколько зон.

Практическая

Помогает выработать навыки самообслуживания, ухаживать за растениями и животными, общатьсяВ ней формируется умение бесшумно, аккуратно перемещаться по комнате. 

Для оформления практической зоны используют деревянные пособия. Бизиборды с застёжками, крючками, кнопками, бантиками и шнуровками. Ёмкости для воды, комнатные цветы, совки, лейки, ножницы и скатерти. Всё, с чем малыши сталкиваются в реальной жизни. 

Сенсорная

Задействует мелкую моторику. Рамки и блоки с вкладышами, тактильные таблички, сенсорные мешочки, лёгкие и тяжёлые бруски, коробки с разными запахами. 

У пособий одна цель – максимально развить органы чувств. Причём, каждое приспособление задействует исключительно одно из них.

Математическая

Взаимосвязана с сенсорной. Ориентирована на сравнение, упорядочивание, сортировку предметов по признакам. 

В ней присутствуют цифры из материалов разной фактуры, цепочки и башни из разного числа бусин. Геометрический комод, таблицы арифметических действий.

Языковая

Отчасти дублирует сенсорную. В ней располагаются звонки, звуковые коробочки, геометрические формы, стимулирующие развитие речи. 

Педагоги, находящиеся в ней, обращают внимание на правильность произношения слов. Используют дидактические игры на распознавание предметов, описание их свойств.

Зона космоса

Место, где малыши приобретают первичные представления об устройстве мира. Наглядный материал становится базой, на основании которой ребёнок приходит к определённым выводам. 

Основные пособия — модель Солнечной системы, карточки с классификацией растений и животных, календари. В наличии имеется оборудование для проведения простейших опытов.

Нижняя граница возраста, с которого начинают посещать монтессори – центры, примерно 2 месяца. Если есть сомнения в целесообразности такого поступка, к обучению приступают позже. Методика предусматривает индивидуальные, групповые, общие занятия. 

В монтессори-центрах практикуется набор разновозрастных групп. Это приучает старших детей заботиться о младших. А младшим позволяет ощутить свою значимость и успешность.

Преимущества и недостатки методики

Как и любая другая методика, система Монтессори имеет свои плюсы и минусы. 

Плюсы методики Монтессори

  • Важное преимущество метода – возможность всестороннего развития без насилия над личностью ребёнка;
  • Учитываются возрастные особенности малыша, подбирается индивидуальный темп занятий;
  • Детям предоставляется свобода выбора. Поэтому параллельно с исследовательской деятельностью идёт формирование умения принимать решения, работать самостоятельно;
  • В монтессори-группах быстрее закрепляются навыки самообслуживания. Отрабатывается социально одобряемое поведение. Монтессори-дети самостоятельные и дисциплинированные;
  • Сенсорное и сенсорно-моторное развитие способствует всестороннему умственному развитию;
  • Система воспитывает свободную личность. Став взрослым, такой человек ценит и уважает права, свободу других людей;
  • Отсутствует негативная оценка, критика;
  • Разновозрастные группы обеспечивают распределение детей по интересам, но не по возрастному принципу;
  • Разновозрастной состав упрощает обучение. Маленькие учатся у больших. А большие проявляют заботу о младших;
  • Дети обучаются принимать взвешенные решения.

Минусы методики Монтессори

  • Недостаток внимания, уделяемого развитию воображения, творческим способностям, коммуникативным навыкам;
  • Мало внимания уделяется сюжетно-ролевым играм, с учётом того, что ведущим видом деятельности до 6 лет является игра;
  • Не предусмотрено чтение сказок. А именно из них кроха получает представление о добре и зле, о жизни;
  • Педагог занимает демократическую позицию. Это плохо соотносится с авторитарным подходом, практикуемым в современной школе;
  • При переходе в традиционную школуиногда возникают трудности с адаптацией;
  • Нет преемственности между методикой и программой средней школы;
  • Система подходит не каждому. Например, гиперактивные малыши с трудом воспримут методику;
  • На занятиях отсутствуют физические нагрузки;
  • В домашних условиях практически невозможно воспроизвести развивающую среду.

Методика Монтессори предполагает раннее развитие. Однако, если кроха бурно реагирует на разлуку с родителями, польза от обучения окажется минимальной. В качестве компромисса используют отдельные элементы развивающей среды. В продаже встречаются качественные пособия: рамки с вкладышами, объёмные и плоскостные фигуры, бизиборды.

Родителям, чьи дети, ходят в центры на постоянной основе, рекомендуется больше внимания уделять физической активности. Игре со сверстниками, развитию творческих способностей.

Методики развития

  • 10.03.2016
  • Основы воспитания
  • Nils.ru

Мария Монтессори – выдающийся педагог, врач и ученый, впервые применила свою методику еще в далеком 1906 году. Ее система воспитания , изначально,  разрабатывалась для детей, имеющих проблемы в развитии, но настолько хорошо себя проявила, что, вскоре, ее стали использовать и для обучения здоровых детей.

Суть методики

Данная система воспитания основывается на принципе «Помоги мне это сделать самому!». Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие ребёнка, свобода в разумных пределах.

Мария Монтессори считала, что каждый ребенок уникальная личность, которая естественным образом стремится к постоянному познанию, и сама чувствует — что ей в данный момент больше всего нужно для развития. Поэтому задача воспитателя в системе Монтессори, не учить ребенка, а мягко направлять к обучению. Когда малыш сделает свой самостоятельный выбор — с чем и как играть, педагог должен самоустраниться и просто наблюдать.

image

Монтессори среда

Главную роль в воспитании по этой системе играет так называемая «Монтессори среда»,  без которой система не может существовать. Данная среда дает возможность детям развивать независимость и самостоятельность, которые и являются ключом к успеху по философии Монтессори.

Важно, чтобы класс для занятий был светлым и просторным, оформленным в спокойные тона, не отвлекающие ребенка от игры.Мебель и оборудование в кабинете обязаны соответствовать росту ребенка, поскольку малыш должен иметь свободный доступ к любому предмету в помещении и возможность свободно перемещать их, как посчитает нужным. Также, каждый ученик может выбирать себе любое место для занятий, с единственным условием — чтобы не мешать никому из окружающих.

Ключевые характеристики метода:

  • Дети самостоятельно выбирают для себя занятие
  • Модель изучения – «Обучение через открытие», малыши узнают новое не через рассказ учителя, а через работу с материалами
  • В одной группе присутствуют ученики разного возраста
  • Для занятий предоставляется специальный учебный материал, который разработала сама Мария Монтессори
  • Занятия не прерываются и обычно длятся около 3х часов
  • Ученики могут свободно передвигаться по классу
  • Не смотря на внешне пассивную роль учителя, Монтессори-педагогом может быть только специально обученный человек

Как мы видим, в этой методике используется  весьма интересный и не совсем традиционный подход к обучению. В связи с чем, до сих пор не утихают споры относительно его эффективности, положительных и отрицательных сторон.

Плюсы системы Монтессори:

  • Малыш имеет возможность развиваться самостоятельно, без навязчивого вмешательства взрослых и в удобном лично для него темпе
  • Основным принципом методики является свобода личности, поэтому вся система направлена на формирование свободного человека, который уважает и ценит свободу окружающих людей
  • На занятиях запрещена критика и негативная оценка
  • Ребенок обучается через игру, он увлечен процессом и обучение дается легко
  • Большое внимание в методике уделяется сенсорному и сенсорно-моторному развитию учеников, что напрямую связано с умственным развитием
  • В одной группе могут находится дети от 1 года до 7 лет и от 7 до 12, поэтому подгруппы внутри коллектива учеников распределяются не по возрасту, а по интересам
  • Малыши имеют возможность учится у старших детей, что бывает гораздо эффективнее, чем сложные объяснения взрослых
  • Старшие ученики учатся заботиться о младших
  • У малышей, обучающихся в этой методике, как правило, хорошо развиты навыки самообслуживания
  • Дети учатся принимать собственные решения

В системе действую доступные и понятные правила, которые пригодятся ребенку в обычной жизни:

  1. Не мешай другому, когда тот занят.
  2. Учитывай интересы других при выборе себе места для работы.
  3. Не шуми – это мешает другим.
  4. После работы все материалы убирай на свои места, вытирай лужи и грязь.
  5. Если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

image

Минусы методики Монтессори:

  • Данная система не направлена на развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков, что и является ее главным недостатком
  • В методике недооценивается значение игровой деятельности в развитии ребенка. Монтессори считала, что игрушки только уводят малыша от реальной жизни и не дают никакой практической пользы. Но давно доказано, что это совсем не так, значение игры в развитии ребенка очень и очень велико
  • Также автор методики недооценила и значение сказок в педагогическом процессе, заменяя их довольно сухим описанием предметов, в то время как, сказки формируют у ребенка представления о жизни, отношениях, добре и зле
  • Педагог в системе Монтессори, зачастую, не имеет большого авторитета, который так привычен для нашей страны. В связи с чем, у ребенка могут возникнуть проблемы при дальнейшем обучении
  • Дети, воспитанные в этой системе, привыкают получать знания не прилагая больших усилий, что может привести к тому, что, в дальнейшем, они не захотят трудится, чтобы получить результат
  • Существует мнение, что, после обучения по методике Монтессори, детям сложно адаптироваться к школе, где требуется дисциплина и умение подчиняться

Как мы видим, методика Монтессори обладает весьма значительными плюсами и некоторыми весомыми минусами. Мое мнение, как психолога, относительно этой методики – все очень индивидуально и зависит от многих факторов. Для одних детей эта система может подойти идеально, других даже не заинтересует. Решение стоит принимать исходя из личных качеств вашего малыша, если не уверены в выборе, посетите пробное занятие, понаблюдайте.

Но, в любом случае, ограничиваться только этой методикой не стоит, если вам подошла данная система, не забывайте о вышеперечисленных недостатках и компенсируйте эти пробелы дома с помощью сказок, ролевых игр, общения в других коллективах.

Ирина Лозицкая, семейный психолог.

Просмотров: 19529 Обучение Прописи для детей от 6 до 7 лет. 01.12.2020

Ваш ребенок уже научился читать и знает азбуку, теперь ему нужно научиться красиво писать буквы! Красивый почерк во многом определяет

Мода Poivre Blanc. Новая коллекция. 25.11.2020

Среди нас точно есть те, кто предпочтут российскому производителю что-то эксклюзивное и с именем у всех на слуху. Французский бренд

Мода Новая коллекция Oldos осень-зима 2020-2021 25.11.2020

Теперь уж точно пришла пора утепляться – температура семимильными шагами стремится к нолю, а скоро ударят и первые холода. А

Мода Uki Kids – новый бренд. 24.11.2020

Мы стараемся для вас и становимся лучше, пополняя наш ассортимент и начиная сотрудничество с новыми марками. Фирма Юки кидс появилась

Мода Новая коллекция Choupette осень-зима 2020 20.11.2020

Приятно, когда не нужно долго выбирать, копаться в разных брендах и сразу у одного производителя можно найти вещи на все

Мода Geox. Новая коллекция обуви 20.11.2020

Удобство – один из главных критериев выбора обуви. Иногда ее носят, даже если в ней есть мелкие недостатки, зато ногам

Мода Smena. Новая коллекция осень-зима 2020. Новая Новогодняя коллекция. 17.11.2020

Дети обожают Новый год. Да и как не любить время веселья, подарков, ярких огоньков и вкусных угощений? Несмотря на то,

Генераторы Онлайн-генератор прописей для детей 27.09.2018

Представляем вашему вниманию сервис по генерированию прописей для детей. Онлайн-генератор прописей трансформирует введенный вами текст в прописи, при этом вы

Профессии Задания для детей: ищем пары, профессии + английский 21.05.2021

Задания для детей — «ищем пары» тренирует логику, внимание, креативное мышление. Выполните задания на русском и английском языках. Задания подходят

Лабиринты Лабиринт для детей: Заяц и собака 25.05.2021

Лабиринт для детей — «Заяц и собака» тренирует логику, внимание, развивает фантазию и воображение. Задания подходят как для выполнения дома,

Лабиринты Задания для детей: тень и лабиринт 25.05.2021

Лабиринт для детей — «тень и лабиринт» тренирует логику, внимание, развивает фантазию и воображение. Задания подходят как для выполнения дома,

Развитие Рисование по шагам: ваза и девочка 26.05.2021

Рисование по шагам для детей — «ваза и девочка» тренирует память, внимание, развивает фантазию и воображение. Развивает мелкую моторику. Задания

Развитие Рисование по шагам: рисуем домашних животных 31.05.2021

Рисование по шагам для детей — «рисуем домашних животных» тренирует память, внимание, развивает фантазию и воображение. Развивает мелкую моторику. Задания

Развитие Задания для детей: Отдыхаем на море 31.05.2021

Задания для детей — «Отдыхаем на море» тренирует память, внимание, развивает фантазию и воображение. Развивает мелкую моторику. Задания подходят как

Развитие Задания для детей: Продолжи ряд 31.05.2021

Задания для детей — «Продолжи ряд» тренирует память, внимание, развивает фантазию и воображение. Раннее развитие создает базу для знаний вашего

Развитие Рисование по шагам: Хэллоуин 01.06.2021

Рисование по шагам для детей — «Хэллоуин» тренирует память, внимание, развивает фантазию и воображение. Развивает мелкую моторику. Задания подходят как

Мария Монтессори. Фото: img.com.ua

Стоит знать, что при домашнем обучении не обязательно выполнять все допущения метода Монтессори. Их можно вводить медленно, чтобы ребенок мог к ним привыкнуть.

Внедрение методики в домашнее обучение

Если есть желание внедрить метод Монтессори дома, нужно убедиться, что дети могут наблюдать за тем, что вы делаете сами. Таким образом, все виды продуктов, такие как кухонный помощник на которые ребенок может подняться, чтобы иметь возможность наблюдать за тем, что его родители делают на кухне, будут хорошо работать.

Кухонный помощник— это тип регулируемой платформы- лестницы, которая позволит ребенку безопасно участвовать в деятельности, связанной с приготовлением и сервировкой блюд.

Дедукция — научитесь мыслить как Шерлок

Помимо этого кухонного помощника, балансировочная доска также может быть хорошим подспорьем в стиле Монтессори. Благодаря ей ваш ребенок сможет улучшить координацию движений, одновременно получая удовольствие. Из-за своей простой конструкции доска также влияет на воображение ребенка. Также стоит упомянуть, что хорошо сделанная балансировочная доска может выдерживать до 200 килограммов, поэтому ею могут пользоваться даже взрослые

Методика Монтессори – это такое направление педагогики, разработанное в Италии в 19 веке, которое основывается на самостоятельной деятельности детей с самого раннего возраста. Эта система имеет свои плюсы и минусы. Малышам позволяется самостоятельно решать, чем они будут заниматься, добывать знания, выполнять бытовую работу по дому.

Занятия проводятся в разновозрастных группах с небольшим количеством человек. Главное условие существования системы – специальная среда, в которой каждый ребенок имеет возможность самореализовываться, а философия предполагает невмешательство педагога в деятельность детей.

Кто такая Мария Монтессори

Мария Монтессори – итальянский врач 19 века, который внес существенный вклад в педагогику всего мира. После окончания обучения она работала в клинике для детей с ограниченными умственными возможностями, а через некоторое время открыла центр для развития детей с нормальным умственным развитием, но с тяжелой педагогической запущенностью. Центр работал по разработанным и обоснованным Марией Монтессори принципам, здесь зародился ее метод развития малышей. В скором времени ее «Дом ребенка» стал известен практически на весь мир.

Суть и принципы методики Монтессори

Краткое описание методики Монтессори заключается в том, что взрослые не навязывают ребенку свой имеющийся опыт, а дают возможность получить его самостоятельно. Здесь разрабатывается специальная программа обучения, в которой развитие опирается на возможности ребенка обучаться новому в данный момент.

Кредо педагогики Монтессори – «помоги ребенку сделать это самостоятельно».

Главная цель – направление развития ребенка в нужное русло, с принятием его личности и особенностей, без попыток сломить его собственными убеждениями.

Достижение цели возможно благодаря наличию обязательных правил для педагогов:

  • Запрещается сравнивать детей, включать в их деятельность соревновательные моменты, оценивать по каким-то общим критериям, поощрять, наказывать и принуждать к чему-либо.
  • Детям позволяется самостоятельно выбирать темп и ритм своего обучения, продолжительность занятий, направление развития и учебные материалы.
  • Педагог должен всеми доступными способами развивать в ребенке самостоятельность, уважать его выбор и создавать комфортную среду.
  • Воспитатель или учитель не должен пытаться сделать детей подобными себе, изменять процесс развития самостоятельности у малыша. В идеале он должен оставаться нейтральным наблюдателем, который создает комфортную атмосферу для развития ребенка вне зависимости от чьего-либо мнения.

Базовые принципы обучения

Основной принцип педагогики Монтессори – до одного года и старше, не принуждать ребенка ни к чему, чего он не желает сам. Выполнять его становится возможным благодаря естественно складывающимся в системе Монтессори условиям:

  • каждый малыш стремится к равному со взрослым участию в жизни;
  • со временем дети понимают, что для этого необходимо учиться и получать собственный опыт;
  • также малыши скоро осознают, что чем больше и быстрее они учатся, тем быстрее смогут попасть во взрослый мир;
  • педагог занимает нейтральную позицию, не показывает свое отношение к той или иной деятельности, а лишь оказывает помощь по просьбе ребенка.

Также можно назвать еще несколько базовых принципа методики воспитания Монтессори:

  • Ребенок – центр педагогического процесса. В зависимости от его желаний, стремлений, возможностей и особенностей выстраивается вся работа.
  • Среда – основополагающее условие детского развития. Она должна быть настолько богатой и полезной, чтобы каждый ребенок мог выбрать в ней свое место и найти себе интересное занятие.
  • Взрослый – человек, который помогает только по обращению ребенка. Если таковое отсутствует, то он никак не вмешивается в его естественный процесс развития.
  • Детям позволяется свободно перемещаться по классу.
  • Малыши самостоятельно выбирают материалы для занятий и изучают их.

Что такое сенситивные периоды

Сенситивные периоды – это периоды наибольшей чувствительности ребенка к обучению тем или иным навыкам и умениям. Это идеальное время для того, чтобы ребенок впитывал в себя новое. Если сенситивный период еще не начался или уже закончился, то обучение ребенка значительно затруднится. Мария Монтессори выделила следующие временные рамки:

  1. Период восприятия порядка – от 0 до 3 лет. Если малыш до 3 лет не привык убирать за собой, то в 4-5 лет будет трудно его к этому приучить. В системе Монтессори детям позволяется, например, мыть за собой посуду, подметать рассыпанный мусор, мыть пол.
  2. Период развития действий и движения – от 1 до 4 лет. Период, в которые у ребенка развиваются мышцы и координация движений. Нужно как можно больше времени проводить на детских площадках, горках, качелях и лесенках.
  3. Период сенсорного развития – от 0 до 5,5 лет. Дети познают мир всеми органами чувств: смотрят, слушают, нюхают, пробуют, осязают. Здесь формируются представления о форме, цвете, весе и геометрических фигурах.
  4. Период восприятия мелких предметов – от 1,5 до 5,5 лет. Это время формирования и развития мелкой моторики. В этот период ребенок учится нанизывать бусины, перебирать крупу, собирать пазлы.
  5. Период развития речи – от 0 до 6 лет. Лучшее время для чтения книжек, рассматривания разных карточек, составления маленьких рассказов.
  6. Период развития социальных навыков – от 2,6 до 6 лет. Малыш внимательно наблюдает за поведением взрослых. Учится вести себя в обществе: быть вежливым, общаться, при необходимости – сдерживать свои эмоции.

Среда Монтессори

Создание правильной, структурированной среды – это обязательное условие существования методики обучения Монтессори. Без нее невозможно выстроить педагогический процесс по этой методике. Она предполагает наличие определенных зон, в которых есть все для получения опыта и знаний в конкретной сфере.

Зона практической жизни

Зона практической жизни позволяет ребенку почувствовать себя взрослым в бытовом плане. Здесь он может научиться мыть посуду, подметать пол, стирать, ухаживать за куклами, растениями и животными. Для организации этой зоны необходимы комнатные растения, «бизиборды», скатерти, посуда, разная домашняя утварь и безопасные канцелярские принадлежности.

Зона сенсорного развития

Основная задача этой зоны – развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия. Здесь развивается мышление и память, происходят первые знакомства с формой, цветом, температурой, весом и размером. В эту зону включено все разнообразие предметов, имеющих разные свойства для восприятия органами чувств: шары, мячики, мешочки, ароматизированные и вкусовые баночки, предметы разных форм и размеров.

Математическая зона

Зона, развивающая математические представления, дает ребенку первые знания о числах и действиях с ними. Математика здесь изучается на конкретных физических формах, которые можно увидеть и потрогать – детям получать знания таким способом намного легче, чем на основе теоретических объяснений. В этой зоне находятся разные геометрические фигуры и формы, цифры из различных материалов и счетные предметы.

Речевая зона

Это зона для пополнения словарного запаса, обучения ребенка чтению и письму. Первое знакомство с буквами происходит в тактильной форме. Крупные буквы из разных материалов, которые привлекают детское внимание, легко перемещаются и составляются в слова.

Космическая зона

Эта зона содержит в себе различные предметы, помогающие детям познать окружающую природу и получить первичные знания о естественных науках. Здесь собраны макеты планет, фигурки растений и животных, наборы для проведения различных опытов.

Расположение зон в пространстве и предметов в самих зонах – наиболее важное условие функционирования педагогической методики Марии Монтессори. Чем более актуально для ребенка то или иное занятие, тем более видное место оно должно занять в системе среды.

Как сделать развивающую среду для ребенка?

У мудрых родителей методика обучения детей Монтессори работает даже без специальных приспособлений: малышу выдается веник, тряпка, губка для мытья посуды или пылесос тогда, когда он об этом попросил и решил сделать самостоятельно. Стоит позволять ребенку полноценно участвовать в бытовой жизни семьи.

Если есть желание создать классическую развивающую среду для ребенка, то главное, что нужно сделать – разделить игровую комнату на зоны: математическую, космическую, языковую, сенсорную и практическую. Все игры и игрушки должны располагаться так, чтоб ребенок мог взять их самостоятельно и положить на место после окончания занятия.

Что такое обучение дает детям

Занятия по системе Монтессори позволяют малышам реализовывать свой естественный познавательный интерес в самостоятельном темпе и ритме. В отличие от традиционных занятий, в среде Монтессори для самых маленьких практически не бывает скучно или неинтересно, здесь каждый находит для себя материалы и игры по душе. Система отлично развивает самостоятельность, совсем кроха уже может подмести пол или постирать небольшие предметы.

Где учат по системе Монтессори

Практически все государственные образовательные учреждения работают по традиционным методикам и в них нет места методике Марии Монтессори. Иногда в муниципальных детских садах делаются попытки ввести элементы этой методики в обучение, но не всегда это успешно удается. Обычно мешает сложившийся строй в организации и традиционные взгляды педагогов, которые не могут дать ребенку столько свободы, сколько того требует метод Монтессори.

В рамках классно-урочной системы реализация метода Монтессори не представляется возможной, так как она предполагает диаметрально противоположные условия: ограниченное время на занятия. Большое количество человек в классе, получение уже готового опыта, а не самостоятельное изучение.

Зачем нужен педагог, если он не вмешивается в процесс

Главная функция педагога – правильная организация среды в соответствии с возрастом и сенситивными периодами развития детей. На самых видных и доступных местах должны быть игрушки и предметы, наиболее актуальные для детей этого возраста.

Вторая задача педагога – помогать ребенку, если он за этим обращается. Например, малыш может попросить что-то назвать, рассказать или сделать, что у него самого пока не получается. При этом взрослый старается не сделать за ребенка, а помочь ему научиться выполнять это самостоятельно.

Третья функция – наблюдение. Наблюдая за детьми, взрослый человек может сделать выводы о том, к чему больше тянется ребенок, и стараться обогатить среду в этом направлении. А занятия, которые ни разу не попали в поле зрения малыша, можно поставить на самое видное и доступное место, чтобы и они было опробованы. Так же, как и в любом детском коллективе, необходимо следить за порядком, чтобы ребята не обижали друг друга, учились договариваться и взаимодействовать.

Преимущества системы Монтессори

Один из главных плюсов Монтессори-педагогики – высокий уровень самостоятельности малыша в бытовом и познавательном плане. Второй – развитие свободной личности: ребенка ни к чему не принуждают, не навязывают чужую точку зрения и чужой опыт. Разновозрастные группы позволяют учиться взаимодействовать с людьми разных возрастов: помогать старшим, ухаживать за младшими. И еще одно преимущество классической методики развития ребенка Монтессори – огромное разнообразие пособий, игр и игрушек, в которых каждый ребенок может найти себе любимое занятие.

Недостатки системы Монтессори

Методика Монтессори не готова принять детей с гиперактивностью: им будет слишком трудно соблюдать тишину, не мешать другим малышам и спокойно заниматься. Разновозрастные группы не всегда хорошо функционируют, часто дети не могут найти общие интересы, сильные обижают слабых. В методике Монтессори отсутствует сюжетно-ролевая игра, которая является ведущей деятельностью дошкольников. Кроме того, в ней практически не предполагает творчества – можно лишь познавать то, что есть, а не создавать новое.

Каким родителям не подходит методика

Не стоит выбирать группу развития по Монтессори родителям, которые не готовы предоставить малышу достаточно самостоятельности. Трудно в ней будет детям, которые не могут долго сидеть на одном месте. Ребенка, у которого есть проблемы с общением, лучше также отдать в другое учреждение, так как в этой системе практически невозможно их преодолеть.

Мои советы по применению метода Монтессори

  1. Выбирая для детей методику Монтессори для раннего развития и обучения, необходимо учитывать их индивидуальные особенности. Если ребенку интересно соревноваться, быть лидером и важно постоянное взаимодействие с взрослым, то для него лучше выбрать другую методику.
  2. Важно удостовериться в серьезности организации, которая занимается воспитанием ребенка по методике Монтессори. На сегодняшний день частное учреждение такого вида могут открыть даже люди, которые с трудом представляют себе саму систему и ее устройство. Поэтому необходимо обратить внимание на образование специалистов, лицензию на работу и представленные зоны Монтессори-системы.
  3. Если малыш обучается по системе Монтессори в образовательном учреждении, то у родителей должна быть единая с воспитателями линия поведения. Когда в садике ребенку разрешают делать все самому, а родители отказывают ему в такой возможности, возникает чувство растерянности и непонимания.
  4. Важно знать, из каких частей состоит система методики Монтессори, и восполнять недостатки вне детского учреждения: развивать творческие навыки и играть в сюжетно-ролевые игры для гармоничного развития малыша.

Заключение

Метод Монтессори – это интересная и полезная система для малышей, родители которых действительно готовы дать им простор для самостоятельности и поддерживать ее даже вне стен группы. Она развивает свободную личность, которая учится сама решать, выбирать, учиться и заниматься.

Широкий спектр пособий и игр дает возможность каждому ребенку найти для себя занятие по душе. Существенными минусами, которые необходимо восполнять вне учреждения, являются минимальное общение между детьми, отсутствие творчества и сюжетно-ролевой игры.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий