Пальчиковая гимнастика для ребенка — полезные упражнения для разного возраста

Выбираем вид детской гимнастики

Здоровье немыслимо без движения. И если нам иногда трудно уговорить себя лишний раз заняться зарядкой, то дети с удовольствием делают это сами. После того как ребенок пойдет, его уже не остановить. Малыш непрерывно исследует окружающий мир через зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

В первые месяцы жизни ребенок ограничен в движениях и в познании. Но чем разнообразнее движения, тем разнообразнее информация, получаемая благодаря им. Так что умственное развитие ребенка напрямую зависит от его двигательной активности. 

Зависимость здесь очень простая: а) малоподвижные мышцы, кости, связки и суставы не получают достаточно стимулов, вследствие чего б) не приобретают необходимый для дальнейшего роста тонус, что в) замедляет развитие двигательных навыков и умений, а это ведет к г) ограничению возможностей узнавать новое о мире. 

К счастью, у нас есть гимнастика — она поможет ликвидировать дефицит движения у младенца, создаст благоприятные условия для его здоровья и развития. А еще гимнастика поможет поддерживать эмоциональный контакт между мамой и малышом. Любящие мамины руки, ее нежные поглаживания, ласковый голос, когда она во время занятий читает малышу потешки-потягушки, — все это очень радует малыша.

image

Младенцы могут участвовать только в программах пассивной гимнастики. Это:

1) гимнастика (физические упражнения);

2) гимнастика на мяче;

3) аквагимнастика.

О массаже, который тоже считается видом пассивной гимнастики, вы можете прочитать по этой ссылке. А здесь мы поговорим о том, чем интересен и полезен каждый из перечисленных видов гимнастики.

Гимнастика хороша большим разнообразием движений. Упражнения улучшают аппетит, пищеварение, сон, углубляют дыхание (развивая тем самым легкие), вызывают усиленный приток крови к мышцам, к костям, с которыми они связаны, что способствует их росту. Они тонизируют организм, дают малышу большой заряд энергии и радости. Младенец учится чувствовать свое тело, понимать его сигналы и быть в ладу со своим физическим «Я». 

До года желательно предварять гимнастику с малышом сеансом массажа. Он разогревает и готовит мышцы к нагрузке во время выполнения физических упражнений, которые и будут завершающей стадией массажа.

Гимнастика на мяче

Упражнения на мяче очень нравятся детям любого возраста. Но в грудничковом возрасте, помимо удовольствия от занятий, можно смело говорить об их несомненной пользе.

  • Снижают мышечный гипертонус;
  • Улучшают работу внутренних органов;
  • Тренируют вестибулярный аппарат;
  • Укрепляют мышцы спины, живота и конечностей;
  • Уменьшают дискомфорт при коликах.
image

Комплекс упражнений для детей способствует укреплению мышц спины, особенно вокруг позвоночника, делает позвоночник сильным и гибким. А это залог нормального функционирования нервной системы и свободного распределения нервных импульсов по всему организму.

Основные принципы гимнастики на мяче

  • Укрепление мышц спины — кладем ребенка на живот.
  • Укрепление мышц живота — кладем ребенка на спину.
  • Укрепление мышц при пупочной грыже — кладем ребенка на спину.
  • Общее расслабление ребенка — как правило, на животе.
  • Коррекция мышц при асимметрии мышечного тонуса — уклон мяча в ту сторону, где наблюдается повышенный тонус.

Оптимальный диаметр мяча для занятий с грудным младенцем — 60 – 65 см. В грудничковом возрасте для того, чтобы снизить повышенный тонус, мяч немного приспускают; чтобы, наоборот, тонизировать организм — туго надувают. Кроме общих для всех видов гимнастики, специфических противопоказаний для занятий на мяче практически нет, за исключением незажившей пупочной ранки. Начинать занятия можно уже с месячного возраста.

Не переживайте, если в первое время и вы и малыш будете чувствовать небольшую неуверенность и напряжение: вы оба быстро освоитесь, если будете заниматься регулярно и без форсирования событий. 

Вы удивитесь, как быстро организм малыша отреагирует на такие занятия: результаты упражнений на мяче будут заметны почти сразу. Кроха станет активнее, крепче, перестанет бояться изменений положения своего тела, у него улучшатся сон и аппетит, он получит положительный эмоциональный заряд.

Техника выполнения упражнений

Сверху держим ножки ребенка, прижимаем их к мячу, вторая рука фиксирует спину. Совершаем мягкие, покачивающие движения: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения влево-вправо. Не нужно очень наклонять ребенка вперед, больший акцент — в сторону ножек. По мере того как ребенок осваивается с мячом, амплитуду можно увеличивать. Можно также сделать еще и движения в двух плоскостях — вперед-назад и вверх-вниз одновременно. На спине совершаются те же движения, что и на животе, начинать их стоит не раньше 3 месяцев: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения в одну и в другую сторону.

  • Малыш на животике. Кладем руки малышу на спину и слегка прижимаем его к мячу. Можно правой рукой придерживать кроху за спинку, а левой — фиксировать левую ножку в области коленного сустава. Начинаем потихоньку покачивать малыша вперед, назад, по кругу, чтобы при этом была небольшая вибрация.
  • В том же положении покачивайте малыша к себе и от себя, с небольшой вибрацией, если малыш уже держит головку.
  • Малыш на спинке. Придерживаем его руками за живот и в области голени, или можно правой рукой фиксировать животик, а левой — левую ножку. Медленно при покачивании мяча к себе сгибаем ножки малыша в коленных суставах, а при движении мяча от себя — выпрямляем. Осторожно качаем ребенка в положении лежа на спине в позиции головой вниз. Хорошо, если малыш будет при этом распрямлять руки, это снижает тонус мышц-сгибателей. Теперь пробуем выполнить это же движение сначала только правой, затем только левой ногой.
  • Малыш снова на животике. Держим его за руки и покачиваем вперед-назад. Постепенно приподнимаем вытянутые вперед ручки, чтобы малыш оторвал грудную клетку от мяча.
  • В том же положении правой рукой придерживаем малыша в области поясницы, а левой пробуем уложить в «позу лягушки», широко разведя коленки. В такой позе покачиваем вперед, назад, создавая вибрацию. Это не только расслабляет, но и очень полезно для развития тазобедренных суставов.

Во время занятий на мяче разговаривайте с малышом, хвалите его, пойте песенки или говорите прибаутки. Если малышу что-то не понравилось или он уже устал — прекратите занятия, продолжите в другой раз. Время занятий на мяче строго не регламентировано. Если вы и ребенок получаете от этого удовольствие, занимайтесь в течение дня сколько хотите.

Аквагимнастика

Дети прекрасно воспринимают этот относительно новый способ физического развития. Можно начать упражнения дома, в ванной и сделать их завершающим этапом после массажа и гимнастики или отдельным занятием.

Плавание с первых месяцев жизни ребенка очень полезно не только для физического развития, но и для укрепления нервной системы. Малыш погружается в среду, к которой он привык, и это дает ему чувство психологического комфорта. Занятия в воде не перегружают ребенка и особенно рекомендуются детям, имеющим нарушения психомоторного развития, страдающим заболеваниями костно-мышечной и нервной систем. 

Плавание:

  • укрепляет иммунитет;
  • нормализует сон;
  • регулирует обмен веществ;
  • стимулирует работу желудочно-кишечного тракта;
  • насыщает кровь кислородом;
  • тренирует сердечно-сосудистую систему;
  • формирует правильное дыхание;
  • воздействует на нервную систему.

Главное в занятиях — их постепенность и систематичность. На время привыкания малыша к процедуре вы можете находиться в ванной вместе с ним, обычно и взрослый и малыш получают от этого большое удовольствие.

Основные принципы аквагимнастики

  • Комфортная температура воды на первых занятиях — 37 – 37,5 градусов, с понижением ее до конца первого месяца плавания на 3 градуса, а третьего — еще на 2. Для тех, кто посмелее: пожалуйста, помните, что температура не должна опускаться ниже 28 градусов — в этом случае речь идет уже о закаливании.
  • Температура воздуха в ванной — 20 – 22 градуса, дверь открыта.    Занятия проводятся через 40 – 60 минут после кормления и за 30 минут до него.
  • Продолжительность занятий — 5 – 20 минут.
  • Вода должна быть без добавок (марганцовка, эфирные масла, отвары из трав, соль), поскольку ванны с этими добавками являются лечебными и рассчитаны на лежащего младенца, а аквагимнастика — это комплекс активных упражнений с достаточно интенсивной нагрузкой на мускулатуру, дыхательную, сердечно-сосудистую системы.
  • Во время занятий в воде уши малыша могут погружаться в воду, после упражнений не забываем просушивать их.
  • Время проведения занятий в воде с малышами младше 4 месяцев в дополнение к общему массажу составляет около 5 минут, для деток постарше — до 10 минут.
  • В качестве самостоятельного вида занятий аквагимнастика проводится в течение 15 – 20 минут.
  • Противопоказаниями являются: открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и массажа.

Техника аквагимнастики

Начинать обучать малыша плаванию стоит не спеша и спокойно. В первое время стараемся, чтобы проявились плавательные рефлексы, которые начинают угасать после рождения, если ребенок не занимается плаванием. Поначалу держим малыша обеими руками: одна рука поддерживает головку и верхнюю часть спины, а другая — область груди (в положении и на спине, и на животе). Следите за тем, чтобы тело ребенка находилось в воде, сохраняя горизонтальное положение.

Занятия начинаются со скольжения по поверхности воды (вдоль ванны, восьмеркой) и покачивания. Ушки у малыша могут быть в воде, при плавании на груди поддерживайте подбородок, чтобы в рот не попала вода. Когда заметите появление гребных движений, одну руку можно убрать. Теперь вы поддерживаете только голову малыша. Это создает условия для свободного движения руками и ногами при плавании в положении на животе и спине.

Если малыш с удовольствием занимается в воде, можно начинать учить его задерживать дыхание: полейте головку и лицо ребенка водой, захваченной рукой из ванны. Малыш закроет глаза и на две-три секунды задержит дыхание. Повторяйте на каждом занятии по 3 – 4 раза.

Когда ребенок уже достаточно тренирован, научится задерживать дыхание и овладеет навыком грести руками, можно приучать малыша к самостоятельному плаванию. Но это тема для отдельного разговора, а пока ваша главная цель — просто подружить кроху с водой.

Предлагаемый нами комплекс упражнений предназначен для самостоятельного выполнения дома. 

  • Плавание на спине. При этом одной рукой взрослый поддерживает затылок ребенка, другая рука находится у него под спинкой. Совершаются линейные, зигзагообразные движения вперед-назад, с отталкиванием ножками от краев ванны.
  • Плавание на животе. До того момента, пока ребенок не научился хорошо держать голову, ему поддерживают голову и шею с двух сторон. Деток постарше в положении на животе поддерживают одной рукой под подбородок (по типу «ковша»), другой рукой удерживают тельце.
  • Плавание на боку. Голова и туловище ребенка располагаются на предплечье одной руки взрослого, второй рукой удерживается ручка малыша.
  • Дети постарше могут ходить, подпрыгивать в ванной при поддержке взрослым под мышками.

Не забывайте, что самое главное в занятиях аквагимнастикой (как и любой другой) — сочетание пользы и удовольствия, поэтому не старайтесь делать «как надо», прислушивайтесь к пожеланиям своего малыша, импровизируйте и просто радуйтесь минутам такого приятного общения. Если вы не будете излишне напряжены — ваши движения станут мягкими и уверенными, малыш не будет проявлять беспокойства, а упражнения будут приносить лишь положительные эмоции вам обоим.

Другие виды детской гимнастики

Вот вы и познакомились с самыми надежными и проверенными методиками. Однако есть еще несколько видов гимнастики, которые могут быть у родителей на слуху: это бэби-йога, динамическая гимнастика и мама-йога. 

В первом случае речь идет о мануальной практике избавления от возможных родовых травм в первые две недели после рождения ребенка, которая осуществляется только высококвалифицированным специалистом. Вторая является набором акробатических упражнений, направленных на коррекцию мышечного тонуса и развитие координации и вестибулярного аппарата; обучение проходит на специальных занятиях с инструктором. В третьем случае речь идет о маминых занятиях йогой в присутствии малыша с небольшим количеством асан, в которых малыш может участвовать, не испытывая никакой физической нагрузки, а просто поддерживая контакт с мамой. 

Таким образом, все эти виды гимнастики нельзя делать дома без подготовки. Если вы проявляете интерес к этим видам физической активности и настроены их опробовать, предварительно проконсультируйтесь с педиатром, неврологом и хирургом-ортопедом, взвесьте все «за» и «против» и пройдите обучение у сертифицированного инструктора.

Движение — это жизнь! И огромная радость

Мы поговорили о значении двигательной активности на первом году жизни ребенка и выяснили, что гимнастика способна свести к минимуму негативные последствия дефицита движения у грудничка. Движение напрямую связано с умственным развитием в этом возрасте, поскольку основную информацию о мире младенец получает через сенсорные каналы восприятия. Гимнастика во всем ее многообразии дает толчок к обогащению и расширению этих каналов. И чем больше возможностей познавать доступно ребенку, тем более полная картина мира формируется у него в сознании и тем успешнее он справится с задачами, которые будет ставить перед ним жизнь.

Как бы вы ни занимались с вашим малышом, какой бы из видов гимнастики ни выбрали для себя, главное, чтобы вы помнили, для чего начали заниматься с ребенком. При наличии показаний к лечебному массажу следует доверить дело рукам профессионала. Если же их нет и вы решаетесь на занятия в домашних условиях, то это потому, что вы хотите, чтобы ваш малыш был здоров и счастлив. 

Пусть домашняя гимнастика будет не только и не столько хорошей физической тренировкой для вашего ребенка, сколько способом прожить вместе с малышом чудесные минуты гармонии, взаимопонимания и тихой радости. Желаем вам и вашему малышу здоровья!

Статья на нашем канале Яндекс Дзен

автор: Васильева Наталья Геннадьевна

воспитатель МАДОУ «Синеглазка»

Утренняя гимнастика для детей от 1,5 до 2 лет

Комплексы утренней гимнастики для детей второй группы раннего возраста

ФИО педагога: Васильева Наталья Геннадьевна

МАДОУ «Синеглазка» ЯНАО г. Ноябрьск

Цель: формирование и совершенствование двигательных навыков, мотивации к здоровому образу жизни при помощи утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Задачи:

Образовательная: подготовить организм ребенка к предстоящей нагрузке, формировать умение выполнять ходьбу, бег, основные  развивающие движения; закреплять двигательные навыки.

Развивающая: развивать все группы мышц детей.

Воспитательная: вызывать эмоционально – радостное настроение у детей и желание ежедневно выполнять физические упражнения.

Методы (приёмы):

Наглядные – показ воспитателя, его непосредственная помощь воспитанникам при выполнении движений.

Словесные — образные сравнения, пояснение, указания.

Практические — многократное повторение упражнений.

Игровой – использование игровой формы.

Оборудование: флажки, мячики, кубки, погремушки, платочки, ленточки, «Снежинки», плетеные косички (по количеству детей и на воспитателя)

Форма организации детей: фронтальный.

Время проведения: до 5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утренняя гимнастика (с 01 по 15 сентября)

Комплекс № 1 «Игрушки»

 

 

Утренняя гимнастика с предметами (с 16 по 30 сентября)

Комплекс № 2 «С флажками»

Утренняя гимнастика (с 01 по 15 октября)

Комплекс № 3 «Пойдём гулять»

Утренняя гимнастика с предметами (с 16 по 31 октября)

Комплекс № 4 «Мячики» (построение «врассыпную»)

Утренняя гимнастика (с 01 по 15 ноября)

Комплекс № 5 «Снежок»

1. «Как на тоненький ледок, выпал беленький

снежок»

Ах, зима, зима белоснежная пришла.

Как на тоненький  ледок, выпал беленький снежок.

Чтоб его не затоптать, надо на носочки встать.

Начался снегопад. Снегу каждый очень рад.

Побежим ловить снежинки, побежим ловить

пушинки.

 

Ходьба в колонне друг за другом 10 сек.

Ходьба на носках 10сек.

Бег в колонне по одному за воспитателем 15 сек.

 

 2.«Играем со снежинками»

В одной ладошке и в другой

подержим мы снежочек свой.

И.п. – стоя, ноги слегка расставлены,

руки внизу.

Вытянуть руки перед собой ладони вверх,

потом поднять вверх —  И.п. – 4 раза.

3.«Делаем снежок»

На снежок ты погляди, да смотри не урони .

 

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч руки в низ.

Наклон (внизу у пола выполнить движение

кистями рук «собираем снег»);

выпрямиться – И.п — 4 раза.

4.«Замерзли ножки»

Мы попрыгаем немножко, мы погреем наши ножки.

И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз

 

5.«Побежали наши ножки»

Побежали наши ножки, мы погреем их немножко.  Раз – два – три, раз-два – три,

ты скорей ко мне беги

Раз – два, раз – два,

Вот и кончилась игра.

На первую строчку дети бегают врассыпную

На вторую бегут к воспитателю – 2 раза

Утренняя гимнастика с предметами (с 16 по 30 ноября)

Комплекс № 6 «С кубиком»

Утренняя гимнастика (с 01 по 15 декабря)

Комплекс № 7 «Елочка»

1.               Чтобы нам не потеряться

Нужно за руки держаться.

Отправляемся мы в лес,

Ждет нас много в нем чудес.

По сугробам мы шагаем выше ножки поднимаем!

По сугробам мы идем и не чуть не устаем.

Холодно в лесу зимой побежали все за мной.

Ходьба в колонне друг за другом 10 сек.

Ходьба с высоким подниманием колена 10сек.

Бег в колонне по одному за воспитателем 15 сек.

2. «Высокая елка»

вот полянка, вот и лес.

Вот и елка до небес.

Вот она какая,

Елочка большая!

И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.

Поднять руки верх посмотреть на них – и.п. – 4 раза.

 

3.«Украшаем елку»

Мы сегодня принесли

Яркие игрушки.

Здесь конфеты и шары,

Пряники хлопушки

Вы игрушки доставайте елку вместе украшайте.

И.п. — стоя,  ноги  на  ширине  плеч  руки опущены  вниз.  Наклон (внизу у пола выполнить движение кистями

рук  «берем игрушки»);  выпрямиться,  вывести  руки  вперед-вверх – движение кистями

«вешаем игрушки» — 4 раза.

4.«Радуемся елке»

Распушила елка лапы,

Стала красоваться.

А мальчишки и девчонки

Стали улыбаться.

И.п. – о.с. прыжки на месте на двух ногах. – 4 раза

 

Утренняя гимнастика с предметами (с 15 по 31 декабря)

Комплекс № 8 «Снежки»

Утренняя гимнастика  (с 01 по 15 января)

Комплекс № 9 «Зайки»

 

Утренняя гимнастика с предметами (с 16 по 31 января)

Комплекс № 10 «Косички»

 

 

 

 

Утренняя гимнастика (с 01 по 15 февраля)

Комплекс № 11 «Автомобили»

Утренняя гимнастика с предметами (с 16 по 28 февраля)

Комплекс № 12 «Петрушки»

И. п.: стоя, руки опущены 1 – присесть, погремушки положить

2 – вернуться в и. п.

3- присесть, погремушки поднять

4 – вернуться в и.п.

Произвольные прыжки на месте, греметь погремушками

 

 

Утренняя гимнастика (с 01 по 15 марта)

Комплекс № 13 «Птички»

1.               Птицы улетали, крыльями махали

Вот так, вот так крыльями махали.

Птицы улетали, крыльями махали.

Вот так, вот так крыльями махали.

 

Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек.,

Бег стайкой за воспитателем 8 сек.

 

2.«Птички ходят по водичке»

Ходят по водичке птички-невелички.

Ходят, лапки поднимают птички – невелички.

Вот так, вот так ходят у водички.

И.п. –  о.с. ходьба на месте высоко поднимая

колени.   — 6 раз

 

3.«Пьют птички»

Сели у водички птички – невелички.

Лапки, клювики помыть сели у водички.

И.п. – о.с. Приседание на месте. – 4 раза

 

4.«Зернышки клюют»

И воробушки тут как тут, зернышки с земли клюют.

Полетели птички, птички невелички.

Взвились в небо высоко, улетели птички.

Взвились в небо высоко, улетели птички.

И.п.- ноги на ширине плеч руки опущены,

наклоны вперед.

Ходьба стайкой за воспитателем.

Утренняя гимнастика с предметами (с 16 по 31 марта)

Комплекс № 14 «Хлопки»

 

 

 

Утренняя гимнастика (с 01 по 15 апреля)

Комплекс № 15 «Солнышко встречаем»

Прыжки на двух на месте с хлопками перед собой

 

 

Утренняя гимнастика с предметами (с 16 по 30 апреля)

Комплекс № 16 «Птички»

 

Утренняя гимнастика (с 01 по 15 мая)

Комплекс № 17 «Солнышко»

1. Выглянуло солнышко и зовет гулять.

Как приятно с солнышком вместе нам шагать

Выглянуло солнышко, светит высоко.

По тропинке с солнышком нам бежать легко.

Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек.

Бег стайкой за воспитателем  8 сек.

2. «Греем ладошки»

Ты ладошки нам погрей, наше солнышко,

Наше солнышко-колоколышко.

И.п. – о.с. Руки веред, ладони вверх – и.п. – 4 раза.

 

3. «Ищем лучик» 

Показался солнца лучик – стало нам светлее.

Справа лучик, слева  — лучик, стало веселее.

И.п. – стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс.

Поворот вправо – И.п.,

влево – И.п. – 2 раза

4. «Радуемся солнышку»

Солнцу рады все на свете

и воробушки и дети.

Вот и кончилась игра!

А теперь завтракать пора.

И.п. – о.с. – Прыжки на двух ногах на месте.

Ходьба стайкой за воспитателем.

5 раз

 

 

Утренняя гимнастика с предметами (с 16 по 31 мая)

Комплекс № 18 «С флажками»

И. п.: стоя, руки с флажком опущены 1- руки через стороны вверх, стать на носочки,

2 — вернуться в и. п.

*В конце каждого комплекса выполняются упражнения на восстановление дыхания

Утренняя гимнастика для детей от 1,5 до 2 лет

В логопедической работе активно используется артикуляционная гимнастика. Специально подобранные упражнения позволяют улучшить работу мышц, участвующих в процессе речи, поставить дыхание и, соответственно, помочь правильной постановке звуков или откорректировать ошибочную.

Можно ли заниматься с детьми логопедической гимнастикой самостоятельно? В том случае, если у ребенка нет серьезных нарушений произношения, упражнения для развития артикуляционного аппарата помогут активному формированию речи. Если же родителей беспокоят какие-то проблемы, лучше предварительно проконсультироваться со специалистом. Логопед подберет нужный комплекс упражнений и даст рекомендации по коррекции.

Как заниматься артикуляционной гимнастикой

  1. В занятиях обязательна регулярность. Упражняться необходимо каждый день. Однако не стоит перегружать ребенка, поэтому длительность занятия не должна превышать 10-15 минут. Если есть возможность, можно проводить комплекс даже 2 раза — утром и вечером — но сократив время урока до 5-7 минут.
  2. Во время занятия ребенок должен сидеть за столом. Выполнение упражнений требует сосредоточенности и контроля, поэтому на бегу правильно их сделать не получится. Результат такой деятельности «на скорую руку» не только не будет положительным, но и может оказаться негативным.
  3. Для того, чтобы ребенок выполнил задачу, мог научиться контролировать мышцы речевого аппарата, ему важно видеть себя. Для этого поставьте на стол удобное зеркало.
  4. Следите за тем, чтобы каждое упражнение выполнялось правильно. Иногда можно «помочь» языку специальным логопедическим шпателем, чистой ложечкой или просто пальцем.
  5. Не забывайте о том, что негатив не мотивирует! Это вам может казаться, что сделать упражнения легко и просто. Для ребенка же они оказываются довольно сложной задачей. Обязательно поощряйте и поддерживайте его. Сделайте уроки веселой игрой. Не зря для многих подобных комплексов придуманы «сказки про язычок». Подберите подходящий стишок для упражнения или сочините интересную историю.
  6. В начале освоения каждого упражнения проводите его в медленном темпе, фиксируясь на правильности выполнения, и лишь потом предлагайте ребенку пробовать делать движения быстрее.

Важно также развитие мелкой моторики у детей от 2х лет.

Требования к занятиям для детей 3, 4, 5, 6 лет

  • В 3-4 года перед ребенком стоит самая главная задача — осознать и научиться контролировать работу речевого аппарата. Основной акцент делается на правильности выполнения. Комплекс состоит в основном из статических упражнений.
  • В 5 лет уже требуется следить за плавностью и четкостью движений, правильным переходом от одного упражнения к другому. Набирать высокий темп может пока показаться сложным. Не торопите ребенка.
  • К 6 годам осознанный контроль над мышцами артикуляционного аппарата уже вполне достижим. Дети могут выполнять упражнения в нужном темпе и удерживать правильное положение языка определенное время.

Читайте также: Ребенок все понимает, но не говорит. В чем причина?

Упражнения для артикуляционной гимнастики

  • «Улыбка». Это база для каждого последующего упражнения. Для правильного выполнения ребенку нужно будет удерживать губы в широкой улыбке. Так давайте улыбаться! Губы широко растянуты, зубы соединены. Варианты — с сомкнутыми губами и приоткрытыми.
  • «Слоник». Слоненок тянется хоботком к цветочку. Губы сомкнуть и вытянуть вперед трубочкой. Тянемся изо всех сил. Удерживать положение на счет до 5, постепенно увеличивая время до 10 секунд.
  • «Лопатка». Делаем широкий язычок. Немного вытянуть язык между зубов, не прижимая сильно. Сам язык должен быть расслабленным и широким. Настоящая большая лопата для уборки снега!
  • «Змея». А теперь можно превратиться в длинную змею. Язык также расположен между зубов, но теперь он должен быть напряженным и вытянутым, тонким. Пусть ребенок представит, как кончик языка тянется вперед, как у змейки. Такое положение, как и предыдущее, удерживать по 10 секунд.
  • Если упражнения хорошо освоены, предложите ребенку научиться чередовать их в определенном темпе. Вы будете чародеем, который взмахом волшебной палочки превращает лопату в змейку и обратно. А может быть, вы придумаете какую-то другую историю про волшебство?
  • Переходим от статики к действиям. Делая «Улыбку» с сомкнутыми зубами под счет взрослого, ребенок должен разомкнуть зубы на пару сантиметров, то есть открыть рот. Двери открываются — двери закрываются. Придумайте, от кого запирается дверка?
  • «Вправо — влево». Язычок решил прогуляться, но не знает, куда же ему пойти. Рот приоткрыт в улыбке, язык двигается из одного угла губ к другому.
  • Ваш ребенок любит играть в футбол? Упражнение «Мяч». Пусть ребенок упирается кончиком языка то в одну, то в другую щеку. Вы можете контролировать точность и напряжение языка, «толкая» щечки. Очень весело!
  • Еще одна вариация футбола — только мяч будет надувной. Научите ребенка надувать то одну щеку, то другую по очереди. Задача непростая, но для того, чтобы поднять настроение, вы можете «лопать» воздушный шарик, нажимая на надутую щеку.
  • Ох, язычок ушел гулять, но ведь он еще не умывался! Чистим язык, прокатывая его вперед-назад при сомкнутых зубах.
  • Теперь надо еще почистить и зубы — пусть язычок позаботится о них. Плавным движением слева-направо и наоборот провести языком по наружной поверхности верхних зубов, потом нижних.
  • Качаемся на качелях. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а потом — внизу, за зубами нижними. Рот полуоткрыт в улыбке.
  • Поскачем на лошадке? Все дети любят воспроизводить цоканье. Давайте соревноваться — кто дальше ускачет, вы или ваш ребенок?
  • Еще одно статическое упражнение — «Грибок». Оно хорошо растягивает короткую уздечку. Язык нужно приклеить («присосать») к верхнему небу как при цоканье лошадкой и оставить в таком положении на 10 секунд.
  • Усложняем «Грибок» — играем на гармошке. В положении «Грибка» ребенок должен двигать нижней челюстью вверх и вниз. Язык при этом не отпускаем!

Упражнения для активной работы артикуляционного аппарата можно найти много. Придумывайте сами, играйте — вместе веселее! Занимаясь регулярно, вы скоро увидите, что ваш ребенок намного лучше вас умеет сворачивать язык в трубочку, тарахтеть как моторчик и — ура! — рррычать как тигр!

Не забывайте только, что если что-то не получается, не надо сердиться. Возможно, ребенок не понимает, как правильно выполнять то или иное упражнение. А может быть, следует проконсультироваться с логопедом и подобрать наиболее подходящий комплекс для занятий.

Дата публикации: 08.11.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

Развитие малыша с ранних лет очень важно для его здоровья. Гимнастика помогает ребенку правильно расти и развиваться. Проводить зарядку можно с первых месяцев жизни малыша.

Польза гимнастики для ребенка

Польза от гимнастики для малышей огромна, если, конечно, выполнять ее правильно!

Как выполнять все упражнения правильно, и почему гимнастика полезна для детей, вы прочтете в статье.

Врачи одобряют инициативу молодых мам заниматься с детьми гимнастикой, для ребенка это способствует:
  • Снятию напряжения;
  • Улучшению кровообращения;
  • Улучшению аппетита;
  • Укреплению мышц;
  • Способствует развитию крепкого иммунитета.
image

Готов ли ребенок к упражнениям?

Есть базовые упражнения для зарядки ребенка, но такая гимнастика противопоказана малышам, которые всячески болеют или имеют слабое здоровье. Для них существует специальная гимнастика, которую рекомендуют врачи.

Также для малышей разного возраста необходимо выполнять разные упражнения, соответствующие их физиологическому развитию. Детей грудничкового периода в возрасте до 1 года, в зависимости от состояния их двигательного аппарата, делят на 4 группы:

  • 1 группа – с 0 до 4-х месяцев;
  • 2 группа — от 4-х до 6-ти месяцев
  • 3 группа — от 6-ти до 9-ти месяцев
  • 4 группа — от 9-ти месяцев до года.

Поэтому перед тем, как выполнять с ребенком комплекс упражнений, следует проконсультироваться с участковым врачом. В любом возрасте гимнастику не следует выполнять, если ребенок капризничает, можно переждать неделю или месяц, чтобы малыш был готов к занятиям и выполнению их ежедневно.

Гимнастика способствует укреплению здоровья малыша, появлению эмоциональной связи с мамой и тактильному контакту, что важно для психологического состояния ребенка.

image

Принципы занятия гимнастикой с ребенком

Разберем несколько важных правил занятия упражнениями с малышом:

  1. Для занятий гимнастикой нужно использовать твердую поверхность: пеленочный стол, крышка комода.
  2. Повторять все упражнения нужно 3-5 раз. Важно, чтобы малыш не перетруждался.
  3. Проводите зарядку в проветренном помещении.
  4. Длительность занятий не должна превышать 10 минут. Начните с двух минут и каждый день прибавляйте тридцать секунд.
  5. Гимнастику нужно выполнять утром после пробуждения, днем (лучше в первой половине дня) и вечером в форме расслабляющего массажа перед купанием ребенка.
  6. Упражнения не следует выполнять на голодный желудок. Перед тренировкой малышу нужно перекусить, иначе он будет капризничать, и тренировка сорвется.
  7. Перед выполнением гимнастики ребенку необходимо разогреть мышцы: рукой слегка растирайте и массажируйте ноги, руки, живот и спину.
  8. Делайте упражнения, которые будут способствовать симметричному развитию парных мышц, чтобы не допустить преобладания односторонней мышечной активности.
  9. Упражнения нужно проводить в игровой форме. Сопровождайте гимнастику песенкой для ребенка или стихом.
image

Список упражнений для детей до 4-х месяцев:

«Червячок»

Малыш лежит на животе, а мама ладошкой слегка надавливает на ступни ребенка поступательными движениями. Это тренирует мышцы живота, ног и спины.

«Велосипед». 

Малыш лежит на спине, а мама берет ножки малыша в свои руки выше голеностопа и совершайте движения, характерные для езды на велосипеде.

«Топтыжка»

Берете малыша под мышки так, чтобы ножками он упирался в поверхность стола. Ребенок будет делать своеобразные шажки.

«Лыжник»

Ножки ребенка держим в руках и поочередно сгибаем их вверх вниз.

«Самолетик»

Ручки ребенка сгибаем к его груди и разгибаем их вытягивая.

«Приседания»

Это упражнение нужно выполнять, когда ножки ребенка окрепнут. И всего два раза, через неделю можно добавлять еще раз.

Список упражнений для детей с 4-х до 6 месяцев:

В этом возрасте много внимания уделяется гимнастике через массаж, т.к. мышцы малыша крепнут, и он более осознанно воспринимает мамины прикосновения.

  • Поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног
  • Массаж ног
  • Массаж стоп и рефлекторный массаж
  • Массаж рук
  • Массаж груди
  • Круговые движения руками
  • Скрещивание рук на груди
  • Массаж спины и ягодиц
  • Поворот со спинки на живот и обратно

 Список упражнений для детей с 6-9 месяцев:

  • Круговые движения руками.
  • Подъемы выпрямленных ног.
  • Отведение плеч назад со сведением лопаток.
  • Присаживание при потягивании за согнутые в локтях руки.
  • Приподнимание ребенка на ноги при поддержке за кисти рук.
  • Ползание

Список упражнений для детей с 9-ти месяцев до 1 года:

Дети этого возраста уже начинают хорошо стоять, передвигаться с помощью опоры, ходить без помощи, приседать и выпрямляться. Они понимают вашу речь, поэтому гимнастику нужно сопровождать словами.

  • Круговые движения руками.
  • Приподнимание выпрямленных ног.
  • Вставание на ноги из положения лежа на животе.
  • Наклон и выпрямление туловища.
  • Сгибание и разгибание рук.
  • Ходьба за каталкой.

Также сейчас очень популярны занятия с грудничками на фитболе – это возможность физически развивать малышей с самого раннего возраста. Его также можно использовать для упражнений остальным членам семьи. Педиатры рекомендуют молодым мамам с самых первых месяцев жизни ребёнка использовать его не только для укачиваний, но и для гимнастики.

Развивайте своего ребенка и будьте уверены: ему это понравится!

Занимайтесь регулярно, и малыш вырастет здоровым и сильным, прямо как папа.

image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий