Нетрадиционная артикуляционная гимнастика для самых маленьких

03.09.2011

imageМы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в потоке речи, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и залогом правильного чтения.

Обычно артикуляционную гимнастику проводят логопеды в детском саду. Но если ребенок уже пошел в школу, это вовсе не означает, что такая гимнастика ему не нужна. Очень часто ученики 1-2 классов читают медленно именно из-за слабых мышц речевого аппарата. Именно поэтому рекомендуется выполнять  артикуляционную гимнастику и школьникам.

Понятно, что родители – не специалисты-логопеды, и абсолютно правильно проводить артикуляционную гимнастику не смогут. А это и не нужно. Выберите несколько упражнений из предложенных далее и хотя бы несколько минут в день потратьте на их выполнение.

Далеко не каждый ребенок с радостью согласится выполнять эти упражнения. Но, если Вы предложите ему соревнование, то отказаться он точно не сможет.

Предложите соревнование:

« Кто дольше проскачет на лошадке?» и цокайте языком вдвоем.

Кто больше лопнет шариков? (упр.17)

У кого красивее хоботок? (упр. 2)

Сразу все упражнения делать не нужно.  Выполняйте 1 новое упражнение и 1-2 повторяйте из выученных  ранее. Гораздо легче дети выполняют такие упражнения между делом, в виде игры.  Поэтому рекомендуется сначала родителям самостоятельно попробовать сделать какое-то упражнение, а потом предложить ребенку «поиграть  язычком».

 

Упражнения для губ

1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок. Чередование положений губ.

6. Кролик.  Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

7. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

8. Улыбка — Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

9. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

10. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

11. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

12. Уточка. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

13. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

14.Если губы совсем слабые: — сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

Упражнения для губ и щек

15. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

16. Голодный хомячок. Втянуть щеки.

17. Лопни шарик. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Динамические упражнения для языка.

18. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

19. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

20. Качели.  Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

21. Футбол (Спрячь конфетку).  Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

22. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

23. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

24. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

25. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Помните, что хорошее развитие артикуляционного аппарата  необходимо для  быстрого и выразительного чтения, для развития техники чтения.

Метки записи:   артикуляционная гимнастика Поделитесь ссылкой на пост в соцсетях ↓ image Еще с сайта:

  • Хвалите детей чаще
  • Зачем слушать аудиокниги
  • В гостях у сказочных героев
  • Влияние гаджетов на детей
  • Игра для начинающих читать
  • Правовые знания детям
  • Что читать детям летом?
  • Первые книги своими руками

Разное

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

«Окошко» широко открыть рот — «жарко»

закрыть рот — «холодно»

«Чистим, зубки» улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

«Месим тесто» улыбнуться пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя…» покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

«Чашечка» улыбнуться широко открыть рот высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка)

«Дудочка»

«Заборчик» улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

«Маляр» губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить («покрасить») нёбо

«Грибочек» улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке прикососать широкий язык к нёбу

«Киска» губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается в нижние зубы выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

«Поймаем мышку» губы в улыбке приоткрыть рот произнести «а-а» и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)

«Лошадка» вытянуть губы приоткрыть рот процокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)

«Пароход гудит» губы в улыбке открыть рот с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»

«Слоник пьёт» вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника» «набирать водичку», слегка при этом причмокивая

«Индюки болтают» языком быстро двигать по верхней губе — «ба-ба-ба-ба…»

«Орешки» рот закрыт кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки

на щеках образуются твердые шарики — «орешки»

«Качели» улыбнуться открыть рот кончик языка за верхние зубы кончик языка за нижние зубы

«Часики» улыбнуться, открыть рот кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

«Блинчик» улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу

«Вкусное варенье» улыбнуться открыть рот широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу

«Шарик» надуть щёки сдуть щёки

«Гармошка» улыбнуться сделать «грибочек» (т.е. присосать шарокий язык к нёбу) не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

«Барабанщик» улыбнуться открыть рот кончик языка за верхними зубами — «дэ-дэ-дэ…»

«Парашютик» на кончик носа положить ватку широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

«Загнать мяч в ворота» «вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота) дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

Автор В.Н. Костыгина, канд. пед. наук

========================================

Значение гимнастики для органов артикуляции, упражнения и рекомендации

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Упражнения для губ

Упражнения для развития подвижности губ 1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

Динамические упражнения для языка.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

14. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

5. Надувать щеки с зажатым носом.

6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук «и» отделяется от звука «а» паузой.

12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Похожие записи: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Артикуляционная гимнастика. Что это и для чего? Все мы привыкли к правильному и быстрому произношению на родном языке. Но маленький ребёнок, как иностранец. Часто теряется в незнакомой обстановке. Сердится, если его не могут понять. И не может самостоятельно справиться с проблемой правильного выражения детских мыслей и желаний. Все это — работа артикуляционного аппарата.

Развитие артикуляционного аппарата — длительный процесс и требует постоянной практики речи. Для правильного произношения всех звуков родного языка (обычно самым проблемным становится звук «р») нужен комплекс движений. И учиться им нужно так же, как учиться кушать или ходить.

Подвижность речевого аппарата зависит от двух критериев:

  1. владеет ли ребёнок базовыми движениями, необходимыми для произношения звуков (например «р»)
  2. может ли он быстро, плавно и легко переходить от одного движения к другому.

Цели речевой гимнастики

Для формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста дифференцированных движений для чёткого произношения и созданы упражнения артикуляционной гимнастики. Она помогает:

  • отработать правильные положения языка для чёткости речи;
  • развить подвижность речевых мышц (язычок) для точных целенаправленных движений;
  • малышам 3-4 лет научиться правильному звукопроизношению;
  • справиться с имеющимися нарушениями речи более старшим деткам (6-7 лет).

Правила занятия артикуляционной гимнастикой

Гимнастику для речи можно сравнить с физическими упражнениями. Если вторые помогают укрепить мышцы рук, ног, спины и шеи, вырабатывают правильную осанку и красивую фигуру, то артикуляционные упражнения нужны для ловкости, точности и красоты речи. Чем раньше начать упражняться, тем быстрее проявится эффект. Заинтересуйте ребёнка — проводите упражнения в игровой форме, тренируйтесь вместе с ним и не переусердствуйте: 5 — 7 минут в день вполне достаточно.

Где лучше проводить занятия?

Посадите малыша на стульчик возле большого зеркала или дайте ему в руки маленькое. Зеркало для занятий артикуляционной гимнастикой необходимо. Оно даёт возможность ребёнку контролировать свои движения. Показывая пример, вы должны быть в поле зрения ребёнка. Главное, чтобы ребёнку было комфортно и он не испытывал напряжения.

Когда и сколько заниматься?

Для закрепления новых навыков и доведения их до автоматизма упражняемся каждый день. Много времени для этого не понадобится. Достаточно 5-7 минут.

Читайте также:  Отек легких — причины и последствия

Как вариант, можно заняться артикуляцией до завтрака или после утренней гимнастики.

Работа над речью кропотливая, но результат того стоит!

Какие особенности в занятиях с детьми разного возраста?

Основным правилом проведения артикуляционных упражнений для детей всех возрастов — это игровая форма занятий!

Артикуляционная гимнастика для детей 3 — 4 лет. Начинаем занятия со сказочной игры. Её сюжет можно придумать самому или подсмотреть в интернете, он может видоизменяться от занятия к занятию. На первых порах никаких критериев оценки выполнения малышом упражнений. Главное — запомнить и повторить. Ближе к 4-х летнему возрасту количество навыков увеличивается, дети запоминают комплекс упражнений.

Артикуляционная гимнастика для детей-дошкольников (5 лет). Детки 5 лет уже хорошо знакомы с упражнениями, поэтому внимание фокусируется на чёткости и плавности выполняемых действий, умении оставаться в определённом положении от 5 до 10 секунд (под контролем взрослого). Темп проведения варьируется от медленного до быстрого.

Артикуляционная гимнастика для детей 6-7 лет. Занятия для таких детей включают в себя выполнение всех комплексов артикулярных упражнений. Проводятся занятия, направленные на развитие фонематического слуха (дифференцирование разных звуков).

Что делать, если у ребёнка не получается?

Самое главное, не ждите мгновенных результатов. После первого занятия в тренажерном зале, ещё никто не вышел с мышцами Арнольда Шварценеггера. С тренировкой мышц артикулярного аппарата все так же. Звук «р» требует тренировок! Поначалу движения у малыша несимметричные, напряжённые и прерывистые. Не стоит заострять на этом внимание ребёнка! Это отобьёт у него желания продолжить тренировки. Подчеркните то, что удалось достичь. Замечайте каждую мелочь. И хвалите, хвалите, хвалите. Со временем вы заметите, как движения малыша становятся все более координированные, симметричные, плавные и лёгкие.

Если по прошествии времени не удаётся достичь результата (ребёнок выполняет упражнения несимметрично, напряжённо и отсутствует лёгкость), без помощи специалиста не обойтись. Понадобится логопед.

Артикуляционная гимнастика: картотека упражнений

Логопедических упражнений не так и много. Зачастую одни и те же задания именуются по-разному. Составив свою картотеку артикуляционных упражнений и повторяя их с ребёнком ежедневно, можно достичь отличных результатов. Примеры артикуляционных упражнений в картинках:

«Язычок — мой дружок!»

Читайте также:  Аппликатор Ляпко — польза применения массажера и противопоказания

Это комплекс упражнений для самых маленьких. Ребёнок, играя, знакомится с органами речи. Узнаёт, что рот — это домик языка с двумя дверцами: губы и зубы.

№1. Где дружок-язычок? Покажи его чуток!

Малыш должен сделать острый язычок и высунуть его, немного приоткрывая губы.

№2. На крылечке он сидит

Язычок расслабленный, лежит на нижней губе.

Во все стороны глядит

Язычок двигается вправо-влево, сохраняем улыбку

№3. Кто порхает в вышине

Любопытно стало мне

Потянулись высоко

Не поймали никого!

Язычок поднимаем, стараемся дотянуться до кончика носа, резко отпускаем вниз.

«Язычок и зверёк»

Подойдёт для выполнения с детками постарше (5 лет), знакомыми с артикуляционной зарядкой.

№1. В море чёрном кит живёт

в море чёрном кит плывёт

у него огромный рот!

Ребенок задерживает рот в полуулыбке с приоткрытыми губами и зубами.

№2. Гляди-ка умный кот шагает

По сторонам хвостом виляет

Подразни его немножко

твой язык, как хвост у кошки!

Губы растянуты в улыбке, язычок из стороны в сторону.

№3. Под пеньком зайчик живёт

и морковку он грызёт

Корчит мордочку смешно.

Теперь ты как у него!

Сморщить нос, выставляем сомкнутые зубы, приподняв верхнюю губу.

«Утро язычка»

Будет интересно для детей младшего школьного возраста.

№1. Язычок, приятель, здравствуй!

Ты у нас такой прекрасный!

Выгляни скорей в окошко,

И проснёшься понемножку!

Представить рот, как окошко и произносим тихо звук «ООООООО»

№2. Вместе по порядку

Делаем зарядку

Ну-ка, ну-ка не ленися

Наклонися, потянися

Повертись по сторонам

И спроси: Где завтрак, мам?

Зубки не смыкаем, фиксируем на губах улыбку. Стараемся языком достать до носика, до подбородка, а затем до правой и левой щёчки. Повторять 15-20 секунд.

№3. Мы работали, устали

Нам тут завтрак обещали

Торопись скорей за стол

И весёлый пир пошёл

В быстром темпе язычок наружу внутрь. Губы присомкнуты.

№4. На столе у нас блины,

А во рту полно слюны

Язычок полностью расслаблен, как лопата лежит на нижней губе. Рот широко открыт. Удерживать до 10 секунд.

Обмакни блины варенье,

Этот завтрак — объеденье!

Язычок по кругу облизывает губы: сначала верхнюю, затем нижнюю.

«Хозяин-язычок»

Читайте также:  Как убрать прыщи на щеках и причины их появления

№1. Начинаем с малышом наши упражнения

Делай все и не ленись

Будет выступление

Ротик — дверь откроем

Открываем рот, как будто произносим звук «ООООО»

Зубки чисто все помоем

Язычок проходится по каждому зубу в верхнем и нижнем ряду.

Вокруг все чисто заметём

Язык двигается по нижней губе слева направо, потом обратно.

Смело отдохнём потом.

Ротик круглый приоткрыт, язычок расслабленно лежит на нижней губе.

В доме слышен стук часов :

тук-тук-тук и тук-тук-тук

Язычок наш повтори

тук-тук ии тук тук и. . .

Губы растянуть в улыбке, язычок ходит из стороны в сторону.

А потом за стол все сели

Вкусное варенье ели

Посмотри испачкал ротик

Ты протри его, мой котик!

Язычок по кругу облизывает верхнюю и нижнюю губу.

Уже вечер. Солнце село.

Ротик-дверь наша закрылась.

Язычок ложится спать

Значит нам пора молчать.

Закрываем плотно рот.

Артикуляционная гимнастика в картинках — простой и эффективный метод. Он помогает справиться со многими речевыми проблемами, например, невыговаривание «р». Для удобства занятий можно сделать карточки с описанием движений, стихами и картинками.

Оцениваем работу над артикуляцией

Этот этап работы над произношением — один из главных. Если пустить все на самотёк можно долго удивляться, почему соседский малыш уже говорит «р», а собственный никак не справится даже с шипящими. Ведь упражнения одни и те же. Итак, обращаем внимание на:

  • Плавность и лёгкость. Отсутсвуют подёргивания, толчки и перерывы. Движения мягкие.
  • Дифференцированность. Двигается язычок при неподвижности челюсти, губ и т. д.
  • Симметричность. Равномерное движение в обе стороны.
  • Четкость. Движения выполняются ребёнком точно и в полном объёме.
  • Устойчивость. Умение задержаться в заданном положении до 10 секунд.
  • Переключаемость. Способность быстро переходить от одного задания к другому.

Не забывайте хвалить ребёнка! Сравнивайте его с ним вчерашним выговариванием «р»! Вместе радуйтесь успехам!

Сделайте ваши ежедневные занятия с малышом интересными. Придумывайте новые сюжеты, меняйте игры и сказки, придумывайте свои описания движений язычка. И эта работа не пройдёт даром. Даже не заметите, как малыш скажет «р», а может громко зарычит.

Развлечения

Эти упражнения для детей очень актуальны, так как недостатки звукопроизношения легче всего исправляются как раз у дошкольников. Полезна артикуляционная гимнастика будет и детям с нечеткой дикцией, у которых, как говорят, «каша во рту».

7 декабря 2020

Наталья Нищева

учитель-логопед, автор комплексной образовательной программы для детей с речевыми нарушениями

Артикуляционная гимнастика — это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек, нижней челюсти. Условно все упражнения можно разделить на три группы: одни помогают улучшить подвижность и согласовать работу органов речи, другие — увеличить силу их движений и третьи — «приучить» язык, губы и нижнюю челюсть к определенному положению, которое они должны занять для правильного произношения того или иного звука.

Как заниматься?

Чтобы занятия принесли пользу, надо проводить их по определенным правилам:

  • артикуляционную гимнастику надо делать ежедневно;

  • лучше всего заниматься артикуляционной гимнастикой 2 раза в день по 5-7 минут, чтобы ребенок не устал и не утратил интерес;

  • превращать занятия в увлекательную игру;

  • за одно занятие проделывать не больше 5 упражнений, из них новыми могут быть только одно-два;

  • выполнять упражнения на счет, чтобы выработать четкость их исполнения;

  • делать упражнения надо перед большим или ручным зеркалом: ребенок должен контролировать правильность выполнения того или иного движения. Сначала упражнение делает взрослый, потом это движение повторяет карапуз. Взрослый при этом стоит или перед зеркалом рядом с ребенком (в этом случае малыш наблюдает за ним, глядя в зеркало), или лицом к малышу.

Одна из главных условий занятий гимнастикой — не заставляйте ребенка ею заниматься. Сделайте так, чтобы ему стало интересно. Идеальный вариант для этого — проводить занятия в игровой форме.

Картотека артикуляционной гимнастики может помочь родителям сориентироваться и понять, как выполнять то или иное движение языком, какое положение при этом должны занять губы и нижняя челюсть. Такие картинки легко можно найти в Интернете, есть еще картотека артикуляционной гимнастики в детском саду. И хотя она предназначена для логопедов, ее можно использовать и для домашних занятий.

Консультация специалиста

Родители могут самостоятельно заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой, но это не отменяет консультации логопеда. Как правило, к 4 годам уже понятно, какие звуки малыш произносит неправильно. К пяти годам, возможно, эти звуки «встанут на место». Но в любом случае в 1,5-2 года карапуза надо обязательно показать логопеду. Только специалист может оценить, соответствует ли возрасту развитие речи у малыша. Исправлять недостатки тоже надо вместе со специалистом. Логопед подберет для ребенка упражнения артикуляционной гимнастики в зависимости от речевых проблем, расскажет и наглядно покажет, как правильно их делать.

Артикуляционная гимнастика в картинках станет в этом деле хорошим помощником.

Упражнения артикуляционной гимнастики в детском саду малыши тоже делают, так как практически в каждом детском дошкольном учреждении работает логопед, и в 5 лет он начинает детям «ставить» звуки, то есть исправлять недостатки звукопроизношения. Но без домашних занятий вам все равно не обойтись.

Что собой представляет артикуляционная гимнастика? Картотека, конечно, позволит увидеть все упражнения, причем в правильном исполнении, но и подробное их описание не помешает.

Читайте также

Артикуляционная гимнастика для детей 4 лет

Заниматься артикуляционной гимнастикой можно даже с грудным ребенком. Это будут простейшие движения: улыбка, высовывание язычка, надувание щечек и т.д. Детям 4 лет артикуляционная гимнастика уже помогает подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению определенных звуков. Учтите, что в этом возрасте подобные занятия — большая и сложная работа. Если вы превратите их в увлекательную игру, ребенок даже не заметит, как пролетит время и с охотой выполнит все ваши указания.

  1. Попросите ребенка изобразить сытого хомячка, у которого полный рот зернышек: для этого надо набрать полный рот воздуха, надуть обе щеки и удерживать их в таком положении 3-5 секунд. После чего можно попросить малыша надувать щечки поочередно.

  2. А вот хомячок оголодал и сильно похудел. Что с ним случилось? Правильно — щеки втянулись внутрь. Если у ребенка не получится с первого раза изобразить оголодавшего зверька, помогите ему руками.

  3. А как лопается шарик? Чтобы получился звук лопнувшего шарика, надо плотно закрыть губы, зубы должны быть разомкнуты, надуть щеки и… хлопнуть по ним кулачками. Воздух выйдет с силой и шумом.

  4. Давай рассмотрим на картинке, какой широкий язычок высунула собачка. Покажи такой же широкий язычок. Расслаблять язык.

Можно потренировать улыбку, но не простую, а особую:

  1. Попросите малыша улыбнуться — растянуть в улыбке губы и удерживать такое положение 5-10 секунд.

  2. Попросите ребенка улыбнуться так, чтобы были видны зубы. При этом верхние зубы должны стоять на нижних и их перекрывать. Если не получается, предложите передним зубами погрызть «морковку», как зайчик, и улыбнуться так, чтобы все зубы были видны. Удерживать такое положение надо 5-10 секунд.

  3. Полезным будет и упражнение «Трубочка». Для этого предложите ребенку вытянуть губы вперед и изобразить хобот у слона или поцелуй.

  4. И, наконец, пусть малыш изобразит губами бублик. Для этого надо сомкнуть зубы, а губы округлить и чуть вытянуть вперед., при этом должны быть видны верхние и нижние резцы.

  5. Развить подвижность губ поможет и чередование описанных упражнений. Сначала каждая поза на 3-5 секунд фиксируется, постепенно темп переключения с одного упражнения на другое увеличивается.

Можно также потренироваться дуть в воду через трубочку или пить через трубочку, удерживая губами карандаш, постараться нарисовать в воздухе или на бумаге круг или квадрат.

Артикуляционная гимнастика для детей 5 лет

5-летним детям артикуляционная гимнастика поможет исправить недостатки в произношении звуков и выработает у них хорошую дикцию. С возрастом упражнения усложняются, повторять их надо уже 6-8 раз, увеличивается и темп гимнастики. При этом движения должны быть плавными.

В 5 лет можно предложить ребенку:

  1. Завернуть язык наверх, словно он сворачивает блин, и прижать его верхними зубами;

  2. Приоткрыть рот и побарабанить языком по верхним зубам;

  3. Беззвучно, протяжно, на выдохе произносить гласные звуки;

  4. Произнести на одном выдохе слитно и протяжно сразу несколько гласных звуков;

  5. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;

  6. С запрокинутой головой изобразить, как надо полоскать горло;

  7. Надувать щеки, зажав при этом нос;

  8. Надувать воздушные шарики и спасательные круги, пускать мыльные пузыри.

Больше полезных материалов о правильном детском развитии — в нашем канале на .

Младшие

Главная / Дошкольное образование / Логопедия 44.02 КБ, 731923.docx Автор: Гагаринова Татьяна Олеговна, 31 Мар 2015

Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата

Автор: Гагаринова Татьяна Олеговна Похожие материалы

Тип Название материала Опубликован
документ Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста 3 — 7лет Гагаринова Татьяна Олеговна 31 Мар 2015
документ Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Консультация по логопедии  по теме: Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Демьянцева Юлия Васильевна 17 Сен 2015
документ Картотека гимнастики для глаз для детей дошкольного возраста 3 — 7 лет Гагаринова Татьяна Олеговна 30 Мар 2015
документ Картотека утренней гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет) по программе «От рождения до школы» Костив Анастасия Сергеевна 31 Мар 2015
документ Картотека сюжетно-ролевых игр (для детей 3-7лет) Ишмуратова Найля Нягимовна 5 Сен 2015
документ Картотека утренней гимнастики для детей среднего дошкольного возраста. Драган Елена Васильевна 13 Ноя 2015
документ Комплексы дыхательной, зрительной, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, физкультминутки, и релаксации для детей дошкольного возраста. Сапогина Светлана Юрьевна 31 Мар 2015
документ Комплексы дыхательной ,зрительной, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, физкультминутки, и релаксации для детей дошкольного возраста. Галкина Надежда Николаевна 31 Мар 2015
документ Особенности проведения артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста Марина Николаевна Резанова 17 Янв 2016
картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста 3-4 лет Криштанова Елена Петровна 7 Июл 2017
документ Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год. Исаева Людмила Александровна 11 Фев 2016
документ Картотека пальчиквой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет с ЗПР на учебный год Еременко Екатерина Владимировна 30 Мар 2015
документ Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет с ЗПР на учебный год. И Т К 15 Сен 2015
документ Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшего дошкольного возраста Курбатова Татьяна Викторовна 30 Мар 2015
документ Картотека «Комплексы утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста» Шумихина Юлия Валерьевна 1 Апр 2015
документ картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Горбунова Ирина Юрьевна 4 Апр 2015
документ Картотека игр по правилам безопасности для детей дошкольного возраста. Дмитриева Елена Васильевна 3 Авг 2015
документ Картотека игр по правилам безопасности для детей дошкольного возраста. Дмитриева Елена Васильевна 3 Авг 2015
документ мастер — класс на тему: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики» Петрухина Елизавета Васильевна 25 Июн 2015
документ Консультация «Особенности проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Шабаршина Ольга Александровна 1 Ноя 2015
документ Развитие пальчиковой и артикуляционной гимнастики у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Головенкина Людмила Григорьевна 16 Дек 2015
документ Картотека пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста Хамидуллина Гульнара Рифовна 22 Дек 2015
документ картотека пальчиковой гимнастики для детей 3-4 лет Картотека комплексов пальчиковой гимнастики Колчева Татьяна Александровна 4 Апр 2015
документ Картотека Артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы Кузнецова Елена Юрьевна 31 Мар 2015
документ КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ Дувак Анастасия Сергеевна 4 Июл 2015
документ Картотека артикуляционной гимнастики Гильмутдинова Раушания Равильевна 4 Июл 2015
документ Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики Бакурова Марина Анатольевна 15 Окт 2015
документ Картотека артикуляционной гимнастики. Рекомендации для родителей Яценко Анна Сергеевна 19 Фев 2016
документ Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики Николаева Любовь Васильевна 9 Апр 2016
документ Значение игровой деятельности на занятиях специальным фортепиано для детей дошкольного возраста (5-7лет). Крехно Светлана Олеговна 20 Мар 2015
документ Конспект занятия по хореографии для детей дошкольного возраста подготовительной группы (6-7лет) Энрушова Валентина Геннадьевна 31 Мар 2015
документ Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) на тему «Служба спасения». Хасанова Ирина Владимировна 31 Мар 2015
документ Распределение занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Для детей 6-7лет Карамышева Людмила Григорьевна 31 Мар 2015
документ Конспект непосредственной образовательной деятельности (изобразительной деятельности) для детей старшего дошкольного возраста 6-7лет Тема: «Я в подводном мире». Наталья Николаевна Панчук 11 Апр 2015
документ Рабочая программа на 2015-2016 учебный год коррекционно-образовательной работы для детей дошкольного возраста (5-7лет) Кирягина Оксана Викторовна 16 Окт 2015
документ Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) Жернакова Наталья Ивановна 20 Ноя 2015
документ Дыхательная гимнастика для детей 3-4 лет Картотека дыхательной гимнастики для детей 3-4 лет Шомуродова Гулбахор Бекмуродовна 7 Фев 2016
документ Картотека загадок для детей дошкольного возраста 3 — 7 лет Гагаринова Татьяна Олеговна 30 Мар 2015
документ Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста 3 — 7 лет Гагаринова Татьяна Олеговна 30 Мар 2015
документ Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста 3-го года жизни Кутушева Эльвира Вилисовна 15 Сен 2015

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий