Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 187» город Ярославль

Вопросы о подготовке к школе

У родителей возникает множество вопросов по мере подрастания детей и приближения к школьному возрасту. На некоторые из этих вопросов отвечает наш психолог Елизавета Филоненко.

1.    Что должен знать и уметь ребенок, хорошо подготовленный к школе? Должен ли он уметь считать, знать алфавит, уметь пересказать текст и так далее?

Этот вопрос беспокоит многих родителей,  и неясность здесь происходит именно из — за того, что разные школы предъявляют к детям разные требования. По законодательству школы не имеют права проводить набор детей в виде экзамена, и требовать от дошкольников определенных знаний. Задача начальной школы – обучить детей навыкам счета, чтения и проч., все это входит в программу первых классов.  Однако, на практике множество школ делают условием поступления в них определенных уровень знаний ребенка, и проводят вступительное тестирование. Требования для поступления для каждой школы свои и узнавать их лучше именно в той школе, куда вы планируете отдавать своего ребенка. Обычно в школах существуют подготовительные курсы, где все эти требования освещаются и детей обучают необходимым навыкам. Фактически, эти курсы можно назвать первым годом школьного обучения. 

2.    Кто и каким образом устанавливает, хорошо ли ребенок подготовлен к школе? И на каком этапе – непосредственно перед отправкой в школу, весной при выпуске из детского сада? И что делать, если выяснится, что ребенок подготовлен не очень хорошо?

Существует возраст поступления в школу, и ребенок, развитие которого проходит в рамках нормы, поступает в школу вне зависимости от своих навыков и психологической готовности. Если ребенок еще не достиг максимального возраста поступления в школу (7-8 лет), а родители все же хотят, чтобы в школу он поступил, тогда им имеет смысл пройти тестирование на готовность к школе. Это можно сделать у детского психолога, часто такую услугу предлагают сами школы. По результатам тестирования  можно будет судить об уровне готовности к школе. Такое исследование имеет смысл особенно, если у родителей есть сомнения в готовности ребенка. Надо понимать, что в данном случае проверяется не столько  уровень знаний и навыков (хотя и такой аспект включен в тестирование), сколько психологическая готовность ребенка к школьному обучению. 

Обычно поступление в школу и, соответственно, все вопросы, связанные с проверкой уровня готовности ребенка проводятся весной. Если готовность ребенка невысокая, но все же достаточная для поступления в школу, остается время для того, чтобы укрепить те навыки, которые развиты недостаточно. Ответ на вопрос как именно заниматься с вашим ребенком и каким аспектам уделить большее внимание дает развернутое тестирование, это индивидуальный вопрос.

Если по результатам тестирования на готовность к обучению вы получили рекомендацию отложить поступление до следующего учебного года, то лучше всего так и поступить. Часто родителям кажется, что их ребенок готов к школе (умеет писать, читать, складывать числа и вообще сообразительный), однако психолог дает заключение, что ребенок к обучению не готов. Такая ситуация разочаровывает родителей, которые считали, что навыки ребенка (умение читать, считать и проч.) являются как бы пропуском в школу и гарантией хорошей успеваемости. Это не совсем так, дело в том, что существует еще так называемая психологическая готовность к обучению: навыки управления собой, способность концентрировать внимание в нужное время и на нужных вещах, способность сдерживать импульсивные порывы, понимать необходимость подчиняться инструкции, мотивация к обучению. Без этих «умений» обучение в школе может стать проблемным и ребенку могут угрожать не только психологические трудности, но и проблемы со здоровьем.

3.    Имеет ли какое-то значение, хочет или не хочет ребенок в школу, есть ли у него интерес к учебе? Если мотивация отсутствует, как ее создать? И нужна ли в этом случае помощь детского психолога? 

Назову некоторые моменты, которые пагубным образом влияют на познавательный интерес ребенка и его мотивацию к обучению:

  • опыт раннего детства: чрезмерное пристрастие родителей к «чистоте и порядку» или сильная тревожность родителей. Если ребенок, исследуя мир, постоянно получает замечания за сломанные игрушки, испачканные вещи и т.п. его естественный интерес к познанию постепенно угасает, ведь все его «походы» за знаниями об окружающем мире  заканчиваются наказаниями. С другой стороны, слишком тревожные родители, которые постоянно боятся за жизнь ребенка точно так же блокируют активность ребенка, и его познавательный интерес со временем угасает.
  • чрезмерное рвение в обучении ребенка также пагубно сказывается на мотивации к обучению. Одной из составляющих мотивации ребенка  к обучению является его желание приобрести новый  общественный статус – школьника, учащегося. Но, если родители только и делают, что водят ребенка на занятия, очень похожие на школьные: где существуют уроки, парты, задания, оценки (или их заменители), то у ребенка не возникнет желания и интереса к новой роли – роли ученика. Он и так в ней живет, к  чему же стремиться? Так что важно не переусердствовать на этапе дошкольной подготовки.
  • давление на ребенка в процессе обучения. Например, мама учит ребенка читать. У этого процесса есть три аспекта: приобретение нового навыка, отношения к процессу обучения, отношения с мамой. Допустим, мама делает замечания каждый раз, когда ребенок делает ошибку. Мало того, что это не самый     эффективный путь развития навыка чтения, но в таком процессе еще и страдает отношение к учению вообще. Обучение начинает быть внутренне связанным с неприятным общением, критикой. В обстановке критики познавательный интерес также страдает. Способности развиваются только на фоне положительного эмоционального фона.

Если вы понимаете, что некоторые ошибки вашего поведения уже имеют свои результаты и мотивация к обучению ребенка низкая, тогда имеет смысл обратиться к психологу, который поможет скорректировать именно вашу ситуацию, тут трудно дать общие рекомендации. Обычно, коррекция возможна и основная работа по этому вопросу остается ответственностью родителей, психолог же намечает те направления, по которым желательно двигаться.  Познавательный интерес – одно из стойких свойств человеческой натуры, полностью истребить его, наверное, мало кому под силу, поэтому корректировка всегда возможна.

4.    С какого возраста малыша родителям следует задуматься о том, что ребенка нужно подготавливать к школе? С 4-ех, 5-ти лет, может быть, раньше? На что при этом обращать внимание, какие способности развивать?

Подготовку к поступлению в школу можно начинать приблизительно за год до предполагаемого поступления. С этим неплохо справляются подготовительные курсы при школах. Самостоятельные занятия лучше всего проводить только в форме игры и  только при наличии у ребенка интереса к данной деятельности. Существует множество пособий для родителей, в которых можно научиться тому, как правильно проводить игровые уроки. Важно брать те пособия, которые соответствуют возрасту ребенка.

Развивать лучше те способности, которые вы видите в ребенка, не стоит плыть против течения. Существуют природные задатки, которые внимательный родитель увидит без труда.

5.    Что следует делать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок был хорошо подготовлен к школе? Например, если ребенку 5 лет, он ходит в детсад, программы детского сада будет достаточно, или имеет смысл записать ребенка на дополнительные занятия в школу/центр развития? И нужна ли такая школа или можно заниматься с ребенком самостоятельно? Если школа нужна, то в каких случаях и как ее выбрать, какие документы имеет смысл посмотреть? Или это могут быть индивидуальные занятия с детским психологом? 

6.    Сколько времени стоит уделять развивающим занятиям в день, в неделю? Если это зависит от возраста ребенка, то сколько в каком возрасте, начиная с 4 лет?

На мой взгляд, лучше, чтобы, по крайней мере до 6 лет занятия не имели четкого регламента и проводились в игровой форме. Для развития способностей и интереса это оптимальная форма. В принципе можно действовать исходя из идеи, что все наша жизнь и есть в какой – то мере процесс познания. Например, гуляя, мы может узнавать свойства предметов, обогащать свой словарный запас, изучать буквы, наблюдать за природой, покупая что-то —  учиться сложению. Подобные занятия не отвратят вашего ребенка от познавательной деятельности, тогда как необходимость по расписанию усаживаться за букварь, скорее всего, вызовет у него протест. Вообще полезно и  передать ребенку идею о том, что учиться можно и нужно не только и не столько за партой, сколько в процессе жизни, следуя своему интересу. Тут естественно трудно, да и не нужно определять – сколько времени вы потратили на занятия. Если занятия с ребенком все же проводятся в форме урока, нужно как можно чаще менять виды деятельности (запоминание, чтение, пересказ) и учитывать, что способность к концентрации на одном предмете, особенно если этот предмет навязан извне, а не является выбором ребенка, очень небольшая.

7.    Можно ли еще до школы определить, какие у ребенка есть способности и какие типы профессий ему подойдут, чтобы сориентироваться, нужно ли отдать его в специализированную школу? 

Склонности и задатки ребенка можно определить достаточно рано. Но в настоящее время большинство специалистов  придерживается мнения, что ранняя специализация нежелательна, т.к. мешает всей полноте реализации потенциала ребенка. Случаев ярких и отчетливых способностей в какой — то одной области сравнительно немного, большинство детей имеют задатки в нескольких областях, поэтому неразумно было бы лишать ребенка возможности пробовать себя в разных сферах деятельности. К тому же ранняя специализация в большинстве случаев – выбор родителей. Мнение ребенка в данном случае, (если оно вообще учитывается) является, мягко говоря, незрелым.

Наверное, более правильно было бы дать ребенку свободу и возможность впоследствии выбирать направление будущей деятельности уже на основании тех реальных знаний, которые он получит в самых разных областях.

imageПоступление в школу – это начало нового жизненного этапа и первое серьезное испытание для ребенка. Если раньше он беззаботно играл целый день, то, став первоклассником, вынужден придерживаться жесткого режима, рано вставать, сидеть полдня на уроках, а дома делать домашнее задание. Малышам тяжело резко менять устоявшийся образ жизни. Чтобы переход был плавным и комфортным, необходимо как следует подготовиться к школе.

Занятия проходят в мини-группах по 4 человека. Несмотря на то, что длительность урока целых 60 минут, дети не устают и хорошо усваивают материал. Он построен так, что смена деятельности происходит каждые 10-15 минут, и ребенок не успевает потерять интерес.

К нам приводят деток разных возрастов, поэтому мы проводим обучение по трем разным программам подготовки, рассчитанных на 1, 2 и 3 года обучения. Какая из них лучше всего подойдет именно вашему ребенку, подскажет наш специалист.

Программа «Как мне стать школьником?» состоит из 3 блоков:

1. Развитие речи

  1. Развитие связной речи;
  2. Развитие грамматического строя языка;
  3. Формирование речевого высказывания;
  4. Обучение грамоте;
  5. Отработка навыков чтения;
  6. Формирование фразеологического словаря;
  7. Развитие умения использовать в речи антонимов, синонимов.

2. Формирование математических представлений

  1. Обучение счету, логике;
  2. Знакомство с геометрическими фигурами;
  3. Пространственные представления (вверх-вниз, влево-вправо, больше – меньше);
  4. Понятие о времени (вчера, сегодня, завтра, дни недели, месяцы, времена года);
  5. Закономерности.

3. Развитие высших психических функций

  1. Внимания;
  2. Памяти;
  3. Мышления.

Подготовка к школе также включается в себя:

  1. Подготовку руки к письму;
  2. Графические упражнения, вырезания, штриховки;
  3. Сенсорное развитие;
  4. Развитие навыков общения;
  5. Развитие эмоциональной сферы.

Читайте также: Занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи

Для чего нужно готовиться к школе?

По мнению большинства родителей – это обучение основам арифметики, чтению, письму. Но для того, чтобы ребенок хорошо осваивал новые знания и умения, таких знаний мало.

На самом деле подготовленность к школе заключается, в первую очередь, в развитии речи, памяти, сенсорного восприятия, воображения, мышления, внимания, а также в тренировке руки для письма. Например, если ребенок плохо говорит, не может описать картинку, не слышит себя и коверкает звуки, то в школе неизбежно возникнут серьезные трудности с овладением грамотой. Если он знает, как называются цифры, но не может посчитать предметы, то и с математикой все будет очень печально. И дальше эти проблемы будут накапливаться, как снежный ком.

Подготовительные занятия не только развивают и совершенствуют речь, высшие психические функции, расширяют кругозор, но и помогают ребенку привыкнуть к специфике школьных уроков.

  1. Малыш учится взаимодействовать с коллективом – сверстниками и учителями, осваивает правила поведения на занятии.
  2. Он адаптируется к продолжительности уроков – учится подолгу концентрировать внимание, становится более усидчивым.
  3. У него формируется позитивный образ школы, и он с нетерпением ждет, когда сможет туда пойти.
  4. Занятия в центре являются регулярными и системными. Это значит, что малыш усвоит в полной мере всю информацию, которую даст ему преподаватель.

Если ребенок придет в школу подготовленным, то учеба будет даваться легче. Чем лучше оценки, тем больше его будут уважать одноклассники. Кроме того, хорошая успеваемость в начальных классах служит фундаментом для успешного обучения в средней и старшей школе.

Когда следует начинать занятия? В основном родители задумываются о том, что скоро в школу, когда ребенку исполняется 5,5 — 6 лет. Времени остается совсем мало, и дошкольник сталкивается с гигантским объемом информации. Конечно, половину он просто не в силах запомнить, быстро устает от интенсивных занятий, и поэтому учеба вызывает у него больше негативных эмоций.

Мы рекомендуем начать подготовку к школе в 5-6 лет (В некоторых случаях нужно начинать раньше):

  1. Если есть некоторые задержки в развитии речи и высших психических функциях, они вовремя выявляются и полностью корректируются.
  2. Подготовка не ведется впопыхах, а соразмерно возрасту и возможностям малыша.
  3. Ребенок постепенно привыкает к продолжительности занятий, работе в коллективе, к подчинению чужому взрослому.

Особенно ранняя подготовка в школе важна для детей, которые не посещают детский сад, ведь дома сложно проводить полноценные занятия, и тем более делать это регулярно.

Чем занимаются на занятиях по подготовке к школе

Подготовительные занятия учитывают возрастные особенности развития дошкольников и построены по следующим принципам.

  1. Основная форма упражнений и задания – игровая, поскольку она является ведущей у дошкольников.
  2. Частая смена деятельности, поскольку ребенку тяжело подолгу концентрировать внимание на одном задании, и он теряет интерес. Урок разбивается на короткие отрезки, каждый из них посвящен развитию определенных умений – счету, чтению, речи, мелкой моторики и т. д.
  3. Сложность и продолжительность работы над одним и тем же типом задания постепенно возрастают и приближаются к реальному уроку. Упражнения становятся более интересными.
  4. Соблюдение системы определенных правил и условий – ребенок постепенно приучается к строгой школьной дисциплине.
  5. Занятия проводятся в группах – это необходимо для того, чтобы дошкольник научился общаться с коллективом.

На таких комплексных занятиях ребенок получает необходимые знания об окружающем мире, учится их применять, самостоятельно рассуждать, делать выводы, творчески мыслить, работать в команде.

Готов ли ваш малыш к школе?

Педагоги и психологи выделяют четыре основных момента готовности ребенка к школьному обучению.

1. Интеллектуальная готовность

Здесь подразумевается уровень развития внимания, памяти, мышления. Дошколенок должен уметь:

  1. полностью назвать имя, отчество, фамилию, день рождения, адрес, возраст, имена и профессии родителей,
  2. ориентироваться в пространстве («право – лево», «вверх – вниз», «далеко – близко» и т. д.),
  3. различать диких и домашних животных деревья, кустарники, цветы, рыб, птиц, определять явления природы и т. д.,
  4. сравнивать и обобщать предметы по их признакам, устанавливать между ними связи,
  5. владеть элементарными математическими понятиями («больше — меньше»), знать геометрические фигуры, уметь считать до ста.

Кроме того, ребенок обязан владеть навыками чтения и письма. Речь должна быть связной, состоять из развернутых фраз.

Читайте также: Современные способы автоматизации звуков

2. Психологическая готовность

С возрастом игровая деятельность угасает, и ее сменяет познавательная. Ребенок должен уметь концентрироваться на одном занятии, контролировать свое поведение, следовать установленным правилам и подчиняться взрослому. Проверьте, сможет ли малыш спокойно заниматься одним делом в течение 20-30 минут, ни на что не отвлекаясь? Если нет, значит, над концентрацией внимания нужно еще поработать.

3. Социальная готовность

Охотно ли ваш ребенок идет на контакт? Как он выстраивает общение с взрослыми и сверстниками? Стремится ли к новому общению? Ответы на эти вопросы дадут представление о степени социальной готовности малыша.

К ней так же относят навыки самообслуживания – умение самостоятельно есть, одеться, собрать учебники. Также ребенок должен быть обучен правилам поведения, слушаться взрослых, уметь спокойно дожидаться своей очереди, не отвлекаясь, сразу выполнять просьбы.

4. Мотивационная готовность

Ребенок обязан четко понимать, зачем он идет в школу. Если он просто хочет носить красивую школьную форму и портфель, то лучше подождать. В идеале он должен стремиться в школу именно для того, чтобы научиться чему-то, получить в будущем определенную профессию.

Занятия в нашем центре направлены на то, что бы всесторонне подготовить малыша к поступлению в школу. Первые впечатления о ней – самые важные, и у Вашего ребенка они будут положительными.

Как проходит подготовка к школе в нашем центре?

Подготовка к первому классу в центре «Каркуша» ведется сразу в нескольких направлениях.

1. Развитие речи

На занятиях малыш учится говорить связно, строить речевое высказывание, осваивает фразеологический словарь и грамматический строй родного языка. Кроме того, его учат читать и основам грамоты.

2. Формирование математических представлений

Обучение ведется с использованием программы «Математические ступеньки», уже хорошо зарекомендовавшей себя. Малыш учится считать, логически размышлять, ориентироваться в пространстве, знакомится с геометрическими фигурами, понятиями «больше – меньше», «вверх – вниз», «влево – вправо», основными математическими закономерностями.

3. Развитие высших психических функций

Во время занятий ребенок выполняет упражнения на развитие внимания, разных видов памяти, мышления и воображения, а также мелкой моторики, которая способствует совершенствованию речи.

Также проходят занятия по подготовке руки ребенка к письму. Ведь письмо требует отработки множества специфических навыков. Для этого ребенку предлагаются графические упражнения, вырезания, штриховки, рисунки по контурам.

Кроме того, на подготовительных занятиях уделяется достаточно времени развитию навыков общения и работе в коллективе, сенсорному восприятию и эмоционально-волевой сфере.

Дата публикации: 14.08.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

(6)

  • image Подготовка к школе 2020-06-08 Программа подготовки ребенка к обучению в школе План подготовки со специальными заданиями, которые помогут ребенку подготовиться к школе летом
  • Подготовка к школе 2018-07-25 Десять навыков, которым нужно научить школьника В школьном возрасте дети осваивает новые навыки, и родителям важно сформировать у них новые привычки
  • Подготовка к школе 2018-07-09 Выбираем школу для ребенка: семь важных моментов Основные аспекты, которым следует уделить внимание при выборе школы для ребенка
  • Подготовка к школе 2018-06-25 Задания для младших школьников на летние каникулы Программа которая позволит в интересной, игровой форме поупражняться детям в навыках чтения, письма, повторить таблицу умножения и многое другое
  • Подготовка к школе 2015-04-30 Как мотивировать ребенка на учебу после каникул Десять мотивационных советов родителям, способных возродить у ребенка желание учиться
  • Подготовка к школе 2015-02-10 Как подготовить ребенка к новой школе 10 советов, с помощью которых переход в новую школу будет радостным и комфортным

Ваш малыш уже совсем большой, вы готовитесь к первому Дню Знаний! Несомненно, это не только очень важный и торжественный момент для первоклассника, но и очень трогательный момент для родителей. Будущий школьник гордо надевает школьную форму, собирает свой новый портфель, несет букет цветов первой учительнице.

К новому этапу в жизни малыша необходимо готовиться заранее. Адаптация к новому распорядку дня, коллективу, правилам, школьным заботам… Как сделать так, чтобы этот период прошел максимально гладко? Давайте разберемся вместе!

Будильник — неотъемлемая составляющая учебного процесса

Чтобы наши советы не были субъективными, мы попросили наших друзей помочь нам в написании этой статьи, и взглянули на проблему подготовки ребенка к школе с трех сторон: узнали мнение мамы первоклассника, детского психолога и учителя начальных классов. На наш взгляд, каждый специалист дал интересные советы со своей, профессиональной, точки зрения, но все пришли к одному выводу: начало обучения в школе — очень ответственный момент в жизни детей и родителей, поэтому нужно приложить максимум усилий, чтобы ребенок полюбил новую школьную жизнь и легко к ней привык.

Елена Васильева, мама первоклассника Вани

Елена первым делом определилась со школой за год до «даты икс» и отвела ребенка туда на подготовительные курсы. Как результат: сын знаком со школой, знаком со всеми учителями, которые будут работать с ним в 1 классе (первый учитель, учитель музыки, изо, английского). В итоге ребенок спокоен, понимает, куда пойдет, понимает, что будет делать в школе, понимает, кто будет с ним работать.

Еще один простой, но важный совет: не идеализируйте школу. «Не надо чересчур радоваться и восторгаться тому, что ребенок идет в школу. Да, это значимое событие, но ребенок не должен думать, что там будет весело и интересно. Положа руку на сердце, школа — это труд, а иногда и тяжелый, может многое не получаться. Мой ребенок на вопрос: «хочешь в школу?», отвечает «не знаю», и это я считаю, что это намного лучше, чем «да!». Ребенок не должен идеализировать школу, но он должен гордиться тем, что идет в школу. Поэтому подчеркивайте какой он большой, закончил сад, и уже не будет туда ходить, как это невероятно круто, нужно и важно!

Ответственно отнестись к подготовке в школу. Делайте это заранее и вместе с ребенком. Я имею в виду покупку всего необходимого: подготовка места для уроков, покупка школьной формы, рюкзака и канцтоваров. Ребенок должен все выбирать сам, участвовать во всем. Видя, как много всего покупается и делается, мой сын понимает, что это «не шутки», настраивает себя на значимые изменения в его жизни.

Не всё ведь учиться. Перемена!

Выполняя задания, которые нам давали на подготовке к школе (или любое другое, которое напоминает учебную задачу), нужно постепенно готовить ребенка к тому, как будет происходить выполнение домашнего задания. Например, он написал букву, но написал не аккуратно, а в школе будут требовать аккуратности, поэтому надо попросить ребенка написать по-другому. Сказать нужно об это как можно понятнее и конкретнее: «Посмотри, ты написал эту палочку в букве криво, попробуй сделать ее прямой». Я всегда стараюсь дать понять своему сыну, что в любом случае помогу ему, если у него возникнут трудности в школе, что он может рассчитывать на меня. Я об этом говорю и подтверждаю делом, если у него не получается, помогаю ему, подталкиваю к правильному решению. Настройте своего ребенка на те знания, которые он получит, расскажите, что он узнает много нового и интересного, очень важно научить его стремиться узнать больше, чем он уже знает».

Катерина Ромм, педагог — психолог, ООО «Мера Мира»

Катерина также придерживается мнения, что для того, чтобы адаптация ребенка к школе прошла успешно, стоит задуматься о его психологической готовности заранее (примерно за год). «В школе ребенку потребуются такие психологические навыки, как умение управлять своим вниманием и эмоциями, сохранять статическую (сидячую) позу, строить отношения с новыми сверстниками и так далее. Так же очень важна мотивация — как познавательная, так и мотивация к достижению. Все эти вещи вырабатываются не сразу, и лучше, конечно, начать заботиться о них примерно за год до поступления в школу. Однако даже если к началу учебного года все эти качества еще не совсем сформированы, они дозреют в течение первого года учебы, если родители будут придерживаться некоторых важных правил:

1. Поддерживайте авторитет учителя (даже если Вы не во всем согласны с ним). Это очень важный опыт для ребенка этого возраста — иметь авторитет, а отсутствие такового разрушает важные структуры его личности. В случае разногласий с учителем постарайтесь вступить в диалог с учителем, помогайте ему, берите на себя общественную нагрузку — но ни в коем случае не разрушайте этот авторитет в глазах ребенка.

2. Обсуждайте с ребенком после школы его школьный день — но не оценки и успехи, а что ему понравилось, что нет, что запомнилось, что было интересного. Очень важно во время этих разговоров сохранять безоценочную позицию и эмпатию.

3. Не выставляйте ребенку требования по качеству выполнения школьных заданий — это прерогатива учителя. Вы должны сохранить за собой позицию родителя — помощника и сотрудника, а не надсмотрщика. Если Вам кажется, что у ребенка что-то получается недостаточно хорошо, посоветуйтесь с учителем или со школьным психологом, чтобы найти и устранить истинную причину трудностей.

Домашнюю работу нужно сделать до завтра

4. Сохраняйте ребенку место и время для игры, особенно для сюжетно — ролевых, настольных и подвижных игр. Именно они являются источником мотивации и тренировкой психологических навыков.

5. Если учеба дается ребенку слишком легко — вследствие способностей или усиленной дошкольной подготовки, постарайтесь заинтересовать его другими аспектами школьной жизни, например, возможностью помочь другим детям, учителю, школе. И тоже посоветуйтесь с психологом, потому что эта ситуация не менее вредна для ребенка, чем ситуация неуспеваемости».

Татьяна Кошман, учитель одной из московских гимназий

Татьяна поддерживает мнение, что первые месяцы школьной жизни — период очень сложный. Мнение Татьяны очень важно для нас, ведь она смотрит на проблему как бы с другой стороны и делится своим опытом и наблюдениями. Татьяна, как и многие учителя, придерживается позиции совместной работы над благополучной адаптацией: «Было бы здорово, если бы родители помогли ребятам на первом этапе знакомства. Это могут быть совместные прогулки, походы в гости и многое другое. Общение вне школы поможет и детям и родителям ближе узнать друг друга, познакомиться с интересами и увлечениями одноклассников».

В связи с безотметочной системой на первых порах, Татьяна советует не настраивать ребенка на получение оценок. «Дети, собираясь в школу, слышат «пойдёшь в школу — будешь получать пятёрки…» — этими словами мы всё и портим. Маленький ученик с первых дней ждёт, когда же ему поставят отметку, а её всё нет; родственники постоянно спрашивают, что получил сегодня в школе, а это неправильный вопрос в корне. Необходимо попробовать себя перестроить. Научиться задавать правильные вопросы. Что интересного сегодня было в школе? Что ты узнал?»

Первоклассники знакомятся с первыми ощущениями

«Часто родители спрашивают: а что должен уметь и знать ребёнок к первому классу? Вопрос риторический. Да, было бы здорово, чтобы ребёнок умел читать. Но это, на мой взгляд, не самое главное. Познавательный интерес, и кругозор, и желание и умение трудиться, умение задавать вопросы и много другое — вот что важно! К сожалению, бывает так — ребёнка «натаскали», прошли все учебники за первый класс, что остаётся первокласснику — скучать на уроках. Часто у таких учеников пропадает мотивация к обучению и потом её очень сложно возродить. Бывают и обратные ситуации: ребёнок «слабенький», ему нужно больше времени, чем остальным, на выполнение задания. И тут у малыша опускаются руки, дома торопят, ругают, сравнивают с одноклассниками, у которых всё быстро получается, без особых усилий. Ребёнок попадает в ситуацию школьной неуспешности, и из неё тоже очень трудно выбраться. Здесь нужна мудрая помощь родителей и педагога».

Психологическая подготовка — это самое важное, а вот что нужно уметь к школе? Необходимо ли уметь читать, писать, какими навыками счёта должен владеть будущий первоклассник? На эти вопросы мы постарались ответить в статье «Что должен уметь школьник?»

Учёба — нелёгкое дело!

Дорогие родители первоклассников! Команда «Белого Кролика» искренне желает вам и вашим детям успехов в подготовке к школе, мы всегда будем рады вам помочь!

Искренне ваш, Белый Кролик.

Подготовка к школе: путеводитель

image

Как понять, что ребенок готов к школе

Иногда родители отправляют своих крох за парты слишком рано. Речь идет не столько о возрасте, сколько о готовности к учебе. О школьной зрелости — совокупности характеристик, которые отражают личную, волевую и интеллектуальную зрелость.

Читайте также: Страхование беременности в Украине: обзор предложений

  • Личная зрелость определяется самостоятельностью будущего первоклассника, а также его желанием учиться. Если малыш задает вопросы о школе, ему интересно читать, писать и считать, значит его можно смело отправлять в первый класс.
  • Волевая — способность ребенка делать что нужно, а не что хочется. Здесь главный определяющий фактор — усидчивость. Если ребенок может длительное время сидеть за книжкой или настольной игрой, тогда он сможет высидеть урок.
  • Интеллектуальная — умственное развитие. Если будущий ученик знает много слов, у него хороший кругозор и ему интересно происходящее вокруг, можно говорить об интеллектуальной готовности.

image

Детский педагог-психолог Катерина Ромм говорит, что ребенку в школе нужно будет несколько психологических навыков:

  • умение управлять собственными эмоциями и вниманием;
  • способность длительное время сидеть на одном месте;
  • умение общаться с одноклассниками и учителями.

Будущий школьник должен иметь устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира и достижению целей.

Читайте также: «Детские» пособия в 2019 году

Екатерина Ромм утверждает, что о вырабатывании всех вышеупомянутых навыков желательно позаботиться заблаговременно. Начинать стоит за год до школы. Но если у ребенка требуемые навыки не полностью сформировались до поступления в первый класс, не страшно, они дойдут до нужной формы во время учебы.

image Важно также и физическая готовность. Если ребенок слабенький или болезненный, желательно повременить с учебой. Пусть лучше малыш сядет за парту на год позже запланированного. Он больше усвоит, чем если пойдет учиться своевременно, но будет пропускать уроки по состоянию здоровья или быстро уставать от нагрузок.

Как готовить детей к школе

Как подготовить ребенка к школе? Есть два варианта:

  • дома;
  • на специальных курсах.

В первом случае вся работа ложится на плечи родителей, бабушек и дедушек или даже старших братьев и сестер. Во втором — подготовкой малыша к учебе занимаются профессиональные педагоги. Какой вариант выбрать? Зависит от ребенка.

image

Подготовка к школе: финансовая сторона вопроса

Еще один аспект подготовки будущего первоклассника к школе — материальный. Родителям предстоит позаботиться об одежде и школьных принадлежностях. Так как цены на школьные товары «радуют», стоит подумать о финансах заранее.

Читайте также: Заплати себе первому

К примеру, за шесть месяцев/год до школы откладывать определенную сумму на депозит или просто переводить в доллары и хранить дома. Это существенно упростит сборы, потому что покупать придется много: форму, обувь, тетради, рюкзак. image

Сколько стоит собрать ребенка в школу

Стоимость школьных товаров зависит от их качества, а также места продажи. Делая покупки на рынке, можно сэкономить. В супермаркетах цены выше, но шоппинг комфортнее. В таблице ниже — расценки на школьную продукцию.

Наименование товара Цены, грн
Тетради 2–5
Фломастеры 20–160
Пеналы 50–500
Рюкзаки 500–2 000
Школьное платье для девочек 400–1 500
Костюм на мальчика 1 000–2 000
Обувь в среднем 1 000

Кира

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий