Лучшие развивающие занятия для детей 2 лет

Содержание

Стол для песочной терапии

Развивающие занятия для детей 3 лет. Для создания домашней песочницы потребуются следующие приспособления:

пластиковый или деревянный водонепроницаемый ящик (рекомендуемые размеры: 70см*50см*8см).

  • Стенки ящика нужно окрасить или оклеить пленкой в голубой цвет, а дно ящика – в синий; если проще, то для этих целей можно приспособить и хозяйственный пластмассовый поддон; чистый песок, его можно использовать как в сухом такт и во влажном состоянии;
  • набор небольших фигурок, символизирующих людей, животных, транспорт, различных героев – добрых и злых;
  • природные предметы – камешки, ракушки, веточки, шишки;
  • буквы и цифры, геометрические фигуры.

Игры с песком

Первое, что мы делаем — знакомим ребенка с песочницей. Нужно рассказать, что голубая стенка – как небо. Песок — это земля, а если сделать углубление, то появится синее дно – это озеро или река.  Дать ребенку время поэкспериментировать с ландшафтами поиграть фигурками, самостоятельно пофантазировать.

Игры с песком: можно поместить в ящик фигурки животных, научить ребёнка как они называются, какие звуки издают;

Играя с песком можно:

  1. рисовать на песке различные узоры, создавать композиции с камешками и ракушками, природным материалом; можно рисовать под классическую музыку, придумывая для нее свой узор;
  2. писать цифры и буквы, учить их названия и написания;
  3. играть в крестики-нолики;
  4. строить домики для героев и проигрывать сюжеты сказок или придумывать истории;
  5. изучать разные страны, материки, характерную для них растительность и животных;
  6. совершить путешествие, например, на Северный полюс, сделав запас соли, или ваты для снега;
  7. играть в фантастические игры, создавая в песочнице жизнь существ других планет, лунный ландшафт,
  8. считать предметы, сравнивать, строить логические умозаключения (больше или меньше или равно);
  9. учиться ориентироваться: что такое — сверху, снизу, справа, слева.

И многое другое.  Как видите, кроме традиционных, вам известных, существует много развивающих игр для 3-летних малышей. Делами ребёнка нужно интересоваться искренне, не жалеть времени на прогресс его умений.

Психологами и педагогами дошкольного воспитания и развития детей доказано, что ведущая роль в развитии детей 3-х летнего возраста отводится двигательно-осязательному, сенсорному восприятию.

Поэтому для общего развития ребенок должен больше контактировать с различными предметами –  своими игрушками, правильно выбранной кухонной посудой, разными продуктами и безопасными домашними предметами.

Следишь за своим здоровьем и красотой? Рецепты здорового питания на каждый день читайте ЗДЕСЬ!

Родителям необходимо больше гулять с ребенком, играть в соответствующие возрастному развитию ребенка игры, прослушивать детскую музыку, развивать крупную моторику – подвижными играми, а мелкую моторику – детским творчеством, рисованием и лепкой, песочной терапией. А самое главное – постоянно разговаривать со своим ребенком, рассказывая про удивительный мир вокруг, показывая как можно действовать, а как нельзя, приобщая ребенка к общим жизненным правилам.

Здоровья Вам и Вашим детям! Наталья Белокопытова.

imageДля того, чтобы ребенок гармонично развивался и не отставал от сверстников, нужно с ним постоянно заниматься. В этом я убедилась на собственном опыте. Важно, как можно раньше создать условия для творческого, интеллектуального и физического развития малыша. Кроме этого, важно, с раннего детства приучать ребенка к чистоте, порядку, дисциплине, самостоятельности и уважению. Все, что вы успеете заложить в ребенка до 7 лет, будет способствовать не только успешному обучению в школе, а затем в вузе, но и поможет во всей дальнейшей жизни. Часто родители уделяют недостаточное внимание самостоятельным занятиям с ребенком, просто потому что не знают, что именно нужно делать. В этой заметке мы рассмотрим, на что нужно обратить внимание в первую очередь организуя развивающие занятия для детей дома.

Первые занятия с малышами от 1 года должны длиться не дольше 5-10 минут, так как маленькие дети не могут долго концентрироваться на одном занятии. Поэтому полезно чередовать виды деятельности или делать перерыв. С детьми постарше можно увеличивать продолжительность занятий до 25-30 минут.

Маленькие дети воспринимают мир в основном через осязание, а также зрение и слух. Их больше интересует сам процесс какой-либо деятельности, а не результат. Поэтому никогда не ругайте, если что-то не получилось.

Ниже рассмотрены основные виды деятельности и примеры занятий для развития тех или иных способностей и навыков.

Развитие речи

Направлено на увеличение словарного запаса ребенка, развитие артикуляции стимуляцию общения и повторения.

Важно! Для правильного развития речи нужно всегда говорить с ребенком грамотно и правильно (без уменьшительно-ласкательных форм).

1.Увеличение запаса слов:

  • постоянно рассказывать, что происходит вокруг малыша, что его окружает;
  • читать сказки, стихи (для малышей больше подойдут Барто, Чуковский, Маршак);
  • проговаривать вместе новые слова;
  • разучивать наизусть стихи и песни;
  • изучать новые слова (например, с помощью альбома по развитию речи Батяева С.В или серии книг – «Умные книжки»).

2.Общение:

  • стараться почаще подталкивать малыша к разговору, задавая вопросы и терпеливо слушая;
  • имитировать звуки и движения;
  • обсуждать происходящее в сказке или мультфильме;
  • вспомнить и обсудить, как прошел день;
  • обсудить прочитанную сказку, просмотренный мультфильм;
  • предлагать пересказать прослушанную сказку;
  • просить описать предмет (задавая вопросы со словом: какой?);
  • повторять движения, о которых идет речь;
  • играть в речевые игры (например, «закончи фразу», «а что, если?», «что бывает», «что можно сделать», «угадай кто» и т.д.);
  • рассказать сюжет сказки по картинке.

3.Развитие артикуляции:

  • учиться дуть (мыльные пузыри, в дудочку, трубочку, на свечу, вату, листья и т.д.);
  • учиться задерживать дыхание;
  • говорить шепотом и громко;
  • выполнять гимнастику для языка и губ (строить рожи, высовывать язык, открывать широко рот и т.д.).

4.Социализация:

  • ставить театральные инсценировки на основе сказок;
  • играть в ролевые игры;
  • играть в сюжетные игры игрушками;
  • общаться с другими детьми (игры, взаимодействие, взаимопомощь и т.д.).

5.Изучение букв и звуков:

  • заниматься с карточками (например, с помощью карточек Домана);
  • изучать алфавит (например, используя Букварь Жукова Н.С., Букварь Узорова О., кубики Зайцева, карточки, настенные плакаты).

Интеллектуальное развитие

Включает в себя изучение окружающего мира, свойств предметов, формирование мышления, внимания, логики и памяти. Считается, что мозг растет и развивается тем лучше, чем больше он работает. Доказано что большая часть клеток головного мозга формируется до 3-х лет, поэтом чем больше родители будут заниматься интеллектуальным развитием ребенка в раннем возрасте, тем более восприимчивым к знаниям ребенок будет в старшем возрасте.

1.Изучение геометрических фигур:

  • составлять пазлы из геометрических фигур (например, с помощью квадратов Никитина);
  • играть с сортерами, рамками-вкладышами;
  • искать одинаковые фигуры/узоры;
  • сопоставлять кубики разны форм с их изображением (например, используя блоки Дьенеша);
  • строить конструкции по схеме(например с помощью блоков Дьенеша);
  • определять геометрические фигуры на ощупь.

2.Изучение счета:

  • играть в пальчиковые игры;
  • считать объекты в повседневной жизни (например, ступеньки, яблоки, машины и т.д.);
  • учиться считать с помощью палочек Кюизенера, счет, карточек, магнитных цифр или домино.

3.Изучение цветов:

  • сортировать разные предметы (кубики, игрушки, детали конструктора, пуговицы, бусины) по цвету;
  • учить цвета с помощью карточек, цветной бумаги, красок, пластилина;
  • изучать новые слова обращая внимание на цвет предметов;
  • просить ребенка принести предмет определенного цвета.

4.Занятия на внимательность и логику:

  • играть в прятки (можно прятать игрушку или прятаться самому);
  • игры на внимательность (например, «найди ошибку», «чего не хватает», «найди пару», «что лишнее», «сходства и различия», «продолжи ряд», «изучение противоположностей»);
  • угадывать предмет по его тени;
  • сопоставлять картинки (например, «кто что ест», «где чей дом» и т.д.);
  • поиск предметов по одному, двум, трем признакам;
  • отгадывать загадки;
  • обобщать предметы по одному признаку;
  • повторять последовательность действий.

5.Изучение окружающего мира:

  • изучать новые слова из разных тем (например, части тела, животные, птицы, насекомые, понятия дня и ночи, явления природы, продукты, цветы, транспорт, одежда, мебель, семья, город, профессии, приборы, правила дорожного движения, природные материалы и т.д.);
  • классифицировать предметы по общему признаку (вид, цвет, форма и т.д.)
  • учиться ориентироваться в пространстве (понятия: право-лево, верх –вниз, вперед-назад);
  • изучать органы чувств и свойства предметов (вкусы и запахи, холодный и теплый, предметы с разной фактурой);
  • изучать размеры, части и целое (составить картинку из частей, пазлов, пирамидку, предметы друг в друга, найти целое по части, найти недостающую часть).

Творческое развитие

Сюда можно отнести развитие воображения и расширение кругозора.

1.Рисование:

  • учиться рисовать линии, круги и другие фигуры на бумаге, снегу, песке (с помощью красок, мелков, карандашей, пальцев, палочек);
  • обращать внимание на выбор цвета;
  • учиться дорисовывать рисунки и соединять по точкам (например, можно приобрести специальные тетради с заданиями);
  • пробовать оставляем отпечатки (с помощью штампов, рук, губки и т.д.);
  • учиться обрисовывать предметы.

2.Лепка:

  • учиться лепить шарики, катать колбаски, скреплять детали, а также мять материал, сплющивать, отщипывать, делать углубления пальцами и т.д. (для этих целей можно использовать пластилин, тесто, кинетический песок);
  • учиться лепить разные предметы (пирамидка, улитка, цветы, грибы, снеговик, гусеница, колобок, гномик, осьминог, пчелка, ежик), продукты (конфеты, яблоки, крендели, пирожки, пицца), которые затем можно использовать в игре;
  • извлекать игрушки спрятанные в пластилине;
  • лепить пластилин на картон и украшать мелкими предметами;
  • размазывать пластилин по бумаге/картону;
  • оставлять отпечатки на пластилине используя разные предметы (например, игрушки, массажный шарик, вилку, формочки, детали конструктора, специальные скалки и т.д.);
  • учиться резать пластилин ножом, вырезать формочками, втыкать разные предметы.

3.Развитие мелкой моторики:

  • играть в пальчиковые игры (можно с массажным шариком Су-Джок);
  • изучать разные фактурные поверхности;
  • создавать аппликации (например, из цветной, фактурной или самоклеящейся бумаги, природных материалов, крупы, салфеток, пуговиц, геометрических фигур, пластилина);
  • сортировать или пересыпать мелкие предметы;
  • строить домики и башни из кубиков или конструктора;
  • переливать воду из разных емкостей (используя лейку, кувшин, воронку, клизму, пипетку и т.д.);
  • играть с наклейками, липучками, молниями, кнопками, пуговицами;
  • вылавливать из воды ситом или ложкой мелкие предметы;
  • собирать воду с помощью губки;
  • комкать и рвать бумагу;
  • создавать узоры из мелких предметов (камней, фасоли, макарон, палочек и т.д.);
  • подбирать крышки к банкам, закручивать и окручивать их;
  • нанизывать бусины на нитку;
  • играть с прищепками;
  • наматывать нитки на клубок;
  • определять предметы на ощупь;
  • учиться резать бумагу ножницами;
  • разбирать и собирать игрушки из мелких деталей;
  • работать щипцами;
  • чистить вареные яйца, мандарины и т.д.

4.Музыкальные занятия (можно использовать методику Железновых):

  • повторять движения под музыку (руки на плечи, на пояс, на колени, потопать, похлопать, присесть, нога на носок-на пятку, наклониться и т.д.);
  • играть в игры с музыкальными инструментами;
  • прослушивать разные виды музыки (медленная, быстрая, грустная, веселая, спокойная и т.д.);
  • изучать звуки разных инструментов;
  • разучивать и песни;
  • угадывать мелодии.

Физическое развитие

Физические упражнения помогают развить в ребенке силу, ловкость, выносливость и координацию.

  • зарядка включающая в себя такие упражнения, как прыжки, наклоны, перешагивания, приседания, разные способы ходьбы, выпрыгивание из приседа, повороты, ходьба на руках, быстрый и медленный бег, ходьба на носочках, удерживание равновесие, перекаты, ходьба босиком по неровным поверхностям/по линии/наклонной поверхности, также можно научить ребенка подлезать под препятствиями, бегать «паровозиком», водить хоровод, прыгать на фитболе, висеть на турнике и т.д.;
  • гулять больше пешком;
  • играть в подвижные игры (например, игры с мячом, групповые игры, преодоление препятствий, догонялки, разные способы ходьбы)
  • помогать родителям по дому (например, подметать, протирать со стола, собирать игрушки, поливать цветы, убирать со стола, раскладывать приборы, мыть овощи/фрукты/посуду, переносить и подавать предметы, ставить вещи на место, пылесосить и т.д.);
  • посещать спортивные секции (например, бассейн, гимнастику и т.д.).

Рассмотренные выше занятия предназначены для детей от 1 до 3-х лет, в зависимости от сложности и индивидуальных особенностей развития ребенка. Если малыш не заинтересовался каким-либо видом занятий, отложите их и попробуйте снова через некоторое время.

До 3-х лет вполне можно развивать ребенка дома самостоятельно, так как в этом возрасте ребенку очень важен контакт с родителями. После 3-х лет для гармоничного развития ребенку рекомендуется совмещать общение с родителями и социализацию в коллективе (хотя бы 2-3 раза в неделю). Так как в детских садах уже предусмотрены развивающие занятия и физическая активность, то дома стоит обратить внимание только на тех виды дополнительных занятий, которых недостаточно именно вашему малышу.

Очень полезно составлять план занятий с ребенком на неделю. Это поможет не перегружать ребенка, уделить внимание разным видам занятий, не дублировать их, а также учесть возраст, характер, интересы и другие индивидуальные особенности вашего малыша. С детьми более старшего возраста можно устраивать тематические недели.

Все занятия должны проходить в форме игры, не стоит заставлять ребенка делать что-то против его воли. Также старайтесь постоянно подкреплять изученный материал на практике.

Не забывайте искренне хвалить ребенка, когда у него что-то получается.

Давайте возможность малышу выполнять как можно больше заданий самостоятельно, только так он сможет чему-то научиться.

Как заинтересовать ребенка?

Бывает так, что ребенок не хочет заниматься и выполнять задания, тогда его нужно заинтересовать!

Для этого можно использовать следующие приемы:

  • Если ребенок не хочет выполнять задания, начните заниматься сами, делая это с увлеченным видом, можно привлечь в помощники игрушки, со временем ребенок сам к вам присоединится;
  • чем эмоциональнее вы объясняете задания и комментируете все свои действия, тем больше будет интерес у ребенка;
  • связывать занятия с повседневной жизнью, например, изучать фигуры, животных, звуки, предметы во время прогулки или путешествия;
  • привлекать к занятиям игрушки, которые тоже в них участвуют (в этом случае важно обращаться к ребенку именно от лица игрушек);
  • придумывайте сюжет занятий (например, можно обыгрывать сказки);
  • давать призы за выполненные задания;
  • обязательно много и эмоционально хвалить!

Дарим 2500 баллов новым членам клуба Mamsy Family!

Журнал Mamsy

  • Новости
  • Стиль
  • Дизайн
  • Сезонные поделки
  • Кулинарам
  • Советы от Mamsy
  • Mamsy Pink

Получите каталог скидок на лучшие бренды! Это бесплатно! Дата публикации: 15.02.2017 Дети от 1 года активно осваивают возможности своего интеллекта, стремительно развиваются, их действия и движения становятся более осознанными, чем во младенчестве. Это непростой этап развития нервно-психической сферы ребёнка. 

Разнообразие развивающих игр и занятий 

Ребёнок в год старается быть самостоятельным. Он изучает окружающий мир при помощи наблюдений и своих новых способностей.  Годовалые дети нуждаются в помощи родителей, поэтому этот период посвящают их развитию, заострив внимание на развивающих занятиях и играх для детей.  Занятия, стимулирующие раннее развитие годовалых детей отличаются процессом проведения и предназначением.  Некоторые придуманы для развития речи, логики, творчества, двигательных навыков. Другие — помогают привить ребёнку любовь к чистоте, порядку или взаимопомощи.  Занятия, обучающие детей, разделяют на группы: 

  1. Активные развивающие игры. 
  2. Пассивные развивающие игры. 

Активные игры – это полноценные интересные занятия с весёлыми играми, занимающие определённое время.  К пассивным играм, расширяющим представления малыша об окружающем мире, обращаются при занятии бытовыми хлопотами.  Упражнения заключаются в том, чтобы внимание ребёнка привлечь к окружающим предметам на кухне, в ванной или в другом помещении, где определённое время находиться взрослый. 

Активные развивающие игры для детей 1 года 

Категория активных развивающих игр включает полезные и увлекательные занятия, разделяющиеся по предназначению.  Развитие коммуникативной сферы и эмоций для детей 1 года  К занятиям, поддерживающим положительные эмоции малыша и развивающим его воображение, относятся известные народные игры-забавы. 

«Прячьте пальцы!» 

Мама или папа садятся с малышом, берут его ладошку и водят своим пальцем по ней, проговаривая стишок:  На горе стояли зайцы  Прячьте пальцы! После слова «цап», сжимается ладошка малыша. Деток захватывают эти занятия, они стараются поймать палец родителей, чтобы повторить игру. Каждый раз, когда ребёнок ловит палец, родители хвалят его за ловкость. Стих простой и слова легко воспроизводятся детьми. 

«Верни мне, пожалуйста» 

Игра, обучающая детей возвращать предметы и просить. Взрослые садятся напротив малыша и дают ему в руки любимую игрушку. Через время просят её обратно. Игру повторяют несколько раз . В дальнейшем малыш, отдавая игрушку, будет просить её вернуть. При занятии произносят отчетливо слова « пожалуйста » и «спасибо». 

Знакомство с телом 

Знакомить детей с телом необходимо до годика, малыш должен знать и показывать, где находятся глаза, уши, щёчки, руки либо ножки. Родителям следует спрашивать у своего чадо, где находятся те же органы на их теле. Проводят подобные занятия с использованием любимых игрушек, кукол, мишек, зайчиков.  Деток по старше, чётко определяющих местонахождение частей тела, учат не только показывать пальчиком, где глаза, а и произносить правильно слова. В этом возрасте малышу объясняют для чего ему нужны эти части тела, играя в забавную игру

«У меня есть …»

Она заключается в том , что взрослые касаются разных частей тела, проговаривая стишок:  У меня есть глазки, чтобы видеть ,  У меня есть ушки, чтобы слышать.  У меня есть ножки, чтобы ходить,  У меня есть ручки, чтобы ими махать.  У меня один носик, чтобы дышать,  Один язычок, чтобы «здравствуй» сказать .  Есть румяные щёчки, чтобы их щекотать,  А теперь нам пора погулять.  После последней фразы мамы или папы прогуливаются по комнате с малышом. 

Игра о шевелящихся частях тела 

Взрослые садятся напротив малыша и читают стишок, шевеля той частью тела, о которой говорится в произведении:  Я сидел, чтоб было сил,  Ручками я шевелил,  А когда совсем устал,  Строго «Хватит» им сказал .  Не хотят они уняться  И быстрее шевелятся.  Поступлю тогда я так,  Прогоню я шевеляк!  После последней фразы родители машут указательным пальцем и прекращают двигать руками. Далее повторяется игра, но в стихе используют уже другую часть тела, пальчики, ушки, нос, губы, язык. 

Представление об окружающем мире 

С детьми, которым исполнился 1 год, проводят различные занятия, расширяющие представление о цвете, формах, запахах. Для этого используют развивающие игрушки или предметы, находящиеся в доме и на улице.  Прогулка с изучением цветов  Родители берут корзинку или любую ёмкость и кладут в неё какой — то предмет определённого цвета. Обязательно, произнося вслух, что за предмет положен в корзину и какого он цвета. Далее, взяв ребёнка за руку, проходятся по комнате в поисках предметов такой же окраски. Если малыш попытается положить в коробку вещь другой расцветки, ему объясняют, что она не подходит. Когда собрано около 10 изделий, их выкладывают в одну кучку и начинают собирать предметы другого цвета. 

«Пустой-полный» 

Родители берут две коробки, а также небольшую тележку или грузовичок. Один ящик наполняют игрушками, а второй оставляют пустым и рассказывают, где пустая, а где полная коробка. Потом игрушки по очереди складывают в тележку, перевозят к пустой коробке и перекладывают в неё. Малыша поощряют, чтобы он повторял всё и помогал. Когда все игрушки перемещены, ребенку объясняют, где теперь пусто, а где нет. В дальнейшем, родители уже не говорят, а спрашивают у своего чадо, где и какая коробка. 

Забавы, поощряющие творчество 

Занятий, стимулирующих творчество очень много . Любовь к рисованию прививают при помощи цветных мелков или ручки. Рисуя свои первые «каракули», малыш учиться координировать движения глаз и рук.  Игры с музыкальными игрушками (барабаны, дудочки, гитары) приносят не только радость, но и способствуют развитию самосознания. Они развивают координацию, учат слышать и слушать, а также искать связь между произведёнными действиями и их результатом . Музыка помогает эмоциональному и физическому развитию детей.

Развитие двигательных навыков 

Развивают двигательные навыки детям 1 года, играя в мяч, догоняя их либо убегая от них , спуская их с горки, а также с помощью различных акробатических упражнений.  Летом проводят весёлое упражнение на траве. Сначала родители бегают с детьми, потом приостанавливаются и говорят несколько раз фразу: « Вверх до неба, вниз до травки», — и делают соответственные движения руками. Далее кружатся и падают на траву со словами: «А теперь покружись и на травку повались. Бух!».  Игра с одеялом учит ребёнка соблюдать равновесие. Его раскладывают на полу и усаживают сверху малыша. Ребёнку объясняют, что он уезжает в путешествие на поезде и начинают очень осторожно тянуть плед, говоря «чу — чу — чу». 

Развитие навыков самообслуживания 

Навыки самообслуживания прививают, играя с куклами или другими игрушками. По утрам берут куклу и говорят малышу, что она проснулась и хочет умыться. После умывания, её вытирают салфеткой, объясняя, что это полотенце, принадлежащее кукле, а у малыша есть своё , как у мамы и папы. Игрушку берут завтракать, после еды вытирают ей лицо и руки. Куклу сажают на горшочек и предлагают детям сесть с ней. Родители куклу расчёсывают, делают вид, что чистят ей уши, срезают ногти. После подобных действий, игрушка радуется и благодарит за уход. Так , малыши научатся ухаживать за собой и будут спокойно реагировать на гигиенические процедуры. 

Полезные игры и занятия 

Множество полезных занятий включают игры, развивающие мелкую моторику и речь.  Мелкую моторику развивают при помощи лепки, рисования, пальчиковых игр, разнообразных мелких предметов. Наиболее простыми играми являются ладушки, рисование на песке, разрывание бумаги, перелистывание страниц в книгах, перебирание бус либо крупы.  Родители, в какие бы игры не играли, должны общаться с детьми, произнося вслух названия окружающих вещей и различных действий.  Не стоит расстраиваться, если дети отказываются учиться, их нельзя заставлять упражняться, навязывая те или иные игры. Заученные игры не привлекают деток, поэтому не стоит проводить цикл одних и тех же упражнений, их нужно постоянно чередовать. Важно во время упражнений наблюдать, не скучно ли деткам, и если у них заметно пропал интерес, то следует перейти к другим обучающим играм. Похожие посты Оставить комментарий

Популярные акции на Mamsy

Посмотреть все акции Mamsy >

  • Giulia Rossi & F. Frantelli — Эстетика элегантности Женская одежда и аксессуары Скидки до -80%
  • Alexander Bogdanov — Доступная мода Дизайнерская одежда по доступной цене Скидки до -75%
  • Zarina — Must-have сезона! Ваш неповторимый стиль Скидки до -85%
  • befree — Свобода быть собой Ультрамодная молодежная одежда Скидки до -80%
  • Vitacci — Модные акценты Коллекция обуви и аксессуаров Скидки до -65%

Посмотреть все акции Mamsy

Популярные посты

Давайте дружить

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: ВКонтакте FaceBook instagram Одноклассники

Ребёнок в возрасте от 1 года до трёх лет относится к категории детей раннего возраста. В этот период происходит активное формирование всех органов и систем. Но наряду с быстрыми темпами физического созревания интенсивно совершенствуется психоэмоциональное развитие малышей. Для того чтобы маленький человек успешно овладел речью, предметной и игровой деятельностью, ловкостью движений, азами творчества и креативного мышления недостаточно просто соблюдать правильный режим дня и обеспечивать полноценное питание. Для детей являются необходимыми дополнительные развивающие занятия.

Для детей 1-го года самой главное – игра

Конечно же, можно подыскать наиболее подходящую студию, осуществляющую специализированные занятия с ребёнком раннего возраста. А можно самостоятельно составить комплекс упражнений и проводить тренировки в домашних условиях.

Направления развития детей от года до 3 лет

Основные виды упражнений для проведения занятий с маленьким ребёнком

Занятия с ребёнком 1 год направлены на возможность передачи информации в игровой форме. Очень важно заинтересовать детей на вовлечение в процесс познавательной деятельности. Если малышу предлагаемые игры покажутся не интересными, то никакой концентрации внимания мама не дождётся. В качестве реквизитов можно использовать любые подручные материалы: яркие варежки, цветные картинки, мягкие игрушки, пластиковую посуду.

Развивающие игрушки Монтессори
  1. «Я называю – а ты ищешь». Ребёнок первого года жизни, хоть уже и произносит отдельные слова, но ещё не обладает достаточными навыками речи, чтобы вести полноценный диалог. Поэтому родителям необходимо стимулировать детей к активному произнесению звуков. Игра когда малыш должен показать названный мамой предмет помогает не только совершенствовать образное мышление, но и развивать речевой аппарат. Потому что ребёнок будет стараться не просто найти нужную вещь, а ещё и повторить за взрослым её название.
  2. Пальчиковая гимнастика. Чем лучше развита мелкая моторика рук, тем быстрее совершенствуются память, речь и мышление. Массаж кистей рук, лепка из солёного теста, игры-шнуровки прекрасно подойдут для маленьких детей. Целесообразнее найти забавные стихи для занятий. Так ребёночек охотнее вовлечётся в процесс. Вместе мы построим дом (руки сложить «домиком» и поднять над головой). Пусть окошки будут в нём (образовать кружочки из пальчиков). И ещё чтоб дверь была (кисти образовывают прямоугольник). И сосна чтобы росла (руки поднять вверх, пальчики «растопырить»). А вокруг забор стоял (передвигаем ладошки по воображаемой стене). Пёс ворота охранял (руки «в замок»). А потом чтоб дождь пошёл (пальчики «барабанят» по телу). И цветок в саду расцвёл (соединить ладошки вместе и имитировать раскрытие бутона).
    Пальчиковые игры в рисунках
  3. Занятия с детьми на развитие движений. Несомненно, рано или поздно инстинкты возьмут своё, и малыш научится ползать, ходить, бегать и прыгать. Но если мама окажет помощь, то все процессы будут протекать гораздо стремительнее. Просим малыша приседать, подниматься по лестнице, перешагивать препятствия, догонять мяч.
  4. Танцы. Для таких занятий с детьми лучше подобрать такие песенки, в которых поётся о совершении каких-либо действий. Например, «руку правую вперёд, а потом её назад…» и так далее. Мама производит движение, ребёнок повторяет. Такая танцевально-игровая форма занятий помогает улучшать координацию движений, формировать пространственное восприятие окружающего мира и проводить ассоциации между действиями и названиями.
    Танцы для маленьких развивают координацию движений
  5. Ролевые игры для детей – незаменимые помощники в совершенствовании способностей. Исполнить роль мамы и уложить игрушку спать, представить себя водителем и починить машинку, полечить книжку, помыть посудку, постирать одежду для куклы – всё, что только даст безграничный полёт фантазии. Ребёнку намного проще и легче познавать окружающий мир, если рядом с ним находятся заботливые и любящие родители, помогающие ему и направляющие в нужном течении.
  6. Игры на соотношение форм, цветов и размеров предметов. Детей нужно научить не только распознавать внешние характеристики объектов, но и распределять их по группам в соответствии с заданными параметрами. Родители предлагают ребёнку сложить в коробку сначала самые большие предметы, затем совсем маленькие, потом твёрдые – мягкие, после круглые – квадратные – треугольные, и в завершение оперируются объекты по цветовому параметру.
  1. Развивающие занятия с детьми на улице. Не стоит забывать об оптимальном совмещении приятного с полезным. Во время прогулки на свежем воздухе можно проводить множество упражнений по совершенствованию различных навыков и умений. На улице легко найти объекты для наблюдения, подражания и рассматривания вместе с детьми. А заодно обучит ребёнка бережному отношению к природе вдвойне полезно.
Ролевые игры дети играют с 2 лет

Родителям следует знать, что все игры проводятся с обязательным комментированием процесса. Мама должна рассказывать малышу что сейчас происходит и зачем это делается.

Важно не просто обеспечить сенсорное восприятие, но и провести речевую ассоциацию. Например, если ребёнок держит в руках мягкий предмет, то целесообразно сообщить об этом. Таким образом, развивающие занятия пройдут с максимальной пользой для детей.

Меры предосторожности по организации игровой деятельности

Нельзя забывать о правилах безопасности. Все используемые для игр предметы не должны иметь острых углов, мелких деталей, токсических веществ в составе. Лучше, если это будут специализированные игрушки для детей.

Рисование развивает воображение и моторику

Также место для игр должно отвечать основным требованиям:

  • удалённость от проводов и источника электропитания;
  • отсутствие стеклянных дверей, угловых столешниц, колющих и режущих предметов;
  • ровная поверхность для передвижения.

Если мама может утвердительно ответить на ряд вопросов, то значит организация игровой деятельности прошла максимально безопасно. Представляет ли вещь угрозу для ребёнка? Могу ли я спокойно оставить малыша с данной вещью один на один? Существует ли возможность покинуть комнату на непродолжительный период времени без опасений за состояние здоровья ребёнка?

Тесты для детей 2-3 лет

То, каким будет будущее детей, во многом зависит от родителей.

И начинать строить путь в светлую жизнь для своего ребёнка следует здесь и сейчас. Мама – это не просто обретение женского счастья, ещё это – долгий и утомительный труд, огромный запас терпения и море вложенных сил. Но в тот момент, когда придёт время пожинать плоды своих стараний, радуясь значимым успехам своего чада, ни одна мама не вспомнит о потраченном времени и бессонных ночах.

Подписывайся Detki.guru в Telegram Рейтинг: image Содержание статьи:

Каждая мама хочет самого лучшего для своего ребенка. Чтобы он рос и развивался наравне со сверстниками, а лучше – опережал их по всем параметрам. И многие родители согласны приложить для этого максимум усилий.

В этом случае лучшим помощником станет комплекс развивающих занятий для детей в 1, 2или 3 года, который целесообразно проводить как здоровым деткам, так и отстающим в развитии. Какие бывают упражнения, как проводить подобные игры с маленьким чудом – мы разузнаем обо всем.

Развитие речи

Психологи считают речь одной из отправных точек в развитии маленького человечка. Развивая речь малыша, вы стимулируете развитие практически всех частей мозга, что способствует высокому интеллектуальному росту крохи. Занятия, развивающие речь, для детей 2-3 лет можно проводить где угодно – дома, в маршрутке, на улице, в парке. Мы перечислим лишь некоторые из них:

image

  • Описание предметов. Описывайте предметы, которые находятся вокруг вас – деревья, камни на дороге, шкаф в комнате. Попросите малыша делать то же самое – важно добиться от него присвоения определенным вещам соответствующих прилагательных. Дерево – высокое, камень – серый, шкаф – большой.
  • Песенки и потешки. Детвора любит музыку и веселые песни. Если вы будете подпевать аудиозаписи, ребенок со временем начнет делать это вместе с вами. Тоже касается веселых стишков – потешек.
  • Обсуждение сюжета. Прочитав любимую историю, обсудите с малышом персонажей, что они делали, почему, к каким результатам это привело.
  • Вопросы. Важно, чтобы вы в полной мере отвечали на вопросы малыша, объясняя простые и сложные вещи и явления на доступном ему уровне. Не забывайте и сами задавать вопросы непоседе. Какого цвета дерево, шкаф большой или маленький, где можно найти камни?
  • Речевое дыхание. Вы можете выдать предложение на одном дыхании, не теряя мысли. Крошка – нет. Для того чтобы развить такой тип дыхания у крохи, можно задувать свечи, летом – пускать мыльные пузыри на улице, играть на дудочке дома.
  • Речевые игры. Простая игра в слова-антонимы, «закончи предложение» не только тренируют произношение слов и звуков, но и учат мозг малыша связывать различные понятия. Черное – белое, большое – маленькое. Наша собака обычно спит… у двери, на деревьях растет… много листочков.

Развитие логики и внимания

Многие педагоги и психологи рекомендуют еще до детского сада проводить с детьми занятия, развивающие логику, внимание и мышление. Это помогает ребенку учиться устанавливать причинно-следственные связи, концентрировать внимание, делать логические выводы и умозаключения, основываясь на известной информации и собственном опыте. Вот несколько примеров таких игр:

  • Поиски. Неважно, что и где вы будете искать – главное, чтобы предмет был знаком малышу. Можно выглянуть в окошко, попросив кроху показать на стоянке красную машину, разложить игрушки по полу в квартире и предложить ребенку найти его любимую. Со временем усложните игру – пусть отыщет все твердые или все мягкие игрушки, красный шарик, зеленый фломастер, большую коробку.
  • Флора и фауна. Расширяйте познания малыша в вопросах животных. Рассматривайте на картинке или в зоопарке новых, пусть малыш запомнит, как называют их детенышей. Расскажите малышу о птицах, какие зимуют у нас, какие улетают в теплые края, как называются их птенцы. На прогулке по парку называйте деревья, которые там растут, расскажите, почему у одних осенью желтеют листья, а другие растения вечнозеленые.

image

  • Погода и времена года. Это упражнение немаловажно для логического мышления. Если вы регулярно будете объяснять погодные явления и рассказывать о временах года, у малыша сформируются логические цепочки на подобии «на улице мокро, потому что был дождь, дожди идут часто, потому что осень».
  • Продукты питания. Разложите перед крохой разные продукты питания. Для начала расскажите, что банан, апельсин и яблоко – это фрукты, картофель и кабачок – овощи. Со временем предложите крохе самостоятельно сортировать продукты по общим признакам. Используйте происхождение, схожесть форм и цвета.
  • Цвета и формы. Очень важно, чтобы кроха к 3 годам отличал круг от треугольника и квадрата, ориентировался в базовых цветах. В помощь вам придут разные по цвету и размеру вырезанные из картона или бумаги геометрические фигуры. Познакомьте с ними кроху, а затем предложите объединить по общим характеристикам.
  • Счет. Начинать с цифр – неправильный подход. Учите крошку считать пальцы на руках, ступеньки, деревья перед домом, машинки на полу. Со временем, кроха освоит счет хотя бы до 5, тогда предложите ему назвать свой возраст. Выучил? Предложите ему сказать, сколько ему исполнится лет – так вы начнете закладывать понятие устного счета.

image

Развитие мелкой моторики

Педагоги и логопеды не зря делают акцент на мелкой моторике детишек – она напрямую связана с центром речи в коре головного мозга ребенка. Развивать мелкую моторику в таком возрасте отлично помогают:

  • Пальчиковая гимнастика для детей 1-3 лет;
  • Лепка из пластилина;
  • Рисование пальчиковыми красками;
  • Лепка из теста;
  • Тактильные упражнения.

image

Из занятий, развивающих тактильную чувствительность детей, многое можно делать в домашней обстановке с мамой:

  1. Определение текстуры. Пусть ребенок трогает разные предметы и называет, какие они на ощупь. Твердые, мягкие, гладкие, шершавые, холодные, теплые. Помимо развития ощущений, еще и речь подтянете.
  2. Определение формы. Кубики квадратные, мячик круглый, пирамидка треугольная – малыш должен научиться отличать форму предметов на ощупь.
  3. Определение размера. Большое – маленькое, крупное – мелкое. Для таких тренировок подойдет все – камушки, крупы, макароны. Малец должен различать размер объекта не только визуально, но и на ощупь.

image

Развивающие занятия для детей с ОВЗ

Не все малыши развиваются согласно графику. Есть вообще отдельная категория ребят – это детки с ограниченными возможностями здоровья. Таким крохам нужно особенное внимание и свой подход. Дело в том, что развивающие занятия для детей с ОВЗ несут в себе не только информативный, но и коррекционныйхарактер. Занимаясь с такими детьми, важно учитывать некоторые аспекты их восприятия:

  • Такие малыши чувствуют свою неполноценность только тогда, когда им на это указывают. Не подбирайте те игры, с которыми ребенок заведомо не сможет справиться.
  • Дети с ОВЗ обычно более замкнутые, чем их здоровые товарищи, все занятия должны проходить в игровой форме и без давления со стороны старших.
  • Внимательно следите за крохой в течение игры, возможно, в некоторых моментах крошке будет сложно, но он не сможет вам этого сказать. Важно вовремя сориентироваться и упростить задачу для ребенка.

Современные производители создали массу игр и игровых наборов, направленных на развитие именно таких деток. Однако важно заниматься с ними и обычными играми – ребенок будет чувствовать себя вполне нормальным, если вы проведете с ним занятие так, будто он абсолютно полноценен.

image

Полезные советы

  • Детки в возрасте 2-3 лет наполнены энергией и непоседливы. Не стоит ожидать, что они уделят внимание одному занятию больше, чем 4-5 минут.
  • Максимально используйте в занятиях игровой момент – сейчас это самая действенная форма восприятия новой информации для ребенка.
  • Помните – до 4 лет у каждой крохи своя программа развития, какие-то навыки и понятия ребенок освоит раньше сверстников, какие-то – позже.
  • Не поленитесь сверить умения своего чада с общепринятыми понятиями того, что должен уметь ребенок в 2 года. Так вы сможете скорректировать ваши занятия и заполнить недостающие пробелы в навыках и знаниях малыша.

На этом видео наглядно показан пример развивающих занятий по Монтессори в домашних условиях.

В этом ролике демонстрируют примеры занятий для развития маленького непоседы.

Развитие ребенка – важный момент в его жизни и воспитании. От того, насколько часто и продуктивно вы будете играть в приведенные игры с вашей крохой, зависят его успехи в садике, а потом и в школе. Уделите этому вопросу достаточно внимания, и малыш с легкостью преодолеет все последующие трудности в обучении!

Возможно, вам следует познакомится с методиками раннего развития, такими как: методика Домана или методика Зайцева, методика Монтессори или методика Никитиных.

А вы играете в развивающие игры с вашим малышом? У ребенка есть любимая игра? Если у вас есть идеи для интересных и полезных игр – поделитесь ими с нами в комментариях!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий