Логопедический массаж – массаж языка

Логопедический массаж — это одна из самых эффективных техник, которые способствуют нормализации и корректировки дефектов речи, а также отображения эмоций детьми и взрослыми, у которых диагностировали разного рода речевые нарушения. Массаж помогает как на первых стадиях, когда речевой дефект еще не запущен, так и на тех, когда речевое нарушение уже стало частью психического состояния человека.

Массаж лица и тела рекомендуют проводить на всех шагах поэтапной коррекции, но наибольшее влияние он оказывает именно на начальных стадиях курса.

Чаще всего массаж — это важное условие для увеличения эффективного логопедического воздействия. Поэтому, перед проведением процедуры массажист обязан обратить пристальное внимание на мышцы периферического речевого аппарата. Чтобы активизировать речь и снять напряжение с мышц — проводят массаж отдельных частей тела, начиная от стоп и заканчивая языком и точечным воздействием. Плюсами от проведения процедуры будет успокоение мышечного тонуса, а также увеличение объема и амплитуды артикуляции.

Логопедический массаж нужен малышам с различными речевыми расстройствами, он помогает активировать речь и при этом скорректировать речевые дефекты. В зависимости от особенностей малыша, общих медицинских показаний и результатов диагностики, эффективность процедуры может быть различной.

Количество процедур для нужного курса массажа определяется логопедом-дефектологом еще на первой консультации, после проведенного осмотра и первичной диагностики.

В «Буду говорить» логопедический массаж проводят исключительно после осмотра и глубокой диагностики речевого аппарата ребёнка. При правильном выполнении массажной техники в мышечной и нервной тканях начинают происходить изменения в более благоприятную сторону, снимается спазм, клетки насыщаются кислородом из-за притока крови.

Правильный результат после прохождения курса — это улучшение подвижности мышц речевого аппарата, нормализация тонуса мышц, при этом идет коррекция судорог, гиперкинезов, и иных патологий.

При этом увеличивается аплитуда артикуляции, вырабатывается координация, развивается мышечная память.

В «Буду говорить» процедуру проводят компетентные специалисты с медицинским образованием. В среднем, курс длиться 2-3 недели, после чего делают перерыв на 2 месяца, и при необходимости повторяют курс после этого периода. Обыкновенно, хватает всего 5-10 сеансов, чтобы увидеть значительное улучшение и дать определённый трамплин для других занятий с логопедом.

автор: Карлина Наталья Анатольевна

учитель-логопед МАОУ «СОШ №4 «ДО «Светлячок» Мастер-класс

«Логопедический самомассаж»

План-конспект мастер-класса

«Логопедический самомассаж»

                                                                             Карлина Наталья Анатольевна

                                                   учитель-логопед

                                                                                        МАОУ «СОШ №4 ДО «Светлячок»

                                      г. Чудово

Доброе утро, коллеги! Меня зовут Карлина Наталья Анатольевна. Я работаю учителем-логопедом в детском саду города Чудово.

Я хочу поделиться с вами своим небольшим опытом  в работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения.

Остановиться более подробно, я бы хотела на применении логопедического самомассажа.

В своей работе применяю методики самомассажа Османовой Г.А., Поздняковой Л.А., которые опирались на опыт ведущих специалистов – Е.Ф. Архиповой, Е.А. Дьяковой, Л.В. Лопатиной, а также методики Крипенчук О.И. и Воробьевой Т.А.

В последние десятилетия возросло число детей, рождающихся с тяжелыми моторными и речевыми нарушениями. Ранняя коррекция отклонений в психомоторном и речевом развитии детей – одна из актуальных проблем современной логопедии. В комплексной логопедической работе применяются различные виды массажа (слайд 2):

— логопедический массаж мимической, артикуляционной мускулатуры;

— точечный;

— массаж с использованием механических приспособлений (зондов, шпателей и др.)

— самомассаж

Логопедический массаж — это активный метод механического воздействия в тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. Показания – нарушения тонуса мышц при дизартриях, ринолалиях, заикании; особенно «упорные» случаи (без динамики). Логопедический массаж требует определенных знаний, навыков и умений, необходимо иметь разрешение (диплом, сертификат) на данную деятельность. В крупных городах, речевых центрах, конечно, есть такие специалисты, а вот в детских садах, к сожалению почти нет. (слайд 3)

Так как я пока не имею разрешения на массаж, то его не провожу, а вот  применение самомассажа в своей практике я осуществляю.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств.                                                                                                                        А так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. (слайд 4) Самое главное приемам самомассажа можно научить родителей и они дома продолжат работу со своими детьми.

Цель логопедического самомассажа — стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры. (слайд 5)

Техника массажа состоит из множества отдельных приемов, которые можно свести к основным видам (слайд 6)

  1. Поглаживание                                                                                                                                             
  2.   Растирание,
  3. Разминание                                                                                                                                                             
  4. Вибрация
  5. Ударные приемы.

 — Для снижения тонуса мышц – основные движения поглаживание, растирание, движения выполняются в медленном темпе.                                                                                                                       

 — Для активизации работы мышц – основные движения растирание, разминание, движения выполняются в быстром темпе.

Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях детского сада. Самомассаж, наряду с артикуляционной гимнастикой, может быть включен в совместную деятельность логопеда и дошкольников.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста составляет 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 3-4 раза. Необходимо обратить внимание на соблюдение гигиенических правил: перед проведением самомассажа ребенок должен вымыть руки и лицо.

Дети выполняют приемы самомассажа под руководством логопеда. Обучая детей  самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа. Дети выполняют массажные приемы самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него.

Выполнение самомассажа не возможно, если у ребенка (слайд 8):

Кожные заболевания;

Инфекционные заболевания;

Стоматологические вмешательства (удаление, лечение зуба), стоматит.

С детьми на кружке и во время занятий мы проводим различные приемы самомассажа рук, лица и шеи, спины

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то и задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия.                                        

Выполняя самомассаж рук мы используем: мячи(каучуковые, колючие, рифленые, соксы – вязанные и набитые пластмассовыми пульками); пробки от пластиковых бутылок, кистевые эспандеры, бельевые прищепки, коврики «Травка», сухие бассейны (с фасолью, горохом), карандаши, счетные палочки. (слайд 9)

Игровой самомассаж рук для активизации речи и мышления,  развития мелкой моторики и повышения иммунитета с использованием коврика «Травка»  (слайд 10)                                

1, 2, 3, 4, 5!

По травке будем мы шагать!

По травке будем мы шагать!

Свои ручки развивать!                                                                                                                   

 Пальчики потопали,            

Потопали, потопали!      

Ладошками похлопали,

Похлопали, похлопали! И т.д.

Массаж подушечек пальцев рук (слайд 11)

Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание подушечки одного пальца.

Массаж фаланг пальцев. При выполнении на каждый ударный слог осуществляется разминание фаланги одного пальца (на каждую строку – разминание одного пальца). Направление движений от ногтевой фаланги к основанию пальца.

Самомассаж «Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. (смена рук)

Самомассаж «Щелчки»

Поднял ушки бурундук. (начинаем с мизинца)

Он в лесу услышал звук:

  • Это что за громкий стук,
  • Тук да тук, тук да тук?
  • А пойдем, — сказал барсук,-
  • Сам увидишь этот трюк: (смена рук)

Это дятел сел на сук,

И без крыльев, и без рук

Ищет он, где спрятан жук, —

Вот и слышен перестук!

Интересен детям самомассаж с прищепками. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно.                    (Слайд 12)

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

— Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!»

Так же мы проводим самомассажи с мячами. (слайд 13)

Упражнение «Китайские шары». Ребенку дается по паре каучуковых мячиков (или грецких орехов). Он кладет их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого.

С мячом «Ежиком»

Упражнения с небольшим мячом совмещают в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложных слов.

Упражнение «Фокусник»

За рукой и под рукой,

Из-под кисти – на покой.

Над рукою он кружит,

От нее теперь бежит.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

Из-за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри,

По руке качу – смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет.

Дружит мяч с моей рукой –

Вот я фокусник какой!

Массаж Су-Джок шарами и с использованием  пружинок. (слайд 14-17)

После выполнения массажа рук мы переходим к самомассажу лица. Сейчас в литературе имеются подборки массажа по различным темам, что удобно в работе.

Сначала с ребятишками мы разучиваем отдельные упражнения для мышц головы, шеи лица, а потом переходим к комплексному упражнению.

«Кто где спит»  самомассаж к проекту «Мебель»

На кроватке спит Андрюшка, (погладить лоб обеими руками от середины к вискам)

Рядом спят в шкафу игрушки. («очки» вокруг глаз)

В кресле спит, (погладить щеки по направлению от носа к ушам)

Свернувшись, кошка, (растереть щеки по кругу)

А под стулом у окошка (погладить верхнюю, а затем нижнюю губу от центра к углам)

Пес Барбос лежит, не спит – (обхватить подбородок указательными и большими пальцами («щипцы») и погладить от центра к ушам)

Дом он ночью сторожит. (погладить лицо)

После самомассажа лица можно выполнить массаж общескелетной мускулатуры. Дети выполняют движения на спине друг друга.

«Жирафенок»

Жирафенок у жирафа (погладить спину от плеч вниз)

Стал намного выше шкафа. (растереть спину круговыми движениями – нарисовать большие круги)

Сесть не может у стола, (растереть спину горизонтальными спиралевидными движениями, исключая область позвоночника)

И кровать ему мала, (пощипать спину)

Полки головой задел … (растереть сначала правую, а затем левую половину спины ребрами ладоней (противоходом)

Видно много каши ел! (погладить спину сверху вниз).

Вы наверное уже устали? Предлагаю вам простимулировать деятельность головного мозга, ведь так часто мы устаем и даже думать ни о чем не хотим. Мы с вами выполним массаж носа!!! Нос – это важнейшая рефлектроная зона лица. Он связан с желудком, толстой и тонкой кишкой, нервной системой. Массируют нос с целью стимуляции деятельности головного мозга.

Мы на носик нажимаем

Вправо-влево наклоняем

Кончик носа поднимаем

Кончик носа опускаем

И как часики вращаем (по часовой стрелке 1-2 минуты)

А теперь возьмем в руки карандаши проделаем интересные упражнения с ним.

Упражнение «Ладошки»

  1. перемещать ладони вперед-назад передвигая карандаш только мягкими частями ладоней – ладони вертикально;
  2. перемещать ладони вперед-назад передвигая карандаш только мягкими частями ладоней – ладони горизонтально, правая сверху;
  3. перемещать ладони вперед-назад передвигая карандаш только мягкими частями ладоней – ладони горизонтально, левая сверху.

Упражнение «Пальчики»

  1. перемещать ладони вперед-назад передвигая карандаш только пальцами рук –     ладони вертикально;
  2. перемещать ладони вперед-назад передвигая карандаш только пальцами рук –     ладони горизонтально, правая сверху;
  3. перемещать ладони вперед-назад передвигая карандаш только пальцами рук –     ладони горизонтально, левая сверху.

Упражнения «Винтики»

Карандаш следует держать подушечками большого и указательного пальцев, держать вертикально, делать перетирающие движения, пальцы менять.

Упражнение «Пружинки»

Карандаш держать как в предыдущем упражнении, сжимать пружинящими движениями

Упражнение «Лесенка»

Зажать карандаш между ладонью и основанием большого пальца, перехватить другой рукой поочередно.

Упражнение «Насос»

Зажать карандаш всеми пальцами вертикально, большим пальцем надавливать на конец карандаша сверху, а другой рукой снизу подталкивать назад вверх.

Упражнение «Кнопочки»

Положение карандаша как в упражнении «Насос»

Подушечкой большого пальца нажимать по очереди на ноготь каждого пальца как на кнопки, отводя после каждого нажима большой палец в сторону до упора.

Упражнение «Качели»

Зажать карандаш в горизонтальном положении четырьмя пальцами (указательный и мизинец сверху), попеременно нажимать на карандаш то указательным, то мизинцем (ладонь на столе)

Упражнение «Крылья»

— (положение карандаша как в упражнении «Качели») сжимать и разжимать ладонь, не отпуская карандаш

Комплекс самомассажа и пальчиковых упражнений с ребристыми карандашом позволяет учиться, играя, вызывает положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности, развивает эластичность мышц и повышает подвижность суставов, развивает координацию движений, активизирует все жизненные силы организма.

Использованная литература

  1. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений/ Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. – СПБ.: КАРО, 2013. –
  2. Логопедические игры с мячом для детй 4-6 лет/ Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПБ.: Издательский Дом «Литера», 2009.
  3. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. О.И. Крупенчук. – СПБ.: Издательский Дом «Литера», 2010.
  4. Исправляем произношение: Комплексная коррекция артикуляционных расстройств. О.И. Крупенчук, А. Воробьева, – СПБ.: Издательский Дом «Литера», 2013.
  5. Превращение ладошки: Играем и развиваем мелкую моторику/ Г.А. Османова. – СПБ.: КАРО, 2013

«Логопедический самомассаж»

Во время моих логопедических занятий я применяю логопедический массаж, а точнее учу приемам массажа и самомассажа, так как занятия часто происходят дистанционно.

В этой короткой статье я собрала обобщающую информацию о массаже, которая поможет вам лучше понять, что мы делаем и чего хотим достичь во время логопедических уроков.

Логопедический массаж применяется для коррекции речевых нарушений, чаще всего в детском возрасте. Используется и для взрослых людей, имеющих сложные нарушения речи, для восстановления произношения в ситуациях, когда человеку приходится заново учиться говорить.

Регулярный массаж помогает избавиться от многих нарушений речевого аппарата: восстановить потерянный голос, излечить от заикания, скорректировать произношение и даже наладить слюноотделение. Перед тем как начать курс логопедического массажа лучше проконсультироваться с логопедом, который выявит нарушения, вызвавшие речевую патологию, и назначит нужный вид массажа.

Серьезные последствия речевых нарушений

Не все родители серьезно воспринимают задержку речевого развития у ребенка. Обычно в 2-3 года большинство детей уже осваивают речь. Если соответствия возрастным нормам нет (моя статья о норме речевого развития у детей с двуязычие и многоязычием), следует обратиться за помощью к логопеду, иначе в будущем у ребенка возникнут сложности с учебой в школе, в общении с людьми, характер станет замкнутым, возникнет комплекс неполноценности.

Как один из самых эффективных методов для речевой коррекции наряду с логопедическими занятиями, упражнениями и дыхательной гимнастикой рекомендуется логопедический массаж — механическое воздействие на неразвитые мышцы, отвечающие за артикуляцию речи, повышение их эластичности и работоспособности.

При каких заболеваниях делать логопедический массаж:

  • врожденные, приобретённые дефекты речи (алалия, дизартрия, дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и другие);
  • слабость артикуляционных мышц;
  • заикание;
  • фонастения (нарушение голоса или его частичная потеря);
  • дизартрия (нарушение произношения);
  • гипотонус или гипертонус лицевых мышц;
  • детский церебральный паралич.

Главные задачи логомассажа:

  • разработать произношение;
  • улучшить звучность голоса и работу связок;
  • научить правильно дышать при разговоре;
  • увеличить моторику артикуляционных мышц.

Лечебно-профилактические свойства логомассажа:

  • приводит в норму тонус мышц речевого аппарата;
  • снижает усиленное слюноотделение;
  • улучшает состояние голоса, речевого дыхания;
  • развивает речь при задержке развития. Каких результатов поможет добиться логопедический массаж:
  • исправить нечеткое произношение; • улучшить звучность голоса и работу связок;
  • нормализовать речевое дыхание при разговоре;
  • привести артикуляционный аппарат в норму.

Виды логопедического массажа:

  1. Классический (ручной, традиционный) массаж – ручные разминания, поглаживания, растирания и вибрации.
  2. Точечный массаж – активизирует биологически активные точки.
  3. Аппаратный массаж – с использованием вибромассажера и вакуумных приборов.
  4. Зондовый массаж – проводится в ротовой полости с помощью специальных зондов.
  5. Самомассаж – упражнения, рекомендованные логопедом, выполняется самостоятельно.

Важно знать! Логопедический массаж лучше доверить профессионалу, который знает физиологию мышц и квалифицированно владеет техникой данного маcсажа. Приемам самомассажа лучше обучаться под руководством опытного специалиста. Я не советую самостоятельно прибегать к массажу после просмотра многочисленных видео в интернете.

Наиболее популярные методики логопедического массажа:

Методика А. Дьяковой – самая эффективная на сегодняшний день авторская методика, с разработанной автором последовательности проведения массажных движений и приемов, которая положена в основу учебников для медицинских вузов.

Методика Е. Архиповой – система массажа языка, предназначенная, прежде всего, для детей с детским церебральным параличом.

Методика Е. Новиковой, создавшей специальный вид массажа с помощью разработанных автором специальных зондов.

Методика О. Крупенчук, разработавшей игровую форму логопедического массажа ложками.

Техника упражнений

Проведение логомассажа сосредоточено в основном на мышцах речевого аппарата (язык, губы, щеки, мягкое нёбо). В ряде методик рекомендуется подключать зоны плеч, шеи, головы. Силу воздействия рук или аппаратуры корректируют в зависимости от поставленной цели. Чтобы расслабить артикуляционные мышцы применяют легкое поглаживание. Укрепить и активизировать мышечный тонус помогут более сильные и частые движения.

Особенности логопедического массажа

При определенных заболеваниях логомассаж рекомендуют проводить уже с возраста 2-3 месяца в профилактических целях. Продолжительность сеанса зависит от возраста ребенка: до 2-х лет – не более двух-трех минут, для детей старшего возраста – пять-двадцать минут. Оптимальный курс массажа – от десяти до двадцати сеансов (зависит от состояния ребенка). Перерыв между курсами – от трех месяцев. Регулярность повторения курса – два-три раза в год.

Противопоказания для логомассажа:

  • острые воспалительные процессы;
  • инфекционные, грибковые заболевания кожи;
  • грибковые или аллергические болезни кожи;
  • поражения слизистых ротовой полости;
  • высыпания герпеса на губах;
  • фурункулез;
  • конъюнктивит;
  • заболевания ротовой полости: гингивит, стоматит;
  • кровотечения из носа;
  • разные формы аллергических реакций: диатезы, крапивница и другие;
  • отек Квинке;
  • увеличение лимфоузлов;
  • эпилепсия;
  • онкология.

Надеюсь, статья оказалась полезной.

image image 26 апреля 2019 10:04:29 Просмотров: 7539 Что же такое логопедический массаж, и всем ли он нужен? Прежде чем назначать массаж, логопед или невролог проводит обследование подвижности артикуляторных органов. Также проверяют наличие противопоказаний к проведению логомассажа.         Противопоказания к проведению логопедического массажа •    наличие судорог, судорожной готовности в анамнезе; •    эпилепсия; •    лихорадочное состояние; •    острые воспалительные процессы; •    носовые кровотечения и склонность к ним; •    конъюнктивиты (воспаления соединительной оболочки глаз); •    различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии); •    диатезы и другие аллергические реакции; •    стоматиты или другие инфекции полости рта; •    герпес на губах; •    увеличение лимфатических узлов; •    тошнота, рвота; •    ОРВИ; •    чрезмерная физическая или психическая усталость. Родители, будьте бдительны! Логопедический массаж – дело добровольное Массаж как волшебная кнопка Всегда есть соблазн поиска волшебной кнопки, при нажатии на которую у детей пропадут все проблемы с речью (а ещё хорошо бы и с поведением, и со здоровьем!). Логопедический массаж может оказать хорошую помощь, но это всего лишь один из инструментов, срабатывающий при правильном применении, и не соло, а в комплексе с другими методами развития речи. Ведь в том, что речь ребёнка малопонятна, виновато не только нарушение подвижности артикуляторных органов. Одновременно с этим может наблюдаться недоразвитие фонематического слуха, нарушения слоговой структуры слова и грамматического строя речи. Поэтому так важен системный подход к коррекции общего и речевого развития. Если ребёнку назначили логопедический массаж Теперь вы знаете, что такое логопедический массаж, зачем и кому он нужен. В следующей статье вы узнаете о видах массажа и как его делать ребёнку самостоятельно. ← Физкультурный праздник для детей средних групп (4-5 лет) с участием родителей «Слава Армии любимой! Слава Армии родной!»  |  Су-джок-терапия – помощь для дефектолога →

Ни для кого не секрет, что больных детей сейчас становится все больше и больше. Не говоря о детях с церебральным параличом, в поликлиники поступают малыши с тяжелыми речевыми нарушениями, такими как моторная алалия, дизартрия, ринофония, заикание. Виной тому органическое поражение головного мозга. И без того тяжелые нарушения осложнены комплексом разных дефектов. Без устранения одного, нельзя устранить второй, третий и четвертый. И, если раньше логопеды на занятиях обходились платочками, сосками и деревянными шпателями, то сегодня без зондов в работе с В«тяжелымиВ» детьми не обойтись. О роли логопедического массажа при устранении речевого дефекта поговорим в этой статье.

В 

Что такое логомассаж?

Логопедический массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой комплекс приемов механического воздействия на различные участки мышц артикуляционного аппарата. Массаж оказывает влияние на нормализацию мышечного тонуса, устранение патологической симптоматики (девиации, гиперкинезы, синкинизии). А также стимулирует положительные кинестезии артикуляционного аппарата (правильное положение языка); улучшает качество артикуляционных движений: точность, объем, переключаемость; активизирует тонкие дифференцированные движения органов артикуляции.

В 

К сожалению, сейчас мы стали мало двигаться, даже дети. Речь идет о тонких движениях пальцев рук, языка, поглаживаниях, которыеВ  стимулируют приток крови к головному мозгу. Во время массажа расширяются капилляры, увеличивается газообмен в тканях, улучшается функция лимфатических сосудов, снимается спазм в мышцах. Известно, что в производстве речи участвуют определенные группы мышц, в числе которых: мышца, поднимающая верхнюю губу и крыло носа, малая скуловая мышца, мышца, поднимающая угол рта, большая скуловая мышца, щечная мышца, круговая мышца рта, санториниева мышца смеха, мышца, опускающая нижнюю губу, мышца, опускающая угол рта, жевательная мышца.

В 

В  В image

В 

В ротовой полости при артикуляции участвуют мышцы языка: продольная мышца, подбородочно-язычная мышца, подъязычно-язычная мышца, шило-язычная мышцаВ  и шиловидный отросток. При повреждении или нарушении иннервации одной или нескольких групп вышеперечисленных мышц производство речи затруднено.

В 

У детей с дизартрией и нарушением опорно-двигательной системы имеет место органическое поражение зон головного мозга, что является причиной нарушения проводимости нервных сигналов к определенным органам и участкам тела. В данном случае речь идет о недостаточной иннервации мышц артикуляционного аппарата и, как следствие, задержке речевого развития ребенка.

Логопедическую работу следует начинать с воздействия на физическом уровне. Логопедический массаж, как ручной, так и зондовый, – лучший способ преодоления трудностей вербальной коммуникации. Без этого этапа работы с некоторыми детьми невозможно продолжать постановку звуков и коррекцию звукопроизношения.

Применение логомассажаВ 

В В image

Технологии логопедического массажа целесообразно использовать в работе с детьми-дизартриками и дислаликами. Каждому ребенку нужно разработать индивидуальный комплекс логомассажа. Разработка комплекса мер логопедического воздействия посредством ручного и зондового массажа зависит от особенностей мимической мускулатуры ребенка, строения артикуляционного аппарата, наличия спастичности или паретичности мышц артикуляционного аппарата, особенностей течения болезни (у детей с ДЦП), от наличия аллергических реакций, чувствительности и других особенностей ребенка.

В 

В случае гипертонуса мышц лица, шеи, щек, губ, языка применяется расслабляющий ручной и зондовый массаж, в случае гипотонуса вышеперечисленных мышц используются упражнения, направленные на стягивание, сжатие мышц.

В 

Внешний вид при гипертонусе

Мышцы напряжены в нескольких местах, болезненны. Губы сжаты, иногда даже замечаются складки, как правило, губы сухие. Язык напряжен и оттянут кзади. Спинка языка обычно изогнута, кончик языка не выражен (не можем определить, где кончик). Напряженная спинка плотно прижимается к твердому небу, поэтому многие звуки имеют назальный оттенок. Напряжение мышц лица и шеи приводит к тому, что ребенок ограниченно выполняет повороты головы, простые артикуляционные упражнения, например, не может широко открыть рот и долго удерживать. Верхняя губа либо растянута и прижата к деснам, либо сжата в трубочку и тоже приподнята – эффект В«смеющегося мальчикаВ». Ребенок не может произнести звуки В«АВ» и В«ОВ» при сохранных фонетико-фонематических процессах.

В 

Внешний вид при гипотонусе

Вялость мышц лица, обвислость щек, мышц контура лица, а также провисшие мышцы век. Губы блестящие, влажные. Нижняя губа вывернута и лежит на подбородке, рот приоткрыт, язык высунут наружу и напоминает тряпочку. Может быть выражен кончик или середина языка. Из-за низкого тонуса в мышцах ребенок не может удерживать позу закрытого рта. Часто встречаются случаи, когда у ребенка комбинированный тонус, щеки могут быть вялыми, а язык напряжен и оттянут кзади, и, наоборот, при хорошем мышечном тонусе щек и губ, язык слабый, вялый, распластанный, кончик языка не выражен.

В 

Противопоказания для проведения массажа

  1. Наличие гнойничково-грибковых заболеваний на коже, как у логопеда, так и у ребенка.
  2. Гематомы на массируемом участке.
  3. Тяжелые аллергические реакции (отек Квинке, крапивница, герпес на губе).
  4. Заболевания крови.
  5. Период острых распираторных заболеваний (при температуре).
  6. Повышенная чувствительность ребенка.

Ранее как противопоказание выделялся эписиндром, но сейчас многие специалисты делают легкий пальцевый и осторожно зондовый массаж и при нем, поскольку других эффективных методов расслабления мышц на сегодняшний день нет.

В 

Виды массажа при различных симптомах

В 

У детей с ДЦП работу часто приходится начинать с нормализации мышечного тонуса лица и губ, поскольку ребенок даже не может открыть рот, чтобы мы увидели его язык.

Массаж лучше делать, когда ребенок сидит в кресле с хорошей опорой для спины и головы, движения выполняем стоя сзади, либо перед ребенком. Все движения производятся по состоянию ребенка не более 5-6 раз.

Например, при спастико-паретической дизартрии, когда у ребенка зажаты губы (гипертонус), но язык при этом напоминает тряпочку (гипотонус), необходимо делать укрепляющие упражнения для языка и расслабляющие для щек и губ (двумя пальцами, указательным и средним, либо одним указательным).

В 

Упражнения для щек:

  1. Пальцы устанавливаем под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка.
  2. Затем от мочек ушей спиралеобразные движения с легким нажатием к крыльям носа.
  3. Вращательные движения по часовой стрелке средним и указательным пальцами на козелке помогают разжать ребенку челюсть, он автоматически открывает рот.

Для расслабления губ можно использовать следующие упражнения:

  1. Устанавливаем указательные пальцы у уголков рта и начинаем вытягивать по направлению к мочкам ушей. Подтянули, посчитали до пяти, отпустили.
  2. Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком (делаем перед ребенком). Начинаем перетирающие, оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.
  3. Зондом № 1 В«ИголочкаВ» (Е.В. Новиковой) у крыльев носа начинаем обкол верхней губы по направлению сверху вниз (справ-налево), сначала обкол, затем легкое прокачивание.
  4. Зонд № 1 В«ИголочкаВ» устанавливаем у правого уголка рта, не заходя на слизистую, и начинаем обкол по линии губ справа-налево.

Упражнения для языка, напротив, должны быть направлены на стягивание мышц:

  1. Обкол языка зондом № 1 В«ИголочкаВ», начиная с кончика с правой стороны и вверх наискосок, выстраивая несколько диагоналей, затем аналогичный обкол снизу с левой стороны. Язык сжимается и втягивается в полость рта. Это упражнение полезно делать также при межзубном ассигматизме.
  2. Зондом № 5 В«Малые саночкиВ» выполняем точечные скользящие движения по боковому краю языка в направлении от кончика к корню языка.

В 

Для каждого ребенка по состоянию мышц языка зондовый массаж подбирается индивидуально. Но некоторые упражнения универсальны, и позволяют ребенку с первого раза сделать В«ЖелобокВ», подтянуть кончик языка наверх, укрепить боковые края языка для выполнения В«ЧашечкиВ». Поэтому использование зондового массажа – хороший помощник при постановке шипящих и сонорных звуков.

В 

В заключении хочется отметить положительную динамику после проведения даже одного сеанса логомассажа, в результате которого увеличивается кровоток к пораженному участку, и мышцы становятся активными, эластичными, способными растягиваться и сжиматься в нужном направлении. Кроме того, детям нравится массаж, особенно игольчатый, он приятно щекочет, расслабляет мускулатуру и приносит положительные эмоции.

В 

Остались вопросы? Задайте их специалисту!В 

Задать вопрос логопеду онлайн

В 

Юлия СавельеваВ 

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий