Логопедические занятия для детей (2-3 года) дома. Занятия логопеда с детьми 2-3 лет

image

Четкая, правильная и красивая речь – залог успешной коммуникации, учебного и делового общения. К сожалению, в школах зачастую не уделяют должного внимания произношению детей, в результате чего некоторые речевые ошибки сохраняются у школьников надолго. Сегодня мы посмотрим, какие упражнения для четкой и красивой речи существуют, как научить ребенка говорить правильно, а заодно подтянуть и собственные навыки.

Наиболее распространенные речевые ошибки и неточности

Не совсем правильная речь и наличие ошибок в произношении совсем не говорит о том, что у ребенка имеется какой-то речевой дефект. Такие недостатки могут быть вызваны неправильным усвоением структур языка (ребенок часто слышал и запомнил неправильную речь, неверные грамматические конструкции), недостаточной развитостью артикулярного аппарата (характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста), незнанием (ребенок впервые произносит какие-то слова и фразы). Наиболее распространенными ошибками и неточностями такого рода являются:

  • «Проглатывание» окончаний. Школьник говорит быстро и недостаточно четко, в результате чего окончания слов либо заглушаются последующими словами, либо не произносятся вовсе.
  • Пропуск частей слова. Как правило, такие недостатки вызваны малым словарным запасом ребенка – он не знает, как точно звучат те или иные слова и поэтому говорит их как бы наугад, иногда искажая и выпуская слоги.
  • Невыговаривание определенных звуков. Очень распространенное явление у детей дошкольного и младшего школьного возраста, вызванное недостаточной развитостью артикулярного аппарата. В ряде случаев со временем это проходит, но также нередки случаи, когда запускание проблемы приводит к невыговариванию звуков даже во взрослом возрасте.
  • Неверное согласование слов между собой. Школьник не знает или неверно употребляет падежи и рода, единственное и множественное число, в результате чего слова в предложении не согласуются между собой («добрая дня», вместо «доброго дня», «сел на ней жучок» вместо «сел на нее жучок», «хочу ярких красок, праздник» вместо «хочу ярких красок, праздника» и т.д.).
  • Нечеткое, малопонятное произношение. Это может быть вызвано неправильным произношением малознакомых слов или просто тихим голосом (в такой речи слова становятся малоразличимыми).

ВАЖНО! Упражнение по развитию речи и постановки произношения вполне можно практиковать в домашних условиях. Однако если у ребенка наблюдаются существенные дефекты речи (невыговаривание нескольких звуков в школьном возрасте, трудности в формировании слов и говорении в целом и т.д.), то для их устранения рекомендуется обратиться к специалисту.

Говорим четко, правильно, красиво: упражнения и советы

image

Источник фото

Наиболее распространенными упражнениями для постановки речи являются разучивание скороговорок, фразы на отработку определенной буквы и репетиции произношения перед зеркалом. Они действительно являются эффективными, но при этом далеко не единственными. Существует множество других простых и полезных упражнений, практиковать которые можно в любом удобном месте.

Упражнения для губ и языка

Позволяют разработать артикулярный аппарат и улучшить формирование и прохождение звуков:

  • Губы принимают форму, необходимую для произнесения того или иного звука (округлены как при звуке «О», принимают форму овала как при «У», чуть растянуты в уголках как при «С» и т.д.), но вслух он не проговаривается. Затем необходимо вернуться в исходное положение (сомкнутые губы), опять повторить форму и т.д.
  • Губы последовательно принимают форму, необходимую для произнесения различных звуков (например, цепочка «А»-«С»-«О»-«Ю»-«Ш»-«У»), затем возвращаются в исходное положение. Упражнение повторяется несколько раз.
  • Растянуть губы в уголках, язык упереть в нижние зубы, чуть выгнув. Повторить несколько раз.
  • Поднять язык вверх, прижав боковые края к верхней челюсти. Повторить несколько раз.
  • Прогнуть язык, прижав кончик и часть спинки (средней части) к небу. Повторить несколько раз.

Произнесение отдельных звуков

Тренировать можно как отдельные западающие звуки, так и все в целом. В этом упражнении необходимо описать ребенку, какое именно положение занимают губы и язык, и попросить повторить его. Приведем пример для звука «С»:

Губы полураскрыты и чуть растянуты в уголках. Расстояние между верхними и нижними зубами совсем небольшое (не более 1-1,5 мм). Язык принимает форму лопатки, слегка выгнут к небу, бока прилегают к зубам, кончик касается нижних альвеол. При произнесении звука воздух проходит сквозь щель между языком и альвеолами зубов.

Отработка звуков и слогов

Если с произнесением отдельных звуков особых трудностей не возникает или оно уже отработано, можно переходить к следующему этапу – включение звуков в речь:

  • Дайте ребенку список односложных слов для произнесения (делайте упор на более западающий звук): мэр, пэр, сэр, зал, лад, нут, кнут, свет, обед, бор, торт и т.д.
  • Упражнение формируется из пар схожих по звучанию слов, которые ребенку необходимо произнести: Рим – мир, мэр – пэр, клей –елей, ноль – вор, мел – смел и др.
  • Выделение голосом безударных гласных звуков, например, четкое произнесение звука «Е» в существительных с предлогом: на столике, в поле, при клумбе, в голове, на столе и т.д. Проследите, чтобы ребенок хорошо проговаривал требуемый звук.
  • Выделение голосом звуков в приставках. Можно сформировать упражнение из списка любых слов с различными парными приставками: пре- и при- (прекрасный, прелестный, приехать, прикрепить), без- и бес- (безнадзорный, безнадежный, беспризорный, бестактный), рас- и раз- (раскрасить, рассказать, развеять, развести) и др. Следите за четкостью произнесения каждого звука приставки.

Подобные упражнения можно формировать самостоятельно на абсолютно любые звуки.

Ударения

Источник фото

Важно, чтобы ребенок умел правильно ставить ударение и выделять его в интонации. Сформировать этот навык можно с помощью регулярной тренировки. Задание будет звучать следующим образом: произнеси слова вслух, выделяя ударения на втором слоге (на первом, последнем, третьем и т.д.). Примерный список слов: береза, беседка, петрушка, тетрадка, десантник, деревня, весною, намордник, кофейник, пакетик, наперсток, излучина.

Изменение слов

Изменение существительных, прилагательных, местоимений и глаголов по разным признакам (род, число, падеж) позволяет усваивать нормы русского языка и избегать ошибок в согласовании слов. Предложите ребенку:

  • Просклонять существительные (дом, речка, комната, вода, облако и т.д.) по падежам.
  • Сказать, как будет звучать прилагательное (красивый, солнечный, весенний и др.) в мужском/женском/среднем роде, в единственном/множественном числе.
  • Назвать формы глагола (летать, пилить, выносить и пр.) в различных родах и числах.

Все упражнения выполняются вслух.

Логические интонационные паузы

Отработка навыка постановки логических пауз помогает сделать темп речи более оптимальным (не быстрым и не замедленным). Для данного упражнения необходимо использовать стихотворения: для детей младшего возраста подойдут шуточные стихи, для старших школьников – классические произведения. Оно состоит из двух этапов:

  1. Ребенку дается листок с напечатанным на нем текстом стихотворения. Его задача проставить знак «/» в местах логических пауз. Например,Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу — Потому что он хороший.
  2. Логические паузы будут в следующих местах:Уронили мишку / на пол, Оторвали мишке / лапу. Все равно его не брошу / — Потому что он / хороший.
  3. Теперь школьнику нужно прочитать данное стихотворение с учетом всех логических пауз.

Для усложнения задачи в стихотворениях можно убрать знаки препинания.

Чтение по ролям

Источник фото

Позволяет отработать интонацию, четкое произнесение различных слов и предложений. Младшим школьникам можно предложить сказку, в которой присутствуют слова нескольких персонажей, а для старших учеников отличным вариантом станут классические пьесы. Важно, чтобы ребенок читал текст вслух, стараясь подражать голосам персонажей, имитируя женские/мужские/детские голоса, речь животных.

Толкование пословиц

Данное упражнение направлено на проверку уровня знания определенных слов, их прямого и переносного смысла, а также на формирование представлений о значении новых слов и их отработку. Ребенку предлагается список пословиц и поговорок:

  • Тише едешь – дальше будешь
  • Цыплят по осени считают
  • Любишь кататься – люби и саночки возить
  • И др.

Школьник должен объяснить, как он понимает каждую из них. После его ответы обсуждаются, сообщаются верные значения (если ребенок дал некорректный ответ), которые ученик должен повторить. Для закрепления результата можно дать ряд схожих по смыслу пословиц.

Чтение как источник развития речи

Регулярное чтение поможет расширить словарный запас школьника, ознакомить его с различными речевыми и грамматическими конструкциями, научить правильно произносить различные слова. Полезно читать как вслух, так и про себя. Чтобы привить ребенку желание заниматься этим, можно устраивать своеобразные литературные вечера, по очереди читая какую-то сказку или роман, рассказывая о последних изученных произведениях, обсуждая сюжет и персонажей.

Источник фото

Красивая и четкая речь – результат работы над собой и прилагаемых усилий. Без мотивации и интереса ребенку будет трудно взяться за эти упражнения. Задача родителей в этом случае – показать, как важна правильная речь, поощрить школьника, помогать ему при выполнении упражнений и проявить собственную заинтересованность и готовность работать вместе с ребенком.

Источник заглавной картинки

10 декабря 2019 в 09:00 Вместе со специалистами Городского психолого-педагогического центра разбираемся, почему дошкольники отстают в развитии речи и что с этим делать.

Первые три года жизни — это период активного развития ребенка. В это время малыш приобретает множество навыков, в том числе речевые. Но иногда в три года ребенок не разговаривает совсем или разговаривает совсем плохо, что не может не беспокоить родителей.

В чем причина речевых задержек, мы попросили рассказать учителя-логопеда Анну Садыкову и учителя-дефектолога Надежду Кондрашову – специалистов Городского психолого-педагогического центра.

В возрасте трех лет ребенок произносит около 300-350 слов, оперирует ими, склоняет, выражает свои эмоции словами. Каждый день происходит накопление и увеличение словарного запаса ребенка.

Если этого не происходит, необходимо выяснить причину.

Что может мешать развитию речи

• Нарушения слуха, нарушения строения артикуляционного аппарата, тяжелые заболевания, которые ребенок перенес в первые годы жизни, особенности генетики.

• Психологический стресс. На речевое развитие ребенка могут оказать влияние конфликты родителей, сильный испуг, длительная разлука с родителями, смена обстановки и т.д.

• Отсутствие потребности и необходимости в разговоре. Если родители сильно опекают своих детей, то у детей не появляется стремление научиться словесно выражать свои желания и доносить их до окружающих. Зачастую они используют жесты.

• Недостаток внимания со стороны взрослых, которые не стремятся к общению со своим ребенком. Ребенок много времени проводит за просмотром телевизора или игрой на телефоне.

VOSTOCK

Как разговорить трехлетнего ребенка

Что делать, когда исключены все медицинские и психологические причины?

Играйте

В дошкольном возрасте ведущая деятельность — игра. Так что используйте ее, чтобы развивать речь малыша.

Во время игры задавайте открытые вопросы и не торопитесь отвечать за него.

Продолжительность игры не должна быть больше 3-5 минут, так как в 3 года малышу еще тяжело долго сохранять концентрацию.

Развивайте речь в бытовых ситуациях. Вместо того чтобы спросить «ты будешь на ужин картошку?» и дождаться, пока ребенок кивнет или помотает головой, задайте другой вопрос: «что ты будешь на ужин?».

Развивайте подражательную речевую активность

Если ребенок молчит, не стоит настаивать: «Скажи» или «Повтори за мной».

Он не должен чувствовать давления со стороны взрослого.

Назойливые просьбы со стороны взрослых повторить или сказать что-то могут спровоцировать речевой негативизм, при котором малыш совсем откажется говорить или будет говорить неохотно и мало.

Необходимо эмоционально общаться с ребенком: «Смотри, кто это пришел к тебе? Топ-топ-топ. Это зайка! Давай поиграем с ним! Давай покормим зайку. Как зайка кушает? Ам-ам-ам. Давай искупаем зайку! Куп-куп-куп. Давай положим зайку спать. Бай-бай-бай».

Если ребенок пока не готов повторять за вами простые слова или звукоподражания, сами проговаривайте и отвечайте за него.

Через некоторое время у ребенка обязательно появится желание присоединиться к вашей игре.

VOSTOCK

Озвучивайте действия ребенка

Очень полезно для развития речи комментировать свои действия и действия, которые выполняет малыш. «Давай вымоем ручки. Включим водичку. Возьмем мыло, намылим ручки. А теперь смываем мыло…»

Если ребенок предпочитает общаться с помощью жестов, тогда озвучивайте их. А потом провоцируйте малыша, чтобы он сам прокомментировал свои жесты: «Что ты хочешь?» Пауза. «Пить? Что тебе налить: водичку или сок?»

Комментируя действия, вы развиваете понимание речи, обогащаете представления об окружающем мире, учите вслушиваться в речь и выделять в ней знакомые слова.

Не ругайте за нечеткое произношение

Нельзя требовать от ребенка сразу правильного произнесения слов. Надо помнить, что отдельные звуки и их сочетания, звукоподражания, обрывки лепетных слов — это тоже проявление речевой активности.

Поэтому радуемся любому проявлению речи, хвалим малыша и как бы невзначай даем правильный образец.

Например, ребенок увидел машину и говорит «би-би», мама говорит: «Правильно, это машина» и т.д.

Делайте артикуляционную и дыхательную гимнастику

Для развития подвижности и укрепления мышц речевого аппарата рекомендуем выполнять с ребенком элементы артикуляционной гимнастики: вытянуть губки, надуть щеки, поцокать языком, покусать зубами верхнюю и нижнюю губу и т. д.

Также полезны различные дыхательные упражнения: подуть на бумажный кораблик, бумажную бабочку, одуванчик, игрушку-вертушку, надуть мыльные пузыри.

Развивайте мелкую моторику малыша

Участки головного мозга, отвечающие за речь и моторику, имеют тесную взаимосвязь. Развивая мелкую моторику рук, мы активизируем отделы мозга, отвечающие за развитие речи.

VOSTOCK

Для развития мелкой моторики можно использовать стихи и потешки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.

Наша речь ритмична, а в потешках и стихах заложен простой ритм. Простые стишки формируют эмоциональный контакт с ребенком. А при выполнении под них разнообразных движений развивается мелкая моторика и координация движений.

Рассказывая ребенку знакомый ему стишок или сказку, можно пропустить слог или слово, и сделать паузу — как бы предложить малышу закончить за вами фразу. Например: «Жили-были дед да… (ребенок подсказывает «баба»), и была у них курочка … (Ряба)».

Используя эти советы, игры и упражнения, вы сможете создать благоприятную среду для речевого развития вашего дошкольника. Помните, что этот процесс длительный, постепенный и трудоемкий, поэтому необходимо запастись терпением.

Фото: VOSTOCK

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!

Семейный гороскоп

Развитие ребенка

Советы родителям, чьи дети не могут выражать мысли и страдают от нарушений речевого развития

У некоторых детей встречается проблема: они могут говорить, но их речь прерывистая. Дети не могут выражать свои мысли с помощью завершенных предложений: их слова и даже слоги «ломаются». Такие дети могут заикаться, или их речь может быть путанной.

Эти проблемы мешают общению ребенка и иногда могут вызывать у него неуверенность в себе. Однако их можно решить с помощью речевой терапии. Рассмотрим, в чем она заключается, и какие игры и занятия можно использовать дома для того, чтобы устранить у ребенка речевые проблемы.

Что такое речевая терапия

Речевая терапия – это метод, направленный на улучшение речи ребенка, его способности распознавать речь. Также она призвана устранить такие проблемы, как плохая артикуляция отдельных звуков, заикание, фонологичеcкие и голосовые расстройства.

Речевая терапия помогает ребенку лучше выражать себя через вербальный и невербальный язык. Основное внимание в ней уделяется:

  • правильной артикуляции и свободному произношению звуков, слов и предложений. Дети, у которых есть проблемы с речью, как правило, плохо выговаривают слова и не могут бегло разговаривать. Речевая терапия направлена на решение данной проблемы и помогает лучше выговаривать слова;
  • работе над громкостью речи. Часто дети с нарушениями речи говорят или слишком тихо, или слишком громко. Речевая терапия направлена на то, чтобы научить ребенка лучше выговаривать слова и регулировать громкость речи;
  • выразительности речи, которая достигается с помощью иллюстраций, знаков и букв. Детям, которые страдают от нарушений речи, бывает трудно общаться не только устно, но и письменно. Им бывает трудно правильно употреблять грамматические конструкции, правильно составлять предложения и описывать ситуации. Речевая терапия направлена на то, чтобы научить ребенка этому.

Часто бывает так, что дети разговаривают неохотно или делают паузы во время разговора. Родителям бывает трудно понять, о чем они говорят. Но это еще не означает, что ребенку нужна речевая терапия.

Как узнать, нужна ли ребенку речевая терапия

Прежде чем обращаться к логопеду, стоит понять, существуют ли у ребенка реальные проблемы с речью. Рассмотрим несколько критериев, которые помогут в этом разобраться.

1. Речевая терапия необходима, если:

  • людям трудно понять, что говорит ребенок, поскольку его речь неразборчива;
  • ребенку трудно произносить слова или выражать с помощью слов свои мысли;
  • ребенок заикается: повторяет звуки или слоги или произносит какой-либо звук слишком долго:
  • ребенок может произнести только одно-два простых слова (например, мама, папа и т. д.) и не может говорить предложениями из трех и более слов;
  • ребенок не развивает такие социальные навыки, как дружба и общение со сверстниками. Он не может заговорить с другими детьми, поиграть с ними или взаимодействовать каким-либо другим образом.

2. У вашего ребенка может быть хорошее произношение или он может рано научиться читать. Однако ему может понадобиться речевая терапия для того, чтобы научиться правильно использовать речь в разных социальных ситуацях: заговорить с кем-то, завести друзей или попросить о чем-то другого человека.

3. Ребенку может понадобиться речевая терапия из-за инвалидности или таких заболеваний, как аутизм или нарушения слуха, поскольку они влияют на способность ребенка к общению.

Если вы столкнулись с одним из указанных случаев, проконсультируйтесь с логопедом. Как правило, логопеды работают с детьми, начиная с самого раннего возраста и на протяжении школьных лет.

Существуют упражнения, которые можно выполнять вместе с ребенком дома в дополнение к занятиям с логопедом.

Если развитие речи у ребенка происходит с задержками, прежде всего следует убедиться, что у него нормально развит слух. Родители должны обращать внимание на то, реагирует ли ребенок на громкие звуки, поворачивается ли он к источнику звука, когда включают телевизор и т. д.

Советы родителям о том, как развить речь ребенка в домашних условиях

Главная рекомендация – избегать негативных комментариев по поводу того, как ребенок разговаривает. Если он заикается – не давите на него. Вместо этого следуйте таким советам:

1. Поощряйте ребенка говорить. Задавайте ему вопросы, которые заставят его размышлять. Задавая вопросы, требующие подробного ответа, вы мотивируете его лучше выражать свои мысли.

2. Внимательно слушайте ребенка. Дослушивайте его до конца, даже если он говорит медленно и с паузами. Когда ребенок видит, что вы его слушаете, он обретает уверенность в себе и разговаривает свободнее.

3. Попробуйте сделать такое упражнение: соберите в круг ребенка, его братьев, сестер или друзей. Скажите шепотом ребенку какую-либо фразу, затем он так же должен передать ее дальше по кругу. Последний ребенок в кругу должен озвучить фразу (в идеале – ту же, что вы сказали первому ребенку).

4. Мотивируйте ребенка читать. Купите ему несколько интересных книг и попросите читать их вслух. Просите ребенка перечитывать отрывки несколько раз. Это способствует развитию у ребенка разговорной речи и языковых навыков.

5. Оцените уровень развития ребенка. Посмотрите, в каких сферах развития у него возникают задержки. Это поможет вам понять, возникли ли проблемы с речью сами по себе или связаны с другими проблемами развития. Вы можете сравнить показатели развития ребенка с типичными показателями для данного возраста.

6. Сконцентрируйтесь на определенных сферах. Выберите конкретные сферы, которые вы хотите исправить. Сосредоточьтесь на достижении показателей, которыми обычно обладают дети данного возраста.

7. Решайте одну проблему за раз: разбейте проблему на мелкие задачи и затем последовательно их достигайте.

Например, если вы хотите научить ребенка правильно произносить звук «ф», сначала покажите ему, как правильно произносить сам звук, затем учите слог, в котором он содержится («уфф», «ффу»), затем переходите к словам («флаг»). Наконец, используйте слова в предложениях.

Вы можете попробовать несколько упражнений, чтобы улучшить речь вашего ребенка. Однако помните, что они должны нравиться ребенку. Ребенок не будет сотрудничать, если ему будет скучно.

Упражнения и занятия для речевой терапии

Рассмотрим несколько упражнений, которые нравятся детям и стимулируют развитие речи.

1. Карточки с картинками и вопросами

Положите перед ребенком несколько карточек с картинками и попросите сказать, что он видит на них. Начните с нескольких карточек и постепенно увеличивайте количество изображений. Если ребенку трудно произносить какое-либо слово, остановитесь на нем и уделите ему больше времени.

Можно также использовать карточки с вопросами. Выберите одну карточку и задайте вопрос ребенку. Такая игра может вовлечь его в разговор. Например, вопросы могут быть такими: «Если бы ты мог сейчас получить любой подарок, что бы ты хотел?», «Если бы ты что-то мог изменить в школе, что бы это было?»

2. Упражнение с зеркалом

Зеркало является для ребенка хорошим средством обратной связи. Большинство детей с проблемами артикуляции не знают, какие движения ртом нужно делать, чтобы произнести определенный звук. Разговор перед зеркалом поможет ребенку увидеть, как правильно произносить звуки.

Встаньте перед зеркалом и покажите ребенку, как произносить разные звуки. Затем помогите ему увидеть различия между правильным произношением и тем, как произносит звуки он.

3. Классики

В ходе игры ребенок произносит то или иное слово 9 раз. Начните со слов, которые даются ребенку трудно.

Нарисуйте классики с цифрами от 1 до 9 и предложите ребенку произносить слово каждый раз, когда он делает прыжок. Когда он дойдет до числа 9, измените слово и начните игру сначала. Сначала можно играть с несколькими словам, а затем увеличивать их количество.

Когда ребенок правильно произнесет все слова, вознаградите его чем-то. Это повысит его уверенность в себе.

4. Игра с мячом

Возьмите мяч и бросайте его ребенку. Играя в мяч, ребенок может повторять новые слова. Таким образом, он одновременно развивает и физические, и речевые навыки.

5. Прогулки

Когда вы идете на прогулку вместе с ребенком, предложите ему повторять какое-либо слово, делая каждый шаг. Уделяйте этому небольшое количество времени, когда вы гуляете по парку или когда возвращаетесь домой.

Кроме игр и занятий, ребенок должен тренировать свой речевой аппарат.

Упражнения для тренировки речевого аппарата

Тренировки речевого аппарата задействуют мышцы губ, щек, нижней челюсти и языка. Мышцы могут быть сильными или слабыми, скоординированными или несогласованными.

Человеку нужны развитые ротовые мышцы для того, чтобы есть, пить и глотать. Рассмотрим несколько упражнений для тренировки речевого аппарата, которые вы можете практиковать с ребенком дома.

1. Движения губ

  • Предложите ребенку произнести звук «о-о-о», затем «э-э-э». Затем объедините звуки: «оо-ээ». Для этих звуков необходимы разные движения губ;
  • попросите ребенка широко улыбнуться, расслабиться и повторить упражнение;
  • затем предложите ребенку надуть щеки, не открывая рта. Затем он должен надуть одну щеку, а вторую расслабить;
  • попросите ребенка надуть воздушный шар или свиснуть;
  • проделайте то же самое с губами. Предложите ребенку надуть верхнюю губу, затем нижнюю;
  • Попросите ребенка расслабиться, затем повторите упражнение;
  • для тренировки губ предложите ребенку пить через соломинку.

2. Движения языка

  • начните со звуков, которые задействуют кончик языка: «т-т-т», «д-д-д»;
  • предложите ребенку сжать зубы и не прикасаться языком к губам и зубам. Для этого ребенок должен сжать язык, а затем расслабить;
  • предложите ребенку высунуть язык и делать круговые движения.

3. Движения щек

  • предложите ребенку сжать губы и втянуть щеки;
  • предложите ребенку вытянуть губы и делать круговые движения губами. Затем он должен расслабить рот и повторить упражнение;
  • для тренировки щек предложите ребенку пить через соломинку.

4. Выдувание мыльных пузырей

Пускание мыльных пузырей полезно для контроля дыхания и тренировки губ. Чтобы выдуть пузырь, ребенок должен сжать губы. Это хорошее упражнение для тренировки речевого аппарата.

5. Игра на губной гармошке

Игра на губной гармошке помогает ребенку контролировать дыхание и тренирует губы. Если ваш ребенок плохо контролирует дыхание, попросите его играть на гармошке громче, а если сила его губ слабая, попросите играть одну ноту.

Кроме этих занятий, вы можете использовать упражнения для того, чтобы развить речь ребенка. Их можно использовать с самого раннего возраста ребенка.

Упражнения для развития речи ребенка

Помните, что дети учатся разговаривать в индивидуальном темпе, поэтому не нужно на них давить. Данные упражнения стоит использовать только в том случае, если они нравятся ребенку. Не нужно заставлять ребенка выполнять их.

До 2-х лет

В этом возрасте ребенок еще не может разговаривать, а только издает отдельные звуки. Поэтому вы не можете знать наверняка, нужна ли ему речевая терапия. Но вы можете научить ребенка определенным упражнениям, чтобы научить его произносить звуки и слоги:

  • произносите слоги «ма», «ба», «па». Ребенок будет повторять их за вами;
  • делайте вид, что вы разговариваете с ребенком, когда он произносит звуки. Повторяйте звуки за ним – это побудит его «говорить» больше;
  • научите ребенка хлопать в ладоши;
  • говорите с ребенком во время купания или кормления. Вы можете говорить о чем угодно, главное – говорите;
  • используйте жесты: машите и указывайте руками на предметы;
  • объясняйте ребенку звуки животных, например: «Собака говорит «гав».

2-4 года

  • говорите с ребенком разборчиво, чтобы он учился этому у вас;
  • повторяйте то, что говорит вам ребенок, чтобы он понял, что вы его понимаете;
  • продолжайте реплики ребенка, например: «Яблочный сок? У меня есть сок. Хочешь сок?»;
  • научите ребенка задавать вопросы, чтобы понять услышанное. Сыграйте в игру «да или нет». Ребенок должен задавать вопросы, а вы отвечайте на них «да» или «нет»;
  • сложите в коробку несколько предметов. Затем попросите ребенка доставать предметы по одному, называть их и рассказывать, для чего они нужны. Например: «Это карандаш. С помощью карандаша я рисую и пишу»;
  • попросите ребенка прочитать вслух какое-либо предложение, медленно произнося каждое слово.

Если вы заметили небольшие нарушения речи у ребенка, не спешите обращаться к логопеду. Дайте ребенку время улучшить свои речевые навыки. Наберитесь терпения и будьте позитивными, когда помогаете ребенку научиться говорить. Ребенок получит наибольшую пользу, когда вы будете сочувствовать ему.

Ссылки по теме:

Недостатки в развитии речи у детей дошкольного возраста — это распространенная проблема в наше время. Дети неохотно начинают говорить, поэтому с ними нужно заниматься: тщательно прорабатывать технику речи, ставить произношение звуков, исключать дефекты, развивать навыки ораторского искусства и учить складно выражать свои мысли.

Занятия по развитию речи в 2-3 года в центре «Паллада»

В центре развития «Паллада» на программе «Вырастай-ка» наш педагог Елена Сальникова занимается речью с малышами от 2 лет. Она совмещает в часовом занятии полезные и увлекательные упражнения и игры на развитие моторики, артикуляции, памяти, внимания и воображения.

На каждом занятии дети выполняют упражнения по артикуляционной и дыхательной гимнастике и занимаются логоритмикой. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, поэтому особое внимание мы уделяем гимнастике пальцев.

Уже в 2-3 года ребенка можно приобщать к изучению букв, поэтому каждое занятие включает в себя раздел «Знакомство с буквой»: дети изучают одну из букв зрительно и на слух, лепят ее из пластилина или рисуют.

На занятиях по развитию речи дети 2-3 лет учатся реагировать на обращения, отвечать на вопросы и строить диалоги друг с другом. Все упражнения проходят в игровой форме и строятся на любимых детских образах из сказок и мультиков.

В рамках игровых занятий по развитию речи дети 2-3 лет обсуждают картинки с их любимыми персонажами, инсценируют различные ситуации с их участием, разыгрывают сценки с репликами и диалогами.

Занятие по развитию речи на программе «Вырастай-ка» построено по принципу частой смены деятельности. Так ребенку не успевает надоесть то или иное упражнение, и он остается увлеченным в течение всего процесса. Такой принцип направлен и на развитие памяти и внимания у ребенка. Мы учим детей сосредотачиваться, запоминать новую информацию и концентрироваться на одном деле. Сначала в течение нескольких минут, а потом и больше.

Игры для развития речи в 2-3 года

— Игра «Назови ласково»

Детям говорят какое-либо слово и просят, чтобы они назвали его уменьшительно-ласкательную форму. Или называют животное, чтобы дети сказали, каким слово можно назвать его детеныша (кот — котенок, слон — слоненок и прочее).

— Игра «Назови лишнее»

Педагог показывает ученикам несколько картинок на одну тему, одна из них к этой теме не относится. Дети должны назвать то, что изображено на этой картинке.

Диагностика развития речи детей 2-3 лет

Помимо программы «Вырастай-ка» в нашем центре развития проводятся занятия с Логопедом (как индивидуально, так и в группах). Он также работает над постановкой звуков и исключением дефектов.

Важно понимать, что данный возраст ребенка — это время, когда формируются основы его грамотной и красивой речи. Чтобы он успешно развивался в будущем, необходимо заложить прочный фундамент знаний и навыков. Грамотное совмещение физических и интеллектуальных упражнений, игр и практических занятий позволяет ребенку развиваться без переутомления и стресса. В итоге ребенок правильно и легко говорит, умеет общаться и раскрепощается в социуме.

Занятия по программе «Вырастай-ка» проходят на Бардина, 48а (Юго-Западный район) по вторникам и пятницам с 12.00 до 12.50.

Педагог: Сальникова Елена -Музыкальный педагог-психолог первой категории – имеет 2 образования: высшее психологическое, среднее специальное – музыкально-педагогическое.

На Садовой, 7 (Пионерский район) — по понедельникам и четвергам с 11:50 до 12:40.

Педагог: Обухова Юлия — Семейный и детский психолог, арт- терапевт, Член Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

Звоните и узнавайте подробности по телефонам +7 (343) 235-74-00 (Юго-Западный филиал) и +7 (343) 286-61-59 (филиал на Пионерском).

Обычно родители с нетерпением ждут, когда ребенок заговорит, радуются каждому новому слогу и слову. Когда же из слов начинают складываться предложения, появляется связная речь, для него открывается новый мир вербальной коммуникации. Для человеческого общества речь очень важна, ведь именно она позволяет развиться интеллекту в полной мере.

Но что же делать, если время идет, а ребенок всё молчит? До каких пор можно смело ждать и не форсировать события, а когда стоит начинать бить тревогу?

Многие родители успокаивают друг друга, приводя в пример себя, своих знакомых: «Подождите до трех/четырех лет, сам заговорит».

Действительно, нельзя сбрасывать со счетов такой фактор, как наследственность, но в развитии речи он имеет наименьшее значение.

Есть неврологические нормы развития ребенка, и если ребенок к 1 году не имеет словарный запас из 10 слов, а к 2 годам — не составляет небольшие предложения из 2-3 слов, можно говорить о таких диагнозах, как темповая задержка речи или задержка речевого развития (ЗРР).

Причин, по которым у ребенка сформировалась ЗРР, множество. Среди них и органические поражения головного мозга, и осложнения во время беременности и родов, и педагогическая запущенность, и возможный пережитый стресс.

Чтобы у ребенка «запустилась речь», необходимо прежде всего установить, что мешает ее развитию. Наш нейропсихолог Александрова О.А. составила список необходимых обследований для неговорящих детей. Диагноз ЗРР может быть не сам по себе, а являться следствием чего-то более серьезного. В этом случае чем раньше начнется коррекция, тем лучше, ведь после 3 лет мышление развивается преимущественно через речь, и каждый дополнительный день «молчания» может негативно сказаться на умственных способностях, на адаптивных навыках, на будущей успеваемости в школе, на самооценке ребенка и многом другом.

Чтобы ребенок заговорил, часто не хватает импульса. Нужным «толчком» в данном случае может стать один или комплекс методов.

Методики запуска речи у неговорящих детей

Занятия по запуску речи с логопедом-дефектологом и нейропсихологом

Специалист во время своих занятий может использовать различные методы для запуска речи у неговорящих детей:

  • развитие крупной моторики, схемы собственного тела
  • формирование образа «Я» и мотивация к речи
  • развитие понимания обращенной речи
  • упражнения для мелкой моторики
  • специальные игры на запуск речи и развитие неречевого и фонематического слуха
  • упражнения на звукоподражание
  • артикуляционная гимнастика
  • рифмованные загадки
  • стихи с движениями
  • чистоговорки и другие.

Логопедический массаж

Логопедический массаж — это эффективный инструмент логопеда. Он нормализует мышечный тонус органов артикуляции, речевого дыхания, стимулирует развитие и/или восстановление речевых и связанных с ними зон головного мозга.

Занятия для сенсорной интеграции

Сюда входит работа с балансиром, роллербордом и кинезиологическим оборудованием: таким упражнения направлены на вестибулярную систему, проприоцепцию, тактильное восприятие. Также специалист может включать обонятельную стимуляцию с помощью естественных запахов (кофе, корица, цитрусовые ароматы, пряные травы). С помощью сенсорных систем ребенок воспринимает информацию окружающего его мира за счет ощущений. Такая стимуляция улучшает работу подкорковых отделов головного мозга (ствол, мозжечок, таламус), а также «включает» мотивационную сферу ребенка, т.к. данные виды чувствительности наиболее исторически древние. Таким образом, происходит созревание мозга и компенсация дефицитов.

Томатис-терапия

Это наиболее эффективный метод нейросенсорной стимуляции для запуска речи на сегодняшний день. С помощью специальным образом обработанных звуковых волн через ухо происходит «пробуждение» и активация различных зон головного мозга, которые отвечают на коммуникацию, фонематический слух, речевой анализ, речевую моторику, речевую память, способность к формулированию фраз и предложений и многих других. Во многих случаях уже после 1 курса Томатис дети начинают говорить (курс включает 14 сеансов по 40-80 минут; рекомендовано для полного эффекта минимум 2 курса с разницей около 1 месяца). В нашем центре используется только оригинальное оборудование компании TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A. Занятия проводит директор центра, нейропсихолог, клинический психолог Александрова О.А., лицензированный Практик Томатис. Узнайте подробнее по ссылке.

ДЭНАС-терапия

Данный метод характеризуется тем, что, при помощи специально аппарата происходит динамическая электронейростимуляция аккупунктурных точек, при которой импульсы аппарата выступают физиологически естественными раздражителями и оказывают воздействие на нервные окончания (кожные покровы — язык, височная зона, кисти и стопы, подушечки пальцев, околопозвоночная зона, зона 2-го шейного позвонка).

Занятия со специальной песочницей (песочная терапия)

Данный метод помогает обучаться, познавать окружающий мир и раскрывать потенциал ребенка. Специалисты нашего центра в песочной терапии используют специальные техники и игры, которые помогают заинтересовать ребенка процессом, переключать внимание от упражнения к упражнению, достигать эффекта релаксации, снимать эмоциональное возбуждение. Занятия в песочнице способствуют: расширению словарного запаса, помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза, позволяют развивать фонематический слух и восприятие, способствуют развитию связной речи и лексико-грамматических представлений. С песком могут работать как логопеды, так и психологи нашего центра, в зависимости от поставленных задач.

Если вовремя не обратиться к специалисту для запуска речи, то вероятнее всего, у ребенка будет наблюдаться выраженное отставание развития. Это происходит потому, что речь оказывает большое влияние на развитие воображения, памяти и общего мышления. При работе с детьми в сложных случаях иногда необходимы все выше перечисленные методы. Для начала рекомендуется провести комплексную диагностику развития. В зависимости от причин задержки в развитии речи, в нашем центре с ребёнком будут заниматься различные специалисты: логопед, нейропсихолог, дефектолог, детский психолог.

Запуск речи: отзывы.

Смотрите видео-отзывы наших клиентов.

Кто проводит занятия по запуску речи в нашем центре?

image  Федотова Оксана Игоревна — ведущий логопед-дефектолог нашего центра.

Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга, а также ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте.

image Александрова Ольга Александровна — нейропсихолог, директор центра.

Специалист Томатис. Стаж более 10 лет. Ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте.

Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь. Посмотреть цены можно здесь.

Запишитесь на консультацию с помощью сервиса online записи или по телефону (812) 642-47-02.

Будем рады записать Вас к нашим сотрудникам:

image

image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий