Конспект группового логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях» 1 класс

image   Составитель картотеки — Дубинина Татьяна Алексеевна

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в изолированном звучании

image               Упражнения: «Насос – ветер»,               «Холодная – горячая водичка»: С – Ш, С – Ш, С – Ш…

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в прямых слогах

СА – ША ША – СА СО – ШО ШО – СО СУ – ШУ ШУ – СУ СЫ – ШИ ШИ – СЫ

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в обратных слогах

АС – АШ ЕС – ЕШ ОС – ОШ ЁС – ЁШ УС – УШ ЮС – ЮШ ИС – ИШ ЯС – ЯШ

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в интервокальных слогах

АСА – АША ОСА – ОША УСА – УША ЫСА – ЫША АСО – АШО ОСО – ОШО УСО – УШО ЫСО – ЫШО АСУ – АШУ ОСУ – ОШУ УСУ – УШУ ЫСУ – ЫШУ АСЫ – АШИ ОСЫ – ОШИ УСЫ – УШИ ЫСЫ – ЫШИ САШ – ШАС СОШ – ШОС СУШ – ШУС СЫШ – ШИС

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в прямых слогах со стечением согласных

СНА – ШНА СМА – ШМА СВА – ШВА СКА – ШКА СНО – ШНО СМО – ШМО СВО – ШВО СКО – ШКО СНУ – ШНУ СМУ – ШМУ СВУ – ШВУ СКУ – ШКУ СНЫ – ШНЫ СМЫ – ШМЫ СВЫ – ШВЫ СКЫ – ШКЫ

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в обратных слогах со стечением согласных

АСТ – АШТ АСК – АШК УСТ – УШТ УСК – УШК ИСТ – ИШТ ИСК – ИШК ЁСТ – ЁШТ ЁСК – ЁШК ОСТ – ОШТ ОСК – ОШК ЕСТ – ЕШТ ЕСК – ЕШК ЮСТ – ЮШТ ЮСК – ЮШК ЫСТ – ЫШТ ЫСК – ЫШК

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в словах, где звуки С – Ш в начале слова

Сутки – шутки суметь – шуметь стуки – штуки Стык – штык сытый – шитый сайка – шайка Суд – шут сов – шов спит – шипит Споры – шпоры стиль – штиль соли – шали

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в словах, где звуки С – Ш в середине слова

Усы – уши маска – Машка ириска – Иришка Усат – ушат масса – Маша басенка – башенка Пасу – пашу пески – пешки носить – нашить миска – мишка каска – кашка просить – прошить басня – башня киски – кишки миска – мишка посол – пошёл пасли – пошли просо – Проша

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в словах, где звуки С – Ш в конце слова

Нас – наш брось – брошь Вас – ваш плюс – плюш Кис – кыш мыс – мышь

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в словах, где звуки С – Ш в одном слове

Са-ша, су-шу, су-ша, со-шёл, су-шить, ше-лест, шос-се, суш-ка, сош-ка, Саш-ка, ско-шу, сти-шок, шес-ток, спе-шить, смеш-ная, спеш-ка, сплош-ной, шанс, шест, сшить, су-шё-ный, Са-шень-ка, сы-ниш-ка, ду-шис-тый, пу-шис-тый, ма-ши-нист, шах-ма-тист, пас-туш-ка, пас-ту-шок, пус-тыш-ка, ста-руш-ка, вес-нуш-ки, сол-ныш-ко, пос-луш-ный, рас-пу-шил, шест-ви-е, рас-шу-мел-ся, пу-те-шест-ви-е.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в словосочетаниях

Сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка; Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип; Смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в предложениях из 3 слов

Саша ест сушки. У Маши — санки. На сосне — шишки. Наш дедушка —  машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в предложениях из 4 слов

У Наташи — сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски стоят в шкафу. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый поясок. Соня пишет без ошибок. Собака Каштанка ест мясо. Мишка ест из миски. У кошки — пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне — шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши  — высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет в лес. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в предложениях из 5 слов

Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка — высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка — пушистый. Стас насыпает пшено в мешок. У высокой сосны — пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша стоит под высоким мостом. У нашей кошки —  пушистый хвост. Кошка ест большую вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте. Саша спешит к автобусной остановке.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в предложениях из 6 слов

Смешные шутки — у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска – это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в предложениях из 7 слов

У высокой сосны стоят Маша и Даша. Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в чистоговорках

Ша – са – ша наша Маша хороша Са – ша – са укусила нос оса Ши – сы – ши наши ушки хороши Сы – ши – сы у осы усы, усы Иш – ис – ыш беги сюда мылыш Аш – ос – аш у нас большой шалаш Аш – ос – иш вокруг такая тишь! Ос – ош – ос над кустами много ос Ош – ош – ос и над вишней много ос

  1. Дифференциация звуков [с — ш] во фразах

Надоедливые мошки не дают уснуть Алёшке. На лесной опушке стоит сосновая избушка.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в пословицах и поговорках

Не поднимай нос – споткнёшься. Спишь, спишь, а отдохнуть не можешь. Кошка спит, а мышку слышит. Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда! Что испёк, то и кушай. Как постелешь, так и поспишь. Поспешишь – людей насмешишь. Не спеши языком, поспеши делом. Песней поле не вспашешь. Сонная кошка мышей не ловит.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в стихах

*** Пушистый ушастик, Ушастый пушок По опушке скок-поскок. *** Любит сушки наша Даша, Сушки – это вам не каша. *** Шила шубку – сшила юбку. Шила шапку – сшила тапку. *** Спит на окошке Пушистая кошка *** Едят пшено мышки, Мышки на опушке, Пшено едят – Усами шевелят. *** Шишки скользкие шуршали. Шумно шлёпались с сосны. Слоем снега, словно шалью, Скроет шишки до весны. *** Ах, какую кашу Нам готовит Маша! Нет вкуснее каши, Чем у нашей Маши! *** Стеша спешила, Рубашку шила. Да поспешила – Рукав не дошила! *** Саша сегодня в гости спешит, Снова он шутками всех насмешит. *** Соня и Саня весело смеялись: Шесть пушистых кошек Мышонка испугались! *** Семь пушистых котят Есть суп сегодня не хотят, А наша Наташа даёт им кашу, Вот смешная Наташа! *** Мимо леса, вдоль опушки, Мимо вспаханных полей Шли ленивые лягушки В гости к бабушке своей. *** Саша с Машей, не спеша, Шьют сапожки кошке, Но не будет кошка Носить эти сапожки! *** Черепаха всех смешит, Потому что не спешит. Но куда спешить тому, Кто всегда в своём дому? *** Мчатся бешено машины – По шоссе шуршат их шины. И в несущейся лавине Слышен шёпот: «Шу – шу – шу». Это шина шепчет шине: «Я спешу, спешу, спешу!»

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в текстах

СУШКИ С ВЕСНУШКАМИ Саша с Машей едят сушки. Не до­вольна Саша: У меня смешные сушки! На них веснушки, я не буду их есть. Это надо суметь в сушки засунуть веснушки! Не шуми, Саша, это не веснуш­ки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Поешь, они вкусные! Ясно! Дай-ка мне ту, где весну­шек побольше! НАША КОШКА У нас необыкновенная кошка! Зовут её Анфиска. Одета кошка в пушистую шубку. На шее шифоновый бант. Наша кошка умная. Её дети спрашивают: — Кто ходит босой? Гусак? — Мяу! — У кого от шишки шишка? У Мишки? — Мяу! — Кого боятся мыши? Кошку? — Мяу! — Кто усатый в воде под мостом? Сом? — Мяу! Вот какая наша кошка Анфиска! ЧЬЯ КОСЫНКА? На опушке пёс Пушок нашёл косынку. «Отнесу-ка я её Маше. А она даст мне мяса!» Идёт с косынкой пёс, а ему кукушка: — Ты куда с моей косынкой, а? Это косынка моих детишек. Я её сушу на ветках. — Да нет, кукушка, эту косынку я нашёл и несу Маше. — Моих детишек косынка! — Будет Машина косынка! — Моих детишек косынка! — Будет Машина косынка! У тебя и детишек-то нет! Пушок не отдаёт косынку. Никому нет в лесу покоя от шума. Слышат шум пташки, букашки, осы и мышки. «Нашла! Нашла! Это моя косынка», — пискнула мышка. Схватила косынку и побежала в свой домик. Стало в лесу тихо — никто никому не мешает. У ОКОШКА Под кустом у мышки и мышат домик с окошками. Не тесно мышатам в домике, места хватает всем. Мама-мышка готовит мышатам вкусную кашу. А мышата стоят у окна и видят кошку. — Мама! Мама! Это наша нянька к нам идёт? Такая пушистая! Такая мягкая! Такая усатая! Ушки на макушке! — Ой, мышата, уходите от окошка. Это не ваша нянька. Это кошка Соня идёт на охоту. ЛЕНИВАЯ КОШКА Не дают покоя мыши бабушке. То пшено унесут, то – овёс, то – кашу. А кошка Сонька спит на своей подушке, ест да спит. Бабушка кошке: «Как бы и тебя мышм не унесли!» — Нет, не унесут! Я их своими когтями, усами да хвостом напугаю! И опять кошка спит да ест, ест да спит. Видят мыши – не опасна им кошка. Спать все к кошке на подушку идут. Шутят мышки над кошкой: то с шеи бант снимут и сами его носят. То на усы кошке паука посадят. Не надо бабушке такой кошки. Бабушка отдаст её на воспитание соседской кошке Муське.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в скороговорках

У Сони – шишки, а у Сани – шашки. Сшила Саша шапку Маше. Скушай, Саша, шесть сушек. На сосне – сосновые шишки. У нашего Мишутки — смешные  шутки. Наш кот у нас, ваш кот у вас. Сонина кошка сидит на окошке. Шапка да шубка – вот и весь Мишутка. Надо суметь тут не шуметь. У Машкиной мышки — смешные штанишки. Шестые шутки шутим шутки. Шесть мышат в шалаше шуршат. Шишки – на сосне, шашки – на столе. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. В шалаше — шесть шалунов. Я куплю для кошки сафьяновые сапожки. Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки. У шести Сашек — по шесть шестов, а на шести шестах — по шесть сушек. У Саши Шустрикова и сынишка – Саша Шустриков. У кошки – шесть котят, у мышки – шесть мышат. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Алифанова E.A., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. — М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с. 2.     Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции / Т.А. Куликовская. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010 . – 48 с. 3. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет / Е.Н.Спивак. – М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. – 48 с.

Такое случается в 4 случаях из 10 – ребенок не выговаривает некоторые буквы русского алфавита. Как быть в такой ситуации? В данной статье предлагаются полезная информация и дельные советы для изучения произношения этой буквы. Ведь звук «ш» является сложным для малышей.

Проверяем уровень произношения звука «ш»

Для начала стоит проверить уровень умений вашего ребенка: возможно, проблемы и нет вообще. Нарушения бывают двух видов: когда ребенок плохо произносит конкретный звук и когда заменяет его совершенно на другой из-за полной неспособности произнести. Последний вариант в практике логопедов встречается чаще. Например, малыш говорит «парик» вместо «шарик».

Данная проблема со звуком «ш» делится на несколько типов:

Сигматизм

  • Носовой: малыш произносит букву немного «в нос», отчего может быть слышен акустический эффект.
  • Боковой: буква произносится с хлюпаньем.

Парасигматизм

  • Призубной: язычок упирается в зубки и мешает естественному звучанию. При этом больше слышится «т», чем «ш».
  • Губно-зубной: то же самое, только отклонение иногда может быть связано с неправильным прикусом у ребенка. Слышен звук «ф». Стоит обязательно навестить ортодонта.
  • Свистящий: произношение «с» со свистом при попытке произнести: «ш».

Межзубная проблема

Ребенок в данном случае просовывает язык между зубами, и выговорить совсем не получается. Вместе этого слышен шепелявый звук.

Проверяем произношение без помощи логопеда

Чтобы проверить произношение вашего малыша без логопеда, придерживайтесь схемы: общая проверка, проверка звука изолированно и в отдельных слогах со звонкими и глухими согласными.

  1. Начните с общей проверки. Пусть ваш малыш попытается сказать несколько простых предложений, в которых будут слова со звуком «ш». Далее переходим к отдельным словам: шапка, шарф, опушка, шарик, Маша, Саша, хорошо, мышонок…
  2. Ваш малыш справился? Если да, то это очень хороший знак. Далее стоит уделить внимание слогам: УШУ, ОШО, ША, ОШ и так далее. Это позволит точно определить, дается ли вашему ребенку произношение и где нужна корректировка.

Иногда при таком способе проверки обнаруживаются проблемы с другими шипящими согласными. Поэтому отнеситесь к процессу со всей ответственностью и добавьте разнообразных по звучанию сочетаний звуков.

Для проверки и тренировки (если она понадобится) можно подготовить набор карточек с картинками и звуками: для малыша это будет приятная игра. Такие коллекции также легко найти в обычных книжных магазинах. В них все слоги и слова подобраны специальным способом, с максимальным разнообразием позиций нужных звуков.

Возможные причины возникновения плохого произношения

  • Коверканье речи в общении с ребенком: он может просто подражать взрослой манере общения.
  • Неправильный прикус: иногда он проходит с появлением коренных зубов, а иногда требуется помощь детского ортодонта.
  • Слишком долгое использование соски в грудном возрасте. Страдают шипящие и свистящие звуки.
  • Некоторое отставание в развитии.
  • Малыш плохо распознает звуки на слух.
  • Гиперактивный ребенок. Потребуется много усилий, чтобы обучить такого ребенка правильно говорить слова.

Если вы уже долго, но безрезультатно пытаетесь научить малыша правильно говорить «ш» – обратитесь к логопеду. Как правило, многие садики нанимают их на несколько часов в неделю. Он сможет грамотно поставить речь в короткие сроки.

Упражнения перед началом занятий

Перед началом занятий с малышом обязательно проведите зарядку для ротовой полости. Состоять она будет из нескольких несложных упражнений.

  • Кладем язычок на нижнюю губу и задерживаем его в таком положении на 15 секунд.
  • Создаем из нашего языка чашку и держим в таком положении 10 секунд. Расслабляем. Снова держим. Это эффективное упражнение для тренировки мышц языка.
  • Опускаем и поднимаем «чашечку». Делаем упражнение плавно, не спешим.
  • Поцокаем язычком. Не спеша, «растягивая» процесс.

Поставьте малыша перед зеркалом: так ему будет очень весело строить рожицы, и стараться он будет усерднее. Можно также разбавлять процесс интересными смешными историями.

Дополнительная разминка для губ

  • Произносим поочередно звуки «о» и «у» с максимальным использованием жестикуляции губ. То складываем их в трубочку, то обращаем в большой круг.
  • Чередуем «трубочку» и улыбку. Постарайтесь, чтобы улыбка получалась максимально широкой, а «трубочка» узкой.

Упражнения для постановки звука «ш»

Практикуем следующий перечень упражнений для постановки произношения:

  • «Движущаяся чашечка». Создаем язычком чашечку и начинаем ею двигать. То поднимаем края, то опускаем в нижнюю часть рта.
  • «Свободный полет». Делаем «чашечку» и вынимаем ее из полости рта. Берем маленький кусочек ватки и кладем его на носик ребенка. При выдохе воздух будет отталкиваться от стенки «чашечки» и подниматься вверх, а ватка улетать. Очень веселое и эффективное упражнение по предотвращению шепелявости.
  • «Корабль в море». Поднимаем и опускаем «чашку» с задержками 1 — 3 секунды.

Все упражнения выполняются перед зеркалом и сопровождаются самыми разными веселыми историями, какие вы только сможете придумать.

Если ваш малыш уже умеет выговаривать звуки «т», «р», «с»

Если малыш умеет хорошо говорить «т», тогда начинаем с этого способа. Попросите его сказать «т-с-с», как мы обычно делаем, когда просим тишины. Повторить 10 — 20 раз. А теперь попросите проделать то же самое, но только с закрытым ротиком. Возможно, у вас с первого раза выйдет получить долгожданный «ш».

Для закрепления просите ребенка еще пару дней пошипеть, как змейка или кошечка.

Иногда ребенок прекрасно справляется со звуком «р». Попросите прошипеть его. Многим, чтобы научиться произносить «ш», достаточно одного этого простого упражнения.

Как только звук устоялся, перейдите к упражнениям со словами. Далее обязательно стоит включить в речь скороговорки с буквой «ша» и логопедические слова, а также слова, которые начинаются с этой буквы. Чем чаще вы будете это делать, тем быстрее правильная речь станет привычной для малыша.

Закрепление результата

В дальнейшем следите за тем, чтобы ребенок не пропускал буквы и всегда выговаривал их четко. Не торопитесь: пусть лучше первое время говорит спокойно и правильно. Задавайте ему вопросы по типу: красивый – красивейший. А как сказать слово «прекрасный»? И так далее. Не перегружайте ребенка; лучше растянуть процесс на несколько дней или недель.

Выполняя данные упражнения и рекомендации, вы легко научите ваше дитя говорить правильно. Это поможет сделать его речь четкой и понятной, а самого ребенка сделает уверенным в себе.

Previous Entry | Next Entry

Постановка звука «Ш», «Щ» — артикуляционная гимнастика на шипящие

Постановка шипящих звуков «Ш» и «Щ» производится после того, как ребёнку успешно поставлен свистящий звук «С». Связано это с тем, что у шипящих и свистящих согласных одинаковый принцип образования. Выглядит он так: воздушная струя, выходя из дыхательного горла, проходит через щель, образованную желобком языка. При этом язык слегка вогнут, его боковые края касаются бугорков альвеол. Тренируем органы речевого аппарата Для успешной постановки согласного звука «ш» наиболее полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики: «Широкий язычок» Предложите малышу улыбнуться широко, как обезьянка. Дайте зеркало, чтобы ему было веселее это делать. Затем попросите улыбнуться, и чуть приоткрыв ротик, показать широкий расслабленный язычок «блинчиком». После этого пусть он положит язычок на нижнюю губу. Желательно удерживать язык в таком состоянии (выложив на нижнюю губу) на счёт от одного до пяти. «Спрячь конфетку» Конфета на языкеПопросите юного ученика выложить на нижнюю губку широкий язычок «блинчиком» (как описано в предыдущем упражнении). Положите ему на краешек язычка маленький кусочек какой-нибудь сладости: зефира, пастилы или ириски. Теперь необходимо «спрятать» кусочек сладости в ротике, приклеив его на нёбо, за верхними зубками. Важный момент: рот ребёнка во время выполнения этого упражнения не должен открываться слишком широко, не более чем на 1,5–2 см. Упражнение должно выполняться в медленном темпе, и это может быть трудно, так как любой малыш будет стараться съесть конфетку быстрее. «Гриб-невеличка» Для выполнения этого задания лучше использовать зеркало. Попросите ребёнка, широко улыбнуться, открыть ротик и показать зубки. Затем он должен постараться прижать всё тело язычка к нёбу. Удерживая язык в таком положении, нужно постараться открыть рот как можно шире. Если малыш посмотрит в этот момент в зеркало, то заметит сходство языка с тоненькой шляпкой маленького гриба, а уздечки языка – с его ножкой. «Фокус-покус» Это упражнение отрабатывает навык создания желобка посредине язычка, что является важным навыком для постановки в дальнейшем звука «Ш». Шаг 1. Ребёнок «показывает» широкий расслабленный язык. Чуть высовывает его из ротика и укладывает «блинчиком» на нижнюю губу. Рот остаётся приоткрыт. Шаг 2. Прижимает края языка в таком положении к боковым уголкам рта, а сам язычок чуть сужает, формируя «желобок». Шаг 3. На кончик носика малыша кладётся кусочек ватки. Попросите ребёнка сдуть её, сохраняя положение языка, описанное в предыдущих шагах. Если задание выполнено правильно, то образовавшийся во время выдоха воздух пройдёт посередине «желобка» и поднимется наверх, сдувая лежащую на носу ватку. По окончании артикуляционной зарядки желательно провести несколько упражнений на тренировку речевого дыхания. Учимся произносить «Ш» Если у детей не было трудностей в произнесении звука «С», то проблем с постановкой согласного «Ш» у них также, скорее всего, не возникнет. Тогда можно приступать к постановке звука «Ш», и делать это лучше следующим образом. Отработка звуковШаг 1. Предложите малышу произнести «С», долгий «С-с-с», или пропеть слог «С-а-а-а». Возьмите зеркало и попросите его зафиксировать положение языка во время этого. Шаг 2. Во время произнесения долгого «С-с-с», пользуясь шпателем или указательным пальцем правой руки, приподнимите кончик языка ребёнка выше и чуть придержите его за верхними зубами. Необходимо, чтобы язык коснулся бугорков альвеол. Шаг 3. Попросите ученика ещё раз выдохнуть струю воздуха, сохранив предыдущее положение язычка, и вы отчётливо услышите как «С-с-а» меняется на «ша». Внимание: во время постановки звука «Ш» очень важно следить за тем, чтобы дети не упирались всем язычком в нёбо! Это может спровоцировать неверное расположение органов речи во время произнесения «Ш». Результат: В результате правильно проведённой постановки согласного «Ш» должна выработаться следующая артикуляция этого звука: Губы говорящего чуть круглены и немного выдвинуты вперёд. Между верхними и нижними зубами в момент произнесения звука сохраняется расстояние в 1 мм. Широкий язык «лопаткой» поднят к альвеолам, но не касается нёба; между языком и нёбом сохраняется щель. Боковые края языка плотно прилегают к основанию верхних коренных резцов. Воздушная струя, выдыхаемая при произнесении «Ш» обильная и тёплая. Учимся произносить «Щ» Постановку согласного «Щ» провести проще, если использовать базовые моменты артикуляции мягкого звука «C’». Если ребёнок успешно выговаривает мягкий «С’» в слогах «ся» «се», «си», «сю», то у него, скорее всего, не возникнет проблем с постановкой звука «Ш». Однако если произнесение «Щ» вызывает у детей затруднения, то можно выполнить механическую постановку этого звука. Как это сделать? Предложите ребёнку произнести слоги «ась» или «ся». В момент произнесения малышом этих звуков, взрослый должен шпателем (либо указательным пальцем) откорректировать положение язычка, переместив его кончик за основание верхних резцов. Постановку звука «Щ» можно попробовать провести и без механической коррекции. Для этого просто предложите детям поэкспериментировать во время занятия, меняя положение языка во рту в момент произнесения ими слогов «ся» и «ась». Проанализируйте вместе, что получается в этом случае, какие звуки? Закрепляем правильное произношение «Ш» и «Щ» Для автоматизации произношения этих звуков используются классические методы и приёмы: чистоговорки, скороговорки, чтение и анализ текстов. Мама с ребёнком«Ш» Наша Маша маленькая, на неё шубка аленькая. Мы давали Даше кашу, Даша, Даша, кушай, кашу! У бабушки в шкатулке много катушек. Наша кошка любит играться катушками. «Щ» Щенок уколол щепкой лапку, ему больно, он пищит. Щеголиха у щегла щеголихою была. Что мы знаем о щеглах? Щеглы – это маленькие красивые птички, которые селятся в широколиственных лесах. Пища щеглов – семена берёзы, осины и чертополоха. Щеглы любят жить не только в лесах, но и рядом с человеческим жильём – в садах и парках. Щеглы вьют гнёзда высоко на ветках деревьев, а их птенцы щеглята появляются на свет из яиц удивительного цвета – голубого, с тёмными пятнышками и небольшими штрихами. Осенью щеглы собираются в большие стаи и улетают туда, где зима теплее. Проанализируйте текст, используя элементы заданий по развитию речи. Попросите ребёнка рассказать, что он узнал о щеглах, что ему запомнилось больше всего? Как называются птенцы щеглов? Где живут щеглы? Во время выполнения этого задания следите за чистотой произнесения звуков «Ш» и «Щ», при необходимости повторите упражнения для их коррекции и правильной постановки. Преподаватель, специалист детского развивающего центра

Profile

Методика РКИ
www.mgu-russian.com

Latest Month

June 2021
S M T W T F S
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

View All Archives

Links

  • Русский как иностранный для детей
  • РКИ очно
  • РКИ дистанционно

Tags

View my Tags page

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by Автоматизация звука Ш в словах Проговаривать слова со звуком «ш» в начале слова Проговаривать слова со звуком «ш» в середине и конце слов Ма-ша, Да-ша, Ми-ша, Па-ша, Лё-ша, ка-ша, ма-ши-на , вы-ше, ти-ше, пи-шу, но-шу, ко-шу, ды-шу, па-шу Мы-шка,пу-шка, поду-шка, лягу-шка, кату-шка, вы-шка, ко-шка,марты-шка, лепё-шка, карто-шка, петру-шка Мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, мишень, ошейник, решение, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, решили. Ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Наташа, Андрюша, чешуя, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина. Душ, кыш, мышь, ваш, наш, этаж, саквояж, багаж, камыш, стриж, экипаж, нож, ёж Ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка. Вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш, Яшка, бляшка, гуляш, даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, трёшь, берёшь, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, пешка, орешки, вешний, внешний, поёшь, Бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь. Башмак, башлык, кашне, каштан, ушли, петушки, бабушка, дедушка, ландыш, детёныш, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, тушканчик, донышко, пёрышко, пятнышко, брёвнышко, брюшко, полюшко, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь. Сосчитай до пяти.  Один камыш, два камыша………….пять камышей. Один шалаш, два шалаша…………..пять шалашей. Одна шуба, две шубы……….………пять шуб. Одна школа, две школы………….…пять школ. Одно шило, два шила…………….…пять шил. Произносить (читать) слова парами.  пышка – вышка кадушка – подушка школа – школьник камушки – кумушки шкаф – ушко пушка – мушка багаж/ш/ — гараж/ш/ кошки – мышка Запомни и повтори ряд слов.  шум – шумный – шуметь шут – шутливый – шутить шаг – шагом – шагать шахтер – швея – штурм малыш – бабушка – дедушка штаны – рубашка — шуба воспользуйтесь самозаписью в интернет-регистратуре http://dmgb-zapis.ru/Registratura/Spec?LpuId=b3888570-af1f-4e6d-bfa4-8e743ad42ef2 логопед Илюхина Светлана ВладимировнаАвтоматизация звука Ш в предложениях Проговаривать предложения со звуком «ш»воспользуйтесь самозаписьюв интернет-регистратуреhttp://dmgb-zapis.ru/Registratura/Spec?LpuId=b3888570-af1f-4e6d-bfa4-8e743ad42ef2логопед Илюхина Светлана ВладимировнаАвтоматизация звука Ш в чистоговоркахШа-ша-ша- ша-ша-ша — наша Маша хороша. Ша-ша-ша — ша-ша-ша — Маша моет малыша. Шо-шо-шо- Шо-шо-шо- Паша пишет хорошо. Шо-шо-шо- Шо-шо-шо — мы рисуем хорошо. Шу-шу-шу- Шу-шу-шу — буквы на доске пишу. Шу-шу-шу- Шу-шу-шу — хорошо я их пишую. Ши-ши-ши- Ши-ши-ши — вот играют малыши. Ши-ши-ши- Ши-ши-ши — у них есть карандаши. Аш-аш-аш- Аш-аш-аш — это Мишин карандаш. Аш-аш-аш- Аш-аш-аш — это Машин карандаш. Ош-ош-ош- Ош-ош-ош — я на дедушку похож. Ош-ош-ош- Ош-ош-ош — я на бабушку похож. Уш-уш-уш- Уш-уш-уш — папа починил наш душ. Ша-ша-ша — нет карандаша. Шо-шо-шо — нам гулять хорошо. Шу-шу-шу — я сижу и не шуршу. Ши-ши-ши — притихли малыши. Ше-ше-ше — радостно душе. Про Таню Ша-ша-ша-ша, Наша Таня хороша. Шо-шо-шо-шо, И поет хорошо. Шу-шу-шу-шу, Поет песню малышу. Ши-ши-ши-ши, Любят песни малыши. Песня малышу Ша-ша-ша, Пойте с нами не спеша. Шу-шу-шу-шу, Поем песню малышу. Ши-ши-ши, С нами пели камыши. Шо-шо-шо, Получилось хорошо.Автоматизация звука Ш в пословицахАвтоматизация звука Ш в стихахНаша ёлка велика! Наша ёлка высока! Выше папы, выше мамы — Достаёт до потолка. ***** Ленивая кошка не ловит мышей. Ленивый мальчишка не моет ушей. Ленивая мышка не выроет норку. Ленивый мальчишка не любит уборку. Ленивая мушка не хочет летать. Ленивый мальчишка не хочет читать! Что делать, скажите, добрейшей старушке, Когда завелись у старушки в избушке: Ленивая кошка, ленивая мышка, Ленивая мушка, ленивый мальчишка. ***** В тишине лесной глуши Шёпот к Шороху спешит. Шёпот к Шороху спешит, Шёпот по лесу шуршит. — Ты куда? — К тебе лечу. Дай на ушко прошепчу Шу-шу-шу да ши-ши-ши. Тише, Шорох, не шурши, Навостри-ка уши — Тишину послушай!.. ***** Ш-ш-ш. Тихонько притаитесь. Ш-ш-ш. Ни чуть не шевелитесь. В прятки в тишине играют – Лишь тогда вас не поймают. ***** Шершень шустрый прилетел, Шершень на цветочек сел. Шершень посидит немножко И отправится в дорожку. ***** Маша любит кушать кашу, Маша говорит Наташе: «Кашу кушать все должны, Каши детям всем нужны». ***** Петушок, петушок, золотой гребешок. Масляна головушка, шелкова бородушка, Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь, Детям спать не даёшь? ***** Наша Маша хороша, Ходит Маша не спеша, Наша Маша маленькая, На ней шубка аленькая. ***** Мышка в кружечке зелёной Наварила каши пшённой. Ребятишек дюжина Ожидает ужина. ***** На кухне кошка готовит лепёшки. Любит лепёшки котёнок Тимошка. ***** Вышивает Даша мишку, Маша вышивает мышку. ***** Две букашки на опушке Шьют мышатам по подушке. ***** Миша и Паша шайбу гоняют, Маша и Даша им не мешают. ***** Шагают по опушке мышки, Под мышками у мышек книжки. ***** Школьник, школьник, ты силач: Шар земной несёшь, как мяч. ***** Петушок, петушок! Подари мне гребешок! Ну, пожалуйста! Прошу! Я кудряшки причешу. ***** Затихает шорох шинный, Наступает час мышиный. Ночью пусть пируют мыши: Тише, тише, тише, тише. (И. Токмакова) Воробей  — Воробей, чего ты ждёшь? Крошек хлебных не клюёшь. — Я давно заметил крошки, Да боюсь сердитой кошки. (А. Тараскин) Мыши  Наши мыши – ваших тише, Не шуршат по погребам. К вам не ходят наши мыши. Не пускайте ваших к нам. (В. Степанов) Птичка  Птичка под моим окошком Гнёздышко для деток вьёт, То соломку тащит в ножках, То пушок во рту несёт. Миша пишет Вот детишки Маша, Миша. Маша меньше, Миша выше. Миша Маше что-то пишет. Отгадай, что пишет Миша. ***** Пять ребят живут в избушке, Пять маслят вблизи опушки. У масляток – шапочки У ребяток – тапочки. Мышь как мышь Мышь как мышь, сама с вершок! Влезла мышка на мешок. Позвала к себе мышат. Пусть крупою пошуршат! Пошуршать бы пошуршали! Только кошки помешали… (Г. Лагздынь) Бабушка  У бабушки нашей хватает забот: Для Тани с Наташей и вяжет, и шьёт. Читает им книжки, поёт перед сном, Гулять ребятишек ведёт перед сном. (З. Александрова) Мышки  Пляшут мышки – шалунишки, Кто на чашке, кто на крышке. Тише, тише, тише, мышки, Не мешайте спать братишке. (А. Стародубова) ***** Шумит на опушке Мишка Топтыжка. Шишка на макушке У бедного мишки. ***** Пишет школьник Паша: Шапка, шайба, каша, Мышка, мошка, шутка, Шахматы, Мишутка. ***** У Маши – котёнок Тимошка, У Миши – мышонок Тотошка. Не могут Тотошка с Тимошкой Не шуметь хотя бы немножко. ***** Шубу, шапку и калоши Мы найти никак не можем. Вот такие шутки У нашего Мишутки! Мышонок и мышь Мышонку шепчет мышь: — Ты всё шуршишь, не спишь! Мышонок шепчет мыши: — Шуршать я буду тише. (А. Капралова) Лягушата  У речушки, вдоль опушки, Мимо вспаханных полей Шли ленивые лягушки В гости к бабушке своей. (И. Демьянов) Шишки у Мишки  Бросил палку сверху Мишка. — Падай в шапку с ёлки, шишка! Шишка – хлоп по голове. Стало шишек сразу две. (Е. Петрищева) Ручеёк  — Ручеёк, куда спешишь? — К речке, к речке, мой малыш! — Ручеёк, когда ты спишь? — Никогда не сплю, малыш. (Г. Виеру) Пекарь  Я песок мешаю с глиной, как муку. На горячем камне к ужину пеку: Крендель для матрёшки, клоуну – лепёшки, Пряники для мишки, заиньке – коврижки. (Г. Ладонщиков) Ромашки  Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки – будто луговые. Ромашки, ромашки – прямо как живые. (М. Пляцковский) Везёт нас лошадка  Везёт нас лошадка, лошадка, лошадка – Ни шатко, ни валко, ни валко, ни шатко. Стегнуть бы кнутом бы лошадку, Да – жалко. (А. Шибаев) Мошки Облепили лампу мошки, Греют тоненькие ножки. Осторожно, мошки! Обожжёте ножки! (В. Лунин) ***** На лугу поспела кашка. Кашку ест корова Машка. Машке нравится обед: Ничего вкуснее нет! (А. Шибаев) Когда играешь сам Когда один играешь, танцуешь и поёшь, То маме не мешаешь и ныть перестаёшь. Тогда рисуешь, пишешь, сидишь в углу, как мышь. И шума не услышишь, хотя весь день шумишь. Ромашки Нарядные платьица, жёлтые брошки, Ни пятнышка нет на красивой одёжке. Такие весёлые эти ромашки – Вот-вот заиграют как дети, в пятнашки. (Е. Серова) Лягушки  На старой кадушке Сидели лягушки Зелёные ушки, Тупые макушки. Я к ним подошёл, Они в воду бултых! И нечего больше Сказать мне про них. (В. Степанов) Семейка Мышка в кружечке зелёной Наварила кашки пшённой. Ребятишек дюжина Ожидает ужина. Всем по ложечке досталось, Ни крупинки не осталось! (С. Маршак) ***** Шорох, шептанье, шум под окном, Шлёпанье лёгкое…Кто это – гном? Шшш! Там за шторами, возле окна, Шустрым мышонком шуршит тишина. (В. Лунин) ***** Петушки распетушились, Но подраться не решились. Если очень петушиться, Можно пёрышек лишиться. Если пёрышек лишиться, Нечем будет петушиться.воспользуйтесь самозаписьюв интернет-регистратуреhttp://dmgb-zapis.ru/Registratura/Spec?LpuId=b3888570-af1f-4e6d-bfa4-8e743ad42ef2логопед Илюхина Светлана ВладимировнаАвтоматизация звука Ш в текстах Шалун Миша Миша — шалун. Шалил с кошкой. Кошка мяукала. Бабушка отняла кошку. Ушёл Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошёл Миша домой. Яша и АлёнушкаУшла мама в аптеку. Дома Алёнушка и Яша. У Яши башня, катушка и пушка. У Алёнушки матрёшка и кукла Малышка. Матрёшка на подушке. Взяла Алёнушка Малышку. Стала кормить её кашкой. Потом надела на Малышку рубашку, башмаки. А Яше надоели игрушки. Катушку он отдал кошке. Катает кошка катушку. Идёт Яша на кухню. Берёт ватрушку и даёт кошке. Посмотрел в окошко. Видит Яша, что идёт мама. Пришла мама. Она довольна, что Алёнушка и Яша играют. Кошка и мышка Ушли все из дома. А кошка была дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Но кошка поймала мышку. На опушке Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла на опушку леса. Там росли ромашки. На ромашках сидели букашки. Недалеко речушка. У речушки камыши. Там квакают лягушки. На дереве сидит кукушка. Присела Алёнушка на брёвнышко. Отдохнула и пошла домой. Ландыши Ландыши любят тень под дубками. Подойдёшь к месту, где ландыши. Ландышей видимо–невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвёшь ландышей – и домой. Хороши ландыши! Автоматизация звука Ш в скороговоркахЗагадки «Звук Ш»Выучить загадки. Старушка ползёт, избушку везёт. (Улитка) Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб) Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыши) Висит груша нельзя скушать. (Лампочка) На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.(Одуванчик) Пляшет крошка, а у крошки всего одна ножка. (Юла) Два брюшка, четыре ушка. (Подушка) Под кочкою крошка, только шляпка да ножка. (Гриб) Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится.(Яма) В большой избе – избушка, а в избушке – щебетушка. (Птица в клетке) Решила раз шалунья — кошка Со мною поиграть немножко. По комнате меня катала, На мне все нитки размотала. (Катушка) Угадайте, что за шапка – меха целая охапка. Шапка бегает в бору, у ствола грызёт кору. (Заяц) Идёшь, идёшь, конца не найдёшь. (Дорога) Под крышей ножки, а на крыше суп да ложки. (Стол) Голова на ножке, в голове – горошки. (Мак) Сидит на крыше всех выше и дымом дышит. (Труба) Кто стоит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы, Нет под шапкой головы! (Гриб) С неба падают ледышки, Прямо падают в ладошки. Есть ледышки меньше крошки. Есть ледышки больше шишки. (Град) Не смотрел в окошко – был один Антошка. Посмотрел в окошко – там второй Антошка! Что это за окошко, куда смотрел Антошка? (Зеркало) воспользуйтесь самозаписью в интернет-регистратуре http://dmgb-zapis.ru/Registratura/Spec?LpuId=b3888570-af1f-4e6d-bfa4-8e743ad42ef2 логопед Илюхина Светлана Владимировна

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий