Комплексы утренней гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет) на весь учебный год

Содержание

Детей от двух лет со смазанной, нечеткой речью с каждым годом все больше, а мотивация к обучению у них все меньше. Логопед может помочь в самом раннем возрасте, но захотят ли дети? Многие детки даже в 4 года отказываются делать традиционные упражнения: В«КачелиВ», В«ЧасикиВ», В«ТрубочкаВ», В«ПарусВ» и др. На помощь приходит нетрадиционная гимнастика для губ, языка, зубов. Проводится она в непринужденной игровой форме, можно практиковать дома каждый день с различными предметами.

Плюемся пробками

Это дикое, на первый взгляд, занятие очень полезно для укрепления мышц губ. Берем пластмассовые разноцветные пробки от пластиковых бутылок и начинаем плеваться в коробочку. При этом можно сразу учиться различать цвета, развивать счет, меткость, слоговую структуру слова. Поиграем в игру В«Попал, мимоВ», закрепляя произношение двусложных слов. Никто из детей на моих занятиях еще не подавился пробкой, но контроль, конечно, необходим. Ребята с удовольствием плюются крышечками в коробку. Сначала одной, затем берут две, три. Спрашиваем: В«Сколько плюнул?В». В«Две!В» Формируется счет. Коробочку можно постепенно отодвигать подальше, чтобы развивать координацию и меткость плевка.

В 

Также можно использовать маленькие пробки от В«АгушиВ», колпачки от фломастеров, удлиняющие губы при плевке, предварительно промытые пробки из-под шампанского, вина. Разнообразие материала только заинтересует малыша. При этом можно закрепить понятия длинный-короткий, маленький-большой, толстый-тонкий. Эмоционально, весело, с пользой для дела!

В 

В«ШашлыкВ»

Для этих упражнений понадобится длинная палочка. Я беру из-под В«ПетушковВ», можно от суши. Нанизывать нужно любой съедобный материал: подушечки (сухие завтраки), нарезанные кольцами огурцы, морковку, банан. Можно пробовать и закреплять при этом цвет, вкус, понятия хрустящий-не хрустящий, твердый-мягкий.

В 

В«КачелиВ». Выполняем это упражнение для языка только с палочкой нашего В«шашлыкаВ». Пусть ребенок попытается, держа палочку горизонтально, язычком поддеть подушечку или ломтик огурца, покрутить его языком на палочке. Взрослый тоже может себе изготовить такое В«пособиеВ» и показывать на собственном примере. Если перевернуть В«шампурВ» вертикально, можно язычком поднимать продукт снизу-вверх по палочке. После выполнения можно и подкрепиться.

В 

В«ЧасикиВ». Также с палочкой в горизонтальном положении двигаем языком нанизанные вкусняшки вправо-влево. Как будто считаем на счетах с костяшками. Развиваем подвижность языка, ориентировку в пространстве. Эти же продукты можно использовать без палочки, зажав между губами и носом, зубами, положив на язык или нос.

В 

Ватные палочки или соломка

В 

Соломку можно использовать как для укрепления мышц губ, так и языка. Зажимать ее между губами и носом, между языком и верхней губой (В«КачелиВ»), языком и верхними зубами (В«ПарусВ»), между кончиком языка и нижними зубами (В«ГоркаВ»), держать вытянутыми губами (В«ТрубочкаВ»), положить на высунутый язык и подержать ровно пять секунд (В«БлинчикВ»).

В 

imageВ 

Читайте также:

Чем полезна артикуляционнаяВ гимнастика

Чем заняться с ребенком летом: нетрадиционные методы логопедии

Речевое развитие ребенка: где норма, а где отставание?

В 

С помощью ватной палочки укрепляем зубы, мышцы губ и подъем спинки языка. Палочку можно подложить под язык, открыть рот, выгнуть спинку языка и подержать несколько секунд (В«ГоркаВ»). Это упражнение хорошо для постановки звука [С]. Зажать ватную палочку между зубами, ровно стоящими друг над другом (В«ЗаборчикВ»), между плотно сжатыми губами (В«НиточкаВ»).

В 

image

В 

Бублик

Этот продукт отлично подходит для укрепления мышц языка, с ним очень весело делать гимнастику. Можно просунуть язычок в дырку и подержать неподвижно. Поддеть кончиком языка край бублика, изображая крючок, поднять язычок вверх и подержать на счет до пяти, опустить, снова поднять и снова опустить (В«КачелиВ»). То же движение можно сделать в полости рта, поднять бублик кончиком языка, зацепить продукт и завернуть язычок за верхние зубы. Это упражнение (В«ПарусВ») хорошо для постановки звука [Р].

В 

В«ЧасикиВ» – качаем язычком внутри дырки от бублика, доставая кончиком то один его край, то другой. Еще можно зацепить краем бублика серединку языка и выгнуть последний вниз, как кошечка. Для укрепления круговой мышцы губ подойдет упражнение В«ТрубочкаВ» – бублик висит на вытянутых губах. Весело, вкусно, тактильно.

В 

Чупа-чупсы и леденцы

Круглый леденец на палочке можно использовать для упражнения В«ЧасикиВ» (достаем кончиком языка расположенный то справа, то слева чупа-чупс) или В«КачелиВ» (вверх-вниз). Можно положить кругляш

В  В 

конфеты в углубление языка (В«ЧашечкаВ»). Облизывать чупа-чупс: делать движения кончиком языка вверх, водить им под поднятым языком, вызывая звук [Р]. Наконец, положить под поднятый язычок, вызывая звук [Ш]. Губы при этом должны быть вытянуты в трубочку.

В 

Монпансье можно положить в чашечку языка, чтобы добиться прогиба средней его части. Хорошо для постановки звука [Ш]. Нужно зажать леденец между губами, зубами, кончиком языка и верхней губой. Также можно придумать свои интересные упражнения с конфетой или витаминкой, а потом съесть лакомство.

В 

Колокольчик

Упражнение лучше выполнять лежа, но можно и сидя. Ребенок ложится на спину и закрывает глаза. По команде нужно направить кончик языка на звук колокольчика. Над головой – язычок поднимается вверх, под подбородком – вниз, справа, слева – соответствующие движения языком (В«ЧасикиВ»), над лицом – язычок вытягивается вперед и быстро прячется (В«ЗмейкаВ»). Эти упражнения полезны не только для укрепления языка, но и для развития неречевого слуха.

В 

Все предложенные выше предметы можно использовать и на собственное усмотрение, положив на нос, лоб, голову. Подурачьтесь с ребенком, создавая позитивную эмоциональную атмосферу.

В 

Текст и фото: Юлия Савельева

В 

Читайте также:

Задержка речевого развития у детей: причины и лечение

Что делать, если ребенок не выговаривает свистящие звуки

Если ребенок не произносит звук Р– советы логопеда

Скачать

Поделиться

Иногда родители сталкиваются с проблемой, что малыш не произносит некоторые звуки. Что делать? Обращаться к логопеду или проводить занятия дома? Если вы решили заниматься дома, то наша статья поможет вам в этом. В ней мы собрали рекомендации логопеда и интересные логопедические игры, которые не дадут вашему малышу заскучать. 

Аудио-версия статьи «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Содержание

Что нужно для проведения занятий дома

Что делать, если ребёнок не хочет заниматься

Игры на развитие мелкой моторики

Артикуляционная гимнастика

Советы для мам

В норме дети в 4-5 лет настроены к общению, мыслят логически, рассуждают и даже строят небылицы. К четырём годам ребёнок произносит все шипящие звуки, а к пяти владеет звуками «р» и «л».

Если рамки в вашем случае сдвинуты или присутствуют дефекты в речи, деликатно и чутко подходите к проблеме малыша. Не стоит одёргивать и поправлять ребёнка за неправильные звуки, ошибки. Так вы можете создать почву для развития комплексов. Попробуйте организовать логопедические занятия домаОднако если вы занимаетесь дома, а улучшений в речи нет, то вам стоит проконсультироваться с логопедом.

Что нужно для проведения занятий дома

Для проведения занятий дома вам могут потребоваться следующие предметы:

  • зеркало среднего размера, чтобы малыш следил за правильной постановкой губ и языка во время артикуляционной гимнастики;
  • фигурки животныхмуляжи фруктов и овощей, разрезные картинки и карточки на различные темы, например: «Времена года», «Одежда», «Дом», «Животные» для расширения лексического словаря ребёнка;
  • детские музыкальные инструменты для проведения игр на развитие фонематического слуха;
  • пластилин, масса для лепки, крупы и прищепки для проведения игр на развитие мелкой моторики.

Чтобы занятия стали интересны, проводите всё в форме игры. Выберите тему дня (или недели), например «Космическое приключение Незнайки» и подберите подходящие игры:

  • отправьте Незнайку на другую планету, где он должен показать жителям, как произносится звук «Л»;
  • нарисуйте карту полёта;
  • вместе с пассажирами устройте настоящий обед космонавта;
  • слепите из пластилина или массы для лепки инопланетян и ракету. Счётными палочками можно отсчитывать время старта ракеты, а из конструктора сделать космические корабли инопланетян;
  • поиграйте в тематическую игру «Лото». Возможно, на других планетах растут такие же грибы или цветы.

Список расширяйте и дополняйте. Не ограничивайте свою и детскую фантазию.

Рекомендации логопеда

Развитие речи будет идти быстрее, если вы будете выполнять упражнения ежедневно. Они включают в себя:

  • артикуляционные упражнения. Их желательно проводить дважды в день;
  • пальчиковые игры;
  • упражнения на увеличение словарного запаса и расширения кругозора малыша: чтобы он учился правильно строить предложения, использовать слова в нужных падежах, говорить правильные окончания;
  • упражнения для развития фонематического слуха: чтобы ребёнок умел различать звуки в словах, определять количество слогов в слове на слух.

Что делать, если ребёнок не хочет заниматься

Даже если малыш не желает заниматься, можно попробовать обойти этот момент. 

1. Привлеките ребёнка к обсуждению темы на неделю. Возможно, у ребёнка куча фантазий на этот счёт. Подготавливайте материалы вместе, придумывайте себе роли. Пусть малыш сделает и для родителей какое-то задание.

2. Проводите уроки в игровой форме. Придумайте историю и вовлекайте в роль ребёнка, любимые игрушки, окружающие предметы. Стул можно перевернуть набок и вообразить ракетой, покрывала послужат планетами, а пришельцам покажите артикуляционную гимнастику. Включите в программу рисование, аппликацию, эксперименты с водой, материалами, пищевыми красителями и т.д. 

3. Играйте с пластмассовыми игрушками: овощами, фруктами. Угощайте кукол и зверят, играйте в магазин или кафе. Это отличный повод расширить словарный запас ребёнка.

4. Обязательно хвалите малыша. Для этого выявите, какие поощрения работают. Это могут быть наклейки, оценка, вкусности. Многие дети предпочитают простые игрушки, например, мыльные пузыри или лакомства.

Игры на развитие мелкой моторики

Части головного мозга, отвечающие за речь и за движения рук находятся рядом. Развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие речи. Для игр с мелкой моторикой, подойдут как готовые игрушки, так и сделанные из подручных средств. Если вы хотите купить готовые игрушки для сенсорных игр, рассмотрите сортеры, вкладыши, пазлы, шнуровки. Интересные варианты — интерактивные книги из фетра и бизиборды.

А вот несколько идей, которые можно с лёгкостью организовать самим:

  • игры с крупами. Попросите малыша сортировать по тарам крупы, высыпать на поднос муку или манку и пальцами рисовать, выкладывать узор, нанизывать макароны на шпажки; 
  • игры с пластилином или солёным тестом. Научите катать колбаски, зубочисткой делать узоры и даже картинки; 
  • игры с липкой лентой. Подберите небольшие игрушки: бусины, пуговицы, крышки от детского питания, и при помощи скотча наклейте их на крупные предметы, например, на кастрюлюБудьте рядом, когда малыш работает с мелкими предметами! Он может потянуть их в рот.
  • игры с бумагой и фольгой. Заверните предметы, а ребёнок пусть разворачивает, устройте конкурс на тему «Кто порвёт бумагу на самый маленький кусочек за минуту». 
  • игры с пальчиковым театром из бумаги. Для этого нарисуйте героев на бумаге и сделайте внизу отверстие для пальца; 
  • игры с пинцетом. Раскладывайте бусины по цветам, кормите животных крупами. Например, курочке нужно положить рис, а уточке – фасоль. 
  • игры с водой. Попросите ложкой вылавливать игрушки, набирать воду резиновой спринцовкой. Пипеткой можно набирать воду и наполнять по каплям выпуклые отверстия от конструктора «Лего»; 
  • игры с прищепками. Вырежьте солнце и тучки из картона, раскрасьте. Прищепками попросите сделать лучики и капли; 
  • пальчиковые игры. Дети очень любят повторять за родителями стишки и проигрывать действия стишка ручками. «Сорока-ворона», «Пальчики-грибочки», «Пять-утят» — это классика, которая актуальна как грудничкам, так деткам в 3-5 лет. Для большего эффекта пальчиковые игры можно проводить с массажным мячиком. У Екатерины Железновой есть много хороших песенок, под которые можно делать массаж и массировать пальчики и ладошки. Например, «Мы эту ручку разотрём».

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на артикуляцию помогут правильно произносить звуки, укрепят мышцы языка, губ и мягкое нёбо. Для упражнений пригодится настольное или любое зеркало среднего размера для вас и ребёнка. С ним малыш поймёт, как располагать язык и губы в процессе произношения звуков. А вы будете поддерживать его, показывая пример.

Упражнений много, все делятся на динамические и статические. Динамические упражнения направлены на формирование правильных движений мышцами языка, губ и щёк. Они требуют многократного повторения, не менее 6-8 раз. Статические упражнения направлены на удержание нужной артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. 

Какие задания относятся к динамическим и как их делать? Ниже примеры динамических упражнений.

«Вкусное варенье»

Для него пусть малыш откроет рот и широкой частью языка коснётся верхней губы. Движения идут сверху вниз. Двигается только язык, нижняя челюсть спокойна.

«Качели»

Попросите улыбнуться, обнажив зубы. Высовывать язык не нужно. Следует поместить язычок широкой частью за зубы и держать, пока вы считаете до пяти. Сделайте то же самое, поднимая язычок к верхним зубам.

«Маляр»

Для выполнения этого упражнения попросите улыбнуться с приоткрытым ртом. Попросите поднять язык наверх, к внутреннему твёрдому нёбу и гладить его узким кончиком, доходя до зубов. Движения идут вперёд-назад.

«Часики»

Попросите слегка приоткрыть рот и улыбнуться. Под ваш счёт пусть малыш тянет язык в стороны к уголкам рта.

«Ветерок»

Взять одноразовый бумажный платочек, оторвать полоску в 10-15 см, высунуть язык и поместить на конец языка. Подуть, чтобы полоска поднялась и трепыхалась. Если с первого раза не получается, укоротите немного.

Статические задания проводятся так: 

«Лопатка»

Пусть малыш расслабит язык и положит на нижнюю губу. Нужно постараться удержать его без дрожания на 10-15 секунд. 

«Желобок»

Попросите хорошо высунуть язык и свернуть края. Получится «трубочка», в которую нужно подуть.

«Иголочка»

Попросите чадо открыть рот, напрячь язык и выдвинуть узкую часть вперёд.

«Чашечка»

Попросите открыть рот и улыбнуться. Язык поднять и принять форму чашечки.

«Трубочка»

Попросите малыша вытянуть губы вперёд как можно дальше, делая форму трубочки.

Гимнастику нужно выполнять дважды в день от пяти до семи минут. Чтобы было интереснее, статические упражнения можно выполнять, играя на металлофоне. Вы играете звуки «до-ре-ми», «ми-ре-до», а ребёнок удерживает артикуляционную позу, пока слышит музыку. 

Для динамических нужен счёт до десяти и барабан.

Игры на развитие фонематического слуха

Фонематический слух необходим для речевого развития, поскольку ребёнок должен различать отдельные звуки (фонемы). Фонематический слух включает в себя такие навыки, как сопоставление, узнавание слов и повтор его составляющих.

«Поймай звук»

Предложите малышу поймать звук, например «а». Для этого проговаривайте слова, которые содержат и не содержат звук (лес, Таня, окно, чаща, мама). Как только малыш услышит этот звук, он должен хлопнуть в ладоши. Когда у ребёнка всё начнёт получаться, усложните задачу и попросите ловить звуки, например «ло». (корабльлошадьвесло).

«Ушки-макушки»

Подготовьте звенящие и стучащие предметы, такие как ложки, барабаны, маракасы, колокольчик. Вместе с ребёнком послушайте их звучание, а затем попросите его отвернуться. 

Воспроизведите звуки снова и попросите назвать источник.

«Тихо-громко»

Выучите лёгкую скороговорку и попросите ребёнка произнести её шёпотом, потом погромче и громко.

Исправление ошибок

Найдите несложное четверостишие и нарочно прочитайте некоторые слова с ошибками. Пусть малыш их поправит.

Например:

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползёт зелёный … лук (правильно жук)

С длинными усами!»

Игры на формирование лексико-грамматических категорий

Здесь стоит вести работу по двум фронтам: расширить словарный запас и сформировать грамматическое представление. К первой категории относят описание предмета, его строение, описание по нескольким параметрам (размер, цвет, форма и т.д.). Второе направление включает умение изменять слово (род, число, падеж), образовывать новое при помощи суффиксов, строить предложения разной длины.

«Один-много»

Покажите малышу картинки с животными, фруктами, предметами. 

Пусть подберёт множественное число к изображению (если там один предмет или наоборот). Скачать карточки можно на нашем сайте.

«Помоги Незнайке»

Попросите ответить на вопросы и повторить предложения полностью. Незнайка строит дом. Пилить нужно чем? Строгать чем? Подметать чем? (Малыш отвечает). Друзья решили ему помочь. Пончик красит (что? чем?). Винтику на ногу упало (что?). Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем?).

«Подскажи действия»

Возьмите игрушку, например, человека и показывайте с ним действия, употребляя в основе глагол «идти». Ребёнок должен подобрать правильный глагол исходя из действий. Например, человек домой (что делает? идёт); к пяти часам из офиса (что сделает? уйдёт, выйдет).

«Составь рассказ»

Для игры пригодятся картинки с профессиями людей. Попросите малыша рассказать о профессии. 

Например: это воспитатель. Он работает в детском саду. Любит маленьких детей и постоянно с ними рисует, читает книжки, гуляет. А ещё укладывает спать и может покормить с ложки.

«Эрудит»

Для этой игры понадобятся карточки с животными. Покажите картинки и задавайте вопросы:

  • У кого самая длинная шея?
  • У каких животных острые зубы?
  • У какого животного пятачок?
  • У каких животных нет копыт?

«Из чего это сделано?»

Называть состав предмета, из чего сделан. Например, стакан из стекла — это какой стакан? (Стеклянный стакан). Варенье из сливы — это какое варенье? (Сливовое варенье).

«Описание предмета»

Попросите ребёнка рассказать о каком-нибудь предмете.

Например, мяч. Каким он бывает? Ребёнок подбирает прилагательные: круглый, большой, футбольный. А дом? Высокий, разноцветный, с треугольной крышей и т.д.

«Сортировка»

Заранее приготовьте предметы одинаковой формы, цвета или состава и разложите их. Пусть малыш собирает одинаковые по какому-либо признаку. Например, все предметы красного цвета. 

Скороговорки

Они не только расширяют запас слов, но и улучшают дикцию. Начинайте с простых и усложняйте со временем. Например:

  • У киски в миске сливки скисли;
  • ВставайАрхиппетух охрип;
  • Шакал шагалшакал скакал;
  • Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход;

Советы для мам

Чтобы успешно провести логопедические игры, учитывайте нюансы.

1. Приступайте к играм плавно: для первых дней хватит трёх — пяти минут. Со временем увеличивайте продолжительность. Есть задания, которые можно проводить на прогулке или по дороге домой из детского садика.

2. Желательно проводить две или три игры ежедневно, не считая игр на развитие мелкой моторики и артикуляционных упражнений.

3. Не допускайте, чтобы ребёнок переутомился. Занятие без перерыва не должно превышать 15-20 минут.

4. Все игры проводите в хорошем расположении духа и не принуждайте ребёнка. Ничего страшного, если вы немного сдвинете время или перенесёте занятия.

5. Если малыш не расположен к занятиям, попробуйте провести несколько игр с перерывами.

6. Ошибки указывайте на фоне общего одобрения.

В основе всех логопедических игр лежит регулярность, положительный настрой ребёнка и желание обучаться. Подойдите к играм творчески, позитивно и с неугасающей верой в вашего ребёнка. Если через полгода-год нет улучшенийобратитесь к специалисту.

3-4 года 4-5 лет

Звуки выговоры образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, какие не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря мочи, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции необходимы сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Сообщая о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояски, грудной клетки.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика является специально разработанной логопедами методикой, назначенной для коррекции произношения у детей. Она включает в себя курс упражнений, помогающий поставить правильное произношение звуков. Еще она имеет наименование «логопедическая зарядка». Она нужна в случае не правильного функционирования артикуляционных органов, если они недостаточно сильны и недостаточна амплитуда движений, при не верном положении языка и губ при произношении звука или слога.

Ребенок при этом:

  • неправильно или нечетко произносит звук;
  • не произносит необходимый звук и заменяет его другим;
  • изменяет порядок букв и слогов.

Поскольку качество произношения является одним из значительнейших факторов общего развития, то целесообразно уделить этой проблеме особое внимание. Обычно дети в возрасте 2-3 года неплохо произносят простейшие глухие и звонкие согласные, такие как К, Г, Х, Н, Д, Г и гласный звук О. В 3-4 года это уже С, Й, Л и гласный звук Э.

Речевой аппарат и мышцы человека спрашивают для своего развития нагрузок. Ребенку сложно без тренировки правильно произносить гласные и согласные звуки.

Общие рекомендации по гимнастике

Начиная дела по артикуляционной гимнастике, нужно соблюдать следующие рекомендации.

  1. Объясните ребенку необходимость данных упражнений. Следует избегать элементов силы, поскольку это может спровоцировать сопротивление и не даст нужного результата.
  2. Проводить занятия в форме игры.
  3. На своем образце показывать, как правильно выполнять упражнения.
  4. При выполнении упражнений не спешить, нужно внимательно отслеживать правильность и запоминание упражнений дитятей.
  5. Выполнять упражнения нужно перед зеркалом. Периодически задавать вопросы, помогающие отследить действия: Где твой стиль сейчас? Чем он занят? Какие ощущения в губах? Какие ощущения в щеках?
  6. Поэтапное увеличение скорости с выполнением под счет. Отслеживать плавность и точность движения. Лишь такая методика выполнения упражнений вероятен положительный результат.
  7. Лучшее время для занятий это утро, когда ребенок еще бодр и активен, либо в вечернее пора для смены занятий и подготовки ко сну. Обычно занятия занимают 5 -7 минут, но все индивидуально.

Ставим правильное произношение звуков Ц, З и С

Выполняя это задание, отслеживаем поза нижней челюсти – она должна быть неподвижной.

  1. «Забор». Нужно 7 секунд улыбаться и показывать ряд сжатых зубов. Нательная челюсть располагается строго под верхней. Сделать 4-6 повторов.
  2. «Хобот слоненка». Сжав зубы вытянуть губы трубочкой вперед. Выполнять по 7 секунд 4-6 повторов.
  3. «Щетка». Необходимо имитировать процесс чистки зубов. Язык должен двигаться с левой части нижней челюсти направо, с внешней и внутренней сторонки отдельно. Аналогично выполнить упражнение на зубах верхней челюсти. Сделать 4-6 повторов.
  4. «Задуй свечку». Зажать губами высунутый краешек языка. Держать палец напротив рта на расстоянии около 10 сантиметров. Произвести задувание свечки, выдохнув на перст. Делать глубокий вдох, и затем медленный выдох. Сделать 4-6 повторов.
  5. «Ледяная горка». Широко улыбаясь упереть краешек языка в нижние зубы. Приподнять спинку языка вверх на счет 1-2-3-4-5. Сделать 4-6 повторов.
  6. «Ледяная горка 2». Предварительно вымыть длани или протереть влажной салфеткой. Приподнять спинку языка вверх на счет 1-2-3-4-5. Сделать 6 повторов.

Ставим правильность выговоры звуков Ч, Ш, Ж, Ш

Выполняя это задание, также следим за положением нижней челюсти – она должна быть неподвижной.

  1. Чередуем упражнения «Хобот слоненка» и «Забор»
  2. «Проказник». Высунув немножко кончик языка произносить «пя…пя…пя…пя…пя…» зажимая и разжимая губы. Сделать 4-6 повторов.
  3. «Приклеенный язык». Положив кончик стиля на нижнюю губу произносить «пя», не отрывая язык от губы, держа рот слегка приоткрытым. Делать по 5-10 секунд не менее 4 подходов.
  4. «Варенье от бабки». Делать с оттянутой вниз нижней губой. Зубы видны. Облизывать нижнюю губу в обе стороны. Сделать 5 подходов.
  5. «Индюк». Сделав бездонный вдох и приоткрыв рот быстро произносить «бл…бл…бл…бл…». Следить при выполнении упражнения, что бы язык бегал по верхней губе. Мастерить 7 секунд.
  6. «Тарелочка». Широко улыбаясь показывать зубы, высунуть язык. Выполнять 5 раз по 10 секунд.

Ставим правильность выговоры звуков Р и Л

Сложнее всего ставится мягкая «л», если сравнивать ее с твердой «л». С этой целью нужно тренироваться на сочетаниях слогов «ля-ла», «лэ-ле», «лё-ло» и так дальше. Чтение стихов наизусть, где встречаются подобные словосочетания, выговаривание отдельных слов и т.д.

Для постановки звука «р», следует употреблять следующим списком упражнений.

  1. Выполнить упражнения «Хобот слоненка» и «Забор».
  2. Выполнить упражнение «Щетка»
  3. Выполнить упражнение «Варенье от бабки».
  4. «Художник». Язык это кисть. Небо во рту это полотно. Красим полотно движениями вперед-назад, по кругу в обе стороны, вправо-влево. Стиль во время упражнения не должен отрываться от поверхности неба и не выходить за зубы. Сделать 4-6 подходов.
  5. «Гриб». Делать визави зеркала. Приоткрыв рот и показывая зубы цокнуть языком, далее присосать его к небу. Уздечка языка подобна ножке гриба, а сам стиль его шляпке. Выполнять 3 раза по 10 секунд.

Тренировка щек и губ

Для повышения эффективности занятий нужно делать дыхательную гимнастику, задействовав уста и щеки.

  1. Массирование щек – растирать и слегка похлопывать ладонями щеки, аккуратно покусывать изнутри. Освоив этот вариант можно привнести игровой элемент и выполнять его во время купания или умывания.
  2. «Запасливый хомяк». Разжав и расслабив челюсти набрать атмосфера и сомкнуть губы. Надуть щеки, сначала обе, потом чередуя. Выполнять 6 секунд.
  3. «Голодный хомяк». Разжав и расслабив челюсти втянуть щеки вовнутрь. Выполнять 6 секунд.
  4. «Фейерверк». Сделав глубокий вдох сомкнуть губы. Раздув щеки хлопнуть по ним ладонями и выпустить атмосфера. При выполнении упражнения воздух должен выходить со специфическим шумом.
  5. «Утро». Широко раскрыв рот набрать в легкие атмосфера, якобы зевая. Язык должен быть расслаблен. Полностью выдохнуть. Сделать 3 подхода.
  6. «Волк». Вдохнув и вытянув уста выдыхать и произносить «у…у…у…у…у». Делать 3 раза по 6 секунд.

Тренировка движений и силы мышц нижней челюсти

  1. «Птенчик». Обнаруживать и закрывать широко открытый рот. Выполняя это упражнение на лице должна быть улыбка, «птенец» (язык) сидит за нательными зубами. Выполнять ритмично под счет.
  2. «Акула». Делая упражнение слегка приоткрыть рот. «Раз» — переместить челюсть вправо, «два» — вернуть в отправное положение, «три» — переместить челюсть влево, «четыре»- вернуть в исходное положение, «пять» -выдвинуть челюсть вперед, «шесть» — вернуть в отправное положение. Выполнять под счет, не торопясь и плавно.
  3. «Жвачка». Имитация процесса жевания с закрытым, а далее открытым устой.
  4. «Обезьянка и зеркало». Открыв рот челюсть максимально тянуть вниз, при этом язык так же как можно больше тянуть книзу.
  5. Следует максимально эффективно использовать игровой настрой детей в таком возрасте. Выполнение упражнений через игру существенно облегчает ход дел и выполнение упражнений. При правильной подаче у детей проявляется интерес к занятиям, и как следствие улучается произношение.

«Сказка про Язычок»

Вместо заточения

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для верного произношения звуков. В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям можно использовать нетрадиционные упражнения, которые носят игровой нрав и вызывают положительные эмоции у детей.

[embedded content]

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, которые развивают гибкость язычка ребенка. От этого зависит правильность и чистота произношения каждого звука. Гимнастика позволяет “поставить” язык правильно во время говорения звука — соприкасаться с языком в том или ином положении, сгибаться в разных положениях.

Формирование речевых навыков ребенка осуществляется вплоть до шести лет. В это время он научается произносить звуки и их сочетания. Родителям необходимо контролировать этот процесс, чтобы в будущем у малыша не наблюдалось проблем с задержкой речевого развития и ребенок не испытывал трудности в общении.

Артикуляционная гимнастика не только способствует правильному развитию речи, но и благотворно влияет на мышцы лица, укрепляя их. Во время зарядки усиливается кровообращение, развивается гибкость разных органов, участвующих в речи.

Кому показана артикуляционная гимнастика

Занятия речевой зарядкой будут полезны всем малышам, но особенно в двух случаях:

  1. в качестве подготовки к исправлению логопедических проблем — гимнастика предваряет упражнения на постановку отдельных звуков (часто “р”, “ш”, “с”);
  2. детям с нечетким, вялым произношением слов, т. е. когда вы слышите, будто у ребенка “каша во рту” во время говорения.

Основные правила выполнения гимнастики

Заниматься артикуляционной гимнастикой можно и в 2, и в 4 года. Начинать занятия можно уже с 8 месяцев. До 5 лет она работает как вспомогательная гимнастика для развития речи, а в 5 — 6 лет с ее помощью можно наладить уже возникшие недостатки звукопроизношения. Залог эффективности гимнастики — в ее регулярности. Выполнять упражнения желательно каждый день, в среднем по 6 минут. Начинают с 2 — 3 минут в день, постепенно доводя в более старшем возрасте до 10 минут на одно занятие.

Проводить занятие с малышом лучше в веселой игровой форме, когда он расслаблен и в хорошем настроении. Большинство упражнений это учитывают и представляют собой комплексы из интересных стихов, показывания различных гримас.

Поскольку у малыша еще нет тех или иных навыков создания правильного положения языка, необходимо первое время выполнять упражнения перед зеркалом. Мама показывает ребенку, как должен “вести” себя язык, произнося тот или иной звук, а малыш повторяет, глядя на свой язычок в зеркале. Тогда он изначально правильно ставит язык в нужное положение: за зубами, к небу, высунув кончик когда нужно.

Лучшие упражнения для артикуляционной гимнастики

Предлагаем ряд упражнений, которые рекомендованы детскими логопедами для развития звукопроизношения и развития речи ребенка.

“Окошко”. Скажите ребенку, что его ротик — это окно. Когда вы говорите “жарко”, “окошко” должно широко открыться, когда “холодно” — закрыться. Чередовать несколько раз.

“Лопатка”. Расслабить язык, чтобы он в широком положении свободно лежал на нижней губе.

“Почистим зубы”. Растянуть губы в улыбке, затем широко открыть ротик. Представить, что язык — это зубная щетка. Кончиком язычка “вычистить” с внутренней стороны нижние и верхние зубки.

“Трубадур”. Вытягивать губы вперед, сложив их в “дудочку”.

“Хронометр”. Улыбнуться, широко раскрыть рот. Представить, что язык — это стрелка часов. Поднять его вверх и водить от одного уголка рта к другому.

“Я маляр”. Представить, что кончик языка — это кисть. Гладить им небо, представляя, что красите потолок.

“Ем орехи”. Закрыть рот, кончиком языка упираться поочередно в щечки изнутри, чтобы снаружи выглядело, будто во рту круглые орехи.

“Сладкое варенье”. Сложить язык “чашечкой”, при открытом ротике облизывать верхнюю губу.

“Цокает лошадка”. Цоканьем языка имитировать звуки копыт лошадки. Открыв ротик, делать присасывающиеся движения языком к небу.

“Острая иголка”. Высунуть язык вперед, напрячь его, чтобы он был узким, и держать около 7 секунд.

Очень полезно заучивать с ребенком стихотворения и контролировать правильность произношения каждого слова. Обилие стихов для каждого возрастного периода вы найдете в интернете.

Если вы хотите быть уверены, что звукопроизношение вашего ребенка развивается правильно, задайте дополнительные вопросы логопеду во время планового профосмотра в поликлинике. Он порекомендует те или иные упражнения, которые пойдут на пользу именно вашему ребенку.

—>Теги:

Артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений, который при регулярном использовании позволяет человеку развить и улучшить свои навыки владения речью. Существует артикуляционная гимнастика для взрослых и детей. Соответственно, основное применение её – профессиональные сферы, требующих хорошего владения речевым аппаратом (вокал, журналистика, преподавательская деятельность и т.д.) и педагогика. Базовое владение речью является обязательным навыком для адаптации в социуме, поэтому родителям стоит уделить развитию речи своего ребёнка достаточно внимания.

image

Механизмы гимнастики

Артикуляционная гимнастика для детей направлена на укрепление мышц языка, губ, щёк и нижней челюсти. Для корректной речи важно правильно освоить управление движениями органов, участвующих в артикуляции звуков. С этой целью используются последовательности и сочетания простых движений, задействующих мимический аппарат нижней части лица.

Мы приведём несколько простых последовательностей движений, условно разделённых по наибольшей задействованности разных органов. Эти движения в разных обрамлениях и сочетаниях встречаются в большинстве картотек артикуляционных гимнастик для детей. Подобные упражнения можно практиковать в детском саду или дома, в групповых и индивидуальных занятиях.

Презентация артикуляционной гимнастики

Музыкальное сопровождение идет ниже слайдов. Включайте любимые ваши песни!

image image image image image image image

Упражнения для губ:

  • мягкое прикусывание или «всасывание» губ
  • вытягивание губ в трубочку
  • подъём верхней губы
  • выпячивание или оттопыривание нижней
  • размыкание губ при сомкнутых зубах
  • «протыкание» языком попеременно верхней и нижней губы

Для щёк и челюстей:

  • широкая улыбка
  • широкое открывание рта
  • массаж щёк
  • надувание и втягивание щёк
  • поочерёдное надувание щёк
  • «протыкание» языком попеременно правой и левой щеки

Для языка:

  • слегка покусывать язык спереди и с боков, улучшая кровоснабжение
  • слегка высовывать и убирать язык, оставляя рот открытым
  • пробовать дотянуться языком до подбородка
  • трогать языком верхнюю губу (или кончик носа, если получается)
  • маятникообразные движения языком от одного уголка губ к другому
  • движение кончиком языка по нёбу
  • цоканье языком

Упражнениям для языка следует уделить особое внимание – это основной орган артикуляции, и способность правильно напрягать и расслаблять язык сильно влияет на качество произносимых слов.

Большинство упражнений можно и нужно чередовать и расширять, сливая простые движения в более сложные комплексы – для отработки сочетаний движений и более тонкой настройки речевого аппарата, необходимой для скоординированной и красивой речи. Так, к примеру, плавным соединением «протыканий» языком щёк и губ можно образовать упражнение кругового движения языка впереди зубов, усиливающее кровообращение губ и языка. Также можно добавлять к упражнениям различные звуки – например, к вытягиванию губ трубочкой подойдёт произнесение звука «у».

Возраст начала гимнастики

Формирование основной базы артикуляционных навыков происходит у детей примерно к четырём годам – именно к этому времени происходит полное физиологическое формирование нужных мышц. Чтобы у ребёнка не возникало психологических проблем из-за речевых дефектов и необходимости исправлять их в более позднем возрасте, следует обратиться к логопеду при первых признаках неправильного освоения звуков. Но делать это имеет смысл не раньше четырёх лет – до этого возраста трудно оценить, насколько велика погрешность в звукоизвлечении.

Однако артикуляционную гимнастику в разных проявлениях можно практиковать, начиная с самого раннего возраста. По сути, стремление младенца попробовать всё «на зубок» и первые звуковые разговоры с ним с упором на гласные – часть естественного освоения и подготовки речевого аппарата к будущему говорению. Поэтому начинать заниматься примитивной артикуляционной гимнастикой можно, начиная с одного года.

Системы упражнений артикуляционной гимнастики для детей младшего возраста чаще всего носят игровой характер – путём эмоционального вовлечения ребёнка в процесс улучшение дикции достигается быстрее, чем через фиксацию детского внимания на необходимости результата. Последнее чаще, напротив, тормозит прогресс, поскольку при наличии речевых недостатков и осведомлённости о них ребёнок чувствует себя уязвимо. В такой ситуации, не получая немедленного улучшения, он может впасть в отчаяние и демонстрировать отторжение от занятий. Поэтому очень важно показывать ребёнку, что ваша любовь и радость от его присутствия в вашей жизни никак не зависит от его умений. Ощущение безопасности и комфорта во взаимодействии с вами освободит психику ребёнка для осуществления им позитивных изменений.

Советы по организации процесса

Во время исполнения артикуляционных упражнений желательно использовать большое зеркало. Это связано как с необходимостью контроля ребёнком правильности выполнения упражнений, так и с тем, что это даст ему комплексное восприятие производимых звуков, внешнего их проявления и ощущений своего тела.

Приучать ребёнка к гимнастике нужно постепенно. Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики обычно достаточно обширны, и не стоит стремиться выполнить какой-то из них полностью. Для начала сосредоточьтесь на нескольких упражнениях. Можно показать ребёнку все известные вам и ограничиться теми, которые вызывают у него наибольший энтузиазм. Важно замечать реакцию ребёнка на каждое упражнение, почаще останавливаясь на тех, которые он делает с особым удовольствием. Начиная с нескольких минут, постепенно вводите новые упражнения и доводите длительность занятия до 15-20 минут – но не дольше, чтобы избежать перенапряжения и рассеивания внимания.

Не нужно пытаться сделать всё «правильно» – этим стремлением и чрезмерной серьёзностью можно перенапрячь и себя, и ребёнка. Сфера речевого развития позволяет использовать фантазию и проводить время не только с пользой, но и с удовольствием. Используйте краткие стихи и картинки и постарайтесь сделать занятия интересными и смешными. Просто расслабьтесь вместе со своим ребёнком и почувствуйте себя в детстве, где можно корчить рожицы, кривляться и смеяться, не опасаясь потерять лицо.

← Постановка звуковРечевой слух и фонематический слух →

Другие материалы рубрики Развитие связной речи Как научить ребенка читать Речевые нарушения

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий