Как сделать дымковскую игрушку?

ГДЗ 1 класс

ГДЗ 2 класс

ГДЗ 3 класс

ГДЗ 4 класс

ГДЗ 5 класс

ГДЗ 6 класс

ГДЗ 7 класс

Категория: Доклады и презентации про окружающий мир 1,2,3,4 класс

image

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней. Наш рассказ о дымковской игрушке предназначен в первую очередь для детей, младших школьников, но интересующимся взрослым почитать тоже будет интересно.

История создания дымковской игрушки

Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка). 

Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.

Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.

Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.

Особенности дымковской игрушки

Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.  

Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.

Процесс изготовления дымковской игрушки

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:

Как лепить дымковскую игрушку

image

Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.

Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.

Лепку можно условно разделить на несколько этапов:

Основой в лепке дымковской игрушки является туловище. Сначала из кусочка глины скатывают шарик. Затем из этого шарика вытягивают нужную форму тела, при этом, чем плавнее проводится этот процесс, тем более правильной и красивой получается форма.

Изготовление придатков производится также из глиняного шарика, но меньшего размера. Под придатками подразумеваются конечности, голова, шея и т. д. Они крепятся к туловищу, а места соединения скрепляют глиной и водой, чтобы переход был более плавным.

В качестве украшений можно создавать из глины шарики, колечки, канавки, колбаски, а затем крепить их на фигурку.

Например, чтобы изготовить барышню, вначале необходимо вылепить конусообразную юбку. Затем, к ней крепится тело с продолговатой шеей. Следующим этапом является прикрепление головы и рук, после чего настает время нарядить барышню в красивый платок, одеть на голову шляпку и поместить в руки домашнее животное или ребенка.

Мужские фигурки лепятся немного по-другому. Туловище и головы крепятся к ногам, которые представляют собой две толстые колбаски, изогнув нижние части которых получают ножки. Головные уборы и волосы также отличаются от женских образов.

Туловище животного напоминает по строению конус, к острой части которого крепится голова и шея. Конечности обычно крупные, немного сужающиеся книзу. Хвост с рогами крепятся к туловищу в последнюю очередь.

Интересным моментом является то, что все дымковские игрушки делаются расширяющимися книзу. Например, у дам всегда пышные платья, кавалеры чаще всего восседают на лошади, а у животных короткие ножки. Это связано с тем, что хрупкий низ может не выдержать тяжести всей игрушки после процесса сушки.

Сушка и обжиг дымковской игрушки

После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжигом. Длительность сушки зависит от размеров статуэтки и особенностей климата внутри помещения. Обязательно учитывается влажность, температура и другие показатели. В зависимости от этих значений процесс сушки занимает от 3 дней до 3 недель.

После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным.

Побелка (беление) дымковской игрушки

После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. После того, как молоко скисает, раствор становится твердым и на поверхности игрушки создается ровный белый слой. Выбеливание фигурок позволяет не только сделать их поверхность более ровной, но и придать наносимым краскам особую живую яркость.

Несмотря на многочисленные попытки изменить состав раствора, они оказались неудачными. В результате фигурки получались желтоватыми или поверхность выглядела неровной. Поэтому, сейчас, как и много веков назад, побелка дымковской игрушки производится именно указанным выше составом.

Особенности росписи дымковской игрушки

Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.

Изначально, для росписи использовали темперные краски, разведенные уксусом, квасом или растертые на яйце. Чаще всего наносились восемь цветов. Роспись производилась с помощью палочек с накрученными на них тряпочками, а для прорисовки глаз и бровей использовали лучинки-палочки. В настоящее время, применяются специальные краски для керамики, акриловые краски, растертые на яйце, или гуашевые краски. Наносят их на игрушку хорьковыми или колонковыми кистями.

Классическая роспись дымковских игрушек состоит из сочетания крупных геометрических узоров и гладкоокрашенных частей. При нанесении используются контрастные цвета, перемежаемые с белым и черным, а также небольшие листки сусального золота. Все это позволяет создать неповторимую цветовую гамму и подчеркнуть сочность оттенков. Наиболее ярко расписывались фигурки животных и орнамент юбок. Квадратики сусального золота наносились на эполеты военных, головные уборы дам, хвосты индюков. Чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный.

Особенностью нанесения рисунка была и является его последовательность. Вначале рисовали волосы, глаза и брови, затем раскрашивали головной убор и юбку. Чтобы придать узору дополнительный блеск, в некоторых местах наклеивали кусочки сусального золота.

Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур и цветовых решений, которые придают особый колорит дымковской игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца, змеи.

Важно было начинать раскрашивание со светлых оттенков, к которым добавлялся более темный цвет. Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый — это символ природы, пашни и земли, красный — красоты, здоровья, огня, белый — доброты, правды, честности, черный — горя, зла, а голубой — цвет неба.  

При нанесении узоров в первую очередь стремились наносить те, которые символизировали правду, красоту, здоровую жизнь. Такие игрушки становились своеобразным оберегом.

Для каждой фигурки существовали определенные приемы росписи. Наиболее ярко раскрашивали петухов, индюков, всадников, уток, козлов. Узор часто носил не только оригинальный, но и фантастический характер. Несколько реже создавали фигурки баранов, свиней и коров. 

Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование являлось характерной и отличительной чертой дымковской игрушки. Вырезанные из листиков сусального золота квадратики с помощью кисти, смоченной в яичном белке, наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисточки.

Существуют ли сейчас мастера дымковской игрушки?

Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот процесс так и не стал автоматизированным и серийным. Фигурки и сейчас расписывают вручную, согласно правилам, существовавшим 400 лет назад, когда только появился этот народный промысел. Однако, не всем молодым мастерам хватает терпения пройти до конца процесс обучения, но те, кто постигают его полностью, становятся настоящими профессионалами. Они создают своими руками завораживающие образы дымковской игрушки, каждый из которых индивидуален и неповторим.

Создание дымковской игрушки было и остается женской профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные образы и передавать их целой гаммой сочных красок.

Благодаря дымковской игрушке, существующей уже более 400 лет, продолжается богатая история русского народа и его культурного наследия. Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальныйсюжет которой каждый человек придумывает для себя сам. И, хотя, дымковская игрушка в настоящее время утратила свой ритуальный смысл, она продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа.

12 июля 2013, 16:23

Сотни лет назад дымковский промысел был на Вятке семейной традицией, а сейчас это своего рода бренд Вятского края, известный всему миру. За это время промысел пережил и непростые времена, был даже под угрозой исчезновения. И если б не любовь и преданность своему делу мастериц-дымковчанок, возможно, не было б сейчас этих ярких, праздничных игрушек, не перестающих удивлять и радовать людей во всем мире.

Легко ли овладеть мастерством изготовления дымковской игрушки, где можно научиться лепке из глины и росписи игрушки, какие материалы необходимы для работы, рассказала Стелла Метелева, мастерица дымковской игрушки, и раскрыла главный секрет мастерства.

— Стелла Германовна, расскажите, как сами пришли в дымковский промысел? С чего все началось? Легко ли было овладеть этим мастерством?

— Знакомство с мастерством изготовления дымковской игрушки я начала после 8-го класса, когда пришла поработать летом в мастерской, где трудились мастерицы дымковской игрушки. Но оказалось, что за лето овладеть этим мастерством невозможно. Передо мной на тот момент встал выбор: либо я остаюсь, либо ухожу. И я решила остаться… Целый год я обучалась у мастерицы дымковской игрушки Галины Ивановны Барановой, по окончании обучения мне выдали «корочки». Но, как оказалось, чтобы стать мастером в полном смысле слова, необходимо было проработать еще 5 лет, чтобы найти свой стиль, а не копировать стиль своего учителя, как на этапе обучения. Не случайно по работам многих мастериц можно даже определить, у какого они мастера учились, поскольку стиль, знания и опыт, которые в тебя вложены, все равно остаются.

В 1982 году был организован набор дымковчанок в Художественное училище на курс художник- керамист. 12 мастериц обучались основам декоративной живописи, рисунка, построения композиции, а также эстетике, анатомии, шрифтам… С этого и начался мой творческий путь. Изготовлением дымковской игрушки я занимаюсь уже 35 лет.

— Легко ли овладеть этим мастерством?

— Многим кажется, на первый взгляд, что все очень просто. На самом деле изготовление дымковской игрушки — это настоящий труд, в который вкладывается и терпение, и любовь, без которой ничего нельзя делать — ни кашу варить, ни игрушку дымковскую лепить. Во всем нужна любовь. Даже глина требует к себе внимания. Нужно почувствовать этот материал, привыкнуть к нему. Даже для тех, кто умеет лепить из пластилина, следует иметь ввиду, что у него совершенно другая структура. Чем его больше мнешь, тем более податливым он становится. Глина, напротив, начинает сохнуть в руках и растрескиваться. Поэтому те, кто всерьез решил заняться изготовлением дымковской игрушки, должны быть готовы к тому, что путь к мастерству будет нелегким. И все-таки все достижимо. Главное — желание и терпение.

— А с чего рекомендуете начать знакомство с этим ремеслом?

— С мастер-класса, который мы проводим в магазине «Матрешка» (на Герцена, 5) в любое удобное время — с 10.00 до 19.00, только нужно предварительно записаться. Занятия проводятся как в группе (до 25 человек), так и индивидуально. На первом занятии мы пробуем лепить глиняную игрушку, затем я ее обжигаю в специальной печи и белю, чтобы подготовить для росписи. На втором занятии мы пробуем правильно расписывать дымковскую игрушку. И лепка, и роспись игрушки проходят с учётом традиций. Все материалы, необходимые для работы, мы предоставляем, об этом беспокоиться не стоит.

Помимо проведения мастер-классов, мы осуществляем продажу, реставрацию старых дымковских игрушек и делаем игрушки на заказ.

— А с какого возраста можно начинать осваивать мастерство изготовления дымковской игрушки?

— Оптимальный возраст для занятий — от 6 лет и старше. В этом возрасте ребятишки уже более осознанно подходят к процессу творчества, а главное — видят плод своего труда, что очень важно. Они получают огромнейшее удовольствие и радость от того, что сделали своими руками.

Для тех, кто желает овладеть искусством изготовления дымковской игрушки с нуля, начинать лучше с самого простого — птичек, состоящих из ступочки, туловища и головки с клювом. Это первая ступень в овладении этим мастерством. А вообще к каждому стараемся найти индивидуальный подход — в зависимости от возраста, навыков.

Для малышей, которым пока сложно расписывать объемные фигурки, у нас есть полуфабрикаты из фанеры и гипса, в виде дымковской игрушки (барыня, петушок, лошадка).

— Раньше мастерицы дымковской игрушки занимались не только изготовлением, но и заготовкой глины для творчества. Сегодня дымковский промысел стал все-таки проще?

— Да, это верно. Сейчас уже нет необходимости в поиске материала для своих работ. Мы используем для творчества специальную глину, которую нам привозят из Просницы. Нет необходимости и в приготовлении побелки: мы покупаем уже готовую. Сейчас на рынке представлено и множество других необходимых материалов для творчества, которые можно приобрести в художественных салонах: темперные краски, кисти, сусальное золото. А побелку и клей можно приобрести в магазинах стройматериалов. Так что для тех, кто хочет попробовать свои силы в этом виде творчества, открыты все пути.

— История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет, за эти годы многое менялось. И все-таки, что собою представляет традиционная дымковская игрушка? Что отличает современную дымковскую игрушку?

— Все зависит от того, какие традиции брать за основу. Если посмотреть альбом, в котором представлена старинная дымковская игрушка, можно сделать вывод, что она была максимально упрощенной, отчасти даже примитивной — и по форме, и по расцветке. К примеру, юбки у барынь полностью закрашивались, на них не было даже узоров. С течением времени для украшения игрушки стали использовать различные узоры: круги, полоски, царапинка…

Сейчас эти традиции сохранились, как и традиционные цвета для росписи: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый и голубой. Дымковскую игрушку отличает то, что при росписи обязательно добавляется фуксин — прозрачный малиновый цвет, а уже расписанные игрушки украшают сусальным золотом. Сегодня появляются очень интересные творческие работы мастериц дымковской игрушки, но традиции при этом остаются неизменны. Очень приятно, что мастерицы их соблюдают, даже если они лепят слонов, жирафов или космонавтов, а не традиционные для дымковской игрушки образы и сюжеты: барынь, кавалеров, лошадок, индюков и т. д.

Для дымковской игрушки характерно определенные правила сочетания цветов. К примеру, очень редко используется сочетание холодного цвета с холодным. Чтобы дымковская игрушка смотрелась более гармонично, имела более спокойную и мягкую цветовую гамму, лучше сочетать холодные и теплые оттенки. Несмотря на существующие каноны, у каждой мастерицы свой творческий почерк, образы и сюжеты, насыщенность и сочетание цветов. Но если присмотреться к каждой работе внимательно, можно научиться отличать руку мастера.

Главное отличие современной дымковской игрушки — огромное разнообразие в палитре. Кто-то любит более яркую, насыще6нную цветовую гамму и использует для этого соответствующие цвета. Другие предпочитают цвета более нежные и приглушенных оттенков, поэтому расписывают свои игрушки в пастельной цветовой гамме.

— Легко ли будет превратить свое увлечение дымковской игрушкой в бизнес? Что для этого необходимо?

— Прежде чем начать хоть что-то зарабатывать, предстоит титанический труд. В первую очередь необходимо посвятить свое сердце этому мастерству. И когда ты поймешь, что жить без этого не можешь, что это действительно «твое» — можно смело браться за дело. А если ты идешь в мастерицы с первостепенным желанием заработать, из этого ничего не выйдет.

Я, например, вообще не ставлю деньги целью в творчестве. Мне доставляет удовольствие сам процесс творчества и нравится доставлять эту радость другим людям. А все остальное прилагается. То есть настоящий мастер должен в первую очередь любить то дело, которым занимается, и уметь доставлять радость другим людям.

— Знаю, что недавно у вас в гостях были австралийцы. Какие впечатления у них остались от знакомства с дымковской игрушкой, от общения с мастерицами?

— Иностранные гости посетили наш мастер-класс, мы вместе пробовали расписывать барынь из гипса. Я думаю, что процесс творчества доставил им немало восторга, и они уехали домой довольные и счастливые, оставив нам очень добрые отзывы. В общем, им очень понравилось. У нас довольно часто бывают иностранцы: итальянцы, голландцы, американцы…

— На вывеске у Вашего салона есть надпись «магазин праздничного настроения». Всегда удается создать праздничное настроение у посетителей?

— Почти все люди, пришедшие к нам, уходят с положительными эмоциями и остаются довольны. У нас работают очень приветливые продавцы, которые всегда с улыбкой и по-доброму готовы что-то предложить. Я рада, что работаю в таком коллективе.

Очень приятно, когда люди, пришедшие на наши мастер-классы, открывают в себе новые способности, получают удовольствие от самого процесса творчества и радуют близких своими работами. Хочется, чтобы интерес к дымковской игрушке не угасал, а желающих научиться ее делать стало больше.

Дымковская игрушка — едва ли не единственный вид народного искусства, который дает уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и непрерывное в смене многих поколений и династий мастеров. Сначала немного истории 😉 Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться. Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской. В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи. Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила. Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают. Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов. Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

1 29 мая 2009

Другие новости

В 5 классе детям могут дать задание нарисовать дымковскую игрушку, в школе часто устраивается конкурс рисунков на данную тему. Картинки дымковских игрушек для срисовки помогут выполнить задание. Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Роспись возникла в заречной слободе Дымково, около города Вятки (ныне на территории города Кирова).

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных. Их красили в яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Женщина с ребёнком

Барыня

Украшенная лошадь для срисовки

Мужик с балалайкой верхом на свинье

Дама на лошади

Птичий двор в Дымково

Дымковский баран

Барыня с вёдрами

Петушок

Рисунок козла

Картинка дымковские игрушки

Красивые животные — дымковская роспись

Раскрашенная лошадка для детей

Индюк

imageДымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют » кировскими игрушками».

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.

image
Яркие дымковские фигурки

Это касается всех этапов создания глиняных фигурок, начиная от процесса лепки до росписи. Именно уникальность, своеобразие и широкая вариативность форм и являются изюминкой дымковской игрушки.

image
Образцы дымковских игрушек

История промысла

История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI  столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.

Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.

image
Дымковская игрушка » Тройка».

Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи, и был посвящен памяти погибших в Хлыновском побоище в 1418 году.

В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была яркая, мастерски расписанная глиняная свистулька.

Позднее историческое значение праздника было подзабыто, а вот традиция изготовления расписных глиняных фигурок прижилась и получила широкое распространение. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.

В дальнейшем мастера занялись изготовлением глиняных фигурок на постоянной основе. При этом значительно расширился ассортимент изделий.

image
Дымковская игрушка » Парочка».

В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым. Глиняные фигурки делали в большом количестве практически в каждом дворе, поэтому местных покупателей оставалось все меньше и меньше.

Тогда маленькие яркие статуэтки стали возить на продажу в Оренбургскую область, в Москву и другие крупные города, где часто устраивались ярмарки и были открыты специальные лавки по продаже игрушек и сувениров.

image
Дымковская игрушка » Дама с собачкой».

Материалы и технология изготовления

Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком.

Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.

Срок просушивания у игрушек разный ( от 2 дней до полутора месяцев) — в зависимости от размера и композиционной сложности изделия.

Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя — тремя слоями темперных белил.

В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом.

После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче.

В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки.

В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса.

image
» Девушка с самоваром».

Цветовая гамма и орнаменты росписей

Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. Среди основных цветов, характерных для дымковской росписи, можно назвать следующие:

  • красный
  • алый
  • оранжевый
  • желтый
  • синий
  • зеленый
  • золотой

В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Можно заметить различные композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек.

В качестве дополнительного декоративного элемента на готовый цветной узор наносятся мелкие капельки или ромбики из сусального золота.

Тематика дымковских игрушек

Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился.

Изначально тематика дымковских игрушек была следующей:

  • Фигурки животных — кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие.
  • Фигурки птиц — утки, гуси, куры, петухи, индюшки.
  • Мужские фигурки — в русской национальной одежде или в старинных костюмах.
  • Женские фигурки — барыни в пышных платьях с кокошником на голове.
  • Фигурки детей — младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах.
  • Скоморохи — очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах.
  • Водоноски — игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах.
  • Сюжетные игрушки — фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности.
image
Сюжетная игрушка » Семья».

В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.

Образцы изделий дымковского промысла

Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие:

  • Стилизованные фигурки животных и птиц
  • Герои народных сказок
  • Изделия на темы исторических сюжетов
  • Фигурки мужчин и женщин в народных костюмах
  • Фигурки детей
  • Представители различных профессий
  • Предметы быта
  • Предметы старины

На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить историко — культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.

Дымковская глиняная игрушка

В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа » Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.

Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.

Скульптурная группа » Семья» в центре Кирова.

В 2011 году в Кирове открылся музей » Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.

В Кировском музее дымковской игрушки

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий