Как развивать речь дошкольника с помощью пальчиковой гимнастики

№ 4964 Статья «Пальчиковые игры, как средство развития речи интеллектуальных способностей ребенка»

Опубликовано 14.03.2019

Пальчиковые игры, как средство развитие речи и интеллектуальных особенностей ребенка.

Сахипова Елена Васильевна

Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада №176

Аннотация: данная статья посвящена развитию ребенка через пальчиковые игры.

           Ключевые слова: пальчиковые игры, мелкая моторика, развитие речи.

 Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Развитие навыков мелкой моторики в среднем дошкольном возрасте важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, выполнять множество разнообразных бытовых и  учебных действий. Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы психолого-педагогического взаимодействия по развитию психики ребенка.

 Наукой обосновано, что одним из показателей нормального физического и нервно — психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности — это игра. Существенный опыт накапливается ребенком в игре. Из личного игрового опыта ребенок берет представления, которые он связывает со словом. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Исходя из этого, хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры отображают действительность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

Ученые, психологи и педагоги рассматривают мелкую моторику как один из показателей физического и нейропсихического развития ребенка. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как Н.А.Бернштейн, В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Н.А.Козленко, М.О.Гуревич, А.А.Леонтьев, М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина, С.Г.Шевченко, У.В.Ульенкова, О.Н.Усанова, М.М.Безруких, С.П.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев, Т.П.Хризман, М.Н.Звонарева, Д.Сели, М.Монтессори и др .

Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы психолого-педагогического взаимодействия по развитию психики ребенка. Для того, чтобы выполнение движений мелких мышц стало для ребенка увлекательной игрой, можно использовать разнообразные средства и приемы.

 Приемы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

—самомассаж кистей и пальцев рук

(поглаживание, постукивания подушечками пальцев, растирание,  круговые движения по ладоням, разминание);

—игры с пальчиками с речевым сопровождением;

—пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

—графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

—предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

—игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

—кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

—игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

—самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

—игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Все упражнения, используемые в пальчиковой гимнастики условно можно разделить на группы.

I группа. Упражнения для кистей рук.

— развивают подражательную способность;

— учат переключаться с одного движения на другое;

— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

— учат напрягать и расслаблять мышцы.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические

— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические

— учат сгибать и разгибать пальцы рук;

— развивают точную координацию движений;

— учат противопоставлять большой палец остальным.

Пальчиковые игры также можно условно разделить на группы. Деление на группы связано с использованием наглядности и атрибутики.

1 группа — пальчиковые игры без предметов;

2 группа — пальчиковые игры с использованием атрибутики;

3 группа — пальчиковые игры с предметами;

4 группа – тактильные игры;            

5 группа – гимнастические игры;

6 группа – творческие игры.

Рассмотрим более подробно пальчиковые игры по группам:

        1.В игровых упражнениях первой группы особо важное значение имеет игровая мотивация, так как она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Здесь педагог рассказывает детям маленькие сказочки, сопровождает действия пальчиков стихами, содержащими указания, что нужно делать детям. Все пальчиковые упражнения выполняются при непосредственном участии педагога.

2.В пальчиковых играх с использованием атрибутов используется различная атрибутика, которая повышает интерес детей к проигрыванию. Педагогам рекомендуется использовать в качестве атрибутов перчатки, на каждом пальчике которых вышиты глазки, носик, ротик, используются пробки от флаконов с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками  разных животных.

3.Пальчиковые игры с предметами интересны детям, именно самими предметами. например.

Упражнение «Горошина».

Цель: развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.

Ребенок выбирает в чашке горошину и выполняет следующие манипуляции:

А) кладет горошину на ладонь и раскатывает ее другой;

Б) берет горошину в щепоть и катает ее между пальцами;

В) катает горошину двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога:

«Мы горошину помнем,

О горошине споем».

Г) кладет горошину на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает движения словами:

«Катись, горошина, за окошко,

Катись, горошинка, к нам в лукошко.

Ты катись, горошинка, по столу,

Развлекай, горошинка, детвору».

4.Цель гимнастических пальчиковых игр — это приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно определенных движений. Процесс подготовки к активным играм со сменой различных пальчиковых позиций должен быть основательным и включать важные составные элементы, лежащие в основе любой пальчиковой игры: сгибание, соединение пальцев и сжимание.

Игра «Человечки».

Под чтение стихотворения дети делают движения пальчиками, на которые одеты куколки из шариков для пинг-понга.

«Здравствуй, здравствуй, бабушка!

Здравствуй, здравствуй, дедушка!

Приходи, чаек попьем!

Чай попьем, потом споем!».

5.Основная задача тактильных пальчиковых игр — развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка при контакте (ощупывании) разнофактурных поверхностей.

В отличие от предметных игр, работающих на развитие координации движений рук ребенка и практической умелости пальцев, тактильные пальчиковые игры развивают именно ощущения, моторное (кинестетическое) чувство, восприятие. Они учат определять и узнавать, сравнивать и различать и являются чрезвычайно полезными для общего развития ребенка. Этим тактильные пальчиковые игры отличаются от массажа рук. Кожные ощущения, получаемые в тактильных пальчиковых играх,- это пища для ума, стимул для размышления о свойствах самых разных поверхностей.

Игра «Платочки»

Под чтение стихотворения дети проводят ручками по платочкам.

«Вот платочек гладкий-гладкий,

Ну а этот, словно в складках!

Он шершавый, жесткий даже.

Ну, кому мы их покажем?».

6.Творческие пальчиковые игры укрепляют технические навыки владения разными инструментами, материалами, прежде всего бумагой и пластической массой (соленым тестом, пластилином, глиной). Основной принцип творческих пальчиковых игр – многократные повторы движений при отображении линии, элемента, получении определенного результата. Все это помогает формировать у ребенка обобщенные представления о движении. Пальчики продолжают свою тренировку в удерживании и ведении инструментов и вместе с этим начинают планомерно упражняться в использовании для преобразования материала (ножницы, ножичек и лопаточка-стека для работы с пластичной массой). Ведущими «исполнителями», конечно же, являются самые активные пальчики руки: большой, указательный, средний.

Игра «Полянка».

Ребенок режет ножницами бумажную ленту под чтение стихотворения, это будут «травинки».

«Чик! Чик! Чик!

Травинок больше!

Чик! Чик! Чик!

Травинки гуще!

Чик! Чик! Чик!

Травинке лучше!».

В ходе проведения пальчиковых игр  вырабатывается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие.

Игры и упражнения с пальцами рук представленны в литературных источниках в разных вариантах. Разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств, в развитии мелкой моторики дошкольного возраста. Обычно эти игры и упражнения несложны по технике, но при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев. Педагоги и родители из всего разнообразия видов пальчиковых игр могут подобрать наиболее подходящий и заинтересовавший вид упражнений ребенка.

Список литературы

  1. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  2. Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца. М., 1995. С. 112.
  3. Калинина Т. В..Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет / . – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.
  4. Солнцева Е. А. , 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников, -М.: АСТ: Астрель. 2008-93с.
  5. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.

« Предыдущая запись | Следующая запись » Назад

НОВОЕ! «Трудовое воспитание дошкольников»
Олимпиада «Игровая деятельность»
Олимпиада «Изодеятельность в детском саду»
Олимпиада «ЭКОЛОГИЯ» 
Олимпиада «Развитие речи» 
Олимпиада «ФГОС ДО» 
Олимпиада «Педагог и программа Word» 
Олимпиада «Педагог и ФГОС ДО» 
Олимпиада «Основы работы с компьютером» 

5 949

Пальчиковые игры — самый простой способ развлечь ребёнка. А ещё они развивают память, внимание и координацию. Наш блогер, автор «Мышематики» Женя Кац, собрала 12 таких игр для разных возрастов.

В очереди к врачу или на кассу в магазине, в самолёте или в автобусе бывает, что игрушки доставать неудобно, а с ребёнком необходимо поиграть. Да так, чтобы не очень беспокоить окружающих. Для таких моментов идеально подходят разные пальчиковые игры. Можно посадить ребёнка напротив — и тогда родитель играет, показывает пальчиковую историю, а малыш просто смотрит. Можно посадить малыша на коленки и играть вместе с ним, родитель сцепляет руки в замок — и малыш сцепляет. Родитель крутит свой «замок», и малыш за ней повторяет (или мама помогает ему покрутить замочек).

Некоторые малыши к пальчиковым играм и хороводам привыкают не сразу. Терпеливые мамы успевают показать ребёнку много раз одну игру, и на какой-то раз малыш радостно включается. Но чаще бывает так, что мама один раз пробует поиграть в пальчиковые игры, ребёнок сходу не проявляет энтузиазма, и мама решает, что пальчиковые игры — это вообще не для них.

Не торопитесь, посмотрите вместе с ребёнком разные варианты видео с пальчиковыми играми. Позовите других родственников, чтобы они тоже вместе с вами поиграли. Поиграйте в пальчиковые игры со старшими детьми, чтобы малыш мог это увидеть.

Нейропсихологи и логопеды рекомендуют играть в пальчиковые игры и с малышами полутора-двух лет, и с детьми трёх- четырёх лет, просто с малышами выбирайте более простые движения, а со старшими — более сложные.

1. Комарики

Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)

Ай, да комарики,

Вились, вились, (крутим щепотки друг вокруг друга)

В щёчки вцепились! (изображаем, как комарики укусили щёки)

Дарики-дарики,

Ай, да комарики,

Вились, вились,

В ушки вцепились!

Дарики-дарики,

Ай, да комарики,

Вились, вились,

В волосики вцепились!

Кыш-кыш! (отмахиваемся понарошку от комаров)

Прогоним комариков!

Игра про комариков отлично подходит и для малышей, и для старших, потому что в ней много понятных движений и звукоподражания.

2. Вьюшки вью

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью, (крутим кулачки друг вокруг друга)

Колотушки колочу, (постукиваем кулачками)

Заколачиваю,

Приколачиваю!

А теперь вьюшки поменьше:

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью, (крутим указательными пальцами друг вокруг друга)

Колотушки колочу, (постукиваем указательными пальцами)

Заколачиваю,

Приколачиваю!

Эта игра учит ребёнка чередовать в соответствии с текстом крупные и мелкие движения.

3. Летели две птички

Летели две птички, (тянемся двумя руками в разные стороны)

Одна на север, (тянем левую руку)

Другая на юг. (тянем правую руку)

Ой, забыли поздороваться.

Читайте также:

8 настольных математических игр для детей и всей семьи

Здравствуй, крылышко! (левая рука гладит правую)

Здравствуй, крылышко! (правая рука гладит левую)

Здравствуй, пёрышко! (указательный палец правой руки гладит палец левой руки)

Здравствуй, пёрышко! (указательный палец левой руки гладит палец правой руки)

Здравствуй, клювик! (гладим большие пальцы)

Тут пришёл дворник

С большой метлой, («подметаем» коленки ладошками)

Сказал: «А ну-ка кыш!» (грозим пальчиком)

И птички испугались,

Птички полетели, (тянемся двумя руками в стороны)

Одна на север, (тянем левую руку)

Другая на юг. (тянем правую руку)

4. Домик-теремок

Вот домик-теремок. (складываем руки как крышу над головой)

Вот в домике дверь. (одна рука согнута в локте, открываем-закрываем)

А на двери — замок. (зажимаем на одной руке кулачок)

Ключик маленький возьми, (на другой руке выставляем указательный палец-ключик)

Замочек чик-чик, (вставляем-палец-ключик в кулачок и поворачиваем)

И отопри! (раскрываем кулачок)

5. Ладушки-кулачки

Ладушки-ладушки, (хлопаем в ладошки)

Кулачки-кулачки! (стучим кулачками перед собой)

Ладушки-ладушки, (хлопаем в ладошки)

Кулачки-кулачки! (стучим кулачками перед собой)

Спрятались ручки! (прячем обе руки за спину)

Где они?

Ищи!

Вот они, нашлись! (вытаскиваем обе руки)

6. Тихий дождик

Тихий-тихий-тихий дождик, (постукиваем кончиками пальцев по столу или по коленкам)

Дождик-дождик, кап-кап-кап.

Сильней, сильней, сильнее дождик. (постукиваем ладошками по столу или по коленкам)

Дождик-дождик, кап-кап-кап.

Сильный-сильный ливень! (сильно стучим ладонями по столу или по коленкам)

Гром! (хлопаем в ладоши)

В небе молния блестит! (поднимаем обе руки вверх)

7. Кукушка

Кукушка кукует ку-ку, ку-ку (раскрываем «клювик» из указательного и большого пальца)

Голуби воркуют гурру-гурру (скрещиваем руки перед собой)

Гуси говорят га-га-га (рука от локтя — голова гуся, киваем всей щепоткой)

Уточки кричат кря-кря-кря (покачиваем ладошкой)

Цыплята пищат пи-пи-пи, (пальчик-клювик клюёт другую ладошку)

А петушок кричик ку-ка-ре-ку! (поднимаем обе руки над головой)

8. На двери висит замок…

Ребёнок складывает руки в «замок», а взрослый говорит текст потешки, сопровождая его соответствующими движениями:

На двери висит замок (руки в замке).

Кто его открыть бы мог? (тянем пальчики, не разжимая)

Потянули (тянем),

покрутили (вращаем),

постучали (стучим основанием ладоней, не разжимая пальцев) и открыли!

9. Мы капусту рубим-рубим…

Мы капусту рубим-рубим (раскрытые ладони резко движутся вверх-вниз),

мы капусту режем-режем (вперёд-назад),

мы капусту солим-солим (пальцы щепоткой «сыпят соль»),

мы капусту жмём-жмём (сжимаем ладони)!

Ам! Как вкусно! (ребёнок кормит маму капусткой)

10. Ладушки-ладушки, пекла бабка оладушки

Ладушки-ладушки, пекла бабка оладушки

Маслом поливала,

Деточкам давала.

Читайте также:

7 словесных игр, которые подойдут детям любого возраста

Ване два,

Ане два,

Маше два,

Саше два.

Хороши оладушки,

Да у нашей бабушки!

11. Вороны

Как под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны,

Кар-кар-кар.

Из-за корочки подрались,

Во всё горло разорались,

Кар-кар-кар.

Тут собаки прибежали,

Всех ворон пораспугали,

Собаки залаяли

Гав-гав-гав.

Вороны испугались:

Кар-кар-кар.

12. Этот пальчик дедушка (Моя семья)

(разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)

Этот пальчик — дедушка (поглаживаем кончик большого пальца)

Этот пальчик — бабушка (поглаживаем кончик указательного пальца)

Этот пальчик — папочка (поглаживаем кончик среднего пальца)

Этот пальчик — мамочка (поглаживаем кончикбезымянного пальца)

Этот пальчик — я (поглаживаем кончик мизинца)

Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Пальчиковые игры развивают чувство ритма, и помогают ребёнку научиться делать нужное движение в соответствии с текстом потешки. Логопеды считают, что пальчиковые игры очень полезны для развития речи и развития межполушарных связей. Но самое главное, эти игры помогают маме и ребёнку поиграть вместе, почувствовать общий ритм, и вместе порадоваться.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также

В дошкольных учреждениях, где серьезно относятся к вопросам развития ребенка, с малышами занимаются не только рисованием или танцами. Не менее важны игровые технологии, обеспечивающие разностороннее развитие детей. В частности, особое внимание в детском саду уделяется пальчиковой гимнастике, основная цель которой – лучше развить мелкую моторику рук.

Значение пальчиковой гимнастики в детском саду

Пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений для пальцев и кистей рук, который обычно преподносится детям в игровой форме. Пальцы – необыкновенно чувствительная часть нашего тела. Благодаря огромному количеству нервных окончаний, расположенных в их подушечках, стимуляция этих зон вызывает активную работу головного мозга. В первую очередь начинают функционировать участки, отвечающие за речь, письмо, осуществление целенаправленной деятельности, способность к восприятию, анализу, запоминанию информации.

Это интересно!

Согласно представлениям восточной медицины, на ладони человека сосредоточено большое количество энергетически активных зон, раздражение которых активирует работу внутренних органов и нормализует процессы обмена веществ в организме.

Кроме физиологического аспекта важна и психологическая составляющая процесса. Подобные игры и упражнения способны успокоить, отвлечь ребенка, помогают наладить взаимодействие между детьми в группе детского сада.

Цель пальчиковой гимнастики

Цели проведения зарядки для пальчиков отличаются для детей разных возрастных групп. Для малышей до 4-х лет:

  • Формирование навыка слежения за объектом;
  • Обучение повторению за действиями других людей;
  • Совершенствование координации движений;
  • Развитие чувства ритма.

Для средней группы дошкольников (4-5 лет):

  • Стимуляция внимательности, непроизвольного запоминания;
  • Совершенствование мелких движений пальцами;
  • Формирование образного мышления;
  • Снятие напряжения с мышц верхних конечностей.

Для старших дошкольников (5-6 лет):

  • Развитие творческих способностей;
  • Подготовка кисти к письму;
  • Совершенствование способности к целенаправленным действиям;
  • Стимуляция процессов произвольного запоминания, вычленения главного и второстепенного.

Функции пальчиковой гимнастики

Занятия пальчиковой гимнастикой дома или в детском саду выполняют несколько важных функций:

  • Тренировка мелких движений кистью и пальцами;
  • Активация центров речи и письма в коре больших полушарий;
  • Стимуляция когнитивных функций (интеллект, мышление, память, внимание);
  • Создание психологически комфортной обстановки;
  • Развитие творческих способностей, воображения.

Способы развития мелкой моторики

Не только пальчиковые игры развивают способность к тонким целенаправленным движениям. Для этого разработаны несколько методик:

  1. Пальчиковый массаж – это оптимальный вариант для детей первого года жизни, которые еще не умеют действовать целенаправленно.
  2. Пальчиковые игры – это гимнастические упражнения для пальцев и кистей.
  3. Игры с предметами мелкого размера – с кубиками, мячиком, песком, камешками, мозаикой, конструктором, небольшими игрушками.
  4. Пальчиковый театр – театральные представления, в которых каждый палец играет свою роль.
  5. Творческая мастерская – лепка из пластилина, рисование, аппликация.
  6. Бизиборды – доски для детей, к которым крепятся предметы, развивающие бытовые навыки, – шнурки, замки, ручки, краны, кнопки и т. п.
  7. Головоломки с элементами рисования – задания, в которых нужно соединить точки, дорисовать недостающие части, показать выход из лабиринта и т. д.

Пальчиковый массаж

Это метод, подходящий для раннего периода развития ребенка, он осуществляется пассивно, с помощью родителей. Можно начинать делать массаж деткам практически с самого рождения. Это ускорит процесс «раскрывания» ладошек и простимулирует интерес к изучению собственных рук.

Как осуществить это на практике? Нужно загибать, крутить, массировать пальчики ребенка, сопровождая это стишками и присказками про сороку-ворону, козу-дерезу или ладушки.

Массаж под песенку про сороку-ворону считается классическим вариантом:

  1. Сначала вы делаете мягкие круговые движения по ладошке малыша, рассказывая о том, как сорока варила кашу.
  2. Затем массируете подушечки и выполняете вращательные движения каждым пальчиком, начиная с пятого, перечисляя, кого мама-сорока накормила, а кому не повезло.
  3. И наконец, слегка щекочите внутреннюю поверхность запястья, локтевого сгиба, подмышки, показывая степень нагревания воды для каши.

Тщательно следите за своей речью. Она должна быть четкой, эмоционально окрашенной, направленной именно на ребенка (важно смотреть на него в процессе игры). Если вы не очень хорошо помните песенку про ворону с детства, то можете посмотреть видео пальчиковой игры (в конце статьи) и освежить в памяти технику ее выполнения.

С массажной целью можно применять разные подручные средства: шарики для су-джок терапии, мягкие мячики, ватные палочки. Их удобно катать по ладошке, малыш может их хватать, мять. Все это развивает тактильные ощущения и ловкость рук.

Полезное видео – Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры

Занятия в детском саду проходят в игровой форме. Малыши выполняют вслед за педагогом движения, которые постепенно будут усложняться. Одновременно можно читать короткие стихотворения, представляя, что пальчики – это его персонажи. Также можно рассказывать тематические сказки, иллюстрируя пальцами все происходящие события. Подобные игры бывают трех видов: разработка кистей рук, статические и динамические упражнения для пальчиков. Рассмотрим наиболее популярные варианты:

  1. “Ладушки”. С детьми до года играть нужно пассивно, взяв детские ручки в свои, выполняя все необходимые движения, сопровождающиеся присказкой. После года малыш уже способен самостоятельно подражать знакомым движениям.
  2. “Крышечки”. Обычно детям после года нравится открывать и закрывать банки, бутылочки, контейнеры. Поощряйте это детское увлечение. Постепенно малыш научится не только открывать и закрывать простые крышки, но также закручивать и раскручивать бутылки. Только не давайте ему без присмотра играть со стеклянными емкостями, которые могут разбиться.
  3. «Бусины». Разрешайте малышу перебирать свои бусы, браслеты с мелкими или более крупными бусинами. Если украшения цветные – это еще лучше, так будет вырабатываться правильное цветовосприятие.
  4. «Бумага». Играть с бумагой детям интересно уже после достижения ими 6-месячного возраста. Бумажки можно мять, рвать, скатывать в шарики.
  5. «Крупа». Высыпьте в миску любую крупу и покажите ребенку. Он может окунать в нее ручки, щупать, пересыпать из одной ладошки в другую. Внимание! Обязательно находитесь рядом во время подобных занятий. Следите, чтобы малыш не тащил крупу в рот. Мелкие частицы могут попасть в дыхательные пути.
  6. «Песочек». Насыпьте песок на поднос и продемонстрируйте ребенку, как на нем можно рисовать линии, точки, сеточки, простые картинки. Сначала возьмите его пальчик в свои руки и перемещайте его по песку. Со временем малыш научится действовать самостоятельно.
  7. «Читаем книжку». Даже если сын или дочка еще не знают ни одной буквы, все равно перелистывание страниц красочной книжки с картинками пойдет им только на пользу. Тактильный контакт с бумагой, рассматривание цветных изображений стимулируют работу головного мозга.
  8. «Все сам». Детей с 3 лет нужно приучать одеваться и обуваться самостоятельно. Они постепенно должны обучиться застегивать пуговицы, завязывать шнурки, справляться с крючками, завязками, застежкой-молнией. Это не только научит их самостоятельности, но также разовьет мелкую моторику.

Влияние на развитие речи

Ученые давно доказали, что простые игровые технологии помогают детям быстрее научиться говорить и писать. Речевые и моторные центры, отвечающие за работу кисти, расположены в коре больших полушарий «по соседству». Поэтому раздражение одного ее участка стимулирует другой, помогая ребенку лучше понимать и воспроизводить звуки, слова, фразы.

Кроме того, повторение стереотипных фраз, потешек, стишков во время пальчиковой игры способствует их запоминанию. Малыш с течением времени начинает повторять за взрослыми знакомый текст.

Если ребенок занимается в детском саду, где дошколята активно взаимодействуют друг с другом, это также является дополнительным стимулом развития речи, чтобы продуктивно контактировать со сверстниками.

Важно!

Не переутомляйте малыша. Начинать игры нужно с 1 минуты, а наращивать их продолжительность постепенно. Подобные занятия не должны превращаться из веселого развлечения в утомительную обязанность.

Видео – Пальчиковые игры для малышей

Готовим руку к письму

Письмо – непростой навык для дошкольника, которым невозможно быстро овладеть без тренировки. Чтобы почерк впоследствии был ровным и красивым, нужна согласованная работа всех мышц кисти и предплечья. Важно то, как ребенок держит ручку, как ведет ею по бумаге, переходит от одной буквы к другой.

Поэтому учить дошкольника писать следует одновременно с выполнением простых разминочных упражнений. Это прекрасный способ развития письменных навыков.

  1. «Здороваемся». Малыш дотрагивается подушечкой большого пальца по очереди до всех остальных. Так пальчики «приветствуют» друг друга.
  2. «Крестики». Малыш скрещивает одновременно или по очереди 2 и 3, 4 и 5 пальцы.
  3. «Змейка». Подушечка каждого пальца дотягивается до его же основания.
  4. «Крылья». Ребенок плавно машет кистями рук, имитируя движения крыльев.
  5. «Брызги». Дети в течение нескольких секунд трясут расслабленными кистями рук, как бы стряхивая с них капли воды.
  6. «Ножницы». 2 и 3, 4 и 5 пальчики соединяются между собой и выполняются движения, имитирующие ножницы.
  7. «Пианино». Малыш делает вид, что играет на пианино, нажимая пальцами на столешницу.
  8. «Круги». Каждым пальцем поочередно выполняются круговые движения в воздухе.
  9. Эффективен также двухминутный массаж, который выполняют в начале, в середине и в конце занятия. Массировать пальчики следует мягкими растирающими круговыми движениями, начиная от периферии и постепенно двигаясь к их основанию.

Деятельность ребенка в ДОУ обычно насыщенна и разнообразна. Однако не стоит игнорировать и такие, казалось бы, простые занятия, как пальчиковые игры. Они самым благоприятным образом сказываются как на интеллектуальном, так и на физическом развитии и помогают малышу найти общий язык со сверстниками и педагогами.

Видео – Мультик с песенкой “Сорока ворона кашу варила…”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №234” комбинированного вида

Год открытия – декабрь 1988 г.

Об учредителе (учредителях) образовательной организации

Адрес: г. Барнаул, ул. Союза Республик, 36 А телефон: (8-3852) 56-90-45 е-mail: kobra@obr.barnaul-adm.ru сайт:  http://barnaul-obr.ru/

О наименовании представительств и филиалов образовательной организации (при наличии) (в том числе, находящихся за пределами Российской Федерации)

О месте нахождения образовательной организации

Юридический адрес: 656065, г. Барнаул, ул. Попова, 65

Фактический адрес: 656065, г. Барнаул, ул. Попова, 65

Посмотреть на карте Барнаула

Найти проезд до Детский сад №234 комбинированного вида

О режиме и графике работы образовательной организации

Режим работы: пятидневная рабочая неделя. В субботу, воскресенье и праздничные дни детский сад не работает.

График работы: Понедельник с 7.00 до 19.00 Вторник с 7.00 до 19.00 Среда с 7.00 до 19.00 Четверг с 7.00 до 19.00 Пятница с 7.00 до 19.00

О контактных телефонах образовательной организации

Контактные телефоны: 43-29-94, 43-45-60

Об адресах электронной почты образовательной организации

E-mail: mdou234b@mail.ru

Об адресах официальных сайтов или страницах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Адрес официального сайта образовательной организации детский-сад-234.рф

Официальных страниц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» у организации нет.

О местах осуществления образовательной деятельности, в том числе не указанных в приложении к лицензии (реестре лицензий) на осуществление образовательной деятельности

  • места осуществления образовательной деятельности по основным программам обучения: 656065, г. Барнаул, ул. Попова, 65;
  • места осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам: 656065, г. Барнаул, ул. Попова, 65;
  • места осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ: нет;
  • места проведения практики: нет;
  • места проведения практической подготовки обучающихся: нет;
  • места проведения государственной итоговой аттестации: нет.

Не указанных в приложении к лицензии (реестре лицензий) мест осуществления образовательной деятельности на осуществление образовательной деятельности нет.

В детском саду используют множество методик для развития речи. Отдельное внимание уделяется мелкой моторике рук, чтобы подготовить малышей к дальнейшему обучению в школе. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников используется в комбинации с лепкой, рисованием, чтобы сделать процесс увлекательным, разнообразным. Проводить игровые занятия с пальчиками необходимо в сопровождении стишков, песенок, увлекающих малышей. Дополнительный материал помогает не только развивать мелкую моторику рук, но и тренировать память, мышление, внимание, воображение, речь.

СодержаниеСвернуть

Зачем нужна пальчиковая гимнастика

image

Комплекс игр, упражнений, направленный на развитие пальцев, мелкой моторики рук, кистей, психологических процессов представляет пальчиковую гимнастику. Занятия расслабляют, подготавливают к школьному обучению, налаживают общение со сверстниками, отвлекают от неприятных моментов. На подушечках детских пальчиков находится множество нервных окончаний, стимуляция которых приводит к активации мозговой деятельности. Доказано, гимнастика и массаж влияют на развитие речи, психологических процессов, письменного навыка.

Цели гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (1,5-3 года):

  • развитие речи ребенка;
  • стимуляция, тренировка артикуляционного аппарата;
  • формирование навыка слежения за объектом;
  • развитие психологических процессов;
  • обучение ритму;
  • совершенствование координации движений;
  • отработка навыка правильного повторения за действиями других людей.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) гимнастика позволяет:

  • расслабить напряжение мышц руки, кисти;
  • сформировать психологические процессы;
  • совершенствовать мелкую моторику рук;
  • развивать непроизвольное внимание;
  • стимулировать процесс говорения, обогащать словарный запас ребенка.

image

У старших дошкольников (5-6 лет) пальчиковые игры помогают:

  • подготовить ребенка к школе;
  • стимулировать познавательную активность;
  • развивать мелкую моторику рук, что положительно сказывается на подготовке к письму;
  • обогатить словарный запас ребенка;
  • развивать творческие способности крохи.

Как правильно заниматься с малышом

Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления можно проводить дома. Работа будет проходить легче для малыша в присутствии родного человека. Иногда дошкольники боятся сделать неправильное движение руками, выполнить задание неверно, поэтому неактивно работают во время гимнастики в детском саду. В домашних условиях важно проводить гимнастику, учитывая возрастные особенности ребенка.

Комплекс для малышей от года до 3 лет

image

Особенно полезны пальчиковые гимнастики и игры для детей младшего дошкольного возраста. Занятия способствуют активному становлению и запуску речи. Малышам нравится повторять за взрослым движения, они внимательно слушают стишки и песенки, которые сопровождают упражнения. Применять в игре можно специальную логопедическую картотеку.

Проводя домашние занятия, необходимо соблюдать правила:

  • Для малышей младшего дошкольного возраста первые занятия должны проходить не более 1 мин, далее по 3-5 мин.
  • Родитель должен хвалить малыша за успехи, не ругать при неправильном повторении за взрослым.
  • Чтобы игры проходили весело и интересно, следует использовать пальчиковую гимнастику, соответствующую возрастным особенностям малыша.
  • Для игр важно использовать песенки и стишки, которые малыш смог бы далее повторять за взрослым, они должны быть небольшими и легкими для восприятия.
  • Упражнения нужно подбирать по степени сложности: начинать с простых, переходя на более сложные.

Нижеприведенный комплекс развивает речь ребенка, психологические процессы, мелкую моторику рук.

image

image

image

image

Комплекс для малышей 4-5 лет

Гимнастика в среднем дошкольном возрасте важна для развития речи, в этот период малыш начинает активно говорить, пополнять словарный запас. В норме к 4 годам ребенок должен знать до 3000 слов, активно использовать их в разговоре со взрослыми и сверстниками, строить правильно предложения. Дети в 4-5 лет непроизвольно стараются запоминать стихотворения и песенки, которые сопровождают пальчиковые игры, что стимулирует развитие психических процессов. В среднем дошкольном возрасте пальчиковая гимнастика помогает соотносить слово с действием, снимает напряжение после лепки, рисования.

Дошкольникам среднего возраста нравятся упражнения, где необходимо пропеть песенку, выучить стишок, повторять за взрослым. В детском саду уделяют отдельное внимание во время игры тому, как кроха слушает и воспринимает задание, запоминает его. Для проведения занятий можно применять следующий материал:

  • карточки с предметами, явлениями природы, фигур и т. д.;
  • схемы или картинки с прорисованным движением пальцев;
  • иллюстрации, о которых говорится в стишке: животные, одежда, мебель и т. д.;
  • презентации для воссоздания зрительного образа.

Развитию речи будут способствовать упражнения, где ребенку нужно будет повторять за взрослым движения и слова. Детям 4-5 лет нравится играть в театр теней, когда нужно изобразить животных, растение. Можно ставить с ребятами небольшие постановки по мотивам изученной сказки.

image

Комплекс для малышей 5-6 лет

Играть с детьми старшего школьного возраста в пальчиковые игры и проводить гимнастику полезно в качестве подготовки к школе. Осваивать письмо легче, если мелкая моторика рук будет активно развиваться в домашних условиях и школе. Первоклассникам трудно расслабить мышцы кистей, пальцы, что провоцирует сложности в написании простых каллиграфических элементов.

Можно играть с дошкольниками, опираясь на знания, полученные в детском саду: счет, цвета, формы и т. д. Ребятам нравится пальчиковая игра «Твистер», когда необходимо поместить подушечки пальцев на том цвете, что выпадает в кубиках. Для игры понадобятся 2 кубика, один с цветовой палитрой, второй с указанием нужного пальца, разноцветный лист в виде кружков. Можно устроить соревнования, заниматься вместе с родителями или сверстниками.

Используются упражнения на активную работу отдельных пальцев, их соединений.

Использовать в работе с дошкольниками старшего возраста можно не только упражнения и игры, но и специальные массажные мячики. Они тренируют мышцы кисти, расслабляют ее. Важно катать предмет не только на ладони, но и отдельно по каждому пальчику, соединяя их вместе с помощью мяча.

Важно в процессе занятий с детьми любого возраста соблюдать временные рамки и комбинацию упражнений. Чтобы процесс обучения и развития давался ребенку легко и интересно, нужно проводить упражнения не более 5 минут, чередуя их с отдыхом или самомассажем пальцев, ладони.

Игры и гимнастика показаны всем дошкольникам для всестороннего развития, стимулирования процесса говорения, творческой деятельности, коммуникабельности. Особенно важно проводить занятия дома, не только в дошкольном учреждении, если ребенок отстает в речевом развитии. Неоднократное повторение стишков и песенок во время упражнений и игр приводит к их запоминанию. Позже ребенок начинает повторять за взрослым либо отдельные слова, либо полностью стихотворение.

Следующая статья в этой рубрике: Скороговорки, в которых присутствует буква ж Понравилось? Поделитесь с друзьями! Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий