Как развить в ребенке уверенность в себе и лидерские качества

1

Что надо знать об уверенности

Чтобы разобраться в том, для чего и над чем работать, надо понять: что входит в понятие «уверенность», из чего она состоит и на что влияет, ее роль и место в жизни.

Наверное, именно в трактовке понятия «УВЕРЕННОСТЬ» наибольшее значение приобретает основной принцип психологии – «принцип золотой середины».

Быть уверенным в себе человеком – значит не только не быть неуверенным, но и не стать самоуверенным. И истинная здоровая, как бы серединная уверенность должна быть исключительно полезна для самого человека, и не вредна для окружения этого человека.

Воспитывая в своем ребенке личную уверенность, вы должны помогать ему все время соблюдать этот баланс между недооценкой себя и переоценкой, между самоуверенностью и неуверенностью.

Уверенность – это внутреннее спокойствие, гармония. Это ЖИЗНЬ БЕЗ СТРАХА, без оглядки на мнение других, но с пониманием истинной цены своим поступкам, без страха перед отказом, ошибкой, неудачей. Ведь такие препятствия, пороги в жизненном течении не останавливают уверенного человека. Он может пригнуться, перешагнуть, переступить, даже развернуться, но он не остановится, он будет продвигаться к цели и достигать своей мечты. Каждый родитель желает такого безоглядного, беспрепятственного (без внутренних препятствий и барьеров) жизненного пути своему ребенку.

Для этого вы должны развивать в ребенке следующие отдельные составляющие уверенности:

  • Уважение к самому себе;
  • Веру в себя (при наличии обязательного условия – вашей веры в него);
  • Независимость от чужого мнения и от чужой воли;
  • Знание своих сильных и слабых сторон;
  • Умение давать честную и справедливую, объективную оценку (с учетом причинно-следственной связи и мнения всех сторон), а не только субъективную («от себя»);
  • Умение войти в положение другого человека, сопереживать и сочувствовать (этому ребенок может научиться, только если испытывает эти чувства в семье по отношению к себе);
  • Позитивный настрой;
  • Выдержку.

2

Дошкольники

У деток дошкольного возраста присутствует доверие ко всем, мало страхов и почти нет сомнений. Им кажется, что они могут все и лучше всех, они не задумываются над сопоставлением со своими возможностями. Они выскакивают танцевать, петь, повторять любое сложное действие, с удовольствием хватаются за музыкальные инструменты, даже веник и тряпку – подражают, не стесняясь и не рассчитывая свои силы.

Ведь они уверены в позитивном отношении к ним самим и к их любым действиям.

Чем с меньшим количеством категоричной критики столкнется ребенок, тем дольше сохранится его непосредственная уверенность.

3

Младший школьный возраст

Ребенок младшего школьного возраста уже должен не просто что-то делать, иногда лишь имитируя, а учиться выполнять свою возрастную работу качественно. А это уже требует поправок и объяснений. И тогда уверенность ребенка попадает в прямую зависимость не только от родительской критики – от ее правильности и корректности, но и от преувеличенной похвалы – захваливания без нужды и повода, или даже от перекладывания критики и вины за любые неудачи на других (учительница несправедлива, отличники-любимчики не честные…).

Чтобы у ребенка школьного возраста не развивалась самоуверенность или неуверенность в себе, своих способностях и возможностях, вы должны учесть ряд факторов и рекомендаций:

  • Позитивно оценивайте все начинания и поддерживайте инициативу ребенка.

Не бойтесь позволять ребенку пробовать себя. Но при этом учите рассчитывать силы и возможности: не хвататься за все сразу, брать свои вершины, а не карабкаться на чужие, искать себя и свое дело, хобби, которое должно развивать способности и приносить успехи, а значит, повышать самооценку и веру в себя.

  • Ребенок должен получать достаточно внимания в семье.

Речь идет не о контроле, а об искреннем интересе к его жизни, желаниям, успехам, проблемам, к его роли в семье и месте в детском коллективе.

  • Не будьте категорично требовательны и критичны.

Не закладывайте в сознание и самоощущение ребенка чувство постоянной вины, которое является благодатной почвой для развития глубокой личной неуверенности. А для этого не идите путем навешивания ярлыков неумелого, неспособного, не обвиняйте: «ты причинил мне боль», «ты виноват», а донесите до него свои чувства и переживания, вызванные его поведением: «мне обидно», «я испытываю боль»…

  • Всегда оценивайте и поощряйте позитивное, пустяков в успехах и хороших поступках не должно быть! Зато не придавайте значения мелким и несерьезным ошибкам.
  • Учите его не сдаваться – не откладывать начатое, а если отложил – обязательно доделать (пусть даже с вашей помощью).

Поощряйте все доведенные до конечного результата трудоемкие дела и сложные занятия. Стимулируйте их завершение своим участием, которое должно быть дружеским и интересным, может игровым, и обязательно с положительной оценкой и без лишней критики, зато с маленькими поощрительными призами.

  • Отталкивайтесь от его побед, успехов и в моменты его неуверенности ссылайтесь на них: «помнишь, у тебя же получилось».
  • Будьте на его стороне, но только исходя из принципов справедливости, чтобы не были всегда виноваты учителя, одноклассники, родители одноклассников.

Ведь ребенок часто начинает видеть развитие ситуации не со своего поступка, а с реакции на его поступок, и, конечно, жалеть себя. Всегда первая родительская, особенно материнская, реакция – бежать и заступаться. Это просто. Но это может привести к безнаказанности и самоуверенности. Надо учитывать видение и мнение и другой стороны, и третьей, нейтральной, беспристрастной.

Ребенок должен учиться давать честную и справедливую, заслуженную оценку своему поступку, и знать себе истинную цену. Надо не бояться признавать его ошибки, вместе анализировать их, не через свое взрослое отношение к ситуации, а через его ответы на ваши вопросы, через попытку ребенка поставить себя на место другого человека и понять его чувства.

  • Учите ребенка разбирать проблемные ситуации со всех сторон, как бы изнутри и снаружи: его поступок – внутри ситуации, а следствие его поступка – снаружи, применяя метод «абстрагированного взгляда стороннего наблюдателя».

Предлагайте ему разобрать подобные тестовые ситуации, проигрывайте их – предлагайте ему думать по такому сценарию: «а как бы поступил я», «а как бы к этому отнесся я». Чтобы ребенок прочувствовал ситуацию, примеряя на себя все роли – зачинщика, пострадавшего и наблюдателя.

  • Жалейте его, иначе он не получит этих навыков и не научиться жалеть сам.

Ведь тот, кто умеет сочувствовать и сопереживать, не будет делать безжалостных поступков. На них способны неуверенные люди, зарабатывающие внимание и уважение через нанесение обиды другим. Нужно донести ребенку понимание ложности такого авторитета, который строится не на уважении, а на страхе.

  • Старайтесь содействовать участию ребенка с раннего возраста в различных выступлениях, соревнованиях перед зрителями. Его аудиторией даже можете быть вы, близкие и друзья.

4

Подростки

К 9-10 годам подростки избегают показательных выступлений: большинство мальчишек перестает петь и танцевать, а девчонки испытывают скованность, и те и другие стесняются даже фотографироваться. Это внешние признаки неуверенности. Проявляются и внутренние признаки в поведение подростков:

  • Страх перед трудностями;
  • страх проиграть (в спорте, в конкурсах);
  • страх перед ошибками и неудачами;
  • страх получить отказ в личных отношениях (даже в приглашении на танец).

Избегайте ошибок, которые усугубят развитие неуверенности: повышенный контроль – это ваше недоверие. Оно может привести к низкой самооценке и поиску авторитетов на стороне – признакам слабой зависимой личности, что чаще всего приводит к попаданию под влияние авторитетов с отрицательным примером поведения.

Контролировать – это легкий путь родителей, которые не уверены в себе, а значит и в других. Путь легкий, но последствия могут быть неприятными. Ребенку должно хватать внимания, веры в него, уважения в семье (мальчику – особенно от папы). Необходимо привлекать подросшего ребенка к участию в совместных семейных делах, советоваться, признавать его авторитетное мнение и отводить ему роль в решении семейных вопросов. Спорные вопросы решайте только путем договоренностей: «Я принимаю твои условия, ты – принимаешь мои условия». 5

Начните с себя

Развивать ребенка, учить его навыкам дружбы, любви и других чувств нужно с раннего детства, себя же применять в качестве инструмента, учителя и примера теории.

Воспитание уверенности в ребенке – это та сфера жизненной психологии, в которой необходимо начать с себя, потому что именно здесь теория постоянно доказывается на практике: жизнь подбрасывает много практических примеров, наглядных поводов проявить взрослую решительность, а значит уверенность, умение отстоять свои права, не роняя своего достоинства, но и не унижая чужого.

Если вы не решаетесь переспросить, уточнить, всегда согласно киваете, если вы готовы провалиться сквозь землю от пустяковых недоразумений или ретируетесь и извиняетесь за чужое, направленное против вас проявление грубого хамства – ребенок получит в наследство размытые границы своего личного пространства, в которое будет допустимо врываться и там хозяйничать чужой злой воле. Это вовсе не означает, что ваше полярное поведение – своей грубостью опережать чужую по принципу «лучшая защита – нападение», приблизит ребенка к пониманию и развитию уверенности. Ведь бесцеремонные наглость и хамство – это признаки той же неуверенности, только скрытой, вернее, замаскированной под самоуверенность.

Надо научиться противостоять ни злостью, ни агрессией, а внутренним позитивом, прежде всего по отношению к самому себе. Научитесь абстрагироваться от конфликта, как бы отойти и посмотреть со стороны. Как самоуверенно наглый человек непригляден в глазах других! Разве вам хочется так же выглядеть? Верх уверенности и достоинства – ответная улыбка, а ирония – это «высший пилотаж». Но ответное спокойствие вызывает не меньшее уважение.

Начните уважать себя, ведь всегда есть за что. Конечно за достоинства, список которых составьте, оформив так, чтобы вы могли возвращаться к нему регулярно, допустим, каждое утро, или каждое неуверенное утро, или каждый понедельник, как закладка, как будильник, как напоминание. В рамочку на стену или на рабочий стол, или на заставку рабочего стола компьютера…

Заключение

Главный признак уверенности – ваша улыбка, ваше позитивное настроение, независимое от внешних факторов: ни от навевающей грусть осени, ни от скучного дождя, ни от эмоционально бесцветной, неприветливой зимы, ни от грубой бесцеремонности случайных людей, ни от несправедливой несдержанности близких.

Живите с улыбкой уверенности и заряжайте всех, кто рядом!

ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru

imageСуществует мнение, что человек вызывает уважение у окружающих ровно настолько, насколько он сам уважает себя.

Это утверждение верно, т. к. адекватная оценка собственной личности позволяет достичь успехов в обществе.

Понимание человеком своей важности и значимости в социуме называется самооценкой. Она формируется в детстве, начиная с самого юного возраста. Родители играют важную роль в этом процессе. Поэтому взрослым членам семьи, в которой растет ребенок, важно разобраться, как правильно повысить его самооценку.

Как и когда формируется самооценка у ребенка

Самооценка очень важна для полноценной жизни человека. Она формируется главным образом родителями. При этом взрослые, проявляя любовь и заботу к детям, могут сами не замечать, что уничтожают в них уверенность в себе. Часто родители стараются обеспечить своему ребенку счастливое детство, устраивая ему праздники, поездки на отдых, покупая дорогие игрушки. Но никакое финансовое благополучие не компенсирует ребенку чувство собственной полноценности, если он постоянно слышит от взрослых критику в свой адрес и высказывания о его ничтожности.

Внимание! Маленький ребенок воспринимает себя именно таким, каким его видят мама и папа. До 3 лет он не осознает своего «я».

В психологии принято различать 3 вида самооценки:

  1. Заниженная. Такая самооценка самая опасная. Она заставляет ребенка чувствовать себя ущербным, неполноценным, ненужным. Он испытывает страх и неуверенность.
  2. Адекватная. Ребенок оценивает себя именно таким, каким и является. Он осознает все свои плюсы и минусы.
  3. Завышенная. Слишком высокое самомнение мешает ребенку нормально воспринимать свое значение в обществе.

Причинами заниженной самооценки чаще всего являются следующие факторы:

  • непривлекательная внешность;
  • наличие внешних дефектов;
  • недостаточно высокие умственные способности;
  • неправильное воспитание;
  • неуважительное отношение со стороны старших детей в семье;
  • неудачи, которые остро воспринимаются ребенком;
  • финансовые трудности в семье, из-за которых условия проживания подростка хуже, чем у его одноклассников и друзей;
  • заболевание, которое заставляет ребенка чувствовать себя неполноценным;
  • смена места проживания;
  • воспитание ребенка в неполноценной или неполной семье.

imageПрежде, чем предпринимать меры по повышению самооценки ребенка, необходимо точно удостовериться в наличии данной проблемы.

Признаком недооценивания себя является чрезмерная скромность, стеснительность и замкнутость. Неуверенные в себе дети очень ранимые, сверхчувствительные. Они мало общаются с ровесниками, живут в собственном мире.

Выявить факт заниженной самооценки поможет простой психологический тест. Следует предложить ребенку нарисовать самого себя. Преобладание темных цветов и изображение человечка невзрачным свидетельствует о наличии у юного художника проблем с осознанием собственной значимости.

В таком случае рекомендуется попросить ребенка изобразить себя вместе с другими членами семьи. Если он нарисует себя непропорционально маленьким по сравнению с родственниками, можно с уверенностью говорить о его низкой самооценке.

Чрезмерно повышенное самомнение не менее вредно. При завышенной самооценке ребенок растет эгоистичным и эгоцентричным. На любую критику он отвечает активным протестом.

Как поднять самооценку и уверенность?

Существует 15 основных правил повышения самооценки ребенка:

  1. Право иметь личное мнение. Это первое и самое главное правило. Необходимо позволить ребенку думать, анализировать и делать собственные выводы.
  2. Уважительное отношение к индивидуальности и особенностям маленького человека. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с другими детьми.
  3. Любовь и забота. Чувствуя любовь родителей и их поддержку, дети легче справляются с любыми трудностями.
  4. Доверие. Важно позволять детям самостоятельно выполнять ответственные дела. Ребенок должен видеть свою значимость. Только так он поймет, что способен на хорошие поступки.
  5. Устранение причины угнетенного настроения. Часто неуверенность в себе возникает у ребенка под давлением внешних факторов. Негативное воздействие может оказываться одноклассниками, учителями и т. д. В таком случае лучше перевести ребенка в другую школу, чтобы сменить его окружение.
  6. Исключение высказываний в третьем лице о детях в их присутствии. Рекомендуется хвалить ребенка и говорить о его недостатках, прямо указывая его личность.
  7. Право выбора. Таким образом можно не только повысить самооценку, но и привить чувство ответственности. Для этого нужно позволить ребенку принимать самостоятельные решения, которые не могут навредить его здоровью, например, надеть ту одежду, которую он хочет.
  8. Контроль над эмоциями. Очень важно научить ребенка управлять ими, не оказывая при этом на него давления.
  9. Поддержка родителей. Особенно она важна в моменты неудач. Похвала помогает подростку двигаться дальше в нужном направлении.
  10. Исключение критики в адрес выбора, сделанного ребенком.
  11. Помощь в правильном восприятии побед и поражений. Не рекомендуется создавать детям идеальные условия. Они должны научиться преодолевать препятствия и делать выводы о причинах своих неудач.
  12. Критика поступков. Нельзя направлять ее в адрес личности. Нужно обсудить сам поступок, не задевая при этом достоинства ребенка. Важно четко и понятно объяснить, почему он в данной ситуации поступил неправильно.
  13. Постановка выполнимых задач. Нельзя требовать от ребенка того, что он не может сделать в силу своего возраста. Давая поручения, нужно быть уверенными в том, что они осуществимы.
  14. Поощрение инициативы. Важно стимулировать желание ребенка делать что-то самостоятельно.
  15. Общение. Рекомендуется через беседы доносить до ребенка информацию о том, что в жизни есть место успеху и поражениям, и на собственном примере рассказывать, как можно справиться с неудачами.

Правильное воспитание заключается не только в запретах и наказаниях. Существует 3 ситуации, в которых рекомендуется всегда говорить ребенку «да»:

  • Самостоятельно одеваться. Родителям проще самим выдать одежду ребенку. Но такой подход формирует привычку зависеть от чужого мнения. Необходимо позволить ему самовыражаться и развивать собственный вкус.
  • Быть самим собой. Все дети индивидуальны. Нельзя подгонять их под какие-либо рамки и шаблоны. Если ребенок шумный, подвижный, много говорит — пусть он таким и остается. Следует уважительно относится к его «я». Нужно любить детей такими, какие они есть.
  • Проявлять эмоции. С помощью самовыражения дети познают окружающий мир, выстраивают взаимосвязь с ним, учатся реагировать на те или иные обстоятельства. Загоняя ребенка в рамки, родители заставляют его чувствовать себя неуверенно. Дети не знают, как вести себя в разных ситуациях, не получив собственного опыта.

Часто родители не замечают достижений ребенка, но всегда обращают внимание на его недостатки и ошибки. Это формирует в детях чувство неуверенности и неполноценности. Чтобы исправить ситуацию, рекомендуется воспользоваться следующей методикой:

  1. Родители совместно с ребенком делают сундучок достижений. Это может быть обычная коробка. Ее следует украсить и красиво задекорировать.
  2. Ребенок записывает все свои достижения и хорошие поступки на небольшие листочки бумаги. Например, выучил стихотворение, прочитал книгу, выгулял собаку, помог другу и т. д.
  3. Все листочки с записанными достижениями помещаются в сундучок.
  4. Один раз в месяц или с любой другой периодичностью родители вместе с ребенком открывают сундучок и пересматривают записи. Важно при этом формировать желание дальнейшего совершенствования достижений.

Справка. Данное упражнение позволит ребенку стремиться к новым достижениям и радоваться им. Это придаст ему чувство собственной значимости и уверенности в себе и своих силах.

В 6-7 лет

Чтобы выявить низкую самооценку у дошкольника, можно предложить ему поиграть в игру, одним из условий которой является необходимость принять решение — придумать себе новое имя или оставить старое.

Если ребенок выбирает первый вариант, следует поинтересоваться, почему он решил так поступить. Обычно дети хотят получить новое имя, чтобы быть лучше, чем они есть на самом деле. Это говорит о низкой самооценке и недовольстве собой.

Первоклассников нужно чаще хвалить и подбадривать. В этом возрасте они воспринимают себя исключительно через оценивание взрослых: родителей и учителей. Если отметки в школе снижаются, пропадает мотивация к учебе. Поэтому оценки в первом классе заменены на смайлики.

Психологи дают несколько рекомендаций родителям для повышения самооценки ребенка в 6 – 7 лет:

  1. Отмечать все достоинства ребенка, не сравнивая его с другими детьми.
  2. Уважать его чувства, желания, мнения и увлечения. Ребенок, как и все люди, может быть в плохом настроении. Он может хотеть новую игрушку. Все эти проявления совершенно нормальные. Нельзя брать личные вещи малыша без его разрешения или копаться в рюкзаке школьника. Уважительное отношение значительно повышает самооценку.
  3. Приблизительно с 6 лет дети начинают отождествлять себя с родителями своего пола. Они обращают внимание, как мама или папа ведут себя в обществе, отстаивают свою позицию. Девочки замечают, как выглядит мама, считает ли она себя привлекательной и умной. Дети могут копировать поведение своих родителей и подражать им. Поэтому важно стать для своего ребенка достойным примером.

Внимание! Для повышения самооценки важно создать вокруг ребенка ситуацию успеха. Если малышу нравятся занятия спортом, нужно позволить ему выбрать секцию для тренировок. Не следует заставлять его заниматься тем, что ему не интересно.

В 8-9 лет

Приблизительно с 8 лет ребенок начинает оценивать свои успехи самостоятельно. В первую очередь для него имеют значение следующие факторы:

  • успехи в школе;
  • внешний вид;
  • физические способности;
  • социальное принятие и поведение.

Первый фактор позволяет ребенку быть оцененным родителями, а остальные три — сверстниками. Поэтому чтобы не снизить самооценку школьника, не следует слишком строго реагировать на плохие отметки. Если они становятся регулярными, следует убедить ребенка, что он может учиться лучше, помочь ему разобраться в том, что он не понял на уроках.

Родителям важно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Поощрять стремление к достижениям в какой-либо сфере. Нельзя убеждать ребенка, что он не сможет стать футболистом, танцором или музыкантом.
  2. Хвалить за хорошие оценки, поделки, рисунки и т. д.
  3. Часто говорить: «Ты сможешь!», «У тебя получится!» и т. п.
  4. Применять один вид наказания за все провинности. Нельзя воздействовать на ребенка физически или психологически.
  5. Ни в коем случае нельзя забирать подаренные вещи.
  6. Обговаривать и анализировать с ребенком его неудачи. Это позволит установить с ним доверительные отношения.
  7. Просить у него совета или помощи и благодарить за это. Ребенок сможет почувствовать себя наравне с родителями. Он поймет, что его мнение тоже учитывается.

Внимание! Важно подать ребенку правильный пример и объяснить, что можно делать, а что нельзя. Это придаст ему уверенности в себе и в своих силах.

В 10-11 лет

В средней школе дети уже способны оценивать себя с объективной точки зрения. В 10 – 11 лет заниженная самооценка чаще всего возникает не по причине отсутствия успехов в учебе, а в связи с возникновением трудностей в общении со сверстниками. Чужое мнение занимает важное место в системе ценностей подростка.

Ребенок взрослеет, но похвала родителей остается для него такой же необходимой, как и раньше. В этот период следует интересоваться его хобби, позволять принимать самостоятельные решения, если это не вредит его здоровью и безопасности. Чрезмерный контроль и завышенные требования к учебе нежелательны. Они могут снизить самооценку ребенка.

От адекватного самовосприятия зависят многие достижения ребенка в будущем, успехи в учебе и умение общаться с окружающими. Уверенность в себе, умение справляться с трудностями и самовыражаться зарождаются в самом юном возрасте и во многом зависят от воспитания. Поэтому одной из главных задач родителей является формирование у ребенка способности адекватно оценивать себя и свои возможности и прививание у него чувства собственного достоинства и уважения к другим людям.

Похожие записи

Как уложить ребенка спать летом в жару
Как научить ребенка пользоваться ножом — простые рекомендации
Почему ребенок грызет ногти: причины и советы психолога

Знать цену себе – удивительно востребованное качество, которое в современном мире определяет успешность человека. Но как можно воспитать в ребенке уверенность в себе и нужно ли это делать, вопрос риторический.

Важно! Нельзя, чтобы адекватная самооценка малыша, а потом и подростка, перерастала в самоуверенность, эгоцентризм.

Уверенность нужна для жизни. Она диктует, какое место займет ребенок в детском коллективе, потом влияет на рост по карьерной лестнице, выбор спутника жизни, даже на мировоззрение!

Факторы, влияющие на уверенность ребенка.

1.    Родители. С рождения и до подросткового возраста мальчики и девочки считают мерилом справедливости маму и папу. И если они говорят, что их чадо одевается как чучело, то нечего удивляться, почему малыш считает себя недостойным нормальных друзей, работы и любви в принципе.

Важно! Детскую самостоятельность нужно поощрять. В случае неуместно выбранного наряда, неудачной поделки или очередного 10-го места в соревнованиях по бегу лучше поддержать ребенка.

Полезно проанализировать ситуацию и выделить основные моменты. За положительные хвалят, а отрицательные стараются преодолеть в будущем. Можно продумать варианты, как усовершенствовать мастерство.

2.    Друзья. Они получают авторитет после 10 – 13 лет. Старшему поколению психологи советуют только следить, с кем общаются их наследники.

Говорить, что Ваня и Петя – плохие друзья, нельзя. Это спровоцирует желание дружить «назло». Но кто запрещает деликатно намекнуть: «сын, присмотрись к товарищам», или «дочь, подумай, такие друзья тебе нужны?».

3.    Психологические особенности. Задумываясь, как воспитать у ребенка уверенность в себе, нужно осознавать нюансы темпераментов личности.

Активным холерикам это качество присуще на уровне рефлекса. Поколебать их самооценку сложно даже прямым указанием в лоб. Живчики-сангвиники тоже быстро приходят в себя после разочарований. Они искренне смеются над своими промахами. Неудачи их не смущают.

Невозмутимые флегматики воспринимают негативные явления своей личности как трамплин к достижению заоблачных высот. Они трудолюбивы, настойчиво оттачивают мастерство.

Больше всего проблем в плане проработки неуверенности в себе встречают меланхолики и их родители. Дети с повышенной чувствительностью сомневаются в себе даже тогда, когда их заслуги признают другие. Но такое понятие, как вера в себя, легко корректируется. Главное – не упустить момент.

Советы, правила для родителей.

Есть  способы, помогающие формировать самооценку на должном уровне:

  • Не стеснять малыша, когда он делает первые шаги в своем выборе. Пусть и выглядит это нелепо.
  • Всегда находить преимущества в результатах его деятельности, научить видеть это в других людях. Навык замечать хорошее – отличное качество и для взрослого человека!
  • Читать сказки, в которых главный герой был смелым и не унывал («Приключения Тома Сойера») или, наоборот, все его считали неудачником, а он спасал мир («Человек-Паук»).
  • Достаточно включить ребенка в сказку. Можно собрать уличную труппу из детей-актеров, где каждый будет в центре внимания.

Иногда проще отвести ребенка на спортивную секцию или записать на кружок, где он разовьет природные способности и найдет друзей по интересам.

Родителям тоже не помешает совершенствовать самооценку. Не стоит обсуждать при малыше начальство или внешний вид соседки, комментировать поступки родственников. Чувство собственного достоинства воспитывается в дружелюбной среде.

Положительным моментом становится и создание уютной атмосферы домашнего очага, где с детьми считаются.

Правила для взрослых:

  •   Уверенного в себе ребенка воспитывают те, кто называет его по имени. Хотя уменьшительно-ласкательные слова тоже приемлемы, но в дошкольном возрасте. Потом школьные друзья могут высмеять за это.
  • Нельзя сравнивать. Пресловутые «а вот Маше лучше тебя делает уроки», а «Даша более воспитанная» способны нанести непоправимый вред детской самооценке. Такие подростки редко вырастают людьми с чувством собственного достоинства. Пока Маша и Даша строят свою жизнь, становятся счастливыми, кто-то выстраивает судьбу по чужому шаблону и страдает от внутренних противоречий.
  • Также не употребляют оскорбительные выражения по отношению к детям. Учат не обижать других, но уметь постоять за себя. Прививают уважение к окружающим людям, объясняют, что успех в делах достигается благодаря упорству и труду. За других нужно радоваться и сопереживать, а не завидовать и злорадствовать.

Мальчики и девочки: прививаем смелость, боремся со страхами.

Неуверенность ребенка в себе продиктована завышенными ожиданиями взрослых. Ставить планку малышам нельзя, но контролировать и направлять – нужно. Гендерный, то есть половой, аспект обязательно учитывают.

Мальчикам прививают основные ценности, заручившись простыми фактами, примерами. Лучше, если это делает отец. Положительным моментом станет посещение маленьким мужчиной спортивной секции. В свободное время нужно приглашать его друзей домой, ведь воспитание мальчика в коллективе – неотъемлемая часть образовательного процесса.

С девочками проще в одном: нужно быть с ними мягче, позволять им иногда оставаться капризными. Важно привить умение просить помощь, принимать ее с благодарностью, но без лишней неловкости. Тогда во взрослой жизни такие барышни не станут собираться замуж за первого парня, который помог донести сумки из магазина.

Также важно, чтобы у девочки была мама. Ее советы, совместные прогулки, первые уроки мейк-апа и умение готовить суп окажут влияние на образ девочки – будущей жены и матери.

Любовь родителей, безусловная и всепрощающая, дарит уважение, заботу и ощущение безопасности. Дети, выращенные в такой среде, ничего не боятся.

А старшему поколению можно подыскать интересные примеры из биографий известных людей, которые не отличались успеваемостью или внешней красотой. Так, Чехов имел тройки по литературе, Маяковский писал с ошибками, Эйнштейна считали неудачником, Пушкин отличался «неудом» по математике.

Внешняя красота – тоже не обязательный атрибут счастья, а счастливым людям не нужно никому ничего доказывать.  Чего можно пожелать всем детям!

Неуверенность и сомнения в своих силах являются препятствием на пути  к успеху в будущем, поэтому родители должны знать, как воспитать в своем ребенке лидерские качества и уверенность в себе. Поведение взрослых в значительной степени определяет степень доверия малыша к окружающему миру и ощущение безопасности.

    Воспитываем в ребенке уверенность в себе и лидерские качества

Родители должны полноценно подготовить малыша к взрослой жизни, для этого его нужно научить общаться с людьми и отстаивать собственное мнение. Воспитание смелости и решительности является необходимым воспитательным элементом, которому следует уделить особое внимание.

Как понять уверен ли в себе ваш ребенок

Чтобы выяснить, насколько необходимо воспитание  у ребенка смелости, следует понаблюдать за поведением малыша с взрослыми людьми и сверстниками. Если его самооценка всегда занижена, он опасается вступать в контакт и отстаивать свои интересы, придется принимать меры, чтобы воспитать в ребенке уверенность.

Откуда появляется неуверенность

Каждый родитель должен уделять достаточно времени воспитанию уверенного в себе малыша. Для этого необходимо быть помощником в решении проблем, но не избавлять ребенка от них полностью. Если мама и папа лишают свое чадо возможности действовать самостоятельно, то это вызывает инфантильность  и не дает стать уверенным в своих силах. Ребенок, не умеющий ставить задачи и достигать своих целей, не сможет полноценно в будущем реализовать свои природные задатки.

Как воспитать в ребенке уверенность в себе

Чтобы воспитать в ребенке уверенность, родителям потребуется приложить немало усилий. Для этого нужно учиться видеть недостатки характера и преодолевать их. Не стоит постоянно хвалить малыша за те действия и навыки, которые являются его непосредственной обязанностью.

Поощряться должны только достижения, к которым приложены немалые усилия и творческие способности.

Как привить ребенку уверенность в себе через игру

Игра является наиболее органичным и естественным методом в воспитании смелости, этот способ возможно использовать для детей любого возраста. Ролевые ситуации способны привить ребенку навыки решения проблем с наиболее продуктивным результатом. В дальнейшем проигранные модели станут образцом для поведения в коллективе. Для этого необходимо создать конфликтную ситуацию и совместно найти пути выхода из нее. Научите малыша пытаться найти решение самостоятельно, так он приобретет необходимые навыки решения конфликтов.

Как вырастить уверенного в себе ребенка позволяя ему делать ошибки

Для будущих лидеров очень важно принимать самостоятельные решения и учиться на своих ошибках. Только через приобретенный опыт возможно понимание целесообразности различных действий.  Родителям, воспитывающим детей, привить самоуверенность можно только позволяя им действовать самостоятельно.

Разумный контроль со стороны взрослых поможет избежать травм и неприятных ситуаций, а малыш путем проб и ошибок поймет, что можно делать и чего следует избегать.

Хвалите ребенка за старания

Похвала со стороны родителей всегда стимулирует малыша быть еще лучше. Но многие мамы чрезмерно используют подобное поощрение, что приводит к неадекватной оценке способностей ребенка.

Ребенок должен обязательно получить похвалу за свои действия, если он старался и приложил максимум усилий для их выполнения. Оценено должно быть все, что не является обязанностью, а совершено по собственной инициативе. Поощрение обязательно должно быть объективным, следует избегать формирования у малыша как завышенной, так и заниженной самооценки.

Позволяйте ребенку решать мелкие проблемы самостоятельно, а сложные совместно

Для того, чтобы успешно решить проблему как развить у ребенка уверенность в себе, необходимо позволять ему самостоятельно решать проблемы. Вполне возможно, что с незначительными трудностями он справится сам, малыша нельзя лишать инициативы.

Для того, чтобы чадо чувствовало себя в безопасности, родители должны быть готовы в любой момент его поддержать. В процессе решения сложных задач между родителями и детьми растет и укрепляется взаимопонимание.

  Воспитывайте оптимизм

Оптимистический настрой очень важен для формирования уверенной в себе личности. Даже если у малыша что-то не получается в данный момент, необходимо акцентировать внимание на уже существующих достижениях и планировать новые в будущем. Совместно с ребенком необходимо создавать образы достигнутого и планировать действия для получения положительного результата.

Следует предупредить малыша, что не всегда задуманное получается с первого раза.

Никогда не критикуйте

Критика способна подорвать веру ребенка в свои возможности и силы. Поэтому постоянные одергивания и замечания, способны полностью заблокировать инициативу и желание действовать.

Особенно вредна для формирования самооценки критика при посторонних людях. Если возникает необходимость указать на ошибки, это следует делать тактично, не задевая достоинство ребенка. Необходимо совместно выяснить причину ошибочного поведения и наметить пути исправления ситуации.

Не нужно сравнивать ребенка со сверстниками, указывая на недостатки. Каждая личность индивидуальна и обладает своим набором положительных и отрицательных качеств. Целесообразно сравнивать малыша в прошлом и настоящем, акцентируя внимание на достижениях и новых умениях.

Воспитывайте целеустремленность

Очень важно для лидера уметь ставить перед собой цели и добиваться их. Ребенок, который знает свои достоинства и то, чему он должен научиться, обязательно достигнет успеха.

Нужно вести дневник достижений и целей, в который записываются поставленные задачи. Малышу в ведении записей должны помогать родители, а старшие ребята смогут вести дневник самостоятельно.

Поощряйте стремление пробовать что-то новое

Ребенку важно постоянно развиваться и осваивать новые умения и навыки. Для этого он должен делать не только то, что у него хорошо получается, но и постоянно учиться новому. Если сначала малыш будет испытывать трудности, вместо того, чтобы критиковать и подтрунивать, придите на помощь советом. Поддержка старших способна приободрить и вдохновить на достижения и борьбу со страхами.

Практические рекомендации и упражнения

Для того, чтобы воспитать из своего малыша уверенную в своих силах и возможностях личность, необходимо выполнять следующие практические упражнения:

  1. Рисунок себя.
  1. Кресло умельца.
  1. Плакат достижений.
  1. Я в будущем.
  1. Анализ пройденного дня.

Систематическое выполнение упражнений способствует развитию волевых качеств и повышает мотивацию для дальнейшего совершенствования своих способностей.

Дети дошкольники

Для детей дошкольного возраста стимулом для совершенствования будет перечень того, что они еще не умеют со словом пока. Это дает малышу возможность понимать. Что он развивается и постоянно учится. Вчера еще не умел, а сегодня освоил навык.

Начальная и средняя школа

Ученикам младших классов повышает самооценку расшифровка имени по буквам, которая включает перечень положительных качеств. Этот листочек можно повесит над кроватью, чтобы малыш постоянно видел перед собой набор идеальных качеств, которыми его наделило имя. Этот лист бумаги ребенок с удовольствием разрисует по своему вкусу.

Игра «Кресло умельца» внушает веру в себя, так как школьник слышит от других детей перечень того, что он действительно умеет делать хорошо. Признание ровесников наполняет сердце ребенка гордостью за признание его заслуг.

Подростки

Помочь ребенку в подростковом возрасте обрести уверенность поможет упражнение по созданию желаемого образа себя в будущем. С помощью такого тренинга появляется возможность приобрести желаемые качества и достичь успеха.

Круг комплиментов

Упражнение с одноименным названием предлагает встать в круг и передавать комплименты, сказанные от чистого сердца. Положительные качества, признанные и озвученные окружающими, вдохновляют на дальнейшее совершенствование и развитие.

Воспитание в ребенке решительности и уверенности является наибольшей услугой, которые родители могут оказать своему чаду для его успеха во взрослой жизни.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий