Как научить ребенка писать буквы правильно, красиво, аккуратно?

Привет, друзья!

Сегодня у нас очень серьезная тема для разговора, касающаяся того, как и когда нужно учить ребенка писать прописные буквы.

А стоит ли вообще учить писать буквы ребенка? Может за нас это сделает школа?

А знаете ли вы, что от того, как правильно ребенок будет писать и вести себя за письменным столом зависит его дальнейшее здоровье?

Как видите, тема очень непростая поэтому давайте начнем разбираться.

Письмо — это очень сложный процесс, которому приходиться обучаться человеку. На обучение письму может уйти даже около 4-5 лет.

Гораздо проще научиться читать ребенку, чем писать прописные буквы.

Известно, что дети, рано научившиеся писать прописные буквы, в школе пишут плохо. Поэтому, прописные буквы лучше не учить писать ребенка до школы. Это очень важный момент.

Умение писать требует развития моторики, координации движений, усидчивости, терпения.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами.

Развитие мелкой моторики пригодится во всей дальнейшей жизни ребенка.

От того, на сколько она развита, зависит общее развитие мыслительной деятельности. А это речь, воображение, зрительная и двигательная память, внимание.

От развития мелкой моторики зависит и то, как будет писать ребенок.

Чем лучше будет подготовлена рука ребенка, тем легче им будет освоен технический процесс письма.

Как происходит развитие кисти и пальцев рук ребенка?
  • С рождения и до 1 месяца у ребенка кисть руки сжата. Срабатывает хватательный рефлекс — ребенок хватает и не отпускает рукой палец взрослого.
  • В 3-4 месяца начинает угасать хватательный рефлекс. Ребенок хватает предмет ладонью, средним, безымянным, мизинцем, но не большим и указательным пальцем. Вытягивает кисть руки, чтобы взять предмет.
  • В 5-6 месяцев держит предмет обеими руками. Отпускает предмет. Держит предмет всей ладонью и всеми пальцами. Может переложить предмет из одной руки в другую. Начинает бросать предметы.
  • В 8-9 месяцев бросает предметы на пол. Берет предметы пальцами, крутит, переворачивает их. Может ударять предметы друг о друга. Может играть в игру «Дай-возьми».
  • В 1-1,5 года держит маленькие предметы большим и указательным пальцами. Производит первые попытки рисовать «как попало».
  • В 1,5-2 года может опускать предметы в мелкие отверстия. Специально бросает предметы. Бросает мяч, строит пирамиду из 3 кубиков. Держит ложку поперек руки, начинает самостоятельно есть.
  • В 2-2,5 года держит мел и ложку поперек руки. Собирает пирамиду из 6 кубиков. Режет ножницами.
  • В 2,5-3 года рисует карандашом ведущей рукой, часто с выпрямленным указательным пальцем. Держит мяч обеими руками.
  • В 3-4 года может резать бумагу, рисовать. Определяется ведущая рука. Строит пирамиду из 8 кубиков. Наливает воду в кружку.
  • В 4-5 лет совершает движения кистью и пальцами. Может резать бумагу по прямой линии, зигзагами, волнами, по кругу.
  • В 5-6 лет может обводить клетки по контуру. Рисует кисточкой, вырезает сложные фигуры. Ударяет мяч о пол и ловит обеими руками.
  • В 6-7 лет бросает мяч о стену и ловит его, подбрасывает в воздух и ловит его. Рисует и пишет. Вырезает спиральные гирлянды.

Таким образом, пройдя все этапы развития мелкой моторики кисти и пальцев рук к 6-7 годам ребенок приобретает большое количество навыков и умений, подобные движениям рук взрослых.

Занятия для развития мелкой моторики следует проводить регулярно. Всего нужно заниматься по 15 минут в день.

Что не нужно делать родителям:

  • Заставлять ребенка заниматься, если он не хочет. Заставляя, можно отбить желание в дальнейшем к школьным заданиям;
  • Заставлять ребенка писать, если у него не получается;
  • Кричать на ребенка;
  • Слишком серьезно подходить к занятиям;
  • Учить писать прописные буквы до 5-5,5 лет ребенка;
  • Быть ребенку учителем. Всегда лучше оставаться родителем.

Правильно сидим?

Немаловажным моментом является правильная посадка ребенка за письменным столом при занятиях.

При неправильной позе развивается искривление позвоночника, нарушение осанки, а это в свою очередь ведет к болям в позвоночнике, затрудняется работа всех внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта), возникают головные боли, замедляется обмен веществ, повышается утомляемость.

Профилактика искривления позвоночника — это утренняя гимнастика, подвижные игры, прогулки, регулярные физические упражнения.

Следить за осанкой ребенка необходимо, минимум с 4-х лет.

Как правильно сидеть ребенку за письменным столом:

  • Ребенок должен сидеть за столом прямо;
  • Плечи должны находиться на одной высоте;
  • Грудь не должна касаться стола (расстояние — 3-5 см);
  • Ноги должны создавать угол в коленях 90 градусов;
  • Руки должны немного выступать за край стола (10 см. от туловища);
  • Оба локтя должны лежать на столе;
  • Свет должен падать слева;
  • Голова у правши должна быть немного наклонена влево;
  • Нижний угол страницы тетради должен лежать напротив груди. Свободной рукой ребенок передвигает тетрадь вверх;
  • Стол и стул подбираются под рост ребенка.

правильная поза для письма

Чем лучше начинать учиться писать.

Лучше всего начинать рисовать и писать трехгранными карандашами.

Сейчас еще продаются специальные накладки на карандаш в месте, где ребенок его держит. Есть также специальные эргономичные ручки.

Таким образом, у ребенка просто не будет возможности держать карандаш неправильно.

Карандаш ребенок должен держать под углом в 50-60 градусов большим, указательным и средними пальцами. От кончика карандаша до указательного пальца должно быть расстояние в 2 см.

Начинать рисовать не стоит фломастерами, так как они не несут правильной нагрузки для руки ребенка.

Когда нужно начинать развивать мелкую моторику?

С самого раннего детства, начиная месяцев с 3, когда ребенок берет рукой игрушки или тянет простыню. Так, он естественным образом учится владеть своими руками.

Далее в 3-4 месяца необходимо проводить массаж кистей рук малыша и пальчиков. Это поглаживание, сгибание и разгибание пальцев. Поглаживать нужно каждый пальчик в отдельности.

Можно проводить по пальчикам меховой игрушкой.

В 8-9 месяцев можно давать ребенку под присмотром крупные предметы, а затем и мелкие, такие как камушки, фасоль, ракушки, крупу.

Начинаем учиться писать

Обучение детей письму можно условно разделить на 3 этапа. Это

  • подготовка,
  • обучение писать печатными буквами,
  • а затем и письменными.

Подготовка руки к письму

Наибольшее количество времени уделяется именно этапу подготовки руки к дальнейшему письму. Остановимся на нем поподробнее.

Процесс подготовки к письму включает в себя:

  • Лепку из пластилина, глины, соленого теста;
  • аппликации из ткани, бумаги;
  • игры с песком;
  • рисование карандашами;
  • рисование мелками;
  • штриховка;
  • рисование по трафаретам;
  • вышивание;
  • вязание;
  • плетение из резиночек и ниток;
  • нанизывание бусин;
  • застегивание и расстегивание пуговиц;
  • застегивание кнопок, крючков;
  • завязывание ленточек;
  • обведение рисунка по точкам;
  • дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам;
  • гирлянды из бумаги;
  • рисование по трафаретам;
  • пальчиковые игры (театр);
  • игры в конструкторы;
  • изготовление подделок из природных материалов.

Для того, чтобы определить готовность руки ребенка к письму, попросите его нарисовать круг, диаметром 3 см. Круг должен быть нарисован максимально ровно.

Мои прописи

А сейчас я хочу показать вам некоторые из прописей, которые я купила для занятий со своими детьми в соответствии с возрастом. 

Начнем с прописей для 3 летнего возраста. Это книга «Спиральки» от издательства Карапуз. Серия «Прежде, чем научиться писать…«

Считаю, что эта книга как нельзя более подходит для первых прописей. Это еще даже и не прописи, а подготовка к ним. Малышу нужно учиться рисовать спиральки.

Абсолютно в ненавязчивой форме, предоставляя малышу проявить собственную фантазию, здесь можно рисовать и в то же время готовиться к будущему письму букв.

Известно, что научившись рисовать завитки, кружочки, палочки, полукруги малышу проще будет справиться в дальнейшем с буквами.

В серии книг «Прежде, чем научиться писать…» есть еще «Комочки», «Дуги», «Зигзаги». Обязательно попробуйте найти свою и учить малыша основам письма.

Следующей так называемой прописью будет «Моя первая книга ходилок, бродилок и лабиринтов» от издательства CLEVER, предназначенная для набивания руки малыша.

Помимо занимательных лабиринтов, которые еще нужно суметь пройти, здесь есть задания на счет и смекалку.

Малышу точно понравится эта цветная книга с упражнениями для подготовки и правильной постановки руки для будущего письма.

Прописи для малышей «Обводим и рисуем по клеткам» авторов Олеси Жуковой и Елены Лазаревой предназначены для детей младшего дошкольного возраста. Книжка выполнена в небольшом формате, а задания нестандартные и увлекательные.

Здесь необходимо сначала обвести, а затем нарисовать рисунок по пунктирным линиям самостоятельно.

Книга Олеси Жуковой «Прописи для будущего отличника» для детей 5-6 лет. Здесь малыш может раскрашивать буквы, дописывать буквы, дорисовывать узоры, вписывать недостающие буквы в слова.

Книга поможет потренироваться писать печатные буквы, а также читать. Выглядит уже как самые серьезные настоящие прописи для дошкольников.

А еще есть «Прописи для будущей отличницы«.

На сегодня все, всем пока!

—>

  • Главная
  • Обучение
  • Как научить ребенка красиво писать

—>

Специалистами рекомендуется для работы в тетрадях или альбомах на первых этапах обучения письму выбирать тетради с клеточкой в 1см или с крупным рисунком.

Во-первых, самому малышу так быстрее можно увидеть результат – это не переутомляет малыша, а поддерживает его интерес.

Во-вторых, учитывайте развитие мелкой моторики руки у ребенка – чем мельче клеточка, тем труднее рассчитать движение и не упустить мелкие детали. Если такой тетрадки не найдете, тогда можно просто черной ручкой на обычной тетрадке в клеточку прочертить клеточки нужного Вам размера. Или распечатать эти странички Помните! Научить ребенка красиво писать нужно поэтапно: 1) Ровные и наклонные линии 2) Крючки 3) Овалы и круги

В этот период Вы можете отработать все элементы букв и цифр: горизонтальные и вертикальные линии, наклонные палочки. Затем к этим элементам добавьте закругления и у Вас получатся разнообразные крючки. С ребенком от 3 лет можно начинать писать в тетради — прописи. Помните! Начинать обучение письму нужно только простым карандашом. Он лучше скрепляется с бумагой и не скользит, а пишет по листу.

Возможно, Вам понравится этот видео — материал. В нем специалист подробно раскрывает все секреты постановки руки к письму ручкой для учеников в школе. А для дошкольников эти же упражнения можно делать, но только с простым карандашом

Если с крупными рисунками и прописными элементами Ваш малыш справляется легко и с удовольствием, тогда покажите ему пропись в обычную клеточку на 0,5см. ИТОГ: Отнеситесь серьёзно к этому подготовительному этапу в обучении письму. Не спешите сразу завалить ребенка различными яркими прописями, которых так много в магазинах. Самостоятельно выберите первую пропись для своего ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, а не ее яркой обложки.

Учимся писать печатные буквы и цифры

Как правило, к 4 годам рука ребенка уже умеет крепко держать карандаш. Помните! В этот период важно постоянно обращать внимание самого ребенка на то, как ПРАВИЛЬНО держать карандаш! Возможно, Вам понравится этот видео — материал. В нем специалист подробно раскрывает все секреты постановки руки к письму ручкой для учеников в школе. А для дошкольников эти же упражнения можно делать, но только с простым карандашом. Когда Ваш ребенок уверенно держит карандаш и ровно умеет писать все элементы букв и цифр, тогда можете дать ему ручку. В канцелярском магазине можно даже выбрать ручку со специальной насадкой для пальчиков.

Алгоритм обучения письму букв и цифр одинаков:

  1. Рассмотрите букву или цифру
  2. Подумайте на что она похожа
  3. Разберите из каких элементов она состоит
  4. Покажите в воздухе как они соединяются
  5. Порепетируйте письмо в воздухе под счет
  6. Покажите, как Вы пишите эту букву или цифру
  7. Дайте ребенку по точкам обвести силуэт буквы или цифры в тетради
  8. Предложите дошкольнику написать еще 4-5 раз это же, но самостоятельно

Итог: Письмо печатных букв и цифр не только развивает зрительную память у ребенка, но и развивает мелкую моторику всей руки, учит записывать произнесенные звуки и цифры. Постарайтесь не перезагружать малыша. Для ребенка до 5 лет только 7 -10 минут для письма в день достаточно. Пусть всегда остается у него желание «еще прописать завтра новую букву или цифру»

Как научиться красиво писать прописные буквы и цифры

Если Вашему ребенку уже исполнилось 5 лет и он умеет правильно держать карандаш, легко прописывает все печатные элементы букв и цифр, тогда пришло время знакомиться с настоящими Прописями и переходить на письмо ручкой. Только не все сразу. Давайте сразу определимся когда можно ребенку начинать писать ручкой? Карандаш можно заменить на ручку, только если Ваш дошкольник точно прописал один ряд образца без ошибок. Второй рядок разрешите написать уже ручкой. Так Вы увеличите нагрузку и по объёму и по времени. А самое главное – поддержите состояние УСПЕХА! Теперь поговорим о Прописях букв русского алфавита. Каждый из нас помнит, что в Прописях всегда есть разные линии: горизонтальные и наклонные. Горизонтальные определяют размер буквы, в наклонные – ее ширину и расстояние между словами. Об этом знаем мы с Вами и об этом должен знать Ваш ребенок.

Скачать трафарет листа А-4 в косую линию можно здесь

Не спешите сразу показывать ему как пишутся целые буквы. Начните с отдельных элементов, как Вы это делали с печатными буквами.

Так Вы сможете научить своего ребенка видеть расстояние и ориентироваться в горизонтальных линиях. А дальше учим все по тому же плану:

  1. Ровные вертикальные линии, но с разной высотой, такие же горизонтальные и наклонные
  2. Короткие и длинные вертикальные вверху, внизу, по середине строки
  3. Палочки с различными крючками
  4. Волнистые линии
  5. Овалы и кружки

Распланируйте эту подготовительную работу по 10-15 минут каждый день или через день. Когда Вы увидите, что у Вашего ребенка все получается, тогда можете смело с ним выбирать пропись. Помните! До работы в настоящей Прописи с буквами русского алфавита Ваш дошкольник должен четко знать, как правильно сидеть за столом и как правильно держать ручку.

Теперь ему можно сидеть за письмом уже 15-20 минут, но делать перерыв через каждые 7 минут, чтобы поприседать или просто походить. Не забывайте про пальчиковую гимнастику!

Выбирайте видео – отрезок с Вашей строчной или прописной буквой

 С Прописями по математике, как правило, дети работают активнее. Потому что они легче по смысловой нагрузке.

Во — первых печатные цифры не так уж сильно отличаются от прописных Во — вторых они все одинакового размера В — третьих – их всего только десять! Вроде все легко и просто! Но не стоит пускать дело на самотек! Не упустите самые важные моменты:

  1. Покажите своему ребенку чем отличается печатная цифра от прописной
  2. Как каждая цифра вмещается в клеточку – домик
  3. С какого места удобнее начинать писать, чтобы вся цифра красиво поместилась в своем домике.

Идем дальше. Вот видеоматериал по цифрам

Помните! В математических прописях в дополнение к обучению письму идет еще геометрический материал и задания на развитие логического мышления. Скачать готовые Прописи Леонида Некина можно здесь

Итог: Специалистами доказано, что научиться писать прописные буквы и цифры для ребенка намного сложнее. Старайтесь его не торопить! Переходите на следующую страничку в Прописи только тогда, когда ребенок сам этого захочет. Научите его радоваться результатам своего труда и стойко побеждать трудности.

Ведь это для нас, для взрослых, это совсем не трудно, а для малыша – нужно сильно постараться! Поддержите его! Только с Вашей помощью будет красивый каллиграфический почерк у Вашего ребенка! Больше информации, касающейся рекомендаций ведущих специалистов по различным вопросам правильной организации и проведения подготовки ребенка к школе – читайте в разделе «Обучение»

Автор: Елена Воробьёва —>

Похожие статьи

  • 01 Развитие ребенка от 4 до 5 лет
    • Прочитано 1589 раз
  • 02 Развитие ребенка от 3 до 4 лет
    • Прочитано 1674 раз
  • 03 Развитие ребенка от 2 до 3 лет
    • Прочитано 2560 раз
  • 04 Всестороннее развитие ребенка в 2 года
    • Прочитано 948 раз
  • 05 Развитие ребенка в 1 год и 11 месяцев
    • Прочитано 3260 раз

Сейчас актуально

  • 01 Как правильно одевать новорожденного в любое время года
    • Прочитано 5127 раз
  • 02 Детская комната для девочки
    • Прочитано 4167 раз
  • 03 Логические игры для детей
    • Прочитано 3539 раз

—>

28.01.2015 13:12 122164 Shutterstock.com Наш эксперт — Марьяна Безруких, доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» (ФГБНУ «ИВФ РАО).

Миличь Майя, АиФ.ru: С какого возраста лучше начинать обучение письму?

Марьяна Безруких: Учить детей до школы курсивному письму не стоит. Это очень сложный процесс, в котором важно всё — и правильная посадка, и правильное положение ручки, и способ объяснения, и последовательность изучения букв, и многое другое. Но подготовка к письму, обучение письму печатными буквами может быть одним из направлений работы с дошкольниками 5,5–6,5 лет.

Комплексная подготовка к обучению письму должна заключаться в развитии моторики, внимания, зрительного восприятия, зрительной памяти и других функций. Это может быть, например, развитие ребёнка уже с 4–5 лет.

Обычно к 5–6 годам дети готовы научиться писать печатные буквы. Поэтому в этом возрасте можно уже объяснить им, как правильно пишутся буквы, показывать и разъяснять принцип написания печатных букв.

Организация занятий

— Как лучше представить процесс обучения для ребёнка? Как игру или, наоборот, как серьёзный процесс?

— Все задания и занятия по подготовке к письму с дошкольниками проводятся только в игровой форме. А вот обучение письму в школе требует большой сосредоточенности, поэтому при обучении в школе — это не игровые занятия.

Вообще, обучение письму — это очень сложный и трудный процесс. У детей часто возникают трудности, связанные не только с недостаточной сформированностью моторики, внимания, зрительной памяти и т. п., но и со спешкой, с очень высоким темпом изучения букв, с требованиями большой скорости письма, с непонятным объяснением.

Как, когда и зачем нужно развивать дошкольника? Советы родителям

— Как долго и как часто можно заниматься с дошкольником?

— Занятия с дошкольником по подготовке к письму могут быть ежедневными, но длиться лишь 10–15 минут.

Особое внимание должно уделяться правильной посадке, правильному положению ручки. Последовательность «шагов» по подготовке к письму подробно и детально описывается в специальных пособиях и книгах, которые могут помочь родителям.

Не получается!

— Имеет ли смысл заставлять ребёнка писать, если у него не получается?

— Дошкольника нельзя заставлять писать, тем более, если «не получается». Лучше уделить внимание подготовке к письму.

А вот при трудностях обучения письму у более старших детей, например у первоклассников, необходимо вместе с педагогом разобраться в причинах трудностей и найти наиболее эффективные меры помощи.

— Какие ошибки чаще всего совершают родители, когда самостоятельно учат ребёнка письму?

— Основные ошибки — это замена подготовки к письму обучением и торопливость, желание родителей научить ребёнка писать как можно быстрее.

Статья по теме Характер в почерке: 7 особенностей, раскрывающих личность При этом родителям не стоит забывать, что письмо — это сложнейший навык, который формируется медленно и длительно, в течение трёх – четырёх лет.

Прописи

— Прописи — до сих пор актуальный и эффективный способ научить ребёнка красиво писать?

— Да, прописи позволяют сформировать «техническую» сторону письма, правильное написание букв и их соединение. Однако сейчас много разных прописей, и не все из них соответствуют возрастным возможностям детей. И отмечу, что в дошкольном возрасте прописи использовать не рекомендуется.

— К какому возрасту у ребёнка складывается манера письма?

— «Манера» письма — это стабильность правильного выполнения всех буквенных элементов, их высоты и ширины, наклона линий, способа соединения букв, связности и других показателей.

У большинства современных школьников эти показатели нестабильны даже к четвёртому классу. Это означает, что навык письма не сформирован.

Некрасивый почерк?

— Почему учатся писать все примерно одинаково, буквы выводят в одинаковых прописях, а почек у всех разный?

— Различия в почерке у разных детей связаны с двумя факторами. Первый — зрелость физиологических функций каждого отдельного ребёнка, второй — методика обучения письму. Существуют разные подходы к обучению, разные методики. Кроме этого, играют роль индивидуальные особенности нервной системы ребёнка, его работоспособность, состояние здоровья.

Как правильно подготовить ребёнка к школе? 7 советов родителям

Советы родителям

Покажите ребёнку, как нужно правильно держать пишущий предмет — ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца и фиксироваться большим и указательным. При этом большой палец должен находиться выше указательного, а кончик ручки должен быть ориентирован на плечо.

Для обучения письму заведите специальную тетрадь или альбом — не стоит использовать линованную бумагу.

На первых порах рисуйте вместе с ребёнком простые элементы: вертикальные палочки, палочки с закруглением внизу и вверху, кружочки и так далее.

Старайтесь визуализировать любую информацию — изучая букву, покажите её на картинках, показывайте, как пишется изучаемая буква, при этом ваши движения рукой должны быть медленными и должны быть видны ребёнку.

Пять тайн вашего ребенка: дети ошибаются и лгут «Как ты мне надоел!» И еще шесть фраз, которые не нужно говорить ребенку Новички за школьной партой. Готовим ребенка к жизни в коллективе В первый раз в первый класс. Как понять, готов ли ребенок к школе? Как не растерять здоровье в школе: главные правила для детей и их родителей

Современное общество выдвигает большие требования к уровню раннего развития детей. Вследствие их ошибочного толкования, многие родители задумывается о том, как научить ребенка писать еще до школы. Ведь для большинства из нас умение крохи красиво писать буквы, целые слова и цифры – наивысший показатель его развития.

В стремлении вырастить вундеркинда и поразить широкую аудиторию главное – не лишать своих чад беззаботных ребяческих утех и прислушиваться к рекомендациям опытных психологов и преподавателей. Что же говорят специалисты об уместности обучения дошкольника письму в домашних условиях, об эффективности таких занятий и о возможных последствиях?

Стоит ли родителям учить писать ребенка до 5 лет

Торопливо прививать навык письма малышу 3-4 лет нецелесообразно по нескольким причинам:

1) Нивелирование новизны в школьном обучении.

Придя в школу, ребенок, прошедший интенсивный курс дошкольного образования под эгидой любящих родителей, к своему разочарованию обнаруживает, что там учат писать буквы и цифры, то есть тому, что он уже умеет. Поэтому ребенок проявляет безразличие и леность по отношению к учебе, а не желание каждый день открывать для себя что-то неизведанное.

2) Формирование неправильных навыков.

Ученый-физиолог Марьяна Безруких и эксперт в области раннего развития Лена Данилова сходятся во мнении, что освоение письменных букв и формирование связного скоростного письма формируется у детей на протяжении нескольких лет. Старания родителей как можно быстрее научить ребенка красиво писать могут пагубно сказаться на его манере письма.

Для начала нужно научить ребенка правильно сидеть за партой и держать пишущий инструмент как следует. Далее преподаватель придерживается определенной последовательности в обучении написанию всех единиц алфавита и каждой цифры и использует различные способы пояснения. Воспринимать объяснение принципов написания каждой печатной буквы дети готовы обычно к 5-6 годам.

Спешка в обучении приведет к тому, что ребенок не сможет правильно выполнять все буквенные элементы, соблюдать необходимую высоту и ширину линий и наклон, и не будет знать, как соединять буквы в слова. Учителю начальных классов придется искоренять привычку писать ошибочным образом.

3) Лишение ребенка возможности научиться писать красиво.

Даже если ребенок научился в раннем возрасте писать цифры и буквы аккуратно, нет гарантии, что это умение сохранится у него и в дальнейшем. Для того чтобы кисть не уставала при длительной нагрузке и закрепился хороший почерк, необходимо проводить регулярные занятия. Принуждая непоседу подолгу выводить палочки и крючочки в тетради в широкую линейку, родители добьются лишь того, что он будет писать, не красиво, а как попало, только бы поскорее освободиться. Именно такие каракули могут закрепиться как почерк малыша.

Вывод: в сферу раннего развития ребенка должно входить только то, чему ребенок может научиться играючи. Если малышу всего 3-4 года, отложите до лучших времен тетрадку в линейку и прописи. Ваша задача как родителей на будущие пару лет – сосредоточиться на ПОДГОТОВКЕ ребенка к письму.

Подготовка дошкольника к овладению навыками письма

Ребенок с легкостью научится в школе писать правильно, разборчиво и красиво, словно под линейку, если у него будет достаточно подготовлена к письму рука, т.е. развита мелкая моторика и координация движений. Он должен уметь усердно выполнять задание в течение продолжительного времени, быть внимательным и аккуратным. Именно эти навыки нужно развивать у дошкольников. С этой целью можно использовать следующие методы:

Занятия для развития мелкой моторики рук

  • пальчиковая гимнастика. Один из вариантов разминки пальчиков малыша – игра в «Пальчиковый твистер»;
игра в театр теней;
  • аппликация из цветной бумаги или листьев;
  • вырезание фигур и картинок;
  • рисование на песке или крупе;
  • оригами;
  • игры с конструкторами;
  • плетение браслетов из резинок;
  • составление рисунка из пуговиц или мозаики, нанизывание на леску бусин, игры с камешками, фасолью, горохом и др.;
  • лепка из пластилина, соленого теста, глины.
  • Рисование, раскрашивание рисунков, штриховка и прописи

    Всегда следите за тем, чтобы малыш правильно сидел. Когда в дальнейшем он будет сосредоточен на письме, он сможет сам подсознательно контролировать свою осанку.

    Учите ребенка правильно держать карандаш или ручку. Приобретите для первых занятий толстые трёхгранные карандаши или специальные насадки-тренажеры для письма.

    Делайте упражнения для расслабления мышц ручки и пальцев ребенка и чередуйте виды деятельности.

    Методика М.Т. Стрижаковой предлагает способ, как научить ребенка писать «От рисунка к букве». Малышам нравится раскрашивать и заштриховывать рисунки в разных направлениях. Штриховку можно также выполнять в тетради в широкую и узкую линейку.

    Также дошкольнику можно предложить прописи, в которых нужно обводить всевозможные фигуры, контуры и изображения.

    Первые уроки письма и выработка умения писать красиво

    Если еще до школы ребенок просит научить его писать, начните с того, как пишутся печатные буквы и цифры. Первые занятия посвятите развитию навыка контролировать высоту, ширину и наклон знаков. Для этого пригодятся прописи или тетрадь в узкую или широкую линейку. Прописи подскажут, как научить ребенка писать и выводить красиво все детали. Позвольте ребенку обучаться письму и в разных тетрадях: в широкую линейку и узкую, с наклоном, в мелкую и крупную клетку, с чистыми листами.

    Подробно и доступно объясняйте и показывайте малышу, как пишутся печатные буквы, какая поочередность написания каждого элемента и какими должны быть их пропорции.

    Родители школьников младших классов часто задаются вопросом «Как научить ребенка быстро писать и при этом красиво, как под линейку?». Малыш, которому мама и папа помогли как следует подготовиться к длительному и трудоемкому школьному процессу обучения, будет радовать своими успехами.

    Возможно, мою методику изобрели задолго до того, как я появилась на свет. Но идея именно такого способа — легкого и, главное, не занудливого, обучения письму дошколят пришла в мою голову с опытом и порадовала меня столь быстрым результатом, что я вправе называть её «моей методикой».

    Как известно, в русском языке 33 буквы. Ровно 30 дней нам с вами понадобится, чтобы научить дошкольника быстро писать печатными буквами. Почему 30? Потому что на написание пар Е/Ё, И/Й, а также Ъ/Ь мы отведем по одному дню.

    Я знаю, что все детки разные, но я не рекомендовала бы нагружать письмом ребёнка в возрасте до пяти с половиной лет. Буквы для него — абстракция, причём довольно-таки скучная. Лучше порисуйте. Если же вам дарован «вертун и хохотун», то время терпит посадить его за стол после шести лет. Он быстро наверстает отставание. Ещё одно важное условие: чтобы писать буквы, надо узнавать их на листе. Даже неуверенно читающий малыш освоит письмо куда быстрее своего не читающего сверстника.

    Не мучайте ребёнка написанием одной буквы, доводя её до идеала. Это раздражает, как раздражает нас самих длительная неинтересная работа. Написание одной буквы должно занимать максимум 2 строки.

    Не спешите доставать кошелёк, самые лучшие прописи можно скачать в Интернете бесплатно и распечатать на работе. Выбирайте такие прописи, чтобы на строке уместилось максимум 10 букв, не надо выбирать шрифты для первоклассников, пусть малыш пишет более крупно. Его задача на этот момент — запомнить сам принцип написания.

    Не требуйте идеального письма, требуйте старания. Работайте карандашом. Если малыш решил схалтурить, попросите его стереть некрасивую букву и переписать. Но требуйте исправлений только в том случае, если малыш действительно решил поскорее отделаться от вас, а не в том, когда он старается, но у него не получается.

    Пишите по одной букве в день, очень важно не пропускать ни дня. Всё занятие займёт у вас не более 20 минут. Вечерние «послесадовские» часы тоже подходят. Ребёнок не успеет устать. Скажу больше: дети вообще не устают от того, что им нравится.

    Пишите буквы строго по алфавиту. Этим вы убьете ещё одного зайца: выучите алфавит или большую часть его.

    Вы можете показать написание буквы на отдельном листе, а можете первые 2−3 буквы в строке написать с малышом вместе, ведя его руку, показывая, с какого места следует начать письмо. Тем самым вы поможете его руке «запомнить» движение. Если малыш упорно пишет не с того места, ставьте ему цветным карандашом или фломастером точку на строке, с которой следует начать. Не сердитесь, ставьте точку столько раз, сколько требуется. Поверьте, вам не придется ставить ему точки до старости. Как только у него начнёт получаться, он сам откажется от ваших услуг.

    Любая работа должна иметь смысл. Только конкретная цель делает её интересной, а интерес, в свою очередь, побуждает любого человека к действию. И ребёнок в этом деле не исключение.

    Поэтому, потратив 4 дня и прописав первые четыре буквы алфавита, добавьте задание, ради которого ребёнок и старается. Смысл задания заключается в том, чтобы разгадать загадку,

    т. е.

    слово, зашифрованное в картинку, и написать его. Распечатайте (вырежьте и наклейте или нарисуйте) картинки с простым и понятным названием, например, с кошкой.

    Рядом с картинкой проставьте столько нижних подчёркиваний, сколько букв в слове (в нашем случае 5). Над каждой чёрточкой малыш должен будет вписать знакомую ему букву. Ещё не знакомые ему буквы впечатайте (впишите) самостоятельно. Если ребёнок усвоил буквы от, А до Г, то слово КОШКА, будет выглядеть: К О Ш К _.

    Ребёнок будет очень рад «угадать» слово. Над каждой чёрточкой малыш вписывает недостающие буквы. Делается это так: он пишет букву и читает написанное, пишет следующую и снова читает. Это позволит ему лучше чувствовать звуки русского языка, соотносить их с буквой, знать их место в слове, ведь ему придётся не раз произнести слово вслух, прежде чем написать его.

    Старайтесь избегать слов наподобие «МОЛОКА», когда слышится одна буква, а пишется другая.

    Итак, рецепт: две строчки и пять слов с картинками в день в течение месяца.

    Чем дальше следует малыш, тем меньше вписанных вами самостоятельно букв и тем длиннее слова. Как только вы дойдете до «Т», почти все буквы будут заполняться самим малышом, поскольку последующие буквы используются в языке реже.

    С этого момента можно попросить ребёнка подписывать свою работу, ставить имя и фамилию. Ничего не выбрасывайте, изучите листы, исписанные им. Вы заметите, что какие-то буковки даются ему не сразу. Если, например, «З» упорно крутится не в ту сторону, просто добавьте слова с непослушной буквой. Очень хорошо помогает соревнование, когда мама и малыш пишут одну строчку с проблемной буквой, стартуя в одно и то же время. В ходе такого соревнования вы пропишете ещё несколько строк, и навык ребёнка в итоге закрепится.

    Делать это лучше в тот момент, когда вы только приступаете к письму, когда ваша рука ведет руку ребёнка. Например, если малыш знает, что у буквы Б есть «спинка, животик и шляпка», а Ё отличается от Е «глазками», правильное написание начнется быстрей.

    Как видите, не надо быть Макаренко, чтобы научить ребёнка писать. И не надо рассчитывать, что кто-то сделает это за вас: бабушки, няня, воспитатель

    и т. д.

    Статья опубликована в выпуске 24.11.2015 Обновлено 22.07.2020

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    4,8
    Материал подготовил
    Максим Коновалов
    Наш эксперт
    Написано статей
    127
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий