Как арт-терапия может помочь сблизиться со своим ребенком: интервью с Еленой Васильевой

Арт-терапия эффективна при психических заболеваниях и при психологических проблемах у здоровых лиц, применяетсяВ для детей, подростков и для взрослых и пожилых людей. Как самостоятельный метод и в сочетании с другими видами терапии. Данная методикаВ практически не имеет противопоказаний.

Показания для арт-терапии

У здоровых людей: хронический стресс, переутомление, последствия тяжелых психических травм и конфликтов, наличие психически больного родственника, личностный рост

  • Неврозы
  • Депрессия.
  • Панические атаки и другие тревожные расстройства.
  • Последствия органического поражение нервной системы.
  • Психосоматические заболевания.
  • Расстройства личности.
  • Нарушения пищевого поведения (булимия, анорексия).
  • Перенесенные психозы.
  • Шизотипическое расстройство.
  • Зависимость (лекарственная, алкогольная, наркотическая, игровая, полинаркомания, табакокурение).
  • Нарушения поведения у детей и подростков.

В клинике РОСА арт-терапевтические занятия проводятся регулярно несколько раз в неделю.

Вашему вниманию приводим описание психотерапевтических занятий с пациентами, которые проводит психолог, арт-терапевт клиники Роса Морозова Милена Александровна.

В В В 

«Детско-родительские отношения». Методика «Барашек в бутылке».

Цель группового занятия: Диагностика психологического самоощущения пациента в родительской семье. Пациентам предлагается нарисовать барашка в бутылке. После окончания работы пациентам предлагается представить свои рисунки для совместного обсуждения. АРТ-терапевт задает вопросы о том, как барашек и бутылка себя чувствуют, о чем мечтают, что их тревожит.В 

Пациенты обсуждают барашка, его расположение в бутылке, форму и расположение самой бутылки, наличие пробки и т.д. В конце обсуждения АРТ-терапевт дает собственные интерпретации рисунков пациентов.В 

Барашек является символом самого автора работы, а бутылка символизирует родительскую семью. Данная методика позволяет АРТ-терапевту проверить собственные гипотезы о месте и роли пациента в его семейной системе, а также получить дополнительную информацию об одном из важнейших аспектов жизни больного. Кроме того, совместное обсуждение рисунков с другими пациентами позволяет каждому пациенту взглянуть на мир другого, сравнить и узнать про себя самого нечто новое, что-либо отрицалось либо вытеснялось в бессознательное.В 

Отклики участников группы на рисунок пациента, позволяет ему взглянуть на свою семейную систему с другого ракурса и делает его более восприимчивым для последующей психотерапии.Ниже мы приводим работы пациентов.

image

«Трансформация во взаимодействии». Методика «Рисунок по кругу».

Цель группового занятия: Диагностика актуального состояния пациента. Диагностика и коррекция способов реагирования на воздействие окружающей среды. На первом этапе пациентам предлагается нарисовать человека. Когда рисунки готовы, участники передают свои работы по кругу, начиная с соседа справа и добавляют в рисунки других пациентов недостающие и гармонизирующие элементы по своему усмотрению.В 

После окончания работы пациентам предлагается представить свои рисунки для совместного обсуждения. АРТ-терапевт предлагает участникам рассказать о том, какие чувства у них вызывают получившиеся образы, как они относятся к внесенным изменениям в их работы, как они отнеслись к возможности исправить работу другого пациента. В ходе обсуждения АРТ-терапевт дает собственные интерпретации образов пациентов.В 

Данная методика позволяет каждому пациенту увидеть и услышать свое внутреннее «Я», способствует развитию эмпатии и принятию любого опыта как полезного. АРТ-терапевт, действуя как проводник, помогает пациентам формировать умение заявлять о своих потребностях. Ниже — работы пациентов.

image

1-й курс — «Расправь свои крылья»! Арт- терапия как способ профилактики эмоционального выгорания и восстановления сил. 2-й курс — «Найди свое предназначение в жизни»

Каждый курс состоит из 5-ти занятий по 2,5 часа. Стоимость курса 5500 руб.

div > .uk-panel’, row:true}» data-uk-grid-margin> Ведет занятия Ольга Потапова – практикующий арт-терапевт/психолог. Сторонник гуманистического направления в психологии. Использует в работе следующие арт-терапевтические методы и инструменты:

  • Эффект арт терапии:

 

Курс «Профилактика выгорания»:

div > .uk-panel’, row:true}» data-uk-grid-margin>

28 июля+4,11,18,25 августа(по средам) c 12-00 до 14-305500 руб

1,8,15,22,29 августа (по вскр) c 14-00 до 16-305500 руб

6,13,20,27 августа+3 сентября(по пятницам) c 19-00 до 21-305500 руб

Курс «Найди свое предназначение в жизни»:

div > .uk-panel’, row:true}» data-uk-grid-margin>

26 июля+2,9,16,23 августа(по понедельникам) c 19-00 до 21-305500 руб

3,10,17,24,31 августа(по вторникам) c 12-00 до 14-305500 руб

div > .uk-panel’}»>

Уважаемые коллеги и партнеры!

Наш центр — это прежде всего команда настоящих профессионалов, умело внедряющих инновационные технологии работы в учреждения социальной защиты населения Краснодарского края. Мы предлагаем актуальные темы обучающих мероприятий, на которых специалисты не только овладевают новыми знаниями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности, но и обмениваются опытом работы, расширяют круг общения. Оказавшись в стенах «Краевого методического центра», специалисты становятся частью большого профессионального сообщества – социальных работников. В результате у них появляется понимание значимости их работы, усиливается мотивация к ней, раскрывается скрытый потенциал каждого. Общение с опытными преподавателями и коллегами исключает синдром профессионального выгорания и дает импульс к позитивным изменениям в профессиональной деятельности специалистов. Основной принцип нашей работы — ориентация на потребности клиента. Ежегодно расширяется круг обучающих мероприятий и актуализируется их содержание. Успешный опыт взаимодействия с различными органами и учреждениями позволил завоевать хорошую репутацию и доверие среди них. Надеемся на дальнейшее сотрудничество и сохранение сложившихся деловых и дружеских отношений.

С наилучшими пожеланиями, Наталия Ивановна Дудий, руководитель ГКУ КК «Краевой методический центр»

Государственное казённое учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

23 июля 1997 года в соответствии с постановлением главы местного самоуправления — мэра г. Краснодара № 1340

«О территориальном центре социальной помощи семье и детям» был создан «Территориальный центр социальной помощи семье и детям».

21 марта 2005 года в соответствии с приказом департамента социальной защиты населения Краснодарского края от № 255 «О переименовании муниципального учреждения «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» учреждение переименовано в государственное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Краснодарский центр социальной помощи семье и детям «Семья».

15 октября 2010 года в соответствии с приказом департамента социальной защиты населения Краснодарского края № 798 государственное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Краснодарский центр социальной помощи семье и детям «Семья» переименовано в государственное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Краевой психолого-методический центр».

20 апреля 2011 года в соответствии с приказом департамента социальной защиты населения Краснодарского края № 364 государственное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Краевой психолого-методический центр» переименовано в государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Краевой психолого-методический центр».

В соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 апреля 2013 года № 337-р «О реорганизации государственного бюджетного учреждения Краснодарского края Центр профилактики социального сиротства «Доверие» государственное бюджетное учреждение Краснодарского края Центр профилактики социального сиротства «Доверие» реорганизовано в форме присоединения к нему государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Краевой психолого-методический центр» и 8 августа 2013 года переименовано в государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр».

С 18 августа 2016 года в целях приведения деятельности учреждения в соответствие с возложенными на него уставными функциями, изменена структура государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевой методический центр», а с 17 января 2017 года учреждение стало называться государственным казенным учреждением Краснодарского края «Краевой методический центр».

 Казенное учреждение признано способствовать:

обеспечению информационно-методического, аналитического сопровождения деятельности организаций социального обслуживания Краснодарского края;

повышению профессионального и образовательного уровня работников организаций социального обслуживания Краснодарского края по основным направлениям их деятельности;

организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

оказанию консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка;

оказанию консультативно-психологической помощи по телефону;

внесению сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в государственную информационную систему, обработке, систематизации, обновлению, исключению информации и иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края действия с информацией, осуществляемой оператором государственной информационной системы;

обработке, систематизации и анализу информации, связанной с обеспечением в Краснодарском крае жилыми помещениями детей-сирот;

рассмотрению, участию в рассмотрении обращений, заявлений физических и юридических лиц по вопросам обеспечения в Краснодарском крае жилыми помещениями детей-сирот и защиты их жилищных прав;

проведению информационно-разъяснительной работы по вопросам обеспечения в Краснодарском крае жилыми помещениями детей-сирот;

оказанию информационно-консультативной помощи по вопросам социального обслуживания, мер социальной поддержки, занятости населения Краснодарского края по телефону «горячей линии».

 Виды деятельности:

организация и проведение курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки и профессионального обучения работников организаций социального обслуживания Краснодарского края;

организация и проведение совещаний, обучающих семинаров, конференций, тренингов, круглых столов, консультаций для работников организаций социального обслуживания Краснодарского края;

разработка и составление образовательных программ;

подготовка граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью детей-сирот;

психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-сирот;

разработка и распространение методических пособий и рекомендаций для работников организаций социального обслуживания Краснодарского края;

осуществление информационно-просветительской деятельности с населением, направленной на укрепление института семьи, распространение положительного опыта воспитания детей в приемных (замещающих) семьях;

мониторинг состояния безопасности на объектах организаций социального обслуживания Краснодарского края;

методическое сопровождение социально-значимых мероприятий, благотворительных акций;

обработка, систематизация и анализ информации, поступающей от организаций социального обслуживания Краснодарского края;

организация работы по проведению аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, подведомственных министерству труда и социального развития Краснодарского края;

информационно-методическое сопровождение профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, осуществляемой работниками организаций социального обслуживания Краснодарского края;

содействие в сохранении и укреплении психологического здоровья работников и укрепление микроклимата коллективов организаций социального обслуживания Краснодарского края;

оказание консультативно-психологической помощи детям и их родителям по телефону, в том числе в случаях жестокого обращения и насилия в отношении детей, включая случаи сексуального насилия в семье и вне семьи;

выполнение функций оператора государственной информационной системы о детях-сиротах, подлежащих обеспечению жилыми помещениями;

организация информационно-разъяснительной работы по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот;

рассмотрение обращений и заявлений по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот;

проведение мониторинга реализации органами местного самоуправления соглашений о предоставлении субвенций для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот;

проведение мониторинга реализации условий и сроков приобретения, строительства жилых помещений для обеспечения детей-сирот;

проведение мониторинга рынка жилых помещений Краснодарского края, соответствующих требованиям для предоставления детям-сиротам;

проверка сведений, содержащихся в документах, сформированных в учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями;

организация работы «горячей линии» с единым телефонным номером; взаимодействие с управлениями социальной защиты населения министерства  труда и социального развития Краснодарского края и центрами занятости Краснодарского края в муниципальных образованиях, организациями социального обслуживания Краснодарского края, по вопросам, поступившим на телефон «горячей линии»;

проведение мониторинга и анализа обращений граждан, поступивших на телефон «горячей линии».

Занятия по методу игровой терапии Игровая терапия эффективна как помощь детям в возрасте от 4 до 10 лет при агрессивности  в поведении, как средство улучшения эмоционального состояния детей, детям подвергшимся насилию физическому и психологическому, при различных страхах как дневных так и ночных, при стрессе и тревожности, при госпитализации или после нее, при отставании в речевом развитии. Помогает при лечении заикания, при адаптация к детскому саду и начальной школе, при высокой тревожности и враждебности по отношению к окружающему миру… и многое другое.

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Игровой терапевт — как хороший садовник: он не пытается вырастить из фасоли свеклу, а каждому растению создает оптимальные условия для роста и развития, поливает и освещает, чтобы листья были зелеными, ствол крепким, а плоды крупными. Игровой терапевт полностью вовлечен в игру ребенка, ему интересно быть с ним, что бы тот ни делал. Он концентрирует все свое внимание и профессиональное мастерство, слышит, чувствует и понимает любое эмоциональное состояние ребенка и отражает их, то есть раскрывает ребенку понятно и коротко об этих эмоциональных состояниях. Так ребенок на бессознательном уровне проигрывает то, что его волнует, тревожит, беспокоит и освобождается, становясь более открытым и свободный к новой встрече с миром.

Занятия по методу арт-терапии Арт-терапия применяется как способ профилактики и коррекции отклонений в развитии ребёнка, осуществляемый средствами искусства. Арт-терапевт вовлекает ребёнка в творческую деятельность, выявляя и активизируя его потенциальные возможности. Целью работы арт-терапевта является развитие сенсорных систем, познавательной деятельности, моторной, личностно-социальной и эмоционально-волевой сферы ребёнка с помощью различных художественных приёмов. Арт-терапевтические занятия способствуют социокультурной адаптации ребёнка посредством расширения его общего и художественно-эстетического кругозора.

Участие родителей в творческой деятельности вместе с детьми укрепляет эмоциональную связь и стимулирует становление более прочных, зрелых детско-родительских отношений. На занятии создаётся атмосфера комфорта и взаимоуважения, мотивирующая родителей следовать за ребёнком и не вмешиваться в его игру, при этом поощряя его творческую активность. При этом в игровой ситуации недирективными способами ребёнку предлагаются инструкции, и деятельность арт-терапевта строится таким образом, чтобы ребёнок хотя бы частично выполнял эти инструкции в игре. Если на первоначальном этапе ребёнок не реагирует на инструкцию, то арт-терапевт пытается стимулировать ребёнка к выполнению задания собственным примером, следующий этап — выполнение задания «рука в руке», затем — по подражанию, и наконец  —  самостоятельное выполнение инструкции или её части.

Занятия по методу песочной терапии «Песочная терапия» снимает эмоциональное напряжение, является средством психологической диагностики, помогает восстановить душевную гармонию. Параллельно развивается образное мышление, воображение, память, мелкая моторика. Для детей эти занятия позволяют без перенапряжения выразить страхи и опасения. Малыши словно моделируют тревоги и разрушают их, освобождаясь от внутреннего напряжения. Программа занятий направлена на преодоление проблем в общении, на формирование ответственности за принятое решение и его последствия. 

«Песочная терапия» дает возможность для детей любого возраста избавляться от последствий стрессов и психологических травм, повышает самооценку. Цена таких занятий – душевный покой и гармония вашего ребенка.

Занятия проходят индивидуально, длительность от 40 мин до 60  один раз в неделю.

12-08-2018 image Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Погода в Челябинске стоит прекрасная: тепло, солнечно, появляются  первые  цветы на клумбах. Такое преображение природы отражается  и в  тематике занятий  с детьми.  Представлю краткое описание занятия, которое можно использовать многопланово: как средство стабилизации эмоционального фона ребенка, развития творческих способностей, уверенности в себе, а также оно развивает уважение  к труду взрослых, умение бережно относиться  к  природе. Может быть проведено как индивидуально, так  и в  подгруппах.   Материалы: гафрированная бумага, клей  ПВА, ножницы, картон, чай (высушенный), песочница с  песком, фигурки людей, цветы. Ход занятия: Ребенку предлагается  поиграть в детский  сад. Из многообразия домиков необходимо выбрать один — символ детского сада. Затем ребенок «приводит» в детский  сад детей — рассказывает кто это и  что любит делать, выбирает фигуру воспитателя.  В это время территория детских садов активно озеленяется и проблема сохранения цветочных культур актуальна. В такой  форме дети младшего дошкольного возраста  смогут лучше  усвоить культуру поведения и ценность любования цветами.    Я  как  психолог в это занятие вкладываю иной  смысл: развиваю уверенность в себе, паттерны социально-приемлемого поведения, просто повышаю настроение ребенка, снимаю напряжение.  -Я  видела, что в нашем детском  саду воспитатели и родители  высаживают цветочки, а давай  и мы  с  тобой сделаем клумбу!  Ребенок  садит цветы, огораживает клумбу заборчиком. image image От имени воспитателя проговаривает правила  поведения рядом  с клумбой. Делаем  акцент на  том,   что МОЖНО (а не то, что нельзя):  можно любоваться  цветочками только глазками, можно  подрыхлить землю, чтобы  цветочки хорошо дышали, можно полить цветочки.  image И тогда  на  цветочки обязательно прилетят гости! Бабочки!  Если  мы будем  беречь цветы, то сможем увидеть красивых насекомых — бабочек.  image -А давай  ты  сам  сделаешь цветочную полянку!  Ребенок самостоятельно вырезает травку — полосочки бумаги,  наклеивает их. Из гафрированной бумаги  делает шарики — цветочки и приклеивает их… image Затем  в  белые  просветы наносит клей  и посыпает сухой заваркой  — делает землю.  image image Итог…. Конечно, работа  психолога не ограничивается «деланием поделок» — в процессе занятия в зависимости от проблемы мы много говорим. Всегда ребенку важно знать: он умный, сильный, у него ловкие ручки и зоркие глазки — он справится!  Пост отправляется в Детскую галерею

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий