«Филимоновская игрушка свистулька»

История возникновения, рисование и шаблон филимоновской игрушки

Филимоновская роспись возникла в самом центре России недалеко от городка Одоев, который находится в Тульской области. Согласно существующей легенде, еще при царе Иване Грозном в том месте возникло великое ремесло — гончарство, и во владении у князя Воротынского был знаменитый гончар Филимон, в честь которого и прозвана данная роспись. Считается, что именно он смог найти качественную глину, которая потом расписывалась в превосходные филимоновские узоры или орнаменты.

Содержание материала

История филимоновской росписи

Свое происхождение она имеет еще задолго до палеолита, так как были найдены древние гончарные черепки изделий, которые датируются именно к IX—XI вв. Более большого распространения достигла в XIX веке, потому как появились уже более качественные акриловые краски, которыми можно было пользоваться для совершенной росписи.

Созданные игрушки-свистульки с филимоновской росписью хранятся в течение длительного времени. Они пережили множество различных событий. Их все лепили и разукрашивали. Начинали мастера из Филимоново это делать поздно осенью и сушили на печках, а затем в феврале и марте их обжигали. Затем брали краски и разукрашивали их. По традиции жители деревни Филимоново игрушками торговали на организованных ярмарках в Пасху и это был один из основных их заработков.

Виды и рисунки детских филимоновских игрушек

В начале XX века данное ремесло почти что пропало, но в послевоенные годы опять начало активно развиваться, так как тогдашнее руководство страны всячески поддерживало народное искусство. Среди старинных образов из таких игрушек самыми основными являются:

Читайте также:  Канзаши банты: пошаговый мастер-класс выполнения бантов на выписку из роддома и на 1 сентября

  1. Филимоновская уточка — это основной символ водной среды. Использовали как оберег для малышей.
  2. Филимоновская лошадка (конь либо всадник на нем) является символом основного языческого бога Солнца — Велеса, которому все поклонялись.
  3. Филимоновский петушок являлся хранителем очага семьи.
  4. Филимоновские бык, коза, баран, олень считались оберегами от разных злых духов. Специально для этого у них были кольца на шеи.
  5. Филимоновская корова являлась символом достатка в доме.
  6. Филимоновская курочка была достатка и семейного благополучия.
  7. Филимоновская барышня — оберег огромного семейного и прекрасного счастья. Всегда изображается с маленьким младенцем именно в правой руке, а с утиной в левой. Давний прообраз единичного женщины божества — главной богини Мокошь.

Более поздними филимоновскими игрушками считаются:

  1. Танцевальная пара солдата и барышни, которые назывались прозвищем Любота.
  2. Образ Ивана, который согласно сказке словил красавицу Жар-птицу.
  3. Солдат с куркой или с конем — это символ повседневной жизни в маленькой деревушке.
  4. Образ Чаепития, посвященный самовароварению.

Характерной особенностью филимоновских игрушек является то, что при изготовлении отсутствует шаблон. Мастер просто из куска глины делает опрятную, определенную заготовку согласно традиционным параметрам.

Галерея: филимоновская игрушка (25 фото)

Значение узоров или орнаментов

Данные узоры либо же орнаменты имеют нотки языческой символики. Например, изображение двух перекрученных линий, что означает символ языческого бога Солнца. Все элементы должны напоминать неразрывающую связь природы с человеком, поэтому каждый символ что-то означает, а именно:

  1. Треугольник изображает землю.
  2. Елочки — живую растительность.
  3. Зигзаг — это вода.

Филимоновская роспись совершенно неповторима и уникальна в своем образе. Орнаменты все время изменяются. Рисунки постоянно меняют цветовую гамму. По старинным верованиям каждый узор заключает в себя сильную духовную силу, защищающую людей от любого зла.

Какие цвета нужны для создания филимоновской игрушки

Цвета — это основная деталь в филимоновской росписи. Основными являются желтый, красный, зеленый, потому что любой из них означает определенный смысл, а именно:

Также рекомендуем прочитать:

  1. Красный — символ земли, волшебной красоты, сила огня либо духа.
  2. Зеленый — возобновление самой жизни.
  3. Желтый — цвет величественного солнца, а также огня.

Характерная особенность филимоновской росписи — это то, что при обработке методом обжига она после приобретает идеальный белый цвет, поэтому нет необходимости ее поверх грунтовать, так как нам как раз нужна такая идеальна и белая поверхность для того, чтобы ее разукрашивать узорами.

Этапы создания филимоновской игрушки

По такому принципу можно сделать любую филимоновскую свистульку из глины. Первым делом сначала мастер игрушку желтит, для этого широкой кисточкой наносят краску на фигуру, закрашивая ее определенные части тела. Можно чередовать линии, а потом круги или наоборот. Элемент свистульки, где человек касается губами остается незакрашенным.

Вторым этапом является использование малиновой раскраски. Тонкой кисточкой нужно мастеру нанести разные узоры (елочки, треугольники, кружочки, полосы).

И последним штрихом станет озеленение игрушки. Тоже берется тоненькая кисточка и таким же образом окрашивается.

Главным инструментом этой росписи служит гусиное или же куриное перышко. Для данных изделий с филимоновской росписью необходимо применять специальную глину — синика, которую нашли в Филимоново.

Занятия по филимоновской росписи в детском садике

Для развития творческих способностей для детей будет полезными занятия по изготовлению филимоновской игрушки. Специально для ребенка можно делать ее из бумаги. Чтобы нарисовать филимоновскую игрушку, например, лошадь, сначала ищут соответствующие изображения лошадок, петушков, котов и т. д. Найти и распечатать из интернета шаблон для раскрашивания карандашом поэтапно совсем несложно. В основном в саду делают шаблон петуха, он самый простой. Знакомят деток с историей возникновения, и принципами филимоновской росписи и приступают к занятию. Для создания росписи будут нужными такие инструменты:

  1. Плакат с расписанными элементами росписи
  2. Несколько глиняных свистулек
  3. Шаблоны лошадок или петушков с нанесенным на них уже желтым цветом
  4. Палочки ватные либо кисточки
  5. Гуашь или цветные карандаши
  6. Палитра
  7. Емкость для мытья кисточек
  8. Салфетки

Благодаря таким занятиям у малыша совершенствуется фантазия, развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. При занятиях можно читать стихи, художественную литературу, напевать песенки, показывать деткам картинки. Есть множество программ и курсов на тему — изучение филимоновской росписи в детском садике. Такие методы преподавания увлекут детей и большему научат. Заодно ребенок освоит культуру и традиции своего народа, а также приобретет новые навыки и научится рисовать простые элементарные геометрические элементы. А если ваш ребенок учится в школе, например, во 2 классе, и ему понадобилась презентация по филимоновской игрушке – будет полезно ознакомиться с нашей статьей.

В современном мире филимоновские игрушки делают более разнообразными, яркими и броскими. Также есть множество различных материалов, которые можно использовать вместо традиционных. Например, можно вместо глины взять гипс и т. д.

Другие виды росписи и рисования

1igolka.com

Читайте также:  Копилки из пластиковых бутылкок своими руками: 6 пошаговых мастер-классов

Филимоновская игрушка: фото-картинки и презентации

Игрушки и статуэтки из глины давно заняли на Руси свое почетное место. Их делали для развлечения, на забаву детям, для праздничных увеселений.

image Вот так выглядят филимоновские игрушки.

Одним из таких типов является филимоновская игрушка. Увидеть, как выглядят эти фигурки, вы сможете на нашем сайте благодаря фото.

История возникновения

Филимоновская игрушка имеет такое название по деревне Филимонова в Тульской области. Возник этот промысел в 19 веке. В начале 20 века он не раз угасал, но в 1960-х годах снова возродился благодаря старым умельцам.

Главным типом игрушек стали свистульки, которые принимали различные формы: барыни, лошадок, медведей, наездников и т.д. Их изготавливают из специальной глины «синики», из-за особого состава которой филимоновская игрушка имеет вытянутую форму, как видно на фото. После обжига глина становилась белой, и ее окрашивали в яркие, жизнерадостные тона (см.фото).

Существует легенда о том, что деревня, где изготавливаются игрушки, была названа в честь горшечника Филимона: он обнаружил залежи глины в этом месте, из которой впоследствии и стали делать посуду и игрушки. Девушек, которые занимались изготовлением игрушечных фигурок, называли «свистульками». Изделия выставлялись на ярмарке, за них выручали деньги и откладывали средства на приданое.

image Еще несколько слов из истории возникновения филимоновских игрушек.

На сегодняшнее время

За последнее время филимоновская игрушка мало изменилась. Однако, в отличие от дымковской игрушки, все фигурки из деревни Филимонова выполнялись в виде свистков, даже барышни и мужички. Отверстие для свистка делалось в хвосте птички или животного, которых держал персонаж.

Игрушки содержали мало деталей. Например, у барыни была юбка-колокол, расширяющаяся книзу. Голова и шея были приблизительно одной толщины, а на голове фигурки женщины красовался головной убор. Фигурки мужчин представляли собой солдат в мундирах, в шляпе и в сапогах.

Расписывают филимоновские игрушки куриным пером, макая его в анилиновые краски, растертые на содержимом яйца. Традиционными были белый, красный (ближе к малиновому) и зеленый цвета. Иногда могли быть использованы фиолетовый и синий цвета. Порой кажется, что роспись несколько небрежная: это из-за структуры пера, которым она производится.

В качестве рисунков могли применяться точки, изображения овальной и круглой формы, полосочки, звездочки, треугольники. У каждого символа было свое значение:

  1. треугольник – земля;
  2. круг – солнце,
  3. елочки и росточки – символы жизни.

Они возвращают нас в языческую древность, говоря о связи природы с человеком. Нанесенные на игрушку символы дарили духовное совершенство и защищали от злых сил. Филимоновская игрушка была не просто развлечением: люди верили, что свисток способен прогнать нечистую силу.

Именно поэтому в них свистели на похоронах, а затем клали игрушки в гроб покойнику.

С приходом христианства сакральное значение фигурок было утрачено, и они превратились в элемент украшения и забавы.

Каждая фигурка так же, как и рисунки на ней, имела свое значение. Женский силуэт обозначал Богиню Мать и все образы, которые были с ней связаны: Лада, Берегиня, Весна и т.д. Эти образы несли добро, защищали от болезней и символизировали продолжение рода. Медведь символизировал могущество и оповещал о наступлении весны. Конь в языческие времена почитался как слуга Солнца и обозначал свет и силу богатыря. Птицы символизировали урожай, семейное благополучие, землю. Если фигурка изображала корову, то это тоже был символ плодородия и богатства.

Читайте также:  Вместо Lego: как заработать на деревянных игрушках

Как видно, игрушки из деревни Филимонова не делались в виде образов, несущих зло. Они пропитаны добром и умиротворением.

Сегодня в городе Одоеве, близ которого расположена деревня, находится мастерская по производству филимоновской игрушки. После того, как игрушка вылеплена, ее обжигают при температуре 950 градусов, а потом приступают к росписи. Ни одна из фигурок полностью не похожа на другую: расписываются они индивидуально.

Материалы для скачивания

Детям всегда было интересно узнать об этом невероятном промысле. Рассказать им о нем помогут презентация и фото, представленные на нашем сайте. Презентация в красочных слайдах и фото рассказывает, какова была история возникновения филимоновской игрушки и ее образов.

Картинки и фото

Какие применяются узоры на филимоновских игрушках?

Карточки.

слепить из пластилина филимоновскую игрушку Вам поможет эта пошаговая картинка.

Раскраски

Поможет почувствовать себя настоящим мастером раскраска, которую также можно найти на сайте. Раскраска даст ребятам понять, как расписываются глиняные фигурки. Примером для раскрашивания может стать фото настоящих игрушек.

Презентации

Скачать и посмотреть презентации по этой теме Вы можете здесь:

  1. Филимоновские свистульки,
  2. №2,
  3. Древние образы в современных народных.

Видео по теме

Мир филимоновской игрушки радостен и загадочен. В нем так интересно будет побывать детям!

steshka.ru

Дети рисуют филимоновскую игрушку. Лошадка

Еще в конце августа я рассказывала, как дети рисуют филимоновскую игрушку. Это был рисунок петушка. Настало время рассказать о других филимоновских игрушках. Сегодня мы рисуем лошадку. Как и в прошлый раз, рассматриваем фотографии игрушек, вспоминаем их особенности: форму, цвета, узоры. Дети обводят на бумаге картонный шаблон – получают контур лошадки, который раскрашивают.

После раскраски и высыхания работы можно снова обвести контур филимоновской игрушки по шаблону. А можно вырезать раскрашенную лошадку и использовать для аппликации. Некоторым детям при раскрашивании было сложно удержаться внутри контура. Им можно предложить для раскрашивания уже вырезанную лошадку. Но в этом случае необходимо использовать достаточно плотную бумагу, которая не будет изгибаться при намокании.

В конце урока, как всегда, рассматриваем наши работы, повторяем характерные особенности игрушки.

Вот так дети рисуют филимоновскую игрушку-лошадку.

Скоро будем лошадку лепить.

Также на эту тему Вы можете почитать

deti-i-glina.ru

Включить эффекты 1 из 19 Отключить эффекты Смотреть похожие

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для 4-6 класса на тему «Филимоновская игрушка – свистулька» по мировой художественной культуре (МХК). Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

  • Формат pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов 19
  • Аудитория
  • Слова
  • Конспект Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

    Филимоновская игрушка – свистулька

    учитель: Грашина Ю.В.

  • Слайд 2

    Филимоновская деревушка!Синий лес, холмы, косогор.Лепят там из глины игрушкиИ расписывают до сих пор. Да, из красной обычной глиныПоявляются вдруг на светЗайцы, коники и павлиныИ солдатики – войска цвет.

  • Слайд 3

    Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки — свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок.

  • Слайд 4

    Белые фигурки филимоновской игрушки играют основными цветами росписи: желтым, зеленым, красным. Старинная филимоновская игрушка расписывалась только красным и зеленым, а желтоватый цвет имела сама глина после обжига. Интересно, что традиционная пластика фигурок напрямую зависела от породы жирной чёрной глины, которая при лепке и сушке давала большую усадку, вот почему все формы традиционной филимоновской игрушки вытянутые и худоватые.

  • Слайд 5

    Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: люди животные многофигурные композиции

  • Слайд 6

    1 группа — люди

    Барыни Солдаты и юноши

  • Слайд 7

    2 группа – животные: олени, коровы, петухи, наседки…

  • Слайд 8

    3 группа — многофигурные композиции — любота, чаепитие, тройка.

  • Слайд 9

    Элементы росписи

    В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг — солнце, треугольник — земля, елочки — символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

  • Слайд 10

    Знаки и символы

    Символ солнца Древо жизни Конь — образ солнца

  • Слайд 11

    Всадник – податель травы, росы, воды, урожая, счастья. Всадник на коне – образ света, жизни. Всадник – воин освобождал Весну от зимних оков холода и мрака, отпирал Солнце и весенние воды. Барыня –берегиня, хранительница домашнего очага. Её плодородие народ издревне олицетворял в образе матери. Кольцевые линии, идущие по фигуре игрушки – символ заключенного в игрушку добра, символ солнца Птица – символ света. Благодетельный его смысл связывался в народных представлениях с мечтой о счастье.

  • Слайд 12

    Этапы окраски игрушки

    Первый этап Игрушку «желтят».По белому фону обожжёной игрушки наносят первый цвет — жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи. Расписывают широкой кисточкой (белка и собака) №3.Основные элементы — линии, кружки, полосы. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению.

  • Слайд 13

    Второй этап Используют красный цвет (иногда говорят «фуксированный» или «малиновый»)Традиционно называют малинка. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок) №1.Линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.

  • Слайд 14

    Третий этап Накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно — называется зелёнка. Линии тонкие. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок) №1. Роспись ведётся между красными линиями.

  • Слайд 15

    Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

  • Слайд 16

    Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

  • Слайд 17

    Пройдя долгий и сложный путь филимоновская игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров.

  • Слайд 18

    Народная игрушка — явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

  • Слайд 19

    Спасибо за внимание!

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».

Особенности

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет.

Производство игрушки

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Роспись игрушки

Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день.

Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор. Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960 годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен.

Музей «Филимоновская игрушка»

В 2009 году при поддержке Администрации Тульской области, Администрации муниципального образования Одоевский район, Тульской Торгово-промышленной палаты был открыт музей филимоновской игрушки.

Адрес музея: Тульская область, пгт. Одоев, ул. Сильверстова, д. 11., Музей «Филимоновская игрушка».

Одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки

23-24 августа 2013 года в Одоеве стартовал общероссийский проект — Одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки.

Фестиваль проводится при поддержке администрации Тульской области, администрации пгт Одоева, Тульской торгово-промышленной палаты и музея «Филимоновская игрушка» с периодичностью один раз в год.

Напишите отзыв о статье «Филимоновская игрушка»

Литература

  • Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. — М.: Искусство, 1975.
  • Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. — М.: Современник, 1978.
  • Под ред. В. А. Барадулина. Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.
  • Кузнецов С. В. Жемчужина народного искусства.// Лавка коллекционера № 1 от 2013 г. (№ 131—142), с. 31.

Ссылки

  • Овчинников Д. А., Филимоновское чудо. — www.proza.ru/2012/07/25/59
  • [www.filimonovo-museum.ru Официальный сайт музея «Филимоновская игрушка» ]
  • [filimonoskaya-igrushka.ru Сайт о потомственных мастерах филимоновского промысла]
  • [d-knigi.ru/filimonovo_01 Про филимоновские свистульки]

Резьба

По дереву: Абрамцево-кудринская • Богородская • Вологодское зодчество • Пермская скульптура • Талашкинская • Шемогодская По кости: Варнавинская • Тобольская • Холмогорская По камню: Борнуковская • Уральская Гравюра: Северная чернь

Одежда

Платки: Оренбургский пуховый платок • Павловопосадские набивные платки Кружево: Балахнинское • Белёвское • Вологодское • Вятское • Елецкое • Кадомский вениз • Калязинское • Кукарское • Михайловское • Мценское Вышивка: Ведновская строчка • Городецкое золотное шитьё • Ивановские кубанцы • Калужская народная вышивка • Крестецкая строчка • Орловский спис • Рязанская вышивка • Тарусская вышивка • Торжокское золотное шитьё

Кулинария

Гурьевская каша • Жаворонки • Романовские баранки Пряники: Вяземский • Городецкий • Козули • Коренский • Корчевский • Разгоня • Тетёры • Тульский

Игрушки

Деревянные: Бабенская • Богородская • Кирилловская • Мазыкская • Матрёшка • Тверская • Птица счастья Глиняные: Абашевская • Вырковская • Дымковская • Жбанниковская • Карачунская • Каргопольская • Ковровская • Кожлянская • Новоторжская • Петровская • Плешковская • Романовская • Саратовская • Старооскольская • Тульская городская • Филимоновская • Хлудневская • Чернышенская • Яснополянская

Керамика

Фарфор Вербилок • Дулевский фарфор • Конаковский фаянс • Скопинская • Таволожская • Сысертский фарфор

Стекло

Дятьковский хрусталь • Финифть

Металл

Каслинское литьё • Мороз по жести • Златоустовская чеканка • Скань • Филигрань

Оружие

Златоустовское • Тульское

Разное

Макарьевские сундуки • Тульские самовары

Отрывок, характеризующий Филимоновская игрушка

И он опять сел на место, не обращая более внимания на до слез доведенную дочь. – Напротив, эта прическа очень идет княжне, – сказал князь Василий. – Ну, батюшка, молодой князь, как его зовут? – сказал князь Николай Андреевич, обращаясь к Анатолию, – поди сюда, поговорим, познакомимся. «Вот когда начинается потеха», подумал Анатоль и с улыбкой подсел к старому князю. – Ну, вот что: вы, мой милый, говорят, за границей воспитывались. Не так, как нас с твоим отцом дьячок грамоте учил. Скажите мне, мой милый, вы теперь служите в конной гвардии? – спросил старик, близко и пристально глядя на Анатоля. – Нет, я перешел в армию, – отвечал Анатоль, едва удерживаясь от смеха. – А! хорошее дело. Что ж, хотите, мой милый, послужить царю и отечеству? Время военное. Такому молодцу служить надо, служить надо. Что ж, во фронте? – Нет, князь. Полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа? – обратился Анатоль со смехом к отцу. – Славно служит, славно. При чем я числюсь! Ха ха ха! – засмеялся князь Николай Андреевич. И Анатоль засмеялся еще громче. Вдруг князь Николай Андреевич нахмурился. – Ну, ступай, – сказал он Анатолю. Анатоль с улыбкой подошел опять к дамам. – Ведь ты их там за границей воспитывал, князь Василий? А? – обратился старый князь к князю Василью. – Я делал, что мог; и я вам скажу, что тамошнее воспитание гораздо лучше нашего. – Да, нынче всё другое, всё по новому. Молодец малый! молодец! Ну, пойдем ко мне. Он взял князя Василья под руку и повел в кабинет. Князь Василий, оставшись один на один с князем, тотчас же объявил ему о своем желании и надеждах. – Что ж ты думаешь, – сердито сказал старый князь, – что я ее держу, не могу расстаться? Вообразят себе! – проговорил он сердито. – Мне хоть завтра! Только скажу тебе, что я своего зятя знать хочу лучше. Ты знаешь мои правила: всё открыто! Я завтра при тебе спрошу: хочет она, тогда пусть он поживет. Пускай поживет, я посмотрю. – Князь фыркнул. – Пускай выходит, мне всё равно, – закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощаньи с сыном. – Я вам прямо скажу, – сказал князь Василий тоном хитрого человека, убедившегося в ненужности хитрить перед проницательностью собеседника. – Вы ведь насквозь людей видите. Анатоль не гений, но честный, добрый малый, прекрасный сын и родной. – Ну, ну, хорошо, увидим. Как оно всегда бывает для одиноких женщин, долго проживших без мужского общества, при появлении Анатоля все три женщины в доме князя Николая Андреевича одинаково почувствовали, что жизнь их была не жизнью до этого времени. Сила мыслить, чувствовать, наблюдать мгновенно удесятерилась во всех их, и как будто до сих пор происходившая во мраке, их жизнь вдруг осветилась новым, полным значения светом. Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их. «Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен». И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль. M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему , соблазнителю, эту историю. Теперь этот он , настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться. Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем. Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоедала беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам. Общество после чаю перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногою под фортепиано. M lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды. Категории:

В 3-5 классе детей знакомят с народным творчеством и могут дать задание нарисовать филимоновскую игрушку. Часто в школе устраивают конкурс рисунков на тему филимоновской росписи. Картинки филимоновских игрушек для срисовки помогут выполнить это задание.

Филимоновские игрушки берут своё начало в деревне Филимоново, Тульской области. Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева издавна лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданым, их называли «свистульки».

Детская картинка филимоновского коня

Барашек

Фигурка петуха

Корова филимоновской росписью

Детская вышивка игрушки

Барашек для срисовки

Филимоновские игрушки для детей

Всадник

Кошка

Котёнок

Картинки — как нарисовать поэтапно филимоновскую игрушку

Филимоновский рисунок петуха

Петушок

Коровы

Лось

Женщины

Животные

19 июня 2013 в 14:21 Филимоновскую глиняную свистульку легко можно опознать и отличить от других, благодаря выразительной своеобразной вытянутой форме скульптуры и трехцветному «полосатому» декору. И история этой игрушки тоже запоминающаяся.

В рамках объявленного цикла о различных народных игрушках сегодня хочу рассказать о такой самобытной и узнаваемой, как филимоновская глиняная свистулька. Ее легко можно опознать и отличить от других благодаря выразительной своеобразной вытянутой форме скульптуры и трехцветному «полосатому» декору.

Особая глина после обжига дает белый цвет, и безо всякой грунтовки фигурки покрываются красителями, разведенными на яичном белке (а в настоящее время – анилиновыми красителями на лаке) при помощи куриного перышка. Им крайне удобно рисовать столь любимые местными мастерицами полоски.

История игрушки

Есть в Одоевском районе Тульской области деревня Филимоново. По одной из легенд названа она так по имени деда Филимона, беглого каторжника, основавшего поселение. Рассказывают, что дедушка был гончаром «от бога», делал прекрасную посуду и не гнушался лепить свистульки и незатейливые игрушки из глины.

Официально же считается, что игрушечный промысел зародился в середине 19 века. Те места богаты особой глиной, «синикой». Достаточно жирная, пластичная, она идеально подходила для гончарных целей. Разумеется, одним из профилирующих промыслов деревни вскоре стало изготовление глиняной посуды и утвари.

Занимались этим традиционно мужчины-гончары. Но у них были жены и дети, а также оставалась глина, которую жадный до творчества народный ум тут же приспособил для детской забавы. Так произошло разделение труда – мужчины занимались серьезным гончарным промыслом, а изготовление игрушек, которые быстро нашли спрос и популярность в округе, отдали в женские руки.

Внучки и дочки мастериц привлекались к этому интересному труду с семилетнего возраста. Девочек, которых любя называли «свистульками», учили лепить фигурки из жирной пластичной «синики». При высыхании такая глина наиболее подвержена растрескиванию, и ее требуется разглаживать, разравнивать руками в процессе подсушивания. Отсюда «технологично» возникают вытянутые длинные, несколько непропорциональные силуэты традиционных филимоновских народных игрушек. Игрушки, сделанные девочками, продавались на ярмарке, а на вырученные деньги приобреталось приданое. Так что, хорошая «свистулька» помогала стаь еще и богатой невестой.

Облик всех этих барынь, мужиков с гусями, да и самих коней, оленей, уток и прочей живности достаточно примитивен, скуп на детали и близок к древним примитивным фигуркам, которые использовались более для культовых целей, чем для развлечения детей.

Заострить внимание стоит на росписи. Она немногоцветна. Для раскраски филимоновской игрушки используются малиновый, желтый и зеленый оттенки. Из узоров – разнообразные полосы и несложные орнаменты из них. Кроме того, прослеживается явная связь со славянскими древними языческими символами: Круг – солнце, Треугольник – земля, Елочки – растительность, символ плодородия.

Свисток выполнял в языческой традиции роль оберега. Украшенный магическими символами, увеличивающими его силу, он призван был отпугивать злых духов от дома, избавлять от нечистой силы.

Образы для игрушек тоже корнями уходят в языческое прошлое. В филимоновской игрушке часто можно встретить образы, отождествляющие материнство, плодородие, кормилицу, весну.

Олень (несмотря на его ветвистые рога) считался покровителем в брачных делах, помогал счастливому семейному союзу. Медведь, излюбленный фольклорный деревенский народный образ – олицетворял  могущество, пробуждение природной силы. Конь – слуга солнца, один из основных символов в магии плодородия.

Несмотря на то, что возникновение филимоновкого игрушечного промысла относят к XIX веку, археологические находки – черепки-осколки фигурок с изображенными на них подобными языческими символами, относят к IX-XI векам! Хотя фигурки того времени играли скорее всего роль религиозно-культовую, а не развлекательную. Филимоновские игрушки — это почти всегда свистульки. Если это человеческая фигура, то она обязательно подмышкой держит какого-нибудь свистящего, громкоголосого гуся. Часто встречается сюжет «Любота» — о свидании двух влюбленных.

В наше время промысел испытывает очередную волну интереса. Силами энтузиастов, искусствоведов, историков, и, разумеется, самих мастериц-игрушечниц в Одоеве сейчас создан центр, в котором проводятся мастер-классы по изготовлению фигурок для всех желающих, открыт музей филимоновской игрушки, и ежегодно вблизи деревни Филимоново проводится фестиваль народных промыслов «Поляна». В течение недели, пока открыт для посещения импровизированный город мастеров, все желающие могут посмотреть на процесс изготовления игрушек из глины, на работу мастера-гончара, научиться плетению из лозы и узнать много нового о деревенском быте.

Попробуем изобразить филимоновского коня сами.

mk1.jpg

  1. Стадия первая – «колобок»

mk3.jpg

  1. Стадия вторая – «цилиндрик»

mk4.jpg

  1. Стадия третья – «огрызок яблока» — с торцов цилиндра защипываем, вытягиваем глину.

mk5.jpg

  1. Стеком или ножом разделяем выступающие части огрызка на две части (сверху и снизу)

mk6.jpg

и вытягиваем, лепим из них четыре ноги нашего коня

mk7.jpg

  1. Из оставшихся двух выпуклостей будем голову на длинной шее и хвост

mk8.jpg

mk9.jpg

  1. Оформляем голову с двумя длинными ушами и зубочисткой или специальным стеком делаем отверстия глаз, носа и рта

mk10.jpg

  1. Не беда, что наша «лошадь» больше напоминает Шрековского ослика, нежели продукцию филимоновских мастеров. Будем стараться дальше. Методом «защипывания» вытягиваем страдальцу гриву

mk11.jpg

 и оформляем хвост «метелкой»

mk12.jpg

  1. Затем влажными пальцами заглаживаем поверхность изделия, попутно немного вытягивая вверх шею, ноги и уши коня

mk13.jpg

  1. Высушиваем, грунтуем белой гуашью (синику грунтовать не нужно, она сама после высыхания и обжига дает белый цвет, но в наших магазинах обычно продается голубая гончарная глина), и расписываем, вдохновляясь работами народных мастеров.

mk14.jpg

Семейный гороскоп

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий