Блоки Дьенеша — система логических игр для самых маленьких, детей средней и подготовительной группы

image Скачиваний: 33 Добавлен: 13.03.2015 Размер: 191.99 Кб Скачать ☆

Блоки Дьенеша.

Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» — Золтан Дьенеш.  Этот конструктор, совмещенный с игрой заслуживает самого пристального внимания родителей.

Пособие состоит из 48 элементов, которые различаются четырьмя свойствами:

image

Толщиной – тонкие и толстые.

Цветом – желтые, красные, синие.

Формой – круглые, треугольные, прямоугольные, квадратные.

Размером маленькие и большие.

Карточки с символами свойств.

На карточках условно изображены свойства блоков – цвет, форма, размер, толщина. 11 карточек подтверждают наличие у фигуры того или иного свойства (например: синяя), и 11 карточек, которые указывают на отрицание какого либо свойства (например: не квадратный). Знакомство с этими символами очень важная ступень в освоении знаковой культуры.

Логические кубики.

5 кубиков  на гранях которых изображены символы свойств блоков. Кубики помогут ребенку придумать разные игры, также они в свою очередь будут полезны для овладения навыками кодирования и декодирования.

Схемы алгоритмы.

Карточки с изображением предметов для игры в магазин и поезд.

В наборе есть методическое пособие, в котором визуально изображены и описаны возможные варианты игр.

С логическими блоками ребенок выполняет много действий: меняет местами, убирает, выкладывает, ищет, делит, сравнивает.

Пособие впервые познакомит ребенка с понятиями кодировка информации, алгоритмы, логическая операция.

Игры разовьют комбинаторику, аналитические способности, умение выделять различные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие. Обобщать по нескольким свойствам, разовьют память, воображение, творческие способности, научат сравнивать, анализировать, классифицировать.

С совсем маленькими детьми занятия эффективны при ознакомлении с геометрическими фигурами, формой и размером предметов.

Примерные варианты игр с блоками.

Поиск одинаковых фигур.

Играть можно даже с малышами. Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.

Угости игрушку.

Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.

Домик.

Вам понадобится лист бумаги и карандаш. Лист расчертите на 6 квадратов – это будут комнаты. В 5 комнат положите блоки определенных цветов, а шестую оставьте пустой, Ребенок должен догадаться какого цвета фигура должна быть в этой комнате.

Найди такой же.

Покажите ребенку любой выбранный блок и попросите его найти такой же. Можно усложнить задание и искать фигуры по двум одинаковым признакам ( толщине и цвету).

Что лишнее.

Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.

Игра с кругом.

Нарисуйте круг. Малыш должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.

Дорожки.

Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого размера (цвета, формы).

Покажи не.

Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок,  не круглый и не красный и т. п.

Цепочка.

Научите выкладывать блоки с определенной последовательностью: синий, красны, синий, красный. Или круг, треугольник, круг, треугольник. Добавьте третью фигуру. Вы можете усложнить задание – выложить цепочку, но пропустить середину. Предложите собрать дорожку, чтобы каждая следующая фигура отличалась от предыдущей одним признаком.

Когда ребенок освоит простейшие логические операции – переходите к более сложным задачам.

Угадай- ка.

Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убирает все круглые формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.

Группы.

Нарисуйте два пересекающихся круга. Все синие фигуры могут лежать в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и к второму кругу. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий  треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.

Разгадывание фигуры по знаково – символическим изображениям. Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру.

Магазин.

Товар – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин с игрушками. У него 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка «синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Правила усложняются выбором игрушки по 2, 3 свойствам.

Архитектор.

Ребенок должен разработать проект детской игровой площадки. Материал для постройки выбирается в строгом соответствии с правилами. Например: ре6енок берет любой блок. Допустим синий большой толстый блок. «Начало» подскажет, откуда мы начинаем строить. В ромбе вопрос: красный ваш блок? –нет, двигаемся направо. Вопрос второго ромба – круглый ваш блок? – нет, попадаем на конец схемы . Этот блок может использоваться при постройке.

По аналогии Вы можете придумать свои, новые варианты игр, есть также специальные альбомы, с которыми ваши занятия станут намного легче, так как там уже есть специально подобранные по возрасту  варианты игр.

/>
/>

Дьенеша

/>

Игра содержит набор графики, готовой для печати на цветном принтере.

Возраст: от 4 лет

Цель игры: научится классифицировать предметы по 1,2,3 признакам, развитие логики, развитие внимания.

Необходимые умения ребенка: играть карточками, а не грызть их

Помощь взрослого: нужна, взрослый организует игру.

Состав набора:

1. Набор больших фигур, 24 шт. 2. Набор маленьких фигур, 24 шт. 3. Таблицы

Изготовление игры: настольная игра «Блоки Дьенеша» содержит комплект необходимых для игры карточек. Распечатайте карточки на цветном принтере (можно печатать страницы выборочно, устанавливая или убирая «галочки» возле эскизов страниц).

Распечатанные материалы нужно разрезать. Вырежьте все геометрические фигуры. В фигурах, где предусмотрено отверстие, вырежьте отверстие. У Вас должно получиться 24 маленькие фигуры и 24 большие.

Распечатайте таблицы. Пустую таблицу из 6 ячеек распечатайте дважды. Вырежьте ее и склейте, чтобы получилась таблица 3 ячейки по горизонтали и 4 ячейки по вертикали. Таблицу с цветными пятнами распечатайте, вырежьте и склейте так, чтобы получилась таблица 1 ячейка по горизонтали и 4 по вертикали. Остальные таблице нужно вырезать так, как они представлены на бумаге.

Карточки будут более долговечными и удобными в обращении, если их наклеить на плотный картон или заламинировать.

Игра «Блоки Дьенеша» готова!

Описание игры: эту игру придумал венгерский математик Золтан Дьенеш. Набор состоит из 48 геометрических фигур. Каждая фигура представлена в 2 размерах (большая и маленькая), 4 цветах (красная, синяя, желтая, зеленая), 2 видах (с отверстием и без), в 3 формах (круг, прямоугольник, квадрат). Игра заключается в различных способах классификации фигур по одному или нескольким признакам.

Правила игры:

Вариант 1. Сортировка.

Предлагаем ребенку рассортировать геометрические фигуры, т.е. сформировать несколько групп. Сортировка может производиться по цвету, размеру, форме, наличию или отсутствию отверствия.

Вариант 2. Последовательности.

Предложите ребенку построить из фигур дорожку, где фигуры будут чередоваться по 1 признаку. Например: маленькая-большая или красная-желтая, или круг-квадрат.

Вариант 3. Лишний.

Положите перед ребенком три фигуры, две из которых объединены одним признаком, а третья лишняя. Попросите ребенка найти лишнюю фигуру. А затем объяснить, почему эта фигура лишняя. Чтобы усложнить задачу, можно давать ребенку задание, где будет два или 3 правильных ответа, которые так же нужно объяснить. Например: синий круг, синий квадрат, красный круг. В этом задании лишний красный круг, потому что остальные фигуры синие. Или лишний синий квадрат, потому что остальные фигуры — круги.

Вариант 4.

Непересекающиеся множества.

Для игры Вам понадобятся несколько веревочек. Веревочки нужно положить на столе в виде колец. Предложите малышу разложить фигуры внутри колец, например, по цвету. Малыш раскладывает фигуры в четыре разных кольца.

Одно множество включает в себя другое.

Когда малыш разложит фигуры по цветам, т.е. есть четыре кольца, в каждом кольце фигуры только одного цвета. Предложите ребенку рассортировать фигуры внутри кольца, например по форме. Спросите у малыша, сколько колец должно получиться, и расположите внутри основного кольца 3 внутренних кольца, куда малыш рассортирует имеющиеся фигуры одного цвета по форме.

Пересекающиеся множества.

Самое сложное задание для детей. Положите перед ребенком два кольца так, чтобы они пересекались и имели общее пространство. Предложите малышу разложить фигуры по двум разным признакам, например: в это кольцо кладем все большие, а в это все квадраты. Проблема возникнет, когда малыш возьмет в руки большой квадрат. Куда его отнести? Очень хорошо, если малыш сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам, и ее нужно расположить в общем пространстве двух колец.

Вариант 5. Таблицы.

Возьмите распечатанную таблицу 3 на 4 ячейки, положите ее перед ребенком. В ячейки этой таблицы малыш будет раскладывать фигуры. Вверху таблицы по горизонтали расположите одну из таблиц с рисунками (например, с фигурами). Слева от таблицы по вертикали расположите другую таблицу с рисунками (например, цвета). Ребенку нужно расположить фигурки так, чтобы фигурка выполняла условия столбика по вертикали и по горизонтали.

/> /> /> />

Комбинируя разные варианты, Вы можете сортировать фигуры по двум признакам сразу.

Вариант 6. Покажи все.

Положите перед ребенком фигуры. Попросите его выбрать все фигуры с каким-то одним признаком. Например: «Выбери все красные». Чтобы усложнить задание, предложите ребенку сразу два признака, например: «Выбери все маленькие фигуры с дырочками»

Вариант 7. Покажи не.

Положите перед ребенком фигуры. Попросите его выбрать все фигуры, у которых названный признак отсутствует, например: «Выбери все не квадраты» или «Выбери все некрасные фигуры».

Вариант 8. Покажи или.

Положите перед ребенком фигуры. Попросите его выбрать все фигуры, у которых присутствует только один из названных признаков, например: «Выбери фигуры, которые красные или квадратные». Попросите ребенка комментировать свой выбор для каждой фигуры. А выбранные фигуры раскладывать в две кучки. Обратите внимание ребенка, что в первую группу попадут все квадраты, а во вторую все красные фигуры, и будут еще фигуры, которые попадут в обе группы

Вариант 9. Отличие в 1 признаке.

Предложите ребенку собрать дорожку из фигур так, чтобы каждый последующий элемент отличался от предыдущего 1 признаком. Например: маленький желтый круг без дырочки->маленький желтый квадрат без дырочки->большой желтый квадрат без дырочки->большой синий квадрат без дырочки и т.д. Ходить в такой игре можно по очереди.

Вариант 10.  Аппликация.

Попробуйте пофантазировать с малышом и собрать из геометрических фигур различные объекты.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • # 22.11.2019888.83 Кб альбом схем Основы прокурорско-надзорной деятел…doc
  • # 17.04.2019217.6 Кб1Антошков.doc
  • # 12.11.2019216.87 Кб3Базы данных.docx
  • # 24.03.2016285.5 Кб51Банкет.docx
  • # 23.11.20181 Mб1Банковская система Российской Федерации.doc
  • # 13.03.2015191.99 Кб33Блоки Дьенеша.docx
  • # 13.03.201566.05 Кб1Введение.doc
  • # 18.09.2019442.88 Кб Вода.doc
  • # 13.03.201540.54 Кб46Возможности использования интернет.docx
  • # 13.03.2015187.28 Кб5вопросы к госу.docx
  • # 13.03.2015198.14 Кб27Вторая часть_ДЗ.doc

Родители, которые по-прежнему считают, что математика скучная и неинтересная наука, наверняка, не знакомы с развивающими блоками и методикой обучения Дьенеша. Эта уникальная разработка венгерского математика и педагога, в корне меняет отношение к абстрактным математическим понятиям и учит малышей творчески подходить к решению поставленных задач с раннего детства. Не отрываясь от любимого занятия – игры, крохи знакомятся с такими элементарными понятиями, как цвет, форма, размер, учатся обобщать, сравнивать и классифицировать.

Логические блоки Дьенеша можно приобрести в магазине или сделать своими руками. Процесс не займет много времени, зато подарит вашему малышу потрясающее поле для деятельности и прекрасную возможность раскрыть творческий потенциал.

Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша своими руками»

Итак, чтобы ваш ребенок мог играть и обучаться одновременно, нам предстоит изготовить 48 геометрических фигур, которые отличаются:

  • по форме (круглые, квадратные, прямоугольные и треугольные);
  • размеру;
  • толщине;
  • цвету (красные, желтые, синие).

Размеры и толщину деталей мы уточним позже, когда будем вырезать заготовки.

Прежде чем приступить к работе, нужно подготовить все необходимое, а именно:

деревянный брус или старые деревянные кубики; лобзик и наждачную бумагу; краску на водной основе, указанных выше цветов; карандаш, линейку, циркуль.

Теперь перейдем непосредственно к процессу:

  1. Первым делом лобзиком распилим наш брус на 9-ти сантиметровые кусочки.
  2. После чего с помощью карандаша, линейки и циркуля нанесем разметку на сечение с обеих сторон, чтоб погрешность при распиле получилась минимальной.
  3. Теперь нас ждет самая кропотливая работа – выпилить заданные геометрические фигуры с обозначенными размерами.
  4. Когда заготовки готовы, главное не запутаться с толщиной. В принципе, у нас получилось по два брусочка с треугольным, прямоугольным, квадратным и круглым сечением, только с разными габаритными размерами. Теперь распилим их, таким образом, чтоб из каждого вышло по 3 элемента с шириной 2 и 1 см.
  5. На этом самая трудная часть нашего мастер класса по изготовлению блоков Дьенеша окончена. Осталось отшлифовать полученные фигурки и покрыть безопасной для детского здоровья краской на водной основе. Кстати, раскрашивая фигуры, не забывайте, что одинаковых элементов в наборе быть не должно.

Вот, собственно, блоки Дьенеша и готовы, а пока малыш знакомиться со своей новой игрушкой, у родителей есть время заняться изготовлением специального альбома и разучить несколько игр.

Статьи по теме:

Пазлы для малышей Малыши быстро растут и развиваются, их интерес нужно постоянно подпитывать чем-то новым и неизведанным. Прекрасным развивающим материалом вам послужат пазлы. Видов их огромное множество, так что скучать малышу будет просто некогда! Подробнее читайте в нашей статье. Методика Домана–Маниченко Сегодня родители все чаще обращаются к разнообразным методикам для развития своего ребенка. Одной из популярных систем раннего развития детишек является методика Домана-Маниченко, — адаптированная методика Глена Домана для русскоязычных малышей. Подробнее читайте в нашей статье.
Развивающие конструкторы Современные дети растут в атмосфере динамичного развития с раннего возраста. Родители стараются выбирать для своего ребенка только «правильные игрушки». К таковым, несомненно, относятся развивающие конструкторы. Подробнее о них вы сможете прочесть в нашей статье. Раннее развитие ребенка Как вырастить из маленького человечка достойного человека, как знать, правильно ли мы воспитываем ребенка? Эти вопросы постоянно волнуют молодых родителей. Сейчас его мозг работает, как никогда, активно. Малыши впитывают все новое, как губки — и хорошее, и плохое, поэтому ранее развитие крайне важно для ребенка.

Искусство пофигизма: 25 раз, когда люди наплевали на обстоятельства Девушки, которые опять переборщили с «тюнингом»: 20+ убойных фото 10+ раз, когда детишки думали, что поступают гениально, но не тут-то было Когда корона жмёт: 6 знаменитостей, одержимых манией величия

20 горе-красавцев из Соцсетей, которые опять «спалились» на фотошопе Приколы на пикнике: 25 фото, которые заставят вас рыдать от смеха
25 убойных табличек от хозяев, у которых очень злая собака, коты и …жена 25 «адских» надписей на футболках, за которые нам опять было стыдно О вреде алкоголя: 20 фото с просторов Родины, за которые опять стыдно

Содержание

Набор блоки Дьенеша – это изобретение венгерского математика, предназначенное для логических игр с маленькими детьми. Занимаясь с малышом по этой методике, родители могут доступно в игровой форме обучить его основным математическим понятиям и пробудить интерес к дальнейшему обучению. Упражняться в решении логических задач можно начинать уже с 2 летнего возраста.

Что такое блоки Дьенеша

Блоки Дьенеша – это набор простых геометрических фигур. Состоит из 48 элементов. Причем, каждая из фигурок уникальна. В наборе нет двух абсолютно одинаковых деталей. Они все отличаются друг от друга по одному из четырех признаков:

  • формой;
  • цветом;
  • размером;
  • толщиной.

К игровому набору часто прилагаются дополнительные пособия – карточки или альбомы. Комплектация логических блоков Дьенеша может быть разной, в зависимости от того, для детей какого возраста предназначен набор. Альбомы и карточки также можно купить отдельно.

Что дают занятия по методике Дьенеша

Золтан Дьенеш был не только математиком. Он еще работал преподавателем и психологом. Разработанная им методика предназначена в легкой игровой форме, привить ребенку любовь к математике. Дети просто играют с разноцветными фигурами, выполняют различные логические задания. А на самом деле в это время они усваивают очень сложные математические понятия (название которых даже еще не знают), такие как, например, кодирование информации, алгоритм.

4 варианта произвольных игр для самых маленьких

Родители должны знать, что от того, что вы просто купите набор Дьенеша, проку будет мало. Вы должны заниматься с ребенком, показывать ему, как нужно играть, ставить перед ним логические задачи. Особенно важно это на первых этапах в самом раннем возрасте.

Позже, ваш малыш научится сам играть с разноцветными фигурами, но на начальном этапе ваше участие обязательно.Обучайте своих детей поэтапно, переходя от простых задач, к сложным.

Выборки из блоков Дьенеша

На первом этапе, когда малыш 2-3 лет только знакомится с предметами, можно предложить ему играть лишь с частью набора. Предлагайте ребенку делать выборки по какому-либо одному из признаков: форме, цвету, размеру или толщине. Например, поставьте задачу выбрать только синие (красные, желтые) блоки или только круглые (квадратные, треугольные) и т. д. После того, как эта задача будет освоена, переходите к систематизации.

Систематизация

Это упражнение можно назвать обратным предыдущему. Ваш малыш уже освоил основные признаки предметов, и вы можете предложить ему другую игру.  Выберите два блока, которые по какому-то признаку схожи. Попросите ребенка найти, в чем же разница между ними.

Например, возьмите два красных квадрата разной толщины или два треугольника одинаковые по форме и разные по цвету.

Когда будет освоена эта игра, усложните задачу. Соберите ряды блоков, все предметы в которых будут отличаться лишь по одному признаку. Например, в один ряд поставьте фигуры потолще, в другой потоньше или в один красные в другой синие.

Логическое продолжение ряда с блоками Дьенеша

Это задание для малыша намного сложнее предыдущих. Если вы когда-нибудь проходили тесты на интеллект, то сразу поймете, что там таких задач много. Начните строить логический ряд, например, чередуя блоки двух цветов. Ребенок должен понять принцип, и продолжить построение ряда.

Справитесь с двумя чередующимися признаками – переходите к трем, четырем.

Блоки Дьенеша: конструирование

Это упражнение понравится и вам и малышу. Оно развивает творческие способности. Конструируйте из блоков Дьенеша предметы: домик, стульчик, елочку и пр., то есть, все, на что у вас хватит фантазии.

На альбомах или карточках обычно указывается возраст ребенка, для которого они предназначены. Деткам предлагаются красочные яркие картинки, в которые они должны подобрать и вставить подходящие блоки.

Но, при покупке таких пособий лучше ориентироваться не на возраст, указанный в альбоме, а на уровень подготовки вашего малыша. Ведь если вы с ним часто занимались, и он хорошо освоил признаки фигур, то, возможно, ему подойдет пособие для более старшего возраста.

Если вы еще ничего не слышали об этой популярной системе, то приглашаем вас познакомиться с ней и узнать, что такое блок Дьенеша. На самом деле это еще одна система раннего развития ребенка, работающая наравне с методикой Монтессори и многими другими. Она имеет свои отличия, так как способствует погружению в мир логики, причинно-следственных связей, чисел и ребусов, тогда как многие другие делают упор на общем знакомстве с миром. Именно поэтому так интересен блок Дьенеша. Начинать занятия можно с самого раннего возраста. К уникальному набору стимульного материала можно подобрать столько разнообразных игр, которые будут отличаться по уровню сложности коренным образом, что он будет полезен как для годовалого малыша, так и для младшего школьника.

История создания развивающей игрушки

Разработал и воплотил в жизнь ее уникальный человек, математик и психолог, Золтан Дьенеш. Он впервые смог создать совершенно простую и недорогую игру (блок Дьенеша), которая умещается в небольшой коробочке, но никогда не надоедает, поскольку вариантов игр с ней огромное множество. Чтобы родители не переживали, смогут ли они каждый день придумывать разные задания, им предложено несколько красочных альбомов, каждая страница которых предлагает отдельно, яркое и красочное занятие. Задачей создания этой игры было сделать математику более близкой и понятной, преподать азы сложной науки посредством увлекательных игр. Так и родился блок Дьенеша.

Как происходит изучение математики?

Золтан Дьенеш изучал особенности познавательных процессов детей и отмечал интересную деталь. Основы математики постигают практически все, но как только дело доходит до более сложных операций, где требуется логическое мышление, большинство школьников перестают понимать суть. Они пытаются действовать по шаблону, но решение каждый раз разное. Тогда ученый сделал вывод, что такова первая стадия изучения математики: хаотичный поиск решения и неизбежные ошибки. Это стадия свободной игры, но каждая из таких игр должна содержать правила. Их изучение – это важная задача.

Только после этого дети приходят к выводу, что определенные действия приводят к одинаковым результатам. И уже потом приходит осознание того, что выводы, сделанные в процессе, могут быть теоремами. На такую базу легко ложится программа средней школы и не только.

Что представляет собой игра?

Открывая коробку, вы можете быть несколько разочарованы. Логические блоки Дьенеша представляют набор деревянных фигур, которые отличаются друг от друга по ряду признаков. Это форма, здесь представлены круги, квадраты, треугольники и прямоугольники. Кроме того, они отличаются по цвету (желтый, красный и синий), размеру (большой и маленький) и толщине (толстый и тонкий). Блоки Дьенеша для самых маленьких уже представляют большой интерес, их можно ощупывать, перекладывать, складывать друг на друга.

С детками постарше уже сложнее. Если доставать фигурку и говорить о том, что перед ребенком большой красный квадрат, через 5 минут он займется другими делами. Именно поэтому разработчики создали целый атлас, руководство по использованию, который содержит огромное количество красочных заданий и игр. Малышу не будет скучно, ведь задания каждый день будут разными, от простого к сложному.

Для кого предназначена игра?

Возрастной диапазон — от 2 до 8 лет. Каждое задание имеет несколько уровней сложности, проходя которые, малыш будет расти и развиваться. Это не та игрушка, которая будет пылиться в шкафу. Логические блоки Дьенеша – это отличная система для развития не только логического мышления, но и познавательных процессов. Это память, внимание, восприятие и воображение. Мозг ребенка еще до школы освоит такие операции, как сравнение, анализ, классификация и обобщение. Малыши в игровой форме быстро усвоят цвета.

Не забывайте перед занятиями давать ребенку возможность поиграть с фигурами, построить из них дом, башенку, чтобы плавно перейти к обучению. А при выборе игр учитывайте возраст и интеллектуальные возможности малыша.

Блоки Дьенеша своими руками

Если у вас нет возможности приобрести готовые пособия, то не расстраивайтесь. Большинство игр можно организовать и с плоскими фигурами. Дело в том, что сами деревянные фигурки — это лишь часть игры. Набор «Давайте поиграем» содержит плоский вариант блоков, с которыми можно с успехом заниматься. А еще его можно скачать, распечатать, вырезать и обклеить скотчем. Так, весь набор обойдется вам максимум в 200 рублей. Блоки Дьенеша своими руками делать совсем недолго и несложно.

То же самое относится и к альбомам, которые содержат все задания. К набору приложена инструкция, в которой есть несколько базовых игр, но надолго этого не хватит. В этом случает тоже можно поискать решение в специальных магазинах или на сайтах, посвященных дошкольному развитию (блоки Дьенеша). Альбом, как и остальные пособия, можно распечатать на цветном принтере.

Играем с самыми маленькими

Можно начинать занятия уже с года, но показывая материал только для ознакомления. Ближе к двум годам уже можно будет приступать к освоению первого альбома. Это блоки Дьенеша для самых маленьких. Суть этой работы — познакомить ребенка с основными свойствами предметов и понятиями, которые их обозначают. Совсем скоро ваш малыш будет свободно ориентироваться в таких характеристиках, как цвет, форма, размер, толщина. Кроме того, он учится вычленять обобщающие признаки, объединять предметы в группы и др.

Основные игры

Если вы делали блоки Дьенеша своими руками, то будут недоступны понятия «толстый-тонкий», так как фигуры выполнены на плоскости, если только папа не согласится выпилить малышу фигуры из дерева. В остальном они абсолютно идентичны оригинальному набору. Самая первая игра – это «Найди предметы». Все, которые желтого цвета, квадратной формы, большие и так далее. Когда вы научитесь с этим справляться, усложните задание, действуя от противного. Например, попросите найти все не красные фигуры. Не забывайте хвалить и подбадривать.

Исключение лишнего — это еще одна увлекательная игра. Выложите цепочку из красных фигур, добавив в нее одну синюю, и попросите убрать лишнюю. Это занятие можно модифицировать до бесконечности, создавая «паравозик» в определенной последовательности. Например, синий кружок, красный кружок, снова синий и красный, затем синий, а продолжит сам ребенок. Комбинацию можно постепенно усложнять. Можно собирать пары — большой и маленький треугольник, синий квадрат и круг и так далее. Заканчивать занятие всегда весело составлением рисунка из фигур. Это может быть человек, цветок или машина. Блоки Дьенеша для самых маленьких — это потрясающий способ весело проводить время и познавать мир.

Дополнительные карточки

Когда ваш ребенок освоит все варианты этих игр, пора переходить к новому этапу. Для этого огромное количество возможностей приготовили блоки Дьенеша. Задания будут усложняться раз за разом, не давая скучать. Теперь нужно купить или распечатать новый альбом, который содержит набор карточек. На них в символической форме зашифрованы признаки фигуры.

  • Цвет обозначается пятном в виде облачка.
  • Размер – это силуэт домика, он может быть большой или маленький.
  • Форма – черный контур фигуры (круг, квадрат, треугольник).
  • Толщина – забавный человечек, толстый или худой (тонкий).

Такие ребусы очень любят дети. Но здесь есть подвох. Помните про нахождение фигурок от противного? Это сохраняется и в шифрах. То есть карточка может содержать два пятна, красного и желтого цвета, каждый из которых перечеркнут линией. Значит, искомый объект не красный и не желтый, а синий. Если, кроме этого, на карточке есть контур квадрата, то решение найдено. Нам нужен синий квадрат.

Логические кубики

Это отдельный материал, который продается вместе с набором, но можно сделать его и самостоятельно, скачав схему, вырезав и собрав кубик по пунктирным линиям. Это обычный кубик, на гранях которого располагаются признаки предметов, подобно тому, как это вы видите на карточках, описанных выше. Всего 5 кубиков, каждый из которых посвящен таким признакам, как размер, форма, толщина, цвет, и символам отрицания свойств. Также есть цифровой кубик.

Это игровой элемент, он вносит в занятие долю случайного выбора, когда вы подбрасываете кубик, а он за вас выбирает признаки предмета, с которым дальше придется взаимодействовать. Это очень любят дети.

Игры – приключения

Серьезные занятия могут не прийтись по сердцу вашему малышу. Тогда не настаивайте, а просто расскажите сказку. Например, о том, что каждый из вас — королевский садовник, и король дал задание высадить на клумбу цветы. Теперь, подбрасывая кубик, вы определите, что за цветы будут расти у каждого из участников игры. Возможно, король даже одарит своих садовников.

Подобным образом можно подбирать угощенье для медвежат и бельчат, определяя, какие признаки должно иметь печенье для одних и для других. Инструкция приводит еще целый ряд игр, которые обязательно подойдут вашим детям. Деткам постарше понравится собирать различные схемы. Блоки Дьенеша – это игра, которая никогда не надоедает.

Игры с карточками

Эти пособия открывают совершенно новый мир, ребенок чувствует себя настоящим разведчиком, отправляющимся в приключение. Но постепенно пыл охладевает, тогда мы можем предложить поиграть в новые игры. Например, спрячьте под одной из фигур наклейку с изображением любимого животного и скажите ребенку, что кошка (или собачка) находится в беде и спасти сможет ее только он сам. Теперь предъявите карточку, которая является картой. Например, наклейка под большим красным квадратом. Тогда вам понадобится карточка с красным пятном, большим домиком и контуром квадрата. А чтобы его запутать, усложните задание, найдя карточку с описанием некоего не синего, не маленького предмета.

Работа с детьми 5-8 лет

Для этого служат три красочных альбома: «Спасатели приходят на помощь», «В поисках затонувшего клада», «Праздник в стране блоков». Работа с блоками Дьенеша на этом этапе развивает логическое мышление, учит выявлять определенное свойство предмета. Вы можете обучать ребенка счету, выкладывая в два ряда разное количество блоков, и просить определить, какой из них больше, и, например, уравнять их. Новыми заданиями становятся различные таблицы, классическая сетка для «крестиков-ноликов», в которой часть ячеек заполнена изображениями фигур, а в остальных стоят знаки вопроса. Нужно уловить логику. Еще одно задание – построение дорожки по схеме, в которой заданы свойства предметов. Ребенок должен не только разгадать, но и выложить в правильной последовательности.

Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша

Палочки Кюизенера – это еще одна методика, которая помогает познакомиться с миром чисел. Она представляет собой набор палочек, каждая из которых цветом и длиной выражает определенное число. Сегодня есть прекрасные пособия, объединяющие эти две методики. Если альбом «Посудная лавка» предназначен для работы с палочками, то «Страна палочек и блоков» — это еще более глубокое погружение в мир логики, математики и веселых игр. Это дает возможность осваивать первые арифметические задачи, оперировать понятиями «больше и меньше», «плюс», «минус», «равно». Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша – это большой мир математики для маленького ребенка.

Сегодня в России широко используются блоки Дьенеша в ДОУ. Это позволяет выпускать детей более подготовленными и способными не только пройти заурядную школьную программу, но и сохранить пытливый исследовательский интерес и жажду знаний. Судя по отзывам, эта методика нравится и детям, и взрослым обилием вариаций и отсутствием жестких рамок. Это гораздо лучше, чем купить малышу десятую куклу или машинку. Единственный «недостаток», по сравнению с обычными игрушками — родителям придется принимать участие в игре.

Похожие статьи

Многие современные родители стремятся с самых малых лет развивать способности детей. Поэтому рынок заполнен разнообразными развивающими пособиями. Их так много, что глаза разбегаются, трудно остановиться на чем-то одном. Кто-то пользуется опытом знакомых, кто-то ищет ответ в интернете или обращается к педагогам. Игры и пособия могут быть направлены на разные аспекты умственного развития ребенка. Например, кубики Зайцева и всевозможные буквари учат читать. А что существует для овладения логикой и математикой? Для этой цели существует тоже немало пособий. Одно из них – логические блоки Дьенеша. Развивающие игры с ними очень разнообразны.

Внешний вид

Как выглядят блоки? Описание логических блоков Дьенеша на первый взгляд довольно простое — это набор ярких геометрических фигур трех цветов — желтого, красного и синего. На самом деле среди 48 элементов набора нет ни одной полностью совпадающей фигуры. Дело в том, что эти круги, квадраты, прямоугольники и треугольники могут различаться не только цветом, но размером и толщиной. Они бывают большие и маленькие, толстые и тонкие.

image

Немного об авторе

Кто же такой Дьенеш? Золтан Дьенеш — это венгерский математик, педагог и психолог. Он совершенно перевернул представление о том, что математика — это скучная наука. Дьенеш сблизил математику с игрой и творчеством и сделал ее освоение увлекательным для детей дошкольного возраста.

Опираясь на личный педагогический опыт и исследования в области психологии, этот ученый выделил 6 стадий освоения математики. Созданное им пособие как раз и существует для того, чтобы в яркой, наглядной форме пройти все необходимые стадии.

Свободная игра

Первую стадию овладения математическими умениями Дьенеш назвал свободной игрой. Педагог позволял детям идти путем проб и ошибок. Ребенку дается какая-либо доступная для его возраста задача, но строгая инструкция по выполнению отсутствует. Поэтому малыш перебирает варианты, пока не придет к нужному результату. Игры на этом этапе не отличаются упорядоченностью. Одна из главных целей – знакомство ребенка со свойствами предметов – цветом, формой, размером, толщиной.

Правила игры

На втором этапе в деятельность ребенка входят правила. Они вносят ясность и подсказывают ему, как же все-таки следует решать задачу. Педагог старается донести эти правила в простой и интересной форме. Без них ребенок не может решить задачу от начала до конца. На этом этапе производится также сравнение фигурок по их характеристикам.

image

Сравнение

На третьем этапе детей учат сравнивать. Но не фигурки, а игры. Например, на втором этапе проводится игра с одними и теми же правилами, но сначала на логических блоках, потом на вырезанных из бумаги бабочках и затем на разноцветных пуговицах. Ребенок должен прийти к выводу, что правила одни и те же независимо от материала. Это развивает абстрактное мышление и помогает отделить алгоритм действия от материала, с которым эти действия проводятся.

Абстрактный смысл чисел

На четвертой стадии ребенок в ходе игр знакомится с абстрактным смыслом чисел. Сейчас вполне уместны диаграммы, схемы игр и несложные таблицы.

Символическая стадия

На пятом этапе детей учат понимать, что два или более шагов могут приводить к одному и тому же результату. Это тоже осуществляется на играх с блоками Дьенеша. Для описания карт игры используются специальные символы. Дети и сами создают свои условные обозначения.

image

Заключительная стадия

Шестая и последняя стадия оказывается самой длинной по сравнению с предыдущими.

Методика была создана для детей от 3 до 8 лет с учетом их психологических особенностей.

Польза блоков Дьенеша

Что же несут занятия с этими разноцветными фигурками? Можно сказать, что это не только развитие математических способностей, но и всестороннее совершенствование работы мозга. Ребенок учится логическому мышлению, которое пригодится ему во многих сферах жизни. Развивается и его речь. Малыш учится выражать свои мысли, выделять свойства предметов, устанавливать сходства и различия. Блоки Дьенеша помогают лучше осознать, что такое цвет, форма, толщина, размер. Знакомят они и с пространственными отношениями. В дальнейшем работа с блоками поможет в решении учебных задач. Поиск решения в этих увлекательных играх формирует терпение и настойчивость. Конструирование из блоков развивает воображение, творческие способности.

Конструирование

Что же можно делать с блоками Дьенеша? На упаковке этого увлекательного пособия красуются плоские рисунки, составленные из блоков, можно собрать из них и ракету, и цыпленка, и дом. В таком случае блоки предстают чем-то вроде плоского конструктора. Такие изображения можно собирать по схеме, что будет не простой, но интересной задачей для детей. В строгом смысле плоскими их назвать нельзя, потому что фигуры имеют разную толщину, и это тоже придется учитывать. Существуют целые альбомы, в которых есть готовые цветные изображения цветов, кораблей, сказочных персонажей, составленные из геометрических фигур. Даже маленький ребенок может раскладывать по таким образцам блоки, собирая рисунок. Конструирование из блоков Дьенеша нравится детям.

image

Но существуют они далеко не для этого, и есть масса интересных способов их применения. На основе блоков Дьенеша существует огромное количество дидактических игр.

«Выборки»

Эта игра чаще всего проводится с детьми, которые только знакомятся с блоками Дьенеша. Для маленьких детей надо давать самые легкие задания, для тех, кто постарше – немного усложнить. Перед ребенком раскладываются все блоки. Малыш должен раскладывать их по какому-то признаку. Например, сначала ребенок разделит их на группы по цветам. Потом – по размеру. Разные свойства могут иметь разную сложность для ребенка.

image

Усложнить задачу можно, добавив целых два признака одновременно. Например, можно предложить ребенку выбрать все красные круги, все желтые прямоугольники. Или все плоские фигурки одинакового размера.

«Продолжи ряд»

Это занимательная игра, которая заставит ребенка всерьез напрячь мозги. Есть несколько вариантов, как можно ее проводить. Первый вариант – выкладывать ряд фигурок, которые отличаются друг от друга лишь одним признаком. Взрослый должен объяснить правила и начать раскладывать ряд, чтобы показать ребенку, что нужно делать. После нескольких фигур ребенок продолжает ряд сам. Второй вариант – выкладывать фигурки так, чтобы у соседних блоков не было ни одного совпадающего признака. Такая задачка даже взрослого может заинтересовать! А вот более упрощенным вариантом будет выкладывание ряда из чередующихся по цвету фигур, например, красный-желтый-синий. Это знакомит малыша с ритмом.

«Покорми животных»

В этой игре с блоками Дьенеша фигурки отлично сойдут за печенье. Можно посадить любимые игрушки ребенка и предложить угостить зверей «печеньками». Только при этом будут существовать условия, например, медвежонку нужно будет дать только фигурки красного цвета, а котенку – только треугольники. По своей сути эта игра напоминает «Выборки». При этом она гораздо сильнее увлекает детей. Они любят кормить своих плюшевых питомцев и вряд ли откажутся от такого задания. А на эмоциональном фоне, в состоянии игры и увлеченности, дети еще лучше схватывают логические понятия.

«Найди драгоценный камень»

Эта игра развивает тактильное восприятие и сходна с многими играми с «Волшебным мешочком», в котором ищут предметы на ощупь. Нужно по описанию или картинке найти в мешке указанный блок, при этом не заглядывая внутрь. Разумеется, условиями может служить все, кроме цвета – форма, размер, толщина. Цвет окажется для ребенка сюрпризом. Если для малышей это может оказаться сложным, то тактильное восприятие блоков Дьенеша в средней группе будет вполне своевременно.

Дети имеют свойство расти. И игры с развивающими пособиями должны это предусматривать. Занятия с блоками Дьенеша для старших дошкольников усложняются. Уже пройденные игры для этих ребят слишком просты и становятся неинтересными. Тем более детям скучно повторять одно и то же из года в год, и они сами начинают тянуться к более трудным задачам. Поэтому можно предложить ребенку следующие игры.

«Поиск»

Предложите ребенку вытащить любую фигурку наугад. А теперь он должен выбирать только те фигуры, которые совпадают с первой хотя бы по одному признаку. В следующий раз можно предложить ребенку выбрать фигуры, сходные с первой сразу по двум признакам. А самым сложным будет вариант, когда надо подобрать все фигуры, которые не совпадают ни по одному признаку с выбранной.

image

«Домино»

Несмотря на то, что в блоках Дьенеша нет дырочек, обозначающих цифры, они отлично подходят для игры в домино благодаря совпадающим признакам. В эту игру не удастся поиграть в одиночку. Нужно, чтобы собралось несколько детей. Каждому раздается одинаковое количество фигур. С помощью считалки или каким-нибудь другим способом определяется, кто ходит первый. Этот ребенок делает ход любым блоком. Следующему уже надо выставить ту фигурку, которая хотя бы по одному признаку совпадет с первой. Если подходящей фигуры нет, игрок пропускает ход. Выиграет тот, кто первым избавится от всех фигур. Игру можно и усложнить, например, выкладывая только те фигуры, которые совпадают с предыдущей по двум признакам. В домино всегда есть элемент случайности и даже самый способный ребенок может оказаться без выигрыша, а малышу, который не отличается одаренностью, может повезти. Если только он будет отличаться внимательностью и сумеет воспользоваться своими фигурками. Поэтому игра поможет не только развить логику, но и при умелом и деликатном руководстве взрослого может научить первого проигрывать достойно, а последнего – верить в свои силы.

«Найди лишнее»

Нужно выложить 3 фигуры. Одна из них не имеет ни одного сходства с остальными, другие же имеют. Ребенку нужно найти лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя. Задачу можно усложнить, увеличив количество фигур. Например, можно искать лишний блок среди шести фигур. А можно – целых два из шести.

«Найди пару»

Перед ребенком раскладывается несколько фигур. Нужно найти к каждой из них парную по определенному признаку. Можно подбирать пары не по одному, а по двум или трем свойствам. Игру можно организовать так: заранее отобрать четное количество, например, парных 10 фигур, и сложить их в мешочек. Ребенку нужно доставать их – все сразу или по одной — и выкладывать в два горизонтальных ряда.

image

«Магазин»

Есть еще один способ использования блоков Дьенеша. Логические элементы смогут сыграть и роль денег. Товаром могут быть любые игрушки, а лучше – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин, где продается множество карточек-товаров. У него всего 3 блока. За каждый можно приобрести один товар, причем тот, который будет хотя бы одним свойством совпадать с «денежкой». Это будет развивать абстрактное мышление детей, их внимание, умение рассуждать, обосновывать свой выбор.

«Наряжаем елку»

Под Новый год актуальной окажется игра, связанная с украшением елки. Для нее понадобятся изображение елки, 15 карточек с символами и блоки. На елке нужно расположить 5 рядов фигур-«бусин» по 3 фигуры в каждом. На карточках должны быть цифры. Это число означает порядковый номер ряда сверху вниз. Например, самый верхний будет первым. Также на карточке будет закрашенный кружок, который показывает положение «бусины» в ряду. И наконец, изображение самой фигуры, чтобы ребенок понял, что именно ему повесить. Несмотря на сложное описание, эта игра оказывается понятной и интересной для детей.

Отзывы

А что могут родители и педагоги сказать о блоках Дьенеша? Отзывы чаще бывают положительными, хотя встречаются и недовольные. Ведь все дети разные, и если одного буквально захватывает процесс игры с этим пособием, то другой не проявляет никакого интереса. Несмотря на то что автором логические блоки рекомендовались детям от 3 лет, некоторые родители начинают использовать их с двух и даже полутора лет. Это стоит делать только в том случае, если малыш проявляет заинтересованность. В иных случаях лучше все-таки подождать и не торопить события. В качестве достоинств родители отмечают развитие логического мышления у детей. Минусами некоторые считают слишком узкий набор цветов. Хотя это, скорее, продуманное решение автора – признаков каждого вида не должно быть слишком много, чтобы не запутать детей.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий