Занятие по этикету в старшей группе «В ЦАРСТВЕ ВЕЖЛИВЫХ НАУК»

Вежливый ребенок – «визитная карточка» родителя. С ним приятно находиться в транспорте, безопасно посещать общественные места, легко ходить в гости и комфортно приглашать гостей к себе.  И, согласитесь, любой маме больно, когда ей делают, пусть даже взглядом, замечание: «Твой ребенок такой невоспитанный».

А как научить детей вежливости, правилам этикета, вежливому общению? Давайте попробуем заботливо и без давления привить детям созидательные манеры поведения.

В современном обществе сбитых ориентиров родителям важно осознанно, критически и в то же время творчески подходить к теме детской вежливости. Ведь поведенческие нормы имеют отношение к формированию личности. Требуется немалое мастерство и чуткость, чтобы за манерами не спрятались лицемерие и подавленные эмоции. Каждая семья формирует свой этический кодекс, опираясь на глубинные ценности, унаследованные традиции и личный жизненный опыт.

Этикет для детей. Уроки вежливости

При обучении детей правилам поведения, можно использовать условный алгоритм:

  1. Озвучить правило, норму поведения
  2. Показать на практике или в игре
  3. Поддержать ребенка в исполнении
  4. Дать позитивное подкрепление: похвалить, одобрить (словом, взглядом, жестом, мимикой)
  5. Контролировать, чтобы правило соблюдалось в обозначенных условиях всеми участниками процесса

Примечание: Доброжелательный тон и приветливое лицо – более мудрые учителя, чем крик, приказ, выговор.

image

8 способов обучения детей вежливости

1. Игра.

Ориентируясь на этикет, можно придумать не одну захватывающую игру. Давайте попробуем: почему бы нам вместе с ребенком не побывать на приеме у короля Людовика XIV? При входе во дворец всем вручают «этикетки».

Если ребенок не читает, можно нарисовать условные обозначения. Но даже маленькие детки любят имитировать чтение.

Королем, придумывающим правила, может быть и мама, и ребенок поочередно. Королевскими гостями с удовольствием будут все мягкие и твердые игрушки (кого король захочет пригласить).

Естественно, во время игрового застолья озвученные правила важно соблюдать. Можно поразмышлять с детьми: а зачем Людовик придумал правила поведения за столом, что побудило его даже карточки-напоминалки раздавать гостям? Пофантазировать, какие именно правила придумал французский король или прочитать об этом в энциклопедии. Для закрепления вручать детям сделанные во время игры карточки перед обедом, например.

В качестве игровой разминки чудесно подходят стихи про вежливость по типу «доскажи словечко»:

Если встретился знакомый, Хоть на улице, хоть дома — Не стесняясь, не лукавствуй, А скажи погромче… (здравствуй).

Порвал Воробей Паутинные нити. Чирикнул смущенно: Ну…(извините).

Вылез Крот на белый свет И сказал Ежу… (привет).

Если встретилась компания, Не поспешно, не заранее, А в минуту расставания Всем скажите…(До свидания).

Если просишь что-нибудь, То сначала не забудь Разомкнуть свои уста И сказать… (пожалуйста).

Когда я что-то подарю, Мне говорят: …(Благодарю). Тебе подарят что-нибудь — Благодарить не позабудь!

Если невежей прослыть не хотите, Очень прошу вас — будьте мудры, Вежливым словом просьбу начните: Будьте…(любезны), Будьте…(добры).

Если, словом или делом Вам помог кто-либо, Не стесняйтесь громко, смело Говорить … (спасибо)!

image

Основные правила поведения за столом:

  • Вымыть руки перед едой
  • Пользоваться салфеткой
  • Не разговаривать, пережевывая
  • Не ковыряться руками в тарелке
  • Начинать кушать вместе со всеми
  • Не шататься на стуле
  • Благодарить за вкусную еду
  • Пользоваться столовыми приборами
  • Просить передать то, что не можешь достать
  • Обслуживать соседа по столу

В видео ниже малышка Ариша очень наглядно рассказывает и показывает, как нужно вести себя за столом. Посмотрите это видео с детьми — будет, что обсудить!

2. Чтение книг.

Не стоит обходить стороной книжные магазины. Там можно найти такой клад по семейному и общественному этикету, что ваши дети с навостренными ушами и горящими глазами будут вечером выпрашивать: «Мама, ну почитай еще эту страничку!», а потом цитировать как-бы невзначай, и поучать младшеньких. К числу лучших книг по обучению вежливости уже не один десяток лет относится. Чудесное сказочное знакомство с этикетом и ненавязчивое обучение следовать его правилам.

Из современных изданий популярна энциклопедия для и «» Татьяны Шорыгиной.

Также обучаем малыша бережно относиться к печатным изделиям:

  • Не заламывать углы
  • Не рвать страницы
  • Возвращать книги на место
  • Не рисовать
  • Анализировать прочитанное
  • Делиться прочитанным с другими членами семьи
  • Спрашивать разрешения, прежде чем взять чью-то книгу

3. Песочная терапия.

Говорят, что этикет начинается с песочницы. Учите ребенка выстраивать свои границы, оберегать их и уважать чужие. Фразы в помощь:

  • Давай поменяемся: я тебе ведро, а ты мне пасочку
  • Я поиграю сам, а потом дам тебе
  • Мне не нравится (неприятно, больно), когда ты….
  • Пожалуйста, перестань делать….
  • Можно я поиграю твоей лопаткой, а ты можешь взять мою машинку
  • Давай вместе строить тоннель
  • Перейди, пожалуйста, в тот угол, я здесь начал строить…
  • Присоединяйся, вместе веселее!

Увлекательные факты и игры, которые можно использовать в песочной терапии, читайте в статье «Секреты и упражнения песочной терапии».

4. Фольклор.

Поведенческие нормы формировались веками и передавались из поколения в поколение. Фольклор может оказаться хорошим помощником для родителей. Обязательно обратите внимание на пословицы и поговорки и старайтесь, как можно чаще использовать их в речи:

Этикет в пословицах и поговорках

  • Сперва подумай, а потом скажи.
  • Лучше недоговорить, чем переговорить.
  • Говорить не думая, что стрелять не целясь.
  • Береги одёжу снову, а честь смолоду.
  • Не тем богат, что есть, а тем богат, что рад.
  • Часом опоздал, годом не вернёшь.
  • Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
  • В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
  • Когда больше двух, говорят вслух.
  • Умей сказать — умей и смолчать.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  • На ласковое слово не кидайся, на грубое – не гневайся.
  • Напои, накорми, а после расспроси.

Насыщая свою речь народным колоритом, стоит помнить, что пословицы и поговорки – хоть простые, но сильные фразы. Они исподтишка влияют на картину миру. Создают в подсознании фундаментальные убеждения о себе, о других, о ценностях и правилах поведения. Поэтому тщательно отбирайте только созидательные народные изречения.

5. Сказки.

Куда без сказок? — Вежливый Колобок. Гостеприимный Журавль. Непослушный Петушок. Заносчивый Заяц. Кажется, в сказках прячется весь необходимый ребенку этический курс:

  • Ходить в гости с пустыми руками неприлично
  • Открывать дверь незнакомым людям в отсутствии родителей опасно
  • Хвастаться нехорошо
  • Принимать в свою компанию тех, кому одиноко
  • Предлагать помощь нуждающемуся

6. Мамины истории.

Сочиняйте их сами! Это очень ценно – сказки под маминым авторством. Выберите героя, близкого вашему ребенку, и пусть он попадает в самые разные ситуации:

  • Вежливо отвечает на звонок
  • Просит о помощи, когда не может справиться сам
  • Благодарит за оказанную услугу
  • Придерживает дверь, если следом кто-то идет
  • Пропускает сестричку вперед
  • Уступает место пожилому человеку
  • Говорит искренние комплименты вслух
  • Спрашивает, который час
  • Хранит доверенную тайну
  • Уходя, прощается
  • Пишет письмо бабушке
  •  Дарит открытку другу на день рождения

Большая подсказка в этом деле — моя любимейшая статья «5 полезных советов, как самому придумать сказку». И конечно же мир моего авторского сказочного королевства.

7. Обсуждения.

Разговаривайте с детьми о том, что зацепило их на детской площадке, в садике, школе, в гостях, магазине. Стимулируйте мышление. Задавайте вопросы: «А как ты думаешь? Как, по-твоему, было бы лучше?». Здесь есть одна особенность: мы обговариваем поступки, а не людей, поэтому ярлыки «плохой мальчик», «некультурная девочка» недопустимы.

8. Личный пример.

А теперь о самом главном. Без теплых отношений и качественного родительского примера уроки вежливости не состоятся. Ну, невозможно передать то, чего не имеешь сам!

Смотрите и другие уроки вежливости для детей:

Правила поведения за столом

Застольный этикет для самых маленьких

И помните, этика – это не чтение моралей, это область философского знания! А философия не терпит дилетантов.

Современная мультиндустрия создала не один десяток поучительных мультфильмов о вежливости и правилах поведения. Приглашаю посмотреть один из них прямо сейчас:

Вежливого вам окружения!

С теплотой и любовью,

Людмила Поцепун.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»

Открытое занятие по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста (6-7лет)

в рамках муниципального конкурса «Воспитатель года 2015».

Присутствовали: жюри конкурса — 10 человек, участники конкурса, заведующие детских садов Аннинского района, воспитатели детских садов.

Тема:Знает каждый с детских лет, что такое этикет.

Цель: Формирование навыков культурного, этически грамотного поведения.

Задачи:

Познакомить с вариантами приветствия, сформировать навыки вежливости.

Развивать эстетические чувства, творчество, воображение.

Воспитывать стремление и интерес правильно вести себя в обществе, любознательность, дружбу, взаимопомощь.

Оборудование: интерактивная доска, магнитная доска; карточки-схемы, дидактическая игра «Модельер», мяч.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем вместе мы играть,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: — Давайте все улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением.

Слышится звонок телефона.

Воспитатель: «Ребята, слышите, у кого-то телефон звонит? Кто из вас принёс телефон на занятие?»

На экране появляется Буратино. – Это я звоню. Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки! Я звоню вам из сказки.

Воспитатель: — Вы узнали этого героя? Да, это Буратино. Но что привело его к нам? Давайте узнаем.

Буратино: — Мне нужна помощь. У Мальвины скоро день рождения, будет праздник, а я такой неловкий, совсем не знаю, как правильно вести себя в гостях. Она такая строгая, чуть что не так, сразу в чулан. Помните, я всего одну кляксу в тетрадке поставил, и она меня в тёмный чулан, а там пауки. Бррр. Я тоже хочу со всеми гостями веселиться и не огорчать Мальвину.

Воспитатель: — Ну, что, ребята, поможем Буратино, научим его правилам этикета?

— Ребята, а вы знаете, что такое этикет? Как вы думаете? (ответы детей) Я вам сейчас расскажу. Этикет – это правила поведения в обществе. А появился он давно. Жил когда –то во Франции король Людовик 14. Однажды он пригласил к себе на бал своих подданных. Каждому гостю выдали карточку, на которой было написано, как нужно вести себя. А несоблюдение указанного правила считалось дурным тоном. Эти карточки назывались этикетки. Отсюда и пошло название правил поведения – этикет.

— Ребята, как вы думаете, что нужно сделать в первую очередь, собираясь в гости? (ответы детей) Нужно одеться, подобрать праздничную одежду.

Проводится игра «Модельеры». Детям предлагается бумажная плоскостная кукла «Буратино» и набор разнообразной одежды: парадный костюм, джинсы, рубашки, футболки с шортами, рваные, грязные брюки и рубашки. Дети подбирают варианты одежды, подходящей для праздника и размещают на магнитной доске. После этого дети объясняют почему выбрали именно эту одежду, а почему другая не подходит для праздника.

— Молодцы, ребята. Вы правильно подобрали одежду.

— По правилам этикета на праздник приходят аккуратно, нарядно одетыми, тщательно причесанными, в чистых ботинках. Тогда настроение будет хорошим и праздничным и с вами будет приятно общаться.

— Вот, Буратино, запомни это правило.

Буратино: — Здорово! Я обязательно, запомню. Побегу выбирать себе костюм.

Воспитатель: — Стой, Буратино, это ещё не всё.

— Ребята, что вы делаете, когда приходите в гости? Правильно вы здороваетесь. А как можно поздороваться друг с другом? Есть разные виды приветствия. Какие вы знаете? (ответы детей)

— Зравствуйте

— Привет

— Добрый день

— Добрый вечер

— Доброе утро

По правилам этикета, приходя в гости ты первый должен поздороваться сначала с хозяйкой дома, а потом с гостями.

А можно ли здороваться сидя, если взрослый стоит?

А если вы уже сидите, а взрослый вошёл? (надо встать)

А если мальчики сидят, а вошла девочка?

Во время приветствия нужно приостановиться, сделать лёгкий поклон и сказать: «Здравствуйте!» — это означает: «Я тебя вижу, человек! Ты мне приятен. Я желаю тебе здоровья, мира, счастья!»

Буратино: — Я понял. Я ей скажу: — Здравствуй, Мальвина, очень рад тебя видеть, ты сегодня очень красивая! Так, хорошо?

Воспитатель: — Да, ты хороший ученик, Буратино.

Самое главное не забудь поздравить Мальвину с днём рождения.

Проводится упражнение «Пожелания»

Ребята, давайте придумаем поздравления и пожелания для Мальвины. Что бы вы хотели ей пожелать? Мы будем передавать мяч по кругу и каждый из вас будет произносить пожелания.

— Как много можно пожелать в день рождения. А ты, Буратино, выбери сам, что хочешь пожелать Мальвине.

— В гостях вас обязательно пригласят к столу и будут угощать. Для этого нужно знать правила поведения за столом. Буратино, что ты будешь делать, когда тебя пригласят к столу?

Буратино: — Я самый первый подбегу, сяду за стол. Схвачу руками самый большой кусок торта и съем его. (задумывается) А, что, разве не так? А вдруг мне не достанется?

Воспитатель: — Ребята, правильно думает Буратино? Вы так ведёте себя в гостях? Давайте научим Буратино как правильно вести себя за столом. У меня есть карточки-подсказки, давайте разложим их по порядку.

Дети берут по одной карточке-схеме, вывешивают их на магнитной доске и объясняют, что означает каждая карточка.

  1. Помыть руки.
  2. Подойти к столу, мальчики должны отодвинуть стул и предложить девочке сесть, а потом сесть самим.
  3. За столом сидеть прямо и красиво. Можно ли качаться на стуле и разговаривать с набитым ртом?
  4. Правильно пользоваться столовыми приборами: ложку и вилку держать правильно.
  5. После еды вытираем рот салфеткой.

Воспитатель: — Вот теперь, Буратино, ты знаешь основные правила этикета, и не огорчишь Мальвину.

Буратино: — Ну тогда я побежал собираться.

Воспитатель: — Постой. Ты забыл самое главное. Ребята, как вы думаете, что забыл буратино? Когда мы идём на день рождения, что самое главное нужно? (ответы детей) Правильно, нужен подарок. А самый дорогой подарок, это когда он сделан своими руками. Я предлагаю вам помочь Буратино и сделать подарок для Мальвины. Мы будем делать топиарий. Это красиво подстриженное дерево, которыми украшали парки и сады. А ещё их называют деревом счастья. Вот мы с вами изготовим такое дерево из цветов для Мальвины для счастья. Я приготовила для него основу – это подставка и шарик. А цветы вы изготовите сами и украсите основу.

Дети вырезают цветы из бумаги, складывают их и вставляют в основу, пока не заполнят пустоты.

— Какой красивый подарок получился. Мальвине обязательно понравится, я передам его Буратино.

Буратино: Спасибо большое, ребята. Я очень рад был с вами подружиться. До свидания.

Дети прощаются с Буратино.

А мне, ребята, было очень приятно с вами общаться. Наше занятие окончено. Спасибо.

Конспект занятия по развитию речи «Этикет»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ «ЭТИКЕТ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ»

Цель: обогащение и расширение знаний детей о правилах поведения , об этикете в детском саду.

Задачи:

Читайте также:  Викторина по финансовой грамотности для начальной школы

— познакомить с понятием «этикет»;

— учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;

— совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;

— упражнять в использовании вежливых слов;

— воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;

— формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;

— развивать мыслительную деятельность у детей.

Оборудование: круги красного и зеленого цвета по количеству детей; ромашка с правилами поведения в различных местах; «волшебная палочка».

Ход занятия

Организационный момент

— Мы с вами все любим сказки, волшебство, и вот сегодня мы попробуем сами стать волшебниками. А поможет нам в этом «волшебная» палочка.

Д/и «Я рад вас видеть»Дети стоят по кругу, начинает игру воспитатель, он подходит к любому ребенку, передает ему «волшебную палочку» и говорит: «Дашенька, я рада тебя видеть». Ребенок, получивший палочку, называет с уменьшительно-ласкательным суффиксом имя своего соседа и передает ему палочку. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все дети.

Основная часть занятия

1. Сообщение темы и задач занятия

— Сегодня мы постараемся вспомнить, как нужно вести себя не только в общественных местах, но и дома со своими родными.

Читайте также:  Презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме: Презентация к уроку литературного чтения «Творчество и биография А.С. Пушкина» 3 класс — презентация

2. Первичное восприятие и осознание нового материала

У нас стало традицией в начале занятия приветствовать друг друга. Как можно это сделать? А вы знаете, что приветствие пожатием руки возникло очень давно? Поводом для возникновения этого обычая была миролюбивость, подтверждение мирных намерений. Протянутая правая рука должна была подтвердить, что в ней нет оружия: камня, ножа. Если человек, которому протягивали руку, был тоже мирно настроен, следовало рукопожатие. На Востоке миролюбивость выражали скрещиванием рук на груди, у китайцев при поклоне руки свободно свисали по сторонам.

Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

ПРИВЕТСТВИЕ — это одно из самых важных правил этикета. А что такое «этикет»?

Это правила такие, Надо знать их с малых лет!

Что сказать, когда войти, Как в гостях себя вести, Что с волшебными словами Делать дома и в пути

Если вежливыми стать И воспитанными быть, То всегда и всюду будут, Уважать вас и любить!

— Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много . Некоторые из них собраны в один цветок. Посмотрите внимательно и скажите, где необходимо соблюдать правила поведения, (но хочу вам напомнить, что нельзя перебивать друг друга и говорить надо по одному).(Цветок-ромашка, дети называют : в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице.)

Д/и «Катись клубок»- Этот клубок нужно передавать друг другу по кругу так, чтобы каждый взялся за нить и при этом сказал вежливое слово. Только не повторяться!

— Но быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. А еще это соблюдение важных правил. Определите, что неправильно выполняют дети , изображенные на картинке. Найдите правильную картинку и объясните.

Д/и «Назови противоположное слово»

Ласково – грубо

Чистый – грязный

Правда- ложь, обман

Злой- добрый

Читайте также:  Календарно-тематическое планирование образовательной области «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» в средней группе

Здороваться – прощаться

— Ребята, а вы знаете, что ласковое слово лечит , злое калечит. Мы поиграем в игру. «Назови ласково»

Физкультминутка

3. Закрепление и осмысление знаний детьми

Обсуждение ситуаций

1. Юра и Андрей спешили в буфет и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Алексеевна. Мальчики пробежали мимо и лишь через минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна». Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались в буфет.

Задание. Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в своем поведении.

2. Лена сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

— Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя все-таки вести себя, — заметила старушка.

— А что я сделала? — возразила Лена. — Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

Объясните, можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным. Почему?

3. Вы купили билет на интересный фильм. Со звонком входите в зрительный зал и видите, что ваше место уже занято. Еще раз смотрите на билет. Нет, все правильно: ряд 12, место 5.

Объясните, как вы должны поступить в таком случае. Что должен сказать тот, кто занял ваше место?

4. Костя и Витя давно не виделись. А вот сегодня они совершенно случайно встретились в книжном магазине. Оба были рады встрече и поэтому долго говорили, делились новостями, выбирали себе книги. Тут Костя вспомнил, что дома его ждет мама, и он поспешно прервал беседу: «Ну ладно, я пошел, заходи». Он повернулся спиной к товарищу и быстро направился к двери. А Витя стоял и растерянно глядел ему вслед. Почему?

5. Петя пришел в детский сад, поздоровался с нянечкой, с воспитателем. В коридоре он увидел заведующую и поздоровался с ней. По дороге на музыкальное занятие мальчик вновь встретил заведующую. Петя замер на месте. Он не знал, что ему делать: здороваться еще раз или пройти, будто не видишь. Как должен был поступить Петя?

— Вы все уже взрослые ребята, скоро вам идти в школу. Проверим, насколько правильно вы подготовлены к ней.

«Вредные советы в стихах школьникам»

Вот уж лето пролетело, Скоро в школу ты пойдешь, Раскидай в портфеле вещи — Быстро-быстро все найдешь!

Не забудь взять в школу дудку, И, конечно же, свисток, На уроке, перемене Пошуми, браток, чуток.

На веселой перемене Походи на голове — И тогда за поведение Ты получишь двойки две.

Изгрызи свои резинки, Ручки и карандаши. В чистоте чудо-пеналы Держат только малыши!

Те хорошие тетради — Что измятые совсем. На уроке рисования, Стены маслом испиши, Парту изрисуй гуашью, И соседу покажи.

Лишь учитель что-то скажет — Сядь и булочку поешь.

Накроши кругом побольше, За собой не убирай, Крошки – это ведь красиво, Настоящий хлебный рай!

Игра «Можно или нельзя».

Читайте также:  Классный час «Правила поведения в школе» классный час (5 класс) по теме

Дети, с помощью сигнальных фишек отвечают на вопрос. (Синяя фишка – можно, красная фишка – нельзя).

Вопросы:

  1. Можно ли в гостях ковыряться в носу, грызть ногти?
  2. Можно ли смеяться с широко раскрытым ртом?
  3. Можно ли обращаться к постороннему взрослому человеку на «вы»?
  4. Можно ли перебивать старших во время разговора?
  5. Можно ли разговаривать во время приёма пищи?
  6. Можно ли здороваться со всеми знакомыми?
  7. Можно ли мыть руки перед едой?
  8. Можно ли грубить старшим?

Итог занятия

Правила этикета в старшей группе — Гильдия юристов и риэлторов

Предлагаю детям составить рассказы по картине (2 — 3 рассказа).

Какие еще вежливые слова вы знаете? (Доброе утро, добрый день, добрый вечер) Когда говорят эти слова?(ответы ребят)

Воспитатель: Дети, все работники нашего детского сада хвалят вас, говорят, какие вы молодцы, очень вежливые ребята. А я переживаю, что вы еще не все правила поведения знаете.

Раздаю угощение детям, контролирую, чтобы дети говорили «Спасибо»

-Здравствуй, куст и здравствуй лес, Здравствуй, мама, папа!- Вася тут со стула слез

И пошел куда-то…

Вежливость помогает всем на планете жить дружно. И нужно быть вежливым даже тогда, когда этого совсем не хочется. Если ты вежлив с людьми, то и люди вежливы с тобой.

Занятие по этикету в подготовительной группе «Правила этикета

Вос-ль: — И сегодня, ребята, мы находимся не просто в зале, а на телестудии, где будут снимать передачу «Пусть говорят»

.

У нас в студии находятся гости, которые пришли к нам на передачу, вы – герои передачи и я Наталья Сергеевна – ведущая этой передачи. Нас будут смотреть дети с других детских садов.

Ребята, у меня в руках есть микрофон, если появятся вопросы у вас или у гостей студии, поднимите руки, и я подойду.

Вос-ль: — А Настя, например, может сказать Алеше «привет»

?

Вос-ль:- Ребята, а о каких общественных местах вы имеете в виду?

Дети: — Этикет – это правила поведения и вежливости в общественных местах.

Дети:- По мачехиному веленью посадил старик старухину дочь в сани, повез ее в лес, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал. Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку подскакивает, да на старухину дочь поглядывает:

Вос-ль: — Был бы беспорядок. Как здорово, что они существует.

Занятие об этикете и вежливости в старшей группе

Дети. Можно подобрать картинки с изображением правил поведения; мы можем прийти к ним в группу и рассказать об этих правилах, поиграть с ними в игры, прочитать им стихи о том, как правильно себя вести; можно подобрать книги, игры и подарить их малышам.

Воспитатель младшей группы. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, ребятам моей группы быстро запомнить правила поведения. Некоторые из них они уже знают: здороваются при встрече, прощаются при расставании, благодарят за услугу.

Но вот о выполнении других правил они часто забывают. И вдруг я вспомнила о вас, ребята. Вы хорошо знаете, как вести себя в той или иной ситуации.

У вас в группе много разных игр, картинок, карточек-символов, книг о том, как правильно вести себя за столом, в гостях, в транспорте, при разговоре с другими людьми.

И я подумала, что если бы и у нас в группе были картинки, игры, которые постоянно напоминали бы ребятам о правилах поведения, они быстрее бы научились их соблюдать. Пожалуйста, подберите или нарисуйте детям младшей группы такие картинки. Я очень хочу, чтобы они хорошо знали и выполняли правила поведения.

О каком вежливом волшебном слове говорится в этом стихотворении?

Воспитатель. Ребята, а почему от волшебных, вежливых слов люди становятся радостнее, счастливее?

Воспитатель. Давайте посмотрим, можем ли мы быть тоже вежливыми.

Дети. Нужно уметь правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, не кричать, не тянуться через весь стол, помогать друг другу, говорить «спасибо» после еды.

Наш этикет»

творчество эстетические чувства и желание все красиво делать. Формировать интерес к эстетической стороне

— устная консультация «научить Как ребенка культурному поведению»

Учить, правильно сервировать Приучать. стол поддерживать опрятный вид.

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и Формировать. раздеваться умение самостоятельно выполнять обязанности столовой по дежурных: правильно сервировать стол. Воспитывать отношение положительное к труду, желание трудиться.

Приучать к огороде на работе. Совершенствовать навык работы веником.

— составление Семейные «альбома традиции» «Как мы отмечаем праздники Организация»

Правила гостеприимства»

-Девочки, а какой транспорт мы можем использовать для путешествия?

Мы все немного устали. Я предлагаю вам поиграть в игру «Давайте поздороваемся»

. Правила игры просты: -Необходимо уделить внимание каждому гостю.

Читайте также:  Внеклассное занятие во 2 классе. Тема: «Час веселых конкурсов». классный час (2 класс) по теме

-Уступай старушкам место, если стало очень тесно.

-Здесь ничем сорить не надо — быть воспитанным отрада.

Молодцы мы отлично отдохнули. Пора мальчикам приглашать девочек к столу. (Мальчики провожают девочек к столу. Отодвигают стулья за боковые спинки. Девочки подходят и ждут, когда мальчики пододвинут стулья. Затем мальчики присаживаются сами.

Конспект занятия в старшей группе «Уроки этикета»

Материал: Слайды сюжетных картинок, цветочка с лепестками; магнит, сигналы с лицами разной мимики. мяч, листочки с цифрами от 1 до 7,карандаши.

Развивать логическое мышление: умение анализировать ситуации, делать обобщения, умозаключения.

Картинка «Как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе».

-Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка? (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье).

В -ЛЬ:

Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Педагогический проект «Путешествие в стану Этикета»

Компьютер, телевизор, магнитофон, принтер, сканер, мультимедио, фотооппарат.

Занятия по изодеятельности, ознакомление с окружающим, домашнее задание, консультации, папки передвижки,беседы

«Новые правила поведения для воспитанных детей» Г.П.Шалаева, О.М.Журавлёва.

«Пойдём и поищем волшебное слово», «Наша дружная семья»

Участие в родительском собрании, деление опытом ( по воспитанию детей), в развлечении.

В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представление о этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества. Повышать культуру межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общую социальную зрелость детей, снижать агрессивность.

I этап – подготовительный

Занятие «Что такое этикет ?» — дать детям понятие слова « Этикет», рассказать детям, какие бывают виды этикета ( придворный, дипломатический, воинский, общегражданский).

Беседа «История этикета»

Игра «Приятного аппетита»

Занятие «Наш помощник — этикет»

Занятие «Путешествие в страну этикета»

Игра «Волшебные слова»

Беседа «Каким я хочу быть» — Учить детей избавляться от своих недостатков.

Занятие «Давайте познакомимся».

Чтение «Сказки – кладезь народной мудрости и этикета» — вспомнить правила гостеприимства.

Игры: «Утреннее приветствие», «Поздравления и пожелания», «Вежливая просьба».

Чтение стихотворения В. Левина «Аппетитная песенка для Лёшки», Э. Мошанской «Маша и каша», В. Левина « Размышление после очень вежливого разговора», А. Кондратьева « Пожалуйста», И.Токмакова «Счастливого пути».

Этические беседы: «Уроки вежливости», пословицы « О дружбе»

Чтение произведений В.Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче», «До первого дождя», «Почему», С.Я. Маршака « Ежели вы вежливы»

Занятие – беседа: «В стране вежливых слов»

imageКонспект занятия по теме «Столовый этикет» для детей 5-6 лет МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 108» г. Курска Подготовила педагог – психолог Юркина Ирина Геннадьевна Цель: закрепление знаний детей о правилах столового этикета. Задачи: Познакомить детей со столовым этикетом. Сформировать представления о культуре поведения за столом. Формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения за столом. Развивать логические операции по средствам речевого общения: умение делать обобщения, умозаключения. Материалы: Сюжетные картинки с изображением правил поведения за столом, картинки для игры съедобное и несъедобное, бланки с заданием для каждого ребенка. Ход занятия. Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!» В  Скачать конспект (дети стоят в кругу). Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу справа и сделает тоже самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. — Сегодня мы с вами будем говорить о правилах поведения за столом. — И первое, что нужно сделать запомните, пожалуйста: перед едой Ты руки старательно с мылом помой. Закрепление правила — Давайте представим, что мы моем руки (имитируем движение мытья рук). Ой, холодная вода побежала! (Поежились). Давайте сделаем воду приятной для мыться рук, что надо сделать? (включить погорячее). Перед каждым правилом предъявляется картинка. Вас позвали на обед? Соблюдайте этикет. Не спешите сами есть, Предложите даме сесть. (Правило закрепляется мальчики предлагают девочкам пройти за стол, помогают им отодвинуть стул и сесть). Упражнение «За столом» Перед каждым кладется пластиковая тарелка, нож, вилка, ложка. — Как мы расположим эти столовые приборы? Как будем держать вилку? А если на столе будет только вилка, в какой руке будем ее держать? Попроси их вежливо. И припомни снова, Вежливое слово. (Вместе делаем вывод.) На стуле не качайся И низко над тарелкой Своею не склоняйся! (Вместе делаем вывод.) Известно с детства это всем: «Когда я ем, я глух и нем». Жевать и беседовать очень опасно: Никто вашу речь все равно не поймет, А вдруг «не в то горло» еда попадет? Не вертись, спокойно кушай. И не чавкай, словно хрюша. (Вместе делаем вывод.) (Вместе делаем вывод.) Физкультминутка. — А теперь давайте мы превратимся в посуду, я буду показывать, вы повторяйте. Вот большой стеклянный чайник: (Дети надувают животик.) Очень важный, как начальник! (Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.) Вот фарфоровые чашки: Очень хрупкие бедняжки! (Приседают, одна рука на поясе.) Вот фарфоровые блюдца: Только стукни — разобьются! (Кружатся, рисуя руками круг.) Вот серебряные ложки: Голова на тонкой ножке. (Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.) Вот пластмассовый поднос: Он посуду нам принес! (руки вытягивают вперед.) — Молодцы, продолжаем занятие. Один мой знакомый поесть обожает, Но после «спасибо» сказать забывает. Зачем вам, друзья, на него походить? «Спасибо» нетрудно совсем говорить. Волшебное слово «спасибо» скажите, Свою благодарность за труд покажите. (Вместе делаем вывод.) После еды не ленитесь, За собой посуду уберите. Вы можете маме своей предложить И вытереть стол, и посуду помыть. Игра «Съедобное – несъедобное» Смотрим на картинки и определяем, что съедобное, а что несъедобное. Пальчиковая гимнастика. «ПОМОЩНИКИ» Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга). Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу). Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная с большого). И большую поварешку. Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой). Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого). Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши). Задание «Склеим разбитую тарелку» (на бланке) — Скажите, пожалуйста, как одним словом назвать вилку, ложку, чайник, тарелку? (посуда). А еще какая посуда есть у вас дома? (ответы детей). У нашего знакомого Пети случилась неприятность – разбилась тарелка. Давайте поможем ему ее «склеить», найдите нужный осколок. Задание «Праздничное блюдо» (на бланке) — Петя склеил тарелку и положил на нее: красное яблоко, желтую грушу, апельсин, банан, зеленый виноград и абрикос. Раскрасьте все эти фрукты. (инструкция повторяется дважды, медленно) Теперь найдите и раскрасьте эти угощения самостоятельно. Подведение итогов — Давайте еще раз вспомним, какие правила, мы с вами сегодня изучили. — Давайте встанем в круг и скажем «До свидания!» Просмотров: 1928 Категория: По направлениям В» Для детского сада В» Развивающие игры и занятия для дошкольников Другие новости по теме: Эльвира Ахатовна Мингазова. Сценарий 8 марта для подготовительной группы «А теперь давайте с вами потолкуем мы о маме»Щукина Надежда Сергеевна. Социальный проект: «Делаем вместе с детьми, делаем ради детей»Линник Оксана Валерьевна. Воспитание привычек и культуры поведения за столом у детей дошкольного возрастаКлок Антонина Александровна. Развлечение к Дню Матери «Только мама есть одна»Главный Редактор. День знаний — сценарий урока на 1 сентября — Давайте смеяться — Давайте дружитьПлотникова Н. И.. Из опыта работы «О правилах хорошего тона за столом»Веклыч Ольга Николаевна. Конспект занятия в первой младшей группе на тему: «Давайте с Вами познакомимся!»НА-ТАЛИ. ДЕЛАЕМ ЗАРЯДКУ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ.Татьяна Соколик. Развлечение для детей раннего возраста совместно с родителями «Давайте любимым игрушкам своим праздник сегодня мы посвятим»Березко Вера Георгиевна. Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию «ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ О ВОЙНЕ» в логопедической подготовительной группеКунаковская Екатерина Владимировна. Занятие со световой песочницей и интерактивным столом: «Игрушки-зверюшки»Петухова Татьяна Леонидовна. Стихи про посудуПопова Любовь. Консультация для родителей ‘Поведение за столом’.Кушнир Наталья Константиновна. Сценарий выпускного праздника для детей подготовительной группы «ДАВАЙТЕ САМИ ЧУДЕСА ТВОРИТЬ»Ольга Малюгина. Сценарий 8 марта «Спасибо скажем бабушке, спасибо скажем маме!»Занина Вера Леонидовна. Конспект занятия по развитию речи «Давайте пообщаемся»Наталия Лермонтова. Занятие для детей старшей группы «Давайте жить дружно»Агишева Оксана Владимировна. Коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе по теме: «Давайте познакомимся»Татьяна Викторовна Сорокина. Презентация ‘Развивающие игры для детей дошкольного возраста ‘Давайте поиграем!’Ирина Попова. Технологическая карта учебного занятия по английскому языку в 4 классе по теме «Что мы делаем в школе».Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»Данькина Ольга Алексеевна. Физкультурное занятие для старших дошкольников «Раз, два, три, четыре, пять, будем вместе мы считать!»Алевтина Тарасова. Совместное мероприятие с родителями в подготовительной группе ‘Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!’Кузьмина Галина Александровна. Конспект занятия по экологическому воспитанию «Давайте, ребята, назло непогодам, Обнимем планету своим хороводом!’Хромчихина Алла Владимировна. Давайте поможем ребёнку дружить.Жеребцова Татьяна Михайловна. КОНСПЕКТ Деловой игры в рамках взаимодействия с семьями воспитанников по теме: «Правила дорожные все должны мы знать, правила дорожные надо выполнять»Митрюшина Анна Викторовна. Проект «Совместные индивидуальные занятия родителей и детей старших групп по теме: «Артикуляционная гимнастика дома. Ставим звуки вместе»Залужная Елена Николаевна. Физкультурное развлечение в средней группе для родителей и детей с нарушением зрения «Давайте познакомимся»Дашевская Ольга Сергеевна. Коммуникативные игры ‘Давайте поиграем!’Лилия Гатиятова. Перспективное планирование по образовательной области ‘Социализация’. Культура поведения и этикет.

Юркина Ирина Геннадьевна. Конспект занятия по теме «Столовый этикет» для детей 5-6 лет

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте: Код для вставки на сайт или в блог: В В В В В В  Код для вставки в форум (BBCode): В В В В В В 

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий