Зачем нужны фонетические игры для детей дошкольного возраста?

image image Дети до 7 лет 19 июля, 2019

То есть, развитие фонематического слуха — первая ступень при подготовке для обучения ребенка чтению.

Как развивать фонематический слух у детей? Какие игры и занятия являются максимально эффективными для этого? В этом материале мы поговорим о важности этого навыка, и о том, как его нужно тренировать, у малышей разного возраста.

Понятие фонематического слуха

Что такое фонематический слух? Это понятие не имеет отношения к вопросу, слышит ли малыш. Он может отлично слышать! Но при этом, к ужасу родителей, не произносить отдельные звуки, говорить, будто ротик «набит кашей». Или же – пропускать целые слоги, заменять отдельные звуки другими, и так далее. Все эти речевые трудности спровоцированы недоразвитым слухом фонематического типа.

Фонематический слух помогает нам распознавать в речи звуки (фонемы). Следовательно, помогает и различать похожие по фонетике слова, и верно их понимать. К примеру, взрослые люди без проблем поймут смысл слов дом-ком-лом. Даже если их произнести быстро.

Нарушения фонематического слуха

Проблемы с этим навыком провоцируют следующие сложности у ребенка:

  • он просто путает близкие по звучанию звуки;
  • не может связно говорить;
  • это создает сложности, когда приходит пора учиться читать и писать;
  • «жует» слова, не произносит отдельные звуки;
  • его речь сложно понять.

Есть ли подобные проблемы у вашего чада, в раннем детстве, в 4 года, или даже позже? Если да, вы просто обязаны принять меры! Иначе данный дефект у него закрепиться, и дальше исправить его будет все сложнее. Как преодолеть эту проблему? Об этом – дальше.

Развитие фонематического слуха в раннем возрасте

Здесь очень важно не упустить момент, и научить малыша слушать, замечать звуки буквально с рождения. Говорите с ним, используйте разные звуки, играя погремушками.

Обращайте внимание на разные шумы, вроде звуков грузовика, мотор у которого громче. Вот поехал трактор, он дырчит, в парке шуршат листики. Начался дождик – капли капают «кап-кап» и так далее.

Уже после года будут весьма полезны занятия с музыкальными инструментами. Возьмите, к примеру, дудочку и бубен. Продемонстрируйте звуки. Дайте инструменты малышу.

Пусть он  сам подержит их в руках, попробует с ними поиграть или даже извлечь звук.

Теперь пусть он отвернется. Потрясите бубном, пусть кроха угадает, какой инструмент играет. Повернувшись назад, пусть укажет пальчиком, что звучало. Постепенно можно увеличивать набор. Добавляйте барабан, гитару, ксилофон, маракасы, колокольчики, то, что есть в доме. Повторяйте упражнение несколько раз, каждый день или через день.

Примерно от полутора до двух лет кроха начинает говорить. И это – удивительное и очень радостное событие, и для него, и для всех близких.

В этот период, и до этого, крайне важно много говорить с ребенком. Слова вы должны проговаривать очень четко.Столь же четко проговаривайте окончания и предлоги. Формируйте очень простые фразы. Крайне важно, чтобы малыш с первых попыток применял слова верно.

До 3 лет важно развить общие навыки – умение слышать речь, слушать и произносить слова. Здесь не нужны серьезные, ежедневные уроки. Так как пока сложно судить, будут ли у крохи проблемы с речью и слухом. Есть вероятность, что все разовьется естественным путем.

Упражнения и игры для дошкольников

 Как развивать фонематический слух, если уже есть нарушения? Далее я предлагаю вам наиболее эффективные и интересные упражнения. Они помогут наладить данный навык у дошкольника, в 4 года или даже в 5 лет.  Заниматься можно дома. Важный плюс – для этих игр-занятий не нужны особые приспособления.

Задача первых занятий – показать, что слова состоят из звуков, и могут отличаться лишь одним звуком, а означать разное. Вот несколько упражнений:

  1. Предложите чаду послушать, как отличаются похожие слова, в стишке. Громко, четко прочитайте: «Скажи ка громче слово гром, оно грохочет словно гром. Скажи ка тише шесть мышат, и мышки сразу зашуршат». Предложите ребенку повторить стишок так, чтобы звуки здесь отличались, и были четко слышны.
  2. Приготовьте 2 картинки, с мишкой и с мышкой. Покажите первую, с мишкой. Спросите, кто это? Мишка, он бурый, огромный, живет в лесу, спит в берлоге. А это мышка, она крошечная, серого цвета, обитает в норке. Объясните, что слова похожи, а означают разных зверей. Произнесите их, подчеркните разницу. Пусть кроха тоже их произнесет. То же самое – со словами шина-машина, палка-галка, печка-свечка.
  3. А теперь вместе найдите слова совсем разные, не похожие: жук-поле, книжка-дом и так далее.
  4. Игры с мячиком. Бросьте ребенку мячик, предложите слово. Он должен бросить вам мячик, назвав похожее слово. Например: резина-корзина, елки-моталки, погремушка-хохотушка и так далее. Так же поиграйте, придумывая совершенно непохожие слова.
  5. Расскажите ребенку про слова длинные и короткие. Назовите примеры. Предложите найти в комнате то, что по названию – длинные слова. Потом – то, что короткие.
  6. Предложите поиграть в волшебников, которые превращают короткие слова в длинные, и наоборот. Например – кот-котенок, лис-лисеночек и так далее.
  7. Теперь упражнения с рисунками. Пусть назовет предметы с картинки громко, ясно и четко. Можно разбивать слова на 2 части – гал-ка, ко-тик, шиш-ка. Предложите назвать только первую часть слова. Затем – только вторую. Найдите более длинные слова, попробуйте разбивать их на 3 части, пусть ребенок громко их произносит.

Общие рекомендации по занятиям

Очень важно, чтобы занятия носили игровую форму. Ребенок должен играть в удовольствие, а не «отрабатывать повинность». Это – главное условие, а ниже – памятка, она содержит дополнительные советы:

  • в 2 года, в 3 года занятия должны быть очень короткими, не превышать 10-15 минут;
  • не занимайтесь, если малыш устал, хочет спать или кушать, в плохом настроении, приболел;
  • если вы увидели, что он чуть устал, потерял интерес – сразу же прекращайте;
  • пользуйтесь приведенными выше упражнениями, но меняйте предметы, картинки, стишки, песенки, чтобы сделать занятия разнообразнее.

История из жизни

Сын моего двоюродного брата не имел никаких нарушений речи и слуха, к счастью. Возможно, потому, что мой двоюродный брат – скрипач. Он преподает игру на этом инструменте,  и также работает в составе оркестра.

Буквально с первых дней жизни малыш слышал звуки музыки. Позже отец стал знакомить его со звуками других инструментов. Еще позже – брать не репетиции. Результат был удивительным – мальчик отлично говорил уже в два года.

Достаточно четко произносил звуки. Рано освоил чтение, отлично успевал в школе. Это еще раз доказывает, насколько важны звуки, и особенно звуки музыкальных инструментов, для развития детей.

Не ленитесь, дорогие родители! Развивайте у своих детей фонематический слух, а также речь, и другие навыки.

Регулярные занятия обязательно принесут свои плоды, в виде сообразительного и обучаемого ребенка!

Расскажите о своих занятиях с детьми в комментариях, пожалуйста! Есть ли у вас проблемы с речевыми и слуховыми навыками? Что вы делаете, чтобы их решить? Обязательно подписывайтесь на этот блог, если этот материал вы считаете полезным для себя. До новых встреч!

Похожие статьи Не упустите полезные знания!

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.  Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

  1. Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове — хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K].

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

  1. Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

  1. Игра «Определить место звука в слове».

Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

  1. Повторение цепочек слогов.

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА).  Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например, с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за,  за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)

  1. Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
  2. Назвать слово со звуком«Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.
  3. Игра «Кто внимательнее».

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

  1. Игра «Угадай слово».

Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

Например:

с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с

р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

  1. Произнести по порядку все звуки в слове.Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
  2. Игра «Четвертый лишний»

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна — не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

  1. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

-Как тебя зовут?

-Ира.

-А фамилия?

-Иванова.

-Откуда ты приехала?

-Из Иркутска

-Что там растёт?

-Инжир.

  1. Игра «Цепочки слов»

Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз. Вспомнили?

  1. Игра «Починим испорченный телефон»

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры «Испорченный телефон». Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону».

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что «накопились» в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

  1. Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Вагон — вакон — фагон – вагом». Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака – бумака». Игра очень нравится детям и проходит весело.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

  1. Игра «Будь внимателен»Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик — по вашей инструкции).
  2. Игра «Подбери по звучанию»Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок: ком бак сук ветка каток горка дом рак лук клетка платок корка сом мак жук пятка листок норка лом лак бук плетка моток марка
  3. Игра «МАГАЗИН»

Игры на выделение звука на фоне слова.

Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.

  1. Игра «Живая азбука»

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

<<< Обучение чтению</p>

В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом. Рекомендуем вам следующие игры и упражнения на развитие фонематического слуха:

1. Как можно больше читайте ребенку детских стихов. При этом полезно играть с ним в такую игру. Вы читаете стихотворение, делая паузу в конце четверостишия, чтобы ребенок сам смог досказать словечко. Пример:

Не забывайте также разучивать с ребенком детские песенки, пойте их вместе.

2. С маленькими детьми разгадывайте т.н. рифмованные загадки. Рифмованные загадки — это загадки-стихотворения, в которых предлагается назвать в качестве отгадки последнее слово в строке. Рифма подскажет отгадку и поможет ребенку почувствовать себя успешным, поверить в свои силы. Отгадывание таких загадок вполне доступно даже самым маленьким, и малыши очень любят такие загадки. Пример:

Анимированные рифмованные загадки вы найдете у нас на сайте в разделе «Загадки для малышей»

3. С детьми постарше можно поиграть в рифмы. Научите ребенка подбирать пары рифмованных слов. Например, лягушка-подушка, кошка-картошка, ворона-корона. После того как он научится это делать, можно попробовать сочинять с ним короткие, шуточные стишки, используя рифмованные слова. Пример:

4. Ребенка четырех лет и старше можно познакомить уже с таким понятием, как предложение. Расскажите ему, что предложения бывают длинные, состоящие из большого количества слов, и короткие. Важно научить его определять на слух, сколько слов в предложении. Предложения надо подбирать простые, без предлогов. Например: Мама варит суп. Дедушка спит. Тане подарили новый велосипед. Можно выложить предложение из кубиков или деталей конструктора, заменив каждое слово кубиком.

5. От предложений переходим к словам. Слова тоже бывают разной длины. Например, слово дом — короткое, а слово инопланетянин – длинное. После этого научите малыша определять на слух, сколько слогов в слове. Пусть он по вашей просьбе «прохлопает» или «протопает» слова по слогам. Напомним, что в слове столько слогов, сколько в нём гласных: например, в слове А-РИ-Я 3 слога. Очень рекомендуем вам следующую игру на развитие фонематического слуха. Можно перебрасывать друг другу мячик, произнося при этом слова по слогам. Пример: вы бросаете ребенку мяч и говорите МА. Он придумывает слово, начинающиеся на данный слог, и возвращает вам мяч, называя следующий слог этого слова. Например, ШИ. Вы бросаете ему мяч повторно, говоря НА. Получилась МА-ШИ-НА и т.д.

6. Научите ребенка находить ударный слог в словах. Полезно рисовать схему слова, состоящую из квадратиков. Количество квадратиков соответствует количеству слогов в слове. Ударный слог в слове надо закрасить темным цветом.

7. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать специальные упражнения на развитие фонематического слуха. Например, определить, какой звук в начале или в конце слова. Обращаем ваше внимание на то, что дошкольнику легче всего выделить из слов начальный гласный под ударением, затем конечный согласный (Аист, Облако, мяЧ, моХ и т.д). Труднее выделить начальный согласный и очень трудно конечный гласный.

Большое количество заданий на развитие фонематического слуха у детей вы найдете в разделе «Материалы для дополнительных занятий по букварю»

Увлекательный ЗВУКАРЬ

Букварь для дошкольников

Развитие фонематического слуха

Буквы. Упражнения и игры

Видео — Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Слоги. Уроки по чтению слогов

Учимся читать слова

Книжка-игрушка

Уроки чтения

Любой ребенок с самого рождения обучается. Скорость его развития определяется многими факторами, один из которых – правильный подход родителей к процессу обучения малыша. Чтобы совершенствование навыков происходило быстрей, малыш должен понимать, что ему хотят сказать родители, улавливать основную мысль, суть.

Для ускорения усваивания материала требуется, чтобы дети осознавали звуковую структуру слов, могли различать звуки, анализировать полученные данные.

Фонематический слух помогает ускорить процесс развития, так как дитя понимает, что ему пытаются донести. Проводить занятия следует только в виде игры, ведь в иных случаях обучение может стать скучным, не понравиться детям. Обучение в игровой форме интерес к получению новых знаний, будет прослеживаться явная положительная динамика в развитии. Малыши в случае верного подхода будут подготовлены к дальнейшему развитию, проходящему в школе.

Положительные свойства развитого фонематического слуха

Фонематическое восприятие – это способность правильно понимать фонемы, улавливать звуки в слове. Хорошим способом улучшения навыков письма и чтения является развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Ребенок будет произносить слова четко, правильно выстраивать предложения, овладеет в раннем возрасте важными принципами построения предложений, освоит чтение и письмо намного быстрей.

Чтобы ребенок произносил слова правильно, то есть имел четкую дикцию, важно правильно развить у него звукопроизношение. Оно напрямую связано со слухом, ведь дитя учится произносить так, как слышит от других. Хорошая дикция появится при нормальном развитии артикуляционного аппарата. Важно ясно и четко произносить каждый отдельный звук, который потом будет сложен в слова.

Умение услышать звуковой строй в языке и понять, как они располагаются – важная составляющая хорошей дикции. Если ребенок не может выговаривать слова правильно, первым делом следует научить его слышать их, осознавать, как правильно они должны произноситься.

Игра как способ развития

Основная методика получения навыков для дошкольников является игра. Важно создать ситуацию, чтобы в итоге проанализировать имеющиеся и полученные знания, дать понять малышу правила, сформировать в процессе обучения условия для усиления требуемых навыков.

Суть игр на развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет – простимулировать речевую активность, создать условия, при которых познания в требуемой области усилятся, появится дополнительный интерес к процессу обучения. Чтобы определить, в каком направлении развивать ребенка, следует обследовать фонематические процессы. Так можно существенно повысить эффективность обучения.

Развивают маленьких учеников практически любые игры, но можно построить игровые занятия таким образом, чтобы время было проведено с максимальной пользой.

Основные сложности у детей 7 лет и старше при развитии фонематического слуха:

  1. Малышам трудно повторять ряды из нескольких рядов, где присутствуют согласные звуки, различающиеся по звонкости.
  2. Замещение звуков, смещение, изменение и перенос слогов из одного ряда слов в другой.
  3. Узнавание звука среди прочих в ряду иных слогов.

Проводя работу по развитию фонематического слуха у дошкольников, профессионалами сделаны определенные выводы:

  • у малышей изначально плохо развито фонематическое восприятие. Им сложно на начальном этапе произносить отдельные звуки, правильно понимать слова в целом. Если не заниматься с детьми, нарушение фонематического слуха исправить будет с каждым годом сложней;
  • самая большая сложность возникает при узнавании определенных звуков в словах. Детям сложно определить, правильно ли произнесено слово, то есть выявить ошибки в произношении;
  • важно развивать речевое внимание, чтобы улучшить фонематическое восприятие.

Чтобы ускорить развитие малышей в заданном направлении, нужно акцентировать внимание на слабых сторонах, которые были указаны выше. Взрослый исправляет, подсказывает до тех пор, пока не будет получаться правильно.

Игры для развития фонематического слуха

Для повышения верных качеств были придуманы игры, помогающие в развитии. Проходят игровые занятия в несколько этапов. Игр для развития фонематического слуха у детей 4-5 лет много, важно заниматься с малышом регулярно, чтобы не потерять достигнутые результаты.

Восприятие произнесенных звуков

Для детей с нарушением слуха можно придумать игры полегче или проводить с ним занятия упрощенным способом. Обучение проходит в игровой форме, чтобы не утомлять его. На данном этапе развития слуха у детей 3 лет и старше, подходят следующие игры:

  1. «Определи откуда звук». Требуется несколько звонких игрушек: погремушка, колокольчик, свисток, барабан и др. Взрослый говорит малышу, чтобы тот послушал и запомнил звуки от каждого предмета. После все предметы закрываются от ребенка, чтобы он не смог видеть, от чего исходит звук. Нужно попытаться понять только с помощью слуха, какой предмет из тех, что он слушал, издает сейчас звук. Со временем можно расширять количество применяемых игрушек.
  2. «Угадай действие». Раскладываются определенные предметы, знакомые ему. Далее за ширмой взрослый проделывает любые действия с предметами: режет или мнет бумагу, переливает воду из стакана в стакан, бросает ключи на столик и т.д. После каждого действия взрослого, нужно рассказать, что он услышал и что понял о предмете, с которым было произведено действие. Можно для разнообразия поменяться ролями с ребенком и попытаться узнать, что делает сейчас дитя с имеющимися вещами.

Различие звуков

Можно много узнать о том, как развить фонематический слух у ребенка 4 лет и старше, но делать все нужно правильно, постепенно. Смысл игр на данном этапе состоит в том, чтобы обучить малышей различать голосовой тембр. Произносятся одинаковые слова, звуки, словосочетания, но с разной интонацией. Подходящие для этого игры и упражнения для развития:

  1. «Пойми, кто». Игра может проходить с участием всех членов семьи. Ребенок должен понять по произнесенной фразе, кто его позвал. Во время произнесения, он, естественно, оборачивается. Сначала произносятся длинные фразы, затем они укорачиваются, чтобы в итоге получились простые возгласы типа «Ау» или «Эй» и т. д. Дальше, чтобы игра немного усложнилась, меняется громкость голоса. Сначала взрослые говорят высоким голосом, затем низким, измененным.
  2. «Повторяшка». Детям или взрослым, среди которых проходит игра, требуется произнести звук, подражающий возгласу какого-либо животного (помяукать, как кот, или полаять, как пес). Нужно понять, насколько громко были произнесены звуки и повторить их с той же силой.
  3. «Эхо». Требуется произнести один звук или фразу с разной силой в голосе, разным эмоциональным оттенком. Ребенок должен повторить за произносящим все в такой же манере.

Различие похожих слов

Чтобы у малыша нормально развивалась фонетическая ритмика, подходят следующие игры, способствующие формированию новых умений:

  1. «Правильно – неправильно». Малышу дается 2 одинаковых предмета с разным окрасом. Подойдет, например, кружок с красным и зеленым цветом. Взрослый произносит слово в правильной его форме, например «стол», а ребенок должен понять, верно ли произнесено слово и поднять, если верно, зеленый круг. Если слово произнесено, по мнению малыша, неверно, поднимается красный круг. Требуется целая линия похожих слов: штол-столь-спол-стол-шлол, чтобы ребенок научился определять, как правильно произносятся слова и понимал их структуру.
  2. «Хлопать-топать». Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если произносимые взрослым пары слов похожи между собой: майка-пайка, кубик-тюбик… При произнесении непохожих словесных пар, нужно топнуть: майка-домик, слово-ковер и т. д.
  3. «Определи ошибку». Ребенок должен прослушать простое стихотворение, где заменено одно слово, которое рифмуется, на слово без рифмы. Требуется определить это слово.
  4. «Найди слово». Ребенок должен прослушать ряд похожих между собой слов и определить, какое из них лишнее. Пример: стог-рог-человек-сапог, каток-сток-поток-рог-моток.
  5. «Придумай слово». Здесь требуется дать возможность малышу самому пофантазировать. Взрослый зачитывает стихотворение без одного рифмуемого слова и дает возможность малышу самому подобрать то, что должно быть в стихе. Например: белый снег, вокруг дома, в гости к нам пришла… (зима). Можно самостоятельно придумать похожие упражнения на развитие ребенка.

Различие слогов

Для развития навыков подойдет следующий список игр:

  1. «Повторялки». От учащихся детей требуется повторение слогов, в которых меняется ударение. Произносится несколько одинаковых сочетаний, например «та-та-та», три раза. Но в каждой попытке ударение ставится на разное сочетание. Ребенок должен понять и попытаться повторить это. Усложнение задачи: произносятся разные сочетания букв.
  2. Ребенок должен дать знать, когда взрослый произносит слог, который в ряду лишний: па-ба-да-не-ха, оп-ап-бы-уп и т. д.
  3. Чтобы выполнить упражнения из этого ряда, требуется понять, из скольких частей состоит слово. Для этого он может похлопать в ладоши такое же количество раз или ударить по столу ладошкой. Например: че-ло-век – 3 удара в ладошки, ме-шок – 2 удара по столу и т. д. важно произносить слово вначале с четким разделением на слоги, помогать разобраться, после этого усложнять задачу, проговаривать его без замедления.

Различие в фонемах

Ребенок должен определить фонему среди ряда других звуков. Взрослый произносит один звук, например «Ф». Далее, когда он запомнил его, произносится ряд звуков, среди которых присутствует тот самый звук: «п-р-х-ш-т-ф-с». Важно произносить не «Пэ», а «П», не «Эр», а «Р», чтобы можно было определить первичный звук.

Другой пример игры, при которой развивается фонетическая ритмика: взрослый произносит звуки, которые издают живые существа, насекомые. Ребенок пытается запомнить, какой звук относится к какому существу. Далее произносится звук, а дитя определяет, кто его произносит. Можно придумать еще много подобных игр на развитие фонематического слуха для детей, главное – давать регулярные уроки, которые будут постепенно развивать его восприятие.

Игры на развитие речи:

1.  «Зайчики» (на понимание речи)

Давай поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а ты повторяй за мной движения.

По лесной лужайке Разбежались зайки. (легкий бег) Вот какие зайки, Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове, показываем «ушки») Сели зайчики в кружок, (присели) Роют лапкой корешок. (движение рукой) Вот какие зайки, Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове, показываем «ушки»)

2. Разговариваем по телефону (на развитие активной устной речи)

Мама (папа, бабушка) задает вопросы (негромко, спокойным голосом, но четко), на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами «да» и «нет», постепенно вводя более сложные вопросы.  Малыш может звонить и своей любимой игрушке (мишка, зайка, кукла) и разговаривать с ней.

3.Карточки

Используйте специальные развивающие карточки. Вы показываете ребенку карточку и называете кто или что изображено на ней. Просите его повторить. Положите перед ребенком 3 карточки, пусть он найдет на них кошку и собаку, мальчика и девочку и т. д. С помощью таких карточек вводим понятия  большой – маленький. Также с ними можно проводить множество различных игр не только на пополнение словарного запаса ребенка, но и на обозначение формы, цвета, величины, состояния.

4. Учим куклу говорить (развитие активной речи)

Возьмите куклу на руки, ребенок сидит напротив вас. Скажите малышу, что он будет учить куклу говорить. Попросите его сказать кукле: «Уа», «Ляля», «Мама», «Папа», «Агу». Постепенно вводите короткие предложения: «Ляля спит», «Ляля играет». Следите за тем, чтобы малыш обращался именно к кукле, двигайте куклой, говорите тоненьким голосом за куклу.

5.Едем на машине (развитие обозначающей функции речи)

Посадите к себе на колени малыша, возьмите руль (бубен, кольцо от пирамиды), покрутите его, побибикайте как машинка. А теперь напевайте песенку и крутите руль.

Сидим с шофером рядом –би, би, би.

Помочь шоферу надо – би, би, би.

Мы едем на машине – би, би, би.

Бибикать громко будем – би, би, би.

6. Сорока – белобока (развитие активной речи и мелкой моторики)

Сорока – белобока,

Кашу варила, деток кормила. (круговые движения пальцем в середине ладошки)

Этому дала – (4 раза — поочередно загибая пальцы руки, начиная с мизинца)

А этому не дала.

Он дров не пилил, воду не носил, печь не топил, кашу не варил (разгибаем пальчики по очереди)

Нет тебе каши (показываем пустые ладошки)

Игры на развитие фонематического слуха.

1)Узнавание неречевых звуков

1.Игра «угадай, что звучало»

Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери, звуки, издаваемые музыкальными инструментами (погремушка, колокольчик, дудочка, бубен) и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза или закрыть ширмой предметы  и отгадать — что это звучало?

2.Игра «Шумящие мешочки».

Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

3.Игра «Волшебная палочка».

4.Игра «Жмурки».

Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

5.Игра «Похлопаем».

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например — два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

2)Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

1.Кто тебя позвал. (различение по тембру)

Ребенок отворачивается спиной к родным и отгадывает кто его позвал. Вначале ребенка зовут по имени, затем для усложнения произносят короткое «АУ».

2.Три медведя. (различение по высоте)

Прочитать ребенку сказку « Три медведя». Затем меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одни и те же реплики:

«Кто сидел на моем стуле?»,

«Кто ел из моей чашки? »,

«Кто спал в моей постели?» произносятся поочередно различными по высоте голосом, в трех вариантах.

Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет на соответствующей картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте, просим его самого произнести фразу за медведя, медведицу и медвежонка соответствующим голосом.

3. Кто как голос подает – 1. (различение по силе голова – громко-тихо)

Предложить ребенку определить далеко или близко находится звучащий объект: крикнуть громко «Ау» и тихо, собака лает громко «Ав», «Ав – Ав» тихо, Кошка мяукает, корова мычит, петух поет, курица кудахчет, лягушка квакает, ворона каркает, овечка блеет и т. д.

4.Как голос подает -2. (на развитие тембра и эмоциональной окраски)

Попросите малыша повторить за вами:

А – плачет, кричит девочка                                      О – удивилась мама

А – показывают горло врачу                                    О – стонет бабушка

А – поет певица                                                         О – поет певица

А – качаем малыша                                                   О – потягивается папа

А – девочка укололась иголкой                               О – кричит охотник в лесу

У – гудит пароход

У – звучит дудочка

У – плачет мальчик

5.Кто как голос подает — 3

Предлагаем ребенку сказать, например, МЯУ: громко (кот рядом и просит есть) ,  тихо (кот за дверью) ; высоким голосом (маленький котенок), низким голосом (старый кот)

Так же изменить звукоподражания: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, БЕ, КУ-КУ и т. д.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий