Виды деятельности в дошкольном возрасте. Содержание и особенности деятельности у дошкольников.

К списку статей 14 декабря 2020 —>image

Дети 5-7 лет интенсивно развиваются физически, возрастают их познавательные способности, происходит психологическое взросление и смена социального статуса. Именно этот возраст считается одним из переходных периодов в развитии ребенка. Если для пятилетки основным видом деятельности (средством познания мира) остается игра, хотя она и приобретает другие формы и содержание, то к семи годам все больше места в его жизни занимает обучение. То есть старший дошкольник становится учеником.

Из наивного «почемучки» постепенно вырастает человечек, которому важно знать, как к нему относятся окружающие, и заниматься «серьезным» делом. Задача взрослых — умело поддерживать его стремления, создавать условия для их воплощения.

Эмоционально-волевое развитие детей 5-7 лет

image

Эмоции являются фундаментом, на котором в течение всей жизни строится человеческая личность. Они выступают в качестве мотиватора и регулятора действий и поведения. От них зависят все психические и волевые процессы.

Авторитет родителей для ребенка 5-7 лет остается неоспоримым, поэтому именно на их плечи ложится огромная ответственность за эмоциональное развитие ребенка. Основными задачами взрослых на данном этапе эмоционально-волевого воспитания являются:

  • расширять словарный запас малыша, объяснять понятия «радостно», «грустно», «тревожно» и т. д.;
  • говорить с ребенком о чувствах, настроении его и окружающих людей, персонажей (мультиков, фильмов);
  • учить анализировать свои переживания и эмоции, понимать чужие поступки;
  • в игровой форме, подбирая правильные методы и приемы, создавать ситуации, вызывающие эмоции;
  • оставаться примером, на который они могут равняться
  • интересоваться делами и достижениями своего ребенка, предъявлять разумные требования;
  • обращать внимание на результат деятельности своего чада, вместе анализировать его;
  • помогать достигать успеха, чтобы сформировать уверенность в себе.

Ребенок с высокой самооценкой уверен в себе, стремится достигать целей, дружелюбен, общителен.

Старшие дошкольники начинают глубже осознавать свои внутренние переживания, которые возникают на базе имеющегося опыта общения с окружающим миром. Они уже умеют соответственно реагировать на позитивные и негативные эмоции. Именно в этом возрасте расширяется спектр познавательных эмоций, таких как удивление, любознательность, любопытство и т. д. То есть основные личностные характеристики человека закладываются в старшем дошкольном возрасте.

В таком возрасте не рекомендуется:

  • ограничивать действия маленького человека;
  • предъявлять к ребенку завышенные требования, которые могут не соответствовать его возрастным особенностям или не учитывать его индивидуальных способностей;
  • осуждать искреннее проявление эмоций.

Например, не стоит говорить шестилетнему мальчишке: «Не реви, ты же мужчина!», потому что он еще не открыл для себя мир собственных и чужих эмоций. Понимая, что такое поведение не приветствуется взрослыми, он станет прятать слезы, обиды, страх. А в дальнейшем он просто не сможет распознавать и узнавать эмоциональные проявления.

Морально-этическое воспитание старших дошкольников

Еще одна сторона воспитания личности — привитие моральных принципов, объяснение разницы между правильными и неправильными поступками. Воспитание морально-этических качеств, прежде всего, зависит от ближайшего окружения, так как дошкольникам очень важны семейные ценности, а родители — эталон и пример для подражания.

Чтобы научить ребенка понимать, какие поступки относятся к нравственным, а какие нет, вызывать желание поступать правильно, взрослым следует:

  • объяснять ему наиболее важные принципы морали;
  • рассказывать, как плохое поведение отражается на жизни других и его самого. Пример: «Представь, что ты соврал. Чем это может обернуться для тебя? Для других?» и т. д.;
  • беседовать о том, как могла бы развиваться та или иная ситуация (это поможет ребенку самому оценивать свои мысли и верно принимать решения). Пример: «Кто-то обидел твою подругу? Как ты поступишь в ответ?»;
  • разъяснять, что плохие дела чреваты неприятными последствиями, а хорошие всегда заслуживают одобрение;
  • поощрять примеры, которые порождают в ребенке доброту, сопереживание и другие нравственные качества.

При этом стоит убедиться, что вы сами всегда выполняете свои обещания и взятые на себя обязательства, по-доброму относитесь к ребенку и близким. Иначе говоря, подаете пример высокоморального поведения.

Очень важно чтобы между ребенком и родителями существовала позитивная связь. Если она отсутствует, дошкольник будет поступать исходя из собственных чувств, то есть не всегда согласно морали.

Особые аспекты развития психики детей 5-7 лет

Важные изменения в организме старших дошкольников — это очередной этап его созревания, как физиологического, так и психического.

Интенсивное развитие основных процессов мышления и познания являются отличительной особенностью данного возраста. А именно:

  1. В дошкольном детстве преобладает непроизвольное внимание, но к 5-6 годам происходит постепенное развитие произвольного. То есть ребенок учится целенаправленно обращать внимание на определенный объект и некоторое время концентрироваться именно на нем.
  2. В пред-школьный период развивается слуховая и зрительная произвольная память. В организации психических процессов именно она становится ведущей.
  3. Наглядно-образное мышление достигает высокого уровня, параллельно начинает развиваться логика. У детей появляется способность выделять характерные свойства и признаки предметов, находящихся вокруг них. Они учатся сравнивать, обобщать, классифицировать.
  4. Опыт, полученный в играх, и впечатления повседневной жизни способствуют развитию воображения у ребенка. У старших дошкольников начинают возникать ассоциации, образы принимают яркость, контрастность.
  5. Процесс восприятия у детей 5-7 лет приобретает осмысленный, управляемый, интеллектуальный характер. Имея основные знания о цветах, формах, величине, ребенок совершенствует свои познания о пространстве и времени.

Старший дошкольник уже осознает и оценивает результаты своей деятельности, прислушиваться к оценке окружающих (родных, сверстников и взрослых). Он начинает понимать, какое место занимает в семье, в кругу друзей, в детском саду.

Стремление к самоутверждению в социально важных сферах, сознательное желание занять новую позицию ученика-школьника — это общий итог психического развития личности дошкольника. От степени психологической готовности к школе зависит его адаптация в новом коллективе, успехи в учебе.

Развитие речи старшего дошкольника

Этап подготовки к школе вплотную взаимосвязан с развитием речи детей пяти-семилетнего возраста.

У пятилеток заканчивается процесс формирования правильного произношения звуков. Нормой считается четкое произношение слов, предложений. Если имеются регулярные ошибки в звукопроизношении — необходима помощь логопеда.

Словарный запас старшего дошкольника стремительно расширяется ежедневно. Основой этого процесса является, появившаяся у ребенка, непроизвольная память. Слова сами запоминаются, детям не приходится прикладывать к этому особых усилий. Организуя новые игры, читая, рассказывая, беседуя с ребенком, взрослые помогают обогащать речь. Чем шире кругозор, тем богаче словарный запас.

В старшем дошкольном возрасте формируется грамматический строй речи, то есть ребенок учится правильно употреблять различные словоформы, слова во множественном числе и т. д. К семи годам дети уже обладают связной речью, что крайне необходимо для будущего школьника.

Физическое развитие дошкольников

Здоровье, физическая зрелость организма, функциональность всех органов и систем, то есть общее физическое состояние также является важнейшим фактором готовности ребенка к обучению в школе. Не стоит забывать, что процесс обучения неразрывно связан не только с умственной, но и физической нагрузкой.

Для нормального роста, развития, повышения сопротивляемости организма негативным факторам важна правильная организация физкультурно-оздоровительной деятельности детей.

Сегодняшние реалии таковы, что современные дети часто испытывают дефицит двигательной активности. В их возрасте подвижность — естественный процесс, влияющий на общее состояние организма. Но все чаще вместо подвижных игр на свежем воздухе и прогулок, дети заняты различными девайсами. Такая статическая нагрузка вызывает утомляемость определенной группы мышц, что приводит к снижению силы и работоспособности мускулатуры скелета. Как следствие — нарушение осанки, развитие сколиоза, плоскостопия. Нередко у детей нарушается координация движений, снижается выносливость.

Чтобы не допустить подобных нарушений физического развития, родителям необходимо создать благоприятные условия для нормального функционирования организма ребенка. А именно:

  • соблюдение режима дня и питания;
  • организация оздоровительно-закаливающих процедур;
  • обеспечение допустимых двигательных нагрузок.

Все эти меры позволят решить основную задачу — воспитание активной, здоровой личности.

Несколько практических советов родителям

Ребенок любого возраста — это личность. К детям осознание этого приходит именно в старшем дошкольном возрасте. Это необходимо учитывать и относиться к ним соответствующим образом. Итак:

  1. Уважайте фантазии ребенка, умейте отличать их от вранья.
  2. Развивайте способности и таланты, повышая самооценку.
  3. Внимательно относитесь к желаниям, но умейте говорить «нет».
  4. Не мешайте общению со сверстниками и помогайте находить выход из затруднительных ситуаций, при их возникновении.
  5. Отдыхайте семьей, стройте совместные планы.
  6. Давайте возможность ребенку проявлять самостоятельность, постепенно снижая опеку и контроль над ним.
  7. Чаще обращайтесь с просьбами, так как дети охотнее на них откликаются (в отличие от реакции на приказ).
  8. Просто и доходчиво отвечайте на «неудобные» вопросы, не слишком углубляясь. Это относится к вопросу полов, деторождения, смерти. Можно использовать специальную детскую литературу. Замалчивание порождает тревожные фантазии, которые негативно влияют на психику ребенка.
  9. Помогайте преодолевать страхи, не просто советуя «не бойся», а оставаясь рядом, когда это необходимо. Постепенно давайте возможность справляться с ситуацией самостоятельно. В крайнем случае, обращайтесь к психологу.

Помните, что в процессе воспитания ребенка все взаимосвязано.

И в заключении

Формирование у детей 5-7 лет сознательной готовности к школе — основная задача взрослых. Такая готовность состоит из следующих частей:

  • коммуникативная — умение взаимодействовать с окружающими согласно нормам и правилам общества;
  • когнитивная (познавательная) — совокупность таких процессов, как внимание, память, мышление, воображение;
  • эмоциональная — умение справляться с некоторыми эмоциями: гневом, агрессией и пр.;
  • личностная — отношение к собственному«Я» и осознание своего места среди других людей;
  • технологическая — обладание минимумом познаний, навыков и умений, необходимых для обучения в школе.

Помогая и направляя процесс развития и воспитания старших дошкольников, родители должны учитывать некоторые нюансы:

  • важность общения с ровесниками;
  • стремление к совместному решению задач;
  • желание вовлекать в разговор взрослых.

Последний пункт может стать основой личностного взаимодействия. Важно выслушивать ребенка, интересоваться его суждениями, впечатлениями. Равноправие в общении повышает самооценку дошкольника и влияет на его полноценное развитие.

Тренажер для развития мышления Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов узнать подробнее Читай вместе с Умназией! укажите почту

Морозова Елизавета Юрьевна, воспитатель

Старшим дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. «В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе».

Психологический портрет ребёнка 5-7 лет с описанием основных видов его деятельности.

Ребёнок-дошкольник отличается динамичным развитием. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в разных направлениях, совершенствуются основные виды его деятельности, активно развиваются психические процессы. Так, например, память ребёнка претерпевает как количественные, так и качественные изменения. Увеличивается её объём: дети старшей группы запоминают до 7-8, а в подготовительной группе и до 10-12 названий предметов. Качественные изменения характеризуются появлением опосредованности и произвольности, которые выражаются в том, что ребёнок уже не просто запоминает интересную для него информацию, а принимает задачу на запоминание, применяет особые способы для удержания нужной информации.

Аналогичные показатели определяют и развитие внимания. Помимо усиления таких качеств внимания, как устойчивость, объем, распределение, переключение, возрастает, что наиболее существенно, его произвольность, способность ребёнка ко всё более направленному сосредоточению. Если младший дошкольник внимателен только к тому, что наиболее ярко и ново для него, то дети старшего дошкольного возраста могут удерживать своё внимание на решении самых различных задач. Ребёнку 5-6 лет оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут, к семи годам это время увеличивается до 30 минут. Также при выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.

Одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение. Формируются такие его особенности, как произвольность и оригинальность. В 5-6 лет дети уже могут самостоятельно придумать небольшую сказку с последовательно разворачивающимся сюжетом на заданную тему. К семи годам они могут подчинить своё воображение определенному замыслу, последовать заранее намеченному плану, естественно внося в него некоторые коррективы.

Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины и строения предметов; систематизируются представления детей, полученные ранее. Старший дошкольник способен вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве. При этом старший дошкольник испытывает трудности при анализе пространственного положения объектов, особенно если он должен одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

Активное развитие воображения и совершенствование восприятия становятся основой детского творчества, которое находит своё отражение в продуктивной деятельности. Старший дошкольный возраст – это период наиболее активного рисования: в течение года ребёнок способен создать до шести тысяч рисунков. В 5-6 лет рисунки детей представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.  К 6-7 годам рисунки детей приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.

Совершенствуется и конструктивная деятельность детей. Ребята овладевают обобщённым способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. В старшем дошкольном возрасте ребёнок может освоить даже сложные способы складывания бумаги и придумать собственные конструкции. Также усложняется конструирование из природного материала.

В этот период продолжает развиваться образное мышление. На шестом году жизни ребёнок способен не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен использовать простые схемы для решения несложных задач, конструирования, может решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение: на основе пространственного расположения объектов ребёнок может сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом ему трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и так далее. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Старший дошкольный возраст – это период осознанных открытий и познавательной активности. На его протяжении постепенно углубляются и расширяются знания и представления детей, происходит их обобщение.

У ребёнка формируется умение слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Уровень овладения подобными способами наряду с освоенной ребёнком информацией характеризует содержательную сторону его умственного развития.

Дошкольный возраст также характеризуется активным развитием игровой деятельности, особенно сюжетно-ролевой игры, которая в этот период входит в свой расцвет. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей – по содержанию и интонационно – взятой роли. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется, в нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём. Если логика игры требует появления новой роли, то ребёнок может в ходе игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Групповой характер сюжетно-ролевой игры развивает способность ребёнка координировать свои действия с другими детьми. Поэтому к старшему дошкольному возрасту он научается общаться, устанавливать со сверстниками определенные отношения, разрешать конфликты с помощью речи.

В старшем дошкольном возрасте активно развиваются все компоненты устной речи, совершенствуются такие показатели, как фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй. Дети используют практически все части речи, занимаются словотворчеством, демонстрируют богатый лексикон. Развивается связная речь.

В этом возрасте изменяется содержание общения ребёнка как со взрослым, так и со сверстником. Общение со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим в общении становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. Ребёнок делится с воспитателем своими мыслями, планами, впечатлениями. В этом общении происходит «социальное взросление дошкольника», формируются социально-ценностные ориентации, осознаётся смысл событий, развивается готовность к новой социальной позиции школьника.

Ребёнок очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого, что является благоприятным условием для воспитания, обучения и подготовки детей к школе. Сам дошкольник постепенно подходит к осознанию себя как субъекта взаимоотношений. У него формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для него оказывается чрезвычайно важной его похвала. Недостаток же приводит к повышенной обидчивости детей на замечания. При этом повышенная обидчивость – это возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры; в отношениях возникает конкурентность, соревновательность. В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе.

Формирование всё более точных и полных представлений о физических, интеллектуальных и личностных качествах не только сверстников, но и самого себя, сопоставление результатов своей деятельности с результатами других детей, подводит ребёнка к развитию его Я-образа. Это происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения.

Наряду с «осознаванием» себя, ребёнок старшего дошкольного возраста начинает претерпевать процесс «самооценивая» — оценки собственных поступков с точки зрения нормативных эталонов. Вследствие ограниченности адекватного знания своих возможностей ребёнок первоначально на веру принимает оценку себя другими людьми, отношение к себе и уже оценивает себя как бы через призму отношения к себе. Немалую роль играет то положение, которое он занял в группе детей (что тоже, чаще всего, происходит с подачи взрослого). В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.

Самооценка может быть адекватной, заниженной или завышенной, и переход из одного состояния в другое – её динамичность – естественна в условиях её начального этапа формирования. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в круг представлений о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Установлено, что тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» в группе дети, а недооценку – наоборот, «популярные», эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее. Задача воспитателя и родителей – создать условия для формирования адекватной самооценки, для осознания детьми реальных собственных возможностей в той или иной деятельности.

Итак, старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного детства, когда в психике ребёнка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и так далее – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Происходят изменения и в представлениях детей о самих себе, в их самосознании и самооценках, на что оказывают непосредственное влияние более сложные и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми. Задача воспитателя и родителя – грамотно поддержать этот процесс развития и создать условия для наиболее успешного проживания ребёнком своего дошкольного детства.

Содержание

Воспитание детей дошкольного возраста это вопрос, который касается каждого родителя. Сам процесс очень сложный и трудоемкий для всех членов семьи. С самого рождения до первого класса малыши переживают важнейший период своей жизни.

Воспитание детей дошкольного возраста влияет на дальнейшую жизнь человека. Какие же методы и средства выбрать для правильного развития личности? На что нужно родителям обратить внимание для подготовки малыша к школе?

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

На этапе развития в возрасте до 7 лет у ребенка складывается характер, привычки, особенности, способности. В самом начале малыш изучает предметы на цвет, фактуру, даже на вкус, учится ходить и говорить, выполняет простые движения руками.

Затем, начиная с 3-х лет, наступает младший период дошкольного возраста. В этот момент у крохи формируется свое мнение, отношение окружающих к нему, оттачивается мелкая моторика.

От 4 до 5 лет (средний период) закладывается характер малыша, формируется понимание своей личности, отмечается фаза мыслительной активности.

В возрасте от 5 до 7 (старший период) дети способны понимать и управлять эмоциями, выполнять свои обязанности, готовы к обучению.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста выражаются в индивидуальном подходе на каждом этапе взросления конкретному ребенку.

Дошкольный возраст отличается тем, что обучение проходит в форме игры. Дети не воспринимают навязчивый, приказной тон, только через игру можно добиться положительных результатов.

Родители часто задают себе вопросы: Быть строгим или мягким? Оказывать давление или стать другом? Какие чувства развить: доброту или холодную расчетливость?

Все эти вопросы очень важны и конкретный ответ на них нигде не найти. Воспитывая крохи, мы (мамы и папы) оказываем влияние на формирование личности путем своего поведения, сказанных фраз, выполненных (или нет) обещаний, необдуманных поступков и прочее. Родитель является главным примером для подражания и эталоном правильного поведения.

Поэтому необходимо следить за словами и действиями, а иногда и пересмотреть. Мамам и папам необходимо понимать, что воспитание дошкольников должно быть направлено на становление полноценной личности. Существуют два принципа воспитания детей дошкольного возраста: тоталитарный и гуманистический.

Под тоталитарным принципом воспитания подразумевают подготовку человека социально ориентированного, причем мнение коллектива играет главную роль. На смену тоталитарному режиму воспитания пришел гуманистический. По такому принципу происходит воспитание человека как личность, независимо от внешних факторов.

  • рост физических способностей малыша, приучение к здоровому образу жизни;
  • становление духовно развитых, нравственных личностей;
  • интеллектуальное и познавательное формирование малыша.

Цель должна быть визуализирована, конечный результат должен соответствовать требованиям личности в обществе. Чтобы достигнуть цели, необходимо выполнять ряд задач.

Например для физического роста родителям нужно создать условия для занятия физическими упражнениями, с малого возраста приучать малыша к закаливанию и правильному питанию. Конечно же, индивидуальных подход по физическим и психическим показателям, а также личный пример родителей сыграет не маловажную роль.

Для достижения положительных результатов в духовном развитии, родителям следует показывать и объяснять малышу о нравственных нормах поведения в обществе, собственной значимости, уважении к окружающим и тому подобное. Задачами для интеллектуально — познавательного развития можно выделить следующие: развитие мелкой и крупной моторики, расширение кругозора, развитие врожденных” талантов, подготовка в школе.

Можно понять, что цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста тесно связаны друг с другом. Родителям необходимо выбрать правильную цель и двигаться к ней выполняя задачи, опираясь на индивидуальные особенности и ощущения крохи.

Какую методику выбрать?

В дошкольном воспитательном процессе существуют четыре основных группы:

  • формирование личности чаще требует искренних бесед, разговоров, личный пример родителей остается первостепенным;
  • получение опыта, совместная деятельность, контакт со сверстниками;
  • побуждение к действию путем поощрений и наказаний, а также соревнования;
  • умение контролировать свои действия и себя самого.

Мы рассмотрели основные методы воспитания дошкольников, однако методы воспитания младших школьников незначительно отличаются от них. Если родители позаботились о правильном развитии малыша перед поступлением в первый класс, то проблем при дальнейшем воспитании должно быть значительно меньше. В младших классах детям прививают любовь к труду, развивают силу воли, упорство, выносливость.

Воспитание детей раннего возраста находится под влиянием поведения и речи взрослых. Юные подражатели берут пример поведения с самых близких: мам, папа, бабушек, дедушек.

Рассмотрим известные направления развития дошкольников:

Метод воспитания детей дошкольного возраста по Вальдорфской системе

Своеобразие данной методики, является воспитание детей дошкольного возраста в творческом направлении. Автор этой системы рекомендует больше лепить из разного материала, вырезать, делать аппликации, рисовать, вышивать и прочее. Также делается уклон на физическую активность.

Метод воспитания детей по Глену Доману

Методика воспитания детей дошкольного возраста по такой методике направлена на равномерно распределенную интеллектуальную и физическую нагрузку малыша. Основой системы являются карточки Домана” с крупно написанными словами, а не буквами. Методика воспитания детей дошкольников по системе Никитиных Здесь методы воспитания детей дошкольного возраста основываются на естественности, труде, творчестве и любви к природе. Весь процесс обучения проходит в спортивной обстановке, дошкольник занимается когда захочет сам.

Методика Николая Зайцева

Автор создания данной системы считает, что малышу проще научиться читать с помощью заучиванию слогов, а не слов отдельно. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста должно проходить в игре.

Методика Марии Монтессори

Наверное, самая распространенная система у современных родителей. Воспитание детей дошкольного возраста по сей методике происходит путем насыщения в окружении малыша полезными предметами. Развитие мелкой моторики, конструирование, нетрадиционные методы рисования, лепки — все это является основой системы.

Выбирая методику развития малыша опирайтесь на активность, усидчивость, характер Вашего чада. Также следует выделить неприемлемые действия родителей:

  • не стоит навязывать крохе упражнение;
  • лазание малыша должно не превышать роста родителя, чтобы Вы легко могли его поймать при падении;
  • старайтесь включать в работу все мышцы крохи.

Воспитывая сына или дочь уделяйте по — максимуму внимания, времени.  Любой метод и средство развития должны подкрепляться любовью и заботой. Искренние чувства помогут воспитать всесторонне развитую личность.

Содержание статьи:

Развитие ребенка — это не только физический рост, заметный для окружающих. Это еще и постепенное, поэтапное формирование психических, личностных качеств, не столь заметных стороннему наблюдателю. Ребенок как бы поднимается по ступеням от простых к все более сложным и значимым качественным изменениям.

Зачем нужен возрастной подход в воспитании детей

Возрастные особенности каждой личности диктуют необходимость их учета при организации как ее физического существования, так и психического и социального развития.

imageВам будет интересно:Интересные факты о Средневековье: замки, рыцари, церковь, эпидемии

image

Возрастной подход подразумевает под собой рациональную организацию жизненного пространства ребенка, которое должно стимулировать развитие у него двух важнейших психических процессов:

  • выбор предметов пользования в соответствии с его возрастными потребностями;
  • способов и содержания общения с ним, которое должно стимулировать познавательный интерес к окружающему.

Несоблюдение этих условий приводит к торможению и искажению роста личностных качеств, к появлению отклонений в физическом и социальном становлении человека.

Научная периодизация дошкольного возраста

Возрастной подход к воспитанию детей строится с учетом и использованием специфики их физического, психического и социального развития. В настоящее время принята следующая периодизация дошкольного возраста:

  • 0-1 год — раннее детство, младенчество;
  • 1-3 года — ранний возраст;
  • 3-7 лет — дошкольный возраст.

Каждый из этих периодов совершенно отличается от других своеобразностью отношений и взаимодействий ребенка с окружающим миром. Его развитие — это ряд поступательных изменений в психике, протекающих в определенные периоды жизни (Л. С. Выготский).

Новообразования в развитии ребенка

Возрастные особенности, требующие учета и изменения подходов к воспитанию ребенка, формируются под влиянием проявляющихся новообразований в его развитии.

Новообразование — это что-то новое, появившееся впервые (например, первый зуб) в результате взросления. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

Появление потребности в осмыслении причин и взаимосвязей процессов окружающего мира. Ребенок, не обладая достаточными знаниями, пытается объяснить происходящее вокруг него: «Темно, потому что солнышко спать пошло». Формирование этических и эстетических представлений: «Пачкаться некрасиво». Изменение мотивов поступков от «хочу» к «надо». Развитие волевых качеств. Импульсивность постепенно уступает место сознательному самоограничению в поступках и желаниях в соответствии с общими нормами и правилами поведения. Осознание себя как личности. Появление стремления занять значимое, достойное место в отношениях со взрослыми и сверстниками, участвовать в общественных делах. Появление выраженной потребности в новых знаниях, ребенок становится «почемучкой». Высокая познавательная активность говорит о его психологической готовности к школьному обучению.

imageВам будет интересно:Фрукты зеленого цвета: перечень, описание, фото

image

Развитие дошкольника характеризуется движением от простого состояния к сложному, появлением новых особенностей (новообразований), более сложных по структуре и содержанию.

Особенности развития младенца

У новорожденного кисть руки сжата в кулак и разжимается к 5 месяцам жизни, становясь органом осязания. Взрослый, вкладывая в руку младенца различные предметы, стимулирует появление такого новообразования, как хватание. Мышцы руки развиваются, расширяется пространство, стимулируется умение садиться и сидеть, так как, чтобы схватить предмет, надо напрячься и дотянуться.

В 4-7 месяцев малыш хаотично манипулирует игрушками, прислушивается к звукам, а в 7-10 месяцев уже может действовать двумя сразу, чтобы постучать, вложить одну в другую. С 10-11 месяцев он открывает для себя функциональные возможности предметов: учится складывать их один на другой, нанизывать кольца пирамидки, открывать и закрывать коробки, извлекать звуки. Действия становятся все более осознанными и точными, быстрее развивается пространственное восприятие.

image

Сидение раскрывает горизонты зрительного восприятия окружающего. Отдаленные предметы становятся доступными для детей только с помощью взрослых, и отношения между ними становятся ситуативно-деловыми (по М. И. Лисиной). Движение руки по направлению к недоступному предмету все более принимает указательный характер: хватательное движение в сторону желаемой вещи взрослый воспринимает как сигнал «дай мне это» и подает ее ребенку. Со временем, с повторением этой ситуации, ребенок осознанно использует это движение руки как указующий жест.

imageВам будет интересно:Розы: строение цветов, плодов, листьев и корней

Другие важнейшие новообразования младенческого возраста — появление ходьбы и ситуативной речи. Хождение расширяет познаваемое пространство и отдаляет ребенка от взрослого, так как мать уже идет за ним, а не наоборот, как это было раньше.

Речь младенца не структурирована, состоит из не всем понятных звуков и их сочетаний, отдельных слогов, эмоциональна, но по мере развития все более становится средством общения.

Характеристика развития младшего дошкольника (1-3 года)

Личностное и социальное развитие ребенка в раннем детстве идет на основе подражания взрослым и в процессе предметно-речевого общения с ними. Называя и описывая свойства, качества, назначение огромного числа предметов, окружающих ребенка, взрослые развивают у него понимание речи и учат пользоваться ею.

Взрослые обеспечивают ему положительное эмоциональное состояние через удовлетворение потребностей в комфортных условиях проживания, а содержательное общение, защита стимулируют активное познание окружающего. Чувственная поддержка, выражения любви, одобрение поступков формируют самосознание, уверенность в себе, привязанность к взрослым. В противном случае, когда ребенок в этом возрасте лишен близких отношений с родителями, он растет менее послушным, не научается самоконтролю и самодисциплине, у него низкая самооценка.

Начав уверенно ходить, малыш целеустремленно и настойчиво находит и преодолевает всяческие препятствия. Заявление «Я сам!» — это признак формирования силы воли и стремления к освоению пространства. В 1,5 года он уже способен манипулировать добрыми и нежными чувствами к нему, добиваясь от взрослых желаемого, но может проявить жалость и сочувствие, если видит, что кто-то плачет — обнимет, поцелует, погладит.

image

К 3 годам у ребенка развивается потребность в признании его успехов со стороны окружающих. Он чувствителен к одобрению и порицанию. К этому возрасту он приобретает опыт осознания, оценки собственных и чужих достоинств и неудач. Научается соотносить свои силы и возможности с предстоящей задачей.

Основным видом деятельности к концу раннего детства становится предметно-орудийная. То есть ребенок постепенно усваивает назначения предметов и научается правильно пользоваться ими. Это становится основой для развития в дальнейшем игровой и продуктивной деятельности.

Дошкольник 4-7 лет: особенности развития

Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются:

Дистанцирование от взрослого — расширяются границы и круг общения, все более осваиваются правила поведения вне узкого семейного мира. Ребенок старается войти в мир взрослых, но не имеет возможностей, поэтому делает это в играх. Развитие творческого воображения. В художественном творчестве (рисование, конструирование), в сюжетно-ролевых играх ребенок выражает свои потребности в полноценном участии в жизни взрослых. Здесь он воображает себя равноправным членом общества, проигрывает роли, которые в реальности ему еще недоступны: изображает на рисунке себя смелым солдатом, в кукольной сценке исполняет роль куклы-мамы. Контролирующая функция речи. Речь становится для ребенка способом организации, планирования поведения и деятельности. Завершается ее развитие, расширяется тематика общения со взрослыми и сверстниками. Произвольность поведения, вытекающая из желания самостоятельно планировать и осуществлять свои действия.

image

Основные психологические новообразования дошкольного возраста (произвольность поведения и познания, воображение, образное мышление, произвольная память и мышление, осознание себя как отдельной личности) являются фундаментом успешной адаптации к школе.

Кризисные периоды в развитии дошкольника

По мере взросления ребенка дошкольного возраста новообразования вступают в конфликт со старыми, устоявшимися формами поведения и привычками. Появляется необходимость в замене ставших неэффективными способов средовой адаптации, то есть наступает кризисное состояние, конфликт, требующий немедленного разрешения.

Кризисными периодами в дошкольном возрасте психологи считают:

Кризис новорожденности. Ребенок, попадая при рождении во внешнюю среду, вынужден приспосабливаться к новым условиям существования, раздражителям (температура воздуха, воды, свет, множество звуков). Резко меняется тип дыхания и питания. Кризис первого года. Обозначает переход от младенчества к раннему дошкольному возрасту. Стремление к самостоятельности и познанию окружающего вызывают повышенную активность, которая требует разумного сдерживания со стороны взрослых. Это вызывает бурную, порой истерическую, реакцию, протест против ограничений. Ребенок становится неуправляемым, упрямым, деспотичным, агрессивным, противоречивым в своих поступках, но в то же время уже ориентируется не только на физическую помощь, но и на одобрение взрослыми своих действий, ищет его. Происходит разрыв зависимых отношений со взрослыми, однако физических и психологических возможностей самостоятельного существования еще нет. Кризис трех лет. В младшем дошкольном возрасте новообразования в психологической сфере, в физическом развитии приводят к росту волевых качеств, к потребности действовать самостоятельно. Крайние формы кризисных проявлений — негативизм, бунт, своеволие, в чем проявляется потребность в равноправии со взрослыми, в уважении с их стороны. Он требует считаться с его желаниями, чего бы они ни касались, и видит в этом признак «взрослости». Появляются новые вкусы и привязанности, привычки, формы поведения при обесценивании старых. Нередки ссоры с близкими и другими детьми, так как ребенок требует от них исполнения своей воли, не соглашается выполнять из требования. Кризис 6-7 лет. Психологические и личностные новообразования дошкольного возраста делают ребенка внутренне готовым к обучению в школе, формируют чувство взрослости и вызывают потребность демонстрировать это окружающим. Копирование поведения взрослых выливается в манерничание, долгая пауза между просьбой к ребенку и ее исполнением оборачивается непослушанием и упрямством, но критика вызывает слезы и скандалы… Ребенок отвергает «детские» игры и игрушки и стремится участвовать во «взрослых» делах.

Вам будет интересно:Омский колледж торговли, экономики и сервиса: специальности и отзывы

Несомненно, возрастной кризис в дошкольном возрасте — серьезное испытание как для самого ребенка, так и для окружающих. Границы и степень выраженности его размыты, зависят от индивидуальных сроков и особенностей новообразований детей дошкольного возраста.

Психолог советует родителям

Главная задача родителей в кризисные периоды дошкольного возраста — помочь ребенку справиться с негативными переживаниями. Он должен найти в родителях друзей, образец спокойного понимания и помощи.

Итак, родителям следует:

  • Не кричать, не оскорблять, не сравнивать его с «хорошими детьми». Спокойное объяснение причин недовольства взрослых — кратчайший путь к осознанию ребенком своего поведения.
  • Разнообразить и постепенно усложнять любую его деятельность (познавательную, художественную, физическую) с учетом возраста и личных интересов.
  • Также усложнять правила поведения и увеличивать их количество, учитывая дошкольные возрастные новообразования (психологические, личностные, социальные).
  • Стимулировать желание участвовать в общих делах, поддерживать отношения с другими детьми, уважать их мнения.

Важная родительская задача — с раннего возраста формировать у ребенка эмоциональную отзывчивость, привлекая к посильной помощи другим людям.

Заключение

Родители всегда волнуются за здоровье ребенка — и это правильно. Однако в воспитании малыша не всегда учитывается, что он также нуждается не только в заботе и в выражениях родительской любви, но и в уважении, в признании его как автономной личности.

Взрослые должны быть грамотными в выборе воспитательных средств, когда психологические новообразования дошкольного возраста заявляют о себе изменениями в поведении ребенка порой не в лучшую сторону. И здесь уместен совет Фрекен Бок (кто ее не знает!): «Терпение, только терпение!»

Источник

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий