В чем заключается сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Для сбора информации об окружающем мире дети используют доступные им средства: тактильные ощущения, сведения о вкусе, зрение, обоняние. Сенсорное развитие детей раннего возраста – один из самых важных элементов воспитательного процесса. Наладить восприятие мира и дать о нем знания можно при помощи игр или заданий, которые ребенок с интересом будет выполнять. С самого раннего возраста кроха пытается познать мир при помощи органов чувств, важно помочь ему в этом. Благодаря сенсорному восприятию мира развивается мышление, малютка делает первые логические заключения.

image

Естественное развитие сенсорного восприятия

С того момента, как малютка начинает держать головку, он изучает окружающую его обстановку. Делает это он посредством ощущений:

  • запаха;
  • вкуса;
  • цвета.

Примерно в 3-4 месяца кроха начинает хватать предметы руками. С этого момента он начинает использовать для получения информации тактильные ощущения. Родители замечают, что дети начинают тянуться к новым ярким игрушкам, любят трогать погремушки с рельефными ручками. Если малышу вложить любой предмет в руку, то он его потянет ко рту, чтобы получить сведения о вкусе. Родители не верно оценивают это действие, считая, что грудничок просто чешет десна из-за начала периода прорезывания зубов.

Желание понюхать, бросить или попытаться почувствовать вкус любого объекта – неосознанное стремление узнать свойства предмета. Именно этому способствует сенсорное развитие.

image

Несмотря на то, что дети самостоятельно делают первые шаги в получении сенсорных навыков, родителям нужно помогать им в этом деле. Самостоятельно малыши лишь учатся понимать:

  • форму предмета;
  • делать примитивные сравнения.

С помощью родителей они начинают выстраивать логические цепочки к 2-3 годам. Разберем на простых примерах. Мягкие и ярко окрашенные персики – сочные и сладкие, а твердые и зеленые – невкусные. Если на улице светло, то можно играть – наступило утро, а как только потемнело – надо отдыхать, уже вечер и ночь. Благодаря таким выводам кроха начнет делать правильный выбор. Он не будет тянуться к невкусным фруктам, а вечером начнет готовиться ко сну.

Важные периоды развития

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста разделяется на этапы, исходя из количества прожитых ими лет. Степень обучаемости ребенка зависит от успеха прохождения каждой стадии. Ребенку, при получении школьных знаний, помогает умение делать выводы с раннего возраста. Оно развивает его интеллект, помогает сформировать аналитическое мышление.

  1. Для первого года жизни характерно получение знаний посредством ощущений. Кроха занимается наблюдением за объектами, пропавшими в его поле зрения. Важно не включать малышу мультипликационные ленты и рекламные ролики. Альтернатива им – множество объектов с разными формами, цветом. Допустимо использовать движущиеся игрушки. Вне зависимости от пола ребенка, приобретите машинки. Толкая и катая их малютка начинает понимать связь между своими действиями, понимать эффект от них. 
  2. Около трех лет – отличный возраст для усвоения новых знаний. Это время подходит для изучения основных форм предметов, сравнения их величины. Расскажите крохе об основных цветах, научите различать их, называть. Для закрепления знаний подходит простая игра: поручайте ребенку находить среди кучи игрушек необходимую – желтый кубик, синий мяч, зеленый брусок. Главной игрушкой этого периода является конструктор. Из него можно строить, а также сортировать его элементы по цветам, размерам.
  3. После 4 лет формируются сенсорные эталоны. Название фигуры малыш уже связывает со чувственными представлениями. Период подходит для углубления ранее полученных знаний: выделения оттенков цвета, измерения величины предметов, разделения сложных предметных форм на простые.

Вне зависимости от этапа развития необходимо обеспечивать кроху полным набором необходимых игрушек.

Сенсорное восприятие необходимо для нахождения простых причинно-следственных связей. Этим направлением развития должны заниматься не только родители, но и педагоги. Сейчас для дошкольных учреждений разработаны собственные образовательные программы, направленные на получение разнообразных знаний. Детский сад помогает присмотреть за крохой, обучить его, подготовить к школе.

Особенности восприятия у грудничков

Сенсорное развитие детей раннего возраста практически не использует демонстрацию, для этого этапа совсем не подходят игры. Первую информацию кроха получает от мамы, важно наладить с ней тактильный контакт. Кроме осязания, у новорожденного действует обоняние. До трех месяцев он должен проводить больше времени с матерью, постоянно чувствовать ее рядом.

Некоторые родители на этом этапе развития совершают серьезную ошибку – «не приучают ребенка к рукам», запрещают спать вместе со взрослыми и предпочитают искусственное вскармливание естественному. Педагоги не рекомендуют придерживаться радикальных методов воспитания, так как из-за этого малютка недополучает естественные сенсорные навыки.

Психологи считают, что установка ребенку границ способствует отставанию эмоционального созревания. Специалисты сходятся во мнении, что для нормального развития нужно использовать:

  • ежедневный поглаживающий массаж, легкую гимнастику;
  • совместный сон днем или ночью;
  • купание, сочетающееся с ласковыми поглаживаниями;
  • ношение на груди при помощи специальных устройств или частое пребывание на руках.;
  • проявление любви ласковыми объятиями, поцелуями.

Уложите на пеленальный стол отрезы разных тканей: велюра, бархата, шелка, флиса, бязи и фланели. Для воздушных ванн выкладывайте малютку на эти ткани, чтобы он получал первые впечатления от разных поверхностей. До трех месяцев перед малышом помещайте однотонные предметы базовых цветов: красные, желтые, зеленые, синие. С детьми старше 3 месяцев можно заниматься при помощи пальчиковых игр.

Для самостоятельного изучения таким малышам можно дать зеркало, многоцветные игрушки. Совместно рассматривайте вид из окна, наблюдайте за природой на прогулке. Хорошим подспорьем для прохождения начального сенситивного этапа будет специальный коврик, на дугах которого располагаются игрушки, маленькие зеркальца.

Не давайте тяжелое стеклянное зеркало из маминой косметички. В современных развивающих игрушках, с маркировкой «0+», присутствуют собственные зеркала из тонкого пластика. Они дают не такое четкое отражение, но для крохи его будет достаточно.

В течение дня грудничкам будет полезно прослушивать качественную инструментальную музыку. Подбирайте для него легкие классические и современные произведения, исполнение которых не прошло электронную обработку. Книжные магазины на своих полках часто представляют сборники для детей до года. Подобранные композиции благоприятно действовать на ребенка, а на фоне музыки записан звук сердцебиения, напоминающего грудничку о внутриутробном периоде.

Введение прикорма – важный этап развития. Он начинается только с однокомпонентных пюре не только из-за риска аллергических реакций. При правильном введении прикорма, вы помогаете ребенку познать вкус разных продуктов: овощей, фруктов, мяса, круп. Специи, соль, сахар при первом прикорме запрещены.

Что должен знать ребенок от 1 до 3 лет?

Младший дошкольный возраст – лучшее время для развития, так как у крохи отлично развита память. Любую информацию он схватывает на лету. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста достигает своего пика с 2 до 3 лет их жизни. Для этого периода походят методики, основанные на предметном направлении деятельности. До тез лет жизни кроха должен научиться правильно использовать безопасные предметы. До трех лет малыш должен:

  • находить среди многих предметы заданного базового цвета;
  • знать простейшие формы, уметь их различать;
  • с легкостью называть базовые цвета;
  • строить башню из простых кубиков; 
  • понимать отличия в размерах;
  • сортировать игрушки по цветам;
  • выбирать предмет, ориентируясь на его описание (по цвету, форме, размеру);
  • уметь описывать предмет по фактуре (гладкий, шершавый, мягкий);
  • строить модели из конструктора по предложенному образцу.

Игра – один из самых эффективных методов обучения для этого возраста. Родителям важно научить ребенка подходить к игрушкам творчески – использовать их в ролевых играх, выполнять разные задания. Важно давать им образцы, подражая которым кроха будет украшать кукол или строить модели.

В занятия стоит добавить и неосязаемые образы – читать детскую литературу, слушать музыкальные произведения и аудиосказки. Заучивайте с крохой короткие детские стишки, потешки, песни. Проговаривайте вместе фразы из книжек. Эти занятия будут дополнительно развивать речь крохи, пополнять его словарный запас.

Если некоторые задания из списка выше ребенок не может выполнить к трем годам, не нужно расстраиваться. Достаточно в течение нескольких недель большую часть времени заниматься ими, чтобы «подтянуть» знания. Часто достаточно правильно поднести информацию малышу, чтобы он запомнил цвета или формы. С одними детьми обучение происходит легко, если в пример брать кубики или конструктор, а другие запоминают цвета с помощью карандашей или красок.

Некоторые знания могут быть получены очень легко, в таком случае стоит углубить их. Если малютка легко отличает большое от маленького, то можно добавить в сравнение средние по размеру объекты. Для этого возраста наиболее подходит прием демонстрации. Используйте для него: рисунки, кубики, кукол, резиновых зверят.

Развитие в этом возрасте может быть осложнено Нежеланием малыша разговаривать или проблемами с произношением определенных звуков. Если вы чувствуете, что ребенок сейчас не может произнести нужное название, проговаривайте его чаще для запоминания. Занятия, в ходе которых не раз называются цвета и формы, откладываются в памяти ребенка. Позже он продемонстрирует свои знания.

Особенности восприятия дошкольников от 4 до 6 лет

После 4 лет дошкольники начинают постигать свойства окружающих их объектов. Им уже доступны понятия:

  • оттенка;
  • формы;
  • вкуса;
  • качества поверхности;
  • запаха;
  • течения времени.

Как и все сенситивные периоды развития ребенка, этот этап требует участия педагога и родителя. Малыш должен умен обнаруживать характеристики разных объектов, находить их особенности. Важнейшим навыком является сопоставление. Ошибочно считается, что письменный стол необходим только школьникам. В комнате ребенка он должен появиться уже в 4 года, так как крохе нужно место для занятий с пластилином, кинетическим песком, выполнения творческих заданий, игр.

Лексикон малыша должен пополнится прилагательными. С их помощью он будет описывать разные объекты. Рассказ о предмете должен стать более красочным, он должен содержать информацию о:

  • свойствах предмета;
  • способах его использования;
  • сочетании его с другими.

Рассмотрим на примере: красная машинка используется для подражания пожарным. Ее кузов можно наполнить песком, водой, солдатиками. Играть с красивой машинкой можно на улице и дома. Обратите внимание, что большинство методик тестирования дошкольников имеют такое задание среди многих. Если чадо с ним не справиться, то могут возникнуть проблемы с обучением.

Еще один важный сенсорный навык этого периода – умение делить предметы на группы. Для этого возраста не важен цвет объектов, распределение по группам происходит по признакам или способам использования. Занятия можно проводить с тематическими карточками или реальными примерами. Соберите в доме игрушки, посуду, одежду по 3-4 вещи из каждой группы. Попросите малыша разложить их по кучкам. Если задание вызвало затруднения, сократите количество групп до 2.

Закрепить навыки поможет игра «Найди лишнее». Возьмите для нее 6 вещей, 5 из которых будут иметь общее предназначение, а последняя станет лишней. Разложите их перед дошкольником, попросите убрать вещь, которая не может входить в эту группу. Вне зависимости от правильности выполнения, попросите чадо объяснить свое решение. Проговаривая его он сможет построить логическую цепочку, научится делать выводы.

Развитие сенсорных навыков не должно быть хаотичным. Большинство родителей не могут самостоятельно обеспечить регулярные занятия, поэтому важно своевременно начать посещать детский сад или другое учреждение образования.

Занятия могут содержать простую информацию о химических реакциях, физических явлениях, истории. Современные образовательные программы построены так, что дошкольники перед первым классом уже обладают базовым багажом знаний. Рассказывать стоит об истории разных праздников, природных явлениях, свойствах разных материалов (глина, песок, камень).

Какие игры можно использовать для развития дошкольников?

Кроме описанных выше игр, во время развивающих занятий можно использовать и другие. Несколько примеров:

  1. Канцелярские магазины продают по доступной цене счетные палочки, обязательно приобретите их для дома. Хорошо, если они будут иметь разные цвета. Палочки можно пересчитывать, выкладывать ими разные фигуры, сортировать по цветам. Старайтесь комментировать все действия. Хвалите за правильно выполненное задание, не ругайте ребенка за ошибки. Наводящими вопросами правильно направляйте его.
  2. Для следующей игры из картона вырежьте несколько цветков и бабочек, чтобы они образовывали пары одного оттенка. Используйте только базовые цвета. Попросите ребенка составить пары из хаотично разложенных растений, бабочек.
  3. Ищите пары среди игрушек. Вырежьте из картона простые формы: квадрат, треугольник овал, круг. Попросите к каждой фигуре найти похожую на нее игрушку.
  4. Сшейте из плотной ткани мешочек. Положите в него несколько небольших фигур с разными качествами поверхности, формами. Попросите ребенка опустить внутрь мешка руку, не вытаскивая ее, он должен найти загаданный объект.
  5. Для следующей игры вам понадобится несколько простых воздушных шариков, а также наполнители для них. Они должны быть разными по форме: мука, вода, фасоль, колотый горох, гречка, овсяные хлопья, пшено. По два шарика наполните одинаковыми крупами, завяжите их. Важно, чтобы они были разного цвета, так ребенок будет основываться на своих ощущениях. Попросите кроху пощупать шарики, чтобы найти пары.

Это всего лишь несколько примеров, которые можно осуществить для обучения детей младшего возраста дома. Материалы для занятий можно встретить на полках многих книжных или детских магазинов. Обязательно пользуйтесь карточками, окружающими вещами, подручными материалами. Знания закрепить можно с помощью практических творческих заданий – выполнения аппликаций, лепки, рисования. Важно поэтапно пройти все сенситивные периоды развития ребенка, чтобы облегчить ему обучение в школе.

[mrp postnumb=4]

Категория: Конспекты занятий в детском саду

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)

«Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

«Складывание матрешки с двумя вкладышами»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

Методические приемы:показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

«Закрой окошки»

Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.

«Найди такой же»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы

«Оденем куклу»

Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

«Разложи по коробочкам»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

«Подбери крышку к коробочке»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.

«Палочки цветные»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов ( по 10 каждого цвета ).

Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.

«Цветные мячики»

Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.

Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета ( красного) в одну корзину, а мячи другого ( желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.

«Ленточки для кукол»

Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.

Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.

«Привяжем к шарику ниточку»

Цель: группирование предметов по цвету.

Дидактический материал:разноцветные кружочки (овалы) , палочки таких же цветов.

Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.

«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец

Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.

«Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.

Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.

Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко.

«Веселый грузовик»

Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры ( круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.

«Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»

Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.

Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.

Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.

Игры с прищепками

«Солнышко»

Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

«Ежик»

Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.

Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.

«Разноцветные человечки»

Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.

Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.

«Забавные прищепки»

Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.

«Найди подходящую заплатку»

Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры(плоскостные и объемные).

Дидактический материал: геометрические фигуры.

Методические приемы:воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.

Игры на сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста (3-4года)

«Укрась бабочку»

«Почини одежду зайчатам»

«Большие и маленькие мячики».

« Спрячь мышку»

Игра «Спрячь мышку» второй вариант

Игры с бельевыми прищепками

Полянка

Игра-шнуровка

«Светофор», «Мишка»

Подбери чашки к блюдцам

Бусы

«Разложи фигуры по местам!»

«Найди окошко для фигурки»

Игра «Волшебный мешочек»

Игра «Назови свойства материалов»

«Выложи орнамент»

Игра «Собери игрушку»

Игра «Картинка из фигур»

Игра «Чередование флажков»

❓Нужно ли ребенку сенсорное развитие?

«Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – необходимое условие его конструктивной деятельности». ❓Что стоит за этим красивым словом❓

?В 3 месяца появляются первые неправильные движения руки к игрушке, ребенок отводит руки до плеча. Ребенок начинает ощупывать собственные ладошки или предметы. Иногда захватывает и удерживает игрушку. Это есть начало сенсорного развития. Начинается второй, осязательный этап сенсорного развития.

?К 4 месяцам ребенок захватывает, ощупывает, рассматривает и перекладывает в руках игрушку, низко висящую над ним, узнает «знакомую» игрушку. Находит глазами невидимый источник звука (звонящий телефон, дверной звонок, радио). Рассматривает руку. Четче видит и наслаждается яркими красками. Фиксирует движущийся предмет.

?В 5 месяцев ребенок овладевает полным объемом движений рук: он берет игрушку из рук взрослого, захватывает ее двумя руками, тянет ее в рот. Также тянет в рот предметы, руки и ноги. Играет с пальцами ног. Начинает тянуться за предметами, координируя движения глаз и рук. Так начинается третий, координационный этап сенсорного развития ребенка.

?В 6 и 7 месяцев ребенок может долго рассматривать, изучать и перекладывать в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку. Он начинает изучать свойства предметов и причинно-следственную связь.

?К 8му месяцу ребенок уже хорошо вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими. Начинает подражать действиям взрослых с игрушками (катает, стучит, вынимает и т.д.).

?С 9 месяцев ребенок берет мелкие предметы двумя пальцами («пинцетный захват»), начинает складывать пирамидку, действует с предметами, в зависимости от свойств (катает, открывает, гремит и прочее), выбрасывает игрушки на пол, кивает. Захват предметов двумя пальцами. Может установить кубик на кубик.

?И хотя производители мелких предметов пишут на упаковке возраст от 3 лет, тем не менее, именно возраст до 3 лет является наиболее важным для контакта с мелкими предметами и необходимым для стимуляции пинцетного захвата и нормального сенсорного развития, а также навыков сравнения, сортировки и группировки – важнейших мыслительных операций.

?Очень важно в период максимального сенсорного развития не давать ребенку в руку плоский планшет. Как бы Вы не радовались тому, что ребенок складывает в 1,5 года паззлы на планшете, знайте, что это происходит за счет и в ущерб сенсорному развитию.

☺️Будьте счастливы и получайте удовольствие от сенсорных игр с Вашими детьми!

❗️Напомню, что ранее я писала о задержке речи, о вреде планшета, об аутизме, о детях с синдромом Дауна и о неврологическом развитии недоношенных детей.

Сенсорное развитие ребенка – первый кирпичик фундамента, на котором формируются умственные способности детей, закладывается основа воображения, внимания, памяти, наблюдательности. В дальнейшем это помогает совершенствовать знания об окружающем мире, способствует успешному освоению школьной программы.

Слово «сенсорика» на латинском звучит как sensus – восприятие. С самого рождения кроха учиться познавать мир, окружающую его среду. Делает он это с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Они помогают ребенку распознавать форму предметов, их количество, размер, объем, цвет, расстояние до них.

Когда начинать развивать сенсорное развитие детей дошкольного возраста?

Это следует делать как можно раньше, лучше – с самого рождения. В первые 3 года жизни идет бурное формирование психического и физического развития. Чем лучше малыш научится понимать и воспринимать все, что его окружает, тем выше будут его интеллектуальные способности и легче даваться обучение в саду и школе.

Сенсорное развитие ребенка от 0 до 1 года

Во время объятий, поглаживаний, массажа, зарядки, купания происходит совершенствование тактильных ощущений. Еще этому способствуют такие игры с малышом, как «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона кашу варила», «Кую-кую ножку» и многие другие.

Вводя тот или иной прикорм (в соответствии с возрастом и рекомендациями педиатра), расширяются вкусовые ощущения.

Читайте также:

Какие игрушки нужны детям до года

Развивающие игры для детей до 3 лет

Сенсорное развитие у детей от 1 года до 6 лет

В этом возрасте игровая деятельность должна усложняться.

Игры на тактильные ощущения и мелкую моторику рук:

Читайте также:

Кинетический песок для детей — чудная забава

Занятия по методике Монтессори

Занятие для детей «Грибная поляна»

Игры для усвоения формы, размера и цвета:

Сенсорное развитие дошкольников

Объясняйте такие понятия, как близко и далеко, лево и право, впереди и сзади, над и под и т. п. Это совершенствует пространственные представления. Например, в процессе игры сказать ребенку «Поставь слева машинку», или «Возьми сзади мяч».

Для различения неречевых звуков нужно включать музыку или звучание отдельных инструментов. Прислушиваться на прогулке к шелесту листвы, пению птиц, шороху шин. Даже во время приготовления еды можно обратить внимание на работающий миксер, шум льющейся воды из крана, шипение и свист кипящего чайника.

Игрушки для сенсорного развития своими руками

Сенсорное развитие ребенка не обязывает покупать дорогие игрушки или пособия. Очень многое можно использовать из повседневной жизни. Предметы и вещи, которые нас окружают, вполне могут быть не хуже специальных. Только от самих родителей, их заинтересованности, желания и фантазии зависит успех в раскрытии потенциала сына или дочери!

Читайте также:

Игры для обучения счету малышей

Игры для развития речи

Кубики Зайцева — достоинства и недостатки методики обучения

Что мы знаем о сенсорном развитии детей и почему так важно приступать к нему, когда ребёнку 3-4 года? Начнём с того, что сенсорное развитие — это активное совершенствование восприятия и представлений как об отдельных элементах, так и о целом окружающем мире.

Что нужно знать о сенсорном воспитании

С раннего детства кроху нужно обучать вслушиваться в звуки, всматриваться в происходящие явления, ощупывать предметы, таким образом формируя у него перцептивные действия.

Стоит понимать, что научить ребёнка обследовать предмет путём визуального и осязательного знакомства с ним недостаточно. Чтобы понять особенности предмета до конца, ему нужно будет научиться соотносить его качества и imageсвойства с качествами и свойствами других предметов.

Для того чтобы ребёнок научился выявлять качества и соотносить их с качествами других предметов, ему понадобятся мерки — так называемые эталоны, сложившиеся исторически.

В рамках сенсорного воспитания будет происходить активное сенсорное развитие, кроме того, ребёнок научится познавать мир через личный чувственный опыт. Во многом эффективность физического и умственного воспитания связана с уровнем сенсорного развития ребёнка, то есть зависит от его способности слышать, осязать и видеть всё вокруг.

Почему нужно начинать заниматься с младшими дошкольниками

В каждом возрасте дети проявляют большую или меньшую чувствительность к разного рода воздействиям. Чем младше ребёнок, тем важнее для него чувственный опыт. В раннем дошкольном возрасте для малышей очень важно научиться знакомиться с основными свойствами предметов. Именно этот возраст считается самым подходящим для активного сенсорного imageразвития.

Специалисты уверены, что сенсорное развитие с совершенствованием функциональности органов чувств и накоплением сведений об окружающей среде в раннем возрасте имеет наиболее благоприятные прогнозы.

Можно даже сказать более: сенсорное развитие детей в возрасте 3-4 лет с целью повышения уровня интеллектуального развития — это неотъемлемая часть дошкольного воспитания. Ещё Л.А. Венгером была разработана программа по сенсорному воспитанию младших дошкольников с использованием дидактических игр, о которых подробнее будет сказано ниже. Большая часть этих игр направлена на совершенствование навыков восприятия предметов с учетом их свойств.

О пользе дидактических игр

В основе дидактических игр лежат сформированные представления о действиях с предметами и игрушками. Можно отметить, что игры помогают в обучении детей и строятся на применении всевозможных игровых приёмов.

В качестве игрового метода обучения дидактическая игра может быть рассмотрена как игровое занятие либо непосредственно игра. Главное отличие вариантов imageзаключается в ведущей роли воспитателя: в первом случае он активно использует разнообразные игровые приёмы и хитрости для поддержания интереса детей, сопровождаемые указаниями, вопросами, демонстрацией, а в рамках игры у воспитателя появляется возможность донести до детей знания, сформировать представления, а также увлечь их игрой и научить простым игровым действиям.

В основу дидактической игры ложатся сформированные представления о построении игрового сюжета, о всевозможных игровых действиях с использованием предметов. Крайне важно, чтобы со временем были созданы условия для транспортировки представлений и знаний в игры без участия взрослых.

Что нужно знать о сенсорных эталонах

Нет никакой необходимости прививать детям навыки работы с сенсорными эталонами раньше 3-4 лет. Определённая подготовительная работа в этом направлении может вестись, но не более. Главное, чтобы при достижении младшего дошкольного возраста дети были способны усваивать основные сенсорные эталоны, группируя imageсвойства предметов.

Сенсорное и эстетическое развитие тесно связаны между собой. Ребёнку, с лёгкостью разбирающемуся в звуках, цветах и запахах, доставит удовольствие наблюдать за особенностями окружающего мира, получая заряд бодрости и энергии от процесса. Если опыт сенсорного развития минимален, то и воображение окажется весьма скудным. Гармоничное интеллектуальное развитие не может проходить без развития восприятия, и это нормально.

Что касается роли сенсорного развития в судьбе каждого ребёнка, то она настолько значима, что средствам и методам сенсорного воспитания младших дошкольников в детском саду стоит уделить особое внимание.

В дошкольном возрасте дети познают явления природы, обучаются азам грамоты и математики. Результатов в этом процессе можно будет достичь исключительно после овладения знаниями о свойствах предметов, причём как внутренних, так и внешних. Так, например, чтобы срисовать обычный предмет с картинки, малышу нужно будет проанализировать его размеры, форму, цвет и прочие признаки.

То же касается и конструирования. Конструировать у детей 3-4 лет получится только после того, как они научатся исследовать признаки предметов, соотносить свойства материала для работы со свойствами образца. Неумение ориентироваться во внешних свойствах предметов станет основной imageпричиной неспособности получения объективных представлений о природе, как живой, так и неживой.

Дети младшего дошкольного возраста учатся усваивать сенсорные эталоны в течение длительного времени, и результатом вовсе не будет считаться способность называть свойства предметов или объектов. Говорить о том, что процесс усвоения прошел гладко, можно будет лишь в том случае, когда ребёнок научится пользоваться чёткими представлениями об особенностях каждого свойства и сможет их применять для анализа.

Задачи сенсорного воспитания

Дошкольника 3-4 лет нужно обучать действиям, которые помогут ему понять простую истину: умение определять внешние признаки напрямую влияет на итоговую деятельность. Именно поэтому так важно, чтобы работа с дошкольниками была построена на imageпрактических действиях, позволяющих изучить форму предметов с называнием её и выявлением.

Со временем малыши 3-4 лет научатся справляться с вычленением формы зрительно, делая всё больше и больше успехов, пользуясь методом примеривания. Продолжительное использование метода примеривания позволит малышу отточить навык зрительного восприятия формы с возможностью её вычленения из предметов и последующим соотношением с формой остальных предметов.

Конструирование для дошкольников 3-4 лет — одна из наиболее продуктивных деятельностей, стимулирующих сенсорное развитие. Осуществлять сенсорные процессы в этом случае можно будет в рамках самой деятельности, а не за её границами, таким образом раскрывая новые возможности для развития сенсорики дошкольников без ограничений.

В процессе конструирования малыши учатся выделять не только внешние признаки предметов, но и совершенствуют практические и познавательные действия. У малышей, с которыми в возрасте 3-4 лет регулярно занимаются конструированием, хорошо развита способность зрительного восприятияimage предмета с возможностью его разбора на детали и последующего сбора в модель.

Как уже упоминалось выше, основной вид деятельности детей до 3-4 лет — это игра. Именно игра ускоряет познавательное и сенсорное развитие. Важно, чтобы взрослые поработали над расширением кругозора дошкольника, создавая условия для его развития. Игры, направленные на сенсорное воспитание, должны быть увлекательными для дошкольников, позволяющими незаметно для них усваивать нужный материал и получать богатый чувственный опыт.

Как развивать двигательную и зрительную память

В возрасте 3-4 лет концентрация внимания у детей становится заметно выше. Малыши удерживают внимание на определённой деятельности нужное время, способны запоминать названия геометрических форм, данные о растениях, животных, насекомых и птицах. Это означает, что дидактические игры, направленные на развитие сенсорики, должны стать более продуктивными.

  1. Интересный вариант игры — с тремя (со временем можно увеличить до пяти) предметами. Лучше будет взять мелкие предметы или игрушки. Например, это может быть грецкий орех, кофейное зерно и конфета. Каждый из предметов нужно будет поместить в три разные ёмкости, например в чашки разной imageрасцветки и формы, в носки, в шкатулки или коробочки. Задача для ребёнка — спустя несколько минут вспомнить, какой предмет находится в какой ёмкости. В процессе игры будет развиваться не только зрительная память, но и мелкая моторика рук.
  2. Необычный вариант игры — на основе картонной заготовки и прищепок. Например, вместе с малышом можно вырезать круг из жёлтого картона (либо из белого, после чего закрасить его жёлтым цветом). В качестве образца крохе нужно будет предложить солнце с 7-8 лучами. Имея прищепки под рукой, ребёнок должен будет прикрепить к импровизированной основе для солнца такое же количество лучей, как и на образце. В ходе игры будут развиваться понятие интервала, моторика, зрительная память и навыки счёта.
  3. Простой и интересный вариант игры для развития сенсорики ребёнка 3-4 лет — кегли. Если есть игрушечные кегли — это отлично. Если нет, сделать их можно своими руками из подручных предметов, например пластиковых бутылок, банок или пакетов из-под сока.

Как развивать слуховую и словесно-логическую память

В 3-4 года речь детей становится более совершенной, словарный запас из пассивного переходит в активный, поэтому использовать разные новые слова в общении доставляет им особое удовольствие. В этом же возрасте малыши увлекаются книгами, ежедневно упрашивая родителей почитать им любимые сказки и рассказы. Учитывая такие изменения в развитии крохи, следует подобрать соответствующие дидактические игры, способствующие развитию сенсорики:

  1. Интересная игра — «Закончи слово». Ребёнку предлагают несколько слов из определённой категории, которые он должен будет закончить. Так, например, в категории «фрукты» это могут быть слова «ябло(ко)», «вино(град)», «ар(буз)» и пр. Таким же образом можно предложить дошкольнику закончить слова из категории «птицы», «животные», «игрушки» и пр. В процессе игры будет совершенствоваться внимательность и логическое мышление ребёнка. Кроме того, дошкольник научится разделять слова на слоги.
  2. Сенсорное развитие слуховой памяти стимулирует игра, построенная на извлечении звуков из разных предметов. Для того чтобы начать игру, потребуется собрать 5-7 предметов из разных материалов, после чего постучать по ним в присутствии ребёнка чайной ложечкой. Суть задания заключается в том, чтобы кроха научился определять источник звука не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.
  3. Для младших дошкольников подойдёт игра с использованием парных сочетаний гласных и согласных звуков. Для того чтобы начать играть, нужно будет подготовить карточки с парными буквами, уложенные в непрозрачный мешок. Ребёнку предлагают вытаскивать карточки по одной, после чего придумывать пары слов на каждую из букв. Если кроха пока не знаком с буквами, озвучивать ему их может ведущий игры.

Как и для чего расширять кругозор у детей

В 3-4 года ребёнок, сенсорное развитие которого проходит нормально, уже должен иметь чёткие представления об основных природных явлениях. Так, например, малыш должен понимать, чем весна отличается от лета, а зима от весны. Малыш должен знать и различать фрукты и овощи, называть деревья и животных, разбираться во времени суток.

Добиться расширения кругозора можно только путём постоянного общения с ребёнком в возрасте 3-4 лет. Во время прогулки, дома, в гостях взрослые должны разговаривать с крохой, объясняя ему суть простых и сложных явлений природы, делая акценты на времени суток, на поведении людей в разное время дня, на типе трапезы (завтрак, обед или ужин) и пр.

Кроме того, в возрасте 3-4 лет уже можно практиковать с малышом, в том числе и во время прогулки, развитие навыков счёта, считая всё, что попадается на пути, начиная от деревьев и заканчивая вагонами в трамвае или лапами у щенка.

В заключение отметим, что дидактические игры, направленные на  сенсорное развитие ребёнка, могут быть разными, как простыми, так и более сложными, и совсем не обязательно для того, чтобы играть с крохой и развивать его основные способности, понадобятся дорогие и редкие игрушки.

Использовать для игр можно подручные предметы, главное — это мотивация и интерес малыша, которые взрослые должны будут поддерживать на протяжении всего познавательного возраста личной заинтересованностью процессом и адекватной похвалой. Нельзя отпускать на самотёк процесс развития малыша с раннего возраста. Важно уделять крохе внимание каждый день и каждый час.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий